Фоминское. Церковь Димитрия Прилуцкого. Димитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого в Фоминском упоминается в 1551 г., когда село по залогу перешло от наследников Г.Н. Лихарева к Спасо-Геннадиеву монастырю, во владении которого оно оставалось до 1764 г. В первой половине XVII в. взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же “об шти стенах” колокольней, освященный во имя св. вмч. Димитрия Солунского. В 1712 г. рядом с ней построили деревянную церковь в честь Преображения Господня. В начале 40-х гг. XIX в. взамен деревянного шатрового был возведен каменный одноглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1842 г. В нем имелось два престола: 1) в холодном четверике – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, 2) в теплой трапезной – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. После строительства Димитриевского храма в Преображенской церкви перестали совершаться богослужения, но она сохранялась причтом и общиной еще свыше ста лет, вплоть до 60-х гг. XX в. являя собой редкий в Костромском уезде-районе пример состоящего из каменного и деревянного храмов ансамбля. Богослужения в Димитровском храме прервались в 1941 г., когда его настоятель, священник Геннадий Закедский, был мобилизован на трудовой фронт. Настоятель вернулся в Фоминское в конце 1944 г., но только в марте 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения. Храм продействовал недолго: в феврале 1949 г. под нажимом властей о. Геннадия перевели в другой приход и 20 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о его закрытии, как бездействующего. В 50-е гг. община неоднократно, но тщетно, принимала все меры для возвращения своего храма, в защиту которого выступали даже правления местных колхозов “Большевик” и им. Сталина. В 1968 г. из Фоминского в Кострому, в Музей деревянного зодчества, был перевезен деревянный Преображенский храм. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 г. и восстановлен при большой помощи возглавляемого Героем Социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.

http://sobory.ru/article/?object=24111

Инвалидов, урочище. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Николая Чудотворца , Георгия Победоносца Год постройки:1729. Адрес: Архангельская область, Коношский район, ур. Инвалидов (несколько км на юг от д. Даниловская Коношского м/о) Координаты: 60.863768, 40.658818 Проезд:С трассы Коноша-Вельск в д. Норинская сразу за домом, где жил Бродский (по ходу движения из Коноши) поворот направо. Далее по грунтовке до и через Данилово до ур. Инвалидов. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Современное местоположение: ур. Дом инвалидов юго-восточнее д. Даниловская, Коношский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. В окладной книге 1638 года упоминалась церковь Илии Пророка на Глубоком, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде. Ильинская Глубоковская церковь, 1829 г., каменная. Престолы пророка Илии, свт. Николая Мирликийского, великомученика Георгия Победоносца. 3 июля 1869 г. в Ильинском приходе от удара молнии сгорела деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Антиминс, напрестольный крест, Евангелие, одежду с престола, церковную утварь и местные иконы успели вынести. Иконы в 3 верхних ярусах сгорели. Убыток составил до 860 руб. Ильинская Глубоковская приходская церковь В переписных книгах имущества, казны и вотчин Спасо-Прилуцкого монастыря за 1688 год имеется запись о приходской Ильинской церкви «Того же Глубоковского ключа в другом приходе церковь святого Илии пророка теплая… Другой храм преподобного Димитрий чудотворца шатровый…». В клировых ведомостях Ильинской церкви 1850 года указаны приходская Ильинская деревянная церковь, при ней вторая деревянная церковь в отдельном здании – Димитриевская. Деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела от молнии в июле 1869 года. Ильинскую деревянную церковь заменили каменной в 1829 году. В этом году освящены престолы в тёплой церкви: святителя Николая Чудотворца – справа, великомученика Георгия Победоносца - слева. В 1842 году в холодной церкви освящен главный престол Илии пророка.

http://sobory.ru/article/?object=15933

Преподобному полюбился город, украшенный церквами, и он, обозрев его окрестности, изъявил желание основать монастырь в трех верстах от города, на северо-восток от него, на левом берегу реки Вологды, подле села Прилуцкого. 5 Два крестьянина, владевшие этим местом, «благонарочитый муж Илия» и сосед его Исидор Выпряг 6 , с радостью отдали оное преподобному, не заботясь собрать хлеб, которым оно было засеяно, и преп. Димитрий, благословив это место, водрузил на нем крест, до ныне видимый в его обители, и приступил к созданию храма. Тогда можно было видеть, говоря словами древнего жизнеописания Вид раки преп. Димитрия Прилуцкого. Димитрия, «нечто дивное во граде и по селом во всех людех. Вси, малии и велиции, богатии и убозии, друг друга предваряюще, течаху, яко некий бисер бездонный купити, благословение от святаго прияти и своя имения тому вручити, кийждо по силе своей, ин деньги, ин древеса, ов другая потребная церкви и монастырю». При таком усердии граждан и поселян в скором времени построен был храм и освящен во имя Христа Спасителя и в честь Происхождения святых древ Животворящего Креста Господня на освящение водам (1 августа). 7 Новая обитель наполнялась подвижниками, желавшими, подобно Пахомию, совершать скорбный путь земной жизни под руководством преподобного; пришли к нему и из Переяславской его обители. Внешнее благосостояние обители обеспечено было частью щедротами Великого Князя Димитрия Иоанновича, который, узнав о новом местопребывании любимого своего старца, послал ему все необходимое для монастыря, частно усердными приношениями жителей Вологды и в особенности помянутых Христолюбцев села Прилуцкого, Илии и Исидора Выпряга. Вероятно эти же последние пожертвовали монастырю находившейся в двух верстах от него небольшой участок земли, который, по молитвам преподобного, выращивал довольно хлеба для годичного пропитания братии и куда сам преподобный часто ходил пешком для надзора за обработкой и удобрением земли. По новости монастыря мало было в нем только книг для чтения и однажды, когда некоторые из братии напомнили об этом своему игумену, мудрый старец сказал: «довольно, братия, и тех утешительных для души книг, какие у нас есть, аще без лености хвалим по ним Бога от чистого сердца, с духовной любовью и смирением».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Оп. 1. Д. 49. Л. 45, 48-49; см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Позднее деисусные иконы с образами обоих святых помещались над входом в монашеские кельи. В надписях святой, как правило, именуется «преподобным князем Игнатием». Ранние сохранившиеся изображения И. этого извода - вышитые для Спасо-Прилуцкого мон-ря хоругвь 40-х гг. XVII в. и пелена 1-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), на к-рых И. представлен в молении (соответственно коленопреклоненно и в рост), в округлой схиме, с удлиненной темной бородой. Иконография пелены (фигура И. в правой части композиции, вполоборота влево, иногда со свитком в руке, в куколе в отличие от прп. Димитрия) повторяется на иконах сер.- 2-й пол. XVII в. из церквей Вологды и тех мест, где имелись монастырские вотчины и подворья (ВГИАХМЗ, АМИИ - из ризницы Соловецкого мон-ря, ГИМ, частное собрание Н. С. Паниткова). Ростовой образ И. в схиме выгравирован на дробнице XVII в., украшающей оплечье фелони (ВГИАХМЗ), в нижнем ряду, справа от центрального изображения свт. Василия Великого, с надписью: «преп. чудотворец князь Игнатий»; парный ему образ - прп. Димитрий Прилуцкий, вместе с прп. Алексием, человеком Божиим, со свт. Николаем Чудотворцем, с вмч. Феодором Стратилатом. Иконографию хоругви (И. припадает к Спасу Всемилостивому вместе с прп. Димитрием Прилуцким) повторяет икона XVIII в. из Илиинской ц. Вологды (ВГИАХМЗ), на которой святые изображены коленопреклоненными. Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими в молении. Фреска фронтона крыльца Спасского собора Спасщ-Прилуцкого мон-ря. 1998 - ок. 2000 г. Мастер А. В. Алёшин Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими в молении. Фреска фронтона крыльца Спасского собора Спасщ-Прилуцкого мон-ря. 1998 - ок. 2000 г. Мастер А. В. Алёшин На основе этой иконографии сложилась композиция икон Господа Вседержителя с Вологодскими чудотворцами, получившая распространение в Вологде в XVIII-XIX вв. По-видимому, одна из первых икон находилась в главном иконостасе собора Спасо-Прилуцкого монастыря (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/293415.html

«Преподобный Сергий Радонежский в житии» была доставлена в музей 1926 году из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря 25 апреля. ПРАВМИР. В среду Светлой седмицы, 23 апреля, на территории Вологодского кремля состоялась презентация отреставрированного житийного образа преподобного Сергия Радонежского. Икону гостям представил художник-реставратор Сергей Белов. Икона «Преподобный Сергий Радонежский в житии» была доставлена в музей 1926 году из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Обитель преподобного Димитрия Прилуцкого, сомолитвенника и сотаинника преподобного Сергия, с давних пор чтит день его памяти. О храме, где прежде находилась икона «Преподобный Сергий в житии», присутствующим рассказала заведующая епархиальным древлехранилищем Алла Анишина, сообщает пресс-служба Вологодской епархии. Архиепископ Вологодский Максимилиан отметил, что на презентацию отреставрированной иконы прибыло много людей. «Это свидетельствует, что люди имеют интерес к вопросам духовной жизни. Это очень важно, особенно в наше время, когда духовности бросается вызов. Очень важно показать правильный духовный путь, духовные образцы», — сказал он. На презентации выступил праздничный мужской хор Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Хор исполнил стихиры преподобному Сергию, другие духовные песнопения, песни русско-японской и Великой Отечественной войн. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июля, 2018 19 июля, 2018 18 июля, 2020 8 октября, 2019 8 октября, 2019 18 июля, 2019 13 ноября, 2018 8 октября, 2018 6 августа, 2018 19 июля, 2018 19 июля, 2018 18 июля, 2020 8 октября, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-vologde-predstavili-...

И верующий вологодский народ устремился в обитель, в 1371 г. «поставил там большую церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и в честь Креста Христова, в первый день августа на освящение водам». Пришли дары и от тезки молитвенника, - от князя Димитрия Донского. Кстати, впоследствии, обладая даром прозрения, святой указал братии момент кончины своего державного соименника. Говорят, что к северу от левого клироса в Спасовом храме святому было ограждено досками особое молельное место. Спустя века тут за стеклянной дверью находилась особая памятная палатка. Не благословил Дмитрий своего родного брата, жившего в Переславле, идти в третий раз торговать в племена «югра и печера, в те места, где живут чудь и самоядь». Брат, ослушавшийся святого провидца, погиб. Любивший убогость, подвижник весь год носил тулуп из твердой овечьей кожи, даже в праздники питался лишь горячей водой с малой просфорою, до глубокой старости вместе с братией участвовал в общих работах. Скончался преподобный 11 (24 по нов ст.) февраля 1392 г. При кончине святого братия ощутили растекающийся по монастырю запах ладана, исходивший из келии Димитрия. Казалось, что святой уснул, а тело его было озарено дивным светом. Но вспомнили иноки и давешние слова настоятеля: «Стащите мое грешное тело в болото и ногами потопчите...» Однако с плачем и молитвами тело было положено в церкви, которую поставил сам святой. В церкви во имя прп. Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом почивают мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого, а также благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия Андреевича Угличского, сосланных сюда Иваном III в заточение. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 г., и в том же XV в. почитание его распространилось по всей Руси. Чудеса и исцеления недугов исходят от гроба чудотворца и до нынешнего дня. Вошло в историю и чудо о вятичах, отделившихся, было, от Московской державы. Придя в Вологду, они разорили город, разграбив и Прилуцкий монастырь. Один из помраченных мародеров, схвативший покров с гроба преп. Димитрия, тут же был «ударен о пол церковный, оцепенел и лишился силы, лежал скорченный и безгласный. И напал страх великий на всех видевших и слышавших это». Несчастный злодей-вятич был похоронен в монастыре, а остальные захватчики, убоявшись, ретировались, сохранив этот страх и через годы.

http://pravoslavie.ru/59763.html

Э. П. Р. Иконография Известен гравированный портрет И. 1879 г. работы Л. А. Серякова, изданный в качестве приложения к ж. «Русская старина» (1879. Т. 26. Нояб.; отдельный лист в ЦАК МДА), а затем в кн. «Русские деятели в портретах, гравированных акад. Л. Серяковым» (СПб., 1882. Т. 1; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 153-154). И. представлен вполоборота влево, по пояс, в архиерейской мантии и черном клобуке, на груди панагия, ордена св. Анны и св. Владимира, правой рукой именословно благословляет, в левой держит архиерейский жезл с навершием в виде змеиных голов и сулоком. Он сравнительно молод, с крупными правильными чертами лица и темной бородой средней величины, внизу раздвоенной. О существовании раннего портрета И. в одной из келий братского корпуса упоминается в описи имущества Вознесенского мон-ря в Иркутске 1840 г. (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 1. Д. 221. Л. 10). В собрании ВГИАХМЗ хранятся 3 живописных, профессионально исполненных портрета, ранее считавшиеся изображениями еп. Евлампия (Пятницкого) (см.: ПЭ. Т. 17. С. 154-156). Один из портретов поясной, репрезентативного характера, имеет подпись худож. Н. И. Катина с датой 1848 г., когда Вологодскую кафедру занимал еп. Евлампий. Погрудный портрет, поступивший из Духовской ц. Вологды, является своего рода натурным этюдом к этому парадному полотну, к-рое происходит из Димитриева Прилуцкого монастыря. Третий портрет (из вологодского древлехранилища, куда поступил в 1902 от мещанина Н. В. Серебрякова) написан масляными красками на бумаге, наклеенной на холст, полностью идентичен по иконографии погрудному варианту; на обороте подрамника надпись: «Еп. Ириней». Можно предположить, что на всех портретах изображен И., проживавший под надзором в Димитриевом Прилуцком монастыре до 1848 г. Инспектор Вологодской губ. гимназии Ф. Н. Фортунатов упомянул в воспоминаниях, что Катин написал портрет И. для Прилуцкого мон-ря «старанием отца казначея Илариона по заказу А. Г. Волковой» ( Фортунатов Ф. Н. Воспоминания вологжанина о преосв. архиеп. Иринее, пребывавшем на покое в Спасо-Прилуцком вологодском монастыре, с присовокуплением извлечений из писем архиепископа. Вологда, 1868. С. 106-107). Портрет И. числится в документах мон-ря, он находился в настоятельских кельях (Главная опись Спасо-Прилуцкого мон-ря 1914 г.; ВГИАХМЗ. Отд. письменных источников. Ф. 3. Оп. 1. Д. 22. Л. 107; Савваитов П. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 19144. С. 52). Судя по дате, парадный портрет был создан в связи с назначением И. настоятелем Толгского Введенского монастыря и отъездом его из Вологды.

http://pravenc.ru/text/674019.html

К началу ХХ века в верхнем этаже собора было три престола и ещё пять - в нижнем. Ранее в алтаре главного храма находились престолы Димитрия Прилуцкого, Иоанна Богослова и Преображения. В 1656 году престол Димитрия Прилуцкого был перенесён в нижний этаж собора, а его место в нижнем отделении алтаря занял престол Иоанна Богослова. Преображенский престол после пожара 1811 года был перенесён в южную паперть на место существовавшего там ранее престола во имя святых мучеников Платона и Романа. Кроме того, в нижнем храме почивали мощи прп. Димитрия и Игнатия (Ивана) Угличских, сосланных царём Иваном III на заточение в Вологду. Находятся они там и сейчас. А вот надгробие благоверного князя Димитрия, похороненного в ногах прп. Игнатия, было в 1641 году снято, поскольку находилось близко к алтарю и мешало установке нового иконостаса. В 1811 году Спасский собор горел - как это часто бывает, от неосторожно позабытой " грошовой свечи " . Тогда лишь чудом удалось спасти из огня икону прп. Димитрия Прилуцкого. Всё внутреннее убранство храма исчезло в огне, обгорели и некоторые главы. До начала Отечественной войны собор так и не успели отреставрировать, и сокровища ризниц московских монастырей и Троице-Сергиевой Лавры, привезённые в Вологду, хранились в обгоревшем храме. В 1813-17 годах были предриняты работы по восстановлению интерьера и завершений собора. Именно тогда главы приобрели барочную форму (сегодня главам Спасского храма вновь придана первоначальная, шлемовидная, форма). В 1813-17 годах оштукатуривали и расписывали вновь стены ярославский изограф Иван Баранов с восемью товарищами. Был сделан карниз, настлан чугунный пол и устроен новый иконостас столярной и резной работы, а к нему написаны иконы. В 1836 году царские врата и иконостас были позолочены. В 1856 году стены и своды верхнего этажа были покрыты внутри масляной живописью. В 1896 году снова ремонтировались главы, кресты и кровля собора, во время этого ремонта на большой главе были вызолочены 62 звезды. В столь благолепном виде Спасскому храму довелось постоять недолго. Уже в 1918 году в Спасо-Прилуцком монастыре прошёл обыск.

http://sobory.ru/article/?object=05128

Возможно, в Спасо-Прилуцком монастыре вскоре после событий Смутного времени было написано Житие Д. А. (ГИМ. Увар. 818. Л. 142-151). Оно имеет текстологическое сходство с Угличским летописцем, степень достоверности содержащихся в Житии сведений невелика. Автор упоминает о многочисленных чудесах по молитвам к Д. А., однако излагает только одно. В 1609 г., когда польск. отряды напали на Углич, некий старец Спасо-Прилуцкого мон-ря видел Д. А. и прп. Игнатия, стоящих на воздухе и молящихся об Отечестве. Затем княжичи спустились на землю и пошли к монастырскому собору, им навстречу вышел прп. Димитрий Прилуцкий и попросил поспешить в Углич на помощь городу, после чего Д. А. взял у него благословение - и братья стали невидимы (Там же. Л. 150 об.- 151). (По мнению архим. Леонида (Кавелина) , Житие Д. А. было написано в нач. XVII в. мон. Спасо-Прилуцкого мон-ря Лонгином, составителем Жития прп. Игнатия ( Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 4. С. 446). Однако Лонгин жил в сер. XVI в. и не мог быть автором Жития Д. А.) Согласно «Житию... князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его…», общая память Д. А., его брата и отца отмечалась 12 авг. (ГИМ. Увар. 818. Л. 167). (Имя Д. А. отсутствует в invocatio вкладной грамоты архим. Спасо-Прилуцкого монастыря Иосифа от 29 июля 1687 г. (РГАДА. Ф. 1429. Оп. 1. Ед. хр. 263. Л. 1), притом что там упомянуты преподобные Димитрий Прилуцкий и Игнатий.) Попытки установления почитания Д. А. ограничивались Вологдой и не зафиксированы в др. регионах. Вскоре после 1615 г. составитель Пискарёвского летописца (по-видимому, москвич) в статье о смерти Д. А. пишет о том, что князя похоронили рядом с братом, к-рого «Бог прослави... чудесы», не упоминая о чудотворениях Д. А.; в статье о святых из «царского рода» Рюриковичей из 2 братьев назван только прп. Игнатий (ПСРЛ. Т. 34. С. 180, 199). Д. А. не включен в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В XVIII-XIX вв. сохранялось местное почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178189.html

За оказанную помощь в строительстве храма и в благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви владыка Игнатий вручил епархиальные награды: медаль преподобного Димитрия Прилуцкого I степени — И.Г. Астахову и протоиерею Алексию Биденко; медаль преподобного Димитрия Прилуцкого II степени — В.В. Фокину и С.Н. Киселеву; медаль преподобного Димитрия Прилуцкого III степени — А.С. Шадрину и Е.А. Гладковскую. Благодарственное письмо было также вручено главе Междуреченского района Ю.М. Бойнесу. Архиерейские грамоты были вручены генеральному директору ООО «Строймост» И.Р. Тархнишвили, директору ООО «Строймост» А.П. Валдаеву, директору ООО «Масив» И.А. Шаврину, А.Ю. Беккеру, директору ООО «СБМ Вологда» О.Н. Никитину, генеральному директору ООО «Окор» В.А. Ноздрачеву. С приветственным словом к собравшимся обратился глава региона О.А. Кувшинников. По преданию, в 1666 году в пасхальную ночь произошло явление Пресвятой Богородицы Евсевию, крестьянину Авнежской волости Грязовецкого уезда (нынешний Междуреченский район Вологодской области). Богоматерь повелела Евсевию проповедовать среди односельчан, убеждать их жить благочестиво и построить часовню на холме, поместив туда икону в память о Своем явлении. Через некоторое время, после того как Богоматерь явилась Евсевию второй раз, часовня была возведена, в ней установили специально написанную Казанскую икону Божией Матери. Впоследствии на месте часовни поставили церковь. Холм, на котором построили храм, назвали Святой горой, а церковь — Святогоровой. В XVII-XX вв. засвидетельствованы многочисленные чудеса, совершавшиеся по молитвам перед Казанской Святогоровой иконой Божией Матери. В 1930-е годы храм был взорван, в 1966 году гору срыли при строительстве дороги, в настоящее время на ее месте располагается котлован, превратившийся в озеро; чудотворная святыня исчезла. Предполагалось, что ее передали в Лазаревский храм г. Вологды, однако чудотворный образ там никто не искал. В 2010 году настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексей Сорокин заметил сходство одной из алтарных икон с фотографией чудотворного образа. Была найдена книга о Святогоровой иконе, затем обратились к специалистам-реставраторам.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010