В начале XVIII века переведены: Юлий Флор с польского в Москве 1704 г. 480 Овидий с польского – рукопись 1706 г. принадлежала Димитрию Ростовскому . 481 Сотня астрономская с латинского 1707 г. 482 Куриозы польские перевод с польского письма, выдание автора Яна Заичица о добронравии человека краткими речениями сладостне и зелоизящно изображено. Списано подлинно слово в слово лета 1708 мая... 483 Тит Ливий с латинского переведен в 1716 г. в Чернигове. 484 Раймунда Люллия Ars magna (с польского, судя по многочисленным полонизмам). 485 Вероятно к этому же времени относятся переводы находившиеся в Новгородской Софийской библиотеке Хорографа и топографа Палестиева с латинского и польского, Трояна Бокалина о ведомостях Парнасских, Мартына Сумейзеля История о коронах 486 , Афанасия Клувера Иисуита книга нарицаемая Сфинкс тайносказатель или упражнение иероглифическое о мумиях, перевод с латинского издания 1679, снабженный предисловием и послесловием Иоанникия и Софрония иеромонахов и учителей Лихудиевых 487 , и лексикон латино-славянский из Колетта, «переведенный Димитрием Савичем, митрополитом Ростовским». 488 Такова общая картина переводной русской литературы XVII века. О переводах с немецкого, чешского и пр. говорить нечего: их слишком мало. Главными переводчиками являются малороссы и белорусы. В переводах XVII столетия, особенно усилившихся к концу века, различаются два течения: одни из них удовлетворяют религиозно-нравственному чувству русских читателей, облекая моральные сентенции в живую повествовательную форму, имевшую и саму по себе, по своей фабуле достаточный интерес; другие преследуют цели чисто практические. Среди последних мы видим сочинения исторические, юридические, физиологические, медицинские, хозяйственные и пр. Все эти произведения, внесенные из Южной России и Польши, несмотря на разнообразие содержания, не являлись оторванными от древнерусской литературы XI-XVII века. В них мы находим ту же религиозную окраску, те же воззрения на мировые события, то же желание извлечь моральный вывод из окружающего, что и в предшествующих литературных произведениях. 489 Упрек в отсталости этих сочинений от тогдашнего европейского уровня не совсем верен. Правда, в Европе были уже Монтан и Бекон, Гарвей и Гюйгенс, Спиноза и Лейбниц, Декарт и Гроций, Мольер и Скаррон, но эти писатели были достоянием немногих избранных, а рядовая публика довольствовалась разными теперь забытыми Карпцовиями, Шарфиями, Шурцфлейшами, Келерами, Гедериками и т. д. Схоластика была сильна и в XVIII столетии, а про XVII и говорить нечего. Как бы то ни было, внося новые сведения и своеобразную умственную дисциплину в созерцание народа, доселе пробавлявшегося византийской литературой, схоластика представляла струю известной свежести, известного движения вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Нет, отчего же «как никогда»? Один раз уже это было, в октябре Пятого. И – потерял Николай всё волнение. И даже – потерял интерес читать. Он уже понял. Так же и Брусилова всеподданнейшая просьба была основана на преданности царскому престолу: отказаться от него в пользу наследника, без чего Россия пропадёт. Другого исхода нет , и необходимо спешить, дабы не повлечь неисчислимые катастрофические последствия. Ещё – Эверт. В общем то же. Средств прекратить революцию в столицах – нет никаких. Не находя иного исхода и безгранично преданный Вашему Величеству, умолял во спасение родины и династии принять предложение династии… И как быстро пришли все телеграммы. И как они единогласны. И ведь все трое они были главнокомандующие, и все трое – генерал-адъютанты, то есть из генералов самые приближенные, обласканные, сердечно доверенные, с императорскими вензелями на погонах. И – все говорили согласно. Это единство их всех – потрясло Государя. Значит: Божья воля. И только добрый Алексеев так тепло прибавил от себя. Не настаивал, не указывал, что именно делать. А – принять решение, которое внушит Господь, к мирному благополучному исходу. По-христиански. Этот мягкий конец Алексеева примирял с жестоким генеральским документом.. А перед лицом был – вот, Рузский. Утроенный для убедительности широколицым Даниловым-чёрным, с сильной проседью, с безмысло упёртым взглядом, и генералом по снабжению Савичем. И все трое, один за другим, они отрапортовали своё жестокое: обстановка по-видимому не допускает иного решения… Потеря каждой минуты может стать роковой для существования России… И не могли ж они все-все-все ошибаться, а только Государь один думать верно? Армия, своя Армия – ведь не может оказаться против своей власти! Если вот вся Армия – отступалась, уходила из-под рук – значит… Что значило теперь – отказаться, упереться? Это значило вызвать кровавую междуусобицу, да в разгар внешней войны. Разве он хотел ещё такой беды своему народу? Нет, только не гражданская война! И вообще удержать армию подальше от политики. Довольно уже, что втянули главнокомандующих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря. Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества, начиная с м. Елены (Протопоповой) . В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. 4 июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения " заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих " . Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие. Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году в монастырь по императорскому указу поступила монахиня Досифея, бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским. В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц.

http://drevo-info.ru/articles/13679507.h...

В дополнение к этим двум заметкам Преосв. Палладия и д-ра Бретшнейдера об Ясах в Китае приводим в русском переводе и вышеуказанную заметку отличного сербского исследователя архим. Руварца. Статья эта немногим у нас известна, а между тем очень важная. Она озаглавлена у почтенного автора «Господство Яшко». «В краткой истории болгарского народа, написанной по К. Иречку Др. Миланом Савичем и изданной в 1879 г. в Новом Саде, говорится, что болгарский царь Михаил (1330 г.) заключил против сербского короля Стефана Уроша III союз с греческим царем Андроником III, с румынским воеводой Иванком Басарабом, с черными Татарами и с господарем Яшки (sic). У Иречка в нем. изд. стр. 293 сказано gospodstvo Iassko, а ниже в пункте 19 «Einleitung zu Duans Gesetzen» (Iasi slav. Alanen). Но это замечание легко могло быть просмотрено, и г. компилятору это господство jaшko показалось слишком отвлеченным, и он предпочел заменить его более конкретным выражением: «господарь Яшки», и таким образом волею неволею приблизился к бывшему архиепископу Черниговскому Филарету, который в труде своем «Святые Южных Славян» (стр. 201 прим. 14) «господство Яшко» заменил «господарь Яков». Но лишним будет сказать несколько слов в объяснение указанного места в предисловии Душана к его Законнику. Это место гласит так: «А позавидев злоненавистник диаволь нашему благому житию и злоньравиемь вьздьвиже на нас –говорит царь Стефан – з (7) царевь в лете 6837, месоца Иуниа 19 день, рекоу же (1) и цара грьчаскаго, (2) Михаила и (3) брата его Белаоура и (4) Александра цара Бльгаромь и (5) Басараб Иванька, таста (6) Александра цара соумегь живуштих чрьных Татар и (7) господство яшко (См. Законик Стефана Душана изд. Cmojah Новакови, стр. XXIII). В хрисовуле 1330 г., пожалованном монастырю Дечанскому Стефаном Урошом III сказано: «Храмоу сему жиждемоу и синмоу хрисовоулоу записиваемому – вьнезапу победи се царь бльгарьскыи Михаиль Шишьманикь с иными сильними 4-ми цари сь иноплеменьными ieзыkы и многими поганни». (Mikl. Mon. Serb. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Аще поем часы у Царя в Палате или в хоромах, и когда диакон прочтет велегласно тропарь: днесь рождается от Девы и многолетны все. Потом поют другой лик: днесь рождается от Девы. Тож первый лик поют Царю многолетие большое». 98 Соловецкий летописец. См. описание Архангельской губернии Космы Молчанова. СПб., 1818 г. 4, стр. 307. 101 Книга, глаголемая Мусикия. Ркп. 4, 1671 г., стр. 19. Б-ки Ректора Моск. Дух. Акад. протоиерея А. В. Горского. 103 В Арх. М. О. П. хранятся под (1906) 11 нотная служба в день Успения Божией Матери в 12 кн., 4, каж., из них 7 тенор., 4 баса и 1 альт. В них замечено: «Творил Михайло Сифов», – «сложил Дьяковски». 104 В Москов. Епархиальной Библиотеке находится нотная книга: Праздники, положенные на 4 голоса, т. 4 (2) 13. На сих книгах сделана следующая надпись: «сии четвероголосные знаменного распева праздники творение Степана Беляева, они же называемые государевы отданы в тетрадках в церковь Космы и Дамиана, что в Таганной Слободе, прихожанином Иваном Савичем Шаровым, переплетен 1788 г., подписал тоя церкви диакон Иоанн Иоаннов». 105 В Арх. М. О. П. находятся нотные рукописи: (1913) 18. Воскресные тропари и кондаки на Бог Господь, греческого распева, – блаженны Октоиха на литургии всех восьми гласов, – и ирмосы воскресны всех восьми гласов (в старой описи – басов 2, теноров 7, альтов 1), в 10 отдельных книжках, 4, в пергам. ветх. переплете. На книжках, внизу первых листов, написано: «сии книги сочинены и написаны на славное пожелание и прилежную охоту Его Императорского Величества Петра Великого, Августейшего Самодержца Всероссийского, тщанием и прилежно-тщательным трудоположением уставщика Ивана Михайловича Протопопова 1724 г.»; – (1901) 6. Стихиры в 12 день июля и в день рождения сестрицы Его Величества, в 10 кг., 4°, из них 7 тенор., 2 баса и 1 альт с надписью: «сии книги сочинены и написаны ко дню, Его Величества Государя Императора Петра Первого, сестры благочестивейшей Государыни Великой Княжны, тщанием и трудоположением Его Величества уставщика Ивана Михайловича Протопопова»; – (1909) 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Одним из важнейших вопросов, интересовавших Димитрия Савича при чтении «Theologiarum Scholasticarum» было таинство Евхаристии. В целом, Ростовского владыку интересовало два аспекта: первый − время пресуществление Св. Даров, «установительных слов» Христа и эпиклезы; второй – реальное присутствие Христа в Св. Дарах. Внимание к первому вопросу неслучайно: книга была приобретена Димитрием Савичем вскоре его после возвращения из Москвы и в год Московского собора, обличивший «хлебопоклонную ересь» и осудивший ряд малорусских книг как содержащих «латинские учения». Неудивительно, что иг. Димитрий той порой напряженно размышлял о вопросе времени и «форме» пресуществления. В главе «Theologiarum Scholasticarum» под заглавием «О форме Пресуществления» иг. Димитрий подчеркнул «третье мнение, принадлежащее некоторым Грекам, особенно Николаю Кавасиле и св. Марку Эфесскому . Считающим, что форма Евхаристии определяется как словами Христа: “Сие есть тело мое”, так и в особенности в некоторой проповеди, произнесенной после Христа, с такими словами: просим тебя, святой Отец, чтобы Ты послал Дух Твой на нас и на эти предложенные дары; и сделай хлеб этот драгоценным Телом Сына Твоего, а то, что находится в этой чаше – драгоценной Кровью Христа Твоего» 432 . Рядом же отмечен и другой фрагмент: «В литургии свв. Иакова, Василия и Златоуста после сказанных выше слов следует молитва , в которой просят Бога, чтобы хлеб стал телом Христа. Следовательно, он не становится Им [Телом Христовым] только через одни сказанные выше слова [нужна ещё молитва] 6. […] Когда священник произносит эти слова: «Сие есть тело мое», он произносит их публично или внутри себя. […] Отвечаю; что он произносит их обоими способами, и вслух, и про себя. Вслух, то есть, в своей персоне, а про себя – в лице Христа» 433 . Таким образом, митр. Димитрий, читая Бекана, ознакомился с суждением свв. Николая Кавасилы и Марка Эфесского . Они не противопоставляли Господни слова и эпиклезу, а признавали важность и того, и другого для совершения Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Только после смерти последнего в кон. янв. 1697 г. Димитрий стал игуменом (до июня 1698). Сохранилась книга с записью игум. Димитрия: «Димитрием Савичем, ордена Св. Василия Великого игуменом Кирилловским и Глуховским» (пер. с польского), к-рая свидетельствует о жизни обители по Уставу свт. Василия Великого. В К. м. буд. Ростовский святитель начал писать Жития святых на март-май. Барочный декор зап. фасада Кирилловского собора. Посл. треть XVIII в. Барочный декор зап. фасада Кирилловского собора. Посл. треть XVIII в. XVIII век стал временем расцвета К. м. В монастырском архиве сохранилась значительная документальная база; мон-рь чаще упоминается по освящению главного престола как Свято-Троицкий. Покровителями К. м. оставались гетманы; немаловажная роль в жизни обители принадлежала российским монархам, начиная с Петра I. Меценатами выступали гетманы И. И. Скоропадский, к-рый универсалами подтвердил все владения мон-ря и размежевание его земель с магистратскими, Д. П. Апостол, К. Г. Разумовский. Из именитых вкладчиков известны гр. Н. Разумовская, генерал-губернаторша П. Глебова, кнг. Горчакова, а также серб. офицеры. В описях К. м. за 1754 и 1767 гг. приведено большое число пожертвований: облачения, церковные сосуды, драгоценности, денежные вклады. В сер. XVIII в. в соборе были проведены восстановительные работы на средства, к-рые почти 15 лет собирала обитель. В 1745 г. ремонтировали кровлю и купола со звездами (Иван Безим, Иван Лупина, Каленик-стекольщик); произведены отделочные работы - штукатурка и побелка (1746-1747, артель Лукьяна и Стефана), окончательно закрывшие древние фрески. Документы показывают, что с 1748 по 1751 г. никаких работ в мон-ре не велось; в 1752-1754 гг. в соборе горел иконостас и сундуки с архивом; в 1757 г. собор ограбили - унесли деньги и ценные вещи. Настоятели этого времени (всего 22; К. м. не получил степень архимандритии, лишь те настоятели были архимандритами, кто получили сан до назначения в К. м.) отличались своим духовным настроем, направлением деятельности, имели разное образование и не все пользовались должным авторитетом. Они не избирались, а назначались митрополитом, нередко по протекции. Так, в 1749 г. Тимофей (Щербацкий), митр. Киевский, несмотря на сопротивление братии, назначил игуменом выпускника и преподавателя КДА, ректора Тверской семинарии архим. Иоанникия (Скабовского; 1749-1752). Члены консистории и братия пожаловались на митр. Тимофея в Святейший Синод, но по приказу имп. Елизаветы были оштрафованы и освобождены от должностей. Только в 1763 г. братия самостоятельно избрала игумена (претендентов со стороны на бедную обитель не было). С 1774 г. назначение обязательно утверждалось Святейшим Синодом.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря. Изменения, коснувшиеся в XVIII столетии всей монастырской жизни, начались для Ивановского монастыря с перестройки келий. Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества. Первой такой игуменией стала м. Елена (Протопопова), избранная в 1733 году настоятельницей из сестер Ивановского монастыря. Она была дочерью священника храма Трех Святителей на Кулишках. Неожиданно в конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. Четвертого июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие. В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц. Эти насельницы во главе с игуменией Елпидифорой стали свидетелями вторжения в Москву французов, пожара монастыря и его разграбления. Но часть ризницы успели отправить в Вологду. Во время пожара от огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Покровский Хотьков монастырь. После изгнания французов многие церкви, сильно пострадавшие от пожара и оставшиеся после него с малым количеством прихожан, были упразднены и приписаны к другим, а некоторые, из-­за невозможности восстановления, разобраны. Ивановский монастырь не разобрали, но его, как и Георгиевский девичий, и Крестовоздвиженский мужской, было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Монахинь Ивановского монастыря решено было расселить по московским монастырям: Зачатьевскому, Новодевичьему, Рождественскому, Вознесенскому и Страстному. Опустевшие здания монастыря были необходимы городу для размещения оставшихся без крова после опустошительного пожара 1812 года. В бедственном положении оказались и служащие Синодальной типографии. После вывода монахинь в другие монастыри было решено в освободившихся келиях и в игуменских покоях расселить служащих типографии.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Но особенно чтили Ефима Григорьевича старообрядцы (из начитанных), и он в последнее время своего пребывания в расколе, а особенно по присоединении к церкви имел с ними много бесед о церкви и разных религиозных вопросах. Так он близко знаком был с Елисеем Савичем Морозовым 1 : их сближали толки об антихристе, которыми оба любили заниматься. Я и сам не раз был свидетелем их разговоров об этом предмете. Так, помню, на Нижегородской ярмарке, в 1861-м, или 1862-м году, когда Ефим Григорьевич торговал книгами, а я находился у него в служащих, раз приходит к нам в лавку Елисей Савич. Между разговора Ефим Григорьевич говорит ему: «Вот вы, Елисей Савич, теперь об антихристе разумеете согласно с учением святых отец и православной церкви; мы с вами понимаем теперь одинаково, что антихрист будет лице самостоятельное. Но прошу вас, скажите мне: если антихриста самолично в мире еще нет, то куда же девалась истинная Христова Церковь с иерархией и таинствами, и от кого она скрылась? Ведь вам не безызвестно, что до пришествия антихриста церковь должна существовать во всем своем величии». Елисей Савич, немного подумав, ответил: «Ты, Ефим Григорьевич, и сам хорошо знаешь сказанное в Кирилловой книге, что антихрист прежде пришествия своего, чрез своих предотеч, везде жертвенники и истинную жертву истребит и кумир свой на святом месте поставит. Видишь, и до пришествия антихриста истинной жертвы не будет». Тут Ефим Григорьевич берет Кириллову книгу и раскрывает на том месте, которое привел Морозов; потом берет маленькую книжку Стефана Зизания об антихристе, напечатанную в Вильне в 1576 г., и раскрывает ее на том месте, где, приведены те же слова, что и в Кирилловой книге, но несколько иначе, – не сказано пред чьим пришествием антихрист истребит жертву, пред Христовым, или пред своим, а говорится только: «о том бо Хрисостом (т.-е. Златоуст) мовит, ибо антихрист прежде пришествия истинную оферу истребит и болван свой на святом месте поставит». Затем и еще берет Толковый Апостол и раскрывает на 150-м зачале, где читается, что антихрист пред пришествием Господним везде жертвенники и истинную жертву истребит и кумир свой на святом месте поставит.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

Переславль-Залесский. Горицкий Успенский монастырь. Колокольня с церковью Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь. Колокольня. Над восточной стеной возвышается массивная колокольня, ее начали возводить в шестидесятые годы XVIII столетия, но затем работы приостановились и возобновились в конце семидесятых годов. Если внимательно присмотреться к зданию, то заметно, что верхний ярус колокольни по характеру убранства и четкости членений отличается от нижних ярусов. Следовательно, достраивал колокольню уже другой архитектор. Здание построено из кирпича и белого камня - известняка, из которого выполнены цоколь, межъярусные карнизы и другие архитектурные детали. В настоящее время верхний ярус колокольни служит смотровой площадкой для посетителей. Отсюда открывается великолепный вид на город и его окрестности. Вокруг монастыря идет полуразвалившаяся каменная ограда с башнями и бойницами. На восточной стороне ограды устроена каменная колокольня; начата она постройкою при епископе Геннадии Кратинском, а окончена при епископе Феофилакте. Под колокольнею устроен храм Богоявления Господня; алтарь ее выдвинут из ограды, а западная стена из - под колокольни для трапезы. Богослужение в Успенском соборе совершается только в летнее время по воскресеньям и праздничным дням; зимою богослужение совершается в теплой Богоявленской церкви, что под колокольнею. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Трехъярусная колокольня построена в 1760-1770-е годы. После упразднения Горицкого монастыря в 1788 году почти все его колокола были отвезены в Петербург и помещены на колокольню Петропавловского собора. В Переславском музее хранится колокол из Горицкого монастыря. Судя по имеющейся на нем надписи, он был отлит на Украине в 1649 году мастером Андреем Савичем Людвистром «за позволением его милости пана Богдана Хмельницкого, гетмана войска запорожского». Из книги " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . - Москва, " Вече " . 2004, стр. 161-162

http://sobory.ru/article/?object=05694

   001    002    003   004     005    006