Дмитровский Погост. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По преданию, первоначально храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского основан во времена великого князя Московского Димитрия Донского. Нынешнюю церковь вместо упоминаемой в XVII в. в архивных источниках церкви Димитрия Солунского, с приделами Троицким и Казанским, завершили в 1864 г. В 1871 г. Димитровскую церковь расширили. В 1874 г. построена колокольня, соединенная с церковью крытой папертью. В 1882 г. стены расписал крестьянин И.Я. Коровин из села Солотчи, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств. В храме имелись почитаемая икона Нерукотворного Спаса, напрестольный крест с мощами великомученика Димитрия Солунского, Евангелие, изданное при Патриархе Никоне; Служебник, изданный в 1658 г.; колокол, отлитый во времена Патриарха Ермогена. Осенью 1937 г. храм закрыли и устроили в нем склад. Убранство церкви оставалось на своих местах. В 1946 г. в храме установили снятые ранее кресты и богослужение возобновилось. В хрущевские времена храм подвергся повторному закрытию, был осквернен. Разрушили колокольню (самую высокую в округе), уничтожили все росписи, все убранство. После перепланирования в здании разместился сельский клуб с библиотекой, которые находились там до 1986 г. Первый молебен после открытия храма для верующих был отслужен 14 августа 1990 г. Великим постом 1991 г. в храме начала совершаться Божественная литургия. Община восстанавливает храм в его первозданной красоте. К Пасхе 2003 г. установили колокола. С сайта: http://www.mepar.ru/ Церковь Димитрия Солунского с боковыми престолами во имя Живоначальной Троицы и Казанской иконы Божией Матери была построена в 1853-1864 гг. вместо прежней, документально известной с XVII в. В 1871-1874 гг. церковь была расширена, к 1877 г. выстроена колокольня. Храм, увенчанный купольной ротондой, выстроен в стиле позднего классицизма с элементами зарождающегося " русского " стиля. В 1882 г. стены храма были расписаны художником И.Я.Коровиным, уроженцем с.Солотча Рязанской губернии и выпускника Петербургской Академии художеств. В церкви находилось много святынь: почитаемая икона Нерукотворного Спаса, надпрестольный крест с мощами вмч.Димитрия Солунского, старинное Евангелие.

http://sobory.ru/article/?object=04832

Ковчег с десницей св. вмч. Димитрия Солунского встретили в Москве (ФОТО) Москва, 6 февраля 2015 г. 5 февраля 2015 года митрополит Вереи, Наусы и Кампании Пантелеимон и наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва доставили святыню из одного из столичных аэропортов в Новоспасский ставропигиальный монастырь.      Братия обители с хоругвями вышла встречать ковчег с десницей великомученика Димитрия Солунского к святым вратам обители. Архипастыри осенили ковчегом многочисленных паломников, и под звон монастырских колоколов великая святыня православного мира была торжественно внесена в монастырь, сообщает пресс-служба святой обители.      Под звуки барабанной дроби в исполнении кадетов-барабанщиков величественная процессия двинулась к вратам храма. У входа в храмовую галерею архипастыри осенили ковчегом всю площадь, наполненную богомольцами.      Многочисленные представители прессы снимали этот величественный момент. Затем святыня была внесена в храм Покрова Божией Матери, где сразу же начался молебен.      Во встрече святых мощей вмч. Димитрия Солунского, небесного покровителя воинов, участвовали воспитанники Московского казачьего кадетского корпуса имени М.А. Шолохова, воспитанники Кадетского корпуса Следственного комитета им. Александра Невского, представители Союза десантников и Воинского братства.      По окончании молебна молебна были произнесены приветственные речи. Сначала слово взял епископ Воскресенский Савва. Владыка поблагодарил Высокопреосвященнейшего митрополита Пантелеимона за возможность поклониться святым мощам Димитрия Мироточивого в древней Новоспасской обители. «Пребывание в Новоспасской обители ковчега с честными мощами святого Димитрия Солунского – это милость и благодать Божия, которую нам являет Господь. Ведь ревность о Боге военачальника Димитрия была столь велика, что его называли вторым апостолом Павлом», - в частности сказал епископ Воскресенский Савва. Владыка в своем слове также отметил, что это святыня прибыла в Россию в год 70-летия Великой Победы над фашизмом.      «Я хотел бы, чтобы этот монастырь для прихожан и паломников стал местом утешения и молитвы, местом, где укрепляется вера наша, где наше сердце умиротворяется. Пусть благословение Божие и молитвы святого великомученика Димитрия Солунского ограждают нас и благословляют на всякое доброе дело», - сказал епископ Савва. От себя лично и от всей братии Новоспасского монастыря Владыка преподнес на молитвенную память митрополиту Пантелеимону знаки архиерейского достоинства - крест и панагию. «Пусть они будут напоминанием о пребывание здесь, в нашей святой обители», - завершил свое слово владыка Савва. 6 февраля 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/77070.html

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Иконописный подлинник Византия. XII. Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Киев. 1108-1113. Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва. Русь. XII. Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва. Византия. XIII. Свв. Феодор Стратилат и Димитрий. Икона. Византия. XIII век. 64,2 х 50,2. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет). Псков. XV. Вмч. Димитрий. Икона. Псков. Вторая четверть XV в. Венеция (?). XV. Кончина вмч. Димитрия. Икона. Венеция (?). XV в. Собрание Музея икон. Венеция. Венеция (?). XV. Погребение вмч. Димитрия. Икона. Венеция (?). XV в. Собрание Музея икон. Венеция. Русь. XVI. Вмч. Димитрий с житием. Русь. Начало XVI в. 88 х 65. Из ц. Покрова с. Гуменец, где существовал придел вмч. В 1927 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Русь. XVI. Вмч. Димитрий с житием. Русь. XVI в. 111 х 86.5. ГЭ. Спб.

http://patriarchia.ru/db/text/913305.htm...

Богородица и вмч. Феодор (?). Мозаика на юж. грани сев. столпа. VII–X вв. (?) Богородица и вмч. Феодор (?). Мозаика на юж. грани сев. столпа. VII–X вв. (?) В кладке смальты больше схематизма и геометрической организованности, тессеры сделаны ровно, выкружкой (в ликах, под глазами), рядами (особенно в одеждах), растворяя многообразие в идеальной и чистой гладкости. Цветовая гамма мозаик отвлекает от ассоциаций с миром реальной природы, переливается золотом (власы вмч. Димитрия); свет на ликах лежит линиями, схематично намечая рельеф лица (в лицах ктиторов в сцене с вмч. Димитрием, архиеп. Иоанном и неким Львом), или ровно освещая его (в лике вмч. Димитрия), или ровно - до плоскостности - высвечивая одежды. Мозаики Д. б. и совр. ей памятников представляют завершающую фазу процесса, содержанием к-рого была кристаллизация специфически визант. образа. Обстоятельность обширных исторических циклов ранних рим. мозаик заменяется выборочными, самыми значительными сценами с неск. фигурами так, чтобы декоративная система росписи храма превратилась в сжатую, символически насыщенную формулу. Существует неск. версий, объясняющих назначение мозаик алтарных столпов и их связь с богослужением. Причем внешние грани каждого из столпов (сев. грань сев. столпа и юж. грань юж. столпа) были оставлены без декора. Мозаики располагаются на большой высоте. Поскольку уровень пола базилики VII в. был ниже, то предположение об их роли как поклонных образов исключено. Мендзос считает, что, возможно, замысел декорации алтарного пространства связан с празднованиями в честь вмч. Димитрия. Из сочинений свт. Григория Паламы, Константина Арменопула и прп. Симеона Солунского известно о большой литании, к-рая начиналась от храма Богородицы Катафиги в зап. части города. Процессия двигалась к базилике и входила в храм с юго-вост. стороны. До основания парекклисиона св. Евфимия торжественный вход в храм был с вост. стороны юж. нефа по широкой лестнице. Колокольня могла располагаться в вост. углу юж. нефа. Паломники проходили мимо столпов, созерцая мозаики, в 1-й сев. неф, где в простенках были изображены мучения вмч. Димитрия (фрагменты фресок существовали до пожара 1917).

http://pravenc.ru/text/178245.html

Мисайлово. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:не ранее 2012. Ссылки:     Адрес: Московская область, Видновский район, д. Мисайлово Координаты: 55.561649, 37.828411 Проезд:Москва м. " Домодедовская " , автобус до остановки поворот на Остров, далее пешком 300 метров в сторону Москвы до Мисайловского кладбища Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дмитриевский храм, существовавший в Мисайлове в XVI в., был уничтожен в 1611 году и с тех пор не восстанавливался. В XIX в. на его месте существовала часовня, сломанная в ХХ в. http://misaylovo.cerkov.ru Небольшая предыстория В начале 2000-х годов в деревне Мисайлово был выделен участок для строительства храма великомученика Димитрия Солунского. Этот храм исторически был в деревне, однако по самым поздним данным, в деревне была указана только часовня у кладбища. Где точно она стояла, неизвестно. Однако участок для строительства был выделен, совершена закладка храма, но впоследствии выяснилось, что поверх храмового участка был наложен и оформлен в собственность другой. Оставим этот факт на совести тех, кто его совершил. История В 1623–1624 гг. в Копотенском стане Пехрянской десятины упоминается вотчина Николаевского Угрешского монастыря село Мисайлово, Дмитровское тож, с церковным местом, где ранее стояла церковь Святого Димитрия. В 1678 г. сельцо Мисайлово-Дмитровское находилось в Ратуевом стане. В 1680 г. церкви нет, а на кладбище имеется часовня. В 1704 г. упоминается сельцо Мисайлово, которое находится в 2,5 км к западу от села Ирининское. К 1850 г., согласно архивным документам, в сельце Мисайлове деревянная на каменном фундаменте часовня крепка, построена издавна по преданию на престольном месте бывшего храма св. вмч. Димитрия Солунского, а в каком столетии, неизвестно». http://molokovo.org/misaylovo/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение 8 ноября 2012 года в день памяти великомученика Димитрия Солунского на месте строительства был совершен молебен великомученику Димитрию Солунскому. 9 ноября была залита фундаментная плита для храма в Мисайлово. 29 октября 2012 года после молебна " на начало всякого доброго дела " начато строительство храма великомученика Димитрия Солунского в Мисайлово. 2 ноября 2014 года состоялось освящение Креста храма Димитрия Солунского в деревне Мисайлово. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=30686

1974. Бр. 5. С. 35-37). Исследователи также отмечают, что ряд особенностей иконографической программы росписи храмов, в к-рых работали М. А. и Е., косвенно указывают на фессалоникийское происхождение мастеров. Напр., в роспись храмов вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, св. Никиты в Чучере, ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), Кралевой церкви в монастыре Студеница (строительство в 1313/14) включено крайне редко встречающееся в монументальной живописи изображение свт. Евстафия Солунского. Кроме того, в цикл вмч. Димитрия Солунского в ц. Богородицы Левишки входит уникальное изображение «Гробница вмч. Димитрия», где воспроизведены реалии интерьера базилики вмч. Димитрия в Фессалонике ( Todi B. «Signatures» des peintres Michel Astrapas et Eutychios: Fonction et signification//Αφιρωμα στη μνμη του Σωτρη Κσσα. Thessal. 2001. P. 643-662). Стилистические особенности росписей также свидетельствуют о том, что М. А. и Е. могли сформироваться как мастера в художественной среде Фессалоники ( 1967. P. 261). С момента открытия Г. Милле и Л. Брейе имен М. А. и Е. в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино и в ц. св. Никиты в Чучере общепринятым считалось, что мастера расписали все 4 ансамбля, где есть подпись обоих художников или только М. А., а также исполнили фрески в Кралевой церкви в мон-ре Студеница и в мон-ре Грачаница (обе созданы по заказу Стефана Милутина), к-рые стилистически близки к росписям в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино и в ц. св. Никиты в Чучере. М. Марковичем была аргументированно высказана мысль о том, что Е. был отцом М. А. и расписал вместе с сыном лишь ц. Богородицы Перивлепты в Охриде; имена обоих художников упомянуты в надписи на юго-зап. столбе, по гипотезе Марковича, Е. был главным мастером ( Markovi M. The Painter Eutychios - Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid//ЗЛУ. 2010. Бр. 38. С. 9-34). Это предположение, если оно верно, отчасти объясняет стилистическую разницу между фресками ц.

http://pravenc.ru/text/2563722.html

Доска с огромной выпуклой фигурой (2,86×0,68 м) из целого ствола дерева стоит в нише у юж. стены. Святой изображен юношей с кудрявыми волосами в лавровом венце. Он одет в хитон до колен, ниспадающий прямыми складками, поверх него - доспех с «кожаным» поясом, узел к-рого весьма искусно вырезан. На плечи наброшен плащ, скрепленный на правом плече застежкой. Ступни и кисти рук статуи не сохранились. Правая рука согнута в локте (возможно, в ней было копье), левая опиралась на щит. Местами видны следы яркой раскраски. Изображение, напоминающее круглую скульптуру, создано, несомненно, под влиянием зап. искусства, проникавшего в этот регион с побережья Адриатического м. и через Эпир. Существует местное предание, согласно к-рому статую вмч. Георгия привезли 2 монахини с Запада. Создание статуи Г. Сотириу относил ко времени построения церкви, Муцопулос, Цигаридас и др.- к кон. XIII в., Стикас - к XV-XVI вв. (в связи с явным зап. влиянием). Наиболее правдоподобной представляется датировка кон. XIII в. Вероятно, к тому же времени относится др. большой рельефный образ - вмч. Димитрия Солунского (1,87×0,76 м) из этой же церкви. Фигура вмч. Димитрия вырезана в невысоком рельефе с плоской поверхностью. В поднятой правой руке он держит копье, в левой - меч, за его спиной - щит. Известны еще 2 подобных рельефных изображения св. воинов из находящихся неподалеку от Кастории деревень. Одно до второй мировой войны почиталось в ц. вмч. Георгия в дер. Несторио, другое хранится в ц. вмч. Димитрия в дер. Лакомата. В ц. вмч. Георгия в Оморфоклисье находится неск. древних икон. В кон. XIII - нач. XIV в., по мнению Сисиу, была создана недавно опубликованная икона Божией Матери «Одигитрия» в рост, находящаяся в иконостасе и близкая по стилю живописи к росписям наоса. Она относится к числу лучших произведений консервативного направления, распространенного в живописи данного региона в раннепалеологовский период, и может быть сопоставлена с иконой вмч. Георгия из Струги (1266/67). Лит.: Nicol. 1956.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Вмч. Димитрий Солунский. Крышка реликвария-энколпиона вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий Солунский. Крышка реликвария-энколпиона вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Реликварий вмч. Димитрия Солунского. XI в. (ГММК) Имя Димитрий наряду с именем Георгий в XI-XVI вв., начиная с вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича, занимало одно из самых почетных мест в рус. княжеском (позднее царском) христ. ономастиконе, хотя и неравномерно представлено в разные столетия (см.: ПСРЛ. Т. 14. Указ. С. 48-49). С сер. XII в. наречение этим именем в княжеской среде связано преимущественно с потомками вел. кн. Георгия Владимировича Долгорукого, начиная с Всеволода Большое Гнездо. Порой это имя могли носить 2 одновременно живших брата - вел. кн. Димитрий (Фома) и кн. Димитрий Ноготь Константиновичи Суздальские в XIV в., князья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный Юрьевичи галицко-звенигородские в XV в. У московской ветви Рюриковичей (потомков св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского) в кон. XV - сер. XVI в. имя Димитрий претендует на то, чтобы занять главенствующее место при наречении. Его носили старший сын первенца вел. кн. Иоанна III Васильевича Димитрий, внук, венчанный в 1498 г. на царство, и первенец Иоанна IV Васильевича Грозного, утонувший во младенчестве. При первых царях из фамилии Романовых имя Димитрий получил сын Алексея Михайловича (род. в 1649). При этом имя полностью сохраняло свои позиции в среде аристократии. С XIV в. имя Димитрий (явно под влиянием ономастической традиции Рюриковичей) получило широкое распространение среди правосл. потомков вел. кн. Литовского Гедимина. Его носили сын Гедимина, волынский (луцкий) кн. Любарт, внук - Дмитрий Корятович, двое сыновей вел. кн. Ольгерда и его зять городецкий кн. Димитрий Давидович и др. (см., напр.: Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з kihця XIV до сер. XVII ст.: Волинь i Центр. Украïна. К., 1993). Со временем Д. С. стал одним из популярнейших персонажей рус. религ. фольклора.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Композиции 2-го типа, относящиеся в основном к VII в. (были созданы после пожара ок. 620), представляют более офиц. изображения Димитрия Солунского с донаторами - высокопоставленными духовными и светскими особами, покровительствовавшими базилике. 2 мозаики расположены на юго-зап. алтарном пилоне: на его сев. грани Димитрий Солунский обнимает за плечи стоящих по сторонам восстановителей храма,- префекта Леонтия и архиеп. Иоанна; на вост. грани - сходное изображение Димитрия Солунского и неизвестного диакона. Сопроводительные надписи прославляют мученика как освободителя Фессалоники от врагов, «друга города», покровителя горожан и чужестранцев. Еще одна частично сохранившаяся композиция такого типа на зап. стене центрального нефа изображает Димитрия Солунского с 2 епископами и 2 диаконами (датируется VII-VIII вв.; лики святого и епископов утрачены). Сокращенный вариант этого типа был представлен на утраченной мозаике во внутреннем сев. нефе базилики - 3 медальона с оплечными изображениями Димитрия Солунского (в центре), епископа (справа от святого) и диакона (слева), с надписью, сообщавшей о работах по поновлению при эпархе Льве, очевидно вскоре после 620 г. Кроме этих сложных композиций в базилике существовали и одиночные, вероятно также вотивные изображения святого в позе оранта. Таковы мозаики VII в. на вост. грани сев. предалтарного столпа (фигура в рост, ладони выложены золотой смальтой) и в нише на юж. стене алтарной части (поясное изображение). В ранневизант. период многочисленные изображения патрона базилики соседствовали с изображениями др. мучеников, включенных в вотивные композиции (образ вмч. Георгия с 2 детьми на зап. грани сев. предалтарного столпа, ранее считался изображением Димитрия Солунского, VII в.), Сергия (в позе оранта на зап. грани юж. предалтарного столпа; VII в.) и вмч. Феодора (в позе оранта рядом с молящейся Богоматерью на юж. грани сев. предалтарного столпа, IX в.). Традиция украшения храма отдельными композициями с образом Димитрия Солунского сохранялась в средне- и поздневизант. эпоху. К XII в. относится сильно поврежденная фреска со святым в позе оранта, венчаемым ангелами, на юж. стене храма. В посл. трети XIV в. была выполнена фреска на зап. грани первого зап. столпа юж. колоннады центрального нефа. Здесь Димитрий Солунский представлен укрывающим своим плащом архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре, который кадит святому; в правом верхнем углу - Богоматерь с Младенцем. Г. Сотириу и А. Ксингопулос считали юного святого преподобным Иоасафом Индийским - патроном по монашескому имени имп. Иоанна VI Кантакузина, а архиерея с кадилом - свт. Григорием Паламой, архиеп. Фессалоникийским. Однако этой интерпретации противоречат иконографические признаки изображенных.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Ок. 1345 г. [Македон. Марков манастир], женский, во имя вмч. Димитрия Солунского, Скопской епархии не признанной православным миром Македонской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Маркова, в 20 км от г. Скопье (Республика Македония). Является задужбиной сербской династии Мрнявчевичей . Возведение храма начал ок. 1345 г. буд. кор. Вукашин Мрнявчевич с супругой Еленой и сыновьями Андреашем, Иванишей и Димитаром. Обитель получила название в честь его старшего сына, Марко, завершившего возведение и роспись храма: согласно надписи, расположенной над южным порталом, роспись храма закончили ок. 1377 г. Впосл. М. м. был важным духовным центром. В нач. XIX в. его игум. Кирилл (Пейчинович) отремонтировал жилые корпуса, здание уч-ща, преподавание в к-ром велось на слав. языке, и помещение б-ки (нек-рые из принадлежавших ей древних книг в наст. время хранятся в ГИМ, Венской национальной б-ке, б-ках САНУ в Белграде, НБКМ и др.). В 1830 г. над входом в храм был построен навес: согласно легенде, скопский паша Авзи дал на это денег после явления ему вмч. Димитрия Солунского. В 1886 г., при игум. Макарии, были отремонтированы конаки. В межвоенный период в М. м. некоторое время жили архим. Иоанникий Ракотицкий († 1941) и рус. иером. Вениамин. В 1944 г. в зданиях мон-ря расположилось офицерское уч-ще, преподавание в нем велось на македонском языке. В послевоенные годы обитель опустела, иногда здесь жил буд. еп. Величский Гавриил (Парнарджиев). Ок. 1997 г. М. м. был возрожден, в 2004 г. стал жен. мон-рем. В обители живут игум. Илиана и 3 сестры, к-рые занимаются иконописью (2016). В центре комплекса М. м. расположен собор во имя вмч. Димитрия Солунского, имеющий в плане вписанный в прямоугольное пространство крест, с высоким куполом. Фасад храма украшен полукруглыми и прямоугольными нишами с пластическим декором, слепыми окошками на сев. и юж.

http://pravenc.ru/text/2562370.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010