Апостолы называли их обманщиками, безводными источниками, облаками, блуждающими звездами, осенними деревьями, указывая этими сравнениями на то, что они способны были вызвать лишь минутное одушевление, а не действительно переродить человека. Пастырство есть служение церковное С точки зрения психологической также совершенно понятно, что, при постоянном господстве в обществе греха, насадитель нравственного добра в мире, видя себя одиноким, врагом почти всего мира, не мог бы устоять в своем подвиге, если бы не сознавал себя ратником великого воинства, одним из многих носителей и выразителей не своей, но Божией силы, победоносно исполняющей через «неодолимую адовыми вратами церковь » спасительные предначертания Промысла. Кому неизвестна тяжесть креста евангельского проповедника? Будете ненавидимы всеми языки имени Моего ради ( Mф. XXIV, 9 ); всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу ( Uoah. XVI, 2 ). Если и совершается дело служения сего, если даже и победа достигается, то ведь это идет путем чрезвычайно медленным, далеко не заканчиваемым сроком назначенной пастырю земной жизни. Мог ли бы, напр., св. Григорий Богослов находить смысл в своей борьбе с арианством или св. Златоуст в борьбе со столичным развращением, если бы они мыслили себя отдельными, личными борцами за истину? Сила пастырского влияния приобретается по большей части уже в старости, когда деятель готовится к отшествию в вечность: где возьмет он бодрость в борьбе своей, если не в уверенности, что и после его кончины не перестанет действовать та сила, одним из носителей которой он является, – сила Церкви? Св. Димитрий Ростовский в слове об истинном пастыре (кажется на св. Тихона Амафунтского), в числе свойств пастырских указывает на то, которое выражено словами Господа: никто не похитит их (овец) от руки Моей, Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех: и никто не может похитить их из руки Отца Моего ( Иоан. Х, 28, 29 ). Мысль у св. Димитрия та, что условием истинного пастырства должна быть убежденность, что стадо, пасомое пастырем и охраняемое им от врагов, есть стадо не его собственное, но то же стадо Христово, которое в Нем и в Отце его имеет свою охрану и через то дает и земному пастырю дерзновенную надежду на победоносный исход духовной борьбы. Лишь сознавая себя одним из членов вселенского тела Христова, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Eф. IV, 16 ), уполномоченный церковью, христианин может решиться на пастырский подвиг, не страшась видимого господства зла и неправды в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Архиерей «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр. 7:26 ). Эти слова были сказаны некогда апостолом Павлом о Самом Христе, Первосвященнике Великом, прошедшем небеса ( Евр. 4:14 ), ныне же употребляются в Церкви Христовой в дни памяти Его архиереев. Ибо архиереи – это образ Христа на земле, уподобляющиеся Ему не только саном и властью, но и жизнью угождающие Ему, насколько кто может (2). Архиерейский сан уподоблен в Божественном Писании небесным светилам. Так, Сирах о ветхозаконном архиерее Симоне говорит: «Как утренняя звезда среди облаков, как полная луна... как солнце, сияющее над храмом Всевышнего» ( Сир. 50:6–7 ). О новоблагодатных же архиереях Сам Господь говорит в Евангелии: «Вы – свет мира (как небесные светила, озаряющие мир), так да светит свет ваш пред людьми» ( Мф. 5:14, 16 ). Христова Церковь на земле есть как бы небо, ибо как на небе живет Бог, окружаемый Ангелами, так и на земле Он живет в Церкви Своей, прославляемый людьми, как говорит Давид: «Господь во храме святом Своем. Бог посреди людей Своих; хвала Ему в собрании преподобных» ( Пс. 10:4, 149:1 ). И как небо украшено и сияет своими светилами, так и Церковь сияет своими светилами – своими пастырями и учителями, из которых одни сияют как звезды, другие как луна, а иные как солнце, каждый соответственно чину, чести и званию и по мере своего совершенства в добродетельной жизни и духовной мудрости. Светила небесные, поставленные устроением Божиим на безмерной высоте, далеко отстоят от земли, – и архиереи занимают на церковном небе не низкое, а высочайшее место, будучи образами Сына Божия, и премного отличаются от своих подчиненных святыней и властью. Ибо те, которые управляются архиереем, – овцы, а архиерей – пастырь. Те чада, а он отец, те ученики, а он учитель, те люди, а он Ангел по своей чистой и святой жизни. Светила небесные – это как бы очи неба, взирающие на всех, сияющие одинаково для добрых и злых (ср. Мф. 5:45 ), – и архиереи также как бы очи церковные, бодрственно и неусыпно взирающие на вверенное им стадо, видящие нужды и немощи всех и одинаково заботящиеся о спасении всех, как добрых, так и злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Афоний, услышав ответ царя, присуждавший его к усечению мечом, возвел очи на небо и сказал: – Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Боже, в Которого веруют христиане! Вот и я верую в Тебя, поклоняюсь Тебе и умираю за Тебя: спаси меня недостойного по великой Твоей милости. Палач, приступив к нему, надел на шею его верёвку, чтобы вести его за город для исполнения казни. Он же, обратившись к святым мученикам, сказал: – Господа мои и отцы, забудьте зло, которое я причинил вам, мучая вас, по повелению нечестивого царя. Молите о мне Бога, чтобы простил Он мне многие мои грехи, приобщил меня к сонму верующих в Него и дал мне увидеться с вами в Царствии Его. Святые мученики сказали ему: – Радуйся, брат, потому что прежде нас идешь ко Христу, и будь уверен, что найдешь у Него милость, и Он воздаст тебе по вере твоей. Афония, после того как он поцеловал святых, отвели за город; призывая пресвятое имя Иисуса Христа, он склонил под меч свою выю и отошел, радуясь, ко Господу. Христиане, взяв его тело и обвив чистым полотном, предали его честному погребению, как мученика Христова. После сего Акиндина, Пигасия и Анемподиста царь повелел зашить в кожаные меха и бросить в море. Когда это было сделано, явились святый Афоний и с ним три Ангела, ходящие по морю; вынув из моря святых мучеников, они освободили их от мехов и поставили на суше живыми и здоровыми, как бы никогда нисколько не страдавшими. Услышав о том, что святые мученики живы, царь разгневался на воинов, которым поручил ввергнуть святых в морскую пучину. Предположив, что они не послушались его и отпустили их на свободу, он, прежде всего, отсек руки этим воинам, которых числом было четверо, а потом приказал потопить их в море. Перед смертью, они призывали Господа нашего Иисуса Христа, исповедуя Его святое имя, веруя и молясь Ему, и таким образом были потоплены в водах морских. Святые мученики, Акиндин, Пигасий и Анемподист, снова были взяты, заключены в темницу и забиты в колодки. В смущении царь пошел в свою спальню, возлег на ложе, призвал своих вельмож и начал с гневом говорить им, что они оставили его одного трудиться на суде, совершаемом над христианами, и не помогают ему ни в чем, ни словом ни делом. Они отвечали, говоря, что нехорошее это дело – упражняться в таких судах и предавать казни неповинных христиан. Царь же при сем заметил им еще следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Аще несть отдания, Богородичен, глас тойже: На всяк день и час чрез Моисея и пророков/взывает Сын Твой на покаяние мя, о Госпоже Владычице,/но аз не токмо сим, но ниже аще кто и от мертвых востал бы, небрегу внимати./Что убо будет и на что надеюся аз, окаянный?/Токмо к Тебе со слезами вопию:/направи слух и ум мой к призывающему мя Сыну Твоему,/да имиже весть судьбами наставит мя на путь покаяния. Если нет отдания, Богородичен, глас 8 На всякий день и час через Моисея и пророков/призывает Сын Твой к покаянию меня, о Госпожа Владычица;/но я не только им, но даже если бы и из мертвых кто воскрес, не спешу внимать./Что же будет и на что надеюсь я, несчастный?/Только к Тебе взываю со слезами:/“Направь слух и ум мой к призывающему меня Сыну Твоему,/чтобы Он, Ему известными путями направил меня на путь покаяния!” Полиелей и величание: Величаем тя,/святителю отче Димитрие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа, Бога нашего. Величание Величаем тебя,/святитель, отче Димитрий,/и чтим святую память твою,/ибо молишь ты за нас/Христа, Бога нашего. Псалом избранный: Лик 1: Услышите сия вси языцы, внушите вси, живущии по вселенней. Лик 2: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Лик 1: Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Лик 2: Благовестих правду в церкви велицей. Лик 1: Истину Твою и спасение Твое рех. Лик 2: Повем Имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя. Лик 1: Услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Лик 2: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея. Лик 1: Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. Лик 2: Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Лик 1: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Лик 2: Правда Его пребывает в век века. Лик 1: Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Лик 2: Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Псалом избранный 1 хор Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. 2 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего – разум. 1 Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас. 2 Благовествовал я правду в собрании великом. 1 Истину Твою и спасение Твоё изрёк. 2 Возвещу имя Твоё братьям моим, посреди собрания воспою Тебя. 1 Чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих. 2 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей. 1 Возненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду. 2 Ибо я сохранил пути Господни и не отпал в нечестие от Бога моего. 1 Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. 2 Правда Его пребывает во век века. 1 Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. 2 Блаженны живущие в доме Твоём, во веки веков они восхвалят Тебя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obretenie...

б) Приняв младенца от матери на свои руки, служитель Церкви начертывает им пред вратами храма Крест Святый, как спасительное орудие, отверзшее врата рая, и возглашает: «воцерковляется раб Божий – во имя Отца и Сына и Святого Духа...» в) Потом вводит его во храм глаголя: «Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему». Таким образом, – действием воцерковления прежде всего отверзается человеку вход во святый храм, место особенного таинственного присутствия Бога Триипостасного, где по преимуществу возвещается слово Божие, совершаются Таинства и общественные молитвы. Но тут же вводится новопросвещенный христианин и в таинственный «дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), «которой основание – Сам Христос, стены – закон Божий, столпы – апостолы, евангелисты, учители, покров – Дух Святый» (Слова св. Димитрия Ростовского 7 ). Для верующих нет другого дома, говорит св. Киприан 8 «кроме единой Церкви. О сем-то доме, о сей-то обители единомыслия предвозвестил Дух Святый в псалме: «Бог одиноких вводит в дом» ( Пс. 67:7 ), – в дом Божий, в Церковь Христову». Здесь же, при введении в храм видимый, вселяется новый член Церкви и в храм духовный, которого живые камни верующие ( 1Пет.2:5 ), «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Ефес.2:20–22 ). г) И вот – входит затем иерей Божий с воцерковляемым младенцем на средину храма, снова восклицает: «Воцерковляется раб Божий»... и присовокупляет: «Посреде церкве воспоет Тя!» Эти слова псалмопевца придают здесь особенное, высокое значение совершаемому при них священнодействию, – не только сами по себе, но и потому, что они прилагаются к тому Первородному, Которого Сам Бог Отец ввел некогда во вселенную то есть – к Самому Иисусу Христу: «Святяй бо, – говорит апостол, – ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Евр.2:11–12 )... Этим действием воцерковления новорожденный поставляется среди сонма избранных Божиих, сынов новоблагодатного Царствия, наследников Богу, сонаследников Христу, – поставляется среди их как среди братий присных по вере, для того чтобы вместе с ними и с ополчающимися окрест их ( Пс.33:8 ) ликами бесплотных певцов, славил и воспевал он Господа и Бога, дондеже есть ( Пс.145:2 ), – дотоле, пока эти временные славословия, или «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах» ( 1Кор.6:20 ), не заменятся (по выражению св. Григория Богослова ), как «предначинательный гимн, будущим», вечным, небесными, «хвалебными песнопениями!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Безмерно удаленные от Бога и святых Божиих, грешники будут видеть вокруг подобных себе грешников, осужденных на одинаковую с ними участь, и злобных демонов. «К совершившему в жизни много худых дел, – говорит святитель Василий Великий , – приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобные ночи, по унылости и человеконенавидению». Находясь в аду, грешники увидят райское блаженство праведных, тех, которых они некогда притесняли и мучили, и их адская мука от этого будет еще тяжелее. Увидев праведных, они, как говорит премудрый Соломон, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? ( Прем.5:3–5 ). «Грешники, находясь в муках, говорит святитель Димитрий Ростовский , увидят тех, которых в этой жизни ненавидели, гнали, опечаливали, озлобляли, уязвляли, мучили и убивали. Увидит Каин Авеля, которого неповинно убил, увидит Ирод святого Иоанна Предтечу, которого неправедно умертвил. Нерон, Диоклетиан, Максимилиан и прочие мучители увидят великое множество исповедников имени Христова, которых язычники мучили. Увидят господа своих рабов, бояре своих крестьян, которых озлобляли без милосердия. Неправедные судьи увидят тех, которых осудили без всякой вины и предали на смерть. Увидят мучители тех, которых истязали без милосердия. Увидят тех, которых умертвили, прославляемых во славе Христовой и как мучеников увенчиваемых... Всякий праведник скажет своему притеснителю: зачем ты меня озлоблял, обижал, зачем гнал меня, мучил и убил без милосердия? Что же им скажут в ответ их притеснители? Ничего. Они не найдут ничего, что ответить им». Спаситель сказал о грешниках, что они извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф.8:12 ). Плакать будет грешник как от нестерпимых своих мук, так и от вечной погибели своей души. Скрежетать зубами будет грешник от досады, что погубил себя, что не может уже никуда скрыться. «Когда отойдем туда, – рассуждает святитель Иоанн Златоуст , – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от этого пользы, но сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто с конца перста не капнет на нас, объятых огнем... Будем скрежетать зубами от нестерпимых страданий и мук, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать вас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты». От ужаса постигшей муки грешники будут иметь сильнейшее желание умереть, чтобы никогда больше не возвращаться к жизни. Апостол сказал: в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Откр.9:6 ). Так сильна будет адская мука!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Благоразумный разбойник Аудио Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Когда в Страстную пятницу Христос был распят на Голгофе, вместе с Ним схватили и казнили двух разбойников. Так исполнилось пророчество, гласящее, что Мессия к злодеям причтен был (см.: Ис. 53: 12). Их распяли: одного – по правую сторону от Христа, другого – по левую. Перед смертью один из них, чье сердце ожесточилось от греха, оскорбил Господа, сказав: «Если Ты – Мессия, спаси Себя и нас!» Но другой , тронутый состраданием при виде осужденного Праведника и охваченный раскаянием, строго прервал его: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И обращаясь ко Христу, произнес: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (см.: Лк. 23: 39–43). Так благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых. Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы он удостоился вечных благ. Рукописный вариант латинского перевода Мк. 15: 27 и Мф. 27: 38 именует его Зоатаном, возможно, под влиянием апокрифического Евангелия Никодима. В восточной традиции его называют Гестас, а в русской – Рах. 25 октября 2012 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 14 сентября 2013, 10:25 У свт. Димитрия Ростовского я читал, что, когда св.семейство бежало в Египет от Ирода, в пустыне на Них напали разбойники, " и хотяху отняти осла, на нем же ... Мати с Отрочатем везяшеся: един убо от разбойник тех, видев Отроча зело красное, и удивився красоте необычной,рече: аще бы Бог принял на Ся тело человеческое, не бы был краснейший Отрочате Сего: то рек, воспрети другом своим озлобити путников... " (Соч.св. Димит. Ч.2. 1818 г стр.421-2) Тот разбойник и распят потом с Господом нашим.

http://pravoslavie.ru/56956.html

– Благословен Бог мой и благословенно славное имя Его ныне и вовеки, аминь! С того времени сошла на Нифонта благодать Божия, ибо прошли уже четыре года испытания его; после сего у него всегда было веселое и светлое лицо, так что некоторые недоумевали и говорили: – Что это значит, столько лет он ходил угрюмый, а теперь радуется и весел? У святого же явилось мужество против бесов, насмехаясь над ними, он говорил: – Где те, кто утверждали, что нет Бога? И побеждал их постоянною молитвою. Размышляя о своих прежних грехах, он сказал себе: – Пойдем, грешный Нифонт, в церковь , исповедуем грехи наши Господу, там ожидает нас Отец щедрый. И пошел он в церковь . Подойдя к церковным дверям, Нифонт поднял руки кверху и с горьким стенанием воскликнул: – Приими, Господи Иисусе Христе, Боже Мой, меня, умершего душою и умом. Приими сквернослова и грешника, оскверненного душою и телом, и не отврати Лица Твоего, не говори, Владыко: не знаю, кто ты, но вонми гласу моления моего и спаси меня, ибо Ты не хочешь смерти грешников, и я не отступлю от Тебя, пока Ты не услышишь меня и не дашь прощения моим согрешениям. Во время этой молитвы, вдруг послышался сильный шум с неба, и святой в восторге увидел лицо светлого мужа, явившееся в облаке, и были видны протянутые руки, которыми он обнял блаженного, как некогда отец блудного сына ( Лк. 15:20 ), и целовал его в шею, говоря: – Хорошо ты сделал, что пришел сюда, скорбящее чадо Мое! Много Я печалился и тужил о тебе, как горело Мое сердце ожиданием, когда ты обратишься ко Мне, вечером ли, утром ли; теперь Я радуюсь, теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем. Это рассказал впоследствии Нифонт своему ученику, и при этом сильно плакал. После сего, когда он молился опять, явился ангел Божий с чашею, полною мира, которое он возлил на главу его, и наполнилось благоуханием то место, также, когда он бил себя по телу, причиняя себе раны, ангел сошел и кадил вокруг него, распространяя в том месте благоухание. Настолько просветились духовные очи у блаженного Нифонта, что он знал тайну сердец человеческих, он беседовал с ангелами явно, как с друзьями, и явно видел бесов. Однажды на пути из церкви святой Анастасии в свою хижину, он увидел у ворот дома одной блудницы ангела в виде юноши, горько плачущего, и спросил его о причине слез. Тот отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Благочестивый царь Иудейский. Иосия, разрушая в царстве израильском идольские капища и сожигая кости умерших нечестивых израильтян, когда увидел могилу человека Божия, который приходил из Иудеи, то дал такое повеление окружавшим его людям: оставьте его в покое, никто не трогай костей его ( 4Цар.23:18 ). Евангелист Матфей упоминает об обычае Иудеев, существовавшем во дни земной жизни Иисуса Христа, строить гробницы пророкам и украшать памятники праведников ( Мф.23:29 ). Третья ссылка штундистов на слова Апостола Павла о том, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления, также не говорит в пользу мнения сектантов, отрицающих нетление святых мощей. Плоть и кровь означают по объяснению блаж. Феодорита смертную природу нашу, смертное естество, и эта смертная природа наша, как такая, не может наследовать небесного царствия, вечно блаженной будущей жизни. Плоть и кровь – это тело душевное (ст. 44), человеческое тело в его теперешних свойствах, всё наше теперешнее существо, когда мы не только носим в себе плоть и кровь, но и так часто эта плоть и кровь определяют нашу жизненную деятельность. С плотью и кровью нашею жизненно соединена сила греха. Поэтому плоть и кровь, как таковые, подлежат тлению, чтобы для вечной жизни преобразиться силою Божиею из тела душевного в тело духовное. Но тление не есть необходимое условие для такого изменения или преобразования. Апостол Павел говорит: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51 и 52). Следовательно, по учению Апостола изменение или преобразование тел умерших совершится только при самом воскресении мертвых, и притом не одним и тем же способом для всех вообще людей, а о ближайшей участи тела после смерти человека до всеобщего воскресения мертвых Апостол прямо не говорит. Правда, у Апостола сказано: сеется в тление, то есть сеется тело душевное. Но разве останки умерших святых людей или мощи их составляют тело душевное, то есть одушевляемое жизнью поврежденной грехом природы человеческой? Разве мощи святых суть плоть и кровь? В останках или мощах святых нет уже дыхания греховной жизни, нет крови, оживляющий организм, нет и жизненной деятельности служащей суете и тлению. Притом же православная Церковь и не учит, что эти нетленные останки святых или мощи их в таком же самом виде, в каком они почивают в раках, останутся неизменными и при всеобщем воскресении мертвых. Когда воскреснут мертвые для жизни вечной, тогда и мощи святых всемогущею силою Божиею будут совершенно преобразованы в тела духовные, сообразные телу воскресшего Господа, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог знает нужды людей Своих. Человек же молится, чтобы сосредоточить свои ум и сердце в Боге, чтобы исполнить волю Божью в своей жизни. Он молится сознательно и убеждённо, выражая молитвой веру, что он сам и всё, что он делает, зависит от Бога. Не Бог нуждается в человеческих молитвах, но сам человек. Настоящая христианская молитва должна быть краткой, простой и немногословной. Она может быть даже совсем бессловесной, таким молчаливым, внутренним стоянием души перед Господом, как это выразил псалмопевец: Размыслите в сердцах ваших… и утишитесь… Остановитесь и познайте, что Я Бог . ( Пс.4:5, 45:11 ) Упоминание о краткости и тишине в молитве может быть найдено у всех духовных учителей. Св. Димитрий Ростовский (XVII b.) говорит, что мытарь молился только так: «Боже, милостив буди мне, грешному», и был оправдан; раскаявшийся разбойник молился только: «Помяни мя…», и вошёл в рай; а блудный сын и мытарь Закхей вообще ничего не сказали, но получили милость Отца и прощение Христово. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят… Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него. ( Мф.7:7–11 ) Конечно, это не значит, что можно просить у Бога о чём угодно – о вещах ненужных или греховных, но можно, и даже нужно, просить о «дарах добрых», обо всём, что можно просить во имя Христово – что свято, безгрешно и хорошо. Если человек просит о таком с верой, он несомненно это получит, так обещает Господь: Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. ( Ин.15:7 ) И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. ( Мф.21:22 ) Но святые отцы предостерегают против длинных, настойчивых и конкретных требований в молитве. Поскольку Богу известны лучше все человеческие нужды, то, чтобы показать это, Он может иногда и даровать просимое, но ненужное для них, чтобы убедить их лишний раз, что надо веровать в Его мудрость. Поэтому лучше быть тихим и кратким в молитве, и, не прося ничего конкретного, просто молиться: «Господи, дай нам необходимое. Да будет воля Твоя». Господня молитва

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010