Более подробная Минейная редакция содержит также сведения о духовных дарованиях преподобного: о дарах непрестанной молитвы, прозрения и чудотворения. Д. сообщил братии о кончине вел. кн. Димитрия Иоанновича († 19 мая 1389) за неск. дней до того, как весть об этом дошла до Вологды. Святой предупреждал родного брата-купца, пришедшего из Переяславля за благословением, чтобы тот не ходил торговать к язычникам эстам и саамам. Брат ослушался и погиб. Мон-рь Д., находившийся близ дороги, ведущей к Белоозеру, принимал странников и кормил голодных. Иногда втайне от братии святой подавал милостыню из пожертвований в мон-рь, защищал пострадавших «от насилиа злых судии». В продолжение всей жизни святой ограничивал себя в пище - во время общей трапезы ему подавали горшок с горячей водой («укропом») и небольшую просфору. Круглый год Д. носил одну одежду из овчины, терпя зимой холод, а летом жару. В Житии сообщается, что Д. скончался в преклонном возрасте, предсказав время своего отшествия. Перед кончиной святой благословил на игуменство в монастыре Пахомия (в Минейной редакции Жития сообщается, что святой повелел свои останки бросить в болото). После смерти Д. мон-рь наполнился благоуханием. (В Житии указан день кончины преподобного без года. Дата, приводимая в «Описании о российских святых (кон. XVII-XVIII в.),- 6900 (1392) г.- неточна, в ней не дописаны десятки и единицы; год смерти Д. определяется на основе датировки 1-го посмертного чуда.) Д. был погребен в деревянном Спасском соборе Прилуцкого мон-ря (ныне существующий каменный храм освящен в 1542). Согласно Описной книге 1623 г., над мощами святого в нижнем храме Спасского собора была установлена деревянная рака, вначале обитая тканью, к 1675 г. обложенная серебряной позолоченной басмой. В 1882 г. над гробницей была установлена медная литая сень. Мощи Д. никогда не вскрывались и до сих пор почивают под спудом в Спасском соборе Спасо-Прилуцкого мон-ря. У гробницы святого до 20-х гг. XX в. хранились его вериги (весом 9,5 кг, ныне в епархиальном церковно-археологическом музее при мон-ре). Игуменский посох Д. находится в иконостасе нижнего храма Спасского собора Прилуцкого мон-ря. В кон. XIX в. в мон-ре хранились также предметы, к-рые предание связывает с Д.: «деревянный осьмиконечный крест, сделанный им собственноручно и водруженный при избрании им места для Спасо-Прилуцкой обители... фелонь шелковой атласной материи, синяя с красными цветами; оплечье красноватого бархата - дар вел. князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обвитый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровыми вставками» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. С. 133-134). Почитание

http://pravenc.ru/text/178017.html

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 94 ) определен титул «Вологодский и Кирилловский» (в связи с образованием Великоустюжской епархии ); назначен главой Вологодской митрополии и временным управляющим Великоустюжской епархией. 4 ноября 2014 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. ( журнал 135 ) назначен ректором новообразованной Вологодской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 15 октября 2018 г. ( журнал 96 ) назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 5 ) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февраля 2019 г. по 3 сентября 2020 г.  — настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. ( журнал 169 ) освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. — временно управлял Великоустюжской епархией; с 16 марта по 24 августа 2023 г. — Покровской епархией . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 49 ) назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии , с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (журнал 52). Решением Священного Синода от 20 ноября 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова ( журнал 89 ), освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды (журнал 90). Решением Священного Синода от 29 декабря 2020 г. ( журнал 120 ) утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Образование:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1589942...

23 окт. 2014 г. назначен главой новообразованной Вологодской митрополии с титулом " Вологодский и Кирилловский " и временно управляющим Великоустюжской епархией. С того же дня также временно управлял Череповецкой епархией вплоть до хиротонии и прибытия в неё избранного архиерея. 4 нояб. 2014 г. в Успенском соборе Московского Кремля возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 25 дек. этого же года назначен ректором возрожденной Вологодской ДС. Решением Синода от 15 окт. 2018 г. назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». 26 февр. 2019 г. назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февр. 2019 г. по 3 сентября 2020 г. являлся настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Синода от 26 дек. 2019 г. освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. временно управлял Великоустюжской епархией. 25 авг. 2020 г. назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии, с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Решением Синода от 20 нояб. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова, освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды. 29 дек. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Лит.: Наречение и хиротония архим. Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского//ЖМП. 2011. 10. С. 22-24. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1972293.html

В Вологодском уезде: В Ракульской волости – вотчина под монастырем – село Коровничье, Выпрягово тож, в селе церковь св. Николая Чудотворца. 8 Эта церковь  и при ней теплая во имя Всех Святых упоминается уже в 1543 году. Конечно, она была еще деревянная. В 1646 году церковь описана так; церковь Воскресения Христова древяна вверх, клинчатая, да придел Успения, другой придел Николы чудотворца; другая церковь – Всех святых древяна вверх шатровая. Каменную церковь стали собираться строить в 1680 году. Околомонастырский ключ(округ): в нем село Васисильевское, три сельца и четырнадцать деревень. Тошенская волость: в Верховской трети село Сергиево и десять деревень. Оларевская волость:в ней шесть деревень. Водожская волость: в ней село Домшино с церковью Николая Чудотворца и девять деревень. Ныне самостоятельный приход, в 55 верстах от г. Вологды. В 1543 году упоминается в Домшине церковь Николая Чудотворца да теплая Косьмы и Дамиана. Городской стан Троицкого угла:в нем село Богородское с церковью Положения пояса Пресвятой Богородицы и две деревни. Село Богородское дано игумену Иоакиму в монастырь в 1573 году Варварой Васильевой дочерью, Стефановой женой Андреева сына Лаврова, по приказу сына ее Василия, когда он отправлялся в Казань. В этом году был уже в селе храм Положения пояса Пречистой Богородицы и другой – преп. Димитрия Прилуцкого. Городской стан – Пуркаловское окологородье:в нем село Ивановское и четыре деревни. Оно завещано в монастырь в 1636 году Максимом Васильевым сыном Лихаревым в вечный поминок и утверждено было царской грамотой от 20 июня 1637 году. В Грязовецком уезде: Троицкий угол:в нем село Лоптуново с церковью св. Николая Чудотворца и шесть деревень. Ныне в 10 верстах от Вологды приход Грязовецкого уезда. В 1543 г. Лоптуново еще деревня, в 1646 г. упоминается уже церковь Николая Чудотворца и преп. Димитрия Прилуцкого, древяна клетцки. Лоскомская волость:в ней село Бурдуково с церковью Николая Чудотворца и восемь деревень. Село Бурдуково завещано игумену Иоакиму в 1571 году Григорием Феодоровым Матафтиным; тогда в нем были церкви Николая Чудотв. и теплая Феодора Стратилата. Григорием же Матафтиным оно было куплено у дяди его Ширяя Тимофеева Матафтина и у сына его в 1531 году. Духовная Г. Матафтина были утверждена епископом Вологодским и Великопермским Варлаамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина открыть Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь на острове Большой Клименецкий Медвежьегорского района Республики Карелия и назначить игуменом этого монастыря игумена Александра (Марченко). 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла назначить игумена Леонтия (Козлова) на должность наместника мужского монастыря во имя Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма города Екатеринбурга. 5. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия: а. Открыть Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь села Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначить игуменом этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова). б. Освободить игумена Игнатия (Молчанова) от должности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды. в. Освободить игумена Амфилохия (Кузнецова) от должности игумена Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря села Юношеское Грязовецкого района Вологодской области, выразив ему благодарность за понесенные труды по восстановлению древней обители, и назначить на эту должность игумена Игнатия (Молчанова). г. Игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды назначить митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия — в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является. 6. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Якутского и Ленского Романа освободить игумена Никона (Бачманова) от должности наместника Спасского мужского монастыря города Якутска. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Павлодарского и Экибастузского Варнавы освободить игумению Агнию (Иванову) от должности настоятельницы Петропавловского женского монастыря села Павлодарское города Павлодара Павлодарской области Республики Казахстан. 8. В связи с прошениями Преосвященного епископа Переславского и Угличского Феодора:

http://patriarchia.ru/db/text/5283687.ht...

С. А. Семячко Иконография Д. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание Д. как св. покровителя Димитриева Прилуцкого мон-ря и Вологды, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого в России. Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Ранние редакции Жития описывают характерную черту внешнего облика Д.- седые волосы и не совсем седую бороду («Святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оу совершен белостию конца имущи» - Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 85). Икона Д. имелась в обители, очевидно, еще в 1-й пол. XV в., когда у его гроба стали совершаться исцеления, описанные в Житии. Не исключено, что это был поясной образ святого, стоящий при гробнице и написанный прп. Дионисием Глушицким, о чем свидетельствует «отписка» В. Вербышева из Вологды 1609 г. (ААЭ. Т. 2. С. 196). Будучи уроженцем Вологды и современником Д., иконописец мог видеть преподобного и создать его образ для обители. В 1609 г. жители Вологды брали от гробницы и ставили на площади икону святого, прося его защиты в Смутное время. Согласно монастырским описям 1654 и 1675 гг., иконы Д. в большом количестве находились во всех храмах и зданиях Димитриева Прилуцкого мон-ря. В соборе Всемилостивого Спаса имелось более 20 икон святого различной иконографии. В их числе упоминается нагробная икона Д. в басменном окладе с драгоценными камнями в венце и цате, 2 иконы «у чудотворцева гроба» - «образ местной преподобного в окладе и образ его в резном киоте», а также икона с большим количеством привесов на резном золоченом аналое близ левого клироса; в ризнице находились 3 лицевых нагробных покрова. Ко 2-й пол. XV в. относятся наиболее ранние сохранившиеся изображения Д. в московском и новгородском искусстве, где его образ представлен в лике преподобных среди избранных святых, молящихся Пресв. Богородице. На шитых пеленах «Успение Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ) и «образ Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными святыми» кон. XV - нач. XVI в. из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ) на нижней кайме справа, рядом с прп. Иоасафом царевичем, помещено поясное фронтальное изображение благословляющего Д. со свитком, в мантии и куколе, откинутом на плечи. Он изображен с седыми волосами и бородой; внешний облик, как и колорит произведения, близки образу прп. Сергия Радонежского на нагробном покрове 1-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ). Кроме К-польских святителей на пеленах представлены рус. святые, в т. ч. особо почитаемые в Москве (святители Петр и Алексий Московские, Леонтий Ростовский, преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Антоний Печерский).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Жития, к-рые были написаны И. в более позднее время, существенно отличаются от 1-го агиографического цикла объемом и особенностями композиции: они содержат краткую и бедную информацией повествовательную часть и обширный материал о посмертных чудесах по молитвам к святым. Эти особенности объясняются тем обстоятельством, что в отличие от Жития прп. Антония Сийского, созданного спустя 21 год после кончины преподобного, все др. написанные И. жизнеописания отделены от времени кончины святых длительными промежутками времени: Житие прп. Сергия Нуромского составлялось через 171 год после преставления прп. Сергия, Житие прп. Варлаама Важского - через 127 лет после смерти прп. Варлаама. Службу Сретению иконы прп. Димитрия Прилуцкого И. составил в 1580 г. («Месяца июня в 3 день... В той же день празднуем [сретение] чюдотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Димитрия, Прилуцкаго чюдотворца» - ГИМ. Увар. 194, XVII в. Л. 1-30 об.; об авторстве И. сообщается в приписке на Л. 1 об.- 2). Служба посвящена перенесению «новоизображенной» иконы прп. Димитрия Прилуцкого из Москвы в Вологду 3 июня 1503 г. Торжественная встреча в Вологде чудотворного образа, находившегося в 1503 г., во время Казанского похода Иоанна III Васильевича , в войсках, отражена также в Минейной редакции Жития прп. Димитрия Прилуцкого и в предании о том, как на месте встречи чудотворной иконы в Вологде было решено поставить ц. в честь Сретения образа прп. Димитрия и ежегодно совершать крестный ход из Вологды в Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня монастырь . Служба Сретению иконы прп. Димитрия является всенощным бдением, содержит канон прп. Димитрию. В икосе упоминается о создании преподобным монастыря во имя Спасителя. Служба известна в нескольких списках: ВОКМ. 1854. Л. 278-285, 90-е гг. XVII в. (список на линейных нотах); 26618. Л. 28-54, 80-е гг. XVII в.; РНБ. ОСРК. Q.I. 365. Л. 184-220, XVII в.; ГИМ. Увар. 194. Л. 1 об.- 30 об., XVII в.

http://pravenc.ru/text/578316.html

Все желающие смогли принять участие в мастер-классах по приготовлению блюд постной трапезы, которые вели ведущий программы «Монастырская кухня» на телеканале «Спас» Олег Ольхов и шеф-повар вологодского ресторана «Шэби» Денис Карпов. Для гостей фестиваля проводились экскурсии по древней обители, основанной преподобным Димитрием Прилуцким. Уроки колокольного звона для всех желающих прошли на передвижной звоннице. Мэр города Вологды С.А. Воропанов, митрополит Савва и епископ Игнатий осмотрели торговые ряды православной ярмарки приходов Вологодской епархии, где можно было попробовать монастырский хлеб и другие выпечные изделия, а также приобрести разнообразные изделия православных мастеров. На главной сцене фестиваля выступили хоровой ансамбль Вологодской епархии «Истоки», ансамбли народной песни «Веселый лоскуток» и «Медуница» и другие творческие коллективы. Добраться в этот день до обители преподобного Димитрия Прилуцкого можно было бесплатно на спецрейсах автобусов, отходивших от автовокзала и от остановки «Старый рынок». Итоги конкурса подводились в пяти номинациях. В числе лучших — Татьяна Захарова (старинные рецепты вологодской кухни), Владимир Ешкин (возрождение рецептов старинной постной кухни), Артем Морозов (блюда из морепродуктов), Анна Комиссарова (мучные изделия), Даниил Дружинин (напитки). Приза зрительских симпатий удостоен самый младший участник конкурса, ученик четвертого класса вологодской школы 16 Макар Карпов. Гран-при конкурса получил коллектив кулинаров из Спасо-Прилуцкого монастыря. Диплом из рук митрополита Саввы был вручен исполняющему обязанности наместника монастыря иеромонаху Ферапонту. Все участники фестиваля получили сертификаты об участии в проекте, а также памятные подарки — иконы с изображением преподобного Димитрия Прилуцкого. Лауреаты фестиваля были награждены сертификатами лауреатов, денежными призами и дубовыми тарелками, изготовленными вологодскими мастерами. Пресс-служба Вологодской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю. В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича. Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Прилуцки...

Узорчатые карнизы колокольни и килевидные арки находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей. Прежнее шатровое завершение было снято в 1720-е годы, при этом стены звона надложены и на них водружён ещё один восьмерик в стиле " московского барокко " , в котором были установлены большие колёсные часы с боем. В конце XVIII века верхний восьмерик получил завершение в виде фигурной кровли со шпилем. В 1841 году вологодский крестьянин Михаил Горин выполнил и установил на колокольне новый шпиль, который просуществовал до сер. ХХ века. Колокола Спасо-Прилуцкого монастыря, отлитые в 1736-38 годах, были пущены в разгар индустриализации на переплавку в 1935 году. От них не осталось почти ничего - ни описаний, ни эскизов. Известны лишь имена некоторых колоколов ( " Вестовой " , " Протас " , " Большой " ) и их вес. Так, колокол " Большой " (действительно, самый тяжёлый из всей звонницы) весил 357 пудов 30 фунтов, " Вестовой " - 55 пудов. В 2007 году колокольня получила новую звонницу. Составленная по образцу звонницы Софийского собора, она насчитывает 14 колоколов, вес самого крупного из которых достигает 600 килограммов. В августе 2008 года был освящён и поднят на звонницу главный колокол весом 1640 килограммов. Его изготовили в г. Тутаеве Ярославской области на средства благотворителей и попечителей Спасо-Прилуцкой обители. На его изготовление ушло около 9 месяцев и около миллиона рублей. В 1967-1968 годы монастырская колокольня реставрировалась специалистами Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством советского архитектора Глеба Павловича Белова. В ходе этих реставрационных работ была исправлена кладка стен, они были оштукатурены и побелены; завершение колокольни было восстановлено по проекту начала XVIII века и покрыто листами из оцинкованного железа, установлена луковичная главка. " Попробовала свои силы " новая звонница Спасо-Прилуцкого монастыря 16 июня 2007 года, когда на праздник Сретения чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого в Вологду прибыл Святейший Патриарх Алексий II. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2009 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23323

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010