—58— велика, что „нет“ у богов есть „да“ у людей“ 92 . Если же мы не хотим делать ничего противодействующего успеху жертвоприношений, приходится или отказываться от человеческого для достижения ритуальных целей, или, по меньшей мере, временно ограничат человеческое, либо делать все или многое в обратном ему смысле. Ритуал древнего культа так и поступает, придавая всем богослужебным приемам форму как раз обратную с правилами и обычаями человеческого быта 93 . Вот каким оригинальным, характерно-индусским путем вводится аскетическое начало в культ; но, очевидно, опять – не по религиозному порыву, а по корыстному побуждению: добиться успеха жертвоприношений и молитв. Это был прием грубо практический, но доступный пониманию большинства; он получил прочный и широкий успех. Оправданием ему служил пример богов, будто бы доказавших благоприятствующее в этом смысле значение усилия, подвига (шрамы). „Подвигом боги завоевали то, что предстояло им завоевать“ 94 ; подвигом же, следовательно, шрамою, должны добиваться своих целей и земные герои-аскеты, поэтому самому и называемые шраманами. Благодетели человечества, риши, перенявшие у богов служебный ритуал, овладели им также путем шрамов, и это сделало их друзьями богов, в некотором роде равносильными им. В понятии этих аскетических трудов и усилий c самого начала включено было представление о некотором возвеличении над состоянием обычной человечности, о превозмогании и превосхождении только-человеческого. Процесс, коим это достигается, и есть экстаз, „тапас“ („разгорячение, рдение, воспламенение“). „Из воспламенившегося тапаса родились Порядок и Истина“, читаем мы уже в Ригведе; так же создались ясновидящая греза (сновидения) и „вдохновением рожденная, до богов, до солнца достигающая речь“ 95 , „сообщающая силу величайших дея- —59— нии богов и святых“. В подвижническом экстазе – тайна творчества. Сам первобог Праджапати в нем обрел силу для творения миров и существ, их населяющих: он достиг такой степени экстаза, что из всех пор его брызнули светочи, вспыхнувшие звездами в беспредельности пространства 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царь Давид свидетельствует о себе, как воспламенялась молитва его, когда он воспоминал свою немощь и греховность. «Согрелось сердце мое во мне, и стал я говорить языком моим: надежда моя на Тебя. От всех беззаконий моих избавь меня. Услыши молитву мою, Господи. Слез моих не премолчи ( Псал. 38:4, 8, 9, 13 ). В новозаветном Писании указаны нам примеры, с каким одушевлением верующие молились в храме. Пишется в Евангелии, что когда Захария совершал каждение, то все множество людей бе молитву дея ( Лук. 1:10 ). По вознесении Спасителя общество верующих пребывало в Сионской горнице, и сии вси единодушно бяху терпяще в молитве и молении ( Деян. 1:14 ). Да не малодушествуем и мы в молитве своей ( Сир. 7:10 ), бодрствующе в ней ( Кол. 4:2 ) и духом горяще ( Римл. 12:14 ). Аминь. К VI ОТДЕЛЕНИЮ 1. Слово об уходящих из церкви преждевременно Не оставляюще своею собрания, яко же есть неким обычай. Евр. 10:25 Надобно отдать справедливость жителям здешнего 238 города: очень многие из них по первому звуку благовеста спешат к церковной службе. Но вопрос в том, все ли пришедшие остаются до конца ее. Увы, еще нет и половины обедни, еще не начиналась литургия верных, а иные верные, как в древности оглашенные, уже выходят из храма, иногда несколько вдруг. Это делается так легко и не стыдливо, что как будто и не считается грехом. Нет, по общепринятым обычаям и правилам приличия можно заключить, как предосудительно прежде времени выходить из церкви. Только с гульбища народ уходит, когда кто хочет. Если же в какое увеселительное место пропускают за деньги, то многие посетители даже потому не пойдут оттуда скоро, чтоб не пропала даром плата. А когда кто зван на вечерю, иногда против желания остается до конца ее, чтобы не опечалить гостеприимного хозяина. Также и из общественного собрания, если б кто, быв туда приглашен, удалился без причины и по произволу, это признано было бы поступком невежественным и для сочленов оскорбительным. Или в сравнении с учреждениями увеселительными и гражданскими действия богослужебные менее важны, чтобы считалось позволительным не дожидаться их окончания? Или находящийся в храме пользуется теми же правами, как и на гульбище, откуда уходить никому не возбраняется?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Его же называют и Иисусом и говорят, что Он не рожден, но показан Мариею, не воспринял на себя плоти, плоть же Его – призрак. О Саваофе одни говорят, что имеет образ осла, а другие – свиньи; поэтому, утверждают, заповедал иудеям не есть свиньи. Но Он – творец неба и земли, и за сим небом следующих небес и ангелов своих. Душа, исходя отсюда, проходит чрез этих князей, и не может пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте ведения, или лучше сказать, сего осуждения, и исполненная им, не избежит из рук князей и властей. А князь, обладающий сим миром, змеевиден; он поглощает души не причастные ведения, и хвостом опять возвращает в мир, а здесь в свиней и в других животных души сии снова возносятся. Если же кто, говорят еретики, пребудет в этом ведении, и соберет себя в мире посредством месячных очищений и похотливых истечений; то он уже не удерживается здесь, но минует сказанных выше князей; доходит же, говорят, до Саваофа, попирает главу его (такова необузданная хула еретиков), и в таком случае переходит в высшую область, где матерь живущих Варвиро, или Варвило; и таким образом душа спасается. Говорят же сии жалкие, что у Саваофа волосы, как бы женские, думая, что слово Саваоф есть имя некоего князя, и не зная, что, когда Писание говорит: сия глаголет Господь Саваоф, разумеет не чье либо имя, но одно из славословий Божества. Ибо Саваоф на еврейском языке значит: Господь сил; и где в ветхом завете написано имя Саваоф, там оно показывает силу, почему и Акила слова: Адонаи Саваоф везде переводит: Господь воинств. Но они, предаваясь безумию всякого рода, кроме Владыки своего ищут иного, не сущего, утратили же сущего, а лучше сказать, погубили себя самих. Многое другое разглашают они о себе; горько пересказывать дела их безумия. Некоторые из них, не приближаясь к женам, собственными своими руками растлевают себя, и растление свое берут в руки, и так съедают, клеветнически приводя на сие во свидетельство слова: руце сии довлели, не мне токмо, но и сущим со мною (Дея. 20:34), и еще: делая своима рукама, чтобы иметь возможность подавать не имущим ( Еф. 4:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Тареев Μ.Μ. Воскресение Христово и его нравственное значение//Богословский вестник 1903. Т. 2. 5. С. 1–45 (2-я пагин.). (Начало.) —1— Иисус делал и учил от начала до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которым и явил Себя живым по страдании Своём... (Дея.1:1–3). Умерший и погребённый Иисус восстал из мёртвых и „явил Себя живым по страдании Своём“ верующим. Воскресение Христа – факт величайшего значения в истории христианства. „Если Христос не воскрес, то вера паша тщетна“, пишет св. апостол Павел ( 1Кор.15:14,17 ). Величие этого факта не только восторженно исповедуется верующими богословами, но и признаётся полуверующими мыслителями рационалистического направления, и даже свидетельствуется со стороны вполне отрицательных писателей или чрезмерной напряжённостью их отрицания или молчаливыми и невольными их уступками вере под условием достоверности факта. Однако значение воскресения Христа можно понимать различно. Между тем мы должны обратить своё внимание не на вопрос о действительности воскресения Христа и не на чудесность этого факта, а на его смысл, на сущность его значения. 1114 Существенное значение воскресения Господа Ии- —2— суса Христа мы изложим в отношении к тем взглядам по этому предмету, которые считаем или односторонними, или ложными. Здесь прежде всего мы должны отметить традиционно-догматическое воззрение на смысл воскресения Христа, – воззрение вполне незыблемое и несомненное в догматическом отношении, но являющееся односторонним в том случае, если им думают исчерпать нравственное значение факта. По этому воззрению (не в его незыблемой – апостольской и общеотеческой основе, а в его одностороннем применении к нравственной области у позднейших богословов), воскресение Христа было очевиднейшим доказательством божественного всемогущества Христа и в этом смысле оно послужило главнейшей основой христианской веры. Выставляя на вид то обстоятельство, что Господь Иисус воскрес собственной божественной силой, поставляют воскресение Его в связь с Его чудесами, как наиважнейшее Его чудо и даже несравнимое со всеми предшествующими чудесами по своей исключительной значимости; таким образом это чудо выставляют в качестве такой основы христианской веры, без которой все предшествующие чудеса были бы недостаточной опорой христианского убеждения и которая, напротив, сама по себе вполне и даже с избытком достаточна для этой цели и потому определяет собой нравственное содержание жизни, само не определяясь нравственным смыслом евангельской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Четверг. (Дея. 10, 34–43; Ио. 8, 12–20). “Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”, — говорит Господь. Следовательно, кто отклоняет от Господа, тот отклоняет от света и ведет во тьму, и есть потому настоящий обскурант. Знаешь, чего требует учение Христово, и смотри: коль скоро кто проводит мысли противные этому учению, не бойся называть того обскурантом, это прямое ему имя. Учит Господь, что Бог един по существу и троичен в лицах, это есть луч преестественного света истины; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму от света, и он обскурант. Учит Господь, что Бог Три–Ипостасный, сотворив мир словом Своим, промышляет о нем — это Божественный свет, освещающий не земноутешительным светом мрачные тропы жизни нашей: кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму безотрадную — это обскурант. Учит Господь, что Бог, создав человека, по образу Своему и подобию, положил ему жить в раю; когда же он согрешил, праведно изгнал его из рая жить на этой земле, полной скорбей и нужд. Не до конца, однако, прогневался на него, но благоволил устроить ему спасение чрез крестную смерть воплотившегося Единородного Сына Божия — и это духовный свет, освещающий нравственный мрак, облежащий души наши; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму и есть обскурант. Учит Господь: веруй и, приняв силу благодати в Божественных таинствах, живи по Моим заповедям и спасешься, — это единственный способ к тому, чтобы свет Божий вошел в нас и сделал нас просвещенными; кто учит противному, тот хочет удержать нас в омрачении и потому обскурант. Господь учит: входите узкими вратами строгой, самоотверженной жизни, и это единственный путь к свету; кто же ведет на широкий путь самоугодия, тот ведет во тьму и это обскурант. Господь учит: помни последняя — смерть, суд, ад, рай, — и это свет, освещающий наше будущее; кто учит, что смерть всему конец, тот наводит тьму на нашу участь, и потому обскурант. Любители света, научитесь по сему различать, где тьма, и уклонитесь от нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

22 . В это время, снявшись с лагеря со всем войском, Нахогаран приблизился к городу, желая перестрелкой ис пытать римлян, произведут ли те вылазку, и таким образом яснее определить, какие военные приготовления ему над лежит делать на следующий день. Когда персы подошли на расстояние брошенной стрелы, они тотчас же по своему обычаю начали стрелять из лука. Многие римляне были ранены. Одни, защищаясь, оставались в строю, другие вы ходили из боя. Ангила же и Филомафий и около 200 чело век из их отрядов, хотя Мартин приказал всему войску ос таваться на своем месте и сражаться из укрытий, открыли ближайшие к ним ворота и бросились на неприятеля. Фео дор же, начальник отряда цаннов, вначале сдерживал своих и запретил вылазку, обвиняя их в безрассудстве. Когда же те не послушались приказания, он сам присоединился к большинству, хотя неохотно. Он пошел с ними на непри ятеля, чтобы не показаться трусливым и по этой причине отказался от благоразумия. Предприятие это ему отнюдь не нравилось, но он хотел быть его участником, чем бы оно ни кончилось. И действительно все они там едва не погибли, если бы их не спасла случайность, ниспосланная богом. Ибо дилимииты, которые стояли на том месте, выстроенные в боевом порядке, видя малочисленность нападавших, в мол чании их ожидали и не двигались с места. Когда же те по дошли поближе, они незаметно выдвинули вперед фланги и замкнули их в плотный круг. Римляне же, охваченные со всех сторон, думали уже не о причинении врагу какого нибудь вреда, но считали славнейшим и неслыханным дея нием, если им удастся каким-либо образом ускользнуть. Итак, сомкнувши ряды, выставив вперед копья, они рину лись на неприятеля, отрезавшего им путь к городу. Когда те увидели их несущимися с огромным напором и как бы от чаявшимися в опасении, тотчас нарушили свой строй и рас ступились, не выдержав натиска людей, борющихся с вер ной смертью и на все дерзающих. Благодаря этому отходу вырвавшиеся бегством римляне с радостью оказались внутри стен и тотчас заперли ворота. Они прошли через такую опасность, не отличившись ничем другим, кроме своего бег ства и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/o-...

Особенный интерес в этом отношении представляет ст. 60: «Паки ли прииметь на нем кун, то опять ему воротити куны, что будет принял, а за обиду платити ему 3 гривны продажи». Перед нами полная аналогия уставу Мономаха о «резе», согласно которому сумма процентов не должна превышать величины капитала, отданного в рост. Землевладельцы – «господа» закупов поступали подобно городским ростовщикам: они взыскивали со своих должников-крестьян два «реза в треть куны», т. е. дважды по 50 % с данной ссуды, а «третий рез» крестьянин отрабатывал на барщине. Это вызывало народное возмущение, заставившее правительство запретить подобную практику. Впоследствии, как видно из «Правосудия митрополичьего», закон ее восстановил. Закупы, выполнявшие барщинные работы, протестовали против тенденций феодалов заставить их материально отвечать за господский инвентарь и рабочий скот (57). В отголосках требований крестьян, сохранившихся на страницах устава Владимира Мономаха , хотя и не вполне отчетливо, но чувствуется их стремление обеспечить условия ведения своего хозяйства («орудия своя дея...») и добиться установления норм эксплуатации в хозяйстве барском («аже ли господин его отслеть на свое орудие»). Это была борьба за лучшие условия экономического развития. К числу лозунгов движения закупов относится, по-видимому, требование свободы отхода от «господ» для приложения на стороне (может быть, в имениях других феодалов) своего труда в целях получения денег для расплаты по ссуде («...идеть ли искать кун» – ст. 56). Выдвигая претензии по поводу своего экономического положения, закупы в то же время стремились к изменению и правового статуса. Идеалом для них было, вероятно, положение смерда, которого запрещалось «мучить» без «слова» князя. Поэтому закупы добивались ограничения законом власти над ними «господ», признания права обращаться с жалобами на последних непосредственно к князю или к его судьям («аже... ко князю или к судиям бежить обиды деля своего господина, то... дати ему правду» – ст. 56). Другими словами, речь шла о том, чтобы поставить вотчинный иммунитет под контроль княжеской власти. Диаметрально противоположные тенденции проявляли «господа» закупов, призвавшие Владимира Мономаха «утолити мятеж и голку в людех». Они отстаивали возможность неограниченно распоряжаться трудом и личностью закупа вплоть до произвольной продажи его в рабство. Какую же позицию занял Мономах в своем уставе, появившемся в сложной обстановке столкновения классовых сил? Конечно, в основном это была позиция защиты интересов «господ». Последним было предоставлено право эксплуатации сельских «наймитов», получивших «купу», взыскания с них убытков за порчу или утрату по их вине барского инвентаря. Незаконный уход закупа от землевладельца без расплаты с последним устав расценивает как побег, караемый отдачей виновного в рабство. Был подтвержден вотчинный иммунитет феодала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не будем сребролюбивы и лживы ради человекоугодия, чтобы не постигла нас жестокая участь Гиезия. Во всех случаях возлюбим благочестивых мужей более самих себя, чтобы почило на нас благословение, как на суманитянине. Не будем рабами постыдных страстей, дабы не быть истребленными от лица Его, подобно Ахию и Седекии, кои подверглись горькой участи от царя Вавилонского. Возненавидим грех ради спасения души нашей, даже до смерти, чтобы это помогло нам в день нужды, как Сусанне. Не будем желать различных снедей, подобно тем, кои получали пищу со стола Навуходоносора. Возлюбим злострадание со всеми, чтобы возрадоваться, подобно находящимся с Азарием. Не будем лукавы и коварны, как вавилоняне, роптавшие против верных служителей Божиих. Будем исполнять (молитвенное) служение свое, подобно Даниилу, не поблажая лености телесной, который лучше желал умереть, нежели оставить молитву, приносимую им ежедневно. Ибо Бог силен и сохраняет от искушений тех, которые любят Его, нечестивых же погубляет. Вера к Богу праведника претворяет диких зверей в агнцев овчих. Благословен Бог покаяния, и благословен Богом тот, кто любит покаяние и подклоняет выю Его воле, доколе по воле Божией не возродится свыше. 19 . Брат! Необходимо человеку великое тщание, рассуждение, бдительность, совершенное отсечение плотской воли и внимательное шествие по пути своему, чтобы не прельститься и не впасть в руки врагов покаяния. Кто считает себя праведным, тот отвергает покаяние. Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя оное. Кто презирает нерадивых, тот разрушает оное. О покаянии написано в Притчах: «Тесны стези дому ея, брашна же леностнаго не яде. Сугуба одеяния сотвори мужу своему. Бысть яко корабль куплю дея издалеча собирает себе богатство» ( Притч.31:27, 22, 14 ). На основании сих слов рассмотрим образ покаяния. Оно, как купец, нагружающий корабль, полагает в оный не один род товаров, но все, из чего надеется приобрести прибыль. Если видит понесшего убыток, тому не подражает, но взирает на тех, кои обогатились.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Правление бейлербеев, вызывавшее многочисленные бунты, особенно во внутренних районах эйалета, ослабло к нач. XVIII в. В 1705 г. Триполи осадил бей Туниса, но ему пришлось отступить из-за вспыхнувшей в его войске эпидемии чумы (иудейская община по этому поводу установила ежегодное празднование местного Пурима ). В 1711-1714 гг. в эйалете утвердилось господство династии Караманлы, происходившей из среды кулугли и лишь номинально подвластной султану, ее представитель сначала получил полномочия дея (янычарского командира), затем бейлербея. В этот период впервые консолидировались Триполитания, Киренаика и Феццан, офиц. языком вместо турецкого стал арабский, осуществлялись меры по укреплению администрации и экономики. Европ. страны, стремясь оградить свои флоты от пиратских налетов и получить доступ в триполийские порты, заключили с деями Караманлы ряд соглашений (Великобритания в 1751; итал. гос-ва в 1765). На экономике режима Караманлы отрицательно сказались эпидемия чумы и голод, опустошившие эйалет в 1784-1785 гг. В 1792 г. Блистательная Порта попыталась напрямую вмешаться в триполитанские дела, назначив бейлербеем Гурджи Али-пашу Бургула, к-рый, в частности, преследовал местных иудеев (в честь избавления от его правления праздновался еще один местный Пурим). В 1795 г. его сместил Караманлы Юсуф, при котором особо ужесточился фискальный гнет, вызвавший всеобщее недовольство местного населения. Захват Францией Алжира в 1830 г. заставил Высокую Порту внимательнее отнестись к ситуации в Триполи из-за опасения потерять власть над эйалетом. После смерти Юсуфа в 1832 г. султан Махмуд II воспользовался своей прерогативой третейского судьи в споре за власть между дядей и племянником умершего бейлербея. Вознамерившись ликвидировать самоуправление в эйалете, он в 1835 г. направил сюда флот под командованием Мустафы Неджиб-паши. Младший из претендентов, Али, получил подтверждение своих прав на наместничество, но обязался отправиться для этого в Стамбул. Такое развитие событий вызвало бунт триполитанцев, к-рые осадили в своей столице османский отряд. Главнокомандующий морскими силами Порты адмирал Ченгель-оглу Тахир-паша успешно снял блокаду, но потерпел неудачу в военных действиях внутри страны, и первые наместники, направлявшиеся в Триполи непосредственно из Стамбула, Махмуд Раиф-паша (1835-1837) и Чешмели Хасан-паша (1837-1838), контролировали только узкую прибрежную полосу эйалета.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

А затем на выбор: «седши думати с дружиною», «людей оправливати» (творить суд), «наловехати», «поездити» (прогулка верхом); наконец, к полудню не только не грех «лечи спать», но оно даже и «от Бога присуждено» – все почивают «и зверь, и птици, и человеци». Чем не жизнь! За всеми этими советами стоит собственный «труд» Мономаха, который он и предлагает в пример. А «тружался» он с тринадцати лет от роду, «пути и ловы дея». «Пути» – это всяческие разъезды мирного и военного характера по поручению или в обществе отца, а потом и самостоятельные походы. За Мономахом числилось 83 только «великих пути» по всей Руси, не считая «менших», в частности бесчисленных однодневных перегонов Киев – Чернигов и обратно. Тут и Смоленск, и Новгород, и Ростов, и Берестье, и Переяславль, и Владимир (южный), и Туров, и Полоцк, и Минск, и Новгород-Северский, и Польша, и половецкие степи до Дона и Белой Вежи, и вятичские леса – пока, уже после смерти отца (1093 год), Мономах не уступил двоюродному брату Святославичу, Олегу, его отчину Чернигов, а сам обосновался в Переяславле, тоже отчине своей. Здесь, в этом русском форпосте на степной половецкой границе, он с дружиной своей три года терпел голод. А потом обвык и продолжал свои «пути» еще и еще, то в усобицах, то в половецкой войне. Одних миров с половцами было им заключено до двадцати, а сколько своего «скота» и «портов» было попередано им за все время половецким князьям – и не перечесть! Зато и до сотни этих князей перебывало у него «в оковах», не считая «лепших» («лучших») мужей половецких и «кметей», которых в разное время «избьено» было до двухсот душ, а пятнадцать из них «живы вед [ведя живыми], исек, вметах в... речку...», – явственно гордясь этим, заключил Мономах рассказ о борьбе своей с половцами. Это лютый враг «Русской земли», и с ними своя мерка морали. Ту же моральную проблему ставит и решает и Мономахов летописец. Пришел к Мономаху в Переяславль для мирных переговоров половецкий хан Итларь с «чадью» своею (с дружиной), и в это же время пришел туда из Киева Святополков тясяцкий с дружиной «на некое орудье» (по делу); «и начаша думати дружина Ратиборя со князем Володимером о погубленьи Итларевы чади».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010