" И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе " (Ин. 12, 32). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской. Святитель Димитрий Ростовский (103, 907). Крест-знамение истины Крест есть знамение мудрости духовной, христианской, крестной и сильной, как оружие крепкое, ибо премудрость духовная, крестная, есть оружие против противящихся церкви, как говорит апостол: " Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,-сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну " , и далее: " Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого... Божию силу и Божию премудрость " (1 Кор. 1, 18-19; 22-24). В поднебесной живет двоякая мудрость у людей: мудрость мира сего, которая была, например, у эллинских философов, не знающих Бога, и мудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость есть безумие перед Богом: " Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? " -говорит апостол (1 Кор. 1, 20); духовная же премудрость почитается безумием у мира: " для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие " (1 Кор. 1, 23). Мирская мудрость-слабое оружие, бессильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: оружия воинствования нашего... сильные Богом на разрушение твердынь " (2 Кор. 10, 4); и еще " слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого " (Евр. 4, 12). Образом и знамением мирской эллинской мудрости являются содомогоморрские яблоки, о которых повествуется, что извне они прекрасны, внутри же их прах смрадный. Образом же и знамением христианской духовной мудрости служит Крест, ибо им явлены и как бы ключом открыты нам сокровища премудрости и разума Божия. Мудрость мирская-прах, а словом крестным мы получили все блага: " се бо прииде Крестом радость всему миру " ... Святитель Димитрий Ростовский (103, 846). Крест через неученых убедил и обратил целую вселенную, убедил не в предметах маловажных, но в учении о Боге, истинном благочестии, евангельской жизни и будущем Суде; он сделал философами всех... (44, 34). Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства, потому что нашли дверь (36, 443).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

И молитва Церкви не была тщетной. И благословение ея давало «победительную силу» русскому оружию. И несмотря на то, что настойчивы были попытки врага сокрушить эту мощь русского воинства, сила нашего воинства все возрастала, умножалось и число славнейших побед, каких до сих пор не знала история мировых войн. Острые стрелы вражьи не смогли пробить нашего щита, ибо щитом нашим была твердость в правоте нашего дела. Церковь наша, кроме молитв и благословения, собирала средства на многоразличные нужды обороны; по приглашению и по благословению Святейшего Патриарха она соорудила танковую колонну имени Димитрия Донского в память известного благословения, данного преподобным Сергием двум инокам его обители, стать в ряды бойцов воинства князя Димитрия, благословения, которое даровавло победу русскому воинству на поле Куликовом. Так исполняла и, неуклонно, будет исполнять наша Церковь патриотический завет почившего Патриарха. Будем же тверды до конца, отцы и братие, и никакое уныние или неверие в торжество правды да не омрачает и не умаляет нашего подвига! И как бы ни были тяжелы жертвы, которые приходится нести, какие бы потери ни пришлось нам претерпеть ради конечной победы, как бы продолжительна ни была разлука с близкими и дорогими, как бы тяжела ни была неизвестность о них, – будем хранить бодрость духа и веру в правду Божественного Промысла, всегда венчающего верных милостию и щедротами. Послушаем пророка, глаголющего: «Так говорит Господь – удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой... и возвратятся сыны твои из земли неприятельской в пределы свои» ( Иер.31:17 ). И опять будет слышен голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «Славьте Господа, ибо благ Господь и вовек милость Его» ( Иер.33:11 ). Мы же по-прежнему будем молиться, да падет перед силой нашего воинства «тысяща и тьма» сопротивных, и да сокрушится неправда, дерзнувшая посягнуть на свободу и честь нашей Родины. Пусть наших доблестных и победоносных вождей и воинов, освобождающих нашу родную землю, осеняет в их победном шествии на Запад, на полное разрушение лукавых козней врага, на разгром фашизма, – эта молитва и это благословение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И так пострадали все семь женихов» 582 . Когда вошел целомудренный, чистый и богобоязненный юноша Товия как жених в комнату к целомудренной чистой и богобоязненной девице Сарре и они остались одни, то сказал он ей: «Встань сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас!» И начал Товия молиться, говоря: «Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: “нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему”. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благослови же помиловать меня и дай мне состариться с нею» ( Тов.8:5–7 ). И сказала Сарра с ним: «Аминь». Бес же блудных Асмодей, ощутив запах дыма от сердца и печени рыбы и гонимый молитвою сих двух чистых и целомудренных душ, бежал; Ангел же Господень взял и связал его в пустыне выше Египта. И пробыли ночь спокойно Товия и Сарра. И возрадовался Рагуил, отец Сарры, и все домашние о милости Божией. Вскоре после брачного пира, получив в Раги долг, сопутствуемый и на обратном пути Ангелом, Товия возвратился благополучно с своей женой Саррой к отцу в Ниневию. § 4. Грехи и пороки, рождающиеся от страсти блуда Свв. подвижники указывают, что «причина всякого зла – тщеславие (гордость) и похоть; не возненавидевший их не победит ни одной страсти» 583 . Посему «удерживай плотские похоти, – наставляет свт. Димитрий Ростовский , – да удержишь вместе с ними все злое» 584 . Страсть блуда кроме основных своих проявлений в прелюбодеянии и прочих блудных делах и плотской нечистоте порождает и другие страсти и связана бывает с множеством других грехов и пороков. «Если подчиниться плотскому сладострастию, – указывает свт. Димитрий Ростовский , – оно, связавши тебя своими узами, никогда тебя в мире не оставит, но во все глубины страстей и во всякие бедствия вринет тебя» 585 . По словам свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Вот, оказывается, можно еще какую любовь оказать ближнему. Не обязательно его посетить в темнице или отдать ему свою зимнюю шапку, а можно еще так поступить, чтобы его не соблазнять. Можно снизойти к его немощи, можно ему уступить. Можно пожертвовать своей свободой в его пользу. Если его смущает, что другой ест, апостол Павел готов вообще этого не есть никогда, лишь бы он не смущался. Потому что для чистого все чисто, и никакое идоложертвенное для нас ничто, и мы можем общаться с кем угодно, и ничто нам не вредит. Но если от этого человек соблазняется, повреждается или начинает этому подражать, считая, что это можно всем, тогда нельзя. Поэтому те родители, которые перед детьми строго постятся, приносят им огромную пользу. И чем раньше дети начинают поститься, тем полезней. Потому что это утеснение чрева, которое есть, собственно, сила нашей животности, – не случайно именно чрево называется животом: живот и жизнь, как это все очень вкусно и здорово связано! – это очень полезно, когда человек утесняет свою животную природу с самого малолетства и тем самым воспитывает волю свою, направляя ее на духовное. А когда человек в присутствии немощного нечто нарушает, пусть даже в какой-то мелочи, то это является причиной соблазна и иной может повреждаться. И оказание любви к нему в данный момент – это поступить, как жаждет его немощь. Поэтому любовь очень часто заключается в том, чтобы быть к человеку снисходительным, и в этом нет никакого унижения для него, и нет никакого унижения для тебя самого, потому что так же поступил и Сам Христос: будучи Богом, Он не постеснялся сделаться человеком; будучи Царем, не постеснялся, как последний разбойник, взойти на Крест; будучи мудрее и прозорливей всех тварей, Он решил промолчать на суде Пилата и не стал с ним спорить. И если мы изберем вот этот образ жизни, который нам преподал человек Иисус Христос, то таким образом мы станем тоже «сограждане святым и свои Богу», станем Его учениками. Потому что чтобы стать учеником, нужно учиться, и не только у Него Самого, но и у всех учеников Его, которые в этом учении преуспели и даже во внешней жизни, как Он Сам и обещал, превзошли Его в своем человечестве. Помоги нам в этом Господь и сподоби нас на Страшном суде занять сторону одесную Царя Небесного. Аминь. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 21 февраля 1993 года Читать далее Источник: Проповеди/Протоиерей Димитрий Смирнов. - Москва : Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2001-./Кн. 8. - 2009. - 320 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Идол Посмотри, как идол, изображающий Бога, изображает на самом деле пустую прелесть, изображает обман. Ведь он представляет собой бога, который есть не Бог, а бес, не Создатель, но создание. Совсем не то святые иконы, которые всегда изображают истину... Из этого можно убедиться, насколько велика разница между истиной и пустой прелестью. Кто же еще дерзнет называть святые иконы идолами? Разве не слышите звук страшного грома, который, как из высокого облака, происходит из Седьмого Вселенского святого собора и громогласно вещает: «Говорящим, что святые иконы – идолы, анафема, анафема, анафема!» (1) Сколь много и в мире сем, в нас, говорю, этого язычества, идолопоклонничества! Что ни грех, то бог, что ни страсть греховная, то идол, что ни намерение ко греху, то идолопоклонство! И чрево – бог, говорит апостол (см. Флп. 3:19 ), и сребролюбие – идол, и лихоимание – идолослужение! (2) А идол что такое? Насколько сильно отличается он от иконы? Икона является изображением истинной вещи, а идол – это изображение пустой прелести. Что представляют мне идолы? Представляют Дия, Эрмия, Аполлона, Артемиду и прочие бесчисленные бесовские капища. Что изображают для меня идолы? Изображают солнце, луну, Купала, Лада, Перуна. Ты скажешь, что это изображения богов. Но вот в чем вопрос: истинные ли те боги, которые изображаются язычниками? Кто назовет истинным Богом Бахуса, который является начальником всех пьяниц? Кто назовет истинной богиней Артемиду или Венеру, которая начальница всяких нечистот и мерзостей? «Все боги язычников – бесы, а Господь же наш небеса и землю сотворил» ( Пс. 95:5 ), как свидетельствует об этом сосуд избранный, апостол Павел, в Послании к Коринфянам: «хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, – так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:5–6 ), и един Дух Святой, в Нем же всяческое, и мы в Нем. Я буду говорить так: посмотри, как идол, изображающий Бога, изображает на самом деле пустую прелесть, изображает обман. Ведь он представляет собой бога, который есть не Бог, а бес, не Создатель, но создание. Совсем не то святые иконы, которые всегда изображают истину... Из этого можно убедиться, насколько велика разница между истиной и пустой прелестью (2). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

иеромонах Иов (Гумеров) Перед тем, как произнести эти слова, Спаситель мира привел доказательства Своего мессианского достоинства, сославшись на пророчество св. пророка Исаии, который предвозвестил черты будущего Мессии: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его ( Ис.61:1–3 ). После такого свидетельства Господь говорит: блажен, кто не соблазнится Его нынешним смиренным и уничиженным состоянием. Иудеи ложно полагали, что Мессия восстановит в стране независимость и будет править как победоносный земной царь. Слова эти относятся не только к ученикам св. Иоанна Предтечи, но ко всем людям. Они содержат приговор всем, кто падет или восстанет в зависимости от веры и неверия в Иисуса Христа. Действительно ли Спаситель происходил из колена Иудина? иеромонах Иов (Гумеров) Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский , отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии ( 2Цар.5:14 ; 1Пар.3:5; 14:4 ). Нафан упомянут как предок Иисуса Христа у св. евангелиста Луки: Маттафаев, Нафанов, Давидов ( Лк. 3:31 . А так как св. евангелист Матфей называет не Нафана, а Соломона, то исследователи считают, что в Евангелии от Луки родословие Спасителя дается по Матери. В конце родословия указан Иосиф, так как род ведется по мужской линии, а мать не могла быть указана как звено в цепочке наследования. Пресвятая Богородица и св. прав. Елисавета были двоюродными сестрами по материнской линии. Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский . Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, 9 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил. Пимен называет себя свидетелем. Это слово – не только судебный термин, у него есть и сакральный смысл. В свидетельстве сокрыто апостольство: перед Вознесением Христос говорит ученикам: «И вы будете мне свидетелями в Иерусалиме и даже до пределов земли» ( Деян. 1:8 ). Как известно, в греческом языке слово свидетель (μρτυς) употребляется для обозначения понятия «мученик», и понимание мученичества как свидетельства глубоко укоренено в церковном предании: так, на паримийном чтении из пророчества Исаии, читаемом в память мучеников, мы слышим: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня” ( Ис. 43:10-11 ). А вот как воспринимает летописание Пимена Отрепьев: А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет. Донос всегда, а в пушкинское время в особенности, воспринимался как подлость; это понятие включено в семантический ряд: интриги, коварство, предательство, а для времени Московской Руси – еще и пытки, казни. Несколько упрощая, можно сказать, что если Пимен смотрит на историю, а значит и на власть, с библейской точки зрения, то Отрепьев – глазами политического психолога, и в этом восприятии выражена его воля к политической борьбе, воля к власти. То, как пришел Отрепьев к решению стать Самозванцем, можно описать как прелесть, или тонкое мечтание. Ключевым для понимания этого мечтания становится сон Григория: А мой покой бесовское мечтанье Тревожило, и враг меня мутил. Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось – И, падая стремглав, я пробуждался. На первый взгляд, сон Григория – это точное предсказание его кончины: «Димитрий решился выскочить в окно, чтобы спуститься по лесам… Димитрий споткнулся и упал на землю с высоты 30 футов. Он разбил себе грудь, вывихнул ногу, зашиб голову и на время лишился чувств» . Затем его схватили заговорщики и убили.

http://azbyka.ru/fiction/o-poeme-a-s-pus...

Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил. Пимен называет себя свидетелем. Это слово – не только судебный термин, у него есть и сакральный смысл. В свидетельстве сокрыто апостольство: перед Вознесением Христос говорит ученикам: «И вы будете мне свидетелями в Иерусалиме и даже до пределов земли» (Деян. 1: 8). Как известно, в греческом языке слово свидетель (μρτυς) употребляется для обозначения понятия «мученик», и понимание мученичества как свидетельства глубоко укоренено в церковном предании: так, на паримийном чтении из пророчества Исаии, читаемом в память мучеников, мы слышим: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня” (Ис. 43: 10–11). А вот как воспринимает летописание Пимена Отрепьев: А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет. Донос всегда, а в пушкинское время в особенности, воспринимался как подлость; это понятие включено в семантический ряд: интриги, коварство, предательство, а для времени Московской Руси – еще и пытки, казни. Несколько упрощая, можно сказать, что если Пимен смотрит на историю, а значит и на власть, с библейской точки зрения, то Отрепьев – глазами политического психолога, и в этом восприятии выражена его воля к политической борьбе, воля к власти. То, как пришел Отрепьев к решению стать Самозванцем, можно описать как прелесть, или тонкое мечтание. Ключевым для понимания этого мечтания становится сон Григория: А мой покой бесовское мечтанье Тревожило, и враг меня мутил. Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось – И, падая стремглав, я пробуждался. На первый взгляд, сон Григория – это точное предсказание его кончины: «Димитрий решился выскочить в окно, чтобы спуститься по лесам… Димитрий споткнулся и упал на землю с высоты 30 футов. Он разбил себе грудь, вывихнул ногу, зашиб голову и на время лишился чувств» . Затем его схватили заговорщики и убили.

http://pravoslavie.ru/35578.html

Как я не постился в монастыре в Великий пост Нужно сбавить скорость, выйти из «чата» и задуматься, чего ждет от нас Бог 27 февраля, 2018 Нужно сбавить скорость, выйти из «чата» и задуматься, чего ждет от нас Бог Смерть Георгия Великанова многих заставила задуматься о том, возможно ли сегодня быть христианином. Почему это кажется неимоверно сложным и можно ли в пост получить опыт подлинного христианства – рассказывает священник Димитрий Агеев. Книжками вдохновляться сложно Священник Димитрий Агеев Почти сразу после гибели Георгия Великанова ко мне подходили люди, которые занимают в обществе или бизнесе некоторое положение, но сами, как мы сказали бы, не до конца воцерковлены. И все они спрашивали: что нам сделать в память о Георгии? Может, нам 10 сорокоустов за него заказать? Его поступок настолько потряс этих людей, что им захотелось как-то самим по-христиански поступить, но, кроме как просто помолиться, они не знали, что можно сделать. Поступок Георгия нашел отклик в душах очень многих и для многих совершенно нецерковных людей стал толчком к пересмотру собственных ценностей. Сложно вдохновляться только книжками и рассказами о подвижниках. А прочесть Евангелие и тут же начать жить по-христиански – еще тяжелее. Человеку важна ВСТРЕЧА. Важно увидеть отблеск жертвенной Христовой любви, умаления Христова, смирения Христова в глазах и поступках другого человека. В конце концов, Бог пришел на землю в облике Человека. И Он по-прежнему приходит к каждому из нас в образе человека: обращается к нам через человека, отвечает нам через человека. Не как гром с неба или грозный глас через облака. Господь обращается к нам всегда через другого, являя этим пример. Не зря же Он сказал: «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41). То есть это пример того, что всякий раз Он был рядом, но в другом человеке. И такая встреча может любого из нас поменять. Галочки в календаре

http://pravmir.ru/v-obyichnoy-zhizni-byi...

Когда православные христиане молились за всенощным бдением на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин) открывал… Пасхальный марафон… по инициативе Московского еврейского дома и НОУ «Открытие». Где мог открывать «пасхальный марафон» православный миссионер? Трудно поверить, но это было в синагоге, в той, что на Поклонной горе, а полное название мероприятия – «Первый Московский межконфессиональный пасхальный марафон " Традиции праздника. Вкус праздника. Музыка праздника " ». Отчего такая спешка: открывать пасхальные мероприятия прежде Страстей Христовых, прежде схождения на Гроб Господень Благодатного огня? Оттого, что еврейский праздник Песах выпадает на Страстную седмицу. А до того, что Спаситель на Тайной Вечери упразднил ветхозаветную Пасху, московским миссионерам, видать, печали нет. Но может быть, мы ошибаемся, и в действиях миссионеров не равнодушие к основам христианской веры, а божественная ревность об обращении приверженцев иудаизма? Может быть, отец Димитрий (Першин) старается подражать апостолу Павлу, благовествовавшему о Христе в синагогах иудейских? Однако имеется существенная разница: апостол не устраивал марафонов и не говорил о деликатесах с музыкой – наверное, потому что находил несколько более важные темы для своих бесед. В программе же марафона – лекции, мастер-классы по приготовлению пасхального стола, концерты и т.д. Проповедь апостола Павла в синагогах могла сопровождаться очень нетолерантными действиями и словами, от которых присутствовавший в московской синагоге на открытии марафона советник Департамента межнационального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Правительства Москвы В.В.Карапетян мог бы остаться не в восторге. Так в коринфской синагоге «Павел понуждаем был духом свидетельствовать иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, оттрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18, 5-6). Никто не станет за подобные слова угощать мацой в рамках провозглашенного марафона.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/10/ve...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010