Каждое предложение, данное для развития его в период, называется темой. При развитии темы в период должно пользоваться теми же вопросами, на которые отвечают части предложения, а также управляющим значением слов, из которых состоит тема. Положим, что нам дана следующая тема: Димитрий Донской победил Мамая. Чтобы из этого предложения образовать период, должно задать себе следующие вопросы, из ответов на которые и составится период, конечно, не без участия правильности словорасположения: (кто?) Дмитрий (Иоаннович) Донской (кто он такой?) великий князь Московский (что он сделал?) победил (кого?) Мамая (какого? кто он такой?) хана татарского (где?) на Куликовском поле (когда?) в 1380 году (при чьей помощи?) при содействии почти всей Руси (как? каким образом?) разбил полчища, а предводителя обратил в бегство (для чего?) дабы освободиться от монгольского ига. Изменив порядок слов в этом развитом предложении, мы получим следующий период: Великий князь Московский Димитрий Иоаннович Донской, вознамерясь освободить государство от ненавистного ига монгольского, в 1380 году собрал под своим предводительством почти всех русских удельных князей и, сразившись с Мамаем на Куликовом поле, разбил многочисленные татарские полчища, а самого хана обратил в бегство. § 78. Сложным периодом называется мысль, выраженная двумя или несколькими предложениями, но ничуть не менее двух, из которых одно требует доказательства или пояснения, а другое доказывает или объясняет первое, напр.: Александр Македонский, победив весь свет (после побед над целым светом), не мог победить самого себя: ибо легче побеждать народы, нежели свои страсти. Здесь первое сложное предложение, или первая половина периода, выражает положение, которое еще нужно доказать указанием причины, которая бы объяснила безсилие Александра над собой. Из этого же примера видно, что сложные периоды состоят из двух половин, из которых первая называется повышением, а вторая – понижением. Как повышение, так и понижение состоят иногда из одного простого или же сложного предложения, а иногда в обеих половинах встречается по нескольку простых или сложных предложений. Так, в вышеприведенном примере повышение: «Александр Македонский, победив весь свет, не мог победить самого себя» состоит из одного предложения сложного с подчиненным. И понижение: «ибо легче побеждать народы, нежели свои страсти» состоит также из одного предложения сложного из равносильных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По природе молчаливый, он остался молчаливым на всю жизнь. Двадцать лет прожил он в Богоявленском монастыре, где было много добрых иноков. Тогдашний Московский митрополит Феогност часто беседовал с ним. Чтила Алексия и великокняжеская семья, знавшая его с детства. В течение двенадцати лет он был наместником и помощником святителя Феогноста. В это время Алексий изучил греческий язык и исправил славянский перевод Нового Завета по греческому подлиннику. Святитель Феогност указал на Алексия, как на своего преемника. Святитель Алексий митрополит памятен не только святостью своей жизни, но и трудами государственными. Он продолжал дело своего великого предшественника – первого Московского митрополита Петра, стараясь возвысить значение Москвы и сплотить вокруг нее разрозненную русскую силу. В Орде святитель Алексий вынес тяжкую борьбу за права духовенства, которое хан хотел обложить данью. Несмотря на все угрозы и истязания язычников, он добился того, что хан подтвердил завет, данный прежними ханами святителю Петру, о свободе церкви Российской от дани. Особенно много потрудился он в дни малолетства великого князя Димитрия Иоанновича, который за победоносную битву с татарами на Куликовом поле, на берегах Дона, заслужил себе имя Донского. Уважаемый в Орде, святитель Алексий своими поездками в нее покоил и хранил Русскую Землю и дал ей возможность потихоньку собраться с силами для борьбы с Мамаем. Святитель Алексий памятен своими поучениями к духовенству и к пастве и духовным общением с преподобным Сергием Радонежским. Он убеждал игумена быть своим преемником, но Преподобный по смирению отклонил это предложение. Еще при жизни отца Димитрия Иоанновича, великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого, состоялась достопамятная поездка святителя Алексия в Орду, где он даровал чудесное прозрение ослепшей ханше Тайдуле. … … По Москве шло большое движение. Народ валом валил в Кремль, где в Успенском соборе должны были служить напутственный молебен. Митрополит Алексий, по вызову хана, отправлялся в Орду. Все в городе знали о том, что великий князь получил от хана Джанибека грамоту. В грамоте этой хан писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.Е. Викторов Раздел 1 Великая княгиня Евдокия 1 , супруга в. к. Димитрия Иоанновича Донского, была дочь Димитрия Константиновича, князя суздальского 2 , и супруги его, княгини Анны. О детстве и воспитании Евдокии, и вообще о жизни ее до вступления ее в брак с Димитриом Иоанновичем, до нас не дошло никаких сведений. Об отце ее, Димитрие Константиновиче, известно, что он отличался благочестием и любовью к духовному просвещению 3 . Нет сомнения, что в таких же правилах он воспитал и дочь свою Евдокию. Последующая благочестивая жизнь ее – в супружестве за Димитрием Иоанновичем и после его кончины – доказываете, что семена благочестия в ее сердце посеяны были еще в юных летах. Летописцы, восхваляя добродетели и богоугодную жизнь Димитрия Иоанновича, всюду вместе с этим восхваляют благочестие и добродетели его супруги Евдокии. «После брака – говорит неизвестный составитель жития Димитрия Иоанновича Донского – они жили целомудренно, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, и с ревностью заботились о своем спасении» 4 . «Святая и христолюбивая великая княгиня Евдокия – говорит ее жизнеописатель – во всем усердно подражала жизни державного и благонравного своего супруга, с которым живя единомысленно в заповедях Господних, родила ему сынов и дщерей и в благочестии воспитала их» 5 . Говоря о любви святой Евдокии к благолепию храмов Божьих и ее ревности к устроению и украшению их, летописцы сравнивают ее в этом отношении с Мариею, супругой Всеволода Великого 6 , а по святости жизни ее и добродетелям, поставляют, на ряду с святою Ольгою, Владимиром и другими святыми князьями и княгинями, просиявшими, своим благочестием в земле Русской 7 . Жизнь святой Евдокии, естественно, разделяется на две, почти равные, половины. Первая половина – от вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем до его смерти; вторая – от смерти ее супруга до собственной ее кончины. В первую половину своей жизни Евдокия является любящею супругой, чадолюбивою матерью, и отчасти принимает некоторое участие в. жизни государственной. Последнюю половину она преимущественно посвящает себя подвигам благочестия, устроению и украшению храмов Божьих, и в особенности Вознесенского монастыря, и только заботы о воспитании сыновей и возложенные на нее, в отношении к ним, ее супругом обязанности отвлекают ее от совершенного посвящения себя служению единому Богу. Раздел 2

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ О ЖИЗНИ И ПОДВИГАХ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО Из истории См. также: Церковный год > > люди > > Димитрий Донской Московский князь Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. О детстве будущего Великого князя, сына Иоанна Красного и Великой княгини Александры, известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, — говорится в «Слове о житии…» Димитрия Иоанновича, — и с младенческих лет возлюбил Бога». Далее «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу. Поначалу роль святителя в государственной деятельности сводилась к духовной поддержке первого среди русских князей, но после смерти Иоанна Иоанновича в 1359 г. митрополит становится фактическим главой русских княжеств. На него, возглавившего боярскую думу, ложится ответственность за весь ход политических дел на Руси. Девятилетнему Димитрию он на долгое время заменяет отца; до самой смерти в 1378 г. святитель — один из ближайших людей в великокняжеском доме. Не удивительно, что его воспитательное воздействие развило высокие качества Димитрия; этот облик юного князя и был увековечен древним описателем его жития. С самого начала жизни Великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий Радонежский. С ранних лет Великий князь должен был учиться преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой. В 1359 (по другим предположениям в 1361) г. Димитрий был вынужден предпринять путешествие в Орду; это было связано с двумя совпавшими событиями — кончиной русского Великого князя и очередной переменой на ханском престоле.

http://zavet.ru/kalendar/ludi/dimitr-don...

Фамилия Брянчаниновых принадлежит к древнейшим дворянским родам Российской империи. Как видно из прилагаемого родословного древа (см. стр. 40–41) и доставленных нам служебных документов сенатора Николая Семеновича Брянчанинова, Брянчаниновы ведут род свой от боярина Михаила Брянко, оруженосца Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского. Михаил Брянко был послан вместо Великого князя Димитрия Иоанновича Донского против Мамая, в великокняжеском одеянии, на великокняжеском коне и под княжьим знаменем. Брянко убит татарами, о чем значится в Киевском печатном летописце, в русских летописях по Никонову списку, и в древней летописи, по Костомарову 16 сын Михаила Брянко – Иван носил фамилию Челищева по случаю полученной в битвах с татарами в войсках Димитрия Донского раны стрелою в лоб или чело. 17 Сын Ивана, внук Михаила Брянко, Игнатий-первый, по царскому повелению, начал писаться Брянчаниновым. С тех пор, в непрерывной преемственности до настоящего времени существует и развивается род Брянчаниновых. Жена Александра Семеновича, мать Епископа Игнатия, Софья Афанасьевна, принадлежала также к роду Брянчаниновых. Как видно из родословного древа Брянчаниновых, в порядке потомственной преемственности по своей линии, Александр Семенович Брянчанинов был двенадцатым представителем своего рода. 18 Из его пяти сыновей были женаты Пётр Александрович, – отец сенатора Алексея Петровича, умершего бессемейным, и Семен Александрович, служащий мировым посредником I-ro созыва. Семен Александрович имел двух сыновей – Александра Семеновича, бывшего Самарским губернатором и умершего бездетным в 1910 году в звании сенатора, и Николая Семеновича, бывшего Рязанского губернатора, ныне сенатора в чине действительного тайного советника. 19 Николай Семенович имеет двух сыновей – Александра Николаевича и Владимира Николаевича. Оба – семейные. Село Покровское и соседнее с ним Юрово были пожалованы Брянчаниновым за Смоленское сидение и изгнание ляхов в 1617 году. Хозяином села Покровского за три четверти XIX века до 19 апреля 1875 года был трезвый, начитанный, высокообразованный, и энергичный Александр Семенович Брянчанинов – один из наиболее уважаемых людей в губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В помещичьих домах комната для отдыха и бесед с гостями, обставленная мягкими диванами и маленькими столиками перед ними. Димитрий Донской Св. блгв. Димитрий Иоаннович (1350–1389), вел. князь Московский, первый усмиритель татар, мудрый политик, положивший начало объединению Русских земель под верховной властью Москвы. Вел. кн. Димитрий был причислен к лику святых Поместным Собором Русской Церкви в 600-летнюю годовщину Куликовской битвы в 1980, но его изображения появились уже в московской живописи XV в., где он показан не святым, а славным воином и героем. В царствование Uoahha IV к его имени добавили «Донской», в память о том, что князь одержал победу в районе р. Дон. Димитрий Прилуцкий († 11.02.1440), святой преподобный основатель Дмитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня монастыря. Прп. Димитрий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в с. Веслево Переславского уезда. Он принял постриг в Горицком Успенском монастыре в Переславле- Залесском, но вскоре покинул эту обитель и основал Переславль-Залесский Никольский монастырь на Болотце. По некоторым данным, в 1354 состоялось его знакомство с прп. Сергием Радонежским, когда тот прибыл в Переславль на поставление в игумены. С этого момента Димитрий регулярно посещал Троице-Сергиев монастырь и часто беседовал с его основателем. Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (11[?].12.1651–28.10.1709), проповедник и духовный писатель, автор многочисленных агиографических и богослужебных сочинений, среди которых главными являются Четии-Минеи (Жития святых). Димитрий Угличский Сын царевича Димитрия Иоанновича (19.10.1582–15.05.1591), сына царя Uoahha IV Грозного и Марии Нагой. Почитание царевича Димитрия началось в Смутное время. В 1606 состоялось перенесение его мощей из Спасо-Преображенского собора Углича в Архангельский собор Московского Кремля. Прославление царевича в лике святых способствовало противостоянию православного народа иноземным завоевателям и сохраняло царственную династию от покушения на нее самозванцев. С этой целью художники показывали св. Димитрия новым московским чудотворцем, молитвенником за Русскую землю и избавителем Руси от Смуты. Как правило, святой представлен отроком или реже – юношей, с воздетыми в молении руками, в царских одеждах и венце, напоминающем по форме венцы св. имп. Константина и св. вел. кн. Владимира. Дионисий Глушицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии», с.637-638 Житие Годы жизни: конец лета - осень 1304(?), Москва - 12.02.1378). Память совершается 12 февраля (ст.ст.), 20 мая - обретение мощей, 5 октября - в числе пяти святителей Московских. Митрополит всея России, государственный деятель, дипломат. Родился в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства конца XIII-XIV в. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых (при великих князьях Иоанне Иоанновиче Красном и Димитрии Иоанновиче Донском), и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при великом князе Димитрии Иоанновиче). Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409) называют святителя Алексия в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в некоторых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у святителя Алексия так называемого прямого имени (соответствующего святому, память которого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христианских княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон Юродивый, память 21 июля, и мученик Елевферий, память 4 августа; Симеон, сродник Господень, память 18 сентября, и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, память 3 октября; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в. Указания на дату рождения даже в древнейшем рассказе Свода 1409 г. весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании которых годом рождения считается 1293-й («в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечестве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета.

http://pravoslavie.ru/38316.html

Опущение в богослужебных книгах величания на Покров Божией Матери, по мнению некоторых литургистов, сделано в XVII веке справщиками московского печатного двора, которые не придавали большого значения службе Покрова Пресвятой Богородицы, как не находящейся в греческих богослужебных книгах. Димитриевская суббота В ближайшую ко дню памяти св. великомученика Димитрия Солунского субботу положено, по церковному уставу, совершать поминовение не только православных воинов, за веру и отечество живот свой в брани положивших, но вместе и всех вообще усопших православных христиан, в вере и надежде скончавшихся. Это так называемая Димитриевская родительская суббота. Начало этому поминовению положено в 1380 г. после битвы на Куликовском поле 8 сентября, в которой великий князь Димитрий Иоаннович Донской одержал блестящую победу над татарами под предводительством их хана Мамая. После погребения православных воинов, убитых на этом побоище, великий князь Димитрий Иоаннович повелел там совершить панихиду по ним, потом, по возвращении в Москву 21 сентября, он повелел по всем церквам ее также отправить панихиду об убитых православных воинах. Прибывши затем в Московскую обитель во имя Св. Живоначальной Троицы к преподобному Сергию, игумену этой обители, из которой были на брани и пали на ней два инока – Александр Пересвет и Ослябя, великий князь Димитрий Иоаннович повелел и здесь совершить поминовение павших героев Куликовской битвы и, по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского, предложил православной всероссийской Церкви ежегодно творить это поминовение об убиенных воинах (Никонов список. Ч. IV. С. 124, изд. 1830 г.). Нельзя здесь не присовокупить, что в 27 день июня 1869 г. именным Высочайшим указом повелено было внести в синодики имена воинов, за веру и отечество положивших живот свой на поле брани в Крымском походе, для поминовения в соборных церквах и монастырях. Ввиду того, что заупокойной службы по убиенным православным воинам не должно совершать в день памяти св. великомученика Димитрия Солунского, издревле отправляли эту службу в предыдущую субботу перед Димитриевым днем. Рождественский пост

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.) Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.) (Митяй, наст. имя Димитрий; † 1379, под К-полем), нареченный митрополит Киевский (1378-1379). Происходил из семьи священника (по преданию 1-й трети XVI в., был родом из рязанского г. Тешилова на Оке). Служил в одной из церквей Коломны, являвшейся личным доменом Владимирского и Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского . Имел представительную внешность, был начитан, красноречив, обладал хорошим голосом. Этим, вероятно, Димитрий привлек внимание вел. князя, к-рый не позднее сер. 70-х гг. XIV в. перевел его в Москву и приблизил к себе. Димитрий стал духовником и печатником Димитрия Иоанновича. В 1376 г. в К-поле было принято решение о временном разделе Киевской епархии . На ее территории, входившей в состав Литовского великого княжества , был поставлен митрополитом близкий к Литовскому вел. князю Ольгерду болгарин свт. Киприан , с тем чтобы после смерти имевшего постоянную резиденцию в Москве митрополита свт. Алексия (1354-1378) он объединил всю Русскую митрополию под своей властью. По-видимому, узнав о таком решении, вел. князь предложил Димитрия как преемника свт. Алексия на посту главы Русской Церкви. Митр. Алексий не одобрял кандидатуру священника, не имевшего монашеского опыта («новоука»), но, очевидно, согласился из-за отсутствия более достойного кандидата (согласно житийному рассказу, прп. Сергий Радонежский не принял предложение митр. Алексия возглавить митрополию). В 1376 г. Димитрий принял монашеский постриг (внешне как бы по принуждению - «яко неволею»). Его совершил настоятель кремлевского митрополичьего Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Елисей Чечётка. Почти сразу вслед за этим М. был поставлен архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) . Свт. Алексий направил К-польскому патриарху Макарию (1377-1379, 1390-1391) послание с просьбой о поставлении М. в митрополита.

http://pravenc.ru/text/2563620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Икона. XVIII в. (частное собрание) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Икона. XVIII в. (частное собрание) (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 7.06.1407, Москва), прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), вел. кнг. Московская, дочь Суздальского и Нижегородского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича и вел. кнг. Анны (именование ее Вассой в Никоновской летописи и в нек-рых синодиках неверно), супруга вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского, основательница московского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря в Кремле. Главными источниками сведений о жизни Е. Д. служат известия раннего московского летописания, завещание вел. кн. Димитрия Иоанновича и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», дошедшее в составе «Книги степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания» использовал летописные известия и устную традицию о Е. Д., сохранявшуюся в Вознесенском кремлевском мон-ре. Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Самое раннее известие о Е. Д. относится к 1366 г. 18 янв. этого года 16-летний московский кн. Димитрий женился на Е. Д., что означало заключение союза между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, правители к-рых до этого вели борьбу за Владимирский великокняжеский стол, доставшийся в итоге московскому кн. Димитрию. Свадьба состоялась в Коломне (возможно, это связано не только с обычным для XIV в. частым пребыванием московского князя в своем владении, но и с тем, что старшая сестра Е. Д. тогда же была выдана замуж за коломенского наместника М. В. Вельяминова; кроме того, в 1365 Москва сильно пострадала от «мора» и пожара). Венчал Димитрия и Е. Д., вероятно, Коломенский еп. Филимон, по преданию, зафиксированному в 1843 г., в ц. Воскресения - домовом храме великокняжеского двора. Совр. здание храма относится к XVI-XVIII вв., однако деревянный храм на его месте, согласно археологическим данным, существовал уже в 1-й пол. XIV в. За 22 года супружеской жизни Е. Д. родила 12 детей, в т. ч. 8 сыновей (трое умерли в младенчестве).

http://pravenc.ru/text/187095.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010