К сожалению, этот спокойный период не был продолжительными. Умы, вследствие партийного разделения и гражданских войн, все еще были в слишком сильном возбуждении, чтобы можно было набросить покрывало забвения на прошлое. Еще оставались открытые и тайные эллинисты, которые ненавидели Иуду и его приверженцев. С другой стороны, Иуда и его единомышленники с большою строгостью относились к тем, которые повинны были в отступлении от отеческих обычаев. Многие из них были изгоняемы из земли и наказываемы за религиозное отступничество, священники из эллинистов не были допускаемы к служению в храме. Эти отверженные и преследуемые конечно ждали только благоприятного случая для того, чтобы отомстить своим врагам, и случай этот скоро представился им. Князь Димитрий, которого Антиох Епифан лишил престола, и который все еще содержался в Риме в качестве заложника (хотя и никто не знал, за кого и за что), воспользовался одним благоприятным моментом для того, чтобы удалиться из Рима и низвергнуть сына похитителя своего престола вместе с его опекуном. Лисий именно сделал одну глупость, заведя у себя приученных к войне слонов и построив себе военные корабли, хотя это и запрещено было ему римским сенатом. В виду такого нарушения римского повеления, Рим отправил в Сирт одного из своих строжайших государственных деятелей, посланника Кнея Октавия, чтобы не только сделать регенту строгий выговор, но и сжечь корабли. Поручение это было приведено им в исполнение без всякого противодействия, за что, впрочем, Октавий был убит одним патриотом в бане, в Лаодикии. Властелины Рима, крайне недовольные антиохийским двором, сквозь пальцы взглянули на то, что Димитрий тайно удалился из Рима, сел на корабль в Триполисе, отправился в Антиохию, склонил на свою сторону народ и войско, и приказал погубить царя Евпатора вместе с его опекуном Лисием. Этой неожиданной переменой, поведшей за собой низвержение некоторых выдававшихся при обоих царях высокопоставленных личностей, воспользовались недовольные иудеи-эллинисты, чтобы принести жалобу на асмонейских братьев и на их приверженцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Когда Димитрий вернулся, он пошел прямо в тюрьму, нашел Антифилуса, и сначала ему разрешили служить ему. Он пошел работать носильщиком в гавань и отдавал половину зарплаты, чтобы подкупать охранника, и половину, чтобы помочь другу. Но когда тюремщик запретил подобные свидания, Дмитрию пришлось принять опасное решение: " Димитрий не мог придумать другого способа, получить доступ к своему другу, кроме как пойти к префекту и заявить о соучастии в ограблении храма. В результате этого заявления он был немедленно отправлен в тюрьму и с большим трудом одержал верх над тюремщиком после многочисленных просьб поместить его рядом с Антифилом. Теперь его преданность другу предстала в самом ярком свете. Несмотря на то, что он сам был болен, он не думал о своих страданиях: его единственная забота заключалась в том, чтобы облегчить страдания своего друга и обеспечить ему как можно больше покоя; и общение в нищете, безусловно, облегчило его нагрузку " . (32) Это, несомненно, гипербола, притча, а не фактическая истории, но мы должны представить что-то подобное - м.б. менее экстремальные—с Эпафрасом и Павлом. Эпафрас решил жить в тюрьме вместе с Павлом, как если бы он был его личным рабом—не как сокамерник преступника но как сокамерник тюрьмы, свободно принимая все опасности для здоровья и даже жизни, связанные с этим решением. Когда вы читаете письмо к Филимону, думайте не только об Онисиме; но и об Эпафрасе (Епафродите). КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПАВЕЛ О РАБСТВЕ Представьте, на секунду, ситуацию, когда Онисим пришёл домой с письмом для Филимона и объявил, что есть хорошие и плохие новости или, лучше, что хорошие новости для него было плохие для его хозяина. (Мы не делаем, кстати, предположим, что их город был колоссальным, несмотря на псевдо-Павлово письмо к Колоссянам, 4:9). Освобождение Онисима нельзя было держать в секрете. А что, если бы у Филимона были другие рабы - произошло бы немедленное массовое обращение в христианство?! Какие слухи о христианах распространились бы по всей рабской инфраструктуре деревни или города? Критики могли бы легко обвинить христиан, несправедливо но, возможно, неизбежно, советовать рабам бежать от своих владельцев или даже убивать их в своих постелях. Тем не менее, даже представив все это, несомненно печально, что письма радикального Павла к Филимону был так быстро и тщательно «дезинфицировано» консервативным Павлом в письмах к Колоссянам и Ефесянам.

http://predanie.ru/book/220156-pervyy-pa...

А так как в данном случае нет отличительных для Бориса и Глеба шапок, то остается принять фигуру мучеников по-грудь за изображения великомучеников Георгия и Димитрия, которые и на византийских эмалях отличены бывают такою же патрицианскою одеждою 119 . Эта одежда есть мятль, мантия или хламида, накинутая с левого плеча и застегнутая на правом, что на наших эмалях выполнено очень посредственно и неясно, а фибулы и вовсе нет. Далее, плащ здесь белого цвета, и хотя нам такие мантии известны, но именно у Георгия и Димитрия никогда не встречаются, да и вообще неизвестно на памятниках византийского искусства, и мы не можем объяснить себе этого цвета, принятого эмальером, иначе, как тем, что у него не хватало красок, напр. не было краски для хрома, золота, и пр. Украшения этого мятля обычно принятые: это те же красные и зеленые листья плюща, условно представляемого в виде каких-то сердечек и образовавшего потом в картах керы или черви и пики или вини, которые нам известны на византийских одеждах, получивших потому и прозвание. В данном случае рисунок листьев окончательно искажён, а цвет иных сталь пепельно-голубым, равно как точки или кружочки, долженствующие представлять жемчуг, стали красными. Но более всего отступлений замечается в крупной нашивке на плече, в виде красного круга с вписанным в него городчатым крестом: эта нашивка опустилась к самому локтю. Далее, обычный таблион на краю мантии, приходящийся всегда на груди под застежкою, здесь попал на правое плечо и имеет странный вид: вместо золотого четырёхугольника белый в красных коймах, имеющих вид жезлов, а сверху синий треугольный щипец придаёт всему вид какого то трона. Наконец, мантия не имеет краёв, настолько, что белая эмаль не отделена от синей – цвета хитона, и слилась с нею, и хотя эмальер воспользовался крестом, как предельною чертою, до которой он насыпал белого порошку, но, видимо, сам не понимал рисунка и не знал, где и как закончить пространство белой эмали, слепо копируя дурной, вероятно, разрушенный или выцветший оригинал. Важно, что совершенно те же ошибки и та же нелепость рисунка повторены на обоих экземплярах. Рукав правой руки оказался зелёным, бирюзового цвета, вероятно потому, что должен представлять собою рубашку –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Да будет моя лепта началом этого доброго дела». Положив на поднос 10 рублей, архиерей обратился к корыстолюбивому священнику: «А ты доставь мне завтра 15 рублей.» Нечего говорить, что архиерейский призыв тронул всех до глубины души. Бедная вдова собрала около шести сотен. Несмотря на значительные доходы Одесской епархии и средства, отпускавшиеся на содержание архиерейского дома, преосвященный Димитрий никогда не имел денег, потому что щедро раздавал их бедным, не отказывая в помощи ни одному просящему. Приходит к нему, однажды, бедная женщина, и, объясняя, что ей нечем кормить детей, просит пособить ее нужде и горю. Застигнутый врасплох, в минуту безденежья, преосвященный конфузился и велит ей обождать, а сам выходит из зала, занимает у келейника 3 р. и вручает их старухе, приглашая придти в другой раз – тогда он ей поможет больше. Вскоре преосвященного Димитрия пригласили хоронить богатого помещика Одесского уезда, Зорина. На другой день после похорон родственники умершего прислали ему запечатанный, довольно объемистый пакет. Этот пакет лежал на столе еще нераскрытым, когда служка доложил о приходе женщины, которую архиерей приглашал придти еще раз за пособием. Приказав (прислать) позвать ее, преосвященный подал ей конверт и велел идти домой. Очутившись на лестнице, баба вскрыла пакет и, к удивлению своему, нашла там столько денег, что едва могла сосчитать: там было 1000 руб. Предполагая, что владыка не знал, сколько там денег и потому отдал ей пакет, она вернулась в его покои и объяснила, что он ошибся, оказывая ей помощь, что в конверте тысяча рублей. «Ну, так что же? – сказал добрый архипастырь. – Это тебе Бог послал. Ступай домой, возблагодари Господа и старайся употребить деньги с пользою для семейства». Затем он поспешно удалился в кабинет»... ( «Странник» 1888 года I том). 22. Случай из жизни Преосвященного Димитрия Херсонского В журнале «Странник» за 1888 год передается случай из жизни Преосвященного Димитрия Херсонского, рассказанный им самим. «В един из 40 годов, – рассказывал Димитрий, – получается в Киеве бумага, что такого-то числа Государь Император Николай Павлович изволит прибыть в Киев, что останавливаться в нем не будет и встреч каких-нибудь особенных быть не должно.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После этой столь тяжелой результатами исповеди для Брянчанинова яснее обнаружилось его душевное настроение, почему он и стал искать другого духовника, более соответствующего своему настроению. Он обратился к инокам Валаамского подворья 38 , стал ходить туда каждую субботу и воскресенье для исповеди и Св. Причащения и, наученный опытом, старался делать это скрытно от училищного начальства. В этом святом деле к нему присоединился товарищ по училищу Чихачев, из дворян Псковской губернии, одновременно с ним поступивший в училище и весьма любимый государем Николаем Павловичем. Димитрий Александрович привязался к Чихачеву самой искренней дружбой, несмотря на несходство их характеров: первый был серьезен, задумчив, сосредоточен в самом себе, другой – весельчак, говорун, с душой нараспашку. Чихачев предался Брянчанинову скорее, как сын отцу, нежели как брат брату: таково было влияние Димитрия Александровича на своего сотоварища. Самое первое знакомство этих двух молодых товарищей полно умиления и истинно христианского характера. Однажды в дружеских разговорах Димитрий Александрович, прервав веселую болтовню Чихачева, сказал ему: «Будь ты христианином!» – «Я никогда не бывал татарином,” – возразил ему товарищ. «Так, – сказал первый, – да надо слово это исполнить делом и углубиться поприлежнее в него». С того времени оба они ходили к инокам на подворье, исповедовались и причащались, молились, назидались душеспасительными беседами, подвизались. Вот как эти хождения описывает в своих записках сам Чихачев, где откровенно говорит, какое они производили на него действие: «В одну субботу слышу приглашение от товарища своего идти к священнику. «Зачем?» – «Да обычай у меня исповедаться, а в воскресенье приобщаться Св. Христовым Тайнам. Смотри и ты не отставай». Бедная моя головушка пришла тогда в изумление и великое смятение. Страх и ужас: что и как, не готов, не могу! - " Не твое дело, а духовника,” – отвечает храбро товарищ и любовию своею влечет за собою. Раз сделано, а на другую субботу опять то же приглашение. Хотя это делалось, по-видимому, легко, но внутренний мой состав весь потрясался. Юность и здоровье, и все внешние обстоятельства, и вся обстановка, да к тому же и внутреннее сильное восстание страстей и привычек, разъяренных противодействием им, страшно волновали душу, и могла ли бы она своею немощию устоять, если б не была невидимая сила, свыше поддерживавшая ее? И при всем этом, не будь у меня такого друга, который и благоразумием своим меня вразумлял, и душу свою за меня всегда полагал, и вместе со мною всякое горе разделял, не уцелел бы я на этом поприще – поприще мученичества добровольного и исповедничества».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Когда владыка был еще послушником при Святейшем Патриархе Пимене, его привели ко мне наши общие друзья. Несмотря на то, что он был совсем молодым человеком, состояние его вен и сосудов на ногах было очень тяжелым. Единственное, что ему могло реально помочь, – это хирургическая операция. Выслушав мои медицинские советы, отец Димитрий надолго исчез из поля зрения. Как потом выяснилось, он советовался со многими врачами, которые однозначно предписывали ему операцию, пытался лечиться более мягкими способами, не возымевшими никакого эффекта, и наконец пришел за благословением к архимандриту Кириллу (Павлову). Отец Кирилл, известный своим даром прозорливости, подтвердил необходимость операции и отправил его именно ко мне. Таким образом, отец Димитрий вернулся ко мне уже с благословением старца, чьи молитвы, возможно, и помогли совершить удачную, хотя и очень тяжелую операцию. Наша теплая дружба с владыкой продолжается и по сей день. Моими пациентами, действительно, были многие монахи и Лавры, и Псково-Печорского монастыря. Очень тяжелую операцию перенес известный ныне православный монах, приехавший подвизаться в Россию из Франции, – игумен Василий Паскье. Конечно, я благодарю Бога за эти удивительные  встречи, несмотря на то, что повод для них был печальный.  Беседовала Александрина Вигилянс Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 сентября, 2016 31 августа, 2016 3 апреля, 2018 19 февраля, 2018 20 июня, 2017 20 июня, 2017 19 июня, 2017 22 октября, 2016 10 сентября, 2016 6 сентября, 2016 31 августа, 2016 3 апреля, 2018 19 февраля, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/mozhno-li-privyknut-k-...

Николай Александрович, после Коломенского духовного училища, сначала обучался в Московской духовной семинарии, а потом в С.-Петербургской духовной академии. По окончании курса оной, в 1849 году, с причислением к первому разряду, был определен на должность бакалавра той же академии по классу физико-математических наук 4 ноября 1849 г., а 25 сент. 1850 г. перемещен на ту же должность в Московскую духовную академию и возведен в степень магистра Богословия. За особенно полезную службу, по истечении пяти лет оной, был награжден единовременною выдачею ему половины оклада бакалаврского жалованья из духовно-учебных капиталов, 10 января 1854 г. В том же году, 5 июля он произведен был в священника к Николаевской, при доме Московской духовной семинарии, церкви: а 29 декабря того же года, по увольнении, согласно прошению его, от духовно-училищной службы при Московской духовной академии, поручено ему было совершение Богослужения, Пречистенского сорока, в Знаменской, в Зубове, церкви. В следующем году 23 марта, он переведен был к Петро-павловской, что в Новой Басманной, церкви; 21 июня назначен был исправлять требы в женском отделении больницы чернорабочего класса, находившемся, по найму квартиры, в приходе означенной Петро-павловской церкви: 3 августа назначено было ему посещать Московский Работный Дом для духовных назиданий призреваемых в оном, – каковые должности исправлял он по 11 марта 1858 года. 26 февраля этого года он был определен на кафедру ординарного профессора Богословия, логики и психологии при Императорском Мо- —781— сковском Университете, а 11 марта был назначен настоятелем Татиановской, при Университете, церкви. За честное служение в священстве и полезное назидание призреваемых в Работном Доме, Всемилостивейше награжден, бархатною фиолетовою скуфьею, 25 апреля 1858 г. С 1860 по 1869 год, с разрешения Святейшего Синода, он издавал духовный журнал «Православное Обозрение». С учреждения в Университете самостоятельной кафедры философии, утвержден ординарным профессором собственно Богословия 10 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. Иван Саввич Пальмов , рязан. уроженец (1880 – год окончания академического курса), с 1904 г. – доктор церковной истории, ныне сверхштатный заслуженный ординарный профессор, член Академии наук. II. Платон Николаевич Жукович, литовск. (1881), с 1901 г. – доктор церковной истории, сверхштатный заслуженный ординарный профессор. III. Феофан Алексеевич Тихомиров , новгор. (1883), с 1891 г. – экстраординарный профессор, в 1894 г. оставил службу при академии, даровитый преподаватель, страдал косноязычием: этот недостаток побудил его оставить академическую службу. IV. Александр Александрович Бронзов , новгор. (1883), с 1901 г. – доктор богословия, ныне сверхштатный заслуженный ординарный профессор. V. Архимандрит Михаил (Грибановский) , тамбов. (1884), магистр 1888 г., инспектор (см. выше). VI. Александр Павлович Высокоостровский, новгор. (1885), даровитый преподаватель, долго, около 13-ти лет, как не имевший степени магистра, был и. д. доцента; с 1909 г. – секретарь совета. VII. Протоиерей Тимофей Александрович Налимов, петрогр. (1886), магистр 1890 г., в 1896 г. – экстраординарный профессор, с 1906 г. – в отставке; в 1909 г. был избран баллотировкой совета в ректоры Петроградской академии, но не получил утверждения. VIII. Протоиерей Евгений Петрович Аквилонов, тамбов. (1886), с 1905 г. – доктор богословия, ординарный профессор, скончался протопресвитером военного духовенства. IX. Виталий Степанович Серебреников , вятск. (1886), с 1909 г. – доктор богословия и ординарный профессор, ныне заслуженный ординарный профессор. X. Николай Константинович Никольский , петрогр. (1887), с 1899 г. – доктор церковной истории и ординарный профессор, член Академии наук; в 1906 г. оставил службу при академии. XI. Петр Семенович Смирнов, рязан. (1887); с 1909 г. – доктор церковной истории и ординарный профессор. XII. Николай Никанорович Глубоковский , вологод. (1889), питомец Московской академии; с 1898 г. – доктор богословия и ординарный профессор, член-корреспондент Академии наук. XIII. Протоиерей Михаил Иванович Орлов, новгор. (1889), с 1908 г. – доктор богословия и ординарный профессор. XIV. Протоиерей Александр Петрович Рождественский, псков. (1890), с 1911 г. – доктор богословия и ординарный профессор. XV. Димитрий Павлович Миртов, рязан. (1891), с 1915 г. – доктор богословия и ординарный профессор. Достойно примечания время окончания всеми этими почтенными, ныне старейшими профессорами 440 , академического курса – в десятилетие от 1880 до 1890 г. Не сказалось ли здесь несколько действие прежней, не совсем еще выдохшейся, закваски?.. Просим читателей обратить внимание на отмеченное (год, указанный в скобках) время окончания поименованными лицами академического курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Но вообще наша литература в этом отношении далеко отстала от западноевропейской, и в то время как у нас продолжают пользоваться лишь, так сказать, крохами от богатого стола библейско-исторической науки, на Западе давно уже существуют целые курсы, представляющие собой сводку всех главнейших открытий, и множество монографий по различным библейским вопросам, разработанным при ярком свете всех новейших исследований и открытий. Отсутствие подобных цельных трудов у нас составляет важный пробел в богословской литературе, и посильное восполнение этого пробела и имелось в виду при составлении настоящей книги» 20 . Одной из целей этой книги Александр Павлович ставил «воспользоваться новейшими исследованиями и открытиями для опровержения крайних выводов отрицательной критики» 21 , посвятив истории библейского рационализма целую вводную главу (представляющую немалый интерес даже сейчас), а его опровержению – материалы в различных местах книги. Интересно, что А. П. Лопухину удалось избежать соблазна узкопрофессионального научного подхода – создавая грандиозный по своему охвату и подобранному материалу курс библейской истории, сделавший бы честь любому выдающемуся западному ученому-библеисту, Лопухин, по его словам, ориентировался прежде всего не на «узкий круг специально богословски образованных лиц», а на «более обширный круг вообще образованного светского общества, для которого в нашей литературе не существует ровно ничего в этом отношении, вследствие чего библейско-исторические познания в нем не идут дальше круга школьных начатков священной истории» 22 . Нельзя охарактеризовать эту задачу иначе, как возвышенный мотив истинно церковного ученого, желающего донести библейскую истину до всей полноты народа Божия, а не только его отдельных членов. Отклики на книгу выявили два основных лагеря оппонентов. Первый, иронично названный А. П. Лопухиным «зарождающимся у нас муравейником отрицательной критики», состоял из тех лиц, у которых «библейская критика принимается как нечто такое, что должно быть принимаемо с полной верой в ее непогрешимость» 23 , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Елена О 1 марта 2020, 15:19 Видимо кто-то и в лихие 90-е всё же покаялся и Бог пожалел Россию... приостановил её свободное падение в " тартарары " Наталия 1 марта 2020, 11:11 Слава Богу за все. Какая поучительная история. С каждым может случиться непредвиденное. Но главное то, чтобы вовремя понять, остановиться, прозреть и прийти к Богу всем сердцем, мыслями, поступками... И всепрощением. Елена О 1 марта 2020, 11:03 Иоанне: так 90-е и стали лихими по причине массового отказа тормозов, а не потому что они были 90-ми... Татьяна 29 февраля 2020, 19:06 Марии, хочу по поводу сына сказать. Вы судите с материальной точки зрения, а пути Господни неисповедимы. Он может быть по настоящему прилепился к Богу, может быть он призван к этому был, да и вообще, может быть все это случилось именно для этого. Ведь парень мог плохо кончить, но мать начала молиться и ходить в храм. Мы упраздняем иногда промысел Божий..Слава Богу за всё Антоний 29 февраля 2020, 13:34 P.P.S. И последнее. Поражает невероятная беспечность героини, добровольно отдавшей свои средства преступнику: " расписку, которую давала ему тогда, не требую назад " , " мы с мужем дважды подтверждаем, как условились с Александром Павловичем, что всё получили " - феноменально! В сделках с недвижимостью (да и вообще с крупными суммами) глаз да глаз! Впрочем, преступника это не извиняет, и наказание ему с учётом множественности и опасности совершенных деяний должно быть максимально строгим. Дай Бог, дабы дожил каждый Александр Павлович до того дня, когда услышит из уст Родины справедливый приговор. Антоний 29 февраля 2020, 13:07 P.S. А для таких как Александр Павлович должна быть не обида и ненависть, а прощение и справедливый бесстрастный приговор суда. Лучше всего о том, как поступать в подобных случаях, сказал отец Димитрий Смирнов: " Простить и подать в суд. Если есть доказательная база, можно обратиться к юристам, которые занимаются этим вопросом " . Прощение и наказание - одно не отменяет другого, зло должно быть наказано государством по всей строгости и справедливости.

http://pravoslavie.ru/128849.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010