§ 34). В 40-цу назначается престарелый (по Диат – разумный») брат, который с 3 ч. (9 ч.у.) обходит все службы и в каждой, сотворив метание, говорит: «братие и отцы, да внимаем себе, ибо умираем, умираем, умираем»; по друг. ркп. еще: «припомним и о небесном царствии»; по Диат. «о вечном мучении»; по Диат. в ответ на это братия «оставляют работу, встают, говорит трисвятое и опять садятся» (Ипот § 23. Диат § 9). В особой статье «О соразмерности в службах» оба памятника регулируют физические работы и дают программу монастырского дня. По Ипот. телесными трудами братия занимаются все с восхода солнца или по отпетии 1-го часа, когда часы полагаются, до 6 ч. (12 ч. д.); от 6 до 8 (12—2) полагается отдых братии,есть ли обед или нет; с 8 (2) ч. до вечерни опять работы: после вечерни, «каждый уединяется, как желает» (§ 33). Диат. указывает дни, когда нет работ: это 1-я и великая неделя 40-цы и неделя Пасхи, особенно до среды; подразумеваются и др. великие праздники. Диат. не говорит об обеденном отдыхе, а подробно занимается столом для несущих тяжелые работы - кузнецов, погонщиков, (с. 468) корабельников, плотников, вноградарей и пекарей; этим работниками до общей трапезы дается в 3 ч (9 ч. у.) в большие посты хлеб и малые и обычные дни и вино, и на трапезе им прибавляется лишний красоволь вина; в дни, свободные от работ, они довольствуются общим положением (Диат. § 25, 26). В праздник, когда нет работ, рекомендуется братии чтение книг из мон. библиотеки; Диатип. дает общий совет относительно этого, а Ипотип. определяет и порядок выдачи книг: библиотекарь ударяет однажды в дерево (било), братия идут в библиотеку, там каждый получает книгу, а пред вечерней, опять по удару била, сдает ее (Ипот. § 26. Диат. § 28). Не выучившие Псалтири являлись на утреню только к канону по троекратному удару в било канонарха, употребляя начало ее (кафисмы) на изучение Псалтири (Ипот. § 36). Оба памятника подробно определяют качество и количество одежды (см. гл. 39 Тип.) и пищи на весь год, преимущественно же в посты (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(см. выше, стр. 372, прим. 4), образец святогорских уставов, в дисциплинарной части представляет сокращение и небольшое изменения Диатипосиса; из него здесь оставлены отделы о часе служб, о пище, о соразмерности в службах, о нестяжательности, о порядке оставления монастыря, о заключении, об одежде и нерабочих днях. Часы службы указываются для утрени: во весь год утреня будничная в 8 ч. (2 ч. ночи); (часом позже чем в Диатип.), в воскресенья в начале 7-го и праздничная в начале 5-го (немного позднее, чем в Диат.), в двенадцатидневие, сырную неделю и вторые дни великих господских праздников к нач. 9 ч. (ок. 2 ч. ночи); в Великий пост к началу 6 ч. (ок. 11 ч. ночи). Относительно постов отменяется разрешение Диатипосиса на сыр для Пятидесятницы и для праздников в многодневные посты и сохраняется это разрешение для праздников в обыкновенные среду и пятницу. Занятым тяжелыми работами в пост дается пища в 6 ч. (не в 3). Приобретать монахам запрещается деньги (о мебели умолчано). Из епитимий сохраняется заключение с замечанием: «наказание же побоями или другими, уместными в миру средствами, нашими отцами осуждено, хотя в случае крайней нужды позволительно прибегать и к ним». При желании оставить монастырь вручит уходящего другому игумену, или предпримет другие какие-либо меры». Праздничные дни делятся на нерабочие для всех, и работников, и нерабочие только для братии; к первым кроме 12 праздников относятся 13, 26 сентября, 8, 14 ноября, 6, 9 и 26 дек.; 1 янв.; 23 апр.; 8 и 24 (Симеона Чудотворца) мая; 24, 29 июня; 29 авг.; ко вторым: 20 сентября; 18, 23 и 26 окт.; 1, 13 ноября; 4, 13, 27 дек.; 17, 20, 25 янв.; 17, 24 февраля; 9 марта; 8 июня; 1, 8, 20, 27 июля; 31 авг.; малое количество «мирских» праздников (для рабочих) Синаксарь объясняет малочисленностью рабочих в монастыре (4 только) и большим жалованьем им [ 233 ]. Дисциплинарная часть Студийско-Алексиевского устава На основе Ипотипосиса выработана дисциплинарная часть в Студийско-Алексиевском уставе (XI–XII b.), который был так долго регулятором монашеской жизни в России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Часы службы указываются для утрени: во весь год утреня будничная в 8 ч. (2 ч.н.); (часом позже чем в Диатип.), в воскресенья в начале 7-го и праздничная в начале 5-го (немного позднее, чем в Диат.), в двенадцатидневие, сырную неделю и вторые дни великих господских праздников к нач. 9 ч. (ок. 2 ч. н.); в великий пост к началу 6 ч. (ок. 11 ч. н.). Относительно постов отменяется разрешение Диатипосиса на сыр для 50-цы и для праздников в многодневные посты и сохраняется это разрешение для праздников в в обыкновенные среду и пятницу. Занятым тяжелыми работами в пост дается пища в 6 ч. (не в 3). Приобретать монахам запрещается деньги (о мебели умолчано). Из епитимий сохраняется заключение с замечанием: «наказание же побоями или другими, уместными в миру средствами, нашими отцами осуждено, хотя в случае крайней нужды позволительно прибегать и к ним». При желании оставить монастырь «игумен вручит уходящего другому игумену, или предпримет другие какие -либо меры». Праздничные дни делятся на нерабочие для всех, и работников, и нерабочие только для братии; к первым кроме 12 праздников относятся 13, 26 с., 8, 14 н., 6, 9 и 26 дек.; 1 янв.; 23 апр.; 8 и 24 (Симеона Чудотворца) мая; 24, 29 ин.; 29 авг.; ко вторым: 20 с.; 18, 23 и 26 окт; 1, 13 н.; 4, 13, 27 дек.; 17, 20, 25 янв.; 17, 24 ф.; 9 мр.; 8 ин.; 1, 8, 20, 27 ил.; 31 авг.; малое количество «мирских» праздников (для рабочих) Синаксарь объясняет малочисленностью рабочих в монастыре (4 только) и большим жалованьем им. (с. 470) Дисциплинарная часть Студийско-Алексиевского устава    На основе Ипотипосиса выработана дисциплинарная часть в Студийско-Алексиевском уставе (XI-XII в.), который был так долго регулятором монашеской жизни в России. Но первоисточник здесь (с. 471) подвергся и большим изменениям, чем, напр., в Иверском «Синаксаре», и значительно расширен: из 281 листов древнейшей рукописи этого устава дисциплинарная часть занимает более трети: 85 листов. Позднейшие рукописи оставляют без изменения эту часть устава. Из должностных лиц Ипотипосиса не упоминаются таксиархи и надзиратели; их обязанности, по-видимому, передаются епитсимонархам, наименование которых переведено по славянски «хитрьцяначальника»; из было двое (л.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 34). В Четыредесятницу назначается престарелый (по Диат — «разумный») брат, который с 3 ч. (9 ч. утра) обходит все службы и в каждой, сотворив метание, говорит: «братие и отцы, да внимаем себе, ибо умираем, умираем, умираем»; по другой ркп. еще: «припомним и о небесном царствии»; по Диатипосису «о вечном мучении»; по Диатипосису в ответ на это братия «оставляют работу, встают, говорят Трисвятое и опять садятся» (Ипот § 23. Диат § 9). В особой статье «О соразмерности в службах» оба памятника регулируют физические работы и дают программу монастырского дня. По Ипотипосису телесными трудами братия занимаются все с восхода солнца или по отпетии 1-го часа, когда часы полагаются, до 6 ч. (12 ч. дня); от 6 до 8 (12–2) полагается отдых братии, есть ли обед или нет; с 8 (2) ч. до вечерни опять работы: после вечерни, «каждый уединяется, как желает» (§ 33). Диатипосис указывает дни, когда нет работ: это 1-я и великая неделя Четыредесятницы и неделя Пасхи, особенно до среды; подразумеваются и др. великие праздники. Диатипосис не говорит об обеденном отдыхе, а подробно занимается столом для несущих тяжелые работы — кузнецов, погонщиков, корабельников, плотников, виноградарей и пекарей; этим работникам до общей трапезы дается в 3 ч (9 ч. утра) в большие посты хлеб и в малые и обычные дни и вино, и на трапезе им прибавляется лишний красоволь вина; в дни, свободные от работ, они довольствуются общим положением (Диатипосис § 25, 26). В праздник, когда нет работ, рекомендуется братии чтение книг из монастырской библиотеки; Диатипосис дает общий совет относительно этого, а Ипотипосис определяет и порядок выдачи книг: библиотекарь ударяет однажды в дерево (било), братия идут в библиотеку, там каждый получает книгу, а пред вечерней, опять по удару била, сдает ее (Ипот. § 26. Диат. § 28). Не выучившие Псалтири являлись на утреню только к канону по троекратному удару в било канонарха, употребляя начало ее (кафисмы) на изучение Псалтири (Ипот. § 36). Оба памятника подробно определяют качество и количество одежды (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

– Араб. у Walt. и Араб. Диат. Тациана у Ciasca incepi loqui vobiscum. Славянские примыкают к первому толкованию: «начаток, яко глаголю» (др. «глаголах») «вам». Русс. Синод.: «от начала Сущий» – далек и суживает богосл. значение «начала». Лучше нов.: «Я начало, как и говорю вам». Буквально: «Начало, что и говорю вам», т. е. Началом Я называю Себя вам (Сыном, от Отца сущим). 605 Так Ал. согл. автор. греч., но древнесл.: «и» пред «не разумеша»; поздн.: «убо», согл. разночт. α и ον. В Остр. Мст.: «о отьци», – Гал. Зогр. Асс. приб. «Бога», согл. разночт. 606 Ал.: «взвысите – члвеча», Тип. 12 в.: «възнесеться Сн члвчь». В древнесл. и Ал.: «разумеете». 608 Ср. Мф.10и Лк.12:6 . Однако текст приведен не так, как читается он в евангельских рукописях и во всех переводах, у Ирин. (V. 22. 2; II. 26, 2), др., но ( «в сеть») как в Hom. Clem. XII. 31; Ориг. Cels. VIII. 70; In Ioh. XX, 29; Епиф. Haer. XLII; Злат. Июв. сам Кир. еще в толк. Ин.7:30 , – Pusey 1. 670 (457. с). 609 К πατ приб. μο Ват. и др. мн. Сир пеш. и геракл. Гот. Арм. слав.: Мар. Конст. Ал. и поздн. Но без приб. Син. Кембр. Вульг. Итал. древн. мн. Сир. иер. и син. Мемф. Фив. Эф. слав. Остр. Гал. Мст. Зогр. Асс. Ник. τατα чит. больш. греч. и др. Сир. иер. и все слав.: «си» Ал. «сия», – но Син. и мн. οτως и Сир. син. и пеш. и сам Кир. в толк., но τατα в толк. 22 ст. 612 Нек. не чит. первое «и». Второе αι чит. мн. древн. и слав. Асс. и Ник. После единого приб. «Отец» мн. др. и слав. Мст. Мар. Зогр. Ал., но не чит. О. и Гал. «яко Аз уг творю Ему всегда» Асс. Зогр. Мар. Ник. «угодная Ему творю всегда» Гал. Мст. Ал. ( «зане»). 614 Поздн. «убо» вм. древн. «же». Тоже – «Ему» вм. «в Него» или «вънь» Гал. Мар. Зогр. Ник. или «к Нему» Остр. Мир. Асс. Ал. – «есте» Остр. (в одном месте (222 а) и Ал. согл. древнегреч. и др. и Иуст. Tryph 39 вм. «будете» Остр. (в «другом» месте (29 а) Гал. Зогр. Мар. Асс. Мир. (дважды) Ник. и поздн., как только древне-лат. (a c e g Кипр.) и Вульг. 616 Вм. «Спаситель» все: «Иисус», только Сир. «син.: Господь» и Сир. «иер.: Господь Иисус». Не чит.: «греха» греч. D лат. «b» и «d» Клим. Ориг. (в одном м.). Фавст. и Сир. «син»., но др. и Ирин. Ориг. Капр. Гил. Гот. Сир. «пеш». и «иер»., Диатессорон по Ciasca и др. чит. Вм. «греха» все древнесл. «греху». 617 Оп. δ как и Остр. (но чит. «сын же»). «А раб – сын же» Остр. Гал. Мар. Асс., – сын без «же» Зогр. Ник. «век» Мар. Асс., но др. «векы». Ал.: «раб же не пребудет» чит. μνη.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Маку хотелось задать тысячу вопросов, высказать тысячу мыслей, многие из них были невыразимыми и жуткими. Он был уверен, что его лицо выдает чувства, которые он силился скрыть, и он затолкал их в дальний чулан своего истерзанного сердца и запер за ними дверь. Если она знала о его внутреннем конфликте, то это никак не изменило выражения ее лица, по-прежнему открытого, полного жизни и доброжелательного. Он спросил: — Можно узнать, что ты слушаешь? — А тебе правда интересно? — Конечно. — Стиль Вест-кост джюс. Группа называется «Диат-райб», а альбом, который еще не вышел, — «Путешествия души». На самом деле, — она подмигнула Маку, эти ребята еще даже не родились. — Ну конечно, — отозвался Мак, не слишком убежденный, — Вест-кост джюс, так? Звучит не слишком-то религиозно. — О, поверь мне, вообще никакой религии. Больше смахивает на евразийский фанк и блюз с идеей и отличным ритмом. — Она шагнула вбок и повернулась к Маку, словно выполняя танцевальное движение, и хлопнула в ладоши. Мак попятился. — Бог слушает фанк? — Макни разу не слышал, чтобы слово «фанк» сопровождалось какими-нибудь приличными эпитетами. — Мне казалось, ты станешь слушать Джорджа Веверли III и или «Хор мормонской церкви», ну, то есть что-то более религиозное. — А теперь послушай, Макензи. Тебе не стоит решать за меня. Я слушаю все, и не только саму музыку, но и биение сердца за ней. Разве ты не помнишь своих занятий в семинарии? Эти парни не говорят ничего такого, чего я не слышала бы прежде, они просто полны энергии и огня. И еще злости, причем, должна признать, у них есть на это причины. Они просто мои дети, которые немножко рисуются и бурчат. Но, понимаешь, я особенно люблю этих мальчишек. Так что буду за ними приглядывать. Мак пытался поспеть за ходом ее мыслей, найти хоть какой-то смысл в происходящем. Ничто из стародавней семинарской подготовки не помогало. Он внезапно растерял все слова, а терзавший его миллион вопросов словно испарился. Поэтому он высказал лишь очевидное. — Ты, должно быть, знаешь, — начал он, — что называть тебя Папой мне несколько затруднительно.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=11&iid=494

гл. 32 и 33 Тип.). Здесь особенностью настоящих помянников, по сравнению с Иерусалимскими уставами является разрешение для всей 50-цы, для великих праздников, случающихся в среду, пятницу и в малые 40-цы, а также для вечера великой субботы, сыра и яиц; для великой субботы это разрешение не дается позднейшими рукописями Ипотипосиса (Ипот § 28, 29, Диат. § 14—18). Эта статья Ипотипосиса, хотя вошла в Студийско-Алексиевский устав в смягченном виде, вызвала большие споры в России XII-XIII в. в виду разноречия ее с древними канонами и Иерусалимским уставом (см. ниже). В обоих памятниках согласно определяется поведение за трапезою. «Когда братия сходятся обедать (Диат.: «по звуку колокольчика», κδονος) в устах у них должен быть стих» (молитвенный, по поздн. памятн. – «Господи И. Христе сыне Божий помилуй нас»), по Диат. – так же, «и когда встанут из-за стола, до тех пор, пока отошедши в притвор, не принесут благодарение за то, что покушали» садятся за столы по 9 человек (Диат.), по указанию надзирателю наблюдающего, чтобы не было пустых мест; сидят за трапезою в кукулях (Ип.); бывает и чтение, «которым (Диат.) распоряжается екклисиарх, заботящийся «о том, чтобы чего не успели прочитать в церкви, то было прочтени за трапезою и ничего не было опущено» «знаком окончания чтения бывает стук ложек, бросаемых одновременно в тарелки при последнем кушанье; равным образом и к наливанию вина и к подаче кушаний дается знак посредством ударения» (Диат. — звонком. Ипот. § 28. Диат. § 14). – Наконец Диат. предусматривает и оставление братом монастыря, «если он не имеет душевного покоя в нашей лавре»; око должно быть не тайным бегством, а происходить с предупреждения об этом «духовного вождя», «чтобы и удаление из монастыря было (с. 469) с молитвою и благословением, а не с запрещением, не с проклятием, не с отлучением от св. Отцев» (§ 31). Дисциплинарная часть Святогорского устава     Великий синаксарь Афоно-Иверской лавры XI в. (см. выше, стр. 413, прим. 2), образец святогорских уставов, в дисциплинарной части представляет сокращение и небольшое изменения Диатипосиса; из него здесь оставлены отделы о часе служб, о пище, о соразмерности в службах, о нестяжательности, о порядке оставления монастыря, о заключении, об одежде и нерабочих днях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

гл. 32 и 33 Тип.). Здесь особенностью настоящих помянников, по сравнению с Иерусалимскими уставами является разрешение для всей Пятидесятницы, для великих праздников, случающихся в среду, пятницу и в малые Четыредесятницы, а также для вечера великой субботы, сыра и яиц; для великой субботы это разрешение не дается позднейшими рукописями Ипотипосиса (Ипот § 28, 29, Диат. § 14–18). Эта статья Ипотипосиса, хотя вошла в Студийско-Алексиевский устав в смягченном виде, вызвала большие споры в России XII-XIII в. ввиду разноречия ее с древними канонами и Иерусалимским уставом (см. ниже). В обоих памятниках согласно определяется поведение за трапезой. «Когда братия сходятся обедать (Диат.: «по звуку колокольчика», κ δονος) в устах у них должен быть стих» (молитвенный, по поздн. памятн. – «Господи И. Христе сыне Божий помилуй нас»), по Диат. – так же, «и когда встанут из-за стола, до тех пор, пока отошедши в притвор, не принесут благодарение за то, что покушали» садятся за столы по 9 человек (Диат.), по указанию надзирателю наблюдающего, чтобы не было пустых мест; сидят за трапезой в кукулях (Ип.); бывает и чтение, «которым (Диат.) распоряжается екклисиарх, заботящийся «о том, чтобы чего не успели прочитать в церкви, то было прочтени за трапезой и ничего не было опущено» «знаком окончания чтения бывает стук ложек, бросаемых одновременно в тарелки при последнем кушанье; равным образом и к наливанию вина и к подаче кушаний дается знак посредством ударения» (Диат. – звонком. Ипот. § 28. Диат. § 14). – Наконец Диат. предусматривает и оставление братом монастыря, «если он не имеет душевного покоя в нашей лавре»; око должно быть не тайным бегством, а происходить с предупреждения об этом «духовного вождя», «чтобы и удаление из монастыря было (с. 469) с молитвою и благословением, а не с запрещением, не с проклятием, не с отлучением от св. Отцев» (§ 31). Дисциплинарная часть Святогорского устава Великий синаксарь Афоно-Иверской лавры XI в. (см. выше, с. 413, прим. 2), образец святогорских уставов, в дисциплинарной части представляет сокращение и небольшое изменения Диатипосиса; из него здесь оставлены отделы о часе служб, о пище, о соразмерности в службах, о нестяжательности, о порядке оставления монастыря, о заключении, об одежде и нерабочих днях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

гл. 39 Тип.) и пищи на весь год, преимущественно же в посты (см. гл. 32 и 33 Тип.). Здесь особенностью настоящих памятников, по сравнению с Иерусалимскими уставами является разрешение для всей Пятидесятницы, для великих праздников, случающихся в среду, пятницы и в малые Четыредесятницы, а также для вечера Великой субботы, сыра и яиц; для Великой субботы это разрешение не дается позднейшими рукописями Ипотипосиса (Ипот. § 28, 29, Диат. § 14–18). Эта статья Ипотипосиса, хотя вошла в Студийско-Алексиевский устав в смягченном виде, вызвала большие споры в России XII–XIII b. ввиду разноречия ее с древними канонами и Иерусалимским уставом (см. ниже). В обоих памятниках согласно определяется поведение за трапезою. «Когда братия сходятся обедать (Диат.: «по звуку колокольчика», κδονος) в устах у них должен быть стих» (молитвенный, по поздн. памятн. — «Господи Иисусе Христе сыне Божий помилуй нас»), по Диатипосису — так же, «и когда встанут из-за стола, до тех пор, пока отошедши в притвор, не принесут благодарение за то, что покушали» садятся за столы по 9 человек (Диат.), по указанию надзирателя наблюдающего, чтобы не было пустых мест; сидят за трапезою в кукулях (Ип.); бывает и чтение, «которым (Диат.) распоряжается екклисиарх, заботящийся «о том, чтобы чего не успели прочитать в церкви, то было прочтено за трапезою и ничего не было опущено»; «знаком окончания чтения бывает стук ложек, бросаемых одновременно в тарелки при последнем кушанье; равным образом и к наливанию вина и к подаче кушаний дается знак посредством ударения» (Диатипосис — звонком. Ипот. § 28. Диат. § 14). — Наконец Диатипосис предусматривает и оставление братом монастыря, «если он не имеет душевного покоя в нашей лавре»; оно должно быть не тайным бегством, а происходить с предупреждения об этом «духовного вождя», «чтобы и удаление из монастыря было с молитвою и благословением, а не с запрещением, не с проклятием, не с отлучением от св. Отцев» (§ 31). Дисциплинарная часть Святогорского устава Великий синаксарь Афоно-Иверской лавры XI b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Не говоря определенно ни об одном из этих видов епитимии, Ипотип. и Диатип. указывают один лишь, но более суровый вид ее – заключение в особое помещение (φοριστιρα) на сухоядение для непокорных и упрямых, причем первый замечает, что «исправление посредством бичей (δι μαστγων, ср. выше, стр. 215 о Нитрийском монастыре IV-V в.), идущее мирянам, справедливо отвергнуто нашими св. отцами» (Ипотип. § 25). При недействительности епитимий прибегали к удалению из монастыря (по Диатип.). Из проступков с особым негодование говорит Диатипосис о краже: «производящие какую бы (с. 467) то ни было покражу вещей обители заслуживают смерть Анании и Сапфиры; но те телесно, а эти душевно наследуют смерть с проклятием» (§ 33). Из внутренней жизни монастыря оба памятника касаются след. сторон. Ищущий поступления в монастырь 2—3 недели должен жить в мон. странноприимнице, знакомясь с порядками, и поучаясь игуменом; после этого «оглашения принимаемый вводился в собрание братий, делал им поклон, а они молились за него (Ип. § 24, Диат. § 11). От монахов требуется полная нестяжательность: нельзя иметь и собственной мебели (Диат. § 30). Наиболее внимания уделяется богослужению. Из служб в Ипотипосисе указываются часы только для литургии в пост: когда трапеза в 9 ч. (­ 3 ч.д.), литургия в 6 (12) ч., в непостные дни в 3 (9) ч. (§ 27); по Диатип. утреня будничная в 7 ч. (1 ч. ночи), воскресная в 6 (12 ч.н.), праздничная в начале 5 (10 ч. § 7). В 40-цу 1-ый час указывается совершать отдельно от утрени на рассвете (Ипот. § 14). Запрещается стоять в церкви с жезлами и даже входить туда с ними, пользоваться при коленопреклонениях скамейками (σκαμνοις Диат. § 13). По Ипот. ежедневно в начале 4 песни канона игумен выходит из хора и садясь принимает братию на исповедь; по Диат. он делает это, когда захочет, и может исповедь поручить другому (Ипот. § 22. Диат § 29). Под неделю Ваий на Господи воззвах переменялись хоры, очевидно на весь год: правый становился левым и наоборот, – конечно в виду большей трудности и большего количества пения на правом хоре (почему об этом сказано в статье «О соразмерности в службах», Ипот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002