Но случилось еще нечто, с моей точки зрения, бедственное: в результате люди стали приходить исповедоваться Христу перед священником, проходя мимо всех тех, кого они обидели, унизили, оскорбили. Потому что ясно, что мало кто грешит непосредственно против Бога, – почти все мы грешим путем оскорбления, унижения нашего ближнего. Мы каемся в нетерпении, каемся во лжи, мы каемся в жадности, каемся во множестве преступлений; и эти преступления мы совершаем по отношению к нашему ближнему. Но на исповедь мы приходим к Богу, проходя мимо этого самого ближнего. Поэтому первое, что надо бы осознать: что мы не имеем никакого права прийти на исповедь, каяться перед Богом в том, что совершили, если прежде не пошли к тем людям или к тому человеку, перед кем виноваты или на кого имеем злобу по той или другой причине, и не примирились с ними, с ним. Исповедовать Богу свои грехи, не примирившись с виновником или с жертвой этих грехов, нет никакого смысла; или, вернее, имеет смысл, только если эта исповедь является преддверием примирения с ближним. Я сказал, что человек может быть или виновником, или жертвой. И действительно, иногда нам приходится мириться с человеком, потому что мы перед ним провинились; но иногда приходится прийти к человеку и сказать: «Моя душа в тревоге; во мне горечь, во мне гнев, во мне буря разных помышлений из-за того, что ты сказал, что ты сделал; можешь ли ты меня исцелить? Можешь ли ты помочь мне тебя простить?» Это очень важно; и каждый из нас должен был бы задуматься над этим, потому что мы ранены не только своими грехами, но и чужими. Но ранены мы всегда бываем взаимно, никогда в одиночку. И поэтому исповедующийся должен был бы перед собой поставить вопрос: кого я обидел или на кого я имею обиду? И сделать все, что о него зависит, вплоть до унижения, для того, чтобы сначала примириться. И только потом прийти к Богу и сказать: Господи, со своей стороны я сделал все; теперь я прошу Тебя меня простить и мне помочь, меня исцелить. Я употребил слово «унижение». В рассказе о том, как Димитрий Донской готовился к битве с ордой, говорится, что он пришел к святому Сергию Радонежскому просить благословения; и тот его спросил: «Сделал ли ты все, что возможно, чтобы избежать кровопролития?» – «Да». – «Пошел ли ты до предельного личного унижения?» – «Да». – «В таком случае я тебя благословляю». Это очень важно помнить; потому что порой единственное, что может спасти нашу душу и душу ближнего, – это наша готовность быть униженным, лишь бы только спасти его или ее от того соблазна, который лег между нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

II. Занятия Правления Академии Занятия Правления, согласно требованиям академического устава, состояли в приеме, хранении и расходовании сумм, поступавших на содержание Академии, в своевременном и сообразном с действительными потребностями заготов- —21— лении и употреблении различных припасов и материалов по содержанию студентов и академических зданий, причем главные из них приобретаемы были с торгов, а остальные хозяйственным способом, – вообще в управлении хозяйственною частью по Академии; в наблюдении за порядком и чистотой в академических зданиях и содержанием их в исправности. Кроме того, предметом занятий Правления были и некоторые другие дела по административной, учебной и воспитательной частям. Главными источниками доходов, поступавших на содержание Академии, в отчетном году, как и прежде, служили: а) суммы, ассигнованные по штату и смете из духовно-учебного капитала и Государственного Казначейства; б) проценты с принадлежащих Академии капиталов; в) сумма, ежегодно поступающая от Московской кафедры на жалование одному сверхштатному преподавателю и содержание шести неполных стипендиатов кафедры из студентов Академии; г) поступления от Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиево Лавры на содержание 16 полных стипендиатов Лавры из студентов Академии и д) взносы своекоштных студентов. Принадлежащие Академии капиталы, заключавшиеся к началу отчетного года в сумме 291.140 р. (по номинальной стоимости процентных бумаг) получили в течение года следующее приращение: 1) На проценты за 1898-й год с капиталов: а) поступившего по завещанию покойного Высокопреосвященного Макария, Архиепископа Донского и Новочеркасского, на учреждение при Академии стипендии его имени; б) завещанного с таковым же назначением покойным потомственным почетным гражданином В.И. Феолого и в) пожертвованного покойною А.Ф. Аксаковою на учреждение при Академии стипендии имени И.С. Аксакова – приобретены Правлением Академии 6 свидетельств Государственной 4% ренты на сумму 800 рублей. —22— 2) Советом Братства Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской Духовной Академии согласно постановлению общего собрания членов Братства, внесен на учреждение при Академии стипендии имени покойного заслуженного ординарного профессора Академии Виктора Димитриевича Кудрявцева-Платонова капитал в 5.800 рублей (свидетельствами Государственной 4% ренты).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перечисляются названия шедших на петербургской сцене в 1830–1850х гг. пьес: «Разбойники» Ф. Шиллера, «Гамлет», «Король Лир» и «Отелло» В. Шекспира, «Рука Всевышнего отечество спасла», «Роксолана», «Скопин-Шуйский» и «Иван Рябов, рыбак архангелогородский» Н. Кукольника, «Смерть Ляпунова» С. Гедеонова, «Рай Магомета, или Преобразование гарема» Лоренсена, «Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета» Ф. Кони, «Kapл XII под Полтавой» Р. Зотова, «Димитрий Донской» В. Озерова, «Смольяне в 1611 году», «Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь» А. Шаховского, «Уголино», «Иголкин, купец новгородский», «Ермак Тимофеич, или Волга и Сибирь», «Солдатское сердце, или Биваки в Саволаксе» Н. Полевого, «Велизарий» Э. Шенка, «Скупой» Ж.-Б. Мольера, «Эсмеральда, или Четыре рода любви» Ш. Бирх-Пфейффера (по В. Гюго), «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа, «Людмила» — драматическое представление Р. Зотова и Н. Мундта, «составленное из одноименной баллады» В. Жуковского, «Ложа 1го яруса на последний дебют Тальони» П. А. Каратыгина, «Ябеда» В. Капниста, «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма, «Свадьба Фигаро» П. Бомарше, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Барская спесь и Анютины глазки» Ж.-Ф.-А. Баяра и Ф.-Ф. Дюмануара (в переделке Д. Т. Ленского), «Узкие башмаки» А. Деннери и Э. Гранже, «Филатка и Мирошка соперники, или Четыре жениха и одна невеста» П. Г. Григорьева, «Жених расхват» Ш.-С. Фавара (в переделке Д. Ленского), «Девушка-гусар» Ш. Варена, Дюверже и Э. Моне (в переделке Ф. Кони); балетов: «Бронзовый конь» Граф Николай Семенович Мордвинов (1754–1845) — государственный деятель, сенатор и член Государственного совета; с 1823 г. — президент Вольного экономического общества. Граф Николай Семенович Мордвинов (1754–1845) — государственный деятель, сенатор и член Государственного совета; с 1823 г. — президент Вольного экономического общества. Пери, (Перетц) Абрам Израилевич (1771–1833) — коммерции советник, крупный откупщик, подрядчик и финансист. Во время Отечественной войны 1812 г. Перетц потратил все свое состояние на продовольственное снабжение русской армии. Однако казна задерживала платежи, и он обанкротился. Сведения, сообщаемые о его отношениях с Мордвиновым, носят анекдотический характер.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система Особенности культуры Московской Руси XV – XVI веков, организация и развитие богослужебного пения и образования, столповое знаменное пение, гласо-попевочная система, наонное пение, ананеики и хабува. Особенности культуры Московской Руси XV–XVI веков. Характер богослужебного пения настоящего периода самым тесным образом связан с образованием и дальнейшим развитием Москвы как политического, экономического, культурного и православного центра Руси XV–XVI веков. Процесс объединения княжеств вокруг Москвы происходил с XIII до начала XVI века. Вот основные этапы этого процесса 1) 1276–1303 гг. – время княжения Даниила Московского – основателя династии московских князей. При нем Москва из небольшого пограничного пункта Владимиро- Суздальского княжества начала превращаться в важный политический и экономический центр. Вдвое увеличилась территория Московского княжества, протянувшегося вдоль Москвы реки от Можайска до Коломны, и до Переславля на северо-востоке 2) 1325–1340 – время княжения Ивана Даниловича Калиты. В этот период Москва становится не только политико-экономическим, но и идеологическим центром. Св. Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву (1325) Иван Калита добился передышки от ордынских вторжений, при нем Москва стала самым богатым княжеством. Продолжился процесс объединения земель; 3) 1380 г. Куликовская битва при князе Димитрии Донском. Куликовская битва показала силу и мощь Москвы как политического центра – организатора борьбы за свержение ига и объединение русских земель. На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов – вернулись же они с битвы как русский народ. 4) Вторая половина XV – начало XVI вв. – завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III. В этот период произошло присоединение Новгородской, Вятской, Псковской земель, а в начале XVI века – присоединение Смоленска (1514) и Рязани (1521). Рассматриваемый период для нас особо важен усилением значения Москвы, как оплота Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дария показала на первой странице все элементы рукописей: заглавие, написанное вязью, красную строку, иллюстрацию, буквицу. Рассказала, что древнейшим русским шрифтом был устав, он пришел к нам вместе с Крещением Руси. Это торжественное, медленное литургическое письмо, которым писали священные тексты. Полуустав появился позже, в XIV веке, через сто лет уже распространен. Это наклонный, более беглый почерк: требовалось больше книг, писать нужно было быстрее. Для него характерно множество сокращений для экономии места и времени, особые надстрочные знаки, выносные буквы. Лектор уделила внимание личному стилю каждого писца - так, показала несколько вариантов одной и той же буквы. Например, один из писцов букву " веди " иногда писал в виде квадратика; современный человек не узнает эти буквы. Писцы включали в книгу альтернативные варианты, если одинаковые буквы стояли рядом. Дария раздала участникам разлинованные листы бумаги, объяснила, как убрать с пера излишек туши, чтобы не поставить кляксу, показала, как правильно держать перо. Писать букву начинают с левого штриха. Участники должны были написать все буквы древнерусского алфавита. " Букву " он " надо стараться писать как можно уже, чтобы внутренний просвет был меньше. Расстояние между буквами нужно определять на глаз, чтобы расстояние между знаками было одинаковым " , - объяснила Дария. Она рассказала, что в древних рукописях нередко встречаются писцовые записи. Это был кропотливый труд, с утра до ночи выписывать буквы очень тяжело. Нужно внимание, чтобы не сделать ошибку, за это могли наказать. Иногда на полях встречаются записи от имени писцов: они пишут, что устали, хотят есть и так далее. Но в Лицевом летописном своде такое не встречается, поскольку заказчик очень серьезный. На следующем листе, который подготовила Дария, был написан отрывок из текста, где рассказывается о князе Димитрии Донском и Куликовской битве. Участники должны были скопировать этот текст. Художница-каллиграф рассказала, как делаются надписи на иконах, как разметить текст, как включить его в композицию, какие кисти используются, как добиться нужного нажима.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11587. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1908 г. Л. 182–183; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11732. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1910 г. Л. 187–188. Шкаровский М.В. Ермоген (Максимов Григорий Иванович)//Православная энциклопедия. М. 2008. Т. 18. С. 660–663; Казачий словарь-справочник. Сан-Ансельмо, Калифорния. 1968. Т. 2. С. 156 (репринт М. 1992). ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11587. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1908 г. Л. 185 об.; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11732. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1910 г. Л. 190 об.; Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1909 г., 11 июля. 20. С. 331. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1909 г., 11 июля. 20. С. 331. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11732. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1910 г. Л. 190 об. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1909 г., 21 июля. 21. С. 363. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1911 г., 11 июля. 20. С. 312. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1910 г., 01 августа. 22. С. 349; Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1910 г., 11 августа. 23. С. 382. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 45 об., 46. Григорий Иоаннович Байздренков (1881–1919), из духовенства, сын псаломщика казачьего происхождения из станицы Кагальницкой. Обучался в Новочеркасском духовном училище, которое оставил по болезни. В 1907–1912 служил псаломщиком в двухклировой Николаевской церкви поселка Манычско-Балабинского, в 1912–1918 служил псаломщиком в одноклировой Димитриевской церкви при кладбище станицы Кагальницкой. В 1907–1910 состоял в первом браке, овдовел. С 1910 в браке с Наталией Димитриевной Максимовой. От второго брака имел детей: Вера (1911 г.р.) и Сергий (1912 г.р.). Подробно: ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 45 об., 46 ; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11741. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1910 г. Л. 27 об., 28; Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. – 1918 г. Часть II . Доц. А. Г. Сизенко. Ростов-на-Дону. РГСУ. 2012. С. 516, 517; ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослу-жителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117, 117 об.; Архив УФСБ РФ по РО. Дело П-59205. Дело о контрреволюционной повстанческой организации, возглавляемой бывшим князем Ухтомским, под названием «Армия спасения России». Т. 4. Л. 38, 39. Протокол по показанию Бориса Димитриевича Максимова.

http://pravoslavie.ru/158426.html

Управляющей Киреевских похитил у одной вдовы девку: «девку сию, писал он, как принадлежность мою, ни за что не упущу, хотя она сама по себе доброго гроша не стоит: но надобна справедливость. Девка куплена родителями моими» (священником Смоленской епархии) 714 . Несмотря на запрещения, продажа людей идет весьма регулярно. Приведем один случай. Жена колл. асс. Розлага в 1806 г., в Киевском у., продала донскому жителю за 90 р. родную дочь «в виде крепостной девки», и покупатель получил «верющее от нее письмо, засвидетельствованное в Киевском поветовом суде». Главный суд. рассмотрев это дело, нашел улики основательными, но мать, «изобличенная в продаже дочери ничем более не наказана, как одним только выговором». Главный судья, не находя на этот случай точного постановления, обязал ее запиской не делать впредь ничего подобного 715 . Нет надобности говорить, какое впечатление могли оказывать подобные постановления судебных инстанций на всех, тех, кто имел поползновение на совершение таких же деяний 716 . Положение крестьян заводских, удельных, если и имело некоторые выгодные стороны, то в общем, —472— и они страдали от тяжести крепостного права, и они принимали участие в волнениях. Исследователь экономического быта крестьянского сословия не может игнорировать весьма важного вопроса о земельном довольстве крестьяне в царствовании Александра I. Скудость материалов не позволяет делать каких-либо определенных выводов. По вычислению г. Снежневского в Нижегородской губ. на ревизскую душу приходилось с 1790–1800 г. – 2,8 д.;: с 1801–1810 г. – 4,5 д.; 1811–1820 г. – 3,1–4,5 дес. 717 ; 50% удельных крестьян имели в пользовании в среднем 3,03 дес. пашни, 0.73 дес. сенокоса, 0,60 дес. прочих угодий, а всего около 4,4 дес. удобной земли на душу, между тем при составлении «Учреждения об Императорской фамилии» предполагалось, наделить удельных крестьян «вполне обеспечивающим их количеством земли» 718 . Крестьянское наделение в общем подвергалось сильным колебаниям. Делать определенные выводы для эпохи царствования Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т Тарч. См. Щит. Татаур Татаур – ременной пояс с металлическими наконечниками, в роде употребляемых монахами и послушниками, иногда вышитый золотом и серебром. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской завещал (1389 г.) сыну своему «князю Ивану пояс золот татаур» 843 . У Монголов татуур означает вообще затяжку, пояс. Может быть это название имеет отношение и к Перс. татуре путы для лошадей, как заметил П. И. Лерх. Как Лат. compedes означало не только путы, но и украшение, которое женщины носили на ногах: так и могло. кроме первого значения, иметь и другое, относившееся к одежде. Тафта Тафта – известная шелковая ткань. По названию, образовавшемуся из Перс. тафтэ, можно заключать, что первоначальный вывоз ее к нам был из Персии. По описям известны тафты: Бурская, Вавилонская («ферези тафта Вавилонская»), Виницейская, Шамохейская, Китайская, Немецкая, гунгулинная (у кафтана «подпушка тафта гунгулинная») клеенка, такатцская («подкладка тафта зеленая такатцская»). В торговой книге означены «имена тафтам: Шамская тафта не леняет, широта ей вершков, тонконита, без покромок; (купят по) ; а черчатая ино дороже . Бурская толстонита, как узор на ней, ширина вершков, покромок нет; длина тем тафтам (Диз: не одна; Зап: длина тем тафтам, каков косяк мерою выдет) косяк всяко, меря купят аршин (Зап: купят аршин по 3 алтына с деньгою, по 4 и по 5 алтын). Тафта Виницейская (Зап: Виницейская, Диз: виницейка), широта ее полтора аршина, леняет, а иная не леняет; купят по ; а длина всякой тафте аршин, и боле и мене бывает; а добрая знати по краске, коя не леняет, покромки хороши (Диз: широки) у тое тафты. Тафта китайка хуже всех, широта поларшина с покромью; купят аршин . Тафта клеенка (Диз: клеянка), одна сторона клеена (Зап: а другая нет), ширина поларшина; купят аршин » 844 . По описям – из тафты шились опашни, ферези, телогреи, роспашницы, кортли, шубы, шапки, чулки, бумажники, зголовья, одеяла, завесы у постелей, каймы у телогрей и одеял; на тафте вышивались кружива; тафту употребляли на подкладку, подпушку и подбивку платен, кафтанов, терликов, зипунов, чюг, подлатников, штанов, роспашниц, телогрей, шубок, одеял, на подольники и подкладку летников 845 ; из тафты делались знамена 846 . Тафья

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Лишь дайте мне добраться до Москвы, А там Борис расплатится во всем. Ты кто? КАРЕЛА Казак. К тебе я с Дона послан От вольных войск, от храбрых атаманов, От казаков верховых и низовых, Узреть твои царевы ясны очи И кланяться тебе их головами. САМОЗВАНЕЦ Я знал донцов. Не сомневался видеть В своих рядах казачьи бунчуки. Благодарим Донское наше войско. Мы ведаем, что ныне казаки Неправедно притеснены, гонимы; Но если Бог поможет нам вступить На трон отцов, то мы по старине Пожалуем наш верный вольный Дон. ПОЭТ (приближается, кланяясь низко и хватая Гришку за полу) Великий принц, светлейший королевич! САМОЗВАНЕЦ Что хочешь ты? ПОЭТ (подает ему бумагу) Примите благосклонно Сей бедный плод усердного труда. САМОЗВАНЕЦ Что вижу я? Латинские стихи! Стократ священ союз меча и лиры, Единый лавр их дружно обвивает. Родился я под небом полунощным, Но мне знаком латинской музы голос, И я люблю парнасские цветы. Я верую в пророчества пиитов. Нет, не вотще в их пламенной груди Кипит восторг: благословится подвиг, Его ж они прославили заране! Приближься, друг. В мое воспоминанье Прими сей дар. (Дает ему перстень.) Когда со мной свершится Судьбы завет, когда корону предков Надену я, надеюсь вновь услышать Твой сладкий глас, твой вдохновенный гимн. Musa gloriam coronat, gloriaque musam . Итак, друзья, до завтра, до свиданья. ВСЕ В поход, в поход! Да здравствует Димитрий, Да здравствует великий князь московский! Замок воеводы Мнишка в Самборе Ряд освещенных комнат. Музыка. ВИШНЕВЕЦКИЙ, МНИШЕК. МНИШЕК Он говорит с одной моей Мариной, Мариною одною занят он… А дело-то на свадьбу страх похоже; Ну – думал ты, признайся, Вишневецкий, Что дочь моя царицей будет? а? ВИШНЕВЕЦКИЙ Да, чудеса… и думал ли ты, Мнишек, Что мой слуга взойдет на трон московский? МНИШЕК А какова, скажи, моя Марина? Я только ей промолвил: ну, смотри! Не упускай Димитрия!.. и вот Все кончено. Уж он в ее сетях. Музыка играет польский. Самозванец идет с Мариною в первой паре. МАРИНА (тихо Димитрию) Да, ввечеру, в одиннадцать часов,

http://azbyka.ru/fiction/boris-godunov-p...

О важности контекста хорошо написал в прошлый раз Володя Шалларь. Я могу лишь добавить, что мы всегда любой текст воспринимаем в контексте. Проблема в том, что часто это наш собственный контекст: контекст нашего опыта, мыслей, страстей, воспитания, ситуации в стране и в мире, а также контекст той церковной культуры, в которой мы существуем, включая прочитанные нами толкования. Отсюда и появляется выковыривание изюма. Все это мешает нам увидеть собственный контекст библейского текста, подобно тому, как звучащая в наушниках музыка мешает нам услышать обращающегося к нам человека. Поэтому первое правило чтения Библии – вынуть из ушей наушники. Максимально отрешиться от собственного контекста, чтобы услышать, что мне говорит Бог через Свое Слово. Задавать вопросы Яркий пример «невынутых наушников» – типичная реакция читателей на заповедь Христа: «а Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5:39). Как правило, после прочтения этих слов на евангельской группе разговор немедленно уходит к обсуждениям вроде «если в страну вторглись враги, то надо дать им отпор, и вообще Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на битву с татаро-монголами, пацифизм это неправильно, Лев Толстой предан анафеме, надо читать Ильина». Однако Христос сказал это в мире, где еще не было Сергия Радонежского и Льва Толстого, и если Он Сам для нас важен, нам надо попробовать Его услышать и понять. Попробуем сделать это с помощью вопросов, обращенных к самому себе. 1) Итак, что же здесь сказано? Это первый вопрос, который нужно себе задавать по поводу любого прочитанного библейского текста. Обычно нужно просто пересказать текст максимально близко к тексту, только перевести прямую речь в косвенную. Например: «В этом отрывке сказано, что не надо противиться злому, и что если кто-то ударит меня по правой щеке, нужно обратить к нему и другую». 2) Правильно ли я понимаю сказанное? Все ли слова мне здесь понятны? Часто бывает, что не понимая одного или нескольких отдельных слов, мы неправильно понимаем общий смысл отрывка или стиха. В данном случае мне непонятно конкретное значение слова «злой».

http://blog.predanie.ru/article/ne_vkovr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010