5;16). «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5;13). Катехизатор в своей личной жизни должен стараться реализовывать те заповеди, которые он проповедует людям. Если мы по немощи, неразумию, греховному навыку или еще по какой-нибудь причине все же впали в грех, то необходимо встать, исправиться, принести посильное покаяние. Авва Сисой Великий на вопросы учеников, сколько нужно времени каяться согрешившему человеку, говорил: «Три года? – спрашивали его ученики, он отвечал – Жестоко слово сие! – Значит год? – И этого много! – отвечал Святой, – Наверное, полгода будет достаточно? – вновь задавали ему вопрос ученики, на что Старец ответил – Верю Богу моему, что и три дня истинного покаяния достаточно бывает для прощения!» («Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова) . Известно, что перед впадением в грех диавол представляет Бога человеколюбивым, а после внушает, что Бог никогда не простит человека, чрез что вводит христианина в уныние и отчаяние, которые губят окончательно человека, ибо являются смертными грехами. «Мы же восстахом и исправихомся», – воспевает царь и пророк Давид (Псалом 19, стих 9). Катехизатор с особым усилием должен устремляться к совершенству христианской жизни, которое заключается по слову преподобного Никодима Святогорца «в теснейшем единении с Богом» («Невидимая брань»). Катехизатор должен пережить опытно полноту жизни по Заповедям Божиим и постараться привести людей к радости Богообщения. «Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши» – «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15;19). Наша задача в этом и состоит – способствовать людям в деле спасения, а не закрывать для них эти двери, как это делали фарисеи: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.» (Матф. 23;13). Заключить сегодняшнюю лекцию хочется словами апостола Павла, которые дают точную характеристику главной добродетели христианина (вопрос читателям – а что это за добродетель?) : «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

5:22 – 6:2 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Вопросы к зачету 1. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства. 2. Закон и Домостроительство спасения (3:1 – 25). 3. Христианская свобода и ее соотношение с нравственность. Приложения Приложение 1. Общие сведения о Послании ап. Павла к Галатам Авторство Послания Послание к галатам открывается приветствием ап. Павлом своих адресатов. Это Послание было написано апостолом собственноручно (см. Гал. 6:11 ), а не продиктовано секретарю. «Из всех посланий Павла аутентичность Послания к галатам меньше всего вызывала сомнения. Она столь очевидна, что только самые радикальные критики подвергли ее сомнению» (Гатри). Адресаты Послания Послание адресовано «церквам Галатийским». Однако в науке нет однозначного ответа, кто именно те галаты, к которым ап. Павел обращает свое Послание. Все комментаторы вплоть до XIX в. считали, что под Галатией здесь понимается страна Галатия, лежавшая в центре Малой Азии и граничившая с Пафлагонией, Понтом, Каппадокией, Ликаонией, Фригией и Вифинией и получившая название от своих обитателей – галатов (так греки называли восточных кельтов, переселившихся в эту область в III в. до Р.Х.). Впервые ап. Павел посетил эту область во время своего второго путешествия ( Деян. 16:6 ). Второй раз ап. Павел проповедовал в этой области во время своего третьего путешествия ( Деян. 18:23 ). Именно эту область и называет Галатий ев. Лука в книге Деяний. Этой так называемой «северо – галатийской теории» придерживается и подавляющее большинство исследователей (Аверкий, Кассиан, Лопухин).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5) Что сказал Бог Моисею из среды куста, и как Моисей отвечал ему? 6) Какие знамения дал Господь Моисею, чтобы люди поверили, что он послан Самим Богом? 7) Кого Бог дал Моисею в помощники? Чудеса Моисея перед Фараоном и казни, поразившие египтян. Этой истории дети ранее не учили и потому я сама буду им ее рассказывать. Моисей исполнил повеление Божие. Он простился с Иофором, тестем своим, с женою и детьми и отправился в Египет. У горы Хорив Моисей встретил Аарона. Моисей открыл брату своему о высоком служении, к которому призвал их Господь. Пришедши в Египет, они собрали всех старейшин народа израильского; Аарон пересказал им все, что говорил Бог Моисею, а Моисей сделал знамения перед глазами народа; народ поверил им и прославил Господа, призревшего на его страдания. Потом они явились к Фараону и сказали: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне и принес жертвы». Но Фараон отвечал: «Кто такой Господь, чтобы я послушался Его. Я не знаю Его и не отпущу израильтян». Фараон велел еще больше обременять евреев работой; так он приказал: не давать израильтянам соломы, которая у египтян употреблялась, как цемент, для большей прочности глиняных кирпичей, а вместе с тем требовать, чтобы они в день делали такое же число кирпичей, как и прежде. «Они», говорил он, «праздны, потому и кричат: мы пойдем принесем жертву нашему Богу». Израильтяне испугались новых трудов и стали роптать на Моисея и Аарона. Тогда Моисей обратился к Богу с молитвой, и Бог повелел ему с Аароном опять идти к Фараону и настоятельно требовать, чтобы он отпустил израильтян. Тогда пошли они к Фараону и требовали именем Божиим, чтобы он отпустил израильтян, и при этом, в доказательство того, что Сам Бог послал их, Аарон бросил жезл свой и он сделался змеем. Призвал Фараон своих мудрецов и чародеев, и они совершили подобное чудо: бросали свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их. Ожесточилось сердце Фараона, и он не послушал Моисея и Аарона, не отпустил израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

8. Непостижимость пути и Промысла Божия (11:33 – 36) Отношение к властям 1. Христианин должен быть законопослушным Власть – божественное установление, нет власти не от Бога» (13:1) «....Апостол употребил не предлог π (от), а предлог π (под). Далее он пишет, что власть всего лишь служанка Божия ( Рим. 13:4 ). И это в ситуации, когда население Римской империи обожествляло власть и ее носителей, апостол ненавязчиво полемизирует с таким языческим заблуждением и указывает «власти» ее место служанки. Если она добросовестно несет свою обязанность исполнять волю Бога, как своего господина, то и наша совесть должна подвигать нас на послушание ей» ( Рим. 13:5 ) (см.: Архим. Ианнуарий (Ивлиев) . Церковь Христова в посланиях апостола Павла Православное учение о Церкви. Богословская конференция Русской Православной Церкви. М., 2003. С. 33) 2. Начальник поставлен наказывать делающих злое и поощрять делающих доброе III. Практические наставления. Вопрос о «немощных в вере» (13:8 – 15) 1. «Любовь есть исполнение закона» (13:10) а) немощного в вере принимайте без споров о мнениях (14:1) б) вопрос о пище не принципиальный вопрос, не относящийся напрямую к спасению. «Царствие Божие не пиша и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (14:9) в) в таких вопросах следует уступать немощным. Чтобы не подавать соблазна, следует пойти на жертвы, «лучше не есть мяса, не пить вина и не (делать) ничего (такого), отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (14:21) (ср.: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» – 1Кор. 8:13 ) 2. Уступая немощным, человек подражает Христу. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (15:1 – 3). (ср. Гал. 6:1 – 2 ) Стихи для узнавания Рим. 1:16 – 18 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что (оно) есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, (потом) и Еллину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9. Ответ на 4, учитель: Коммунизм строили, когда синие куры были , а где их теперь возьмешь? Теперь только методичка " Православие " , так а другой и нет никакой методички-то. Товарищей Сталина и Ленина нет теперь , чтоб для трудового народа новые методички писать. В нашем классе, до второго, октябренок был один, находясь на парте задней. Иногда он на уроках пил чернила, озоруя. Так в тарелке октябренка синими не только куры, но и каша, и подлива, макароны и печенка, творог даже со сметаной, голубцы и запеканки, и котлеты с колбасой, и, само-собой, компоты в кружках - были, были, были, были! 8. Ответ на 4, учитель: Коммунизм строили, когда синие куры были , ((( В том и дело , что тех курей сейчас нет. Сейчас вся " живность " быстро -быстро выращивается на химикатах и гормонах .. и прочих антибиотиках. Сейчас поголовье скота в 3 ( три! ) раза меньше , чем тогда. Поскольку на химии привесы впятеро больше. Но эти куры( сейчас ) и любое прочее мясо - искуственное.. " пластмассовое " . О! .. где те куры начала 80-х ! настоящие 7. Есть и другая версия, не конспирологическая - у сотрудников телеканала " Спас " есть христианская совесть. Они допустили ошибку и принесли публичные извинения. А РНЛ продолжает транслировать недостоверную информацию: Степанов теперь заявляет " только картина «Давид и Голиаф» демонстрируется " , так и не прочитав заявление настоятеля Феодоровского собора о том, что этой картины на выставке нет. Налицо незнание (или сознательное нарушение?) Закона РФ N 2124-1 " О средствах массовой информации " : " Журналист обязан: ... проверять достоверность сообщаемой им информации " . Так что именно из-за РНЛ, а не из-за какого-то звонка и пришлось извиняться " Спасу " . Нельзя бороться за правду, используя при этом ложь. Или, говоря словами Спасителя: " И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: " дай, я выну сучок из глаза твоего " , а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. " (Мф. 7,3-5).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/14/gl...

B. Цель нашего избрания (1:4 – 12) Г. Тема искупления кровью Христа 2. Учение Послания о Христе 3. О Божественном достоинстве Христа А. Участник Предвечного совета (1:3 – 5) Б. «Превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (1:21 – 22) В. От Него «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (3:15) Г. Глава мироздания (1:10) и создатель всего (3:9) Д. Во Христе истина (4:21) 4. О Христе как нашем Спасителе и Главе Церкви А. Нет прямого указания на Воплощение, но говорится об исполнении предвечного предопределения во Христе в «устроении полноты времен» (1:10), об искуплении нас кровью, пролитой на Кресте (1:7; 2:13) Б. Воскрес из мертвых (1:20) В. Христос – творец нового творения (2:10) Г. Глава Церкви (1:10; 1:22; 4:15) Д. Спаситель тела (Церкви) (5:23) E. Возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу (5:2) Ж. Возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (5:25 – 26) 5. О значении жертвы Христа для верующих А. Создатель единства и примиритель верующих с Богом (2:11 – 18; 3:6) Б. Христос «вселяется» в верующих (3:17) В. Исполняет верующих «полнотою Божиею» (3:19) Г. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (4:7) Д. Христос научил нас всему (4:21) Е. Облекает в нового человека (4:24) Ж. Верующие должны вырасти «в меру полного возраста Христова» (4:13) З. Просвешает (5:14) 6. Совершенность спасения во Христе. Актуальная (реализованная) эсхатология А. Употребление грамматических форм аориста (во Христе мы сделались наследниками (1:11); Бог нас ожитворил, воскресил, посадил на небесах во Христе (2:56)) и перфекта ( «благодатью вы спасены» (2:4)) Б. «Через Него» мы имеем доступ к отцу (2:18) В. Это тайна, сокрытая от века и явленная «в последние дни» для всего человечества Г. Возможность достижения этого через Церковь (3:8 – 12; 3:21) Экклесиология Послання 1. Вторая молитва . Тема Церкви (1:15 – 23) А. Основание Церкви во Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (3:21 – 5:11) 1. Смерть (умилостивительная жертва) (3:25) и воскресение (4:25) Христа как наше оправдание διχαιοοη – оправдание, провозглашение праведным, признание праведным, признание или провозглашение невиновным, т. е. не заслуживающим наказания; διχαιοοη – праведность, справедливость, законность, правда Правда Божия явилась во Христе независимо от закона. Мы оправдываемся не законом дел, а законом веры (3:27). Таким образом, спасение открывается всем – и иудеям, и язычникам 2. Пример Авраама (4:1 – 25) а) Авраам был оправдан по вере, а не по делам. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим. 4:3 ; Быт. 15:6 ) б) оправдание Авраама предшествовало обрезанию. Знак обрезания он получил, (как) печать праведности через веру, которую (имел) в необрезании» ( Рим. 4:11 ) в) Авраам получил обетование от Бога независимо от закона (4:13). (Обетование, что Бог сделает его отцом многих народов) г) вера Авраама и христианская вера. Как Авраам поверил, что Бог, «животворящий мертвых», силен произвести из «омертвелой» утробы Сарры жизнь, так и мы, веруем «в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4:24 – 25) Оправдавшись верою, мы примиряемся с Богом и получаем доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (5:1 – 11) Семинар 12. Рим. 5 – 8 Домашнее задание 1. Кратко изложите толкования церковной экзегезы на Рим. 5:12 (см. Приложения). 2. Как ап. Павел понимает крещение и его последствия для христианина? 3. Найдите в Рим. 8 цитаты об участии Святого Духа в деле спасения. План семинара Христос и Адам (5:12 – 21) 1. «Как преступлением одного человека (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни» (5:18) 2. Три святоотеческих толкования стиха 5:12 (см. Приложения), «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Oc. 2:23. И посею ее для себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «Ты Мой народ», а он скажет. «Ты мой Бог!» 2. Ветхозаветные обетования Израилю переходят на Церковь Христову, призванную из язычников ( 1Петр. 2:9 – 10 ). См. комментарий блж. Феофилакта на 1Петр. 2:9 – 10 3. Соотношение царственного священства всех христиан и пастырского служения в Церкви, Апостол Петр. обращает свой призыв (2:4 – 10 и след.) ко всем христианам. Но отдельно он говорит о священниках – пастырях, которые должны подавать пример стаду, руководить верными; остальные должны оказывать им послушание ( 1Петр. 5:1 – 5 ) V. О сошествии Господа во ад (3:18 – 20; 4:6) 1. Кому проповедовал Спаситель в аду (3:19 – 20)? 2. Плоды благовестия в аду (4:6)? (См. приложение 5) VI. Смысл страданий по 1 Петр. (1:6 – 11; 2:19 – 24; 3:13 – 19; 4:1 – 3, 12 – 19) 1. Польза от страданий (=Искушений) – возрастание в вере (1:6 – 11) ....Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота ( 1Петр. 1:7 ) 2. Терпение несправедливых скорбей, по примеру Самого Христа – признак стояния христианина в благодати (2:19 – 24; 3:16 – 19; 4:12 – 14) Ибо это благодать, если кто по совести ради Боа переносит скорби, страдая несправедливо ( 1Петр. 2:19 ) – перевод еп. Кассиана 3. Скорби – лекарство от страстей (4:1 – 3) Страдающий плотью перестает грешить ( 1Петр. 4:1 ) 4. Блаженство гонимых за само имя «христианин» (3:13 – 17; 4:15 – 19) Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас ( 1Петр. 4:14 ) Отношение христиан к властям (2:13 – 3:7) 1. Иерархия в человеческом обществе – это Божественное установление (2:13) а) иерархия в государстве (2:13 – 17) б) господа и рабы (2:18 – 20) в) иерархическое устройство семьи (3:1 – 7) 2. Лояльность к власти и семейные добродетели – апология христиан среди языческого мира. ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (2:15) жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (3:1 – 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

     В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин уделил особое внимание вопросам нравственного воспитания молодежи и помощи благотворительным организациям. В эксклюзивном интервью «Известиям» митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о роли и участии Русской Православной Церкви в решении поставленных президентом задач. — Президент среди основных задач назвал сохранение нравственных ценностей общества наряду с качественным образованием. Как Церковь может способствовать реализации этих задач? Чего не хватает сегодняшней молодежи? — Очень важно, что Владимир Владимирович отметил неразрывную связь нравственности с жизнеспособностью общества. Можно бесконечно совершенствовать программы и методики обучения детей и юношества, давать им самые передовые знания, но если не воспитывать при этом приверженность высоким этическим ценностям — усилия будут потрачены впустую. В Библии можно найти такое благопожелание: «Милость и истина да не оставляют тебя» (Прит. 3:3). Тут идет речь о сочетании чуткости сердечной с интеллектуальной силой ума. У нас прекрасная молодежь, которая является будущим России. Хочется пожелать подрастающему поколению в стремлении к профессиональному совершенствованию не забывать о жизни души, о милосердии и любви, о которой апостол Павел сказал такие возвышенные слова: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4-8). Что же касается Церкви, то она и всегда в истории, и ныне, и в будущем всеми доступными средствами стремится донести до каждого спасительное учение Иисуса Христа. — Насколько сейчас семейные ценности и образ традиционной семьи, о которых говорит Церковь, популярны в обществе? Существует ли у православных проблема создания и сохранения семьи? А как быть тем, кто далек от Церкви и живет по законам светского общества?

http://pravoslavie.ru/99214.html

– чтобы принять этот Хлеб, необходима вера ( Ин 6:35 ), которую слушатели не имеют ( Ин 6:36 ); – Этот Хлеб избавляет от смерти ( Ин 6:50 ); – «... хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин 6:51 ); – Чтобы иметь жизнь в себе, необходимо не только есть Плоть, но и пить Его Кровь ( Ин 6:53 ); –  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин 6:54 ). Господь не говорит о том, что такой человек не увидит физической смерти, а о том, что Он воскресит его, и он будет жить вечно; –  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин 6:56 ); –  Как для Сына источник жизни – Отец, так и для ядущего Плоть источником жизни становится Сын; –  «ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин 6:58 ). Беседа о Хлебе Небесном – беседа о Евхаристии. Еп. Кассиан: « Евхаристия – насыщение, подобно тому, как насыщению служило и умножение хлебов, но истинная пища есть только пища евхаристическая, пребывающая вовек, прозреваемая частично и от даленно в умножении Иисусом земного хлеба». –  После Беседы «многие из учеников Его... говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?» ( Ин 6:60 ). И «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин 6:66 ). Господь подтверждает, что говорил о реальных (а не о символических) Плоти и Крови, обращаясь к оставшимся Двенадцати: при таком понимании смысла Беседы «не хотите ли и вы отойти?» ( Ин 6:67 ). Отвечал Ему ап. Петр: «Господи, ... Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» ( Ин 6:69 ). Исповедание ап. Петра, аналогичное приведенному в Мф. 16:16 . –  Первое предсказание о предателе ( Ин 6:70–71 ). I – 10. Галилейский период служения Господа Иисуса Христа. Развитие противостояния по всему периоду (Мф, Мк, Лк,). Сопоставление с Ин. Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 50–55; 3, с. 158–159; 10; 14; 15]. Домашнее задание: Кратко охарактеризовать, кто такие фарисеи, саддукеи, книжники? с. 13–15].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010