Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия//ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало. С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу. В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

http://pravoslavie.ru/41366.html

30 Ещё до учреждения на Волыни епархии архимандрит этот, в качестве члена минской духовной консистории, занимался церковными делами Волыни. См. ст. С. Блонского – «История учреждения на Волыни православной епископской кафедры по документам волынской дух. консистории» – Волынская епархия Вед. 1873 г. 2 и 3. 31 Монастырь этот, построенный иезуитами в 1624 г. на средства совращённой ими в латинство внучки князя Константина Конст. Острожского княгини Анны Александровны, названной по совращении Алоизиею и бывшей в замужестве за Ходкевичем – сгорел 18 апреля 1821 года; а потому весь штат этого монастыря, по Высочайшему повелению от 21 ноября 1821 г., был переведён в Дерманский монастырь (Дубенский уезд). См. «Историческую записку о Дерманском монастыре» – Волын. еп. Вед. 1873 г. 8 и 9. 32 Что Волынская духовная семинария открыта была именно 14 мая 1796 года, об этом свидетельствует документ, хранящийся в Волынской духовной консистории. Острожский городничий секунд-майор Биль в своём отношении в консисторию от 2 августа 1796 г. (за 474), по поручению Волынского вице-губернатора Арсеньева, спрашивал консисторию о том, «с какого времени после перемещения базильянов начали в Остроге учащиеся обучаться, где именно училище, под чьим ведением, кто учителя и коликое число учащихся». В ответ на это, Волынская духовная консистория, от 7 августа 1796 года, уведомила, что «в бывшем базилианском Острожском кляшторе, нынешнем Преображенском монастыре, на основании указа из Святейшего Правит. Синода прошлого 1795 года июля 2-го дня последовавшего, минувшего мая 14-го числа, в силу определения преосвященного господина Варлаама, епископа Житомирского, открыта епаршеская семинария; классов в ней на первый раз учреждено четыре: риторический, пиитический и два – высший и нижний – грамматические; определены учителями в оную риторического пиитического и купно префектом семинарии – иерей Иоанн Стрелецкий, высшего – иерей Иоанн Севрук, а низшего – студент Авраам Яворский; учащихся в оной учеников 119; оная семинария состоит под ведением Его Преосвященства» (См. Дело Вол. д. Консист. за 1796 г., 423, лист. 1 и 3). Впрочем, следует заметить, что приём учеников в Семинарию начат был 5 мая и производился членами Консистории (см. Дело за 1796 г., 659, лист. 1, 2–14 и 20; 506, лист 2 и 1; 523, лист 1 и 556, л. 1). Префект же, или ректор семинарии назначен был на должность лишь 13 мая 1796 г., именно – настоятель Николаевской церкви местечка Ивняцы Житомирского уезда священник Иоанн Стрелецкий (см. дело за 1796 г. 28, л 19). См. «День открытия Волын. д. семинарии» Ип. Л. в Волын. епарх. Вед. за 1880 г. 36, стр. 1628–1631.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял еп. Иосиф (Стоянович, † 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти еп. Даниила еп. Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Еп. Петр (Петрович ; 1774-1783) организовал епархиальную консисторию, к-рая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же). 2 нояб. 1783 г. на кафедру был поставлен еп. Иоанн (Йованович, впосл. епископ Бачский, † 1805), к-рый достроил резиденцию в Плашках. С 1786 г. на кафедре служил еп. Геннадий (Димович,1796), к-рый добился от местной власти исполнения нек-рых законов в отношении к православным: впервые австр. офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович ; 1798-1801) перенес кафедру из Плашек в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: еп. Петр (Йованович Видак ; 1801-1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашках, в 1804 г. там же - славяно-серб. школу. В 1809 г. по Шёнбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Г.-К. е. перешла к Франции. Новые власти повелели еп. Моисею (Миоковичу; 1807-1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г., после объезда приходов, маршал О. де Мармон рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Еп. Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и адм. центре каждой провинции. В том же году в Плашках была открыта богословская школа, к-рая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на к-рых служили 317 священников и 27 диаконов. Еп. Лукиан (Мушицкий; 1828-1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашках с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и нем. школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более 1/3 общего числа. Были открыты еще 4 серб. школы.

http://pravenc.ru/text/166231.html

яз.). 40 Консисторский Архив. Письмо, митрополита Иерофея к епископу Житомирскому от 8 ноября 1797 г. за 2877. 50 В 1844 году к Киевской губернии и епархии причислен был от Волынской – город Бердичев, куда переведены из Махновки уездные присутственные места, а в числе их и духовное правление со штатом собора. Киевские Епархиальные Ведомости, 1861 г. 1, стр. 14. «Пределы Киевской епархии». П. Л. 52 Консисторское Архивное Дело 1797 г., 2-й. Подольские Епархиальные Ведомости 1873, 12, «Избрание духовенством в Брацлавской епархии десятоначальников или благочинных», стр. 403–404. 57 Мы не касаемся совсем деятельности митрополита Иерофея по отношению к той значительной части Киевской епархии, которая до 1 сентября 1797 года была расположена на левом берегу Днепра. Объяснением сего служит то, что все «дела», относящиеся к этой деятельности, взяты были в Переяславскую консисторию (Указ. кн. 1797 г. 174, § 4). Нам кажется, что для оценки деятельности митрополита Иерофея отсутствие этих дел не может быть большим ущербом, так как вполне естественно предположить, что его внимание было обращено преимущественно на новоприсоединенные области. 58 Консисторское Архивное Дело 1796 г., 92, и 1796, 4. Остальные церкви Богуславской и Белоцерковской округ поручены были Корсунскому духовному правлению и Богуславскому благочинному (Стефану Левандовскому), хотя о районе их ведения не сохранилось никаких сведений. 60 Консисторское Архивное Дело 1796 г., 66, рапорт митрополита Иерофея за 80. Из рапорта узнаем, что в Богуславской округе было 154 церкви, – в Белоцерковской 147 и Рожевской – 86 церквей. 62 «Хронологический указатель указов и правительственных распоряжений по губерниям Западной России, Белоруссии и Малороссии», изд. Рубинштейна 672 (Полный свод законов, 17526), стр. 181. 67 Ibid. письмо губернатора за 846. К сожалению, мы не нашли упоминаемой им в письме карты ни в духовной консистории, ни в канцелярии Киевского генерал-губернатора. 69 Только один преосвященный Варлаам, епископ Житомирский, немедленно и в высшей степени сочувственно отозвался на предварительные мероприятия митрополита Иерофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. НИКОЛАЙ Киждобрянский, Архимандрит. Определён учителем Философии в 1782 году из учителей Новгородской Семинарии; в 1783 году переведён в Новгородскую же Семинарию учителем и того же класса. 8. ИННОКЕНТИЙ Полянский. С 1 Января 1784 года определён из Префектов Московской Академии и Игуменов Московского Знаменского монастыря, и произведён в Архимандрита Зеленецкого монастыря, в 1785 году переведён в Новгородский Вяжицкий, а оттуда в 1787 году в Троицкую Сергиеву пустыню со степенью Вяжицкого монастыря, с оставлением при Ректорстве. В 1788 году, Мая 8, хиротонисан в Епископа Воронежского. Николай Киждобрянский в 1784 определён из Префектов Новгородской Семинарии. В 1788 году переведён в Новгородскую же Семинарию Ректором. 9. ИННОКЕНТИЙ Дубравицкий, Архимандрит Антоновский. С 1 Сентября 1788 года определён из Префектов Новгородской Семинарии. В 1795 году переведён в Иверский монастырь и в том же году от должности Ректорской уволен; а в 1796 году. Декабря 9, от всех должностей с пенсией 1.000 рублей на пребывание в Новгородский Юрьев монастырь, где в 1799 году, Декабря 25, скончался и погребён в паперти соборной церкви. 11  ЕПИФАНИЙ Легони, Иеромонах. В 1788 году определён из учителей Московской Академии, и в том же году скончался. 12. ПАВЕЛ [Предтеченский ? http://drevo-info.ru/articles/28320.html], Иеромонах, с 1788 года Декабря 18 по 1790 год, потом был Префектом Московской Академии, а после Архимандритом в Переславском Данилове монастыре, где в 1803 году и скончался. Николай Киждобрянский, Архимандрит, в Сентябре 1796 года определён в должности Префекта и учителем Экспериментальной физики. 13. АНТОНИЙ Знаменский, Архимандрит. С Мая 1793 года по Апрель 1795 года; потом Ректор сей же Академии. 10. АНТОНИЙ Знаменский, Архимандрит. В Апреле 1795 года определён из Префектов. В 1799 году, Октября 9, хиротонисан в Епископа Старорусского. 14. МИХАИЛ Сперанский, светский. Определён в 1795 году, Апреля 7, из учителей Красноречия и Физики. В 1796 году выбыл в статскую службу. Ныне Действительный Статский Советник, Статс-Секретарь и Кавалер. 15. ФЛАВИАН Ласкин, Архимандрит, из учителей Поэзии. Определён в 1796 году, Декабря 30. В Ноябре 1799 года переведён в Новгородскую Епархию в Антониевский монастырь, а в Январе 1800 года определён Ректором Семинарии Новгородской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Конечно, в этих словах указа Святейшего Синода начертывался своего рода «идеал», достижение которого продолжаете быть задачей и нашего «просвещенного» времени, – но одно то, что этот идеал стал постепенно (чрез многократные предписания преосвященных архиереев) проникать в сознание, – было уже большим шагом вперед. Глава вторая. Внешнее и внутреннее благоустройство новоприсоединенных церквей Как известно, митрополит Иерофей прибыл в Киев 26 мая 1796 года. Одновременно с этим состоялось назначение архиепископа Черниговского, каковым был определен известный деятель по воссоединению униатов – Минский архиепископ Виктор Садковский. 115 Отправляясь во вновь вверенную ему епархию, преосвященный Виктор остановился проездом на несколько дней в родном ему Киеве. К остановке побуждало его, конечно, и естественное желание побеседовать с митрополитом Иерофеем – своим предместником по кафедре Черниговской епархии, а с другой стороны, преемником по новоприсоединенным областям Киевской епархии. Неутешительны были для митрополита эти беседы в последнем отношении. Преосвященный Виктор сообщал ему о тех многочисленных беспорядках и неустройствах церковных, которые господствовали во всех местах прежде бывшей его обширной епархии и, в частности, в интересующих нас округах – Рожевской, Богуславской и Белоцерковской. 116 Не прошло и месяца со времени отъезда архиепископа Черниговского, как слова его подтвердились самым наглядным образом. Благочинный протоиерей Белоцерковской округи Василий Зражевский, рапортом от 30 июня 1796 года за 246, доносил митрополиту Иерофею о тяжких притеснениях и злостраданиях, которые испытывало от владельцев того края 117 вверенное его попечению духовенство; при личном представлении, он докладывал и о других различных «нестроениях», бывших в церквах его ведомства. Этот печальный комментарий к беседе преосвященного Виктора побудил митрополита Иерофея не откладывать надолго своих забот о новоприсоединенных областях. 17 июля 1796 года он отдал приказ на имя кафедрального протоиерея Киево-Софийского собора, – известного знаменитого витии своего времени – Иоанна Леванды, предписывавший ему отправиться как для подробного осмотра «благочиния в церквах присоединенного к России от Польши края», так и для «наставления тамошнего священства в их должности». 118 Исполнение этого поручения заняло у протоиерея Леванды более трех месяцев: так в высшей степени добросовестно отнесся он к исполнению возложенного на него митрополитом Иерофеем поручения! Докладная записка, представленная им по приезде из командировки митрополиту, служит еще более наглядным подтверждением его рачительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Во время допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 года было выяснено, что Авель предсказывал письменно о том, что “на ню (Екатерину II) сын (Павел I) восстанет”. Попытки подследственного доказать, что он писал одно, а имел в виду другое, ни к чему не привели 74 , “пророк” оказался в итоге в Шлиссельбургской крепости, а “пророчество” не выполнилось. 5) В протоколах того же допроса 1796 года указывается пророчество Авеля, содержание которого было получено им “свы­ше”; на Божественности этого “откровения” он особенно настаивал даже перед лицом грозного следователя Тайной экспедиции. Цитируем Авеля: “Процарствует мати его (Павла I), Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог” 75 . Между тем хорошо известны годы её царствования 1762–1796 — то есть всего 34 года царствования. Таким образом, мы видим признаки той ситуации, которая в ветхозаветные времена каралась смертной казнью. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?”. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18:20–22). 3. Ересь. Согласно донесению об Авеле генерал-поручика Заборовского графу А. Н. Самойлову от 19 февраля 1796 г., “сде­­лан был ему допрос, но без великого успеха, кроме тёмного показания о некоем еврее Феодоре Крикове, которого Авель признавал Мессиею и котораго он видел в Орле” 76 . При допросе, осуществлённом несколько ранее преосвященным Павлом, епископом Костромским и Галичским, Авель называл себя “пред­течей Гоговым” 77 . Епископ Павел также свидетельствовал о вере Авеля в уже состоявшееся пришествие ожидаемого иудеями Мессии в лице некоего еврея Феодора Крикова и о путешествии его для свидания с Криковым в г. Орел 78 . Епископом Павлом взгляды Авеля были квалифицированы как ересь.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Дубовка. Собор Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Барокко , Украинское барокко Год постройки:Между 1763 и 1796. Колокольня - 1828-1833. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, быв. Соборная пл. (ныне квартал, ограниченный улицами Минина, Комсомольской, Советской и Московской) Координаты: 49.050242, 44.833081 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Успенская соборная церковь в посаде Дубовке построена была в 1796 г. на средства воинского атамана г. Персидского, каменная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, четыре: в правом приделе – во имя святителя и чудотворца Николая, в левом – во имя св. мученика Иоанна воина; в трапезном правом приделе – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в левом – во имя святого благоверного князя Александра Невского; оба последних придела устроены в 1860 г. на средства дубовского купца Владимира Мартынова. Церкви принадлежат здания: каменная лавка, каменная сторожка и каменное здание с пятью лавками на южной стороне церковной ограды. При соборе с 1889 г. имеется школа грамотности; церковно-приходское попечительство открыто с августа месяца 1889 г. Дома для причта церковные. Протоиерей Павел Георгиевский, священник Павел Ливанов, священник Николай Рахинский, диакон Александр Новопавловский и псаломщики: псаломщик-диакон Стефан Еланский и Павел Рождественский. Прихожан: духовных, статских, купцов и мещан, военных, крестьян, раскольников – всего обоих полов душ 6962; дворов —1293. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В посаде Дубовке достоин замечания каменный Успенский собор (на Соборной площади) по своей прекрасной архитектуре и по богатству утвари. Начат он строиться в 1763 г. атаманом Волжского казачьего войска Персидским. Длина церкви, в настоящее время, с трапезой и колокольнею 73 аршина, ширина настоящей, с приделамн —34 1/2 аршина, высота с куполом и крестом — 56 аршин (по В.А. Брещинскому); по сведениям А.А. Зимнюкова, колокольня имеет в вышину до купола, в каменной кладке — 22 сажени, она оканчивается шпилем с крестом, обитыми железом, причем вышина всей колокольни — 28 сажень. Храм 9-ти главый, украшен снаружи, колоннами и полуколоннами. В настоящей — три придела с престолами, расположенные в ряд: главный — во имя Успения Божией Матери (освященный в 1796 году) и по сторонам — один во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1796 г.) и другой — во имя святого великомученика Иоанна воина (освящ. в 1808 г.). Внутри собор украшен разными фигурами лепной работы.

http://sobory.ru/article/?object=41187

1796 год 33. Дочь иркутского мещанина Ивана Дружинина девица Марфа, находясь в тяжкой болезни, дала обещание сходить к Угоднику и отслужить панихиду и скоро выздоровела и исполнила обет свой. 34. Вдова Парасковья Чемезова в мае 1796 г. страдала трясовицею. В один вечер, когда приемы болезни сделались несравненно лютее прежних, она взмолилась Святителю, заснула и проснулась здоровою. 35. Того же года и в том же доме девица Евдокия и женщина Марфа Жданова от той же болезни чрез усердное призывание Святителя Иннокентия получили исцеление. 36. В начале июля 1796 г. вдова иркутского купца Федора Киселева Агрипина Прокопьева по случаю кончины 30-летнего сына впала в невыносимую тоску и сделалась тяжко больна. Во время сна ей виделось, что четыре священника внесли в ее комнату с пением гробницу под дорогим покровом и поставили. Больная спросила: «Чья это гробница?» «Молись, молись Иннокентию и избавишься от недугов», – отвечали ей священники. Сказав сие, они вынесли гроб со славою. Больная, пробудившись, чувствовала облегчение от тоски и болезни, а вскоре и совсем выздоровела. 37. Иркутского Знаменского монастыря игуменья Анфиса в первых числах ноября 1796 г. впала в тяжкую болезнь, и было ей такое видение: кто-то явился в ее келии в Святительских одеждах и сказал: «Не скорби, не скорби, скоро будеши здрава». Сказав сие, стал невидим. Пробудившись, она чувствовала облегчение. И по мере того как она более убеждалась, что явившийся был Святитель Иннокентий и обращалась к нему с молитвою, здоровье ее поправлялось и наконец совсем поправилось. 1797 год 38. Иркутский купец Федор Мясников, которого пользовал от горячки знаменитый доктор Тимковский, но без всякого успеха, 1 числа января 1797 г. приготовлен был к смерти, но, дав обещание отслужить панихиду над гробом Угодника, выздоровел. 39. Иркутский купец Николай Сибиряков объявил игуменье Иркутского Знаменского монастыря Анфисе, а она духовному начальству, что полковником Козловым-Угреиным была привезена из Екатеринбурга женщина, которая при отъезде его в Якутск оставлена им в Иркутске по ее безумию в доме чиновников Поскочиных. У Поскочиных безумная занемогла, попросила у хозяйки денег, чтобы идти за реку, где живут одетые в черное платье и где лежит погребен старец, ставить там свечи, пить воду и выздороветь, и действительно отправилась, принудив идти с собою одну встретившуюся с нею нищую. Два дня молилась она в монастыре, почасту приникая к пещерному окну, у которого стоял гроб Святителя. На третий день возвратилась в Иркутск не только здоровою, но и в полном разуме и рассказала историю своей жизни, о которой прежде никто ничего не мог узнать от безумной. Но вскоре по выздоровлении Святитель явился ей во сне, приказал исповедаться и приобщиться Св. Таин и приготовиться к смерти, назначив ей день кончины. В назначенный день блаженная скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископу Виктору не долго пришлось управлять Минской архиепископией в сокращенных пределах и трудиться над воссоединением униатов. 13-го мая 1796 года последовало высочайшее повеление Св. Синоду, которым он перемещался на Черниговскую епархию, архиепископом минским и волынским, коадъютором митрополии Киевской и слуцкого монастыря архимандритом назначался тогда же епископ феодосийский Иов (Потемкин), викарий екатеринославский. 1074 Архиепископ Виктор только 29 июня покинул г. Слуцк и отправился в Чернигов от трудов на покой. Слуцк с Святотроицким монастырем оставался кафедральным городом Минской архиепископии при новом архиепископе еще несколько лет, хотя указом 12 апреля 1795 г. минская кафедра переносилась в Минск. Но на деле это перемещение произошло в 1799 году при архиепископе Иове. 1075 Архиепископ Иов прибил в Слуцк 9 августа 1796 г. Первым вопросом, которым занялся новый минский владыка, был вопрос о воссоединении. На долю Иова, вследствие некоторых «неустройств» в деле воссоединения, досталось десятка полтора «развращенных» приходов, число которых увеличивалось новыми донесениями. Но этому деятельность преосвященного Иова направилась к ослаблению совращений. 1076 Действительно, по словам С. Г. Рункевича , время управления Минской епархией архиепископа Иова может быть названо временем прекращения совращений, но вместе с тем оно есть время прекращения воссоединения униатов с православием . Рост православия уже остановился и немногочисленные присоединения при Иове с половины 1796 г. можно считать отдельными случаями. В 1797 г. было присоединено только 6 приходов с 3000 душ, в следующем году 22 прихода и около 15 000 прихожан, но за то в 1799 г. только 2 прихода, в 1803 г. 1 приход и тем дело остановилось совсем. С 1795 г. по 1801 г. в Минской епархии по официальным донесениям присоединено 123 приходские церкви, 33 приписных, 41 часовня или каплица, при них священников только 32, прихожан 100 127 человек, из них в 1800 и 1804 гг. обращено только 3 церкви и две каплицы. 1077 Если иметь в виду, что 34 церкви присоединены в начале 1795 г., и вошли в состав 198 церквей, которые оставались в ведении минского архиепископа после отделения от его епархии двух новых епархий, то всех церквей с вновь присоединенными церквами с 1796 г. по 1799 г. в Минской архиепископии должно быть не больше – 284. При несколько изменившемся составе Минской епархии в самом конце XVIII в. их оказалось даже меньше, всего – 251 церковь . 1078

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010