Галактиона и др. Вологодских подвижников. Собор отказал в их общецерковном прославлении и разрешил «толко в поминовение о них в обителех их творити». По-видимому, неудачи в попытках добиться общерус. прославления И. породили в XVIII в. предание о канонизации святого на Стоглавом Соборе (см. выше). Рака над могилой преподобного Игнатия Прилуцкого (ц. прп. Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого мон-ря) Рака над могилой преподобного Игнатия Прилуцкого (ц. прп. Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого мон-ря) Указ патриарха Адриана, противоречивший реальной церковной жизни Вологодчины, не мог остановить почитание названных святых, в т. ч. И. В 1-й пол. XVIII в. известны престолы, посвященные князю-схимнику, в частности, в нижней церкви Спасского собора Спасо-Прилуцкого мон-ря (в 1642 Вологодский и Великопермский еп. Варлаам в подклети собора освятил ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого; вероятно, в нач. XVIII в. престол был освящен во имя преподобных Димитрия и И.); к 1737 г. существовал храм во имя преподобных Димитрия и И. на подворье Спасо-Прилуцкого монастыря в Китай-городе в Москве (Там же. С. 153. Примеч. 4). Об И. сообщается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.; С. 113-114). Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) в 1811 г. внес И. в свой список Вологодских святых (см.: Суворов Н. И. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных Церковью и местно чтимых: Сост. митр. Евгением (Болховитиновым)//Вологодские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 1. С. 11). Местная канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . «Страдалец Божий Игнатий» прославляется во 2-м тропаре 3-й песни канона службы всем святым земли Вологодской (Минея (МП). Ч. 3. С. 461). В 1964 г. имя И. вошло в новоучрежденный Собор Ростово-Ярославских святых. Во 2-й пол. XIX в. в тюремной церкви Вологды почиталась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая, согласно преданию, была родительским благословением И. и его брату. Однако эта легенда, не зафиксированная в источниках ранее XIX в., недостоверна, т. к. данная иконография возникла не ранее посл. трети XVII в. Надгробия преподобных Димитрия и И. были утрачены после закрытия Спасо-Прилуцкого монастыря (1924). В возрожденной в 1992 г. обители в нижней церкви Спасского собора (освящена во имя прп. Димитрия Прилуцкого) над могилами преподобных установлены деревянные надгробия. Рядом с ракой И. хранятся вериги, которые, по преданию, носил святой.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Спасо-Прилуцкий монастырь ФОТОГАЛЕРЕЯ Спасо-Прилуцкий монастырь – один из самых древних и больших монастырей Русского Севера – был основан в 1371 году в излучине реки Вологды преподобным Димитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского. В 1926 году обитель была закрыта Советской властью и в 1930-е годы использовалась как пересыльная тюрьма. В 1992 году монастырь возвратили Церкви, и с тех пор здесь вновь действуюет мужской монастырь. vk fb tw ok @ g+ lj Вечер в Прилуках Фото: Марина Никифорова/35photo.ru vk fb tw ok @ g+ lj Икона преподобного Димитрия Прилуцкого с житийными клеймами vk fb tw ok @ g+ lj Спасо-Прилуцкий-монастырь.Туман Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Спасо-Прилуцкий монастырь, Вологда Фото: Игорь Шиленок/lifeisphoto.ru vk fb tw ok @ g+ lj Вид на Спасо-Прилуцкий монастырь Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Панорама Спасо-Прилуцкого монастыря Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Прилуки Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Вологда. Спасо-Прилуцкий монастырь Фото: Игорь Шиленок/lifeisphoto.ru vk fb tw ok @ g+ lj Бойница Прилуцкого монастыря Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj В Прилуцком монастыре. Утро Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Храм Успения в Прилуцком монастыре Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Крепостная стена Прилуцкого монастыря Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Братский корпус монастыря прп. Димитрия Прилуцкого Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Вид с башни Прилуцкого монастыря Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru Рейтинг: 9.2 Голосов: 1326 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/90923.html

Б. Н. Флоря Иконография Изображения Д. И. известны с XV в. в основном в памятниках московской иконописи. Наиболее ранний образец - в житийном цикле свт. Алексия, митр. Московского, на иконе 80-х гг. XV в. письма иконописца Дионисия из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ), в 12-м клейме изображена встреча вернувшегося из Орды святителя с «князем всея Руси», т. е. с Д. И., если мастер опирался на редакцию Жития свт. Алексия, составленную Пахомием Логофетом (см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 340. Примеч. 8; Моск. патерик. С. 187). Вел. князь представлен средовеком в княжеских одеждах, с непокрытой головой, без нимба, в поясном поклоне перед благословляющим его крестом святителем. Сюжет сохраняется и в более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. кон. XVI в. из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ; см.: Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: Кат.-альбом/ВХНРЦ. М., 2003. С. 32-33. Кат. 13). На иконе святителя с 12 клеймами жития 2-й пол. XVII в. (ГТГ) композиция с участием Д. И. перемещается в конец житийного ряда - святитель перед смертью благословляет блгв. вел. князя и дает «последнее целование бывшим у него» ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 299. Кат. 768). Вел. кн. Димитрий Иоаннович и прп. Димитрий Прилуцкий. Клеймо иконы " Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития " . Ок. 1503 г. Мастер Дионисий (ВГИАХМЗ) Вел. кн. Димитрий Иоаннович и прп. Димитрий Прилуцкий. Клеймо иконы " Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития " . Ок. 1503 г. Мастер Дионисий (ВГИАХМЗ) Др. пример разработанной в мастерской Дионисия иконографии Д. И. встречается на иконе «Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития» 1503 г. работы Дионисия (ВГИАХМЗ) - в 5-м клейме запечатлена встреча Д. И. (с посохом в руке) и прп. Димитрия Прилуцкого, приглашенного в Москву стать крестным отцом одного из сыновей вел. князя ( Смирнова Э. С. Моск. икона XIV-XVII вв. Л., 1988. С. 292-293. Ил. 148). Высказано предположение об изображении Д. И. (в красном корзне) на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» 50-х гг. XVI в. из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ) в числе др. рус. князей-всадников, во главе переднего отряда верхнего ряда, с нимбом ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134. Кат. 521. Ил. 37, 39).

http://pravenc.ru/text/178205.html

Димитриев Прилуцкий монастырь Статья из т. 14 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Гос-подня мужской монастырь (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на лев. берегу р. Вологды. Название Прилуцкий получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно в период между 1378 и 1382 г. Впервые Д. м. упоминается в «Уставе Святыя горы» (кон. XIV в.) - послании архим. нижегородского Печерского мон-ря Досифея ученику прп. Димит-рия, настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце» священноиноку Па-хомию (Никольский. Мат-лы. С. 141-144). Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в 3-й четв. XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником иноком Пахомием остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа, постро-ил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Воло-годской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димит-рий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения но-вой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по про-звищу Выпряг - предоставили преподобному поле для основания обители. Соглас-но Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренеб-регли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, к-рое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находив-шийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре с помощью жителей Вологды и окрестных селе-ний была построена деревянная ц. в честь Происхождения Честных Древ Животво-рящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное доска-ми. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также б-ка. В 2 вер-стах от мон-ря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Игнатий Прилуцкий, Угличский, прп. Описания иконы Игнатий Прилуцкий, Угличский, прп. - житие Преподобный Иоанн Угличский, Вологодский (Прилуцкий) (память 19 мая и в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая по старому стилю) Святой, благоверный князь, в иночестве Игнатий. Сын благоверного князя Андрея Васильевича Угличского. Был заключен в темницу дядей своим, великим московским князем Иоанном III Васильевичем, и томился в ней без вины 32 года, подвизаясь в молитве и ею утешаясь в скорбях своих. Чувствуя приближение кончины, принял схиму с именем Игнатий. Скончался 19 мая 1522 г. в возрасте 45 лет. От тела преподобного князя изошло благоухание, наполнившее весь город. Был погребен в обители преподобного Димитрия Прилуцкого. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVIII.] Угличские святые (Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский). Икона. Россия. Начало XVIII в. Угличский музей. Файл 6344.jpg:   Размер: 886x1200, 1.06 MPix, 236 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (150) , (3) . Описание: [Русский Север. XVI.] Минея - Январь. Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собраним Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Файл 6345.jpg:   Размер: 211x908, 0.19 MPix, 59 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (121) , (3) . Описание: [Москва. XVIII.] Угличские святые (слева направо: Игнатий Прилуцкий Кассиан Учемский Паисий Угличский Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский). Икона. Москва. Конец XVIII в. УГИАХМ. Углич. Файл 6348.jpg:   Размер: 1088x1200, 1.31 MPix, 359 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (156) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6350.jpg:   Размер: 642x1090, 0.7 MPix, 109 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (122) , (3) . Описание: [Вологда. Ок. 2000.] Спаситель с припадающими прпп. Димитрием и Игнатием Прилуцкими (фрагмент). Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска на крыльце Спасского собора Спасо - Прилуцкого монастыря. Вологда. Около 2000 г. Файл 6351.jpg:   Размер: 727x600, 0.44 MPix, 66 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (127) , (7) .

http://pravicon.com/icon-1876

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Димитрий Прилуцкий, прп. Описания иконы Димитрий Прилуцкий, прп. - житие Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец (память 11 февраля по ст. стилю) Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий родился в нашей стране в городе Переславле у благочестивых родителей. Был крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа и с детства приучен к божественным книгам. Он превосходил разумом и смиренной мудростью многих своих сверстников. Во многих своих привычках он подражал Иоанну Златоустому. В том числе, он не любил принимать почестей от слуг, но всегда носил в своем сердце смиренномудрие и размышлял о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому человеку по его делам, о Царствии Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Восприняв из книг Ветхого и Нового Заветов мысль, что все в этом мире скоропреходяще, святой оставил суетный мир, проникся страхом Божиим и сделался монахом в Горицком монастыре Пречистой богородицы в том же городе Переславле. Он много потрудился над приобретением добродетелей, именно духовного трезвения, молитвы, ч[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. XV.] Прп. Димитрий Прилуцкий с житием. Мастерская Дионисия. Икона. Москва. Конец XV в. (до 1503 г.). 139.5 х 111. Из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря. ВГИАХМЗ. г. Вологда. Файл 5478.jpg:   Размер: 1578x2000, 3.16 MPix, 455 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (401) , (28) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 5480.jpg:   Размер: 336x1200, 0.4 MPix, 65 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (166) , (8) . Описание: [Вологда. 1990-е.] Спаситель с припадающими прпп. Димитрием и Игнатием Прилуцкими (фрагмент). Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска на крыльце Спасского собора Спасо - Прилуцкого монастыря. Вологда. 1990-е годы.

http://pravicon.com/icon-1624

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на левом берегу р. Вологды. Название «Прилуцкий» получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно между 1378 и 1382 гг. Впервые Д. м. упоминается в предисловии к «Уставу Святыя горы» (список ок. 1422 г.) печерского архим. Досифея при Псалтири толковой с дополнениями (ЯХМЗ. Инв. 15231; Никольский. Мат-лы. С. 141-144) - в послании настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце». Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником, иноком Пахомием, остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа построил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димитрий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения новой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг,- предоставили преподобному поле для основания обители. Согласно Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренебрегли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, которое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре при помощи жителей Вологды и окрестных селений была построена деревянная ц. в честь Всемилостивого Спаса. С левой стороны от алтаря в ней было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также библиотека. В 2 верстах от монастыря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Лоптуново. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская Лоптуновская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1816. Адрес: Россия, Вологодская область, Вологодский район, Подлесный с/с, д.Лоптуново Координаты: 59.11098, 39.93344 Проезд:от Вологды до п.Надеево, далее пешком до д.Лоптуново Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Лоптуновская Николаевская церковь. Современное местоположение: д. Лоптуново, Подлесное с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Церковь Николая Чудотворца в Лоптунове, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1668 года.Лоптуновская Николаевская церковь, 1816 года, каменная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, апостолов Петра и Павла, прп. Димитрия Прилуцкого. Церковь одноэтажная, длиной 13 саж., шир. 4 саж. Купол восьмигранный. Дмитрий Ермаков. Верность Господу и своему храму Первые сведения не о храме, а о селе Лоптуново мы видим на страницах переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря за 16 век. Это монастырская вотчина. Но деревянный храм там явно уже был... Отец Константин Волков – настоятель храма во имя Казанской иконы Божьей Матери города Вологды и храма Николая Чудотворца в деревне Лоптуново, что в двух километрах от поселка Надеево. Отец Константин родился и вырос в Вологде, в прошлом – офицер, окончил Вологодский пединститут и семинарию. Приход в Лоптуново возглавил в 2017 году. - Отец Константин, есть ли какие либо сведения об истории храма Николая Чудотворца в Лоптунове? - Первые сведения не о храме, а о селе Лоптуново мы видим на страницах переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря за 16 век. Это монастырская вотчина. Но деревянный храм там явно уже был. Документальная же история храма начинается в 1816 году, когда он был построен. Главный придел храма был освящен в честь Николая Чудотворца, два придела в честь святых апостолов Петра и Павла и в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. В начале 20-го века рядом с храмом на средства прихожан были построены дома для священнослужителей и церковно-приходская школа. Часть этих зданий сохранилась, но находится в плачевном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=13853

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Димитрий Прилуцкий Димитрий Прилуцкий (+ 1392 ), игумен , чудотворец , преподобный . Память 11 февраля , 3 июня (сретение образа) и в Соборе Радонежских святых Родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском . С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском , на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом. В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича . Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше. Неподалеку от Вологды , на левом берегу одноименной реки, в уединенном месте у речной излучины ( " на Прилуце " ) преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Так был создан Спасо-Прилуцкий монастырь . Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

http://drevo-info.ru/articles/9013.html

Вологда. Церковь Константина и Елены. Царевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вологда, храм Свв. Равноапостольных царей Константина и Елены Деревянный храм был построен в 1503 году на месте встречи вологжанами чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого, который помог русскому войску во главе с Иоанном III одержать победу над татарами. Существующая сегодня церковь была возведена в 1690 году. Верхний храм имел престол в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены и придел в честь святителя Филиппа Московского. Нижний храм имеет престолы в честь прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских. Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева. В 1998 году регулярные богослужения проходят в нижнем храме, а в 2008 году открыт верхний храм. В храме Успения Божьей Матери находятся мощи Киево-Печерских святых дальних и ближних пещер (более 80 частичек), частица ложа Пресвятой Богородицы, камня 1000 дневного моления прп. Серафима Саровского и другие. В Цареконстантиновском храме находится частичка мощей святой мученицы Татианы. Источник: http://vologda-eparhia.ru/category/1/9/ Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин), близ Владимирской и Спасоболотской церквей. Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году).

http://sobory.ru/article/?object=01085

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010