Димитрий (Беликов) Димитрий (Беликов), архп. Томский. Уроженец Симбирской губ. Окончил Казанскую духовную академию и был оставлен при ней в качестве прив.-доцента, а затем по защите магистерской диссертации, в должности доцента по кафедре общей гражданской истории. Будучи уже профессором Казанской духовной академии, он состоял настоятелем в начале Покровской церкви в Казани, а затем церкви местного Родионовского института. В 1889 году о. Димитрий был назначен профессором богословия в Томский университет, читая одновременно лекции и в Томском Технологическом институте. Здесь же в Томске он состоял благочинным Томских церквей при учебных заведениях. В 1902 году Советом Казанской духовной академии было постановлено признать сочинение профессора богословия Томского университета протоиерея Димитрия Беликова под заглавием «Томский раскол» – Исторический очерк с 1834 по 1880 годы, удовлетворительным для присуждения ему степени доктора Церковной истории. В 1904 г. Советом Казанской духовной академии был утверждён в звании заслуженного профессора, а в 1907 г. был избран членом Гос. Совета и определён на должность председателя Учебного Комитета при Св. Синоде, от которой освободился лишь в 1913 году, оставшись настоятелем церкви Семи Вселенских Соборов. В 1908 году был награждён митрой. До конца 1912 года состоял членом Гос. Совета по выбору от белого духовенства. Будучи добрым пастырем, обладая высоко-христианскими качествами своей благородной души, любвеобильного чуткого сердца и мягкого характера, о. Димитрий на всех местах своего служения пользовался глубоким уважением и искренней преданностью как своей паствы, так и той среды, в которой проходила его служебная деятельность. 24 ноября 1913 года Учебный Комитет при Св. Синоде чествовал прот. Димитрия по случаю исполнившегося 35-летнего юбилея научно-богословской и административной его деятельности. Прослужив большую часть жизни в сибирской дали, о. Димитрий не только не затерялся в столице, но стал на высоту, как достойный просвещённый пастырь и деятель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

прот. Владимир Сорокин Часть VIII. 1922–1930. Обновленческие образовательные учреждения 24 ноября 1923 года о. Николай был досрочно освобожден из тюрьмы, а 1 декабря 1923 года вновь получил возможность осуществлять свою пастырско-просветительскую деятельность. Теперь круг его занятий был значительно шире. 29 марта 1924 года он был назначен и. о. настоятеля Николо-Богоявленского собора: «16(29).III.1924. Да благословит Господь Бог миром и благополучием вступление в Морской Никольский собор протоиерея Николая Чукова на пользу Святой Православной Церкви» 367 , – такова была резолюция епископа Венедикта (Плотникова) на поданном о. Николаем согласии временно заместить должность настоятеля. К моменту возвращения о. Николая Чукова к церковной деятельности обновленцы имели немало сторонников, в Петрограде их позиции были сильны. Им принадлежал Казанский собор, многие крупные храмы города – Андреевский собор, Введенская церковь на Петроградской стороне, Матфеевская, Спасо-Сенновская, Смоленская кладбищенская и другие церкви. Вскоре после захвата власти в мае 1922 года руководство обновленцев начало деятельность по созданию духовно-учебных заведений. К обновленцам перешла пастырская школа в Вологде. Нередко обновленцы прибегали к помощи властей. Так 27 августа 1922 года Отдел внутреннего управления при Боровичском уездном исполнительном комитете Новгородской губернии в ответ на ходатайство Совета «коллектива Боровичского Троицкого собора» от 5 февраля 1922 года сообщил, что «Богословско-пастырская школа может быть разрешена под исключительной ответственностью Боровичской группы „Живая церковь “». Школа была открыта 19 ноября, а на следующий день начались занятия 368 . К 1924 году у обновленцев существовали пастырские школы в Курске, Воронеже, Новгороде, Ростове-на-Дону... На заседании пленума обновленческого Высшего Церковного Совета 8 августа 1923 года было решено образовать Учебный комитет под временным председательством епископа Дмитровского Георгия (Добронравова). Было постановлено вызвать для работы в комитете архиепископа Димитрия (Беликова), которому и предполагалось поручить заведование комитетом. Однако, Владыка Димитрий отказался войти в какие-либо отношения с обновленцами, и председателем Учебного комитета стал епископ Георгий (Добронравов). В состав Учебного комитета вошли архиепископ Крутицкий Александр Введенский , прот. Павел Красотин, проф. Ю. Ф. Геккер. Официальным органом Учебного комитета стал журнал «Христианин» (вышло всего два номера). Отметим, что на первой странице в качестве эпиграфа был помещен текст 13 статьи Конституции РСФСР: «Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В обновленчество уклонились многие видные богословы и профессора старых духовных академий, что позволило обновленцам открыть несколько духовных школ. Финансовая помощь была получена из США.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ДИМИТРИЙ Иванович Плышевский (1883 (по др. данным, 1880-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 янв.- в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Рождественский (1863-1921), прот., сщмч. (пам. 6 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Розанов (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 18 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ДИОНИСИЙ Ефимович Щёголев (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ (мирское имя Люсьен Шамбо; 1899 - 1965), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_14.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Епископат ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121850_3.html

В Томске открылась выставка, посвященная новомученикам и исповедникам Томской земли 15 ноября 2014 г. 14:45 9 ноября 2014 года по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Музее церковной истории и археологии города Томска открылась выставка «Томско-Нарымская голгофа. Опыт духовного сопротивления на Томской земле». Экспозиция посвящена священнослужителям и мирянам, принявшим подвиг исповедничества и мученичества за христианскую веру. Выставка, посвященная жизни Томской епархии в советский период, подготовлена Екатерининским малым православным братством при поддержке Томского мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» и Томского областного историко-просветительского общества «Мемориал». Посетители смогут познакомиться с историями людей, явивших своей жизнью пример глубокой христианской веры перед лицом гонений и репрессий на Томско-Нарымской земле. В числе их архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), архиепископ Крымский и Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), митрополит Томский и Сибирский Димитрий (Беликов), священномученик протоиерей Константин Шаховской, новомученица Татиана Гримблит и другие. Выставка повествует не только о судьбах священников, но и о подвиге простых мирян. Представляя выставку, председатель Екатерининского братства О.О. Глаголев отметил: «Чему мы можем поучиться у этих людей? Тому, как быть стойкими перед лицом зла. В этом отношении эти люди были такими же, со своими немощами, но их опыт особенный. За своей верой они увидели зияющую дыру зла и, заглянув в это зло, смогли в него шагнуть со Христом. И оно в конечном итоге расступилось». В своих скромных домах они укрывали священников, монахов и прочих «врагов народа», не пожелавших снять с шеи креста. По церквям собирали средства и передавали посылки заключенным. Надежда Стаценко, экскурсовод выставки, рассказывает: «Люди сидели одинокие, некому их даже было посетить. Страшно представить — очутиться в другом городе в таких условиях! И они получали посылки от таких простых прихожанок, как Мария Егорова и Татиана Гримблит». Благодаря смелой вере прихожан и сбору подписей, в 1943 году были открыты Троицкая церковь и Петропавловский собор, в которые были переданы сбереженные ими церковные ценности: несколько десятков икон, книги и другие предметы. Казалось, не оставалось никакой надежды, но верность Церкви ее чад возвратила богослужебную жизнь в томские храмы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Серафим (Самойлович), архп. Угличский, вик. Ярославской епархии Родился в 1885 году в Полтавской губернии. Окончил Полтавскую духовную семинарию. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. При архиепископе (впоследствии Патриархе) Тихоне был миссионером в Северной Америке, (1905–1907 гг.), а затем наместником Толгского монастыря. В 1915 году назначен настоятелем Угличского Александровского монастыря и возведен в сан архимандрита. 2 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии. В 1924 году возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. С 30 ноября 1926 г. по 27 марта 1927 года был заместителем Патриаршего Местоблюстителя в период отсутствия митрополита Сергия. Применяя права заместителя запретил в священнослужении Томского еп. Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию. С конца 1927 года, после декларации, а официально с 6 февр. (24 янв.) 1928 года, вместе с митр. Агафангелом, находился в оппозиции против митр.Сергия. Одновременно с подписанным всей группой ярославских иерархов «актом отхода», архп. Серафим послал Заместителю и от себя лично горячее письмо. Из письма видно, как доброжелательно и сочувственно относился он к самому митр. Сергию, и как желал убедить его в том, что сам считал правильным. Понятно, что никакое письмо не могло уже в это время заставить митр.Сергия изменить свои взгляды и образ действий. На официальный «акт отхода» он ответил официально же, запретив в священнослужении архиепископа Серафима и группу других архиереев. В противоположность иосифлянам и григорианам, архиепископ Серафим подчинился этому запрещению, т.к. не хотел нового раскола. В мае 1928 года, он вслед за митр.Агафангелом, примирился с митрополитом Сергием. С 17 февраля 1928 года епархией не управлял. Проживал в Вуйническом монастыре г. Могилева. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: “Урал. Церк.·Вед. " (обн·) 1928, 5–6, стр.8. “Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.16, 25. Елевферий митр. “Неделя в Патриархии”.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Томск. Церковь Казанской иконы Божией Матери при Императорском Томском университете. Градо-Томская Богородице-Казанская Университетская церковь Карта и ближайшие объекты Домовая церковь при Императорском Томском Университете во имя Казанской иконы Божией Матери. Помещается в главном каменном корпусе, освящена в 1887 г. Причта по штату: священник и псаломщик. На содержание церкви и причта ассигнуется из казны по 1000 руб. в год. Настоятель церкви профессор богословия, протоиерей Димитрий Никанорович Беликов, диакон Тимофей Михайлович Евтихиев. Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г. Императорский Томский университет. Часовня при анатомическом корпусе. Расположение: г. Томск, пр. Ленина, 36. Время постройки: 1888 год. Материал постройки: камень (кирпич). Входила в комплекс построек Императорского Томского университета. Построена по проекту академика Э.И. Жибера. Располагалась при старом анатомическом корпусе (институте, театре) медицинского факультета. Отапливалась печью. Предназначалась для покойников, подлежащих вскрытию, а подвальный этаж (под сводами) для трупов анатомического театра. В настоящее время в здании располагается диспетчерская гаража ТГУ. Литература: Делич И.Б. Жилякова Н. Старинный университетский комплекс: анатомический корпус//Alma mater: газета Томского государственного университета. 5 марта 2008. Домовый храм Томского университета, построенного в 1880-1888 г.г. Помещался в зале в центральной части 2-го этажа главного корпуса. Внешне выделялся главкой с крестом. В советское время закрыт, интерьер уничтожен. Здание принадлежит ТГУ. Церковь была расположена в самом центре главного университетского здания на втором этаже, над вестибюлем. Время освящения – 29 июля 1887 г. Архитектор – П. Наранович. Церковь была устроена на общеуниверситетские средства, но в ее обстановке и украшении большое участие принимал Иван Герасимович Гадалов, томский купец, бывший до самой смерти своей церковным старостою. Он являлся главным жертвователем многих вещей из церковной ризницы и утвари. Другим щедрым жертвователем на университетский храм был сын Ивана Герасимовича Гадалова - Иннокентий Иванович Гадалов, служивший церковным старостою до 1910 г.

http://sobory.ru/article/?object=11534

Три Озера. Церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова , Рождества Пресвятой Богородицы , Бориса и Глеба Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1755 и 1757. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Спасский район, с.Три Озера, ул. Куйбышева, д. 10. Координаты: 54.911841, 49.049347 Проезд: Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км поверн ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повернуть направо по указателю " Болгар, Ульяновск, Димитровоград " . Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, еще через 30 км налево на Т-образном перекрестке рядом с городом Болгар (он направо). Через 5,5 км направо по указателю " Три Озера " . Еще 800 метров - направо, в центр села, а через 1,7 км церковь будет в 200 метрах слева от дороги, после озера. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с приделами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1775 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера. Два придела пристроены позже о освящены в 1777 году. Имеется отдельно стоящая колокольня, построенная в первой половине XVIII в., на средства помещиков Молоствовых. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году и совершалось беспрерывно до 1932 года. Последний настоятель храма иерей Феоктист Беликов. В 1930-е годы он был репрессирован. Богослужения прекратились, а здание храма стало использоваться местными властями в качестве мельницы и зернохранилища. В июне 1999 г. богослужения возобновились. Начались восстановительные работы на средства, пожертвованные простым народом.

http://sobory.ru/article/?object=15160

В Нью-Йорке состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви Нью-Йорк, 20 апреля 2007 г. 18-20 апреля 2007 г. в синодальном доме в Нью-Йорке, в присутствии Курско-Коренной иконы Божией Матери, проходило очередное заседание Архиерейского Синода. Открывая заседание, Председатель Архиерейского Синода Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр приветствовал Преосвященных с продолжающимся торжеством Пасхи Христовой и выразил надежду, что Воскресший Господь благоустроит все церковные дела. Приняв предложенную повестку и утвердив протокол предыдущего расширенного заседания Архиерейского Синода, Преосвященные выслушали доклад протоиерея Ярослава Беликова, направленного в Канны по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра и с согласия архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла, епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила и епископа Варнавы. Там отец Ярослав принял участие в богослужениях Страстной Седмицы и Пасхи Христовой, когда в Архангело-Михайловской церкви собралось более 300 человек. Выслушав доклад протоиерея Александра Лебедева, Архиерейский Синод принял текст окончательного определения по Акту о каноническом общении, которое будет оглашено на чинопоследовании его подписания. Затем Архиерейский Синод рассмотрел ходатайства Преосвященных архиепископа Каширского Иова и епископа Зарайского Меркурия о пересмотре, в духе церковной икономии, решений по делам бывших клириков Русской Зарубежной Церкви: Димитрия Севера, Марка Шинна и игумена Иоакима (Парра). В марте с.г. Священный Синод Московского Патриархата вынес ряд постановлений относительно клириков, оставивших Московский Патриархат и перешедших в Русскую Зарубежную Церковь. По делу Димитрия Севера было принято следующее определение: 1. Принять к сведению доклад протоиерея Александра Лебедева 2. Принимая во внимание наступающее восстановление канонического общения между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата, и действуя в духе икономии, признать в сане пресвитера Димитрия Севера и считать его клириком Московского Патриархата, с условием, что он, подчиняясь решению своего Священноначалия, оформит юридический акт об отказе от судебных исков, и не будет появляться и служить в храмах Русской Православной Церкви Заграницей.

http://pravoslavie.ru/21776.html

Состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви 23 апреля 2007 г. 11:51 18-20 апреля 2007 года в синодальном доме в Нью-Йорке, в присутствии Курско-Коренной иконы Божией Матери, проходило очередное заседание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Зарубежом. Открывая заседание, Председатель Архиерейского Синода Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр приветствовал Преосвященных с продолжающимся торжеством Пасхи Христовой и выразил надежду, что Воскресший Господь благоустроит все церковные дела. Приняв предложенную повестку и утвердив протокол предыдущего расширенного заседания Архиерейского Синода, Преосвященные выслушали доклад протоиерея Ярослава Беликова, направленного в Канны по благословению митрополита Лавра и с согласия архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла , епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила и епископа Варнавы. Здесь отец Ярослав принял участие в богослужениях Страстной Седмицы и Пасхи Христовой, когда в Архангело-Михайловской церкви собралось более 300 человек. Выслушав доклад протоиерея Александра Лебедева, Архиерейский Синод принял текст окончательного определения по Акту о каноническом общении , которое будет оглашено на чинопоследовании его подписания. Затем Архиерейский Синод рассмотрел ходатайства Преосвященных архиепископа Каширского Иова и епископа Зарайского Меркурия о пересмотре, в духе церковной икономии, решений по делам бывших клириков Русской Зарубежной Церкви: Димитрия Севера, Марка Шинна и игумена Иоакима (Парра). В марте с.г. Священный Синод Московского Патриархата вынес ряд постановлений относительно клириков, оставивших Московский Патриархат и перешедших в Русскую Зарубежную Церковь. По делу Димитрия Севера было принято следующее определение: По делу Марка Шинна было решено «признать его в сане пресвитера», а с игумена Иоакима (Парра) Архиерейский Синод снял запрещение в служении, наложенное в 2001 г. Означенные постановления вступают в силу после подписания Акта о каноническом общении.

http://patriarchia.ru/db/text/231507.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010