Тогда я понял, что надо бы покреститься Надо отметить такой важный момент, что в тот момент я жил с женщиной – прекрасной женщиной, был, естественно, в невенчанном браке, вообще ни в каком браке, просто сожительствовал, жил во грехе. Эта женщина, которую я бесконечно люблю до сих пор как человека, я ей благодарен, потому что она, тем не менее, была гораздо честнее со мной, нежели я. В одно утро я вместе с теперешним отцом Андреем, тогда еще просто пономарем, пошел в храм Софии Премудрости Божией напротив Кремля. Мой приятель мне сказал: подожди, сейчас к тебе выйдет священник, ты ему скажешь, что хочешь покреститься. Вышел отец Димитрий, спросил меня: «Ну что тебе?» Я сказал: «Я хочу покреститься». Он говорит: «Как здорово, почему?» Я говорю: «Я не люблю людей». Он говорит: «Ну, милый мой человек, тогда тебе к психологу лучше надо идти!» Так мы постояли, посмотрели друг на друга, он, видимо, сразу все про меня понял в тот момент, когда я боролся с самим собой, он уже вел меня. Отец Димитрий мне сказал: «Ну, хорошо, ладно, прочитай хотя бы Евангелие , потом приходи, мы с тобой поговорим». Я прочитал Евангелие, ничего не понял. Пришел к нему, сказал: «Я прочитал». По моему лицу он, очевидно, сразу сообразил, какое действие произвело Евангелие в моей душе – а именно, никакого. Но поняв, что перед ним случай сложный, он сказал: «Хорошо, иди, крестись, только иди на Красную площадь в Казанский собор , там есть купель, ты уже взрослый, тебе нужно креститься полным погружением, иди, вот тебе в помощь твой друг пономарь». Назначили день, 6 декабря, и я пошел. Женщина, с которой я тогда жил, собрала мне рубашечку крестильную, крестильный набор, она правда хотела, чтобы я со временем стал ее мужем, и именно поэтому я говорю, что она была гораздо честнее, чем я. Я пришел, было морозное утро. Мы с отцом Андреем (теперь уже) стояли и ждали священника. Вышел батюшка, меня раздели, облачили в крестильную рубаху, началось таинство Крещения . Выяснилось, что, естественно, я не знаю Символа Веры, я не могу его прочитать, но за меня его прочитал мой друг, которого я теперь тайно считаю своим крестным отцом – по факту он читал Символ Веры за меня.

http://azbyka.ru/way/ilja-ljubimov-rassk...

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Кулаков Петр, обн. протоиерей Иркутской епархии 522 Кулигин, обн. священник 285 Курдюмов М. (псевдоним Каллаш Марии Александровны) 27, 29, 41 Лавринов Валерий, протоиерей 609 Лазарь (Любимов), обн. епископ 532, 809–809 Ланин А. 350 Ларин, обн. священник 112 Ларинов, проф. 563 Лахотский. петроградский протоиерей 340 Лашков А. И., обн. протоиерей 419 Лебедев А., священник см. Филарет (Лебедев), архиепископ Лебедев Алексей Петрович , проф. по кафедре церковной истории 146, 175, 176, 1003 Лебедев М., обн. протоиерей 242 Лебедев Михаил, протодиакон 338, 339, 1012 Левитин А. Э. см. Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович, церковный писатель Левитин-Краснов см. Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович, церковный писатель Левицкий, протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Ленин В. И. 149, 150, 987 Лентулов, проф. 575 Леонид (Окропидзе), патриарх-католикос Грузии 198, 199, 438, 479, 1015 Леонид (Скобеев), обн. митрополит 35, 37, 69, 70, 79, 103, 215, 218–220, 223, 226–229, 248, 252, 253, 309, 334, 336, 363, 419, 809–810 Леонид, Грузинский патриарх см. Леонид (Окропидзе), католикос- патриарх Грузии Леонид, патриарх-католикос Грузии см. Леонид (Окропидзе), патриарх-католикос Грузии Леонид, архиепископ см. Леонид (Скобеев), обн. митрополит Леонид, епископ см. Леонид (Скобеев), обн. митрополит Леонтий (Матусевич), епископ 256, 811–812 Леонтий (Устинов), бывш. епископ 309, 318, 484, 812 Леонтий, епископ 380 Леонтий, епископ Волынский см. Леонтий (Матусевич), епископ Лермонтов М. Ю., русский поэт 469 Лещенко В., студент Московской обн. Богословской академии 482 Лжедмитрий I 481 Лжедмитрий II 481 Ливенцов, протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Линдер Макс, французский актер-комик 126 Лобанов Д. см. Димитрий (Лобанов), бывш. обн. епископ Лобанов, епископ Рыбинский см. Димитрий (Лобанов), обн. епископ Лозовой Иоанн, обн. протопресвитер 586, 591 Лоллий или Леонтий (Юрьевский), обн. епископ 353, 496, 498, 537, 812–813 Лоллий см. Лоллий (Юрьевский) , обн. епископ Лоллий, Могилевский см. Лоллий (Юрьевский) , обн. епископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844. Ч. 2. Ил. 79, 81-83). Скульптурная группа «Блгв. вел. кн. Димитрий Донской» (автор акад. Р. К. Залеман) помещена в верхней части памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. в Вел. Новгороде по проекту М. О. Микешина, образ блгв. вел. князя находится также на подножии среди горельефных фигур русских воинов и героев (скульпторы М. А. Чижов, А. М. Любимов). Воинский образ Д. И. привлекал внимание русских художников, напр. О. И. Кипренского («Вел. кн. Дмитрий Донской на Куликовом поле» 1805 г., ГРМ), В. М. Васнецова («Битва на Куликовом поле» 1915 г., ГМИР), особенно в XX в. (Ю. П. Кугач, С. М. Харламов, И. С. Глазунов, С. Н. Андрияка и др.). После канонизации Д. И. в кон. XX в. были созданы иконы святого, его образ введен в программы храмовых росписей. Он изображается в традиц. иконографическом типе - в княжеской шубе и шапке, иногда как воин - в доспехах, как правило, сжимает рукоять меча. К единоличным образам относятся, в частности, икона письма мон. Митрофании (ПЦК, 1988. М., 1997), образ кон. 80-90-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), икона ок. 1995 г. А. И. Чашкина (ц. вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве), икона нач. XXI в. работы Е. Чирковой (ГИМ). Худож. Е. Н. Ключарёв выполнил 2 мозаики с образом Д. И.: в 1994 г. для интерьера храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе (поясное изображение с поднятым вверх мечом в деснице), в 1996 г. для ц. вмч. Димитрия Солунского в пос. Восточном в Москве (в рост, на внешней стене). В композиции «Собор Русских святых» Д. И. представлен в группе Московских чудотворцев (икона 1997 г. письма Н. Е. Алдошиной в ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, икона 2002 г. работы М. В. Пыжова в ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 23-54, 237, 240; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 288-289; Подобедова О. И. Миниатюры рус. ист. рукописей. М., 1965. С. 226-246, 250-251, 283; Дмитриев Л. А. Миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/178205.html

поиск:   разделы   рассылка " Жара " Александра Архангельского: глубина требует погружения Источник:  Татьянин день Фильм Александра Архангельского " Жара " вызывает много разных мнений, приглашает к разговору. Сегодня о нем говорят протоиерей Димитрий Карпенко, Андрей Зайцев и Борис Любимов. Приглашение к разговору Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель Свято-Владимирского храма поселка Разумное Белгородского района: Четыре вечера прошли на одном дыхании. Очень, очень полезный фильм сделал Александр Архангельский, к которому, конечно, можно предъявлять много разных претензий – почему, мол, не так, да не эдак, но это все пустое. Фильм стал очень важным свидетельством об уникальном периоде в истории нашей Церкви и нашей страны, периоде безусловно трагическом, но вместе с этим очень глубоком и осмысленном. Очевидно, что сказать обо всех слоях нашего советского общества было бы затруднительно, да и не нужно по большему счету. Авторы явно не ставили перед собой цель сказать " обо всех " и их внимание было уделено именно тем личностям, которые, на мой взгляд, повлияли, прежде всего, на них самих. Сложно это точно выразить словами, но при просмотре фильма меня не покидало ощущение, что нам, христианам, живущим сегодня, во времена, когда можно совершенно свободно исповедовать свою веру, не хватает очень важной составляющей нашей духовной жизни – свою веру нужно выстрадать. Увы, мы привыкаем жить в эпоху " здесь и сейчас " , а глубина требует погружения. Фильм слегка приоткрывает нам глубины, к которым зовет нас наша вера. Глубины, которые могут быть доступны нам, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. И главный вопрос, который возникает при просмотре – что значит быть православным христианином сегодня, когда мы живем в эпоху относительной свободы вероисповедования и права на мысль? Обладает ли мы хоть частью той убежденности и искренности, которая подвигала людей в годы официального атеизма становиться христианами? Жизнь современного христианина полна многих противоречий, разрешение которых невозможно, на мой взгляд, без обращения к опыту недавнего прошлого.

http://religare.ru/2_89989.html

В марте 1929 года был задержан на улице в Москве и арестован М. А. Новоселов; и с конца весны здесь начались гонения. В мае была арестована большая группа серпуховских священнослужителей, в том числе епископ «иосифлянского» поставления Максим (Жижиленко). Все они были приговорены к различным срокам концлагерей; в ссылке был арестован и отправлен на 3 года в Соловецкий концлагерь епископ Алексий (Буй). С осени 1929 года развернулись уже крупномасштабные операции по ликвидации «контрреволюционных церковников». Массовые аресты были произведены на Кубани и Северном Кавказе: чекисты проникли в труднодоступные места Кавказских гор в районе Туапсе, Сочи и Сухуми, арестовали десятки монашествующих, разрушили их скиты и кельи. В феврале 1930 года десять иеромонахов и монахов были приговорены к расстрелу, остальные – к различным срокам заключения. В конце ноября 1929 года власти приступили к «ликвидации иосифлянского руководящего центра» в Ленинграде. Первыми 19 ноября 1929 года были арестованы миряне К. П. Коверский и А. В. Перфильева, исполнявшие, по чекистской версии, одно из важнейших поручений «Центра организации – размножение к.-р. литературы», которое, согласно «Обвинительному заключению», имело «колоссальное значение в деле распространения идей иосифлян» 308 . 22 ноября была арестована Лидия Николаевна Герман, духовная дочь протоиерея Сергия Тихомирова , также участвовавшая в распространении «контрреволюционных» докумен-тов309. На следующий день, 23 ноября, был арестован сам протоиерей Сергий Тихомиров , 28 ноября – еще три священника: Иоанн Никитин, Александр Тихомиров и Николай Прозоров. В ночь с 28 на 29 ноября 1929 года был арестован архиепископ Димитрий (Любимов). Владыка Димитрий обвинялся в контрреволюционной деятельности как глава «центра контрреволюционной Константин Петрович Коверский, бывший подполковник, работал в Военно-Технической лаборатории и на стеклографе размножал различные церковные антисергианские документы. Анна Васильевна Перфильева, будучи тайной монахиней, работала машинисткой в секретном отделении административного отдела Ленинградского областного исполкома, также перепечатывала различные документы и, кроме того, »информировала организацию о всех мероприятиях Соввласти», о которых узнавала, «используя свое служебное положение».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Неоднородность состава иосифлян определяла и различие их взглядов в церковных вопросах. Большинство смотрело на митр. Сергия, как на иерарха, превысившего свои полномочия и допустившего по этой причине неправильные действия, а часть видела в нем настоящего отступника от Православия, предателя и убийцу церковной свободы, общение с которым невозможно даже в том случае, если его действия признает сам Патриарший Местоблюститель. Последние говорили: «Если только митр. Петр признает законным послание митр. Сергия и вступит с ним в молитвенное общение, тогда мы прервем молитвенное общение с митр. Петром и священниками, возносящими его имя. Если и все церкви отберут от нас, тогда мы будет совершать молитвы в подвалах тайно. При гонении на веру Христову, подражая первовековым христианам, мы пойдем с радостью на костры и в тюрьмы, но не допустим добровольно, чтобы в Церкви Божией был хозяин антихрист коммунист Тучков. За свободу Церкви мы готовы умереть» 597 . К выразителям умеренных взглядов из руководителей движения принадлежали сам митр. Иосиф, еп. Сергий (Дружинин), прот. Василий Верюжский ; более жесткую позицию, доходившую до отрицания таинств сергиан, занимали еп. Димитрий (Любимов), прот. Феодор Андреев, свящ. Николай Прозоров и профессор М. А. Новоселов. Частично эти различия были связаны с политическими пристрастиями. В 1930 г. на допросе иосифлянский прот. Николай Дулов показывал: «Некоторые московские священники, как Сидоров, Воронков и др., фамилии которых не помню, стали говорить, что архиепископ Димитрий не сочувствует позиции, занятой Иосифом, и считает ее не конечной. По его мнению, сказав «А», т. е. указав, что советская власть является незаконной, надо указать, какая же власть считается законной. При этом он разумел под законной властью – власть монархическую» 598 . Эти сведения подтверждаются показаниями прот. Иоанна Стеблин-Каменского о появлении осенью 1928 г. в Воронеже привезенной из Москвы брошюры, в которой говорилось, что «митрополит Иосиф не доводит дело отхода от митрополита Сергия до конца, что надо соединить идею монархии с нашей церковной ориентацией» 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К выразителям умеренных взглядов из руководителей движения принадлежали сам митр. Иосиф, еп. Сергий (Дружинин), прот. Василий Верюжский ; более жесткую позицию, доходившую до отрицания таинств сергиан, занимали еп. Димитрий (Любимов), прот. Феодор Андреев, свящ. Николай Прозоров и профессор М. А. Новоселов. Частично эти различия были связаны с политическими пристрастиями. 34 Однако из определенного различия взглядов в среде иосифлян вовсе не следовало (как посчитали некоторые следователи ОГПУ), что иосифлянское движение в дальнейшем раскололось на 2 группировки – «левую» во главе с митрополитом Ленинградским и «правую» во главе с архиепископом Гдовским. Владыка Димитрий пока было возможно – до осени 1929 г. – поддерживал постоянную связь с жившим в ссылке в Никольском Моденском монастыре митр. Иосифом, с уважением относился к нему и старался исполнять почти все его указы. Существует традиция называть иосифлян раскольниками. Она восходит к указу митр. Сергия и Свящ. Синода от 6 августа 1929 г., фактически приравнявшего их к обновленцам и григорианам: «Таинства, совершенные в отделении от единства церковного... последователями быв. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) , быв. Гдовского епископа Димитрия (Любимова), быв. Уразовского епископа Алексия (Буй), как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания» 35 . Сами же иосифляне себя раскольниками никогда не считали и действительно ими не были. Все сторонники митр. Иосифа признавали главой Русской Церкви пребывавшего в тюрьмах и ссылках Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра (Полянского) . Участники движения не придерживались особенных обрядов и не пытались создать самостоятельную параллельную Церковь . Главной тактической целью иосифлян было привлечение на свою сторону большей части духовенства, прежде всего епископата, и, в конечном счете, завоевание Высшего Церковного Управления в существующей Патриаршей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Очевидно, что побудительным мотивом для властей к началу нового этапа «работы» со староцерковниками было, с одной стороны, зондирование и предупреждение возможной негативной реакции церковной общественности на волну арестов архиереев, проведенных в конце 1925 г., а с другой, оказание определенного давления на церковное управление. Действительно, в декабре 1925 г. были арестованы и высланы петроградские епископы-викарии Кронштадтский Венедикт (Плотников) и Ладожский Иннокентий (Тихонов). Причем в вину им было поставлено как раз то, что «они не только священнодействуют, но и управляют» . 18 декабря 1925 г. был также арестован епископ Сестрорецкий Николай (Клементьев), рукоположенный после ареста в марте 1924 г. епископа Колпинского Серафима (Протопопова) . Этими событиями практически завершился период существования в городе Епископского совета, организованного в феврале 1924 г. Из четырех епископов, прежде входивших в Епископский совет, на свободе оставался лишь епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев).            Между тем, для Петроградской епархии в ноябре 1924 г. был рукоположен епископ Нарвский Сергий (Дружинин), а 12 января 1926 г. – епископ Гдовский Димитрий (Любимов). Видимо, именно их ГПУ рассматривало в качестве архиереев с «контрреволюционным прошлым». Ибо было известно, что епископ Сергий до революции являлся духовником великих князей «Константиновичей», а после революции категорически отверг обновленческое Епархиальное управление , епископ же Димитрий проходил и был выслан из Петрограда в 1922 г. по делу подпольной организации церковников, якобы выступавшей против обновленцев путем создания Петроградской автокефалии . Так как обновленческий раскол инспирировался ГПУ, активное сопротивление обновленчеству воспринималось большевиками в качестве дела противоправительственного. Как можно предположить, причины, по которым был вызван именно отец Николай, состояли в том, что, во-первых, спецслужбам он был хорошо известен по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и по неизбежным контактам при организации им в городе религиозного образования , во-вторых, протоиерей Николай Чуков – настоятель Никольского Собора – был одним из авторитетных лиц в среде ленинградского православного духовенства.

http://bogoslov.ru/article/3680434

В 1857 году на Храме устроены постоянные громоотводы, заведывание которыми принял на себя профессор физики в Московском университете H. А. Любимов. Во время установки крыши и глав Храма, внизу, с четырех сторон выступов, сделаны крыльца с парапетами из мелкозернистого гранита, темно-красноватого цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас ко входным дверям. Всех наружных дверей в Храме 12, по три на каждой лицевой стороне четырех выступов. Они отлиты из бронзы без позолоты, причем средние более крайних (первые имеют 13 1 / 2 арш. вышины и 7 1 / 2 арш. ширины, a последние 12 1 / 2 арш. вышины и до 6 арш. ширины). В арках и нишах больших и в арках малых дверей помещены отлитые из бронзы изображения Святых с приличествующими надписями. Общее значение и смысл этих фигур частью те же, что и настенных изображений. Рассмотрим все надверные изображения и надписи. Западная сторона На арке средних врат: Христос Спаситель, сидящий на престоле и Апостолы Петр и Павел. На самих вратах: Святые Евангелисты Матвей, Марке, Лука и Иоанн. В арке правых врат: Святитель Николай, Святая Царица Александра и Св. Архистратиг Михаил. На арке левых врат: Св. Благоверный Великий Князь Александр Невский, Святая Мария Магдалина и Св. Равноапостольный Царь Константин. Южная сторона. На арке средних врат: Изображение Святого Духа в виде голубя в сиянии и в облаках, Преподобный Антоний Печерский и Преподобный Серий Радонежский. На самих вратах: Св. Михаил Митрополит Киевский, Св. Иоанн Архиепископ Новгородский, Св. Димитрий Митрополит Ростовский и Св. Митрофан Епископ Воронежский. На арке правых врат: Св. Димитрий Царевич, Преподобная Евфросиния Московская и Св. Василий Блаженный. На арке левых врат: Св. Стефан Епископ Пермский, Преподобный Савва Звенигородский и Преподобный Иосиф Волоколамский. Северная сторона На арке средних врат: Изображение Божией Матери, сидящей на престоле c Предвечным Младенцем, Св. Иоанн Предтеча и Св. Иосиф Обручник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010