Павел пишет: «верен Бог , что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною, Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет» (ст. 18–19). Из этого сопоставления повествования Апостольских Деяний с Посланиями (1 и 2) к Солунянам и 2 к Коринфянам ясно видно, что Сила и Силуан одно и тоже лицо и усиливаться вопреки ясным свидетельствам св. Писания о разделении одного апостола (Силу – Силуана), на двух (Силу, упоминаемого в Апостольских Деяниях и Силуана в Апостольских Посланиях) нет оснований. Из сочинений Иосифа Флавия – современника Апостолов (Древности XIII, кн. 3; XVIII, 6. 7; 8–3. Война иудейская II, 19 и др.) видно, что имя Сила семического происхождения и было весьма распространено среди иудеев не только в форме еврейского языка (Села, Сила), но и латинизированного Силуана и Сильвана; в вышеупомянутых сочинениях Иосиф упоминает о четырех евреях, носивших имя Силы или Силуана – Сильвана. В виду чего нет ничего удивительного, что среди спутников и сотрудников св. апостолов был не один св. Сила, Ученик ап. Павла; а из 1-го Послания ап. Петра видно, что между спутниками и учениками первоверховного апостола был Силуан, чрез которого он отправил свое Послание (1-е) к верующим во Иисаса Христа, пришельцам рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (ст. 1). Закончив Послание, св. ап. Петр прибавляет: «сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» ( 1Nemp. V, 12 ). Силуан, по преданию Восточной церкви был епископом Солуни (Фессалоники). Память его совершается 30 июля, вместе с св. апостолами Силою, Крискентом, Епенетом и Андроником, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. В службе св. апостолом 30 июля Сила и Силуан отличаются один от другого. В упомянутой службе Сила именуется учеником св. Павла, шествовавшим с ним от востока до запада (4 песнь канона и др.), чего не говорится о Силуане; из службы не видно, чьим он был спутником, но именуется «похвалою Селуня».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Павла в храме, возмутили (в Иерусалиме) весь народ и наложили па него руки, крича: мужи Израильские! Помогите! Этот человек (т. е. Павел) всех повсюду учит против закона и места сего (т. е. храма); при том и еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо пред, тем они видели с ним в городе Трофима Ефесеянина и думали, что Павел ввел его в храм. Весь город пришел в движение и сделалось смятение в народе и схватили Павла, повлекли его и хотели убить, но тысяченачальник защитил Апостола и тайно переслал его в Кесарию, из которой, по заявлению самого ап. Павла, потребовавшего по праву Римского гражданина, пред Кесарем суда над собой, он препровожден был в Рим ( Дeяh. XX, 27–30; XXVI, 32 ). Так как дееписатель поименно не перечисляет спутников ап. Павла от Кесарии до Рима, то думают, что в числе их был Трофим, который будто бы путешествовал с ап. Павлом до столицы тогдашнего мира и там разделял узы апостола. Предание сообщает, что ап. Павел, по освобождении своем из первых римских уз (в 63 г.), в сопровождении Трофима и других, путешествовал в Испании и, проходя Галлию, оставил там Трофима, посвятив его во епископа в г. Арле, (Арелат. Бароний, 63 an. 4) 12 . «Но это предание трудно согласить с сказанным во 2-м послании ап. Павла Тимофею, о том, что Апостол оставил в Милете Трофима. „Ераст остался в Коринфе, писал ап. Павел, а Трофима оставил больного в Милете“ ( 2Tuм. IV, 20 ). Вероятно, пробывши несколько времени в г. Арле, Трофим снова сделался спутником ап. Павла и на время, по болезни, был оставлен в Милете, а затем по выздоровлении, он отправился в Рим, где заключен был в темницу и вместе с ап. Павлом скончался мучеником, усекнутый во главу мечом вместе с Аристархом и Пудом». Св. Трофим, по всем известным спискам, причисляется к лику св. 70 Апостолов, но кроме вышесказанного о нем, нет достоверных сведений о дальнейшей его деятельности. Восточная и западная церкви согласно считают св. Трофима мучеником, пострадавшими, в Риме, при императоре Нероне, вместе с ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Павла Тит сделался во время третьего великого путешествия, так как о нем ни в Апостольских Деяниях, ни в посланиях, написанных во время 2-го путешествия, не упоминается. Вероятно, св. Тит проживал в это время в родном своем город, Антиохии, и из этого города ап. Павел взял его себе в спутники ( Дeяh. XVIII, 23 ) и с ним проходил по порядку страну Галилейскую и Фригию, утверждая всех учеников. Но жил ли св. Тит с ап. Павлом в Ефесе трудно сказать. В Ефесе апостол написал послание (первое) в Коринф; оттуда же отправил и Тита (вероятно, пришедшего под конец пребывания ап. Павла). В. Коринф ап. Павел посылал св. Тита для сбора пожертвований для христиан иерусалимской церкви: «Я упросил Тита ( 2Kop. XII, 18 ). Впрочем, хотя я и просил его, но он (Тит), будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. С ним послали мы брата, во всех церквах восхваляемого» (предполагают ев. Луку, 2Kop. VII, 17–18 ). О бескорыстном служении Тита в пользу палестинской церкви св. апостол с укоризной пишет коринфянам, вероятно, за скудные их пожертвования: «Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?» ( 2Kop. XIII, 18 ). «Тит – мой товарищ и сотрудник у вас» ( 2Kop. VIII, 23 ). Ап. Павел дожидался св. Тита еще в Троаде, беспокоясь о замедлении его в Коринфе. «Пришедши в Троаду… я не имел покоя духу моему потому что не нашел там брата моего, Тита» ( 2Kop. II, 12–13 ), чрез которого надеялся получить подробные сведения как о приеме его, Тита, так особенно о том, какое впечатление произвело на Коринфян первое к ним послание, написанное с обличениями и укоризнами (за разделение на партии, за почетное принятие в свою среду прелюбодея и за другие прегрешения). Ап. Павел встретился с Титом в одном из городов Македонии ( 2Kop. VII, 5. 13 ). «Когда пришли мы в Македонию… и Бог утешил нас прибытием Тита и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешал о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности ко мне, так что я еще более обрадовался».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

С малых лет он, под руководством благочестивых матери (Евникии) и бабки (Лоиды) наставлен был в законе Божием ( 2Tuм. I, 1 ); с особенною ревностью он занимался изучением Свящ. Писания ( 2Tuм. III, 15 ). Ап. Павел еще во время своего первого путешествия с Варнавой обратил свое внимание на юного Тимофея ( Дeяh. XIV, 6. 7. 21 ) и во второе посещение свое Листры (и Дервии), апостол языков, по свидетельству тамошних христиан об особенно усердном изучении слова Божия и высокой нравственности Тимофея, взял его с собой, а затем, чтобы не встретить препятствий в деле проповеди среди иудеев, обрезал его 3 ( Дeяh. XVI, 3 ). И с этого времени Тимофей сделался постоянным сотрудником ап. Павла, разделяя с ним не только апостольские труды, но и страдания. В своих посланиях ап. Павел называл св. Тимофея своим сыном (духовным) ( 1Kop. IV, 17 ) и в послании к Филлипийцам делает такой отзыв о Тимофее: «надеюсь… вскоре послать к вам Тимофея….. ибо я не имею никого такого усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (II, 19–22); и св. Павел, как любящий отец заботился о св. Тимофее, как о своем любимом сыне. В своем послании к Римлянам пишет: «если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто пусть, не пренебрегает им, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне; ибо я жду его с братьями» ( Puмл. XVI, 10–11 ). Во время второго путешествия ап. Павла Тимофей сопровождал его от Листры до Троады ( Дeяh. XVI, 1–8 ) отсюда по городам Македонии (Самофракия, Неаполь, Филиппы, Дeяh. XVI, 11–12 ), затем в Амфиполь, Аполлонию и Солунь ( Дeяh. XVII, 1 ); из этого города ап. Павел, вследствие возмущения против него иудеев, удалился сначала в Пергию ( Дeяh. XVII, 10 ) а затем в Афины ( Дeяh. XVII, 15 ); но св. Тимофей и Сила оставлены были ап. Павлом до времени в Пергии для утверждения новообращенных христиан (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Селуня преславную похвалу, апостолов удобрение, «ныне Силуана мудрого восхвалим…» (5 песнь канона, 2-ый стих). В нескольких стихах службы оба – Сила и Силуан, – упоминаются вместе: «Составим лик в дому Бога нашего, славяще Силуана и Силу…» (9 песнь). «Силу и Силуана воспоем согласно» (7 песнь). «Да восхвалятся Крискент и Андроник с Силою, да возвеличится днесь Силуан…» (4 песнь канона и др.). Также и в общей службе 70 апостолов – 4 января Силуан упоминается отдельно от Силы (см. стихиры на Господи воззвах и др.). Святой апостол Крисп Св. ап. Крисп, до своего обращения в Христову церковь был начальником иудейской синагоги в Коринфе. О нем упоминается в Апостольских Деяниях (гл. XVIII, 8). Во время второго путешествия ап. Павел, оставив Афины, пришел в Киринф ( Дeяh. XVII, 1 ); временно приютившись в помещении Акилы и Прискилы и с ними трудился приготовлением палаток, он во всякую субботу говорил в синагоге, убеждая иудеев и эллинов (эллинистов) в том, что Иисус – Христос, но так как слушатели противились и злословили св. Павла, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду с проповедью к язычникам ( Дeяh. XVIII, 4, 6 ). Грозная речь св. Павла видно сильно подействала на некоторых слушателей, прежде противившихся апостольской проповеди, и Крисп, начальник синагоги, уверовал в Господа, со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая (евангельское благовестие), уверовали и крестились ( Дeяh. XVIII, 8 ). Сам св. Ап. Павел крестил Криспа ( 1Kop. I, 14 ), не столько по отсутствие будто бы спутников апостола языков, (как некоторые думают, на основании 17 стиха, 1 гл. 1 послания к Коринфянам, сколько по уважению и благорасположению к знатному положению нового христианина (начальника Синагоги), который своим примером мог расположить и других к принятию крещения (подтверждает в Дeяh. XVIII, 8 ). По оставлении г. Коринфа ап. Павлом там вскоре образовалось среди христиан несколько партий (одни считали своим учителем Павла, другие Кифу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Филиппийская церковь преимущественно пред другими пользовалась особенным благорасположением ап. Павла и заслужила от него такую похвалу, что он называет её свою радостью, своим венцем ( Фuлun. I, 8; II, 12; IV, 1 ) и в своем послании к Филиппийцам выражает свою великую радость за их твердость в вере, за горячую к нему любовь и преуспеяние в добрых делах. «Бог свидетель, писал к ним св. апостол, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа и молюсь, чтобы вы были чисты и непреткновенни в день Христов. Вся братия мои возлюбленные, радость и венец мой» (IV, I). Со своей стороны и филиппийская церковь чувствовала к ап. Павлу особенную благодарность за обращение их ко Христу, за указание им пути к верному спасению и по мере возможности старалась отплатить ему своими услугами; и св. Павел, всегда бескорыстный проповедник. соглашался принимать от Филиппийских христиан приношения, как бы опасаясь опечалить отказом своих добрых и чистых чад Божиих. «Я писал к ним св. Апостол, возрадовался о Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства… вы знаете, филиппийцы что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме, вас одних» (IV, 10, 15). Ап. Павел в это время находился вдали от них, содержался в узах и терпел большую нужду в содержании с опасностью даже для своей жизни. Услышав о таком тяжелом положении своего учителя и благодетеля, верующие в Филиппах отправили к нему Епафродита, дав ему поручение передать Апостолу нескудно собранное им вспомоществование, послужить учителю своему в его тяжком положении. Ап. Павел глубоко был тронут таким вниманием филиппийцев к себе и к делу Евангелия, а потому, когда Епафродит возвращался домой он вручил послание к возлюбленными, своим филиппийцам. Послание это заключает в себе много доказательств что церковь в Филиппах особенно выдавалась ревностью в деле распространения Евангелия, потому Апостол так много заботился извещением об успехе своей проповеди, о состоянии здоровья дорогого им и любезного ему их посланника (Апостола) Епафродита.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

XVIII. Имели суждение: О назначении окончившим в минувшем учебном году курс воспитанникам Академии премий: а-в) Митрополита Литовского Иосифа в 165 рублей, протоиерея А. И. Невоструева в 157 рублей и XXIX курса в 60 рублей – за лучшие кандидатские сочинения; г) протоиерея А. М. Иванцова-Платонова в 80 рублей – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории; д) Архиепископа Дмитрия (Самбикина) в 76 рублей – за лучшие кандидат- —603— ские сочинения, посвящённые преимущественно описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви; е) профессора И. Н. Корсунского в 55 рублей – за лучшие кандидатские сочинения по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии; ж-з) двух премий Митрополита Московского Макария , по 96 р. 50 к. каждая, – за лучшие семестровые сочинения студентов Академии, представленные ими в течение первых трёх курсов, и и) протоиерея И.С. Орлова в 32 рубля – за лучшие успехи в сочинении проповедей; а также о присуждении одному из студентов II курса премии имени профессора А.П. Введенского в 23 р. 75 к. – за лучшее третное сочинение по философским предметам. Справка: 1) Относительно присуждения премии Митрополита Литовского Иосифа указом Святейшего Синода от 28 декабря 1873 года за 3778 предписано: «Премии назначать, не раздробляя их в каждой Академии за кандидатское сочинение по какому бы то ни было отделению, признанное лучшим из представленных студентами при переходе из III курса в IV, с тем, чтобы, согласно воле завещателя, выдача премий производилась не прежде, как по окончании воспитанниками полного академического курса». 2) Премия протоиерея А.И. Невоструева, согласно п. 1-му правил относительно употребления процентов с пожертвованного им капитала, присуждается за то из кандидатских сочинений, которое в этом году признано будет Советом за лучшее. – 3) Положения о премии «имени XXIX курса» § 4: «Премия присуждается по усмотрению Совета Академии за одно из лучших кандидатских сочинений». – 4) Положения о стипендии и премии имени протоиерея А.М. Иванцова-Платонова п. 10: «Остатки от процентов со всего стипендиального капитала (сверх 220, а ныне сверх 300 руб.) выдаются в одно из заседаний сентябрьской трети за одно из лучших кандидатских сочинений по предмету церковной истории по постановлению Совета Академии». – 5) Положения о премии Высокопреосвященного Архиепископа Димитрия (Самбикина) § 2: «Премия выдаётся через два года, по усмотрению Совета Академии, одному из студентов за луч-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да владыка Димитрий и был таким. Вот как описывает один из близко знавших владыку современников его «рабочую кухню»: «Он получал и просматривал массу журналов, несколько газет, обязательно знакомился с новыми крупными работами учеными, просматривал, например, вновь выходящие академические диссертации и даже – это факт, вероятно, беспримерный – на лето забирал обыкновенно кипу рукописных кандидатских сочинений из академии по темам, в каком-либо отношении его интересующим». Владыка сам вел массу деловой переписки, кропотливо разбирал и рылся в консисторских, семинарских и других архивах. Между прочим, как сообщает один из современников, «многие из находимых им старых дел в рукописях он давал семинаристам, приучая их к чтению писанных вязью документов». Не будем забывать при этом, что столь скрупулезно составление труды, как «Месяцеслов» или «Указатель храмовых праздников», сделаны не кабинетным ученым, все свое время отдающим историческим исследованиям, а человеком, по своему священническому сану и служебному долгу (сначала педагога и администратора на поприще духовного образования, затем – церковного иерарха) обремененным множеством иных, и притом важнейших, обязанностей. Вот краткий «формулярный список» владыки. Архиепископ Димитрий (в миру Дмитрий Иванович Самбикин) родился 3 октября 1839 года в семье священника села Караяшина (Караяшника) Острогожского уезда Воронежской губернии. Учился в Бирюченском духовном училище и в Воронежской духовной семинарии, которую закончил в 1861 году. В 1865 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1866 года – преподаватель ряда церковных дисциплин в Воронежской семинарии. 1 октября 1866 года рукоположен во священника в Богородице-Рождественской церкви города Воронежа. 5 мая 1872 году отец Димитрий Самбикин был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии, а 10 июня возведен в сан протоиерея. Отец Димитрий был женат, но в 1870 году овдовел 1 . 11 февраля 1877 года отец Димитрий был пострижен в монашество митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с оставлением имени и через два дня возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

При составлении Четьи-Миней свят. Димитрий пользовался многими пособиями не только на славянском языке, но и на иностранных: латинском и греческом; перед первой и второй четвертью Четьи-Миней у святителя помещен длинный ряд имен древних писателей церковных, но и этот список далеко не полон; на полях многих жития святых выставлены имена историков, которые не обозначены у святителя в его предисловиях. И перечесть все, что прочёл святитель, при составлении Четьи-Миней, и в настоящее время не для всякого учёного легко и возможно, а тем более читать сказания историков разных времён об одном и том же лице, сличать эти сказания, отличать более достоверное от незаслуживающего доверия и составить одно цельное сказание о жизни и трудах того или другого угодника Божия – труд непосильный и для нынешних многих учёных. Святитель Димитрий в предисловии ко 2-ой части своих Четьи-Миней отчасти только говорит о громадности труда, предпринятого им по составлению жития святых: «Вижд, читателю благочестивый, яко вся написанная в книзе сей, якоже и в первой, сокращене писана суть, и аки с превеликих наводненных рек, от историй церковных, премногих малым сосудом, книгою сею почерплеча. Аще бо вся святых деяния, и повествования и чудеса, по единою простертою речию писати кто восхотел бы, то не достало бы тому все жития его время, еже и древним писателем церковным случися... Суть же многих святых жития так пространны в великих четиях, и в иных рукописных книгах со излишеством словес написанныя, яко коегождо от них в два, или три дня, прочеши возможно, аще и прилежно чтущий». Из этих слов святителя можно видеть сколько проведено времени на одно перечитывание разных сказаний о святых! Сколько употреблено самых усидчивых и постоянных трудов в составлении Четьи-Миней! Составление жития святых побуждало святителя Божия отказаться от различных почетных должностей (как это можно видеть из его жития), вынуждало его нередко и по усиленному убеждению других принятую должность оставлять, заставляло его удаляться от общества, жаждавшего его поучительных слов, затворяться в уединенных кельях и там трудиться над собиранием сведений о жизни святых. Святитель Димитрий так был погружен в этот богоугодный труд, что и самые его сновидения были как бы продолжением его давних трудов, как сам святитель пишет: «в 1685 году в Филиппов пост в одну ночь окончив письмом страдания святаго мученика Ореста, котораго память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лег отдохнуть, не раздеваясь, и в сонном видении узрел св. мученика Ореста, лицем веселым ко мне вещающего сими словами: «я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». (Диар. 1869г.) И, по сказанию св. мученика, дополнил описание страданий его. «А что сие видение», – прибавляет св. Димитрий, – «я недостойны и грешный истинно видел, и что точно так видел, как написал, а не иначе, сия под клятвою моею священническою исповедую; ибо все оное как тогда совершенно пямятовал, так и теперь помню».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Эрман (Ermann, знаменитый современный египтолог), И. Гольдцигер и т.п., а те, которых тревожит мысль об имущественном и социальном неравенстве, об отношении религии к государству и т.д., отыщут для себя статьи об евангельском социализме (Schneemeleher’a, 759 слл.), французской революции (Herz’a 990 слл.), женском труде (1021 слл.), женском вопросе (1024 слл.), общественном призрении (1098 слл.. 1103 слл.), об идеи мира и о мирной конференции в Гааге (Friedensbewegungen 1062. слл; срв. Н.Н. Кравченко, О первой гаагской конференции мира в связи с вопросом о мире вообще, Журн. Мин. Юст. май 1907, стр. 72–97), о товариществах (артельном начале) в хозяйственной жизни настоящего времени (Genossenschaften im Wirtscliaftsleben der Gegenwart), о деньгах и кредите (Geld и Kredit 1228 слл.), о франк-масонах (1044 слл.), торговле и промышленности (1836 слл., 1391 слл.), ремесленниках (1844 слл.) и мн. др. Таков состав, общий характер и научное значение разбираемого коллективного труда. Не буду останавливаться здесь на том, что центр тяжести всецело падает на Германию, на учение и институты протестантизма: в издании общеобразовательного характера, предназначающемся для немецкой публики, это вполне естественно и даже, может быть, до известной степени, оправдываемо. Если по отношению к первому тому Энциклопедии я высказал в свое время упрек в игнорировании русской богословской науки (См. «Богосл. Вестн.», 1909, стр. 679), то теперь я должен с полным удовлетворением засвидетельствовать, что, благодаря приглашению в число сотрудников проф. Юрьевского университета К. Грасса, во II-oм и последующих томах Словаря отводится уже известное место и русским церковным деятелям и ученым: так, отдельные заметки посвящены архиеп. Димитрию (в мире Муретов), архиеп. Димитрию (в мире Д.И. Самбикин, 75), еп. Дионисию (Хитров, 80), проф. А.А. Дмитриевскому (95), проф. А.П. —403— Доброклонскому (ib.), проф. Н.А. Фаворову (841 сл.), архиеп. Феогносту (Е.П. Лебедев, 856 сл.), еп. Феофану (в мире Г.В. Говоров, 857), еп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010