Читаемый в сказании о преподобном Герасиме рассказ, что он имел ссору с «мещанином» Пятышевым, не хотевшим дать ему земли под строение монастырское, указывает на позднейшее время. 10. Ростов – Суздаль. а) Область Суздальская со столицей Владимиром Кляземским. Во Владимире: 1 . Георгиевский, находившийся при церкви св. Георгия, построенной Юрием Долгоруким, о которой мы сказали в списке каменных церквей; по всей вероятности, не построенный самим Долгоруким вместе с церковью, а явившийся при ней уже после него, и может быть – что не в период ещё до-монгольский, а уже в позднее (в настоящее время снова не существует, упразднённый когда-то давно,– История Иерархии VI, 958). Все остальные известные монастыри Владимира, существовавшее в нём и близь него в период до-монгольский, указаны нами в списке каменных церквей. Они суть: 2 . Вознесенский перед Золотыми воротами города (в настоящее время не существующий), 3 . Рождество-Богородицкий, в Боголюбовом, 4 . Неизвестного по имени (Покровский), женский, близь Боголюбова (не положительно известный, а только вероятный, в настоящее время не существующий),– все три построенные Андреем Боголюбским. 5 . Рождественский (Рождество-Богородицкий), близь княжого двора, 6 . Успенский, женский (Княгинин),– оба построенные братом и преемником Боголюбского Всеволодом Юрьевичем. В Суздале: 7 . Димитриевский. Монастырь этот образовался из находившегося в Суздале подворья Киевского Печерского монастыря. Как таковое, с церковью св. Димитрия, он упоминается под 1096г. Когда стал настоящим и самостоятельным монастырём, неизвестно, но ещё в период до-монгольский. (Лаврентьевская летопись под 1216, 1229, 1230 и 1237 годами). [В Суздале упоминается Васильевский мужской монастырь под 1252г., Востоков, Описание Румянцевского музея стр. 99 col. 1, Срезневского Памятники русского письма и языка стр. 60 col. 1 sub. fin.] В Переяславле. 8 . Никитский. находящийся за городом, на поле, вёрстах в 3 от города с северной или Ярославской стороны. Монастырь этот становится известным по житию преподобного Никиты, столпника Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛОБУКОВ КАШИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Клобуков (Клобуков, Клабуков) Кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии), находится в г. Кашине Тверской обл., на левом берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи. XIV-XX вв. Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1900 г. (ГПИБ) Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1900 г. (ГПИБ) Первоначально мужской, до XVII в. К. м. являлся одним из 3 (вместе с Димитриевским и кашинским в честь Сретения Господня ) мон-рей, окружавших удельный г. Кашин. К. м. основан не позднее 2-й пол. XIV в. Косвенно об этом свидетельствуют сведения Жития прп. Макария Калязинского (Колязинского), к-рый подвизался в К. м. в 20-30-х гг. XV в. Наименование К. м. включает в себя 2 компонента: посвящение, вероятно, единственного до посл. четв. XVII в. соборного храма во имя свт. Николая Чудотворца; версии о значении 1-й части названия - Клобуков, известного по документам с XV в., имеют и легендарное и топонимическое объяснение. Наиболее ранняя легендарная версия, записанная в ВМЧ свт. Димитрия (Савича (Туптало)) XVIII в., связывает это название с находкой на месте основания обители клобука, упавшего с головы свт. Иоанна, архиепископа Новгородского , направлявшегося в Иерусалим. Др. авторы связывают происхождение именования К. м. с фамильным прозвищем землевладельца той местности, где построена обитель. Однако нельзя исключить, что название происходит от рельефа местности нагорной части р. Кашинки, где построена обитель,- формы изгиба реки, напоминающей каблук; местное название формы некоторых возвышенностей - «клобук» ( Мурзаевы Э. и В. Словарь местных геогр. терминов. М., 1959. С. 110). Не позднее XVI в. к К. м. был приписан Введенский муж. мон-рь, находившийся за оградой, «подле... на Кашинке реке на берегу против Святых ворот» (АСЭИ. Т. 3. 176. С. 191-192). Введенский мон-рь был пожалован К. м. по грамоте от 2 окт. 1510 г. дмитровским и кашинским кн. Юрием Ивановичем. В Смутное время , в нач. XVII в., Введенская обитель запустела. В писцовой книге 1628/29 г. указывается: «Под монастырем слободка, а в ней храм Пресвятыя Богородицы Введения, древян верх шатром» ( Архангелов. 1909. С. 11). Т. о., после запустения мон-ря оставался действующим храм, ставший приходской церковью г. Кашина, очевидно, уже с XVII в.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Подробнее... Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Дата основания: 1390 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, Советская пл., 14 Телефон: 8 (48536) 6-35-83 Сайт: http://rbm76.ru/ Основан в XIV веке святым Феодором, племянником Сергия Радонежского. До XVII века все строения монастыря были деревянными. В конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича была выстроена первая каменная церковь во имя Рождества Богородицы с трапезной. В середине XIX века выстроена пятиглавая надвратная церковь Тихвинской Божией Матери. В XX веке ансамбль монастыря был серьёзно повреждён, в том числе разрушена колокольня, лишь частично сохранились стены и башни. Женский Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы В Ростове Великом В 1990-х годах монастырь был передан церкви. В 1990-2000-е годы из находящихся на территории монастыря зданий постепенно выселялись жильцы. Подробнее... Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь [ править править код ] История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой. Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, святителя Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

56° 30 " 2.40 " N, 25° 51 " 39.22 " E Екабпилсский Свято-Духов монастырь (Якобштадтский монастырь)мужской монастырь Рижско–Латвийской Митрополии Латвийской Православной Церкви 45° 36 " 5.23 " N, 38° 57 " 16.91 " E православный монастырь в Краснодарском крае, открыт в июне 1992 года. Во время жизни настоятеля - схиархимандрита Георгия (Саввы), обитель посещало множество паломников, которые ехали к о. Георгию за молитвенной и врачебной помощью 56° 12 " 7.75 " N, 37° 33 " 57.72 " E Кирпичный храм типа восьмерик на четверике с крестчатым основанием. Выстроен в 1754 г. на средства М. А. Белосельского, в 1814-1823 гг. перестроен в духе классицизма, сооружены трапезная и колокольня. В трапезной Ильинский и Димитриевский приделы. 56° 8 " 11.45 " N, 37° 55 " 45.87 " E Одноглавый однопрестольный храм в современном прочтении классического стиля - имеет в плане латинский крест, полусферическую главу на круглом барабане; портики на фасадах обозначены полуколоннами. 55° 10 " 54.12 " N, 43° 6 " 27.82 " E Современная каменная двухпрестольная церковь построена в 1822 -1828 годах стараниями помещика Рахманова. Действующий православный скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. 51° 51 " 17.10 " N, 116° 1 " 35.76 " E Храм Святых апостолов Петра и Павла в городе Шилка, в 2006 году отметивший свой столетний юбилей, - памятник архитектуры краевого значения. Для приезжих паломников существует благотворительная гостиница на пять мест. 55° 50 " 1.50 " N, 37° 56 " 22.02 " E одна из древнейших в Балашихинском благочинии и известна с XV столетия. Первые сведения о ней содержатся в тексте жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, в Троицком патерике. 56° 30 " 2.40 " N, 25° 51 " 39.22 " E маленькая деревянная церковь простой архитектуры, настоящий скитской храм 55° 2 " 23.72 " N, 43° 14 " 31.86 " E Главная святыня монастыря — мощи преподобного Серафима Саровского. При обители действует гостиница для паломников 55° 43 " 33.36 " N, 37° 57 " 25.78 " E Троицкий храм в имении генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева был построен в 1778 году, когда после победы над турками и заключения Кучук-Кайнарджийскогомирного договора с Турцией по повелению императрицы Екатерины II в. память о заслугах хозяина усадьба получила новое название — Кайнарджи.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

     В древнем Владимире находится действующий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, устроенный еще в конце XII века братом святого благоверного князя Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо. Именно в этом монастыре более четырех столетий пребывали святые мощи благоверного князя Александра Невского до их перенесения в тогдашнюю новую российскую столицу – Санкт-Петербург. К знаменательной дате – празднуемому в 2021 году 800-летию со дня рождения великого святого и небесного покровителя нашего Отечества – в Богородице-Рождественской обители по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона, священноархимандрита монастыря, устроен церковно-исторический музей. Открытие постоянной экспозиции состоялось 12 мая этого года. Об этом событии, об отношениях, складывающихся у музея с владимирцами, о самóй древней обители корреспондент «Монастырского вестника» побеседовала с доктором филологических наук, руководителем паломнической службы Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Ольгой Владимировной Шалыгиной. Ольга Владимировна, мы заметили, что на экскурсиях, проводимых прекрасными экскурсоводами Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, туристов знакомят с такими памятниками истории как Успенский кафедральный собор и Дмитриевский храм, но Богородице-Рождественский монастырь – древнейшая обитель со столь славной историей – остается без внимания. Как же так? Пока вот так. Сегодня мы работаем только на прием паломников и стоим немного в стороне от туристических потоков. Хотя история обители – это история нашей страны. Расскажите, пожалуйста, о монастыре. Богородице-Рождественский монастырь, согласно грамоте митрополита Московского Макария, был первым по статусу из всех русских обителей до того момента, когда старшинство перешло к Троице-Сергиевому монастырю (1561 год), и затем, уже в XVIII веке, Владимирский монастырь потеснила на третье место Александро-Невская лавра. Это был древнейший центр культуры. Он сразу задумывался нашими великими князьями как место пребывания митрополитов и патриархов. О том, что первосвятительская кафедра когда-нибудь будет перенесена из Киева во Владимир, мечтал старший брат Всеволода Большое Гнездо – Андрей Боголюбский. Всеволод, в крещении Димитрий, начинает осуществлять его мечту. Сначала он устраивает Богородице-Рождественский собор, положивший начало обители, и только потом строит всем известный Димитриевский собор во имя своего небесного покровителя. Строительством каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы открывается новое столетие: год ее закладки 1191-й – 6699-й от сотворения мира.

http://pravoslavie.ru/140382.html

После 1917 года монастырь был закрыт. 16 октября 1993 года митрополит Рязанский и Касимовский Симон освятил Дмитриевский храм. Жизнь в обители возродилась в декабре 1995 года. По материалам сайта Рязанской епархии Ряжский Дмитриев монастырь, заштатный, в 7 верстах от города Скопина, близ села Дмитриевского. Точно время основания его неизвестно. С несомненностью можно полагать, что он существовал в XVII веке. В монастыре находится посох инока Сергиевой лавры Александра Пересвета, известный под названием «Пересветовой дубинки». При императоре Петре I многие из окрестных дворян, вступая в военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Дмитриевский Ряжский монастырь находится от Скопина в 7 верстах, от Куликова поля в 45 , расположен на левом берегу реки Верды, на горе, именуемой Дмитриевскою, близ деревни Дмитриевки. Монастырь этот, по сохранившемуся преданию, основан великим князем Московским Димитрием Иоанновичем Донским, после одержанной им в 1380 г. победы над татарами на поле Куликовом. Инок Сергиевой лавры Александр Пересвет, отправляясь на битву, заходил на Дмитриеву гору и оставил проживавшему в то время близ часовни отшельнику свой дорожный посох, который хранится в монастыре доселе. Посох этот сделан из яблоневого дерева, первоначально хранился в алтаре, а теперь находится у клироса в футляре, запертом на замок. Верхушка этого посоха сильно попорчена богомольцами, отгрызавшими от него частички для предохранения себя от зубной боли. Внутри монастырской ограды в настоящее время находятся 2 каменных церкви. 1) Церковь в честь святого великомученика Димитрия. Первоначальное построение ее относится ко временам Донского – основателя монастыря. Под 1752 г. встречается известие, что игумен Дмитриева монастыря Феодорит с братией и с старостами вотчинных деревень просил о дозволении перестроить бывшую в том монастыре и обветшавшую деревянную церковь во имя св. Великомученика Димитрия старым лесом и на том же месте, на что и послана была 18 мая того же года из Духовного приказа указ на имя соборного Протопопа Никиты. В описи Дмитриева монастыря, составленной в октябре 1763 г., Дмитриевская церковь значится уже каменною; в ней также упомянуто, что «в той церкви Боголепие о пяти поясах, царские двери резные, иконостас малорезной с карнизом, вызолочен, а между тем по большой части краскою лазоревою выкрашен. В той же церкви старинной образ святого великомученика Димитрия, на нем венец малой и по краям оклад сребреной и позлащен – ветхой». Церковь эта в 1829 г. была возобновлена и освящена 12 ноября того же года, находящийся в ней иконостас ныне имеет только три яруса. На храмовой иконе св. вм. Димитрия серебряный оклад, весом в 12 фунт., устроен в 1847 г.; стены храма украшены живописью в 1854 г.

http://sobory.ru/article/?object=11585

Ещё одной щедрой благотворительницей Спасо-Яковлевской обители была графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848), в монашестве Агния. Единственная наследница богатейшего графа Алексея Орлова, единственная настоящая любовь своего отца, она всю жизнь не выходила замуж; будучи фрейлиной императрицы, при дворе появлялась только для исполнения своих обязанностей, а остальное время проводила как монахиня - ни с кем не общаясь, посещая богослужения, вычитывая келейные правила. Её подвиг - исключительный пример пожертвования собой ради горячо любимого отца. Всю жизнь одна из самых завидных невест России посвятила отмаливанию души своего родителя, участника убийства императора Петра III. Она много благотворила при жизни, а в своём завещании не забыла ни один храм Российской империи. Всё своё многомиллионное состояние она завещала Церкви. Графиня Анна долгое время пользовалась советами иеромонаха Яковлевской обители Амфилохия. Именно он стал для неё духовным руководителем после кончины графа Алексея Орлова. Тогда графиня Анна пережила самый сильный стресс в своей жизни: узнав о кончине отца, она восемь часов находилась в обмороке. К началу ХХ столетия Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь процветал, слава о его святынях простиралась по всей России. Размеренный ход жизни обители был нарушен революционными потрясениями. Только за первое десятилетие деятельности советского правительства монастырь пережил национализацию капитала, строений и территорий, многократное изъятие церковных ценностей, вскрытие мощей святых, изгнание монашествующих и устройство тюрьмы. В 1929 году обитель была упразднена. В дальнейшем в корпусах расположился детский дом, затем детский сад и квартиры горожан, а в храмах были устроены сначала военные, а затем продуктовые склады. В 1988 году храмы обители стали филиалом Ростовского музея-заповедника. В 1991 году Спасо-Яковлевский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. В настоящее время это самый значительный мужской монастырь не только Ростова, но и всей Ярославской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00226

К.Д. Хрущев умер, так и не дождавшись окончания построения монастыря. Он был похоронен в особом склепе возле малой монастырской церкви. После этого родственники К. Д. Хрущева, получив в наследство лишь 2500 десятин земли, решили отобрать имущество монастыря, доказывая родовое происхождение имения и незаконности его передачи духовному начальству. Долгие четыре года, пока разбирались судебные дела, монахи жили в большой тоске, не имея достаточных средств не только на одежду и обувь, но и даже на еду. В их собственности оставался только малый храм возле колокольни приходской церкви с. Рясного. Корыстные намерения наследников К. Д. Хрущева не осуществились. В 1880 г. Правительственный Сенат утвердил решение о том, чтобы оставить ходатайство просителей без последствий. Епископ Харьковский Густый издал распоряжение о надлежащем благоустройстве Ряснянского монастыря и назначил настоятелем архимандрита Евстратия. Пробыв на посту настоятеля восемь месяцев, 30 декабря 1880 г. он умер и был похоронен в ограде новопостроенной обители за алтарем соборного храма. Долгое время Харьковское епархиальное начальство не могло выбрать достойного кандидата на должность настоятеля, только 7 мая 1881 был назначен иеромонах Святогорской Успенской пустыни Софроний. Территория монастыря – огромный прямоугольник, обрамленный кирпичным забором длиной 420 саженей и высотой 2 сажени – была застроена храмами и двухэтажными корпусами для монахов и подсобными хозяйственными помещениями. В монастыре было три храма. Главный храм Ряснянского монастыря – Собор святого великомученика Дмитрия Солунского , освященный в честь этого святого 25 октября 1881 г. Именем этого святого освящены храмы в Рясном, Новодмитривке, и сам монастырь носит имя Святого Дмитрия. Свято-Дмитриевский храм в монастыре был крытый белым железом, внешне побеленный, внутри расписан картинами высокого мастерства на религиозные сюжеты. Пол паркетный. Иконостас деревянный, позолоченный. Храм занимал площадь шириной 52 аршина, в длину – 60 аршин.

http://sobory.ru/article/?object=47242

На его месте сейчас установлен крест с надписью: «Сей крест установлен на месте разрушенного Свято Димитриевского собора Ряснянского монастыря по благословению эпископа Сумского и Ахтырского Иова в лето 2000 года от Р.Хр.». Храм Архистратига Михаила. В Ряснянского монастыре был построен трапезный храм из красного кирпича, теплый, имел деревянный иконостас, окрашенный масляной краской, и большей частью позолоченный. Храм освящен 22 октября 1881 в честь Архистратига Михаила. Свято-Преображенский храм. В Ряснянском монастыре был построен теплый храм из красного кирпича, имел деревянный иконостас, окрашенный масляной краской, большей частью позолоченный, с иконами работы высокого художественного мастерства. Пол был паркетным. Под храмом была калориферная печь. Храм, освященный в честь знаменательного события – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Освящение состоялось 4 июля 1900 г. Колокольня в монастыре была одна. Это была высокое кирпичное архитектурное сооружение, крытое железом, снаружи и внутри оштукатурена. Под ее аркой были святые ворота в монастырь. На колокольне было 13 колоколов. Вес главного колокола составляла 423 пуда. Кроме того, в 1902 г. на колокольне был установлены башенные часы с громким боем. С северной стороны колокольни к ограде была пристроена кирпичная сторожка. На территории монастыря было пять двухэтажных корпусов, крытых железом. В двух из них нижние этажи кирпичные, верхние – деревянные: в первом пекли хлеб и просфоры, а также было 8 келий, во втором – братском, длинною 46,5 аршин, шириной 22 аршина – холодильник. В одном из корпусов было восемь келий вверху, а внизу – мастерские: сапожная, красильная, портняжная, а так же - сторожка и конюшня для 8 лошадей. Этот корпус имел размер 52 аршина в длину и 25 аршин в ширину. Еще один добротный корпус длиной 38 и шириной 18 аршин, побеленный снаружи и внутри, с широкой галереей на верхнем этаже. Верхний этаж – с помещением для покоев настоятеля монастыря, а нижний – для келий. С южной стороны колокольни пристроен каменный флигель длиной 15, шириной 12 аршин.

http://sobory.ru/article/?object=47242

Столица Руси В 1157 году, после взятия Киева, князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир, что привело к возвышению и расцвету города. Андрей Боголюбский значительно расширил оборонительные линии города, богато отстроил его. Князь защищает высокими валами восточную, посадскую часть города и западную, княжескую его часть. Широко разворачивается белокаменное строительство во Владимире. В 1158 году на месте древней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы началось строительство белокаменного Успенского собора . По замыслу князя он возводился не только как храм Владимирского княжества, но и как главный храм всей Руси, поэтому собор должен был затмить великолепием все существовавшие до этого на Руси храмы. И хотя по своим размерам он уступал и киевской Софии и новгородской , высотой он превосходил их. Другими замечательными строениями того времени стали прекрасный храм Покрова на Нерли и замечательный дворцовый ансамбль в Боголюбове . Построен был новый княжеский дворец и в самом Владимире. Для дальнейшего возвышения новой столицы князь Андрей желал перенести во Владимир митрополичью кафедру. Это вызвало сильное возмущение знати и духовенства. Этот замысел воплотить не удалось, хотя некоторые ростовские архиереи временами проживали во Владимире, реальное основание самостоятельной Владимирской кафедры датируется приблизительно 1214 годом. В 1174 году Андрей Боголюбский был убит в результате боярского заговора, что породило междоусобицу, ослабившую город. В 1176 году князем Владимирским становится Всеволод Большое Гнездо , при котором город достиг наивысшего расцвета. В 1197 году был построен величественный Димитриевский собор , одно из замечательных сооружений владимиро-суздальского зодчества. В 1185 году восстановлен после пожара и расширен пристройкою новых стен Успенский собор , в 1191 году заложен Рождественский мужской монастырь , в нем построен еще один белокаменный собор, и в 1201 году женский Княгинин Успенский монастырь . Величественные сооружения во Владимире стали образцами для строительства других городов Руси.

http://drevo-info.ru/articles/19906.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010