При Н. в Туле были освящены зимний кафедральный собор в честь Богоявления (1855-1862) на территории кремля, ц. в честь Донской иконы Божией Матери (27 сент. 1864), ц. во имя св. кн. Александра Невского (27 июня 1886), придел свт. Тихона Воронежского (1862) в Крестовоздвиженском храме, верхний придел Воскресения Христова (1863) во Всехсвятском соборе, приделы в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (окт. 1876) и вмч. Пантелеимона (окт. 1876) в Успенской ц. Павшинской слободы и др. Были построены: колокольня (1868) Казанского храма, колокольня (1873) Крестовоздвиженской ц., колокольня Всехсвятского собора, часовня в память «освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе» (1878) Вознесенского храма, перестроена часовня (1878-1879) при Покровском храме, в 1872-1873 гг. капитально отремонтирован Воскресенский храм на территории «старого» оружейного завода. В 1866 г. кладбищенская ц. во имя вмч. Димитрия Солунского стала приходской, в ней обновлены иконостасы. По инициативе Н. небольшой приют для девиц из духовного сословия, существовавший при тульском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре , был преобразован в Тульское епархиальное женское уч-ще. 5 нояб. 1872 г. освящен храм во имя св. Александра Невского в Тульской мужской гимназии. В апр. 1873 г. состоялась закладка нового здания Тульской ДС, примыкавшего к главному корпусу, а 24 апр. 1877 г. в семинарии освящена обновленная домовая церковь. В 1880 г. при Богородице-Рождественском храме учреждено церковноприходское училище, в 1883-1896 гг. открыты церковноприходские школы при тульском Успенском женском мон-ре (в деревянном доме), при Илиинском, Вознесенском, Покровском, Донском Александро-Невском, Петро-Павловском храмах ( Кириленко. 2010. С. 19, 121-122, 142, 154, 159, 200, 226, 231, 235, 254-262, 302, 326, 327, 332, 339-343, 354). Попечением Н. в Туле было учреждено Епархиальное братство во имя св. Иоанна Предтечи, одной из задач которого стало оказание помощи церковноприходским школам Тульской епархии. 17 окт. 1886 г. Н. утвердил братский устав. Офиц. открытие братства состоялось 7 янв. 1887 г., после Божественной литургии, совершенной Н. в Богоявленском соборе Тульского кремля.

http://pravenc.ru/text/2565278.html

С 1-й пол. XII в. в Новогородке существовал храм во имя св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставший кафедральным собором Литовской митрополии, затем Западнорусской митрополии; при храме с XIV в. известен мужской мон-рь. В 1517-1519 гг. на месте старого храма на средства кн. Константина Ивановича Острожского и Киевского митр. Иосифа II (Солтана) был построен новый Борисоглебский собор. После заключения в 1596 г. Брестской унии собор в Новогородке являлся кафедрой униат. Киевских митрополитов, в XVIII в. имел статус одной из 4 митрополичьих вспомогательных кафедр (конкафедр). Собор снова стал православным в 1839 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Территория Новогрудского воеводства (существовало в 1507-1795, ранее было Новогрудское наместничество) входила в митрополичью Киевскую епархию . Для литовско-белорус. части епархии были важны институты митрополичьих наместников (протопопов) и кафедральных (соборных) клиросов . На Виленском Соборе 1509 г. среди др. протопопов присутствовали новогрудский и слонимский. Наряду с протопопами в нач. XVI в. в Слониме действовали светские представители Киевского митрополита - десятинники из числа митрополичьих дворян. Клирос имелся при Борисоглебском соборе в Новогрудке (клирошане упоминаются в королевской грамоте 1517 г. о пожаловании собору сел). В нач. 1596 г. в Новогрудке состоялся Собор Западнорусской митрополии. Лавришевский мужской монастырь в окрестностях Новогрудка, основанный в XIII в., является одной из древнейших западнорус. обителей. В 1530 г. мон-рь был разорен, вероятно татарами, возобновлен ок. 1590 г. на др. месте - в пределах совр. дер. Лавришево Новогрудского р-на. Под 1280 г. упоминается церковь в Гольшанах (ныне деревня Ошмянского р-на), храм на территории старого Гольшанского замка просуществовал до XIV в. Под 1386 г. упоминается деревянная ц. вмч. Димитрия Солунского на территории совр.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Более 20 тысяч православных приняли участие в Рождественских богослужениях в Узбекистане . Главная служба прошла в Свято-Успенском кафедральном соборе Ташкента. Митрополит Среднеазиатский Владимир (Яким) особо остановился в своей проповеди на том, что 2006 год в Узбекистане объявлен президентом Исламом Каримовым Годом благотворительности и медицинских работников. Правительство страны накануне религиозного праздника позаботилось о том, чтобы прилегающие окрестности всех 30 церквей и трех монастырей, кладбища были приведены в порядок, хорошо освещены, отметили в комитете. Православные в Марокко торжественно отметили праздник Рождества Христова. Несмотря на затяжной зимний дождь, в Свято-Воскресенский храм Русской Православной Церкви в марокканской столице Рабат пришли десятки верующих. На рождественском богослужении присутствовали сотрудники диппредставительства РФ, другие российские граждане, а также живущие и работающие в этой стране на северо-западе Африки украинцы, белорусы, болгары, сербы, греки и румыны. Праздничную литургию провел митрополит Карфагенский Алексий Александрийского Патриархата, которому сослужили настоятели рабатской церкви и Благовещенского храма в Касабланке протоиереи Сергий Киприянович и Андрей Пронин. Храм Русской православной церкви в Рабате был построен 74 года назад эмигрантами первой волны из России. Светлое Рождество Христово встретила небольшая православная община Египта. В Каире в церкви святого Димитрия Солунского представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки игумен Леонид провел Рождественскую литургию. Настоящим сюрпризом стало присутствие на службе потомков русских эмигрантов. Лидия Дашкевич родилась уже в Египте в 1920-х годах. Ее отец – врангелевский офицер, которого раненым англичане привезли в Каир в 1919 году. Сейчас Лидия Дашкевич – единственная русская, оставшаяся в Каире от послереволюционной волны эмиграции. 7 января в соборном храме священномученика Игнатия Богоносца при Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Дамаске отметили праздник Рождества Христова. Архимандрит Александр, Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе, совершил в полночь Великое повечерие и утреню, а Божественную литургию, за которой молились многочисленные представители русской диаспоры из Дамаска, его пригородов, а также из других областей Сирии и Ливана, совершил викарий Дамасской епархии епископ Дарайский Моисей в сослужении Представителя, протоиерея Петра Бутроса и иерея Георгия Макдси.

http://pravoslavie.ru/15849.html

В монастыре Фарес показал себя искренним, ревностным монахом. Игумен Юханна направил его в богословскую школу в Баламанде, а в 1963 году Фареса посвятили в диаконы с именем Филипп. Затем, ведомый Промыслом Божиим, он продолжил свое богословское образование на острове Патмос, после чего, желая углубить знания, поступил на богословский факультет Фессалоникийского университета. В годы учебы он служил диаконом в кафедральном соборе святого Димитрия Солунского. Но главным событием того времени стало для отца Филиппа знакомство с монашеской жизнью Афона и со старцем Паисием, который стал его духовным отцом. Закончив учебу, отец Филипп возвратился в Ливан, принял сан священника и некоторое время служил в одном из монастырей. Разразившаяся гражданская война вынудила его покинуть обитель, а вскоре и Ливан и снова приехать в Салоники. Здесь судьба его решилась окончательно. В 1978 году он получил благословение митрополита гор Ливанских Георгия и отправился на Афон, чтобы остаться там навсегда. Отец Исаак вспоминал, как вскоре после прибытия на Святую гору один почтенный старец-святогорец спросил его: «Ваша страна произрастила столько святых, это родина великого Исаака Сирина, а вы пришли сюда учиться монашеской жизни?» Отец Исаак ответил: «Наши святые отцы перенесли свой духовный опыт на здесь он сохранился, и я пришел в это святое место, чтобы снова обрести его». Древнему православному духовному опыту отец Исаак приобщился через старца Паисия, который, по рассказам учеников отца Исаака, и был главной причиной его прихода на Святую гору. Чтобы быть рядом со старцем, отец Исаак поселился в монастыре Ставроникита, неподалеку от которого в келлии Честного Креста жил преподобный Паисий Через год отец Исаак переселился в келлию Воскресения Христова, в местности Капсала, также не очень далеко от келлии старца Паисия и от Кариеса, столицы Афона. Четыре года провел он в этой келлии в полном одиночестве. Здесь на него обрушились сильные скорби и искушения, которые не прекращались ни на миг и понуждали его оставить уединение. Борьба была жестокой. Однажды отец Исаак, изнуренный помыслами, прохаживался вокруг своей келлии. Внезапно он оказался перед небольшой могилой, о существовании которой раньше не знал. Некоторое время он стоял и смотрел на нее, молясь и думая о смерти. И вдруг, словно луч света озарил его измученное сердце, оно наполнилось спокойствием и мужеством, а все помыслы рассеялись. «Я умру здесь», — произнес он решительно. С тех пор искушения отступили навсегда, а память о смерти уже не покидала его сердца. Чтобы хранить и развивать ее, отец Исаак вырыл для себя могилу в саду келлии.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2146

В том же году поступил в Харбинский политехнический институт на инженерно-строительный факультет. Параллельно он учился на Харбинских богословских курсах. Духовным наставником Ростислава был архимандрит Ювеналий (Килин), настоятель Казанско-Богородицкого мужского монастыря в Харбине. До эмиграции отец Ювеналий подвизался в Белогорской мужской обители Пермской епархии, прозванной народом «Сибирским Афоном». Отец Ювеналий был ближайшим помощником настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплева). Он сопровождал будущего преподобномученика Варлаама и игумена Серафима (Кузнецова) в их паломнических поездках по монастырям Российской империи, Афона и Святой земли, неоднократно служил и встречался с праведным Иоанном Кронштадтским. Впоследствии отец Ювеналий поддерживал большую переписку с русскими святогорцами. Будучи редактором духовно-нравственного журнала «Хлеб Небесный», выпускаемого типографией Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине, отец Ювеналий печатал в нем статьи и проповеди афонских подвижников, их письма и воззвания, отрывки из их дневников, сообщения о состоянии святогорских обителей, о торжествах и литургической жизни монастырей. В 1936 г. на Сретение владыка Ювеналий рукоположил отца Ростислава  во диаконы, а на следующий день – во пресвитеры. В том же году отец Ростислав прибыл в Шанхай для служения настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского при коммерческом училище. Здесь же он преподавал Закон Божий и математику. В то время епископом Шанхайским, викарием Русской Духовной Миссии в Пекине, был святитель и чудотворец Иоанн (Максимович), с первой встречи полюбивший молодого иерея. Помимо молитвенного общения за богослужениями в кафедральном соборе, отец Ростислав много времени проводил со святителем и беседовал с ним на святоотеческие и церковно-исторические темы. В 1938 г. отец Ростислав был переведен в Тяньцзин. Провожая отца Ростислава, святитель Иоанн говорил: «С его отъездом я теряю кусочек своего сердца».     Этот скучный и однообразный Афон   – Несмотря на все радости, испытываемые о. Ростиславом в семейной жизни и пастырском служении в одном из самых больших приходов Русской Зарубежной Церкви, мой дед активно искал монашеского безмолвия, о чем свидетельствует письмо священноархимандрита Иустина, игумена Пантелеимонового монастыря, написанное 21 марта 1956 г.:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2414

икона с частицами мощей 12 преподобных старцев Оптинских. Переезд Анапа — Новороссийск: 50 км. Успенский кафедральный собор (г. Новороссийск, ул. Видова, д. 26) Это единственный в Новороссийске православный храм, уцелевший с дореволюционных времен. Освящен в 1905 году как загородный, кладбищенский. Богослужения были прерваны богоборческой властью и возобновлены во время оккупации гитлеровской администрацией. На Пасху 1943 года во время богослужения собор попал под артобстрел. От полученных ран позднее скончался псаломщик. Городское кладбище было стерто с земли еще раньше: в 1930-е годы его частично закатали в асфальт, частично отдали под застройку гарнизонным госпиталем. Здесь, в частности, был похоронен философ Евгений Трубецкой († 1920). На недавно обнаруженной его могиле (на земельном участке госпиталя) установлен памятник. «При строительных работах мы находили множество останков, которые перезахоронили в братской могиле», — говорит прослуживший в соборе два десятка лет бывший его клирик протоиерей Евгений Кузнецов. В 2011 году собор пережил пожар, после которого внутри храм пришлось штукатурить заново. Нынешние росписи созданы известным московским иконописцем Александром Чашкиным. В приходском доме в 1993 году освящен крестильный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1998 году возведена колокольня. Святыня мощевик с частицей Животворящего Креста Господня, мощей апостола Марка, великомученика Георгия, мученика Евлогия Палестинского, святителей Феофана Затворника, Тихона, Патриарха Всероссийского, Питирима Тамбовского, Иннокентия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского, Александры Дивеевской, Марфы Дивеевской, Никиты Столпника, Феофила Печерского, Арсения Коневского, святого благоверного Мстислава Новгородского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Матроны Московской, святителей Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, великомученика Димитрия Солунского, святого праведного воина Феодора Ушакова. Переезд Новороссийск — Дивноморское: 45 км.

http://e-vestnik.ru/society/taman_-_divn...

— Как Православная Церковь в Сирии живет в эти трудные времена? — Богослужения продолжаются и в кафедральном соборе, и в храме Димитрия Солунского Дамаска, и в уцелевших храмах по всей стране. Это чрезвычайно важно, ведь тем остаткам христианских общин, которые не могут уехать, особенно нужна поддержка и помощь. Церковь для них стала единственным пристанищем. Уже в 2-3 километрах от здания Антиохийской Патриархии идут постоянные перестрелки. Церкви разрушены в Алеппо, Хомсе, где вообще не осталось больше христиан. Ситуация осложняется еще и тем, что мы не знаем точно, что происходит — некоторые регионы захвачены боевиками, в том числе те, где расположены крупные христианские центры, храмы и монастыри. О судьбе их насельников ничего не известно. Мы можем только молиться и уповать на милость Божию. Церковь по своим каналам оказывает помощь беженцам. При Антиохийском Патриархате существует структура, которая занимается распределением гуманитарной помощи, которая поступает от Красного Креста и от России, в том числе от Русской Церкви. Церковь не делает различий между христианами и мусульманами и помогает всем, делает все, что возможно. — Какая помощь необходима населению? — Не хватает самого необходимого — еды и лекарств. Полностью разрушена система железных дорог в стране, большой удар нанесен по медицинской промышленности. Если раньше Сирия обеспечивала себя медикаментами, то сейчас все предприятия закрыты. Захвачен боевиками и вывезен в Турцию стратегический запас зерна. Сирийцы с огромной радостью принимают любую помощь, тем более что россияне очень горячо откликнулись на призыв о помощи. Как уже сообщалось в СМИ, за две недели было собрано 70 тонн гуманитарной помощи и более 3 миллионов рублей. Новую партию груза два самолета МЧС отправят 24 апреля. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Русская Православная Церковь и дальше будет собирать средства, продукты и лекарства. Все зависит от того, как будет дальше развиваться ситуация. Могу заметить, что народ не унывает. Сирийцы считают, что если противоборствующие стороны сядут за стол переговоров и, главное, прекратиться помощь боевикам из-за границы — конфликт можно было бы уладить в течение месяца.

http://patriarchia.ru/db/text/2926754.ht...

Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря ; протоиерей Игорь Смертин, настоятель храма Рождества Иоанна Крестителя в Лесном Городке Московской области; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Никандр (Пилишин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; благочинные церковных округов Московской (городской) епархии и клирики столичных храмов. Из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Успенский собор был принесен ковчег с частицей мощей равноапостольного великого князя Владимира. За Патриаршим богослужением молились: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда ; председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов; игумении, насельники и насельницы ставропигиальных монастырей, прихожане московских храмов, паломники. За Литургией пел хор храма великомученика Димитрия Солунского, Патриаршего подворья в селе Дмитровское Красногорского района Московской области под управлением А.М. Харьковой. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения о ныне тезоименитом Президенте России Владимире Владимировиче Путине. Затем были вознесены прошения: «Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих десница Твоя; и в предняя лета даруй наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится Трисвятое Имя Твое, услыши и помилуй. Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй. Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй».

http://patriarchia.ru/db/text/6046318.ht...

После заамвонной молитвы Патриарх Кирилл освятил артосы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился ко всем собравшимся со словами пасхального приветствия. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Центр социальной адаптации «Люблино» для лиц без определенного места жительства, организованный Департаментом социальной защиты населения г. Москвы. В сопровождении директора центра С.В. Бадальяна Патриарх Кирилл посетил храм иконы Божией Матери «Семистрельная», находящийся на территории организации. Во дворе центра Святейший Патриарх совершил Пасхальный молебен, после чего обратился со словом к собравшимся бездомным. Благословив бездомных, Святейший Патриарх раздал им пасхальные подарки — продуктовые наборы и куличи. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей полноты Русской Православной Церкви, представительств поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со Светлым праздником Пасхи и преподнес в дар Его Святейшеству пасхальное яйцо с изображением Воскресшего Спасителя и московского Новодевичьего монастыря. 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх возвел архиепископа Тульского и Белевского Алексия в сан митрополита. Епископ Волоколамский Иларион был возведен в сан архиепископа. Ряд клириков г. Москвы были удостоены богослужебных наград. Правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской» награждены: протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма Свт. Николая Мирликийского в Кузнецах; протоиерей Герасим Иванов, сверхштатный клирик храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше; протоиерей Леонид Кучерук, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; протоиерей Василий Скоробогатов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Зеленограде. Правом ношения митры награжден протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе, и.о. настоятеля храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Темой выступления члена президиума Тульской региональной общественной организации «Маленькая страна — Мы есть!» Майи Пименовой стала комплексная помощь прихода храма в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла, которую оказывают семьям с детьми с ментальной инвалидностью на протяжении последних 10 лет. «Опыт жизни в приходской общине показывает, что " доступная среда " для аутистов и их родителей — это возможность присесть во время богослужения, наличие комфортной территории вокруг храма с оборудованными зонами отдыха, а главное, в период знакомства ребенка с храмом — проведение отдельных " детских Литургий " с постепенным вовлечением семей в приходскую жизнь», — отметила Майя Пименова. Первый день конференции завершился практикумом. На примере храма в честь великомученика Димитрия Солунского города Тулы участники форума рассмотрели возможности соединения архитектурной доступности и оказываемой маломобильным прихожанам ситуационной помощи. Второй день конференции начался с Божественной литургии с сурдопереводом во Всехсвятском кафедральном соборе Тулы. Затем на базе храма в честь святого благоверного князя Александра Невского прошел семинар по вопросам адаптации храмов и интенсив-обучение сестер милосердия, приходских социальных работников и добровольцев основам оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения. Семинар и тренинги провели представители Синодального отдела по благотворительности. В начале семинара в продолжение темы первого дня конференции был продолжен анализ доступности храмов, включая объекты исторического и культурного наследия, для маломобильных групп населения. Также на семинаре был представлен обзор методов и алгоритмов оказания ситуационной помощи людям с различными нарушениями мобильности для преодоления имеющихся барьеров во время богослужений и проведения приходских мероприятий. В практической части участники конференции, разбившись на группы, погрузились в проблемы, которые возникают у прихожан храмов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, ментальными нарушениями. Они попробовали передвигаться в инвалидном кресле; надев темные повязки на глаза, пытались вместе с «помощником» на примере изображений двунадесятых праздников распознать сюжет. Выполняя практические упражнения, предложенные представителями Синодального отдела по благотворительности, участники конференции обсудили свои прошлые ошибки, ознакомились с новыми формами общения, запомнили слова, с помощью которых можно обращаться к маломобильным людям.

http://patriarchia.ru/db/text/6071994.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010