Стандартное строительство, особенно в средневизант. время, с ростом ремесленной традиции могло осуществляться без чертежей. В установлении пропорций плана и высотного построения применялись гл. обр. простые числовые соотношения, в ранневизант. период - иногда иррациональные. Исходным был продиктованный заказчиком один из габаритных размеров строения (о методах построения см.: Высоцкий. 1987; Комеч. 1987. С. 151-152, 200; Зубов. 2000. С. 38-44). В случае необходимости практиковалось приглашение мастеров из др. городов и областей. Известностью пользовались, в частности, исаврийские кочевые артели, работавшие от Антиохии до К-поля. Активная строительная деятельность имп. Юстиниана I в Месопотамии, Сирии, др. областях способствовала обмену опытом столичных и вост. мастеров. В ранний период церкви строились очень быстро: собор в Газе и даже грандиозный собор Св. Софии в К-поле были возведены за 5 лет. Об уровне строительного производства, его затратности и месте строителей в обществе свидетельствует описание ц. Богородицы Перивлепты в К-поле (возведена при имп. Романе III Аргире, 1028-1034), для к-рой «раскапывались целые горы, горнорудное дело ценилось выше самой философии, одни камни обкалывались, другие полировались, третьи покрывались резьбой, а мастера этого дела почитались не меньше Фидия, Полигнота и Зевксида...» ( Михаил Пселл . Хронография/Пер. Я. Н. Любарского. М., 1978. С. 27-28). II. Строительная техника, принципы декора. Со времени обретения Церковью офиц. статуса раннехрист. и визант. архитектура оказалась вовлечена в русло развития позднеантичной архитектуры, наследуя ей в значительной мере: античные строительные традиции были приспособлены для новых пространственных форм, иных экономических условий (общей тенденцией, в т. ч. зодчества соседних стран, стало стремление к более экономному использованию рабочей силы и материала). Древнейшая эллинистическая техника кладки из насухо пригнанных каменных квадров получила новое развитие в Сев. Сирии. В большинстве районов М. Азии и Закавказья, Палестины и Юж. Сирии, отчасти и в К-поле до V в. получила развитие техника 2-слойной каменной кладки с известково-песчаной заливкой по каменному лому между слоями. Камень применяли как тщательно отесанный, так и грубоколотый: базальт (Юж. Сирия), туф (Каппадокия, Армения). После VII в. эта техника стабильно развивалась лишь в странах Закавказья, позже использовалась в Зап. Европе и белокаменном зодчестве Др. Руси XII в. Перекрытия, как правило, были деревянными, хотя небольшие пролеты могли быть перекрыты плоскими каменными плитами.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Наос большинства раннехрист. церквей вытянут по продольной оси. Алтарная апсида с вост. стороны наоса имеет подковообразное или И-образное внутреннее очертание и полукруглую, многогранную или прямоугольную конфигурацию снаружи, иногда фланкируется одним или 2 пастофориями, вытянутыми в поперечном направлении и открытыми в пространство боковых нефов. Нартекс и атриум отсутствуют, храмы нередко окружались арочными галереями с одной или 3 сторон, сев. и юж. из к-рых завершались на востоке апсидами. Характерной особенностью всех типов ранних арм. церквей является то, что арки свода опираются на выступы стен и широко расставленные столпы. Основой строительной техники стало использование 2 слоев каменной кладки (туф, андезит, реже песчаник) с известково-песчаной заливкой между ними, что позволяло создавать цельные пространственно-сложные структуры со сводчатыми перекрытиями. Это обстоятельство способствовало успешному переходу от деревянных перекрытий к каменным (с кон. V в.), а также помогло арм. зодчим, обращаясь к сложным композициям позднеантичной и ранневизант. архитектуры, комбинировать и перерабатывать их. Ранний переход к центральнокупольным структурам и их широкое распространение в церковной архитектуре могли быть основаны на опыте народного зодчества: главная ячейка жилого арм. дома была центричной и перекрывалась деревянным шатром с верхним световым фонарем. Решающая роль в этом процессе могла принадлежать ориентации заказчиков и зодчих крупнейших арм. храмов на общехрист. (Великая ц. в Антиохии, ротонда храма Гроба Господня в Иерусалиме, собор Св. Софии в К-поле) и национальные святыни (Эчмиадзин), с VII в.- на арм. храмы ( Аван , св. Рипсимии (Рипсиме) в Эчмиадзине, Двин, нач. или 40-е гг. VII в., и Аруч, 662-666). Для арм. зодчества раннего средневековья характерно типологическое разнообразие купольных построек, в основе структуры к-рых присутствовали элементы общехрист. иконографии; архитектурные типы храмов не имели точных аналогов за пределами А. Эчмиадзинский собор ок.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Богоматерь на престоле. Роспись конхи апсиды базилики Пресв. Богородицы. VIII в. Богоматерь на престоле. Роспись конхи апсиды базилики Пресв. Богородицы. VIII в. Успенский храм выстроен из крупного, специально отобранного колотого камня; по углам проемов здания и в др. местах, требующих точной обработки, использован тесаный травертин (известковый туф). Фасады церквей простые и незамысловатые. Декоративные элементы использованы весьма скупо: на зап. фасаде изображен рельефный крест; над окном, на вост. фасаде, в травертине вырезан облом полукруглой формы. Главная церковь храма имеет глубокий алтарь. Каменный иконостас весьма грубой формы сооружен в эпоху позднего средневековья; как считают исследователи, он заменил иконостас, современный основанию церкви. С сев. и юж. сторон расположены прямоугольные пастофории. С юж. стороны пастофориев устроены сев. и юж. церкви-часовни, которые связаны с центральным храмом с помощью проемов (юж. вход был замурован позднее), а непосредственно друг с другом соединены с зап. стороны обходным нартексом. Кроме того, сев. и юж. церкви выходят в наружное пространство двойными арками, опирающимися на колонны, имеющими множественные поперечные сечения. Согласно типологической и хронологической группировке, сформулированной первоисследователем груз. трехцерковных базилик акад. Г. Чубинашвили, Успенская ц., исходя из ее планировки и отдельных элементов, выявляет сходство с образцами сооружений VI-VII вв., и т. о. существует большая вероятность того, что она была построена сщмч. Авивом и его учениками. Центральная церковь базилики полностью расписана в XVI в. (следы более ранней живописи не обнаружены); роспись сохранилась местами в поврежденном виде, однако можно идентифицировать большинство сюжетов и персоналий. Церковь св. Архангелов мон-ря Некреси Расположена в юго-зап. части комплекса. Этот купольный храм, как и др. памятники комплекса, сооружен из колотого камня, слегка обработанного известью, с использованием травертина по краям проемов и в местах, требующих точной обработки.

http://pravenc.ru/text/2564850.html

Храм облицован известковым туфом. При оформлении фасадов не применялась орнаментальная резьба, типичная для архитектуры Кахети данного периода; зодчий использовал др. приемы: совмещение разных объемов (апсиды и экседры), многоуровневое решение перекрытий (апсиды, тромпы и экседры), размещение на фасаде двойных и тройных валиков с протянутой над ними аркатурой. Барабан церкви украшен 12 арками, перекинутыми на парных полуколонках. Во внутренней облицовке интерьера использован крупный тесаный известковый туф (100×60, 100×80 см), уложенный прямыми горизонтальными рядами. На угловых выступах каждого рукава имеется пучок из 3 полуколонок, на капители к-рых опираются подкупольные арки и арки экседр. Переход от центрального квадрата к подкупольному кругу создан системой арок, нависающих друг над другом. Выявленные во время раскопок материалы позволили установить, что церковь была перекрыта глазурованной черепицей бирюзового цвета. В 60-х гг. XX в. проводились реставрационные работы, в ходе которых был восстановлен внешний облик храма ( Цицишвили. 1955. С. 48-49, 80-81. Табл. 16; Чубинашвили. 1959. С. 411, 415; Мосулишвили. 2002/2003. С. 142, 145; Кветера. 2004. С. 98; Кветерская крепость. 2010. С. 199-201). Малая церковь сохранилась фрагментарно (6,1×3,1 м без апсиды). После возведения крепости вост. часть церкви оказалась в ее стене: апсида церкви, имеющая в плане подковообразную форму, была целиком заполнена бутом на известковом растворе. Храм выложен булыжником и дробленым камнем. Входы находились с севера и юга. С юж. стороны было пристроено треугольное помещение малых размеров ( Мосулишвили. 2002/2003. С. 154; Кветера. 2004. С. 98; Миндорашвили. 2010. С. 79). Дворец (16,5×9,2 м) выстроен из булыжника и дробленого камня, представляет в плане прямоугольное здание, с сев. стороны к которому были пристроены одноэтажные постройки (определяются только в плане). Межэтажное и внешнее перекрытия дворца полностью разрушены; судя по фронтонам поперечных стен, он имел 2-скатную крышу. Первый этаж, очевидно, использовался как хозяйственное помещение: входная дверь находилась с юго-вост. стороны, в юж. и зап. стенах было прорезано по одному прямоугольному окну, в сев. стене был устроен арочный камин. Второй этаж, видимо, использовался как зал для приемов. Он был хорошо освещен высокими и широкими арочными стрельчатыми окнами (по 2 в вост. и зап. стенах, 3 в южной). С юга был устроен вход, изнутри перед ним находилась прямоугольная площадка, опирающаяся на укрепленные 4 столбами арки, к ней вела лестница (фрагменты были зафиксированы Чубинашвили в 30-40-х гг. XX в. на вост. и юж. стенах). Второй вход, устроенный в вост. углу сев. стены, был связан с террасой, возведенной над одноэтажными постройками. В сев.-зап. угол дворца была встроена 3-этажная башня ( Чубинашвили. 1959. С. 445, 545, 546).

http://pravenc.ru/text/1684043.html

Собор Всех Святых Известно, что Собор построен очень быстро потому, что в качестве строительного материала монахи использовали туф. Неф крестообразный. В юго-восточной части собора находится могила создателей. Под сводами храма над окном начертана следующая надпись: Нектарий и Феофан - иеромонахи и создатели, с Яннины, Апсара. Год создания - 1542. Собор расписан настенными фресками высокого мастерства, которые эксперты разделяют на 2 периода. Первый этап датируется 1548 годом, второй - завершение отделки - 1566 г. В общем иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур. Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под аркой святилища. Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части - фигуры святых. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе - пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном - Престол уготованный, в южном - Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища - Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы. В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже - Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части - явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части - раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже - Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе - Вознесение Святого Креста. На северной стене - Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе - Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский.

http://sobory.ru/article/?object=06698

Мы с Аллой решили поехать к знаменитому озеру Севан. Почему-то никакого прямого транспорта не нашли (был конец ноября — курортный сезон закончился, автобусы ходили редко). Взяли билеты на старенький ПАЗик, то ехавший по автобану с многополосным полотном и множеством развязок (тогда я впервые увидел такую дорогу), то петлявший по селам. Пассажиры — замечательно колоритные сельские жители — патриархальные, в основном пожилые, с трудом говорящие по-русски, но замечательно доброжелательные. Рядом с нами (через проход) занимала места супружеская чета в традиционной одежде — сложные переплетение платков, длинных платьев и юбок, рубашек, полотняных брюк. Старичок и старушка. Непрестанно улыбались и все время пытались с нами пообщаться, но мы практически ничего из их гортанной речи не понимали. Почти все пожилые женщины нюхали специальный табак — тонкий как пыль сероватый порошок, который держали в кисетах или завернутым в платочки. Не преуспев в установлении вербального контакта, соседка-старушка предложила нам свой табачок. Мы с благодарностью угостились, отсыпали себе в какую-то мензурку. Я втянул порошок в нос. Чихал минут пять! Пассажиры улыбались до ушей и радостно комментировали. Вся эта идиллия забавно контрастировала с суперсовременным автобаном. Было не скучно. А часа через два-три мы добрались до конечной остановки — у озера. Севан расположен высоко в горах. Холодно. Пусто. Пронзительный чистый ветер. Посреди легендарного озера — полуостров, часовня. Длинная узкая дамба с пешеходной тропой. Часовня — резной туф, армянско-византийские кресты. Горящие свечи в самых неожиданных местах расщелин камня. И — НИ ОДОГО ЧЕЛОВЕКА. До сих пор не понимаю — КАК там горели свечи, неизвестно кем и неизвестно когда зажженные. Но — холодно, однако. Вернулись на “материк”. И тут оказалось, что мы понятия не имеем, как добираться назад, в столицу. Электрички уже не ходят, не сезон. Автобусов тоже в ближайшие несколько часов не ожидается. Растерянно стоим у дороги. Восточное гостеприимство.

http://azbyka.ru/fiction/moj-anabasis-il...

Пещерные святилища Митры, древнего индоиранского бога света и солнца, культ которого распространился по всей Римской империи в начале н. э. 32 Проложенные при цензоре Аппии Клавдии в 312 г. до н. э. Via Appia и Aqua Appia. 33 Имеется в виду памятник королю Виктору Эммануилу II (1820-1878) на площади Венеции, в центре Рима. 34 Известковый туф, легкая пористая горная порода; декоративный и строительный камень. 35 Палаццо делла Сапиенца – дворец, в котором с XV в. до 1935 г. находился старейший римский университет. В его постройке принимал участие архитектор Борромини (Борромино, собств. Кастелло) Франческо (1599–1667) – легенда барокко, по словам П. Муратова, изобретательнейший по части новых форм и живописному богатству архитектурных профилей. 36 Скульптура Лоренцо Бернини на Пьяцца делла Минерва; на спине слона установлен египетский обелиск VI в. до н. э. 37 Спасибо, синьорина (ит.). 38 Облатка, небольшая круглая лепешка из пресного теста, употребляемая при причастии католиками и протестантами. 39 Липпи Филиппино (ок. 1457–1504 гг.) – живописец флорентийской школы. 40 Иерусалим, Иерусалим, обратись к Господу Богу твоему (лат.). 41 Образ святой Вероники (Вероники из Иерусалима) 42 «Miserere mei Deus» («Помилуй мя, Господи») – начало пятидесятого псалма, положенного на музыку многими композиторами. С особой торжественностью исполняется в Риме в Сикстинской капелле на Страстной неделе в среду, четверг и пятницу. 43 Эта базилика, основанная в первой половине IV в. долго считалась важнейшей церковью в Риме, приемницей Иерусалимского храма и называлась «Мать и глава всех церквей Рима и всего мира». 44 Свет Христа (лат.). 45 Да возрадуется сонм ангелов небесных://Да восторжествуют божественные таинства! 46 «Не прикасайся ко мне» (лат.) – слова Иисуса Христа, обращенные к Марии Магдалине (Иоанн, XX, 17). Часто встречаются в значении «святыня», «святая святых». 47 «Слава» (лат.) – хвалебная песнь ангелов. В католической мессе, состоящей из шести частей, «Gloria in excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») составляет вторую часть. 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Под горой Джвари стоит дерево в ленточках. «Языческие пережитки, — говорит экскурсовод. — Люди это называют деревом счастья. Повяжут ленточку на дерево на святом месте и верят, что все будет хорошо». И у нас приходилось видеть такие деревья. XXI век — век электроники, кибернетики, а молодые люди уподобляются дикарям… Самтавро Ежевичник. Все, что связано со святой Ниной, так просто и целомудренно. Неподалеку от Светисховели построен был в V веке «княжеский монастырь» на месте тех ежевичных кустов, где стояла палатка девы-апостола. До нашего времени сохранился маленький (меньше многих наших часовен) храм святой Нины, построенный в древности над местом ее молитв о новопросвещаемом народе. Здесь она поселилась после того, как спустилась с горы над Мттхетой. В умиление приходит душа на этом месте молитв избранницы Божией Матери, месте многочисленных чудес. Здесь исцелилась царица Нана, и сюда приходил царь Мириан. А сейчас их мощи лежат под красивыми мраморными саркофагами в большом Преображенском соборе напротив маленькой церковки. Собор был перестроен в XI веке и с небольшими следами реставрации сохранился до нашего времени. Умели древние зодчие строить храмы на века. А ведь все так просто: местный камень-туф, песок с яйцом вместо цемента, простые гармоничные формы — и стоит святыня непоколебимая веками, если только руки злых завоевателей ее не тронут. Но и после разорения храмы воскресают, восстанавливают их в прежней красоте. А теперь Самтавро — не только храм, но и монастырь. Молитвенное делание святой Нины продолжается. Здесь же в Самтавро покоится тот, кто — без преувеличения можно так сказать — повторил миссию святой просветительницы Грузии уже в наше время: преподобный блаженный старец Гавриил (Ургебадзе). Когда советская идеология пыталась заменить собой христианство, старец бесстрашно публично заявил: «Нельзя говорить “слава КПСС” и “слава Ленину”, можно говорить только “слава Богу!”» За это ему пришлось претерпеть страшное принудительное лечение в психбольнице. Но он, приняв на себя образ юродивого Христа ради, продолжал ходить по улицам Тбилиси, всем своим обликом напоминая людям о любви Христовой. Многим он помог советом, многих исцелил. Он был для Грузии как старец Николай Гурьянов для России. И так же особо любил и почитал Царственных Страстотерпцев и говорил, что молится за Россию. Сейчасу раки с его мощами (удивительно быстро старца канонизировали, ведь почил он недавно — в 1995 году) не иссякает поток паломников. И в каждом храме мы видели его иконы и книги о нем. «Мама Габриэле» — звучит повсюду, и на лицах людей появляется улыбка. Из Грузии мы привезли редкую «улыбчивую икону» старца Гавриила. Пожалуй, больше не существуют икон улыбающихся святых, только Божья Матерь Вифлеемская.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

В той же катакомбе было открыто изображение fossor " a, сделанное на его гробнице; на надписи (читатель может видеть ее на рисунке, взятом из сочинения Boldetti, Osservazioni etc.) сказано следующее: – «Диоген могильщик, в мире, положен в восьмой день октябрских календ». – Это молодой человек с коротко остриженными волосами, как носили римляне, в тунике; на краях ее, и на правом плече видны знаки, приближающиеся к форме креста 14 ; в правой руке он держит лом, а в левой зажженную лампу. Другие инструменты его промысла разбросаны у его ног. Он представлен во внешнем здании, вероятно, в одной из тех часовен, которые стояли над катакомбами, в ту минуту, когда готов спуститься в подземелье. Нет сомнения, что эта фреска была написана после торжества церкви; прежде, могильщиков изображали за работой, когда они копали землю и рубили туф в узких галереях. Осматривая гробницы в катакомбах, их размеры и систему расположения, нельзя не заметить, что могильщики высекали их, сняв мерку с тела умершего. Они бывают различной величины, начиная от самых незначительных, для младенцев, до больших, для людей высокого роста; только при подобной системе возможно было не терять напрасно места, и экономически распределять его. После Константина, церковь с каждым годом все менее и менее прокапывала новые галереи в подземных кладбищах; эти последние, как видно по надписям, перешли в руки могильщиков и сделались их собственностью; они производили в них работы на свой счет, продавали места и даже передавали по наследству это право своим потомкам, как это видно по надписи, в которой сказано, что гробница куплена у «fossores discendentibus» (у потомков могильщика). В последний раз говорится на надписях о fossores, в 454-м году (т. е. около того времени, когда прекращается погребение в катакомбах), по поводу гробницы не выкопанной, а сложенной или построенной перед гробницей святого Емерита и проданной за дорогую цену. После торжества церкви, общество fossores завладело, также, и землями, которые окружали базилики, построенные над катакомбами. Было ли оно уничтожено римским епископом или распалось само, неизвестно; но с середины пятого столетия, в актах продажи, уступки и постройки гробниц, расположенных на поверхности земли, о них больше не упоминается; их место занимают священники, а в базилике Ватикана – сам папа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

551 Известны по крайней мере еще три сходные ключевые фразы для этого карточного фокуса, которые целиком образованы из действительно существующих слов: «макар ножом режет нитки», «крупу, табак берем оптом» и «лирик лемех рахат кутум». 552 Далее зачеркнуто: В генваре месяце одна чистая страница занята каким-то хозяйственным счетом, а оборот ее – данными о кончине и рождении. 553 Первая часть афоризма – из знаменитых «трех римских юридических обязанностей»: Honeste vive, neminem laede, suum cuique tribue (Живи честно, никому не вреди, воздавай каждому свое). 554 Имеется в виду часть бывшего Черкизовского имения; названа по боярской фамилии Старковых, ведущей начало от внука царевича Серкиза – Федора Андреевича, по прозвищу Старко. В погосте Старки находилась церковь Святителя Николая Чудотворца («Красная», по местному наименованию). Поначалу, в 1641 г., тут был возведен деревянный Никольский храм; в 1759–1763 гг. его перестроил в камне в псевдоготическом стиле предположительно В. И. Баженов или К. И. Бланк. В советское время не закрывался. Погост – зд.: расположенная в стороне от поселения церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта. 555 Далее зачеркнуто: Кто это? Брат ли деда моего? Но тогда было бы сказано «брат». Вероятнее, просто хороший знакомый, по близости села Старкова из Коломны./Далее: «1802-го года генваря 30-го дня родилась дочь Анна»./Впоследствии дед мой сдаст ей свое священническое место при выходе ее замуж за Павла Ивановича Богословского и сам останется доживать свой век в своем родном коломенском приходе Никиты Мученика. (Про Анну– явная ошибка: эта Анна умерла в полугодовалом возрасте. – А. Д.) 558 Далее зачеркнуто: в своей автобиографии. (Имеются в виду «автобиографические воспоминания» «Из пережитого». – А. Д.) 561 Источник выражения – «Путешествие по Тавриде в 1820 году» И. М. Муравьева-Апостола (СПб., 1823). Включающая его «Выписка» из этого произведения приложена Пушкиным к его поэме «Бахчисарайский фонтан»: «За мечетью, вне двора, кладбище ханов . Прежде нежели оставить сию юдоль сна непробудного, я укажу тебе отсюда на холм...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010