Сегодня, в эту родительскую субботу, как и в Димитриевскую — оттого что происходят такие события, — мы сугубо молимся о всех невинно убиенных в Новороссии, среди которых множество женщин, стариков и детей. О всех за веру и Отечество живот свой положивших. На всех верных усопших изливается Христова любовь, но и души даже некрещеных не лишаются некоего утешения, как это было показано в видении преподобному Макарию Великому — то, что мы читаем в Синаксарии в Неделю о Страшном Суде. На войне все находятся на грани внезапной катастрофы, смерть рядом каждое мгновение. Но в отличие от нас, воины должны найти в себе силы принять этот жребий. Пусть многие из них не достигли еще тайны Христовой, но сама эта готовность принять смерть ради защиты других людей делает их близкими Христу. Сам этот подвиг во многом роднит их с подвигом христианских мучеников. Слово в родительскую субботу В каком-то смысле мы молимся за всех усопших как за воинов Христовых, потому что жизнь наша — война, до тех пор, пока не будет упразднен последний враг — смерть (1 Кор. 15, 25—26). Каждый, кто знает эту тайну, должен готовиться к последней встрече с самым страшным врагом, со смертью, чтобы воспринять свою собственную смерть и смерть самых дорогих и близких как из рук Божиих. Наша молитва за усопших есть уготовление и к нашей собственной смерти. К обретению способности положить нашу жизнь за других. Разумеется, мы не можем сказать, что большинство воинов, о которых мы молимся, желали смерти подобно апостолу Павлу: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1. 21—23). Но мы знаем, что, «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», Господь сподобил их именно такой смерти, которая причастна смерти Христа, Первомученика и Первовоина, отдающего Свою жизнь за спасение других. «Четверг, пятница, суббота на этой неделе – особые дни» Есть у смерти совершенное время для каждого человека. Так что если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности, мы не избрали бы никакого другого часа для своей смерти, кроме этого, который даровал нам Господь. И вот о чем заставляет нас это задуматься.  Если Господь сподобил этих людей принять именно такую смерть, то это значит, что они приняли особенный дар Божий — быть исключительным образом причастными Его Крестной смерти. А значит и Его Воскресению.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/26/v_...

Л. Б. Дмитриев день (Родительский день, Дедовская неделя) Народное название дня вмч. Димитрия Солунского, 26 окт./8 нояб. Димитриевская неделя считается родительской: повсеместно справляются поминки по усопшим родителям. Особенно почитается Димитриевская суббота: по церковному месяцеслову в субботу перед днем св. Димитрия совершается поминовение всех усопших, что связано с победой на Куликовом поле Дмитрия Донского, положившего начало такому поминовению. День проводился торжественно: ходили на могилы, служили там панихиды, устраивали угощение. Чем щедрее угощение, тем лучше будет покойникам на том свете. Перед Дмитриевым днем между 18/31 окт. и 26 окт./8 нояб. вся неделя называлась Родительской или Дедовской. В Дедовскую неделю за семейным столом поминали всех усопших, посещали могилы умерших, оставляя на могильных холмиках или примогильных столиках пищу для ушедших в иной мир. По поверью, души умерших в эти дни к своим родным местам собираются, на могилки свои пташками прилетают, поэтому положено было прикармливать птиц, что вокруг могилок порхают. Добро Одухотворенная любовь, любящая сила духа (И. Ильин), в понятии Руси божественная норма жизни, все то, что получает бытие от Бога, благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг православного человека, гражданина, семьянина. «Добро делай, никого не бойся», «От добра худа не бывает», «За добро добром и платят», «В ком добра нет, в том и правды мало». Добрый человек – прямой, простой, бесхитростный, нескрытный и доброжелательный. «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите», – говорил Владимир Мономах . «Получив добро – помни, а сделав – забудь» («Мудрость мудрого Менандра»). «Добро есть жизнь» (Н. Федоров). «Делай добро, будь благодарен за это. Сознание своей доброй жизни – достаточная за нее награда. Научись радости творить добро. Делай добро тайно и красней, когда про него узнают. Чтобы поверить в добро, надо начать делать добро» (Л. Толстой). Для всякого коренного русского человека добро было не абстрактным понятием, а выражалось в конкретных добрых поступках, в движении к Богу, в добротолюбии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой же вместо этого начал сам открыто исповедовать Христа и учить всех вере в Него. Узнал об этом император и, приехав в Солунь, призвал Димитрия к себе. Святой Димитрий уже приготовился к смерти постом, молитвой и раздачей имения бедным. Представ перед императором, он обличил его в нечестии и был заключен в темницу. Здесь святой видел ангела, который показал приготовленный ему мученический венец. Из темницы он благословил молодого христианина Нестора, который, видя, как царский боец Лий убивал христиан на любимых царем побоищах, бросая их с высоты на острые копья, решился выйти против этого бойца. Димитрий, благословив Нестора, сказал ему: «Ты победишь Лия, но будешь замучен». Так и случилось. Нестор, призвав имя Христово, победил Лия и бросил его на острые копья, и сам был казнен. Царь, узнав, что святой Димитрий благословил Нестора, воспылал гневом и осудил и его на такую же смерть, какой умер любимый его боец. Воины копьями закололи его, молящегося в темнице, в 306 году. Над гробом святого Димитрия был построен храм, и здесь совершались многие чудеса. При перестройке церкви мощи святого Димитрия были обретены нетленными, источавшими миро, почему он и называется Мироточивым. Часть главы и мира от мощей святого Димитрия хранится на Афоне, в Ватопедском монастыре. Также есть часть мощей там же в Покровском соборе Пантелеймонова монастыря в Ксенофском монастыре и других местах. (Суббота перед празднованием памяти святого великомученика Димитрия Солунского называется Димитриевской родительской субботой, в этот день Православная Церковь совершает всеобщее поминовение усопших. — Ред.) Рассказ афонского монаха (притча). N Была родительская суббота, кончилась литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посреди церкви). Я же стоял на клиросе. Вышли из алтаря священники, дьякон. Священник провозгласил: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Диакон зажег свечи и стал раздавать присутствующим.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

4 ноября. День народного единства. [Празднование установлено в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Кремль от польских интервентов — это был переломный момент в русской истории, завершение Смутного времени. В этот день Церковь чтит Казанскую икону Божьей Матери, которую по благословению святого Патриарха Гермогена доставили в ополчение. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе]. Ил.: Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год. Филипп Москвитин. 2009. - С.5; 6 ноября. Димитриевская родительская суббота. [Это суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Она стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году. Впоследствии этот день стал днем всеобщего поминовения усопших родственников. О возникновении такой традиции писал в середине XIX века святитель Филарет (Дроздов): «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его (Димитрия Солунского) субботу — обычный в неделе день поминовения усопших поминовение сделалось всеобщим»]. Фото пресс-службы Минской духовной академии. - С.5; Слово Патриарха : Патриарх Кирилл: «Главный закон человеческого счастья — закон любви». ноября исполняется 75 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. К юбилею мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего]. Заголовки даны редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — ноябрь 2021. - С.6-13. - (рубрика « Слово Патриарха »). Публикацию составили следующие материалы: Фото на развороте к подборке. Сделано на берегу Магелланова пролива перед перелетом в Антарктиду, где Патриарх Кирилл посетил российскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен». Февраль 2016. - С.6-7;

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

Вот что пишет об этом архимандрит Иоанн Крестьянкин , известный наш старец («Опыт построения исповеди»): «Вот день Святой Троицы. Что у нас творится на кладбищах, на могилах, где стоят кресты! Это воистину черный день для наших усопших! Вместо молитвы, вместо свечей и курения ладана справляются на могилах в этот день настоящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, еще живым, что их ожидает по смерти. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попросите прощения у своих усопших родных за ужасные страдания, которые вы принесли им своим неразумением, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленопреклоненной молитвой о упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительнейшим для них. А сейчас просите у Господа прощения за неразумие свое. Господи, прости нас, грешных!». 51. Когда установлено и с каким святым связано поминовение усопших в Димитриевскую родительскую субботу — великим князем Димитрием Донским или же со священномучеником Димитрием Солунским? Димитриевская суббота восходит к обычаю осенних поминок, возникшему еще в глубокой древности у языческих народов, например литовцев, германцев, а возможно, и у славян. С принятием христианства он сохранился, но, разумеется, принял другой характер, ибо Святая Церковь все доброе собирает отовсюду, но облагораживает, усовершает, возвышает. В XIV веке нашли нужным установить особый день для поминовения воинов, убиенных на Куликовом поле. Считается, что, совершив в обители преп. Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, великий князь Димитрий откликнулся на пожелание бояр и впредь «память творити, кто сложил голову свою» и установил ежегодное поминовение павших на Куликовском поле. Однако для этого избрали не самый день битвы, 8 сентября (ст. ст.), так как это день двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, когда не может быть поминовения усопших, но и не субботу перед 8 сентября, ибо эта суббота в некоторые годы может совпадать с праздником Индикта (или Новолетия, т. е. началом нового богослужебного круга) или предпразднством Рождества Богородицы, а избрали субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского. Этого святого русские считали своим особым покровителем и помощи его, в частности, приписывали свою победу над Мамаем.

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). К., 1869. С. 167-169). В XIX в. мнение о связи Д. р. с. с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Д. р. с. панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» ( Булгаков. Настольная книга. 1993. [Ч. 1]. С. 428). Согласно утверждениям нек-рых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Д. р. с. (см.: Галкин. 1909). Об установлении блгв. кн. Димитрием Д. р. с. говорится в ряде учебных пособий XIX-XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Д. р. с. в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви». На Руси в народной среде Д. р. с. (др. название - Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Д. р. с. В. И. Чичеров уточняет, что Д. р. с. была связана также с «кормлением» матери-земли ( Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Д. р. с. готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

http://pravenc.ru/text/172067.html

98 Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 495–496; Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 41. – Сост. 99 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 496. – Сост. 100 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 496; Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 42–43. – Сост. 101 Здесь разумеются не только родители наши в собственном смысле, но и все усопшие предки и сродники наши. «Родительская суббота» – день поминовения всех усопших предков. 102 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 47–48; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497. – Сост. 103 В субботу «Похвалы Богородицы» – служба со славословием, а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. См. ниже, статью: «В какие дни не совершается заупокойное богослужение», с. 134–136. 104 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 45–46. – Сост. 105 Димитрий [Самбикин], архиеп . Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве: В 14 вып. Каменец-Подольский, 1893–1903. Вып. II. 1893. С. 168. 106 В «Душеполезном чтении» (1871. Октябрь) высказано мнение, что Димитриевская суббота заменила собой прежде бывшие языческие тризны. См.: Димитрий [Самбикин], архиеп . Там же. С. 170. 107 В древности в некоторых местах погребения на убогих домах, кроме четвертка 7й седмицы по Пасхе, поминки совершались еще пред праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В Москве есть «Покровский монастырь, что за Яузой в убогих домах». См.: Голубцов А. П. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908. С. 160. 108 См.: Голубинский Е . Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 65, примеч. 64. 109 Димитрий [Самбикин], архиеп . Месяцеслов… Вып. II. С. 171 и примеч.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 2 ноября 2024 года 20. Димитриевская родительская суббота. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Прп. Гавриила Самтаврийского (служба может быть перенесена на пятницу, 19 октября) . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Примечание. Полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского может быть перенесена на пятницу (19 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 1-й (2-й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3-й: «Еже на судищи…», 4-й: «О, добрыя вашея купли…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Разумнаго светильника…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа законно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина » (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

15. Преподобнаго Евфимия Новаго, Солунскаго (889). Преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийскаго (312). Святителя Иоанна, епископа Суздальскаго (XI). Священномученика Лукиана Печерскаго, в Дальних пещерах (1243). Мучеников Сарвила и Вевеи (II). Святителя Савина, епископа Катанскаго (760). 16. Святаго мученика Лонгина сотника (I), иже при Кресте Господни. Преподобнаго Лонгина, вратаря Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго (1540). Преподобнаго Лонгина Яренгскаго (1544–1545). 17. Святаго пророка Осии (820 г. до Р. X.). Преподобномученика Андрея Критскаго (767). Преподобнаго Антония Леохновскаго (1611). Мучеников безсребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братий их мучеников Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей праведнаго Лазаря Четверодневнаго, епископа Китайскаго (898). Икон Божия Матери, именуемых «Прежде рождества и по рождестве Дева» (1827) и «Избавительница». 18. Святаго апостола и евангелиста Луки (I). Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго, чудотворца (1515). Мученика Марина (IV). Преподобнаго Иулиана (IV). 19. Святаго пророка Иоиля (800 г. до Р. X.). Мученика Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Преподобнаго Иоанна Рыльскаго (перенесение мощей, 1238) 2 . Блаженныя Клеопатры и сына ея Иоанна (327). Священномученика Садока, епископа Персидскаго, и с ним 128 мучеников (342). Благовернаго царевича Димитрия Угличскаго (рождение, 1582). 20. Святаго великомученика Артемия (362). Праведнаго отрока Артемия Веркольскаго (1545). Зри: Суббота пред 26 октовриа – днем памяти великомученика Димитрия Солунскаго – Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших. 21. Преподобнаго Илариона Великаго (371–372). Преподобнаго Илариона, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобнаго Илариона Псковоезерскаго, Гдовскаго (1476). Преподобных Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мучеников Дасия, Гаия и Зотика (303). Святителя Илариона, епископа Меглинскаго (перенесение мощей, 1206).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

18. Обновление храма Воскресения Христова (13 сентября): тропари: Обновления, предпразднства Воздвижения, священномученика Корнилия. «Слава, и ныне»: кондак Обновления. 19. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 20. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 21 . Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 22. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 23. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 24. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 25. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропари воскресный и храма. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 26. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 27. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 28. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный, храма и святителя Григория; кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак храма. 29. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, храма, Триоди; кондак воскресный, «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010