153 Михаил Палеолог вообще был человеком, умевшим чисто иезуитским способом успокаивать свою грешную совесть. С такой священной вещью, как клятва, он о бходился своеобразно. Расскажем один случай. Сын его Андроник, досланный с войском против сербов, склонил сербского вождя Котаницу сдаться, причем дал клятвенное обещание, что он не потерпит от царя ничего дурного. Михаил Палеолог, однако же, задумал ослепить Котаницу. «Ведь не я клялся, – рассуждал он, – а мой сын без моего соизволения». Узнав о намерении отца, Андроник явился к нему с ходатайством за несчастного Котаницу. Отец в ответ на ходатайство сына и на приведенный им аргумент, что если Котаница будет ослеплен, то через это он, Андроник, будет клятвопреступником, стал ему доказывать, что никакого клятвопреступничества не будет, потому что он-то, Андроник, сохранит клятву, а царь, как свободный от клятвы, данной без сношения с ним, может поступить так, как того требует безопасность. К чести Андроника нужно сказать, что он старался принять меры к спасению Котаницы от опасности. 154 А как мало Михаил дорожил религиозными интересами, это видно из того, что он употреблял все усилия для подчинения церкви Греческой – Латинской в так называемой унии. Таков был Михаил Палеолог. Но несправедливо было бы думать, что Михаилу чужды были дела благочестия. И этот государь, подобно многим его предшественникам, умел соединять, по–видимому, несоединимое – порочность и зыбкость нравственных начал с религиозностью. До нас сохранилась автобиография Михаила Палеолога, в которой он показывает редкую заботливость о благоустройстве монастырей. Он возобновил монастырь св. мученика Димитрия в Византии, снабдил его неоскудевающими доходами, заботливо выработал для него нечто вроде устава, определил штат монастыря, назначил ему на вечные времена быть под покровительством византийских государей и т. д. Подобным же образом он позаботился и о многих других монастырях, перечисленных в его автобиографии. 155 Михаил заботился об украшении и обогащении знаменитого Софийского храма 156 и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

14.11.1357 1360 г. 08.1363 † патриарх Каллист I Период 2 патриаршества: – пишет гомилию на Успение Пресвятой Богородицы (1-ые годы патриаршества); – передал Великой Лавре монастырь вмч. Димитрия в Константинополе (1367 г.); – устранил конфликт между между епископом Иериссосским и Святогорским и Протатом Афона (1368 г.); – пишет Соборный томос 1368 г.; – посылает прп. Сергию Радонежскому в подарок крест-мощевик, параман, схиму и грамоту с благословением ввести общежительный устав в монастыре (1374 г.); – посвящает Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского (02.12.1375). Кон. 1365 – нач. 1366 Письма игумена Великой Лавры Иакова Триканы свт. Филофею относительно догматических взглядов Прохора Кидониса 472 Переговоры в Риме о принятии католической веры взамен на помощь Запада в войне против турок и болгар. Имп. Иоанн V Палеолог отправляется в Венгрию в поисках союзников, на обратном пути попадает в плен к болгарам. Амедей VI Савойский освобождает имп. Иоанна и отвоевывает Галлиполи, Месемврию и Созополь. 473 Принято решение о созыве Вселенского собора по вопросу присоединения к Римо-католической Церкви. Диспут Иоанна Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом. 04.1368 Собор в апреле 1368: канонизация Паламы и осуждение Прохора Кидониса 18.10.1369 Имп. Иоанн V Палеолог принимает католичество в Риме 1370 г. сер. 08.1376 Переворот Андроника IV. Имп. Иоанн V Палеолог отрекается от престола Свергнут и замещен Макарием ок. 06.1377 Назначен новый патриарх Макарий 1377/1378 Смерть в Константинополе 1380 г. 1380-е Почитается как святой 1380–1388 Правление патриарха Нила Керамевса 5 Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в.//ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 33. С. 95. 6 Филофей (Коккин), свт. Житие и деяния преподобного Саввы Нового, Ватопедского, подвизавшегося на Святой Горе Афон. М., 2017. С. 10. 7 Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 295, строки 13–20. 12 Laurent V. Philothee Kokkinos. Dictionnaire de theologie catholique. Paris. 1935, t. 12 2 , 1498–1509; Niggl. Prolegomena zu den Werken des Patriarchen Philotheos von Konstantinopel (1353–1354 und 1364–1376). München. 1955; Meyendorff J. Introduction à l’étude de Gregoire Palamas. Paris. 1959. Перевод на русский язык: Мейендорф И. прот. Жизнь и труды св. Григория Паламы : введение в изучение. Изд. 2-е, испр. и допол. для русского перевода. СПб., 1997. XVI + 480 с.; Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 120–149; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. 239 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Василий III. Преемником Uoahha III был сын его от Софии Палеолог Василий III (1505–1533). Избранию его на московский великокняжеский престол предшествовала сильная борьба придворных партий. У Uoahha III от первой его жены был сын Иоанн, известный под названием Молодого. Он был женат на Елене, дочери молдавского господаря. Иоанн Молодой умер, оставивши после себя вдову Елену с сыном Димитрием. От второй жены своей – царевны Софии Палеолог Иоанн Ш имел сына Василия. Сам собою возникал вопрос о том, кому из двух – Димитрию или Василию быть наследником и преемником Uoahha III . По тому порядку престолонаследия, какой установил Димитрий Донской и какой практиковался в Москве до Uoahha III , наследником и преемником его должен был быть Димитрий, как сын старшего сына Uoahha III . Бояре московские разделились на две партии: одна – старая – стала за Димитрия, сына Елены, а другая – новая – стояла за Василия, сына Софии. Сначала было победила первая партия. Димитрий был уже торжественно объявлен наследником престола, а Василий с матерью своею Софиею были удалены от двора Uoahha III . Но со временем София и ее сын возвратились к двору, их партия восторжествовала над противною, и Василий был объявлен наследником Uoahha III , а после смерти сего последнего он сделался и великим московским князем. Василий III деятельно и неуклонно следовал во всем своим предшественникам и особенно отцу – Иоанну III. Как сын Софии Палеолог, он еще более возвысил и усилил самодержавную власть московского государя. Он окружил себя необычайным великолепием, блеском и пышностью. На князей и бояр он смотрел не иначе, как на своих слуг, обязанных ему повиноваться во всем беспрекословно. С непокорными он расправлялся самовластно, быстро и строго. Василия III все не только русские люди, но даже и иноземцы считали неограниченным самодержцем. Василий III признается у нас последним собирателем русской земли. Он докончил объединение русской земли около Москвы. Он уничтожил последние свободные города и удельные княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИН XI ПАЛЕОЛОГ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блж. император-мч. Константин XI Палеолог. Реставраторская копия поздневизантийской иконы (Фотий Кондоглу, 1953 г.). Собрание Центра исследования и продвижения народной музыки, Афины Богоматерь коронует императора Мануила II Палеолога с супругой Еленой и тремя сыновьями. Миниатюра из рукописи " Ареопагитик " (1403-1405). Лувр, Париж. Нимбами увенчаны святые царь Мануил, царица Елена (впоследствии прп. Ипомона) и их сын Константин XI. Первая половина 1430-х годов отмечена противостоянием Константина с его братьями, деспотами Феодором и Фомой , также находившимися на Пелопоннесе, которое, впрочем, не перешло в вооруженную борьбу. В сентябре 1437 года император Иоанн , отправлявшийся на Ферраро-Флорентийский Собор, вызвал Константина в Константинополь , чтобы вновь назначить его регентом. Время регентства прошло спокойно. Константин информировал императора, находившегося в Италии, о событиях в столице. В начале 1439 года Константин в очередном письме попросил императора напомнить папе Римскому о его обещании прислать военные корабли для обороны Константинополя от османов . По возвращении императора 1 февраля 1440 года Константин остался в столице ещё на несколько месяцев. Летом 1441 года он женился на Катерине Гаттилузио, дочери генуэзского правителя острова Лесбос , однако и этот брак не продлился долго и не принёс потомства: Катерина умерла уже в августе 1442 года. В апреле 1442 года император вызвал к себе Константина, поскольку его брат деспот Димитрий , не поддержавший униатскую политику Иоанна и вступивший в соглашение в османами, осадил Константинополь. Однако добраться до столицы Константин не смог, потому что османские силы блокировали его на острове Лемнос и в течение нескольких месяцев не позволяли отправиться в путь. Достичь Константинополя Контантин смог уже после поражения Димитрия.

http://drevo-info.ru/articles/13680346.h...

метра. Датирован 6797 (1289) годом. инд. 2. Подпись: Андроник, во Христе Боге верный царь и самодержец Римлян, Дука, Ангел, Комнин, Палеолог 266 . Документ содержит в себе дарственную запись на разные угодья монастырю Ликосада, коего документы (по разорению его, конечно) поступили в Метеорский монастырь. 2 . Хрисовул царя Симеона, на коже, состоит из трех кусков, приклеенных один к другому, длина первого 0.88, второго 0.48, третьего 0.44, ширина же одна для всех 0.29 1/2 фр. метра. Дан в Августе 6837 (1329) г. инд. 12. Подписался: Симеон, во Христе Боге верный царь и самодержец Романии и Сервии, Палеолог 267 . Предмет его пожалование монастырю Завландион 268 угодья Горбово, метоха Св. Николая, с виноградниками, выгонами и мельницами в Трикала, метоха Богородицы именуемого Калогриани, монастырька Св. Димитрия, с его имуществами... Пишется, что поскольку все эти места подарены монастырю Завлавдийскому братом Симеона Деспотом Никифором Дукою, то он подтверждает дар братний. Упоминается также, что монахи монастыря того жаловались ему на своего митрополита. 8 . Хрисовул Императора Андроника (Младшего), на коже, 0.95 х 0.28 фр. метра, 6840 (1332) года. Подпись: Андроник, во Христе Боге верный царь и самодержец Римлян, Палеолог. Дан вышеупомянутому монастырю Ликосада, честной обители, чествуемой во имя Пресвятыя Богородицы, около Фонаря. Тоже содержание: подарствованиие монастырю некоторых метохов около г. Трикала. 4 . Хрисовул того же Андроника III Младшего, писанный на бумаге 0.40 х 0.30, относяшийся к 6844 (1441) г. Выдан в Марте месяце, инд. 4, игумену Макарию (вероятно того же Завландийского монастыря) с его монахами, в подтверждение прав обители на владение разными угодьями в окрестностях г. Трикал. Заповедуется, впрочем, приказом не мешаться местному епископу в деда монастырские. 5 . Хрисовул царя Стефана (Душана), на бумаге, 0.46 х 0.81 1/2 фр. метра, 6857 (1349) года, в Ноябре месяце, инд. 2. Подпись, как и документ самый, греческая: Стефан, во Христе Боге верный царь и самодержецъ Сервии и Романии 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Даже западные влияния, ощутимые в скульптурном декоре алтарных преград, в стрельчатой форме арок не изменили этого традиционного характера храмов Мистры, которые, однако, всегда имеют при себе колокольни, неизвестные Византии до эпохи латинских завоеваний. Церковь монастыря Пантанассы в Мистре. XV в. Среди храмов Мистры архитектура Пантанассы, самой последней по времени возникновения из всех ее церквей, отличается, пожалуй, наибольшим эклектизмом. Здесь смешались элементы различных стилей, местного и константинопольского, а также сказалось воздействие готической архитектуры. Северный портик храма, с которого открывается вид на долину реки Эврота и древнюю Спарту, приподнят на высоком цокольном основании. Легкая его аркада образована стрельчатыми арками, опирающимися на тонкие колонны с миниатюрными капителями. Она перекликается с аркадами колокольни и с теми глухими арками, которые покрывают в два яруса три апсиды. К более раннему времени, к середине XIV века, относятся две маленькие церкви – дворцовая св. Софии, основанная деспотом Мануилом Кантакузином, и вторая – Богоматери Периблептос, построенная его супругой. Обе они принадлежат к традиционному для Мистры типу, соединяющему базилику и крестово-купольное здание. Они отличаются грациозностью и элегантностью пропорций, устремленностью вверх. Нефы св. Софии, узкие и высокие, напоминают об интерьере готического собора. Центральное, хорошо освещенное пространство церкви Периблептос выигрывает от контраста с низким и узким нартексом. Церковь Периблептос в Мистре. XIV в. Все храмы Мистры были расписаны фресками, отразившими основные этапы развития палеологовского искусства. После первой половины XIV века, когда в Мистре работали живописцы, следующие рафинированной манере мозаичистов Кахрие-Джами, росписи начала XV столетия приобретают несколько более драматический характер. Художники, прибывавшие сюда из Константинополя, выполнив порученную им роспись, покидали Мистру ради других заказов. С точки зрения иконографии живопись Мистры показывает свойственное всему палеологовскому периоду увлечение историческими и апокрифическими сюжетами, а также расширение тематического диапазона. Подробное изображение жития св. Димитрия в храме, ему посвященном, многочисленные сцены из жизни Богоматери, которые присутствуют почти в каждой церкви, характерны для росписей Мистры. В церкви Пантанассы уже в начале XV века появился подробно проиллюстрированный Акафист, впервые встречающийся нам в сербских храмах второй половины XIV столетия. Живопись Мистры постоянно отражает одну из характерных черт палеологовского искусства – поиски древних источников иконографии. Никогда художники Мистры не повторяли многочисленных версий одной и той же темы на стенах храма, как это сделали, например, сербские декораторы в Грачанице. Художники Мистры украшали храмы, преследуя всегда дидактические цели.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

– Феогност, митрополит Всероссийский Симеон I, Князь Московский Иоанн IV, Палеолог, император греческий Юбилейный год 50-тний Иоанн II, Великий Князь Московский Святитель Алексий, митрополит Московский Иоанн Палеолог, император греческий Димитрий IV, Великий Князь  (Донский) Папа из Авиньона переселяется опять в Рим Начало 50-летнего папского раскола Победа Димитрия Донского над Мамаем Святитель Киприан, митрополит Московский Ягайло, Великий Князь Литовский, принимает Римско-католическое вероисповедание Василий II, Великий Князь Московский Святитель Фотий, митрополит Московский Собор в Пизе. Папа Александр V, и кроме его Венедит XIII и Григорий XII Собор в Констанце, отвергнувший трех пап Григорий Самблак, митрополит Киевский (начало разделения митрополии Всероссийской) Иоанн VII, Палеолог, император греческий Василий III, Великий Князь Российский (Темный) Конец папского раскола Начало Собора Базельского Исидор, митрополит Киевский (отступивший от православия) Собор в Ферраре, потом во Флоренции. Собор Базельский, низложив Евгения III , избирает Феликса V Константин XI, император греческий (последний) Конкордат Венский для Церкви Германской Святитель Иона, митрополит Московский Взятие турками Цареграда Иоанн Васильевич, Великий Князь, свергнувший в России иго Татарское Геронтий, митрополит в Москве Михаил, митрополит в Киеве (окончательное разделение Российской митрополии) Собор в Москве о пасхальном круге Открытие Америки. Папа Александр VI Иудеи в Испании принуждаются к христианству Убиен Святитель Макарий, митрополит Киевский Василий Иоаннович, Великий Князь и царь Лютер, профессор философии в Виттенберге Лютер сожигает папскую буллу и декреталы Адриан VI, папа Климент VII, папа – Игнатий Лойола, Исп. Спейерский Сейм. – Протестанты Иоанн Васильевич Грозный, Великий Князь и Царь Российский Генрих VIII  объявляет себя главою Английской Церкви. Павел III, папа Макарий, митрополит Московский Начало Тридентского Собора Юлий III, папа 1551 или 55 Собор в Москве Стоглавый Договор Пассавский Авгсбургский мир Фердинанд I, император Елисавета, королева Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

владения в Морее (Коринф, Калаврита) ордену госпитальеров. Однако разгром турок под Анкарой армией Тимура 28 июля 1402 г. изменил положение дел. Феодор Палеолог вернулся в Мистру и отдал полученные за свои земли деньги. После смерти Феодора в 1407 г. правителем Мистры был назначен его сын Феодор II, вслед за к-рым в Мистру прибыл его опекун Мануил Франкопул, в 1415 г. область посетил и имп. Мануил II (1391-1425), к-рый прожил здесь год, что показывает общий рост значения Пелопоннеса в визант. политике. К этому времени относится записка с проектом реформ, поданная Мануилу визант. философом Георгием Гемистом Плифоном , к-рый жил в Мистре в 1407-1452 гг. По проекту Плифона началась постройка «Гексамилиона» - истмийской стены на Коринфском перешейке. После отъезда императора в Морее оставался его соправитель Иоанн, к-рый успешно боролся с наваррцами и ахейским кн. Чентурионе. Однако восшествие на тур. престол Мурада II положило конец относительной стабилизации внешнеполитического положения Византии и Мореи. В мае 1423 г. в Морею было послано войско Турхан-бега. Истмийская стена была взята янычарами штурмом и разрушена, полуостров разграблен. Однако после ухода турок Мистра развила широкую территориальную экспансию. Вспыхнула длительная война между греками Мистры и Эпирским гос-вом Карла Токко. Войска Токко были разбиты в битве при Эхинадах, и имп. Иоанн VIII Палеолог осаждал их столицу Кларенцу. В 20-х гг. XV в. в Морею постепенно перебиралось все больше членов правящей династии Палеологов. Имп. Иоанн VIII часто посещал Мистру. Младший из сыновей Мануила II Константин Драгаш (буд. последний визант. имп. Константин XI) стал правителем Кларенцы, Востицы, почти всей Мессении; его брат Фома (отец Софии Палеолог, буд. вел. княгини Московской) получил во владение земли в Аркадии. Со временем весь Пелопоннес, за исключением венецианских колоний в Мессении и Арголиде, перешел под власть греков. Константин взял Афины, захватил всю континентальную Г. вплоть до Пинда. Однако Морею стали раздирать междоусобные распри между братьями Палеологами - Феодором II, Константином XI, Фомой и Димитрием, осложненные тур.

http://pravenc.ru/text/597843.html

В XIII–XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание вмч. Димитрия. В это время было написано наибольшее количество похвальных слов и гомилий. Визант. историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о вмч. Димитрие. Свт. Григорий Палама создал образ молодого вмч. Димитрия, приближенный к идеалу монахов- исихастов . Георгий Палеолог построил монастырь во имя вмч. Димитрия в Константинополе , а Михаил VIII Палеолог (1259–1282) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322–1340) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий (Оксфорд Bodl. Gr. Th. F. 1), в котором есть иллюстрации к «Мученичеству» вмч. Димитрия, небесного патрона деспота: кроме традиц. портрета в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники , имеется еще 6 сцен: святой перед императором, вмч. Димитрий умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора , убийство вмч. Димитрия в темнице и погребение его. (Walter. 1973. Pl. 13) С VII в., визант. писателями было создано большое количество похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь вмч. Димитрия. (BHG, N 534–547). Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений в основном были фессалоникийские архиереи: Иоанн (кон. VI — нач. VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и нач. Х в.), свт. Иосиф Студит Исповедник (807–809, 811–815), Никита (кон. XI — нач. XII в.), Евстафий (1175–1195/96), свт. Григорий Палама (1347–1357), Исидор Глава (1380–1396), Гавриил (1397–1425), Симеон (1416/17–1429), уроженцы или жители города: напр., Константин Арменопул (сер. XIV в.), свт. Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1353–1354, 1364–1376), Макарий Хумн (2-я пол. XIV в.), свт. Николай Кавасила (почил после 1391) и Димитрий Хрисолор (почил после 1416). С X в. посвященные вмч. Димитрию похвальные слова были созданы в Константинополе и др. местах известными писателями, философами, гос. и церковными деятелями: имп. Львом VI Мудрым (886–912), архидиаконом и референдарием Григорием (Х в.), Феофаном Керамевсом (XII в.), прп. Неофитом Затворником (почил после 1214), диаконом Григорием (XIII в.), Константином Акрополитом (почил ранее 1324), Феодором Метохитом (почил в 1332), Мануилом Филом (почил в 1345), Никифором Григорой (почил между 1358 и 1361), Иоанном Анагностом (упом. 1430), Марком Евгеником (почил в 1457 ), Геннадием II Схоларием , патриархом Константинопольским (1454–1456, 1463, 1464–1465) и др.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Его появление оказалось совершенно неожиданным для Андроника III Младшего, который располагал не более 3 тысяч солдат. Отступать было невозможно, и тогда император собрал боевых товарищей для битвы. «Подумайте, друзья, – начал он свою речь, обращенную к войску, – что мы воюем на чужой земле, вдалеке от отечества. Мы не имеем у себя союзных городов, которые бы помогли нам ныне в этой битве, да ниоткуда не можем добыть себе войска даже за деньги. Будем же биться так, как будто бы было уже решено нам сегодня умереть и вместе с сегодняшним солнцем закатиться. Сделаем свидетелями наших мужественных и доблестных подвигов эту вражескую землю!» 612 Началась битва, в которой византийцы мужественно бились с болгарами, и царь вместе с великим доместиком Иоанном Кантакузеном и Иоанном Палеологом, сыном Константина Порфирородного Палеолога, находились в первых рядах. Но перевес в силах болгар был настолько велик, что в конце концов византийцы дрогнули и побежали. Они смогли отступить к крепости Русокастра и укрепились в ней. Но там отсутствовал подножный корм и продовольствие, а потому положение греков и самого Андроника III Палеолога быстро стало безнадежным. Жители Месемврии, узнав о поражении Римского царя, тут же перебили ромейский гарнизон, а вслед за ними так же поступили остальные крепости у Эма. Спасло Андроника III Младшего врожденное благородство Болгарского царя Ивана Александра, направившего императору уведомление о дружбе и совет в следующий раз быть осторожнее 613 . Андроник III Палеолог вернулся домой, чтобы восстановить управление государством. Но он все более и более попадал под влияние Кантакузена. Мудрый великий доместик не пытался занять царский трон, прекрасно понимая, сколько недоброжелателей в этом случае встанут на его пути. Однако и не собирался оставлять пост первого человека в Империи, предрешавшего ее судьбу. Постепенно одна за другой уходили со сцены истории крупные политические фигуры: Андроник II Старший Палеолог, Феодор Метохит, деспот Константин Палеолог, царица-мать Мария (в иночестве Ксения) и деспот Димитрий – сын Андроника II Палеолога 614 . В их отсутствие великий доместик Иоанн Кантакузен стал настоящим хозяином положения. Он самостоятельно проводил внешнюю политику Римского государства и даже завел личные дипломатические отношения с турками-сельджуками племен айдин и сарухан, надеясь на их помощь в случае обострения отношения с семейством Палеологов. Иоанн также рассчитывал привлечь дружественных ему турок для борьбы с латинянами на территории Восточного Архипелага.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010