Место мученической кончины нвмч. Димитрия Неровецкого ЖМП 10 октябрь 2013 /  23 октября 2013 г. 10:07 Две жизни. Анна Крупцова и священник Димитрий Неровецкий выбрали смерть, но не отреклись от Христа В эти дни в Москве проходит Международная конференция " Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий " , подготовленная Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Анна Крупцова, расстрелянная большевиками в 1938 году, и новомученик Димитрий Неровецкий, убитый в 1919 году, не знали друг друга, хотя жили в одно время. Независимо друг от друга двое их земляков Анна Крючкова (Мезень) и Геннадий Малашин (Красноярск) посвятили им свои исследования, цель которых состояла в поиске, систематизации и популяризации новых сведений об этих людях, отдавших жизнь за Христа. Это оказалось возможно благодаря грантовому конкурсу «Православная инициатива», победителями которого стали проекты Анны и Геннадия в 2012 году. В такой неожиданной форме развивается в современной России региональное краеведение, тесно связанное с трагическими страницами русского православия. Молчаливая проповедь Анна Крючкова — ведущий специалист по туризму отдела по делам молодежи, культуре и искусству Мезенской администрации. Два года подряд она руководит проектами, которые получили грантовую поддержку конкурса " Православная инициатива " . Первый ее проект назывался «Мезень — страна обетных крестов». А тот, что реализуется в этом году, — «Кимженские кресты». Он посвящен установке в селе Кимжа трех обетных крестов, один из которых будет поставлен в память об Анне Крупцовой. Чем привлекла ее тема обетных крестов и почему заинтересовала судьба Крупцовой?  «С одной стороны, обетные кресты — это отчасти моя работа, — рассказывает Анна. — По роду своей деятельности я занимаюсь объектами культурного наследия, а обетные кресты у нас самые известные из памятников. Например, удалось установить, что наиболее древний крест стоит в деревне Козьмогородское и датируется 1875 годом. С другой стороны, душа болит, что памятники разрушаются, что очень медленно оттаивают для православной веры души моих земляков. А подвиг Анны Крупцовой для всех нас должен служить примером верности Христу, поэтому мы с мужем и решили увековечить ее память».

http://e-vestnik.ru/reports/novomuchenik...

У Красноярську священномученику Неровецькому 14 грудня 2017 р. 11:03 8 декабря 2017 года в Архиерейском доме города Красноярска состоялась презентация монографии « " Третий путь " о. Димитрия Неровецкого» — научно-публицистического труда памяти священномученика Димитрия Неровецкого, Апанского, убитого большевиками в 1919 году. Эта первая книга из серии «Сибирский крест». Автор монографии, созданной на основе архивных документов, воспоминаний очевидцев и материалов частных собраний, — церковный историк и публицист, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии , ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию, главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин. Книга « " Третий путь " о. Димитрия Неровецкого» стала плодом кропотливой работы, которую на протяжении более десяти лет проделала творческая команда под руководством Геннадия Малашина. Автору и его помощникам удалось открыть неизвестные ранее обстоятельства из жизни священномученика, обрести целый ряд артефактов, принадлежавших иерею Димитрию Неровецкому при жизни (богослужебное Евангелие, ставленнические грамоты, книги из семейной библиотеки и т.д.) и установить — спустя почти столетие — подлинную цепь событий, предшествовавших принятию пастырем мученического подвига. Активную помощь и содействие создателям монографии в проделанных научно-исследовательских изысканиях оказали работники учреждений культуры и образования Красноярского края России и Украины, сотрудники государственных, церковных и муниципальных архивов и потомки непосредственных участников исторических событий. Большой вклад в исследование и в увековечение памяти священномученика внесла семья родственницы отца Димитрия, жительницы города Тернополя Жанны Владишевской. В 2012 году поддержку в написании книги оказал Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива» , одним из победителей которого стал проект «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой»: памяти новомученика Димитрия Неровецкого (Апанского; +1919 г.)». Работа над книгой включила в себя две исследовательских экспедиции в восточные районы Красноярского края, проведение дискуссионного круглого стола «Эхо Гражданской войны», создание одноименного документального фильма и проведение выставки «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой» в филиале музейно-просветительского центра «Касьяновский дом».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5191497...

В 1917 г. вышло 9 номеров журнала под заглавием «Официальные известия по Енисейской епархии». В 1918-1919 гг. значение продолжавших издаваться «Е. е. в.» вышло далеко за пределы епархии, журнал являлся одним из немногих источников, из к-рых можно было получить сведения о церковной жизни в Сибири и на др. территориях, освобожденных от власти большевиков в годы гражданской войны. В это время вышли статьи «Томское церковное совещание и отношение к нему церковного и светского общества» И. В. Фигуровского (1919. 1/2. С. 1-7), «Итоги Сибирского поместного Собора» (1919. 3. С. 32-34), «По вопросу о проведении в жизнь приходского устава, выработанного Всероссийским Поместным Собором» (1919. 3. С. 48-55). Было опубликовано множество свидетельств о начавшихся по другую сторону фронта гонениях на Церковь, о новомучениках Енисейской епархии - жертвах революционеров, в т. ч.: «Подробности об убийстве в с. Каратузе священника о. Михаила Щербакова» (1919. 3), «Мученическая кончина о. Димитрия Неровецкого» (1919. 7). В качестве приложения к «Е. е. в.» издавались брошюры: «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий» И. Т. Савенкова (1892), «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище» (1893), «Общественная молитва и христианские храмы» свящ. И. Фокина (1905), журналы епархиальных съездов духовенства (с 1901), отчеты Енисейского комитета Православного миссионерского общества , отдельные проповеди и обращения, листки, в т. ч. «Проповеднический листок» (1914. 7-12) и т. д. В 90-х гг. в Красноярской епархии вновь стали выходить церковные периодические издания. Помимо общеепархиальных газет «Красноярский благовестник» (1991-1993) и «Православное слово Сибири» (с 2001), «Журнала Красноярско-Енисейской епархии» свои издания имеют некоторые благочиния и приходы. Лит.: Лазарев Д. Н. Оглавление статей, помещенных в «Енисейских ЕВ» за 1884-1895 гг. Красноярск, 1896; Фигуровский И. В. 25-летие «Енисейских ЕВ»//Енисейские ЕВ. 1909. 3. С. 12-16; Рункевич С. Г. «Енисейские ЕВ»//ПБЭ. Т. 5. Стб. 441-442; Андреев. Христианская периодика. 215, 216, 560.

http://pravenc.ru/text/189967.html

В 30-х гг. XIX в. в Енисейской и Ангарской тайге были найдены месторождения золота, через 10 лет золотодобыча стала основной отраслью промышленности в Сибири, в т. ч. в Канском окр. Новое дело способствовало появлению крупных капиталов, сформировало династии предпринимателей. Прибывший в 1843 г. из С.-Петербурга в Красноярск тайный советник И. Н. Толстой встретился с золотопромышленниками Енисейской губ. и просил их о помощи в устроении сибир. городов. Первым откликнулся и вложил большую сумму в благотворительный фонд канский золотопромышленник Г. Ф. Машаров. Вероятно, на его деньги в 40-х гг. была проведена реконструкция Спасского собора в Канске, к храму был пристроен сев. придел во имя свт. Николая Чудотворца. В 1875 г. купец Г. П. Гадалов пожертвовал в собор колокол весом 335 пудов. В окт. 1913 г. завершилась реконструкция Спасского собора, храм был освящен 25 янв. следующего года Красноярским и Енисейским еп. Никоном (Бессоновым). 29 июня 1891 г. через Канск по Московско-Сибирскому тракту проезжал цесаревич, будущий имп. св. Николай II Александрович . В 1918-1920 гг. на территории Канского у. существовала большевистская Тасеевская партизанская республика. 8 марта 1919 г. близ дер. Байкан партизаны схватили и вскоре после мучений застрелили священника Никольской ц. с. Апан (ныне с. Апано-Ключи Абанского р-на) сщмч. Димитрия Неровецкого ; в наст. время место упокоения останков мученика почитается. В 1925-1934 гг. Канский окр. входил в Восточно-Сибирский край с центром в Иркутске, приходы округа относились к Иркутской епархии. В Иркутске были сильны позиции обновленчества , раскол активно насаждался в регионе, в т. ч. на территории совр. К. и Б. е., где существовала обновленческая Канская епархия, входившая в раскольническую Сибирскую митрополию. В 1924 г. 1-м обновленческим «Канским епископом» стал Николай Мешалкин, вскоре снявший сан, в 1925-1926 гг. обновленческой епархией управлял «епископ» Илия Фокин, в 1926-1928 гг.- «епископ» Андрей Кононович. В 1928 г. обновленческая Канская епархия насчитывала 64 храма и 69 клириков (ВССПРЦ. 1928. 2. С. 5). В 1929-1932 гг. кафедра была вакантной, в 1933-1934 гг. ее занимал «епископ» Николай Гирченко, в 1934 г.- «епископ» Александр Спасский. Кафедральным храмом обновленческой епархии являлся Спасский собор в Канске.

http://pravenc.ru/text/1470267.html

События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих. В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 года и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Архиерейского Собора 2000 года было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919). После окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой. Объектом национализации стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 года. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались. После 1922 года епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края по возможности поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов (на непродолжительное время на территории губернии были, помимо Красноярской, созданы также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 году во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская «епархии» и их немногочисленные приходы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2225639...

Книгу, дополненную обширной подборкой иллюстраций и уникальных фотографий, выпустил в свет Издательский дом «Восточная Сибирь». Первый экземпляр издания из рук Геннадия Малашина получил глава Красноярской митрополии митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон . Начинание по увековечиванию памяти святого создатели книги успешно воплотили в жизнь по благословению и при непосредственном участии владыки. Митрополит Пантелеимон обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Если мы не будем помнить свою историю, если мы не будем изучать, быть может, не самые простые и не самые приятные страницы истории Отечества, то как народы России сохранится в будущем в качестве одной нации? О каком гражданском единении и мире тогда может идти речь? Пример иерея Димитрия Неровецкого тем более примечателен, что будущий священномученик сознательно отказывался от участия в братоубийственной смуте на любой из сторон; призывал как " красных " , так и " белых " к миру и взаимному прощению». «Такие труды — подлинное несение добра, истинное благовестие во всех смыслах этого слова», — сказал глава Красноярской митрополии, подчеркнул особую важность выхода книги « " Третий путь " о. Димитрия Неровецкого» в год 100-летия революционных событий. В знак признательности за понесенные труды митрополит Пантелеимон вручил церковные награды меценатам и непосредственным участникам создания книги « " Третий путь " о. Димитрия Неровецкого». «Работа над этой монографией стала для меня и для всех моих коллег чем-то совершенно особым и незабываемым, — заявил в свою очередь Геннадий Малашин, обращаясь к участникам презентации. — Иначе и быть не могло, ведь и сам отец Димитрий Неровецкий — личность уникальная, это образец пастыря и идеал верующего человека вообще. Слово " Бог " он сызмальства горящими буквами вывел в своей душе, и свет их наполнял каждое его деяние, — в этом, я уверен, убедится каждый, кто прочтет нашу книгу». В рамках презентации перед собравшимися также выступили: Желающие приобрести экземпляр книги могут обращаться по телефону: +7 (391) 211-82-69.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5191497...

Арх.: ГА Красноярск. края. Ф. 674. Оп. 1. Д. 3798. Л. 160-166. Ист.: Официальная хроника//Енисейские ЕВ. 1916. 3. С. 2; Апанский Николаевский приход//Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916, 1995р. С. 47; Мученическая кончина о. Д. Неровецкого//Енисейские ЕВ. 1919. 6. С. 24; 7. С. 12-14; Разгром колчаковщины в Енисейской губ. и восстановление советской власти на абанской земле//Красное знамя. Абан, 1987. 58, 64, 67, 70, 72, 81, 83, 88, 92, 94, 98, 102, 104. Лит.: Валко М. Судьбы, к-рые мы помним/Публ. подгот. А. Скворцов//Правосл. слово Сибири. Красноярск, 2002. 2/3. С. 10-11; Малашин Г. В. , Бардаков А. В. Сщмч. Димитрий Неровецкий: Мат-лы к житию//Там же. 2007. 2. С. 7-10; Фирсанкова Л. И. Св. Димитрий Неровецкий из с. Апано-Ключи//Канск православный: Краевед. очерки. Красноярск, 2006. С. 141-157; Москвина Д. Роль личности в судьбе правосл. святынь. Канск, 2006. ЖНИР. Т. 1. С. 472. Г. В. Малашин, А. В. Бардаков Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/178053.html

Приход возобновил свое существование в 1995 году, в этом же году по просьбе православной общины органами местного самоуправления было выделено здание магазина по улице Кольцевая дом 6 для проведения молитвенных собраний, некоторое время приход окормляли священники г. Канска. В 2006 году начала свое существование детская воскресная школа при Покровском храме и начато строительство нового двухпрестольного каменного храма в п. Абан в честь Покрова Божией Матери и нижним крестильным приделом во имя священномученика Димитрия Апанского, покровителя Абанской земли. Источник: сайт Канской епархии Красноярской митрополии Строительство здания нового храма в п. Абан началось в 2006 году. Проект храма был заказан при о. Евгении Плиеве в г. Красноярске в 2001 г., была собрана нужная сумма (250 тыс. руб.) за счет пожертвований предпринимателей, прихожан и членов попечительского совета. 2 октября 2005 г. состоялся крестный ход, молебен и освящение места под строительство, установлен деревянный поклонный крест. Для проведения этого торжественного мероприятия приезжал благочинный церквей Канского округа протоиерей Василий Жилянин и временно окормляющий Покровский приход п. Абан иерей Владимир Собенин. В 2009 году крыша церкви была покрыта металлом, изготовлены и подняты бетонные барабаны весом 1 и 5 тонн, сварена и поднята металлическая колокольня высотой около 10 метров и весом 6 тонн. Затем колокольню обложили изнутри кирпичом. Храм строится в классическом русском стиле, имеет 2 придела: нижний придел – крестильный с баптистерием (для святого таинства крещения полным погружением) во имя священномученика Димитрия Апанского (Неровецкого), покровителя Абанской земли, и верхний придел в честь Покрова Божией Матери. В 2010 году планируется собрать необходимую сумму денег для изготовления в г. Екатеринбурге куполов и крестов, покрытых под позолоту нитрид титаном и установка их на крышу храма. Наряду со строительством ведется работа по внутреннему благоукрашению новой церкви за счет добровольных пожертвований (заказано изготовление и постепенно выкупается церковная утварь и атрибуты церковного убранства: деревянные резные с элементами позолоты аналои; престол, жертвенник и оклады для них; пишутся иконы).

http://sobory.ru/article/?object=23819

И вот совсем недавно, за несколько дней до праздника Торжества Православия, из города Канска Красноярского края получены первые отрадные результаты уже проводимой непосредственно с ребятами работы. Приведу достаточно большой отрывок из отзыва директора школы ФКОУ В(С) ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю Валентины Анатольевны Карапчук для того, чтобы было понятно, какая глубокая и содержательная работа с детьми выстраивается благодаря теме нашего конкурса: «Участие в конкурсе-фестивале “Господь пасет мя и ничтоже мя лишит”, посвященном памяти святых исповедников и новомучеников Российских, конечно, было не случайным. Как только мы получили приглашение к участию, началась, можно так сказать, исследовательская работа. Задействованы в подготовке педагогический и ученический коллективы. Откликнулись наши партнеры: МОУ Браженская школа (это сельская школа с богатыми традициями духовно-нравственного воспитания), Канский морской кадетский корпус, Канский политехнический колледж, воскресная школа при Свято-Троицком соборе г. Канска. У нас, к сожалению, нет в школе специалиста изобразительного искусства. Поэтому помочь воспитанникам с рисунками согласилась преподаватель Кадетского корпуса Репина Елена Владимировна – специалист, окончившая иконописную школу при подворье Оптинского монастыря. Оказал помощь и заведующий канцелярией Канского епархиального управления Дионисий Кирса (имеет специальное образование, преподавал в художественной школе). Задействовали библиотеку, интернет, проводили встречи с людьми, которые посвящали ребят в эту тему… Знакомство с документами, очерками, пробуждает нас к осмыслению этих событий. Творческая работа будет продолжаться». Вот так выстраивается работа по подготовке и проведению конкурса. А особенно отрадно то, что в ходе этой поисковой, краеведческой работы, которой сопровождается конкурс, ребята и их взрослые товарищи и руководители узнают о местночтимых исповедниках. У меня была надежда и уверенность, что серьезная работа приведет к таким результатам, так оно и получилось. Об этом красноречиво говорит еще один отрывок: «Особенно значимым открытием считаем для себя знакомство с местночтимыми исповедниками. До глубины души потрясла история мученической кончины отца Димитрия Неровецкого, который был рукоположен епископом Енисейским и Красноярским 17 апреля 1916 года во иереи Никольской церкви села Апан Абанского района. День почитания священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского) определен 23 июня, в день собора Сибирских святых. Поиски места захоронения святого Димитрия продолжаются». Вот такие, казалось бы – «побочные», результаты этого конкурса. Но в том-то и дело, что основная задача конкурса именно эта.

http://pravoslavie.ru/60651.html

Однако Анна стала совершать тайные богослужения в староверческой церкви. Она понимала, что рискует своей свободой, но не могла оставить верящих ей людей (в основном это были бабушки). Ее арестовали 16 октября 1937 года. А затем и еще нескольких верующих, представлявших ядро общины. Кого-то запугали до полусмерти и отпустили, других отправили в ссылку, а бывшего старосту закрытого сельского храма Ивана Митькина расстреляли как «активного участника контрреволюционной группировки церковников». На следствии Анна всегда говорила правду и ничего не отрицала, в чем бы ее ни обвиняли. Да, собирала верующих, выступала перед ними. Понятно — контрреволюционная пропаганда и агитация против советской власти. Да, общалась со староверами Жмаевым и Филатовым, имела с ними переписку. Ясно: входила в контрреволюционную группировку церковников с целью свержения советской власти. Для солидности вызывали еще родственников, собирая с них свидетельские показания. Родственники же пытались спасти Анну, со слезами умоляя ее хотя бы на словах отречься от Бога, но Анна не отреклась. Ее расстреляли 27 февраля 1938 года в Архангельске. Родственники получили стандартную бумагу: «Осуждена на 10 лет ИТЛ без права переписки». В 1989 году Анна Александровна Крупцова была полностью реабилитирована. В настоящее время готовятся материалы для ее канонизации. Новомученик Димитрий Неровецкий стал для меня родным, близким человеком Геннадий Малашин — публицист, автор книг и фильмов по истории и культуре Сибири, истории православия. Профессор Красноярского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. С 2001 года руководитель информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии Русской Православной Церкви. Свой проект «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой» историк посвятил исследованию жития и биографии сибирского новомученика Димитрия Неровецкого (по месту служения называемого Апанским). «Тема новомучеников интересует меня давно, еще в 2002 году мы начали в газете “Православное слово Сибири” публикацию материалов о них, но постоянно я стал ею заниматься с 2005 года, когда мне предложили написать статью о священнике Димитрии Неровецком в “Православную энциклопедию”, — рассказывает Геннадий Малашин. — Выяснилось, что о нем мало что известно, кроме опубликованных в 1919 году в “Енисейских епархиальных ведомостях” двух рапортов благочинного и собранных в 2000-х годах в Канском благочинии немногих сведений от тех, кто что-то помнил об этом времени».

http://e-vestnik.ru/reports/novomuchenik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010