Однако, к счастью для нас, второй большой соборсобор Софии Киевской, построенный уже в великое княжение сына Владимира Красное Солнышко – Ярослава Мудрого, до нас дошел. Его тоже строили и украшали византийский мастера. Поэтому те мозаики и фрески, которые дошли до нас от этого собора, являются общими и для византийской культуры, и для древнерусской. Они как раз показывают истоки современной русской культуры, и древнерусской культуры в частности. Софийский собор, с одной стороны, был явным подражанием Софийскому собору в Византии, а, с другой стороны, своеобразным противопоставлением молодого Русского государства, у которого есть храм, подобный центру Вселенской империи. Главный купол, барабан и алтарь этого собора были украшены мозаиками, а остальные стены собора – фресками. Причем, интересно, что на западной стене было даже изображено все семейство Ярослава Мудрого. Правда, эта фреска не очень хорошо сохранилась. Что касается мозаик, поскольку они сложены из смальты и полированных мраморных камушков разного цвета, в общем-то они живут вечно, если с ними не происходит какого-то насильственного разрушения. Самой главной мозаикой Святой Софии является изображение Христа Вседержителя, находящееся в куполе. По поводу происхождения этого образа надо сказать, что в христианской традиции каноническими считались только те изображения, которые могли адресоваться к какому-то эпизоду в Ветхом или Новом Завете. Образ Вседержителя – Христа Судьи напрямую связан с Новым Заветом, что было особенно важно для христиан. Как Вседержитель и Судья Страшного Суда Христос дважды упоминается в Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе. Первый раз говорится: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». (Откр. 1,8). Во второй раз уже от лица Иоанна происходит такая фраза: «…свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). И еще раз как Вседержитель Христос упоминается во Втором послании к Коринфянам апостола Павла: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18). Поскольку есть прямая ссылка на моменты текста Нового Завета, этот образ был всегда центральным и в византийском искусстве, и в иконописи Древней Руси.

http://academy.foma.ru/2017/01/20

Патриарх столицы с своей стороны стоял на той же самой точке зрения; он говорил к отцам собора: «пусть, если это угодно Богу, предстанут и воспротивившиеся истине. Если они имеют что – либо возразить или сказать в свою защиту, то пусть скажут, потому что таким образом предмет исследования уяснится» ( Дeяh. VII, 73 ). При таких условиях собор и приступил к выяснению истины иконопочитания. Приступая к этому делу, Тарасий говорил собору: «пророческое слово заповедует: на гору высоку взыйди, благовествуй Сиону, возвыси глас твой, благовествуй Иерусалиму (Иса. 40, 9); поэтому мы, священные мужи, последуем этому пророческому повелению, будем проповедовать, возвысив наши голоса, и провозгласим мир кафолической церкви. Но как это сделать? Пусть будут принесены и прочтены пред нами для слушания книги (св. Писания), св. отцев и черпая из них пусть каждый наполняет свою паству» ( Дeяh. VII. 228 ). Таким образом в противоположность лжевселенскому собору 754 года, который основывал свое учение об отмене иконопочитания по преимуществу на основании соображений рассудка, Никойский Вселенский собор для уяснения истины обращается к более прочному авторитету – богодухновенным и святоотеческим писаниям. Сначала собор прочитывает и обсуждает те места из Священного писания, кои могли бы служить к подкреплению истины иконопочитания. Так прочтены были из книг Исход и Числа заповеди Бога Израилева о том, чтобы в скинии свидения устроены были сделанное из золота очистилище и человекообразные и крылатые херувимы, осеняющие кивот завета ( Исх. 25, 1. 17. 22 ; Чис. 7, 88. 89 ). Прочтено было также весьма примечательное свидетельство из книги пр. Иезекииля. Пророк, описывая созерцаемый им в видении таинственный храм, так говорит об украшениях его: «от верха дверей, как внутри храма, так и снаружи и по всей стене кругом, внутри и снаружи были разные изображения. Сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами и у каждого херувима два лица. С одной стороны обращено к пальме лице человеческое, а с другой к пальме лице львиное; так сделано во всем храме кругом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

По конституции Всемирного совета церквей нет там веры в Отца, Сына и Духа Святаго, веры в Троицу. А просто так говорили: довольно верить во Христа как в своего Спасителя. Это противоречит всей традиции Православной. Потому что можно верить во Христа так, как «верил» Альберт Швейцер. Он говорит, что Христос не был Богом, но Он был хороший человек – совершенный, любимый Богом, – и Бог Его провозгласил Своим Сыном, и даже Христос верил, что Он будет Сыном Божиим, и когда придет Царствие, когда придет конец, то Бог Ему даст все Царствие, Он будет первый, и тогда возьмёт и нас с Собою. Знаменитая эсхатология Альберта Швейцера. По-православному это равно отрицанию Христа. Так что в протестантизме особенно нет подлинной христологии. Потому что христология в Православной вере отцов, в исповедании отцов, в учении отцов неотделимо связывается с триадологией, с Троицей. Можно даже сказать: нет Христа без Отца и Духа. Прежде всего Отец благоволит, чтобы Он пришёл и воплотился. Отец всю любовь свою положил в Него, а Дух Святый содействует, Он Его воплощает, Он крещает, Он преображает Его, Он воскрешает Его – конечно, вместе с Самим Христом. Троица неразделима здесь. И это имеет большое значение для консеквенции, для Церкви, для жизни нашей. Раз Церковь имеет в себе Троицу, значит и Церковь представляет образ Троицы. То, о чем Христос и говорил апостолам: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:21–22 ). Наша Литургия все время приглашает, даже Крещение начинают: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», потом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Потом: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа». Это значит, что наша связь с Богом соборная, общительная, коммуникативная, но мультиперсональная. Церковь именно собор, потому что Троица у нас собор. И это имеет значение, когда мы входим в Православную Церковь , – не только в храм, а вообще вступаем в Церковь, – что мы тесно связаны и с Богом, и с Троицей, как с Собором Небесным, оригиналом нашим, и между собой, как собор.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Потому, наверное, и получил имя свят. Тихона. Надежный и любящий. Милующий. Он был, практически, идеальным сыном, старшим - в лучшем смысле этого слова - братом, строгим отцом и - одновременно - любящей материю в епископском служении. Очень тяжело говорить " был " ..., только у его гроба я понял, как тяжко без Бога, без надежды на Вечную жизнь, хоронить близких! Я всегда шел за ним: в школе, техникуме, семинарии, - везде мне было легко после того шлейфа любви, который окружал покойного Владыку. Меня все встречали с распростертыми объятиями! Воистину " достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его " (Прем. 4, 13-15). Упокой, Господи, его душу в Селениих праведных! Мне, как близкому сроднику почившего, трудно судить объективно о его трудах, да, к тому же, во взрослой жизни нас всегда разделяли тысячи километров, потому приходилось довольствоваться телефонными разговорами или краткими встречами. Что касается внешних, видимых результатов трудов Владыки, то есть официальная статистика, бесстрастно фиксирующая ту бурную активизацию приходской жизни Архангельской епархии, повышения количественного и качественного состава духовенства, развития общественнозначимых проектов, укрепления авторитета Церкви в обществе. Но, невзирая на все достижения, у владыки Тихона была постоянная боль, которая, думаю, надорвала его сердце, это - кафедральный собор г. Архангельска. В бытность свою игуменом и секретарем Петрозаводской епархии, он восстановил Александро-Невский кафедральный собор, а здесь - стена из непонимания, равнодушия, открытого противодействия... Слава Богу, владыке Тихону удалось завершить самую трудоемкую и затратную в условиях Севера работу - забить сваи в основание и вывести " нулевой " цикл. Кончина Владыки заставила многих пересмотреть свое отношение к возрождающемуся духовному символу Поморья, на поминальной трапезе часто звучали слова, что новый собор будет лучшим памятником почившему.

http://pravoslavie.ru/49366.html

Скорее всего, он уже тогда начал свою проповедь язычникам. Именно поэтому Варнава, посланный в Антиохию из Иерусалима, чтобы разобраться в вопросе, что делать с обращенными из язычества, отыскал его в Тарсе и вновь привел в Антиохию. Отсюда и пошел отсчет знаменитых миссионерских путешествий св. Павла. Павел начал свою проповедь в Малой Азии с евреев. Он никогда не сомневался, что евреям «первым надлежало быть проповедану слову Божию» (Деян.13:46). Отвержение ими Христа будет его «непрестанным мучением» (Рим.9:2). Но ясно для него и то, что Евангелие теперь обращено ко всему миру «во спасение до края земли» (Деян.13:47; Ис.49:6). Отвергнутый евреями, он осознает свое призвание быть апостолом язычников: «...но как вы отвергаете его (Слово Божие. - А.Д.) и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» (Деян.13:46). В конце концов деятельность Павла привела к конфликту с консерваторами. Вопрос, уже давно назревавший, был поставлен весьма остро. Ответ на него должен был быть дан всей Церковью. В этом контексте и состоялся Иерусалимский апостольский собор (Деян.15). В высшей степени промыслительно, что Церковь, будучи еще в младенчестве, сразу же нашла именно соборную форму для решения главных, основополагающих вопросов и определения дальнейшего пути. Именно пути, потому что собор - по-гречески σνοδος - буквально значит «сопутствие», т.е. путь, по которому вместе приходят к общей цели. Собор стал прототипом всех грядущих соборов. В нем приняли участие не только апостолы, но и пресвитеры, а через них вся Церковь во главе с Иаковом, братом Господним. Очень важна также эта дерзновенная формула - «Изволилось Святому Духу и нам», то есть признание действия Святого Духа в единстве, о котором повелел Христос Своим ученикам. Соборность, объединявшая «множество учеников» (Деян.6:2), созываемых «двенадцатью», уже практиковалась, когда надо было принять важное решение, такое, например, как избрание «семи». Этот образец корпоративных решений в каждой поместной церкви был формой соборности, оставшейся неизменной в раннем христианстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/434655/

Собор уповает, что новопреставленный мученик русский предстанет престолу Божию в ряду тех, о которых пишет новозаветный Тайновидец: взглянул я, и вот великое множество людей стояло пред престолом и Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Сии облеченные в белые одежды это те, которые пришли от великой скорби: они омыли одежды свои и убелили кровию Агнца. За то они не будут уже алкать и жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, и отрет Бог всякую слезу с очей их. ( Апок. 7, 9–17 ). Да устроит Господь по упованию нашему! Но в то же время Собор не может не болеть и о судьбе тех, которые запятнали свои руки пролитием братской крови и скверну возмнили кровь новозаветную, ею же и освятились. ( Евр. 10, 30 ) Он возносит соборную молитву о том, чтобы и эти братоубийцы пришли в покаяние, дабы кровь невинно убиенных, как кровь праведного Авеля, не пала на главу их и дабы печать Каина, впервые обагрившего братской кровью грешную землю нашу, не легла на их души. Помолитесь и вы, православные русские люди, об обращение заблудивших, да не отяготеет на них проклятие Божие, которое изрек Христос Спаситель не только убийцам, но даже потомкам проливающих кровь служителей Божиих, говоря: да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Мф. 23, 35 ). Собор призывает всю верующую Русь к молитве о том, да послужит эта невинно пролитая кровь отец и братий наших семенем возрождения и исцеления нашей русской жизни от диавольского навождения, которое затмило во многих голос совести, чувство веры и любви к родным заветным святыням. веры же не устоит земля наша. Оборотитесь назад, на прошлое нашей истории, помяните дни древние и поучитесь ( Пс. 76, 6 ). Не тихой и плавной рекой, а бурным потоком текла всегда жизнь нашей многострадальной отчизны. И сколько бурь пронеслось над этим историческим течением ее государственной жизни. Сколько раз не только слезами, но и кровью обливались русские люди, изнывая в неволе или видя города в развалинах, а родину на краю гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соборная полнота собралась к сороковинам по Царю Феодору Иоанновичу и после этого уже 17 Февраля в Пятницу Мясопустной Седмицы: «Святейший Iebъ Nampiapxъ Московски и всеа Pyciu велелъ у себя быти на Соборе о Святъмъ Дусе сыновомъ своимъ, пресвященнымъ Митрополитомъ, и Apxienuckonoмъ, и Епископомъ, и Архимаритомъ и Игуменомъ, и всему Освященному Собору Вселенскому, и боляромъ и дворяномъ, и приказнымъ и служилымъ людямъ, всему Христолюбивому воинству, и гостемъ, и всемъ православнымъ крестьяномъ всехъ городовъ Pociйckoro государьства»(151). В этом описательном пассаже чрезвычайно важна характеристика Собора - Собор о Святом Духе. Она восходит к Апостольскому Собору в Иерусалиме около 50 года по Р.Х. Там соборное решение освящается сакральной формулой « Изволися бо С(вя)тому Духу и намъ ...» (Деян. 15, 28). Что это означает? Московский Собор собирается не ради выработки политического консенсуса, который так или иначе устроил бы большинство собравшихся, но чтобы узнать Божию волю по поставленному вопросу и принять искреннее единодушное решение. Только такое соборное решение допустимо освятить выражением: « Изволися бо С(вя)тому Духу и намъ ...» Поскольку иная форма принятия, например, воли подавляющего большинства с таким сакраментальным определением приписывалась бы ложно Святому Духу, оскорбляла бы Бога, оскорбляла бы Третье Лицо Пресвятой Троицы, а это страшное духовное преступление. О нем в Евангелии от Апостола Матфея Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12, 31-32). Это исключительно важная характеристика, она определяет высшую меру духовной решимости соборян. К соборянам Святейший Иов обращается с описанием обстоятельств, связанных с уговорами Царицы-Инокини Александры-Ирины и Ее брата Б.Ф.Годунова. В заключение Святейший Иов говорит, к какому убеждению пришли соборяне, бывшие уже до того в Москве: «А у меня Ieba Nampiapxa, и у Митрополитовъ, и у Apxienuckonobъ, и у Епископовъ, и у Архимаритовъ, и у Игуменовъ, и у всего освященнаго вселенскаго собора, и у бояръ, и у дворянъ, и у приказныхъ и у служилыхъ у всякихъ людей, и у гостей, и у всехъ православныхъ крестьянъ, которые были на Москве, мысль и советъ всехъ единодушно, что намъ мимо Государя Бориса едоровича иного Государя никого не искати и не хотети»(152).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Согласно православному вероучению, ясно выраженному в Священном Писании, « Христос Глава Церкви , и Он же Спаситель тела » (Еф. 5: 23). Он является « главою Церкви , которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем » (Еф. 1: 22–23). Все христиане, включая предстоятелей Поместных Церквей, – это члены духовного тела Христова. Первенство во всей Церкви принадлежит не кому-либо из людей, но только Христу, ибо « Он есть глава тела Церкви ; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство » (Кол. 1: 18). Во время земной жизни Господь осудил стремление к первенству у Своих учеников и навсегда дал им совет: « Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою » (Мк. 9: 35), поэтому жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества. Жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества Участникам Собора и всему мировому Православию необходимо определиться с принципиальным вопросом: кто является главой Православной Церкви – Господь Иисус Христос или Константинопольский патриарх? – и в зависимости от ответа будет ясно, кто мы: Церковь Христова или тоталитарная секта под управлением обожествленного лидера Фанара. При таком ракурсе обсуждений главными деяниями Собора могли бы быть следующие. Обозначив эти позиции, Иорданский Собор мог бы обратиться ко всем Поместным Церквам с требованием созыва Вселенского общеправославного Собора для преодоления кризиса, вызванного словами и деяниями патриарха Варфоломея. Поскольку обвинения будут выдвинуты против патриарха Варфоломея, то он не будет иметь право созывать такой Собор, но должен быть приглашен на него и предстать на нем ответчиком. Если кто переживает, что в случае смещения фокуса соборного внимания с Украины на патриарха Варфоломея украинский кризис останется неразрешенным, то напрасно. Именно при таком подходе украинский вопрос может быть сдвинут с мертвой точки по существу. Ибо в случае признания патриарха Варфоломея еретиком он не только низлагается, но обнуляются все его решения и деяния, обусловленные папизмом.

http://pravoslavie.ru/127371.html

Существующее в Христианской Церкви правило собирать для решения вопросов, имеющих отношение к вере и христианской жизни, Соборы " взято , как учит Катехизис, из примера Св. Апостолов, которые (для решения вопроса о принятии в Церковь язычников) держали Собор в Иерусалиме» , так и известный у нас под именем Апостольского Собора (Деян., 15 ). « Основанием сего «, т.е. созвания Соборов, »служит, – продолжает Катехизис, – также изречение Самого Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший оныя становится лишенным благодати, как язычник ». Именно: «Повеждь Церкви: аще же и Церкви преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь». (Мф. 18:17) Чтобы лучше видеть силу сего изречения Господня, как дающего определениям Церкви высокую важность, обратим внимание на связь его с предшествующими ему словами Иисуса Христа. Выше (Мф. 18:10–16) Спаситель говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... Так нет волн Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брать твой; пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает; возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. За сими изречениями следует приводимое Катехизисом: Если же не послушает их; скажи (повеждь) церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь,т.е. считай его наравне с язычником и мытарем 79 . Спаситель, таким образом, дает наставление, пли лучше заповедь, как следует поступать с ближним, если он впадает в какое-либо прегрешение. Сказавши, что нет воли Отца небесного, чтобы погиб один из малых сих, т.е. и малых в собственном смысле –детей, и малых по общественному положению – бедных, презираемых и незнатных 80 , а также младенцев по вере 81 , Господь Иисус вместе с тем указывает меры же попечительности в отношении к согрешающим. И вот в ряду этих мер последняя – решение Церкви до такой степени объявляется важным, что неповинующийся этому решению подлежит отлучению от Церкви. Насколько, значит, Спаситель велит дорожить голосом Церкви, когда в связи с учением о снисходительности утверждает, что ослушник Церкви есть все равно, как язычник и мытарь! И так как все верующие, понятно, не могут собираться для требующихся решений, то под Церковью в данном случае разумеется именно Собор, что поясняется и Катехизисом: Способ же , – говорит он в конце ответа, – которым Вселенская Церковь изрекает свои определения, есть Вселенский Собор ».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Так же и 70-й канон Карфагенского собора запрещает зрелища и игры как на Пасхальной неделе, так и по воскресным и праздничным дням. Итак, из этого следует, что зрелищ не бывает по праздничным дням, по будням же нет препятствий к их проведению. Мы даем им четыре ответа. Во-первых, упомянутый Вселенский собор в 51-м каноне совершенно определенно запрещает устраивать зрелища когда бы то ни было. Этот канон предшествует семидесятому, в котором говорится, что цель Святого Собора – запретить христианам всякие увеселительные собрания. Так, Святой Вселенский Собор выступает против лицезрения циркачей и походов в театр: «И зрелища звериныя творить и плясания на позорищи» (51 канон). Во-вторых, тот же Карфагенский собор в 17-м каноне предписывает постоянно проповедовать всем христианам, чтобы они даже близко не подходили и даже не смотрели туда, где творятся богохульства и всякие безобразия, присущие подобным затеям. В-третьих, ответим словами Василия Великого , что само по себе предосудительное не может превратиться в хорошее в зависимости от времени: «Ничто подвергшееся осуждению не может быть пригодно и на время» (Правила, пространно изложенные. 20). Игры, братья, – занятие для маленьких мальчиков и девочек. По незрелости возраста у них детское и несовершенное сознание. Им кажется, что для великого счастья и радости нужно играть в разные забавы, как написано у Захарии: «И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» ( Зах.8:5 ). Дело же совершенных мужей и старцев – пренебрегать детскими забавами как ничтожными, презренными и недостойными для зрелого сознания. Им присуще думать и искать высокие и великие дела добродетелей и достойные Царства Небесного. Как говорит Павел, «когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор.13:11 ). Поэтому играющие мужи и старцы показывают не что иное, как то, что ум у них, как у младенцев, и мыслят они по-младенчески, и сознание незрелое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010