При проведении экскурсий по Ростову Великому возможно посещение основных достопримечательностей города. При этом необходимо учитывать, что вход на территорию некоторых объектов платный. Паломнические и туристические группы принимаются на территории монастыря ежедневно с 10:00 до 17:00, паломническо-экскурсионная служба располагается в здании монастырской сторожки, при входе в монастырь, сразу за калиткой. Заявки на проведение экскурсий желательно подавать не позднее одних суток до намеченной даты посещения монастыря. Договориться о проведении экскурсий можно по телефонам +7 (48536)7-43-69 (спросить экскурсионную службу). Трудникам и волонтерам [ править править код ] Для желающих благотворительно потрудится в обители необходимо заранее созвониться с паломнической службой по телефону: +7 (48536) 7-43-69 и договориться о возможности пребывания в монастыре. Как добраться [ править править код ] Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен на юго-западной окраине города Ростова, на берегу озера Неро. Ростов − районный центр Ярославской области. Доехать до него можно на автомобиле, автобусе или поезде. Город стоит на трассе Москва-Архангельск, расстояние от Москвы − около 220 км, от Ярославля − около 55 км. Из Москвы автобусы до Ростова отправляются со Щелковского автовокзала. Для москвичей удобнее всего воспользоваться Ярославским экс­прессом, следующим из Москвы в 7:35 и в 14:45. Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:41 и в 15:24. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Проезд от автовокзала и железнодорожного вокзала до монастыря − по улице Луначарского нужно ехать до Ростов­ского кремля, далее по улице Ленина до пересечения­ния с улицей Московской. Здесь надо повернуть налево, к озеру. Вскоре перед вами откроется величественная панорама монастыря. От центра города к монастырю можно доехать на автобусе или маршрутном такси (направление − к ул. Переславской; для маршрутных такси − конечная остановка, для автобусов − предпоследняя остановка), после чего потребуется дойти до монастыря три квартала по направлению к берегу озера.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

О существовании Сретенского монастыря упоминается в записях Николовспольской церкви. Златоустовский – по преданию, стоял между теперешней Семеновской улицей и Предтечевской, в саду бывшем Хлебникова. Об основании и упразднении его известий не сохранилось, но еще в XVII столетии на месте монастыря существовал «храм древян Иоана Златоустого клецкий в храме образ местной Иоанна Златоустог о, да образ Рождество Пресвятой Богородицы на празелени»; эта церковь упразднена в XVIII веке. Горицкий женский был расположен не далеко от Златоустовского на месте нынешней церкви Рождества Богородицы. По преданию, был основан внучкой св. Петра – княгиней Варварой, а в XIV веке св. архиепископом Феодором перенесен ближе к Кремлю, где теперь Рождественский женский монастырь. Спасо-Песковский, основанный в XIII столетии супругой благоверного князя Василька – Марией, упразднен в 1764 г. и присоединен к Иаковлевскому. До нашего времени уцелела соборная монастырская Спасская церковь , о которой сообщим ниже при описаний Спасо-Иаковлевского Димитриевского монастыря. Нине существующие монастыри. Богоявленский Аврамиев Богоявленский Аврамиев мужской монастырь, основанный во второй половине XI столетия преподобным Аврамием, стоит на восточной окраине Ростова, за чертой города, вблизи Кекинской фабрики 3 . Преподобный Аврамий был сын неизвестных родителей: пришел в Ростов не ранее 1070 года и, поселившись в небольшой хижине на берегу озера, стал понемногу просвещать язычников, населявших «чудский конец» города. Божией помощью Аврамий сокрушил главного идола «скотьего бога Велеса» и на месте капища основал святую обитель, в которой, по кончине своей, и был погребен. Св. мощи просветителя «чудских язычников обретены были в княжение Всеволода Юрьевича (1176–1212) и тогда же установлена была память преподобному 29 октября. Монастырь Аврамия с течением времени расширялся и украшался княжескими и царскими дарами. Царь Иоанн Васильевич Грозный в бытность свою в Ростове поклонялся мощам угодника и взял себе жезл, которым св, Аврамий сокрушил идола Велеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Возвышение Яковлевского монастыря связано с захоронением в нём в 1709 г. Димитрия Ростовского. После причисления его к лику святых в монастырь стали поступать большие вклады, приезжать именитые паломники. В 1725 г. к Зачатьевской церкви вплотную пристроили Яковлевскую церковь, заново перестроенную в 1824 г. Во второй половине XVIII в. вокруг монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя башнями, двумя воротами, колокольней и двухэтажными зданиями келий в северо-западном углу территории. В первой половине XIX в. ворота и восьмигранные башни ограды были перестроены в формах псевдоготики губернским архитектором П.Я. Паньковым, а в 1836 г. Зачатьевская и Яковлевская церкви были объединены широкой трапезной, пристроенной с запада. В XIX в. Спасо-Яковлевский мужской монастырь относился к числу богатых первоклассных монастырей. Территория монастыря прямоугольной, близкой к квадрату в плане, формы(площадью 1,7 гектаров) обнесена со всех сторон высокой каменной стеной. К южной стене вплотную подступают воды озера Неро. Планировочная структура ансамбля достаточно проста и строга, хорошо сохранились все архитектурные памятники. От северных ворот (главный вход) к южным через всю территорию монастыря проходит прямая дорога, деля территорию на две части: западную (меньшую) и восточную. Эта главная дорога, являющаяся центральной композиционной осью ансамбля, возможно, была аллеей, о чем свидетельствует сохранившийся фрагмент двухсторонней липовой обсадки. Восточная часть монастыря условно разделена на два симметричных участка: южный с Зачатьевской и Яковлевской церквями и северный с Димитриевской церковью. Западная часть монастыря представляет собой внутренний двор перед кельями, Настоятельским корпусом, церковно-приходской школой и странно-приимным домом. На территории монастыря до начала 90-х г.г. ХХ в. сохранялись столетние липы. Самой грандиозной постройкой Спасо-Яковлевского монастыря и одним из наиболее значительных памятников Ростова является Дмитриевская церковь, возведенная в стиле классицизма в 1794-1802 г.г. на средства графа Н.П. Шереметева.

http://sobory.ru/article/?object=00226

  ЖУРНАЛ 97 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия об утверждении в должности священноархимандрита особо значимой обители Нижегородской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в должности священноархимандрита Успенского мужского монастыря Саровская пустынь города Сарова Нижегородской области.   ЖУРНАЛ 98 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии и переносе монастырей и о назначении на должность игуменов и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла назначить иеромонаха Иеронима (Миронова) на должность наместника Николаевского Верхотурского мужского монастыря города Верхотурье Свердловской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина открыть Димитриевский мужской монастырь города Оренбурга и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Варнаву (Соколова). 3. В связи с прошениями Преосвященного епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана: 3.1. Покровский женский монастырь, расположенный в городе Тында Амурской области, перенести в село Егорьевка Благовещенского района Амурской области и переименовать его в Святогорский Крестовоздвиженский женский монастырь. 3.2. Назначить монахиню Викторию (Телякову) на должность игумении Святогорского Крестовоздвиженского женского монастыря села Егорьевка Благовещенского района Амурской области.   ЖУРНАЛ 99 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об архипастырском окормлении приходов Московского Патриархата в странах Юго-Восточной и Восточной Азии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Управляющим приходами Московского Патриархата во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах, КНДР, Республике Корея назначить Преосвященного епископа Солнечногорского Сергия, с оставлением его в должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4645730.ht...

Рясное было основано в 1670 году полковником Сумского слободского полка Андреем Герасимовичем Кондратьевым. Поселение на высоком холме, с трех сторон окруженном водой, сын основателя Сум назвал Рясным не случайно. Эта местность изобиловала природными дарами: прекрасным черноземом, густыми дубовыми лесами с дичью, ягодами и орехами. В зарослях диких яблонь и груш гудели пчелы, а в чистой речной воде во множестве водилась рыба. В 1787-м Рясное перешло в качестве приданого одной из наследниц Кондратьева к ротмистру Дмитрию Хрущеву. Присоединив к поместью окрестные земли, гвардеец-кавалерист превратился в помещика-самодура, прославившегося жестоким обращением с крепостными. Сын же его, Константин, унаследовавший в 1840 году Рясное, стал для своих соседей образцом управления огромным имением. Не имея прямых наследников и будучи очень религиозным человеком, Константин Хрущев задумал на старости лет основать в селе монастырь – во искупление грехов своих и отца – и 14 сентября 1867 года получил императорское согласие на учреждение двухклассного мужского монастыря в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Помещик завещал монастырю все свое состояние – 4434 десятины земли и сто тысяч рублей в кредитных билетах, и в 1869 году в селе началось строительство первых монастырских сооружений. Своим расцветом монастырь обязан иеромонаху Святогорской Успенской пустыни Софронию. Став настоятелем, отец Софроний с усердием принялся за благоустройство храма и братских келий, построенных еще при жизни К.Д. Хрущева, а также за окончание строительства трапезного корпуса с церковью. 25 октября 1881 года главный храм обители был освящен во имя великомученика Димитрия Солунского, а иеромонах Софроний стал игуменом. Через четыре года монастырский комплекс приобрел законченный вид. В это время монастырь насчитывал 247 насельников (22 иеромонаха, 3 иеродиакона, схимник, 38 монахов, 177 послушников) и представлял собой целый городок. Его территория, обрамленная беленым кирпичным забором с башенками, была застроена храмами, двухэтажными жилыми корпусами и множеством подсобных помещений.

http://sobory.ru/article/?object=47242

Спасо-Иаковлевский Димитриевский мужской монастырь лежит на западном конце Ростова, на берегу озера и является одним из самых живописных и богатых в городе. До 1888 г. был ставропигиальным, затем состоял под управлением викария ярославской епархий – епископа угличского. В старину монастырь назывался «Зачатиевским» и основан в конце XIV столетия ростовским епископом Иаковом, св. мощи которого доныне почивают под спудом в соборном храме монастыря. Св. Иаков уроженец ростовский, сын простого земледельца, проживавшего в 44 вер. от Ростова на месте нынешней деревни Яковлево, принял пострижение в небольшой обители Копырской (давно упраздненной), где был, затем, игуменом. Отсюда, в 1386 г. он был поставлен епископом Ростову и в этом сане много боролся против ересей, распространяемых тогда в епархии разными лжеучителями. Правил паствою св. Иаков недолго: за оказанную им защиту одной женщины, приговоренной ростовским князем к казни, – святитель был изгнан из Ростова. Скорбя о происшедшем, он вышел на берег озера, снял с себя мантию, бросил ее на воду и, осенив себя крестным знамением, встал на одежду и поплыл по озеру по направлений к тому месту, где стоит теперь монастырь. Здесь он остановился и остался жить, построив небольшую церковь во имя «Зачатия св. Анны», в которой и был, по кончине своей, погребен. В начале своего существования монастырь был очень беден; все строения в нем были деревянные, да и те во время польского погрома погибли в огне. Только в 1686–1691 гг. ростовский митрополит Иона Сысоевич построил здесь каменную церковь , которая, с небольшими переделками, уцелела и доныне. Процветание же монастыря началось главным образом с 1750 г., когда открыты были мощи св. Димитрия. Этот знаменитый ростовский митрополит, талантливый обличитель раскола, красноречивый проповедник, ученый богослов, историк и поэт, заключившей своим прославлением сонм святых угодников древнего Ростова, занимал ростовскую кафедру 7 лет. Во время своего управлений так же, как и св. Иаков, неустанно боролся с расколом. В Ростов святитель Димитрий основал духовное училище, а незадолго до кончины ним написан был известный «Розыск о раскольнической брынской вере», который и теперь считается одним из лучших сочинений для борьбы с расколом. Кроме того святителем составлены «Чети Минеи», или «жития святых» на целый год; всех же крупных творений его насчитывается свыше 20, не считая оставшихся в рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

http://ryagsk-museum.narod.ru/favorite1.html Существуют два предания об основании монастыря, отличающиеся некими деталями. По одному из них, на месте будущего монастыря стояла древесная часовенка во имя великомученика Димитрия Солунского, рядом с которой находилась келья отшельника. Войско Дмитрия Донского, идя в поход на хана Мамая, остановилось неподалёку от того места. Александр Пересвет, готовясь к будущей битве, молился в келье отшельника и оставил там собственный яблоневый посох. По другим данным, часовню воздвиг сам Великий князь, во имя собственного ангела - великомученика Димитрия Солунского, остановившись на Дмитриевой горе около реки Верды, возвращаясь с Куликова поля. В некоторых исследовательских работах упоминается, что эти данные относятся к Троицкому монастырю,позже переименованному в Скопинский Свято-Духов монастырь, находившемуся тогда в 6 км ближе к Скопину. В 17-18 вв. Троицкий монастырь закрывался, а позднее открывался вновь. Может быть, что во время одного из таких закрытий посох Пересвета был перенесен из Троицкого монастыря в Свято-Дмитриевский, а вместе с посохом переместились и предания. Невзирая на некое расхождение в легендах, посох Александра Пересвета ( " Пересветова дубинка " ) - реально существующая реликвия, которая хранилась в монастыре в течение 600 лет, на данный момент находится в Рязанском краеведческом музее. Первое упоминание о монастыре датируется 1676 годом. Храмы и монашеские кельи в то время были деревянные. В 60-70 годы 18 века деревянный монастырь перестраивается в каменный за счет купеческих пожертвований. В 1752-1763 гг. в обители строится каменный " летний " собор Димитрия Солунского. В начале XIX века этот храм снова перестраивается и заново расписывается. Богослужения в нем были возобновлены в 1829 году, но работы по отделке интерьера и росписей храма продолжались до 1854 года. В 1770 году строится к югу от Дмитриевского собора на средства А.Ф. Кареева каменная " зимняя " церковь Сергия Радонежского, которая расширена в 1863 году. Во второй четверти XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда и строится 3-ярусная колокольня с воротами. До 1917 года входил в Ряжский уезд и именовался Димитриев Ряжским монастырем.

http://sobory.ru/article/?object=11585

На расстоянии 1,5 версты с восточной стороны от монастыря располагались две мельницы: деревянная трехэтажная водяная мельница на 4 отделения с просорушкою, крупорушки и кирпичная двухэтажная паровая мельница на 2 отделения. К нему пристроены отделения для двигателей, слесарных и для приезжих. Еще одно кирпичное помещение предназначалось для муки. К нему пристроены кухня и кельи для монахов, которые обслуживали мельницу. Здесь также были: сукновальня, кирпичный дом для монахов, двухэтажный дом (нижний этаж кирпичный, верхний – деревянный) для служащих. Еще двухэтажный дом с помещениями: внизу – для стирки белья, а сверху – 19 келий для прачек. Здесь же деревянный сарай для сушки белья и деревянная кухня для питания прачек. В двух верстах от монастыря, за Рясным, был монастырский кирпичный завод. При нем два деревянных здания для сторожа и рабочих, деревянные сараи для сушки кирпича и 4 печи для его выжигания. Количество кирпича удовлетворяло нужды монастыря и населения. За семь верст от монастыря к северу располагалось село Закобылье, которое в 1840 г. в связи со смертью Дмитрия Андреевича Хрущева в результате прошения его сына Константина для увековечивания памяти отца переименовано в Новодмитровку. На средства монастыря здесь было построено немало капитальных помещений. Двухэтажный дом (нижний этаж кирпичный, верхний – деревянно-каменный, обложенный кирпичом), крытый железом. В нем 14 келий вверху, а внизу – кухня, столовая, кладовая, 3 кельи. Теперь здесь лесничество. Рядом с мельницей была деревянная, крытая железом, сукновальня с 12 ступами. К ней пристроена деревянная кочегарка с 2 чугунными котлами. При мельнице были: деревянный дом для монахов и рабочих, деревянная кладовая и подъездной сарай под железом. В 1909 г. построена достаточно крепкая плотина. В 1910-1912 г.г. на средства монастыря и прихожан сел Новодмитровка, Таратутино, Москалевки с их трудовым участием построена церковь из кирпича достаточно оригинальной конструкции с высоким куполом. В 1930 г. в ней было зернохранилище, а после войны ее разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=47242

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XIV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 14-й том «Православной энциклопедии», увидевший свет в 2007 г., открывается объемной статьей «Даниил, пророк ветхозаветный», за которой следуют несколько десятков статей о святых Даниилах. В их числе – Даниил Заточник, преп. Даниил Столпник, Даниил Александрович, святой князь Московский. Заканчивается том статьей «Димитрий [Деметрий], имена 2 сир. царей из династии Селевкидов». Группу статей, посвященную Даниловским монастырям, открывает статья «Данилов во имя преподобного Даниила Столпника Московский мужской монастырь». Кроме многочисленных исследований, посвященных, как всегда, святым, различным персоналиям, памятникам церковного искусства, 14-й том «Православной энциклопедии» включает в себя целый ряд обширных статей по библеистике, литургике, истории Руси и Русской Церкви, истории западных исповеданий, страноведению. В 14-й том вошли такие статьи, как «Деяния святых апостолов», «Деисус», «Двунадесятые праздники», «Десять заповедей», «Димитриевская родительская суббота», «Державная икона Божией Матери». Новозаветная библеистика представлена обширной статьей «Деяния святых апостолов». Среди богословских тем тома — статья «Десять Заповедей», в которой дается обзор богословского осмысления заповедей в ветхозаветное и новозаветное время.   В томе присутствует статья, посвященная королевству Дания. Помимо основных сведений об этой стране главное место отведено рассказу о датском Христианстве. Подробно описываются реформация в Дании, религиозное законодательство, церковная музыка. Также говорится о  православном  присутствии в стране, во многом связанном с иммиграцией в Данию православных русских после октябрьского переворота 1917 г.   В  том  вошел целый блок статей посвященных «Демественному пению». Демественное пение – певческая традиция, возникшая в посл. четверти XV века, одновременно с новой редакцией знаменного распева, а также с путевым распевом.

http://pravenc.ru/shop/657814/

Происхождение старшего пергаменного списка Троиц. 15 большинством исследователей, согласных с Г. И. Вздорновым, связывается с Тверью; А. А. Зализняк определяет акцентологические особенности рукописи как характерные для земель, расположенных юго-западнее Твери, в районе Ржева - Торопца - Смоленска - Мосальска. Рукопись открывается миниатюрой, изображающей судию на престоле. Исследователи видят в данном изображении библейского царя Соломона (Вздорнов) или царя Давида (А. В. Сиренов) и проводят сопоставление соответственно с миниатюрой в Тверском списке Хроники Георгия Амартола и с рельефом на Димитриевском соборе во Владимире-на-Клязьме. Более поздние списки не имеют миниатюры, хотя во всех, кроме МДА. 187, оставлено для нее место. Троиц. 15 представляет собой, по предположению Милова, пример кодекса, использовавшегося для обучения письму: в его создании участвовали 2 или 3 профессиональных писца и не менее 6 учеников, на долю к-рых приходилось от неск. строк до неск. листов текста. Из сохранившихся рукописей только МДА. 187 представляет собой выписки из старшего списка Троиц. 15, прибавленные к Мазуринской редакции Кормчей книги дьяком И. Курицыным (Е. В. Белякова). Позднее рукопись принадлежала митрополиту всея Руси свт. Иоасафу (Скрипицыну) , а в 1609 г., во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовским войском, находилась в монастырской казне. Остальные списки «М. П.» не восходят напрямую к Троиц. 15. История их создания или бытования в XVI в. тесно связана с деятельностью Московских митрополитов. Рукопись Син. 525 в 1-й пол. XVI в. находилась в митрополичьей б-ке, о чем свидетельствуют оставленные на ней пометы. Рукопись 1586/87 г. Син. 524 была переписана в Москве по повелению митр. Дионисия ; в 10-х гг. XVII в. она уже находилась в новгородском Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре , а в 1660/61 г. была вложена патриархом Никоном в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . Происхождение рукописи Кир.-Бел. 145/1222 - сборника, соединяющего Диоптру и «М. П.», вероятно, также связано с Москвой. В посл. четв. XVI в. рукопись принадлежала Иоасафу Луженому, головщику московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , похороненному в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Очевидно, он и привез туда список «М. П.». В связи с отсутствием в этом списке «Наказания» Симеона Тверского ( 1289) Милов предположил, что он отражает первоначальный вид «М. П.» в отличие от иных списков, дополненных «Наказанием» и относящихся к более поздним. Однако повторение в Кир.-Бел. 145/1222 особенностей поздних списков наводит на мысль, что «Наказание» было пропущено при переписке; очевидно, для решения этого вопроса необходимо текстологическое сопоставление всех списков «М. П.».

http://pravenc.ru/text/2563002.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010