Поучение первое на память святого великомученика Димитрия, месяца октября, в 26 день («Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17)) В нынешний день пятничный, когда по обычаю вспоминается вольное страдание за нас Господа, взираю я мысленными очами на Голгофу, а чувственными – на икону страданий Господних, и вижу распятого на Кресте Господа моего. Вижу и воина, с окровавленным копьем стоящего у Креста, слушатели возлюбленные! Вижу воина с копьем... Кого, думаете вы? Лонгина-сотника, которого считают пронзившим ребра Христовы, видевшим истекшую воду и Кровь, свидетельствовавшим: «Воистину, Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). Прошу тебя, сотник Лонгин! Уступи свое место при Кресте на 26 число октября гостю, ныне посетившему нас честною своею памятью – святому великомученику Димитрию, прелюбезному Ангелу моему, воеводе Солунскому! Сотнику можно уступить место для воеводы! Вижу воина, в тот день у Креста Господня вставшего, святого великомученика Димитрия, ибо мы празднуем память его в настоящий день распятия Господня. Почему же пришел ты, воин добрый, с копьем ко Христу распятому? Не с тем ли намерением, как и Лонгин сотник, чтобы ударить копьем в ребра Христовы? «Нет, – говорит он. – Я пришел показать Господу моему копье, окровавленное моей кровью, которым я пронзен за пресвятое имя Его. Пришел показать рану в ребрах моих, которую принял за Него от нечестивого мучителя. Пришел показать сердце мое, любовью и копьем удавленное. Пришел явить Ему страдания мои, которые претерпел ради любви Его. Пришел явить Ему верную мою службу, на которой я положил на Него свою душу». Добрый приход твой, храбрый и верный воин Христов! Добрый приход твой, желаннейший гость наш! Добрый приход твой, славный, не только Солунский, но и вселенский воевода! Покажи и нам раны, которые ты принял за Христа, и скажи о себе словами апостола: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем», – или лучше и правильнее скажи так: «Я язвы Господа Иисуса не только на теле ношу, но и внутри тела, в самом сердце, пронзенном за Него!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поучение первое на праздник Успения Пресвятой Богородицы, месяца августа, в 15 день в 1693 г. («Соберет пшеницу Свою в житницу Свою» (Мф. 3:12; Лк. 3:17)) Православный слушатель! В месяц август, в самый час жатвы, когда в поле снятые с корня колосья вяжут в снопы, свозят в житницы, а также складывают в стога, – и Владыка Небесный тоже собрал с поля Свою самую отборную мысленную пшеницу и ныне с веселием отправляет в горние житницы. Село – это мир, как говорит Евангелие. Поле или нива – это свет сей, либо разумей временную жизнь на этом свете. Пшеница – праведные; колосья – их добрые дела, заслуги. Жатва – конец жизни. Серп – смертный долг нашего естества. Управитель и владыка всего этого – Бог, и у Бога нет недостатка в имениях. Он называет Себя делателем: «Отец Мой доныне делает, – говорит Христос, – и Я делаю " ( Ин. 5:17 ). Нива Его собственная – Пречистая и Преблагословенная Дева, о Которой Церковь говорит: «Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная» (Акафист, икос 3). Ясно, что та Нива за время шестидесятилетнего Своего земного жития породила отборные колосья пшеницы, достойные небесных житниц. Назначает тогда добрый Владыка Бог для жатвы целый день – 15 сего августа, изводит делателей на жатву Свою – ангельские лики, ибо Ангелы – это жнецы, которые собирают самую отборную из всего урожая земную пшеницу – Пречистую и Преблагословенную Деву Богородицу. Собирают на земле Ее заслуги и препровождают в пренебесные житницы, и собирают и препровождают все вместе, собором, ибо Ее успение славят Власти и Престолы, Начала и Господствия, Силы, Херувимы и Серафимы. Бедная вифлеемская вдовица Руфь, услышав, что добрый человек Вооз распоряжается жатвой, сказала свекрови своей Ноемини: «Пойду на ниву и соберу колосья по следам жнецов» ( Руф. 2:2 ). В день Успения Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, как бы во время богатой Воозовой жатвы, собирают мысленную пшеницу небо и земля, торжествующая и воинствующая Церковь . Небо собирает Богородичные заслуги, а земля – Ее благодеяния. Торжествующая Церковь собирает Ей торжества, воинствующая – похвалы. А мы что? Мы бедной Руфи уподобимся, пойдем на ниву и соберем «колосья по следам жнецов». Нива, как уже известно, – шестидесятилетнее житие Пречистой Богородицы. Нива эта имеет свои борозды, свои части, на которых растут ее добрые колосья, а для Бога более приятные дела, чем подвиги всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поучение первое на Собор Архистратига Михаила, месяца ноября, в 8 день («Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих» (Пс. 90:11)) Силен Всесильный Создатель наш Бог хранить нас Сам Собой и без приставления к нам ангельской стражи, слушатели возлюбленные! Силен Владыка наш Сам Собой, не требуя ничьей помощи, управлять жизнью нашей, как и создал нас Сам без помощи Ангелов. Силен, говорю, Сам сохранить нас, как содержащий Сам всю тварь видимую и невидимую, чувственную и духовную. Однако изволил Бог, по неисследимому Своему совету, непостижимой премудрости и бесконечному разуму, создать всемогущей силой Своей горнее и дольнее, Ангелов и людей, и устроить благочинный порядок во всем создании Своем, в явлении Божией Своей силы и Божией Своей премудрости, и чтобы мы славили Его, Создателя нашего, восклицая вместе с Псаломником: «Велик Господь наш и велика сила Его, и разум Его непостижим. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил» ( Пс. 146:5, 103:24 ). Создав всю вселенную, видимую и невидимую, чувственную и духовную, Премудрый Создатель расположил ее в трех изряднейших местах, как бы в трех царствах: превысочайшем, нижайшем и среднем. Самое превысочайшее место – это небо превысокое, называемое небом небес. Оно есть и Престол Божий, место Божественной Его славы, неприступного света, где царствует Сам «Царь царей и Господь Господей: Бог наш на высоте живущий и на смиренные взирающий» ( Пс. 112:5–6 ). Место нижайшее – это земля, которую Господь дал людям для обитания, согласно Писанию: «Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс. 113:24 ), – и на которой поставил человека царем, увенчав его славой и честью и покорив ему все. Место среднее – это небеса, находящиеся под высочайшим небом, Он отдал его святым Ангелам, сотворив их, чтобы вечно царствовать в благодати Его, поставив их Властями, Началами, Господствами и другими высокими чинами. Расположив таким образом всю вселенную на этих трех местах, Господь наш установил такой порядок, чтобы среднее место управлялось высочайшим и нижайшее – средним, то есть управлять Ангелами изволил Сам Бог, а управлять и хранить людей повелел Ангелам: «Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приложения. Жития святых Скачать epub pdf Начало времен Первый из числа всех месяцев есть месяц март 1 . У евреев он назывался до пленения вавилонского 2 первым месяцем ( Исх.40:2 ; Лев.23:5 ; Чис.9:1; 28:16 ; 2Пар.29:3 ; Иез.45:18 ) 3 , а после пленения – Нисаном 4 . Именно об этом месяце сказал Господь Моисею 5 и Аарону 6 во время пребывания евреев в Египте 7 : месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года ( Исх.12:2 ). В этот месяц Господь создал видимый мир и владыку его – первого человека – Адама, для которого Он насадил рай на востоке. Сюда Господь ввел Адама, повелев ему господствовать над всей землей – зверями, скотами, гадами, рыбами, плавающими в морях, и птицами, летающими под небесами. В этом месяце Господь заповедал израильтянам в Египте праздновать Пасху и вывел их отсюда Своей крепкой рукой, осушив перед ними море и потопив в нем гнавшегося за израильтянами фараона со всем его воинством. В этот месяц снишел на землю и Сам Единородный Сын Божий, Слово Отчее Вечнопребывающее, Которое, будучи Богом, вселилось в утробу Непорочной Отроковицы, Пресвятой Девы Марии во время наития на Нее Духа Святого при благовестии Архангела. В этот месяц была принесена за нас в жертву наша Пасха – Христос, Который, будучи погребен, как человек смертный, воскрес со славою, как Бог Бессмертный, и извел с Собою из ада, как некогда Израиля из Египта, Адама и с ним всех праотцев и вообще всех праведных людей, потопив князя адова в Чермном море 8 Своих кровавых страданий. Итак, в этот месяц воссиял нам свет спасения; в этот месяц древний Адам с Евой был обновлен и получил новый рай, превосходящий рай древний; в этот месяц был побежден ад, отверзлось небо, уничтожена смерть, была дарована жизнь, упразднено тление, взамен которого наше бренное естество облеклось в нетление; в этот месяц род человеческий освободился от рабства греху и получил свободу и наследие Царствия небесного. Потому-то этот месяц, – в который при начале времени был создан свет видимый, при конце же времен воссиял свет невидимый – святой веры, – есть начало всех месяцев и всякого времени, по счету первый месяц. От первого числа этого месяца начинается исчисление кругов солнечнаго 9 и луннаго 10 , вруцелета 11 , високоса 12 , равноденствия 13 и вообще с этого месяца начинается течение дней каждого нового года. Поэтому с этого именно месяца, а не с сентября, следовало бы начинать и летосчисление 14 . Сентябрь самым своим наименованием показывает, что он не первый по счету месяц, но седьмой 15 от марта, а март – первый месяц от сотворения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Речь преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, пришедшего на свой престол в Ростов Волей Бога, все на пользу устроившего, повелением Пресветлейшего Монарха благоверного Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России Самодержца, соизволением и благословением всего освященного собора, мое недостоинство, придя на престол пречестнейшей Ростовской и Ярославской митрополии, говорю: мир вам, возлюбленные овцы словесного стада Христова, мир пречестнейшему сему храму Пречистой Божией Матери, мир богоспасаемому граду Ростову, мир богоспасаемому граду Ярославлю, мир богоспасаемому граду Угличу, всем богоспасаемым городам и церквам епархии сей – мир и благословение, мир жительству и сожитию вашему, мир домам вашим, мир сердцам вашим, как говорит и апостол: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны» ( Кол. 3:15 ). Да не смущается сердце ваше о моем пришествии к вам, ибо я пришел дверьми, а не влез снаружи ( Ин. 10:1 ). Я не искал этого, но найден был. Ни я вас не знал, ни вы меня не знали; бездна же великая судеб Господних, она послала меня к вам. Пришел же я к вам не для того, чтобы вы служили мне, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» ( Мф. 20:26 ). Пришел я к вам с любовью. Сказал бы, что пришел, как отец к чадам, но лучше так скажу: пришел, как брат к братии, как друг к дорогим друзьям, ибо и Господь Христос не стыдится назвать вас братией. «Вы друзья мои, – говорит Он, – Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:14–15 ). Но еще более дивно и многочестно то, что Он любимых Своих называет даже отцами Своими: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ). Итак, и вы, любезные мои, являетесь для меня и отцами, и братьями, и друзьями. Если же и вы отцом меня назовете, то я по-апостольски отвечу вам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий Ростовский Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский (1651–1709) – проповедник, духовный поэт, прозаик, православный святой (канонизирован в 1757 году). Родился в селе Макарово на реке Ловиче близ Киева. Его отец казачий сотник Савва Григорьевич прожил 103 года и на старости лет постригся в монахи. Сын Даниил в одиннадцать лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в семнадцать принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре под именем Димитрия. С 1675 по 1700 год был игуменом и проповедником в различных монастырях на Украине, Литве и Белоруссии. Читал проповеди в Слуцке, входившем в состав Речи Посполитой, изучив латынь, польский язык и польскую литературу. 6 мая 1684 года в Киево-Печерской лавре принял послушание составить Четьи минеи (жития святых, расписанные по дням богослужения), используя как русские, так и латинские, греческие и польские источники. Этому выдающемуся труду посвятил почти двадцать лет жизни, завершил 9 февраля 1705 года. Это не единственное сочинение Дмитрия Ростовского . «Из других сочинений Ростовского святителя необходимо отметить «Розыск о брынской вере» (напис. 1709, изд. М.,1745), явившийся результатом исследования старообрядческого раскола, и догматическое сочинение «Зерцало православного исповедания» (изд. впервые в: Соч. М., 1804), представляющее собой сокращение «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы) . Ростовским святителем также написан «Летописец келейный» (эту летопись, начинавшуюся библейскими временами, святитель хотел довести до новейшего времени) (напис. 1705–1707, изд.: М.,1784). Сохранились многочисленные пастырские послания и проповеди свт. Димитрия Ростовского », – отмечает современная Православная энциклопедия. Сам же он признавался: «Моему сану надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущую рукою. То мое дело; то мое звание; то моя должность». Его польский друг Стефан Яворский , помимо своей воли втянутый в России в борьбу политических кланов, писал ему: «Поверь мне, счастливо прожил тот, кто хорошо спрятался. Помолись, святитель Божий, об избавлении пленных, из них же первый асм аз!» Димитрию Ростовскому тоже не всегда удавалось спрятаться даже за монастырскими стенами. В феврале 1701 года он приехал в Москву и вскоре был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Многие современники, в том числе и Петр I, отмечали его талант проповедника. Став митрополитом, он открыл в Ростове, как сам называл, грамматическую школу, в которой обучалось двести детей всех сословий, преподавались греческий и латинский языки. Помимо проповедей, полемических и исторических трудов, ему принадлежат несколько духовных драм, построенных по образцу юго-западных мистерий. Среди них лучшей считается драма «Рождественская». Классикой стали и духовные стихи Димитрия Ростовского , в том числе Псалом 1, начальные буквы которого составляют акростих «Иеромонах Димитри».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Скачать epub pdf К читателю Предисловие 1. Роса любви 2. Роса защиты 3. Роса утешения странников 4. Роса исцеления 5. Роса устрашения врагов 6. Роса озарения смыслов 7. Роса избавления от слез 8. Роса узорешительства 9. Роса силы, мучающей невидимых мучителей 10. Роса прогнания лукавых духов 11. Роса исправления человеков 12. Роса ниспадения бесов 13. Роса прозрения слепых 14. Роса скорбящим радости 15. Роса посещения больных 16. Роса покрова и заступничества немощных 17. Роса благодеяния 18. Роса милостивого призрения 19. Роса материнства сиротам 20. Роса надежды потерявшим надежду 21. Роса благоутробия 22. Роса милосердия 23. Роса пристанища обуреваемым 24. Роса воскресения     Ясне в Боге Преосвященному, его Милости Господину Отцу Лазарю Барановичу, милостью Божией Православному Архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего Севера, Администратору Митрополии Киевской, Пану Пастырю, Отцу и Благодетелю мира, здравия, спасения и долгоденствия от десницы Наивысшего Архиерея автор от всей души желает. Овча я паствы Вашей, Преосвященный Пастырь мой, несу руно Вашему святительству. Ибо какой дар овча приносить может, как не руно? И кому руно приноситься должно, как не пастырю? Руно же приношу двойственное: Пречистую и Преблагословенную Деву Марию и мое малое послушание, – и оно, и Та руном воистину являются. Пречистую Деву Церковь в Акафисте руном называет: «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» (Из акафиста Божией Матери). Послушание же святой Амвросий руном именует, когда о послушании Марии говорит: «Мария уподобилась руну, – благосклонна к послушанию была». И то и другое овча убогая Пастырю своему прилежно приносит. Подобает Вашему святительству Руно, Пречистая Дева Мария, ибо во время пастырства Вашего это Руно, икона чудотворная, слезами орошалось. Здесь да позволено мне будет вторым Гедеоном назвать Преосвященство Ваше, ибо как тот видел своими очами росу на руне в древности, так Ваше преосвященство зрит при престоле своем икону Владычицы нашей, чудесно росою слезною окропленную. И Руно это златое много драгоценнее руна Иасонова, что вынес он из Колхиды в Фессалию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Начало летописи Во славу Бога, в Троице единого, в честь Пречистой Девы Богородицы и всех святых начинаем летопись , вкратце повествующую о деяниях от начала миробытия и до Рождества Христова и составленную на основании различных хронографов и исторических сказаний греческих, славянских, римских, польских, еврейских и других. В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1, 1 ), и темную водную бездну или, как говорят еллины, хаос, представляющий собою нераздельное смешение стихий, в котором земля была невидима и неустроена, покрываемая водами бездны и тьмою, как говорит Писание: «И тма верху бездны» ( Быт. 1, 2 ). Создал же сие Господь из ничего и привел из небытия в бытие, и из сего Он потом произвел и все прочие создания, творя горнее и дольнее шесть дней. И было первосозданное невидимое в бездне как бы семенем и начатком всего, что имело из него быть созданным потом. Подобно тому, как когда мы рассуждаем о каком-либо одном семени из зерен садового дерева, мы предполагаем в нем известное дерево с корнем, ветвями, листьями, цветом и плодом, но не в том смысле, что они уже есть, но что они произойдут из него, когда зерно, будучи посажено, прорастет и вырастет, точно так же и здесь произведенное Богом первое создание, материя или вещество, было начатком всего потом созданного. Для неба первой материей была вода, а для земли – огустелая толща, глыба. Когда потом по повелению Божию бывшая вода отделилась от толщи, небо от земли, тогда явился между ними воздух, появился огонь, а также стали возникать в своем порядке и времени и прочие творения. Творец, начиная первосозданное невидимое и неукрашенное превращать в совершенное и в украшенное, прежде всего повелел из тьмы воссиять свету . Как художник, вставший в полночь делать то, что он желает, прежде всего возжигает свечу, чтобы видеть все находящееся в его доме, подобным образом и премудрый Создатель Бог , хотя и всевидящий, зрящий находящееся в темной бездне так же, как если бы это находилось в светлом месте, прежде всего, как бы свечу в храмине, в темной бездне воссветил дневной свет, сказав: «Да будет свет, и бысть свет» ( Быт. 1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Предисловие Да будет известно тому, кому придется всмотреться в этот мой убогий летописный труд, что все изложенное здесь не с тою целью писалось, чтобы выпустить в свет отдельным изданием и для ведения книжным людям предложить то, что всем хорошо известно частью из Святой Библии , а частью из различных хронографов; ибо достаточно имеется на иностранных языках печатных, а на нашем славянском рукописных хронографов с пространными историческими повествованиями. И не следовало мне к наполненным житницам присоединять малые некие зерна, в наводненные реки горсть воды вливать или к пространным хронографам присовокуплять краткое летосчисление. Не было также для меня нужды повествовать знающим и вразумлять благоразумных. Я взялся с Божией помощью писать сию книгу ради своего собственного знания и келейного чтения и не составлял нарочито Для других ее на основании собственных своих знаний, но только собирал для себя в научение все лучшее из многих книг. Если же сия книга попадет в руки и других читателей и если она кому-либо будет Угодна, то в этом да прославится имя Господне. Пусть не будет удивительным для читающего то обстоятельство, что написанное здесь не в том порядке изложено, каков обычно удерживается в хронографах и исторических описаниях, повествующих о прошедших деяниях некоторых царств и народов; здесь же между деяний присоединено в некоторых местах по случаю много и других собеседований или толковательного, или рассмотрительного, или нравоучительного духовного содержания. Это потому, что книга, как я сказал, писалась только для себя, и если где-либо в толкованиях общественного Писания представлялось моему худоумию что-либо чрезвычайное или душе моей полезное, то я и написал здесь. Как некоторые золото, серебро, жемчуг и что-либо из драгоценных вещей в один ковчежец вкладывают, так и я, собирая из различных мест, изложил вкратце в сей единой книге все, что мог собрать и насколько позволяло мне заниматься этим время, ввиду возложенных на меня и иных дел, и управления Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf РОСА ЗАЩИТЫ Радуйся, варварского избавляющая служения (Акафист Пресв. Богородице, икос 5). Чудо 2 В том же 1662 году, в котором плакала Богородичная икона, сарацины (мусульмане), попущением Божиим за наши грехи, тихо подкравшись, полонили окрест Чернигова множество селений. Иноки того Ильинского монастыря, не зная о варварском нашествии, сидели в своей обители, и в одну из ночей им было возвещено о татарах. Тогда все они вошли в церковь и скрылись в пещере преподобного отца нашего Антония. В полуночи же напали татары на монастырь и, ворвавшись в церковь , где стояла чудотворная икона Пресвятой Богородицы, украшенная по обычаю серебряными табличками, безбожные сотворили много пакости: все иконы со своих мест повергли на землю, забрали всю церковную утварь... Иконы же Богородичной, стоящей на на-местном месте, и серебряных табличек на ней не коснулись. Знать, как некогда за пророка Елисея, так и здесь поганых поразил Господь Бог слепотой, чтобы, будучи слепыми душевными очами, и телесными не взглянули на икону Матери Божией, на которую взирая, видим мы истинную Богородицу. Воспретила им сила Божия: да не коснутся недостойными руками Киота Мысленного. И неверные не только не тронули икону, но и войти в пещеру к скрывавшимся там инокам не смогли, хоть и неоднократно покушались, с возожженной лучиной и обнаженными мечами, однако, будто кем-то отбрасываемые, возвращались изгнанные. Это сила Пречистой Девы, защищающая иноков, возбранила сарацинам вход в пещеру. Беседа «Много наказаний грешному», – грозит Псалмопевец ( Пс. 31, 10 ). Не только в нынешнем, но и в будущем веке грешник подлежит бесчисленным наказаниям, ибо не бывает грех без наказания. От начала грехи казнены были: Адамов изгнанием, Евин печалями, грехи исполинов потопом, содомлян огнем, египтян многими смертями, грех израильтян рабским трудом наказан. Согрешаем и мы, и сколь много казни на себя навлекаем: междоусобные брани, смертоносные раны, нашествия иноплеменников... И что сотворим, грешные? Примем добрый совет пророка Исайи: «Укройтесь на мгновение, доколе не пройдет гнев» Господень ( Ис. 26, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010