Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН в ряде древнерус. текстов имя одного из первых Ростовских епископов. В Житии сщмч. Леонтия Ростовского (первоначальная редакция, дошедшая в списке 2-й пол. XIV в. ГИМ. Син. 246, была составлена, вероятно, в кон. XII - нач. XIII в.) И. наряду с 1-м (по Житию) Ростовским еп. Феодором упоминается как один из предшественников сщмч. Леонтия (управлял епархией ок. 70-х гг. XI в.), оставивший епархию: «Зане преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии» ( Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250, ср.: С. 251). Однако из Киево-Печерского патерика (послание Владимирского еп. св. Симона мон. Поликарпу , не позднее 1226) следует, что 1-м Ростовским архиереем был сщмч. Леонтий («се бысть первопрестолник» - Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21). Указание Лаврентьевской летописи под 1231 г. в связи с хиротонией Ростовского еп. св. Кирилла II подтверждает это сообщение (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 458; ср.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 46). Упоминая о предшественниках сщмч. Леонтия, агиограф, с одной стороны, подчеркивал особую роль этого архиерея в христианизации Ростовского края, с другой - акцентировал внимание на древности Ростовской кафедры. В Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. приводится уникальное сообщение о том, что сгоревший в 1162 г. (по ранним летописям, в 1160) деревянный Успенский собор в Ростове был построен при И. (ПСРЛ. Т. 9. С. 230). Имя И. встречается в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083, 80-е гг. XV в.) и в перечнях Ростовских архиереев в летописях XV-XVI вв., где он указан 4-м епископом, после Феодора, Феогноста и Феодора II, а сщмч. Леонтий - 7-м (см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). В некоторых ростовских синодиках 2-й пол. XVII в., в большинстве синодиков XVIII в. и в «Летописи Ростовских архиереев», составленной Ростовским митр. св. Димитрием (Савичем (Туптало)) , И. назван 2-м Ростовским архиереем, перед сщмч. Леонтием. В синодике ростовского Успенского собора 2-й пол. XVII в., в синодиках Борисоглебского на Устье (посл. четв. XVII в.) и Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1700-1701) мон-рей перечень Ростовских архиереев начинается со сщмч. Леонтия (см.: Мельник А. Г. Св. Леонтий Ростовский: Равноапостольный или мученик?//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/389161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНКОРДИЙ [лат. Concordius] († 175 (?)), сщмч. Сполетийский (пам. 4 июня; пам. зап. 1 янв.). Согласно анонимному Мученичеству, К. жил в Риме во время правления имп. Антонина Пия (138-161). Он происходил из знатной благочестивой семьи. Его отец, по имени Гордиан, был пресвитером и воспитал сына в христ. вере; они вели аскетическую жизнь и раздавали милостыню нуждающимся. Еп. (папа) Римский свт. Пий I (142 или 146-157 или 161) рукоположил К. во иподиакона. Желая избежать гонений на христиан, К. попросил у отца разрешения отправиться к своему родственнику Евтихию, проживавшему на Соляной дороге (Виа-Салария), недалеко от г. Требула (к северо-востоку от Рима). Там К. и Евтихий проводили время в посте и молитве и исцеляли мн. болящих, благодаря чему они приобрели славу в народе и слух о них достиг тусского эпарха Торквата (правитель Этрурии, жители к-рой назывались тусками), жившего в г. Сполетий (ныне Сполето). Он арестовал К. и пытался уговорить его принести жертву языческим богам, но мученик был непреклонен. Тогда его подвергли бичеванию и заключили в темницу. Ночью к нему пришли Евтихий и свт. Анфим , еп. Итерамны (ныне Терни) и Сполетия (пам. зап. 21 февр., 18 июня), к-рый был другом Торквата. Он убедил эпарха отпустить узника. К. прожил у епископа нек-рое время и был рукоположен им во иерея. Затем Торкват снова арестовал К. и призывал его принести жертву Зевсу, ожидая, что тот изменит свое мнение. Выслушав отказ святого, Торкват повелел привязать его к позорному столбу, но, поскольку и эта мера не возымела действия, его заточили в темницу, заковали в кандалы и оставили без пищи, намереваясь уморить голодом. Ночью К. явился ангел и укрепил его в вере. Через 3 дня Торкват приказал 2 воинам сказать К., чтобы он принес жертву Зевсу, иначе ему отсекут голову. К. вновь мужественно исповедал христ. веру и плюнул на идол Зевса. Один из воинов в гневе извлек меч и обезглавил мученика. Два священнослужителя похоронили К. рядом со Сполетием, в месте, изобилующем подземными ключами. Мн. больные и одержимые бесами получили исцеление у гроба сщмч. К. Вероятно, Мученичество было составлено в более позднее время, поскольку имеет хронологические ошибки (при Антонине Пии не было гонений), поэтому его содержание нельзя считать полностью достоверным. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония память сщмч. К. указана под 1 янв. В Элладской Православной Церкви его память отсутствует. Мученичество, приводимое свт. Димитрием (Савичем (Туптало)), митр. Ростовским, основано на сказании, содержащемся в Acta Sanctorum. Ист.: ActaSS. Ian. Vol. 1. P. 9-10; MartRom. Comment. P. 1-2. Лит.: ЖСв. Июнь. С. 79-83; Amore A. Concordio//BiblSS. Vol. 4. Col. 142. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/1841936.html

В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) патриарх Иоаким послал грамоты Киевскому митр. Гедеону (Святополк-Четвертинскому), Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и киево-печерскому архим. Варлааму (Ясинскому) с предписанием изложить свою позицию по этому вопросу. В 1688 г. царевна София Алексеевна отправила гетману Мазепе посвященную данной теме «Книгу о манне Хлеба животного» Сильвестра (Медведева) . Вместе с сочинением Сильвестра на Украину была послан содержавший иную т. зр. труд греков Лихудов «Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым». В письме Мазепе от дек. 1688 г. И. высоко оценил «Книгу о манне...»: «Пречестнаго монаха Медведева веру, труды, разум хвалю и почитаю» (цит. по: Шляпкин. 1891. С. 178). Труд Сильвестра, с к-рым И. состоял в переписке, давал ответ на вопрос о времени преложения Св. Даров в духе католич. богословия. Эту т. зр. разделяло большинство малороссийского духовенства. В нач. 1689 г. И. включился в дискуссию о времени пресуществления Св. Даров, видимо по благословению Киевского митрополита написав «Книгу о пресуществлении, словесы Христовыми с действием Святаго Духа совершающомся». Главными оппонентами И. и Сильвестра (Медведева) в Москве выступили братья Лихуды. Для решения спора в авг. 1689 г. в Москву была направлена делегация Киевской митрополии, в состав которой входил И. Во время дискуссий взгляды И. были признаны «латинницкими», и его выслали из Москвы. На Московском Соборе 1690 г. книга И. попала в число сочинений, на распространение к-рых налагался запрет. «Книга о пресуществлении...» сохранилась в неск. списках, обнаруженных И. А. Шляпкиным (см.: Там же. 1891. С. 195. Примеч. 1). И. принимал деятельное участие в церковных, общественных и политических событиях в Киеве и Юго-Зап. Руси в кон. XVII в. В мае-июне 1690 г., во время выборов Киевского митрополита, И. являлся маршалком Собора. 25 июля 1687 г. И. присутствовал на избрании И. С. Мазепы гетманом, подписал избирательный акт. Вскоре Мазепа пожертвовал крупные средства на ремонт монастырской Кирилловской ц. 29 апр. 1692 г. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) поручил И. провести с Мазепой переговоры об учреждении в Батурине архимандритии во главе со св. Димитрием (Савичем (Туптало)) . Об ответе Мазепы, занятого в 1691-1692 гг. борьбой с восстанием под рук. Петрика, неизвестно. 26 июля 1692 г. Мазепа издал универсал о передаче Кирилловскому мон-рю озер, ранее принадлежавших Ржищевской обители, «иж просил нас превелебный господин отец Инокентий (Монастырский), игумен свято-кирилский киевский, з братиею» (Там же. 239).

http://pravenc.ru/text/468735.html

Заупокойное поминание И. существовало в Пскове. Имя архиерея читается во всех 7 известных псковских синодиках XVI-XVIII вв., их древнейший протограф был составлен не позже нач. XIII в. (см.: Янин. 1988. С. 48, 208-209). И. упоминается между епископами Никитой и Нифонтом в «Чине о еже, како подобает творити в пяток вечер о усопших последование» в составе Служебника и Требника Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Л. 171 об.; ркп. написана между 1516 и 1533 гг., ныне находится в Псково-Печерском мон-ре, ранее хранилась в НБ Тартуского ун-та; см.: Бегунов Ю. К. Редкий псково-печерский Евхологион XVI в.//Anzeiger für slavische Philologie. Graz, 1974. Bd. 7. S. 59). Очевидно, поминание И. в Пскове связано с тем, что Всеволод Мстиславич вскоре после изгнания из Новгорода вокняжился в Пскове и через неск. десятилетий после кончины стал почитаться как первый псковский святой. Память об И. в Пскове подтверждает гипотезу о взаимной поддержке И. и кн. Всеволода. Утверждение Мусина, что поминания И. в псковских синодиках «не носят характера исторической достоверности» ( Мусин. 1998. С. 196), безосновательно. Столь же сомнительна гипотеза Т. В. Кругловой, согласно к-рой И. после оставления кафедры жил в псковском Мирожском в честь Преображения Господня монастыре ( Круглова Т. В. Начальная история Спасо-Мирожского мон-ря//Псковская губерния: Газ. 2002. 6(77); 7(78)). Невозможно согласиться с мнением Янина ( Янин. 1988) о том, что И. скончался в Новгороде при свт. Нифонте и был погребен в Мартириевской паперти Софийского собора. Согласно Янину, вскоре после избрания на Новгородскую кафедру свт. Иоанна (Илии) в 1163 г. останки И. были извержены из саркофага, а на его месте якобы было устроено погребение еп. Аркадия . И. не назван в позднейших жизнеописаниях своих современников - в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.), в Житии свт. Нифонта Новгородского (1558), в Житии св. кн. Всеволода Мстиславича (сер.- 2-я пол. XVI в.). Лишь в поздней ред. Жития свт. Нифонта, составленной свт. Димитрием (Савичем (Туптало)) в кон. XVII в., говорится, что, «когда блаженный Иоанн, епископ Новгородский... ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в монастырь», на его место был поставлен свт. Нифонт (ЖСв. Апр. С. 135), что является позднейшей агиографической интерпретацией летописной статьи 1130 г.

http://pravenc.ru/text/469530.html

1855 г., II, стр. 299). В Киеве доселе есть фамилия Савичей, считающих себя родственниками святителя. Туптало, кажется, личное прозвание Саввы: Святитель повсюду подписывался Савичем, а не Тупталой, и так называется в грамотах. Что Савва Туптало был шляхетского роду, видно по его часто встречающемуся портрету: на нем находим герб – дворянский красный щит, с изображением вроде греческой дельты и с крестом на верху («Достопамятности Москвы». Тромонина, М. 1845, стр. 32, «Киевск. Стар». 1882, VII, отдельное изд. портрета пр. Лебединцева, 1881 г. и др.). То же изображение на печати собственноручного письма св. Дмитрия у ризничего Ростов. Яковл. монастыря о. Гавриила. В Синод. рук. 1061, л. 35, записан род святителя Дмитрия, митрополита Ростовского: Саввы, Марии, Григория, Параскевы, Марии, Михаила, иеромонаха Феофана, Параскевы, Феодосии, монаха Иллариона, монахини Александры, монаха Афанасия, иеродьякона Пармена. 12 Прил. 1. В Соч. I, 458, Воеводина (!), что заставило автора соч. «Св. Дмитрий», М. 1849, стр. 1 говорить об отношениях Радзивилов к Макарову etc. Ср. Белоз. " Южн. лет.», стр. 22 и 64. 13 «Киев. Стар.», 1882, VII, 196. Завещание Параскевы, там же VIII, 383. Никольский монастырь был расположен вблизи Киевск. Кирилловского. 14 Боплан, «Описание Украины», Спб., 1832, стр. 3–4. Вид Киевской лавры на гравюре 1651 года в «Памятниках», изд. Киевск. комм. для разб. др. актов, т. I, К. 1848, приложение. 15 «Сборник материалов для исторической топографии Киева» К. 1874, стр. 73 и 86. Travels of Macarius by Paul of Aleppo, 3, VI, 13 и сл. 17 «Киев. Стар.», 1882, VIII, 383, «Киев. Епарх. Вед.», 1868 г., 16, стр. 609; Петров, " Опис. рук. церк. музея Киев. дух. акад.», К. 1875, I, 185–186. Этот дом, принадлежавший когда то полковнику Чесноку, уцелел доселе. «Киев. Стар.» 1882, III стр. 196. Он одноэтажный, каменный, со сводами. Другие сведения были помещены в 3935 «Нового Времени» от 11 февраля 1887 г. Исследователи русской старины на днях открыли в Киеве трехэтажный дом, первым владельцем которого был отец св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В марте 1713 г. И. выслал ему благословенную грамоту и антиминс к освящению монастырской церкви. 18 янв. 1708 г. по прошению митрополита, который часто и подолгу болел, в Москве состоялась хиротония во епископа Ладожского, викария Новгородской епархии архим. Иоиля. После кончины еп. Иоиля в 1712 г. И. полтора года оставался без викария. Он просился на покой в Троице-Сергиев или в Колмов монастыри, но Петр I не отпускал его. 24 янв. 1714 г. во епископа был хиротонисан архим. Аарон (Еропкин) , к-рый стал новым викарием Новгородской епархии с титулом Корельский и Ладожский. Весной 1714 г. И. в последний раз посетил С.-Петербург, где провел ок. 2 месяцев. В новой столице к этому времени уже был устроен дом для приезда архиерея - 1-е Новгородское подворье. Участие И. в созидании города на Неве было разносторонним: по многочисленным заявкам он направлял туда певчих, иконописцев, каменщиков, столяров, плотников и принимал меры к подготовке необходимых специалистов в Новгороде. В 1715 г. к Софийскому дому были присланы 60 дворянских детей для обучения чтению и письму. В просветительской деятельности И. опирался и на древнюю культурную традицию, и на «новины». Так, он развивал традиции новгородского летописания, по его благословению продолжалась работа над Новгородской III летописью, начатая при Новгородских митрополитах Иоакиме (впосл. патриарх) и Корнилии. В то же время И. предпринял попытку издать в Новгороде Лексикон греко-славено-латинский иером. Епифания (Славинецкого). Поддерживал контакты со мн. представителями интеллектуальной элиты России рубежа XVII и XVIII вв., в т. ч. принадлежащими к противоположным идейным группам («грекофилам» и «латинствующим»). Вел обширную переписку с митрополитами Ростовским свт. Димитрием (Савичем (Туптало)) , Казанским Тихоном (Воиновым) , Нижегородским Сильвестром (Холмским), архиеп. Холмогорским Афанасием (Любимовым) , Ф. П. Поликарповым-Орловым и др. Митрополит тесно общался с архим. Гавриилом (Домецким) , к-рый оказал на него значительное влияние.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Со 2-й четв. XVII в. краткое Житие И. Р. регулярно издается в Москве в составе Пролога (1-е изд. в 1641 г.), служба (с каноном 6-го гласа; см.: Спасский. 2008. С. 28) - в составе октябрьского тома Миней служебных (1-е изд. 1645 г.; см.: Дылевский. 1974. С. 91). На рубеже 10-х и 20-х гг. XVII в. сведения о мощах И. Р. были включены в антиуниат. полемический трактат Захарии (Копыстенского) «Палинодия»: «Недалеко от Дуная реки, пять дни ходу за местом великим Софиею есть у горах великих, которые ся зовуть Рыльскими, монастырь преподобнаго отца нашего Иоанна Рильскаго, котораго память обходит Церковь месяца октобрия 19 дня. Того святого тело есть целое в раце в монастыру том и чинит чуда, и многим уздравления и по нынешний день, а родом был Болгарин и постился в тых горах за царя Никифора Болгарина» (Lev Krevza " s «Obrona iednosci cerkiewney» and Zaxarija Kopystens " kyj " s «Palinodija»/Introd. O. Pritsak, B. Struminsky. Cambridge, 1987. Р. 399. (Harvard Library of Early Ukrainian Literatur: Texts; 3). В 1671 г. в типографии Киево-Печерской лавры иером. Антоний (Радивиловский) включил в сборник, изданный по желанию и на средства переяславского казачьего полковника Родиона Думитрашку Раича (Рачи), Житие И. Р. и службу ему. Непривычный для восточнослав. традиции набор текстов можно объяснить происхождением заказчика из Молдавии и его связями с Зографским мон-рем на Афоне. Житие И. Р. здесь представлено в особой редакции, созданной на основе Евфимиевой с дополнениями по проложной редакции и по повести Владислава Грамматика о перенесении мощей из Тырнова в Рильский мон-рь ( Дылевский. 1974. С. 98-107). Служба (с каноном 6-го гласа «Божественным светом осиян от ангелы») представляет один из вариантов, известных в восточнослав. рукописной традиции ( Ангелов. 1977. С. 68-69). Издание украшено 2 гравюрами с изображениями святого. В 1689 г. в той же типографии был издан 1-й т. Миней-Четьих («Книги житий святых»), составленных свт. Димитрием (Савичем (Туптало)) , где под 19 окт. помещено Житие И. Р., составленное на основе проложного. Книга неоднократно переиздавалась до 1917 г. и получила известность как в России, так и у юж. славян, на Афоне и в румын. землях.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Такое значение богоугодной жизни и трудов Святителя Ростовского Димитрия было главным побуждением к начертанию предлагаемого жизнеописания. Жизнь святителя Димитрия Святитель Димитрий 1 , нареченный в крещении Даниилом, родился в местечке Киевской губернии, Макарове, в декабре 1651 г. 2 Родители его Савва Григорьевич Туптало и Мария Михайловна были благочестивые христиане, – так отзывается о них сам сын, конечно, имея в виду их православие и добрую христианскую жизнь. Кроме того замечателен отзыв св. Димитрия о своей ма­тери в его записи об обстоятельствах ее кончины. Вот слова его: «В самый великий пяток спасительныя страсти, мать моя преставися в девятый час дне, точно в тот час, когда Спаситель наш, на кресте стражду­щий за спасете наше, дух Свой Богу Отцу в руце предал. Имела лет от рождения своего более семидесяти... да помянет ю Господь во царствии Своем небесном! Скончалась с хорошим расположением, памятью и речью. О, дабы и мене таковой блаженной кончины Господь удостоил ея молитвами! И подлинно, христианская ея была кончина: ибо со всеми обрядами христианскими и с обык­новенными таинствами, бесстрашна, непостыдна, мирна. Еще же да сподобит ю Господь доброго ответа на страшном Своем суде, якоже и не сомневаюсь о Божием милосердии, и о ея спасении, ведая постоянную, добродетельную и набожную ея жизнь. А и то за добрый спасения ея знак имею, что того же дни и того же часа, когда Христос Господь разбойнику, во время вольныя Своея страсти, рай отверзл, тогда и ея душе от тела разлучиться повелел». В сих словах заключается лучшая похвала и нежной любви сыновней строгого подвижника и благочестию матери. Погребена она самим сыном в Киевском Кирилловском монастыре (1689 г.) 3 . Отец Даниила, Савва Туптало, был казак и потом дослужился до звания сотника 4 . Из Макарова он пе­реселился в Киев; жизнь его была продолжительна; но сведения о ней очень скудны. В 1671 г., когда Польское правительство прислало к Киеву отряд войска для занятия сего города, который договором Андрусовским (1668 г.) Россия обязалась чрез два года возвратить Польше, Савва Туптало, вероятно, во время отражения Поляков, захвачен был в плен, отведен в Польшу и только на третий год возвратился оттуда, отпущенный Собесским с письмом к гетману Дорошенку 5 . Но и после того, не смотря на свои восемьдесят лет, сотник Туптало не отка­зывался от исполнения разных поручены по воинской службе 6 . А последние годы своей жизни старец посвятил собственно служению Церкви: он был ктитором Киевского Кириллова монастыря и скончался ста трех лет от роду, в 1703 г. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

97 Йосипенко С. Естетичне вчення Д.С. Туптала (св. митрополита Ростовського) в Автореф. канд. наук. 1996; Он же. Туптало та напрямок раннього в XVII культура. Зб-к наук. праць на пошану професора 2005. С. 118–127. 98 Довга Л. Система в XVII (на спадщини – 2005. С. 43, 47, 55, 60–62, 64, 68, 69, 308, 309, 313. 100 Марголина И. Святитель Димитрий Ростовский в истории Киево-Печерского читання. наукових 1996–1997. 1998. С. 58–59; Жиленко И. К вопросу о главном источнике первого тома Жития Святых св. Димитрия Туптала–Савича//Там же. С.60–71; Болгарский Д. Пение и музыка в жизни святителя Димитрия Ростовского //Там же. С. 85–88; Васильев М. Памятные места, связанные с семьей Тупталов в Киеве//Там же. С. 91–93; Кабанец Е. Неизвестное творение святого Димитрия Туптала Ростовского//Там же. 94–98 (Позднее тезисы этого доклада вновь были озвучены на конференции в Ростове, см.: Кабанец Е.П. Святитель Димитрий и служба печерским святым//Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. С. 219–237); Марченко О. Произведения св. Димитрия Ростовского в фондах изданий старопечатных, редких и ценных книг Государственной исторической библиотеки//Там же. С. 101–102. 101 Дмитро Туптало у бароко: наукових Вип. 1. 2007. 102 Украинские филологи начали обращаться обращались к наследию митр. Димитрия значительно раньше, см.: Iciчehko Ю.А. Киво-Печерський патерик у лimepamyphoмy npoцeci kihця XVI – початку XVIII ст. на К., 1990. С.86–87. 103 Бiлoyc О. Чудо архистратига Михаила в Дмитра Туптала//Дмитро Туптало у бароко: наукових Вип. 1. 2007. С. 25–30; Бiлoyc П. Питання ncuxoлorii творчости в «Дiяpiюшi» Дмитра Туптала//Там же. С. 64–71; Голик Р. Риторика чи мicmuka: cepeдhьobiчhi образи та pahhьohobimhi стереотипи в дuckypci Дмитра Туптала//Там же. С. 125–135; Дyбihiha К. Memaфiзuka образу в Дмитра Туптала й Ibaha Величковського//Там же. С. 147–152; Irop (Iciчehko), арх. Аскетична mpaдuцiя монастыря в ariorpaфiчhoмy дuckypci свт. Дuмumpiя Туптала//Там же. С. 7–14; Кашуба М. Дмитро Туптало в фiлocoфcьkiй же. С. 198– 208; Криса Б. Bipшobahuй текст Дuмumpiя Туптала як перехрестя cpeдhьobiчhux i pahhьohobimhix mehдehцiй

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий 1 , нареченный в Крещении Даниилом, родился в местечке Киевской губернии, Макаров, в декабре 1651 г. 2 Родители его Савва Григорьевич Туптало и Мария Михайловна были благочестивые христиане, – так отзывается о них сам сын, конечно, имел в виду их православие и добрую христианскую жизнь. Кроме того замечателен отзыв св. Димитрия о своей матери в его записи об обстоятельствах ее кончины. Вот слова его: «В самый великий пяток спасительныя страсти, мать моя преставися в девятый час дне, точно в тот час, когда Спаситель наш, на кресте страждущий за спасение наше, дух Свой Богу Отцу в руце предал. Имела лет от рождения своего более седмидесяти.... да помянет ю Господь во царствии Своем небесном! Скончалася с хорошим расположением, памятью и речью. О, дабы и мене таковой блаженной кончины Господь удостоил ея молитвами! И подлинно, христианская ея была кончина: ибо со всеми обрядами христианскими и с обыкновенными таинствами, безстрашна, непостыдна, мирна. Еще же да сподобит ю Господь добраго ответа на страшном Своем суде, якоже и не сомневаюсь о Божием милосердии, и о ея спасении, ведая постоянную, добродетельную и набожную ея жизнь. А и то за добрый спасения ея знак имею, что того же дни и того же часа, когда Христос Господь разбойнику, во время вольныя Своея страсти, рай отверзл, тогда и ея душе от тела разлучиться повелел». В сих словах заключается лучшая похвала и нежной любви сыновней строгого подвижника и благочестию матери. Погребена она самим сыном в Киевском Кирилловском монастыре (1689 г.) 3 . Отец Даниила, Савва Туптало, был казак, и потом дослужился до звания сотника 4 . Из Макарова он переселился в Киев; жизнь его была продолжительна; но сведения о ней очень скудны. В 1671 г., когда Польское правительство прислало к Киеву отряд войска для занятия сего города, который договором Андрусовским (1668 г.) Россия обязалась через два года возвратить Польше, Савва Туптало, вероятно, во время отражения Поляков, захвачен был в плен, отведен в Польшу, и только на третий год возвратился оттуда, отпущенный Собесским с письмом к гетману Дорошенку 5 . Но и после того, не смотря на свои восемьдесят лет, сотник Туптало не отказывался от исполнения разных поручений по воинской службе 6 . А последние годы своей жизни старец посвятил собственно служению Церкви: он был ктитором Киевского Кириллова монастыря, и скончался ста трех лет от роду, в 1703 г. 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010