Здесь же торговали напитками и сластями. Балаганные представления и народные гулянья «под горами» (то есть вокруг ледяных гор) устраивались в Петербурге на Дворцовой и Адмиралтейской площадях. Филипп II (1527–1598) – испанский король, славившийся своей жестокостью. Экстракт – здесь: выписка, краткое изложение какого-либо документа. …аренды, аренды хотят эти патриоты!  – Аренда – здесь: высочайше жалуемый ежемесячный доход (до 1837 г. жаловались земли). Чугунные дороги – то есть железные дороги, которых в России в то время не было. …рыцарский обычай при вступлении в высокое звание…  – Посвящаемого в рыцарство ударяли плашмя шпагой или мечом по плечу. …земля сядет на луну.  – Г. П. Макогоненко высказал предположение, что в бредовых размышлениях Поприщина о луне нашла отражение мировая сенсация о якобы сделанных известным английским астрономом Джоном Гершелем необыкновенных открытиях. В 1834 г. в Нью-Йорке вышла анонимная брошюра, в которой сообщалось, что Гершель с помощью мощного телескопа обнаружил на луне атмосферу, животный и растительный мир и, наконец, разумных существ, напоминающих людей. Брошюра была переведена на французский и немецкий языки. В европейской прессе разгорелась ожесточенная полемика по поводу «открытий» Гершеля. В русском переводе две брошюры анонимного автора вышли в 1836 г. Эта мистификация могла быть известна Гоголю по французским источникам (Макогоненко Г. П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985. С. 157–161). …английский химик Веллингтон…  – Никакого английского химика Веллингтона не было, был герцог Веллингтон (1769–1852), главнокомандующий англо-голландской армией в битве при Ватерлоо (1815); в 1834–1835 гг. – министр иностранных дел Англии. …на голову капать холодною водою — один из старинных способов лечения душевнобольных. Полинияк (Полиньяк) Огюст Жюль Арман (1780–1847) – французский государственный деятель; будучи премьер-министром при Карле X, подписал указы о роспуске палаты депутатов и упразднении свободы печати, что послужило непосредственным поводом к Июльской революции 1830 г. Алжирский дей — титул пожизненного правителя Алжира. Здесь намек на низложение французами в 1830 г. последнего алжирского дея Гусейна-паши. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1321  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/peterburgskie-p...

е., говоря другим языком, начинает войну для защиты своих распоряжений и для поддержания великокняжеской власти. Нежатинская битва примиряет противников, – Изяслав и Борис погибают; союзник Борисов, Олег опять бежит в Тмутаракань, чтобы собраться с новыми силами, а Всеволод делается Великим Князем Киевским. Конец междоусобия Владимира разнится с концом Борисовым: после погибели Ярополка, Владимир делается главою всей Руси. Но это обстоятельство – постороннее, происшедшее от того, что Владимир остался один и вел войну не открытым боем, а изменою. Побочные обстоятельства в обоих междоусобиях были весьма несходны друг с другом и, что всего важнее, в первом было только два соперника, во втором же каждая сторона имела несколько князей, где слабые перемешаны были с сильными, но главный ход дела в обоих случаях был одинаков: оба Великие Князя хотели стеснить удельных князей; ослабевшие удельные князья оставляли свои владения и искали покровительства у иноплеменников. И это было в таком порядке не только в сличенных нами двух междоусобиях, но и во всех других: так Ярослав против Святополка ищет помощи у Варягов, Святополк, в свою очередь, приводит Поляков, а потом Печенегов; Святополк погубляет Бориса, Глеба и Святослава, Ярослав, в свою очередь, сажает в темницу Судислава. С первого взгляда рассказ Несторов о войне Ярополка с Олегом представляет эту войну не более, как следствием мести Свенельда за смерть сына; народное предание, незнающее отвлеченностей, любящее все олицетворять и помнящее только в олицетворении, не могло представить и запомнить этого события иначе; но, впрочем; и в этом олицетворенном рассказе проглядывают тайные законы, устроившие ход дел так, а не иначе. Постараемся приподнять скрывающую их завесу: Олег убил Свенельдова сына; летопись не говорит, о какой либо вражде между этими двумя лицами; стало быть, вся вина Свенельдича состояла в ловле зверей в чужом лесу, как и говорит Нестор: „лов деющу Свенальдичу, гна по звери в лесе: и узре и Олег и рече: кто се есть? И реша ему Свенальдичь, и заехав уби и, бе бо ловы дея Олег.« По нашим теперешним понятиям это самая ничтожная причина, показывающая не более, как прихоть Олегову; но не так это понимали наши предки в X столетии; тогда охота за зверями имела священные права, нарушение которых посягало на первые и важнейшие условия независимой жизни; припомним, что еще при Несторе знали и свято хранили ловища и перевесища Ольги: „Ловища ее суть по всей земли, знаменья и места и повосты.« В Новгородских Договорных грамотах даже в XIII веке, помещались особые статьи о ловле зверей Новгородскими Князьями, и для этого отводились особые места: „а свиньи ти (Княже), бити за 60 верст от города (Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

В-третьих, апелляция к сохранившимся греческим сочинениям Оригена связана с теоретическим допущением единства авторской позиции по различным спекулятивным вопросам как в этих сочинениях, так и в РА. Из такого допущения обычно исходили представители «систематического» подхода к изучению Оригена , считавшие, что у того была некая единая система метафизических и космологических воззрений, которой он постоянно придерживался во всех своих сочинениях, хотя и не вполне адекватно выражая ее. Для «гипотетического» оригеноведения, отрицающего систематический характер оригеновской мысли как таковой, предполагаемое единство авторской позиции в различных сочинениях вовсе не является чем-то самоочевидным. Крузель, например, зачастую допускает, что Ориген мог трактовать одну и ту же проблему с альтернативных позиций. К обсуждению этой проблемы мы еще вернемся позднее. Но тот же вопрос о единстве авторской позиции может быть поставлен и в хронологическом аспекте. Интенсивная писательская дея- тельность Оригена продолжалась с начала 20-х до конца 40-х гг. 3 в. Было ли это тридцатилетие связано с каким-либо существенным изменением в оригеновских взглядах? В свое время Кадью высказал точку зрения, согласно которой ко времени отъезда Оригена из Александрии относится определенный переворот в его мировоззрении, так что все специфические оригеновские гипотезы следует связывать преимущественно с ранним периодом его творчества (20-е гг.). Однако, такая связь естественна уже в силу того, что именно тогда и было написано то единственное сочинение Оригена, в котором эти гипотезы могли быть отчетливее всего сформулированы. На мой взгляд, нельзя сказать, чтобы сами оригеновские тексты содержали в себе бросающиеся в глаза свидетельства сколь-нибудь драматичной интеллектуальной эволюции их автора. При этом между РА и греческими сочинениями имеются неоспоримые конкретные совпадения, способные повысить наше доверие к тексту РА. Таким образом, вопрос о том, исходил ли Ориген из одних и тех же взглядов как в РА, так и в греческих сочинениях, по большому счету имеет смысл только в тех случаях, когда между этими сочинениями и РА наличествуют противоречия и – в меньшей степени – когда между ними просто нет аналогий по какому-нибудь конкретному вопросу. ГЛАВА 2. РАЗЛИЧНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОРИГЕНОВСКОЙ ГИПОТЕЗЫ МНОЖЕСТВЕННОСТИ МИРОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gipotez...

Аще кто пойдет на праздник варьварскии, или еретическии, и снесть в той день с ними от них жремая за душу их, или спразднует им. лета два да не причастится, по седмому правилу, иже во Агкире святаго собора. аще ли священник есть да извержется, по седмьдесятому правилу святых апостол. Но и от них жремая не подобает ясти, аще и приносят нам. возбранибося от тридесят осмаго, 39-го и 40-го правила, иже в Лаодикии собора. Правило 134. Правило же 11, шестаго собора, иже в Трулле повелевает. аще кто в болезни дерзнет призвати евреина врача. или немчина или от иных вер еретических или русскаго ведуна или шепотника или баб богомерских ворожей или кудесниц, тако же и лопарей и самоядь и от него врачюется, или и со июдеи в бани мыется. аще убо священник есть, да извержется. людин же да отлучится. Правило 135. Священник ловец, или птицоятель, да есть празден три месяца. Правило 136. Клирик или людин аще из церкви возмет воск, или елей, да отлучится по 72-му правилу, святых апостол. Правило 137. Епископ или священник или диякон лихву взимая, или да престанет, или да извержется, по четыредесят четвертому правилу, святых апостол. Правило 138. Инок же или инокиня лихву взимающе, да отлучатся. и от причастия, да возбранятся, дóндеже престанут. Правило 139. Священник упиваяся, или блюя, или куплю дея. или да престанет, или да извержется, по четыредесят второму правилу, святых апостол. Правило 140. Священник аще поищет златицу, или что ино, причастия ради, да извержется по двадесят третиему правилу, еже в Трулле. Правило 141. Священник аще послет чтеца, или иного кого, да причастит человека. да отлучится, по четыренадесятому правилу, еже в Лаодикии собора. Правило 142. Четвертое правило собора Гангрскаго, сего иже отвращается мирскаго священника, и глаголет, яко ему литургисающу неподобает от него причаститися, анафеме предает. Правило 143. Священник в кой день литургисаше, и аще изблюет, от многаго пития, шестьдесят днии да будет празден, по святому Иоанну Постнику . Аще ли без литургии изблюет, от многопития, пол сих. аще ли ходит в корчемницу, или да престанет, или да отлучится. людин же аще изблюет по причащении, четыредесят дний запрещается. творя на всяк день поклонов сто. и да чтет, псалом, 50. Помилуй мя Боже. Правило 144.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

И тако глаголющим им, прискочиша уборзде послании от Святополка в шатер святого Бориса, насунуша его копьи, и тако без милости прободен бысть святыи Борис. Видев же то слуга его, именем Георгии, верглъся на святое тело его и рече: «Не остану тебе, господине мои драгии, где красота тела твоего уведаеть, туть и я живот свои скончати сподоблен буду». Бысь бо отрок тот Угрин, именем Георгии, узложил бо на него святыи Борис гривну златую, и был любим паче меры Борисом, и з Георгея же не могоша сняти гривны златое, отрезаша ему главу и повергоша прочь. И како бысть святыи Борис вранен велми, поскочил ув оторопе ис шатра своего и рекли стоящии около его: «Почто стоим зряще? скончаимо повеленое нам». И то слышав, святыи Борис начал молитися и мил ся дея, кротко молвячи им: «Братья моя любимая и милая, вже есьми в руках ваших, хотя мало ми время потерпете, да помолюся Господу Богу моему». И взозрел на небо со слезами, горко воздохнул и начал молитися, рекучи: «Господи Боже, милостиве и премилостиве, слава Тобе, яко исподобил мя еси преити от прелестного житья сего и сподобил мя еси труда святых, исполнил еси хотения сердца моего». И паки рече: «Господи, призри с высоты святыя своея, вижь болезнь сердца моего, юже принях от сродника моего, яко тебе ради умерщвляемы есмо весь день, воменихомся, яко овча на заколение. Ведаеши бо, Господи мои, штожь я не противлюся и вопреки не глаголю. Аз бо имел, Господи, в руку своею вси вои отца моего и вси бояры, любимыя отцем моим, и ничто же не мыслих противу брату своему, он же восхотел, воздвиже на мя, аще бы ми враг поносил, претерпел бых убо, аще бы ненавидяи мене на мя велеречовал, укрылся бых от него; и о сих пророк глаголеть: «скончаются грешници от земля и безаконници и погибнуть». И позрел к ним умиленыма очима и спадшим лицем, весь слезами облиялся, и рече им; «Братья, приступивше, скончаите повеления службы вашея, и буди мир брату моему и вам, братья». Слуги же Борисовы, слышавше словеса сия, от слез не могоша ни слова речи, от страха же и печали горькия жалосно вси плакахуся, арекучо: «Увы нам, господине княже нашь, милыи и драгии, блаженныи водителю слепым, одежа нагим, старости жезле, казателю ненаказанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Замечательно, что анонимный римский писатель помещает Мильтиада между св. Иустином и Татианом, a Тертуллиан между св. Иустином и св. Иринеем. Из этого можно с некоторою вероятностью заключать, что литературная дея-тельность Мильтиада относится к третьей четверти II века. Евсевий, приведя свидетельство малоазийского антимонтаниста, продолжает уже от себя: «Мильтиад оставил нам и другие памятники ревностного своего занятия в божественном писанин, именно, книги как против язычников, так и против иудеев. Оба эти предмета рас-крыты им в двух сочинениях. Кроме сего, он написал апологию к мирским властителям (πρς τος κοσμικος ρχοντας), в защиту той философии, которой сам держался» 286 . Евсевий, как предполагает Гарнак 287 , знал перечислен-ный им сочинения Мильтиада и однако историк не сделал ни одной цитаты из этих сочинений. Может быть, в них не заключалось никаких интересных для Евсевия исторических и автобиографических сведений. – об анти-монтанистическом сочинении Мильтиада Евсевий от себя не упоминает. Таким образом, нам известны чрез Евсевия следующие сочинения Мильтиада: 1) Слово «Против Эллинов» – две книги. 2) Слово «Против Иудеев» – две книги, 3) Сочинение против монтанистов о том, что «пророк не должен говорить в экстазе»; точное название сей книги нам неизвестно. 4) Наконец, «О христианской философии к светским властям» 288 . – Кто такие «светские» или «мирские власти?» По мнению Гейнеке и Валезиуса, так названы провинциальные начальники (praesides provinciarum) 289 . Но Отто, Герцог, Кейм и Гарнак разумеют под «светскими властями» римских государей Марка Аврелия и Люция Вера или же Марка Аврелия и Люция Коммода 290 . В этом перечне сочинений Мильтиада нет сочинения против гностиков, о существовании которого можно догадываться из известия Тертуллиана , откуда видно, что Мильтиад, вместе с св. Иустином, св. Иринеем и монтанис-том Проклом, полемизировал с валентинианами 291 . В «Каталоге» бл. Иеронима читаем о Мильтиаде следующее: «Мильтиад, о котором упоминает Родон в своем сочинении, написанном им против Монтана, Прискиллы и Максимиллы, написал против тех же еретиков превосходную книгу, а также и другия книги против язычников, иудеев и подал царствовавшим в то время императорам апологию. Он жил во времена Марка Антонина и Коммода» 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Представления, которые, как мы видели, обладают реальностью предметов, подвержены нашей апперцептивной дея- —533— тельности и изменяются ею при очищении своём от качественных сторон, перенесённых в субъект; становясь после этого постепенного очищения, произведённого рассудочною областью, или областью положительных частных наук, уже понятиями, эти представления не теряют, однако, своего первоначального свойства быть объектами; таким образом рассудочное познание, не отнимая признака объективного существования, приводит ещё ближе к истинному объективному познанию, чем воспринимающая область; но это познание ещё не гармонично и иногда в нем встречаются противоречия между различными частями. Третья область – область разума и исполняет задачу последнего полного очищения, дополняя разнообразные результаты опыта и даёт уже здесь основные обобщённые выводы, соответствующие непреложной действительности. В этих выводах не должно быть никаких противоречий; противоречия, многочисленные на первой ступени познания, заставляющие именно качественные элементы переносить в субъект, в рассудочном познании встречаются редко, но все-таки не могут быть исключены вполне; и только в разумном познании это возможно, а потому только здесь и получается истинное познание мира в его объективной сущности, без отношения к воспринимающему субъекту. Избавление от противоречий, которому Вундт, по примеру Herbart " a, приписывает большое значение 682 , даёт именно возможность прийти к чисто объективному познанию; поэтому теперь нам более, чем в начале, станет ясным определение Вундтом цели философии «объединять данные наук в непротиворечивую систему». В разумном познании мы и получаем эту непротиворечивую систему и эту область познания, которая является целью философии, Вундт и называет метафизикой. А. Селитренников (Продолжение следует). Россейкин Ф.М. Как Франция пришла к отделению церкви от государства? [Рец. на: De Lanessan L.-L. L» Etat et les Eglises en France depuis les origines jusqúà la séparation. Paris, 1906]//Богословский вестник 1907. T. 1. 3. C. 535–572 (2-я пагин.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

…в мое время в Семипалатинске, ровно пятнадцать лет до Флоренции…— По окончании срока каторжных работ Достоевский был направлен в Семипалатинск в Седьмой Сибирский линейный батальон, где начал службу рядовым в марте 1854 г. Лет семь тому назад — я заснул лучше. — Описываемое происшествие случилось в 1869 г. …все в Европе сейчас же как будто перестают понимать друг друга, как при Вавилонской башне…— Согласно библейскому мифу, после потопа люди вознамерились построить в земле Сенаар (Месопотамия) город и башню, которая достигла бы небес. Бог, разгневанный их дерзостью, «смешал язык их» и рассеял их по всей земле. Недостроенный город был назван Вавилоном; Библия, отражая народную этимологию, возводит это название к древнееврейскому глаголу «балал» — смешивать (Бытие, гл. 11, ст. 1–9). И вот виконт Биконсфильд — начинена Россия. — Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, происходил из еврейской семьи, принявшей англиканство. 12 августа 1876 г. (н. ст.) было объявлено о пожаловании ему королевой титула графа Биконсфилда. В сообщении об этом «Нового времени» (1876. 5 авг.), а также в некоторых статьях и корреспонденциях других русских газет он назывался виконтом Биконсфилдом. Позднее было напечатано разъяснение (Голос. 1876. 13 авг.) о том, что Дизраэли возведен «в звание виконта и графа Соединенного Королевства под именем, наименованием и титулами виконта Юзн-дея-Юэнденского в графстве Векингемском и графа (earl) Биконсфильдского, в названном графстве». Достоевский, очевидно, намеренно использовал титул «виконт», сочтя, по-видимому, что, будучи фонетически «звучным», в сочетании со столь же звучной и, как говорится ниже в «Дневнике писателя», «альбомной» фамилией Биконсфилд, он лучше всего подходит для создания саркастического эффекта. …у меня секретные документы…— Иронический намек на тактику, которой придерживался Дизраэли в Палате общин в июне-июле 1876 г. Выступая с заявлениями о положении дел на Востоке и о политике английского правительства, он несколько раз просил Палату отложить прения по Восточному вопросу и не требовать оглашения документов, мотивируя свои действия необходимостью сохранить эти документы в секрете.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

Сия суть седмь печатей, ими ж 2236 божественна Агнца книга с обеты Его заключенна. Сия седмь 2237 столпи ови, яже утвердила премудрость, егда себе храм честен строила Седмь крат Нееман в воде елма погрузися. от проказы плотския весма очистися. Образ то бяше Таин, яже очищают от проказы душевны, грех бо омывают. Иерихона града вся стены падоша, егда седмь труб глас велий окрест изнесоша. Тако демоня града стены упадают от тех, иже седмь Таин чинно соблюдают. Мощно и седмь рог Агнчих тыя нарицати. яко теми нам крепость Бог изволил дати На враг поражение, демона скрушити, силою Агнца Христа того победити. Назову я и звезд седмь во Церковном небе, их же светом греха тму прогоняти 2238 требе. Зари же любве к Богу светло возблистати, да леть будет во свете вечном пребывати. Нареку седмь светилник. изрядно светящих. неоскудно елеем милости кипящих. Ими бо благодати свет верным блистает. и милости Божия елей истекает. Убо Тайны святыя вси изрядно чтите. их средствием к небесну покою теците Тамо Уставителя онех созерцати. благодарствие за ня вечно возсылати. Тайна 2239 Божая дела достоит являти, тайны же царски – в сердце соблюдати. Таити братний 2240 грех Елма ся кому случит обнажити, срамная 2241 тщится 2242 рукама закрыти 2243 . Честншии уди 2244 срамных 2245 покрывают 2246 . срам удов тайных за свой почитают. Тако друг другу должен есть творити, паче, сый честнший 2247 хуждших нагость крыти 2248 . Егда брат убо нечто согрешает. наставник от всех то да утаяет. Казнь в тайне дея, разве аще злобен пребудет яве, в благость неудобен. Талант Талант в земли сокрыта 2249 есть то благодати данныя на тлетворны вещи 2250 обрашати. Яко. аще кто разум к земным прилагает и сердца ко небесным никако възношает 2251 . Елма мирская гонит, дух пренебрегает 2252 и душы забывает, плоти угождает 2253 . 2 Таланты чювств телесных той в землю копает, иже не во ползу си тех употребляет. Аще кто видение от благих отвратит и на срамна, нечестна волею обратит. Слушание же аще на 2254 Божие 2255 слово

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   Враг бесплотный, внутри нас, в сердце нашем гнездящийся, постоянно старается высмеивать, осквернять мысленно природные необходимые члены, созданные Творцом для естественных отправлений, а то и святые лица и предметы, достойные всякого уважения, а уж какие истории делает над ними во сне, какие строит химеры, описать невозможно. Вспоминаю бесовские хвастовства у Игнатия Брянчанинова: «Наше время, наши годы». Да, ваше время и область тьмы! (Мк.7:21-22).    Как наяву, так и во сне, враг льстит и борет души и мою душу бесчисленными греховными мечтаниями. Господи! Помоги мне побороть его. В Будущей Жизни и на ум не придут такие грехи и погибнет память их, но будет тогда только правда и святость, мир и блаженство нескончаемое.    13 июня. Каждый час и минуту я должен внимать себе, чтобы не дать воли дикому ослу — моему ветхому человеку — исполнить свою ослиную пагубную волю и подвергнуть меня бесчисленным опасностям греха и нарушить праведную и блаженную волю Бога моего.    11 июня 1907 г.    Проклинаю мирскую, плотскую страсть неподобную и хочу всем сердцем возненавидеть ее и не мечтать о ней, и благоговеть пред законом чадородия и пред вратами жизни, коими я вошел по милости Божией.    Господи, проклинаю все сладострастное, бессмысленное и пагубное и не хочу исполнить его. Но грешен я пред Господом, делая уступку плоти, в чем и окаяваю себя.    Ветхий, бессмысленный, страстный человек всем соблазняется и от всего смущается, даже всеми святыми вещами соблазняется и собственным телом. Как надо постоянно презирать своего ветхого человека, не следовать ему, распинать его, по меткому выражению церковной песни: «...и дея учил еси презирати убо плоть преходит бо...» (тропарь преподобному).    Господи! Прости мне мое сладострастие: я пожалел приготовленного для меня меду для питья, выпитого в пути со мной. 24 июня 1907 г.    25 июня. Каким бедам и насмешкам подвергает меня враг во сне, какие мечтания неподобные, нелепые сновидения внушает — высказать невозможно! Уж и лиходей проклятый! Но причины таких вражьих мечтаний находятся во мне многострастном. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010