Никто ничего из имения своего не называл своим и не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.2:44–45, 4:32–35 ). Таким образом в первое время сравнительная малочисленность христиан в Иерусалиме дала возможность радикально осуществить единство жизни в общении имуществ. То, что в наши дни было так неудачно названо «первохристианским коммунизмом» было на деле не результатом какой-либо специфически христианской экономической или социальной теории, а проявлением любви, иными словами, не в общении имуществ как таковом, смысл рассказа Деяний, а в том свидетельстве о новой жизни, всецело преображающей старую, которое проявлялось в этом общении. И уже в посланиях Павла находим мы призыв «каждому уделять по расположению своего сердца», что указывает на сохранение в других общинах частной собственности. Но максимализм иерусалимской общины – этого братства «нищих», как назвал их Павел, навсегда останется в христианском сознании как неустранимый пример и завет; как идеал полного преображения жизни, действительного обновления всех человеческих отношений любовью. И почти в каждую эпоху, всё в новых и новых условиях, будет возрождаться в сердцах христиан, пусть иногда очень немногих, стремление воплотить этот идеал первохристианства, сделать Церковь подлинной основой «новой жизни». Раннюю Церковь часто изображали равнодушной к миру, постоянно пребывающей в напряженном ожидании конца. Но уже в самом этом идеале любви и новой жизни, воплощенной в церковном обществе, заключено и новое отношение к миру, потому что для христиан эта любовь есть не внутреннее дело Церкви, а сущность ее свидетельства в мире. «Посему узнают все, что вы мои ученики, если будете любовь иметь между собою» ( Ин.13:35 ). И в Новом Завете, если его внимательно читать, открывается целостное учение о мире и о том, как должны относиться к нему и жить в нем христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

37 . А что есть у вас Божьего? – Жизнь наша, воля наша принадлежат нераздельно одному Богу: не можем мы преступить заповедей Божьих ни по чьему веленью. 38 . А можете ли вы быть облечены во власть и носить звания начальнические? – Так Христос сказал: между вами да не будет этого, но, кто хочет между вами быть большим, тот пусть будет всем слугою. 39 . А можете ли вы иметь власть правителей общества или пастырей церкви, будучи избираемы на то от общества и церкви? – Справедливое избрание не во власть облекает, а сугубые обязанности налагает. Помоги нам, Боже, несугубые исполнить! 40 . А почему же Христос избрал Апостолов и дал им власть решать и вязать? – Не избрание дало власть Апостолам, но их праведность: Иуда Искариот был тоже избранный апостол, а власти от Бога не получил. Только праведностью приобретает человек великую власть от Бога. 41 . Для чего же избирал Христос Апостолов? – Для того избирал, чтобы не сеять наставлений в разумении истины, как пшеницу, рассыпая по всему полю человеческому, но, чтобы наставить в истине, хотя не многих, но вполне. 42 . Есть ли у вас храм Божий? – Есть. Тела наши суть храмы Божьи. Что вопрошаете? Разве не знаете, что вы – храм Божий и Дух Божий живет в вас? Храм Божий свят, а этот храм – вы ( 1Кор. 13:16–17 ). А в рукотворенных храмах Господь не живет ( Деян. 7:48 ). 43 . Есть ли у вас церковь ? – Есть. Только церковь наша состроена не на горах и долинах, не в селах и городах, не в бревнах и каменных стенах – наша церковь состроена в душах, в сердцах человеческих. 44 . Где ваша церковь находится? – Наша церковь на том месте находится, где стройно люди меж собою, по любви и свободе живут, а живя, Бога прославляют, а прославляя Бога, правду на земле водворяют. Там наша церковь находится. 45 . Собираетесь ли вы в церковь , становите ли вы свечи? – Собираемся мы в истинную церковь и становим мы свечи: неугасимые свечи горят в храминах наших, те свечи – молитвы в мыслях. Наш, предстоящий пред Богом светильник, есть горячая вера, светлая совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Если мы будем понимать это, как сказанное только о милостыне, то для большинства бедняков эта заповедь неисполнима, да и для богачей, если они будут раздавать всегда, невозможно всегда делать это. Посему впоследствии апостолам подается благо милостыни, т. е. учителям подаются заповеди, чтобы они, получив даром, даром и раздавали ( Мф.10:8 ). Сокровище (pecunia) этого рода никогда не истощается; наоборот, чем более оно раздается, тем более оно увеличивается; и, хотя источник и орошает находящиеся около него нивы, но вода в нем никогда не иссякает. Мф.5:44 .  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Многие люди, судя о заповедях Божиих по слабости своей, а не по силам людей святых, думают, что повелеваемое Богом невозможно исполнить, и утверждают, что для добродетели достаточно не иметь ненависти к врагам; кроме того, заповедь о любви к ним будто бы превосходит силы человеческой природы. Потому необходимо знать, что Христос не заповедует невозможное, а только совершенное, – что было осуществлено Давидом в отношении к Саулу и Авессалому ( 1Цар.24 , 1Цар. 26 ; 2Цар.18 ). Также и первомученик Стефан молился за побивающих его камнями врагов ( Деян.7:60 ). И апостол Павел желал быть проклятием за гонителей своих ( Рим.9:3 ). 103 Вот этому Иисус и учил; это Он и исполнил, восклицая на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Мф.5:45–48 .  Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари [сборщики податей]? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Если кто-либо, сохраняя заповеди Божий, делается сыном Божиим, то он есть сын не по природе, но по своей воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Первые христиане обыкновенно не ходили в театры, потому что в них тогда язычники играли худые игры, пели худые песни и др. Христиан спрашивали, почему они не ходят в театры. Они отвечали: «зачем нам смотреть и слушать то, что делать грешно?». 43. Что значит не осуждать других Некто монах провел всю свою жизнь в монастыре в лености и небрежности о своем спасении: но когда стал умирать, то умирал радостно, подобно великому праведнику. Братия, пришедшие проститься с ним, удивлялись и спросили умирающего: «почему он так хорошо умирает?». «Правда, жил я нехорошо», отвечал он братии, «но со времени вступления в монашество, я никого не осудил, никому не сделал зла; и как захворал я, то ангелы принесли рукописание моих грехов и при голосе Самого Господа с неба: ты никого не осуждал, и Я тебя не осуждаю! уничтожили его в моих глазах. И мне теперь не страшно идти, к небесному Судии Богу». (Пролог 22 мар.). 44. Наказание за ложь У первенствующих христиан все было общее, и никто ничего из своего имения не называл своим. Деньги, выручаемые за продажу имений и домов, христиане отдавали сполна апостолам, а они давали каждому то, в чем он имел нужду. Но некто Анания, продав имение, с ведома своей жены Сапфиры, утаил некоторую часть цены, а остальную принес и положил к ногам апостолов. Тогда ап. Петр сказал ему: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Когда она еще не была продана, разве она не твоя была? И когда уже была продана, разве цена ее не в твоих руках была? Как тебе пришло на мысль такое дело? Ты солгал не человекам, а Богу!» Услышав это, Анания пал бездыханен. Его вынесли и похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Ап. Петр спросил также и ее: «скажи мне, за столько ли вы продали землю?» Она отвечала: «да, за столько». Тогда Петр сказал: «вы согласились искушать Духа Господня, но вот входят в двери погребавшие мужа твоего, и тебя вынесут». Сапфира упала у ног его и испустила дух. Юноши вынесли и похоронили ее подле мужа. (Кн. Деян. апост.). 45. Большой грех – сквернословие

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

А это значит прежде сложения мира, потому что вместе с миром произошли также и звезды. И опять он говорит: «благословен Тот, Который был прежде происхождения человека». Ибо для Бога Сын имел начало прежде сложения мира, а для нас – теперь, когда явился. Прежде же этого Он не был для нас, так как мы не знали Его. Посему также, ученик Его Иоанн, намереваясь повествовать нам, кто есть Сын Божий, Который прежде происхождения мира был у Отца, и что все происшедшее получило свое бытие именно через Него, говорит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Оно было в начале у Бога. Все через Него произошло, и без Него не произошло ничего» ( Ин. 1:1–3 ). Этим он твердо устанавливает, что Слово, (Которое) в начале (было) у Бога (и) чрез Которое все произошло, есть также Его Сын. 44 . И снова говорит Моисей, как Сын Божий пришел для беседы с Авраамом: «тогда явился ему Бог у дубравы Мамре в полдень, и когда он взглянул, вот, три мужа стояли перед ним, и он поклонился до земли и сказал: «о, Господи, если я обрел благоволение пред Тобою " » ( Быт. 18:1–3 ), и все, что затем еще следует, он говорил с Господом и Господь говорил с ним. Два из этих троих были ангелы, а один был Сын Божий, с Которым Авраам и беседовал, когда ходатайствовал за Содомлян, чтобы они не были уничтожены, если там найдется даже только десять праведников. И когда они еще говорили, два ангела пошли в Содом, где взяли Лота. А потом Писание говорит: «И пролил Господь на Содом и на Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19:24 ). Беседовавший с Авраамом был Сын; так как Он был Господь, то от Господа Небес, от Отца, Который владычествует над всем, получил Он власть для наказания Содомлян. Таким образом, Авраам был пророком и видел будущее, которое должно было произойти человеческим образом, (видел) Сына Божия, как Он беседовал с людьми и ел с ними и потом должен был совершить над ними суд Отца, как Он получил власть для наказания Содомлян от Того, Кто владычествует над всеми. 45 . И когда Иаков шел по Месопотамии, он видел в видении, что Он стоял вверху на лестнице, то есть на древе, которое простиралось до самого неба, ибо по ней восходят на небо верующие в Него. Ибо Его страдания суть наше вознесение горе. И все подобные видения указывают на Сына Божия, как Он беседовал с людьми и жил с ними. Ибо с Авраамом беседовал, пребывая на малом месте, не Отец всего – Который не мог быть видим миром – и не Творец всего, Который говорит: «Небо – престол Мой и Земля – подножие ног Моих; какой дом созиждете Мне и  какое место – покой Мой » ( Ис. 66:1 ; Деян. 7:49 )? и Который объемлет землю Своею горстью и простирает небо Своею рукою? – но Слово Божие , Которое всегда было с человечеством и наперед возвещало имеющее произойти будущее и учило человека Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

А уж потом Господь Иисус Христос " открывает " Отца другим: " Я открыл имя Твое человекам " (Ин. 17, 6). " Я открыл им (ученикам) имя Твое и (еще) открою " (17, 26). " Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11, 27). Сам Христос уже открывал и Себя, и знание Свое о том мире ученикам. И те сначала принимали " на веру " , т. е. по доверию к Спасителю, а сами своим умом ничего не могли " понять " до глубины сути, подлинно воспринять. И мы не раз читаем в Евангелии: " они не разумели " (Мк. 9, 32; Лк. 18, 34). В частности, не понимали, что значит " воскреснуть из мертвых " (Мк. 9, 10). Не понимали смысла Писаний о Христе. И потому потребовался некий дополнительный способ, чтобы они могли что-нибудь подлинно воспринять или " понять " . Что же именно? Внутреннее озарение некое, или само откровение Бога и сверхъестественного мира чрез Духа Святого или непосредственно Самим Иисусом Христом или Отцем. Например, когда Спаситель спросил апостолов: " За кого же почитаете Меня вы? " , то Петр ответил: " Ты — Сын Бога Живаго " . Христос подтвердил это и похвалил его, но при этом добавил, что " не плоть и кровь " , т. е. не естественный ум, не плотские чувства, дали возможность усмотреть и понять эту истину, а " Отец Мой, Сущий на небесах " (Мф. 16, 17). И еще: " Никто не может придти ко Мне (даже уверовать), если не привлечет его Отец… " (Ин. 6, 44). Когда придет Утешитель, Дух истины, Он откроет ученикам все и будет " свидетельствовать " и о Божестве Христа (Ин. 15, 26). Потому и апостол говорит: " Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым " (1 Кор. 12, 3). И когда ученики не понимали Писания, то Христос каким-то таинственным способом " отверз им ум к уразумению Писаний " (Лк. 24, 45). А когда преобразился пред тремя избранными апостолами на Фаворской горе, то открыл им " некую Зарю Божества " Своего, как поет Церковь. Все это разные виды откровения. Это не обычное узрение и видение естественными глазами; это — внутреннее озарение, внутренне и воспринимавшееся. Ведь и другие " видели " Спасителя глазами, но не узрели Божества Его и даже распяли потом. И на Фаворе, если бы кто посторонний случился с апостолами, то не узрел бы славы Преобразившегося Господа. И спутникам апостола Павла, тогда еще Савла, был слышен голос говорившего Павла, но не слышали они слов Христовых, впрочем, " свет " дано было уже узрет и им; а он был неестественный (Деян. 9, 7; 22, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором посланий к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2 Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни [ 36 ], где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. [ 37 ] Святой Крискент [ 38 ], о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором посланий к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии [ 39 ], а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне [ 40 ], Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна [ 41 ]. Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1 Кор.1:19), был епископом на острове Эгине, близ Пелопоннеса [ 42 ], между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире. Святой Епенет [ 43 ], о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене [ 44 ]. Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии [ 45 ]. Скончался в мире [ 46 ]. Святой Стахий [ 47 ], о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе [ 48 ]церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

О преблагий Боже и Отче наш ! Благодарим Тебя за беспредельное Твое милосердие к нам и ко всему роду человеческому и молим Тебя с сыновним благоговением, с преданностью и упованием на Твою беспредельную благость: услыши моления наши и не отвергни наших прошений! Размышление второе Да святится имя Твое. Отче наш, сущий на небесах! Твое имя само в себе свято и пресвято от вечности и в беспредельную вечность, но Твое имя должны знать и исповедовать все люди, всем необходимо призывать Тебя, прославлять и поклоняться Тебе духом и истинной. Все люди должны знать, что Ты Бог вечный, беспредельный и всесовершенный, что Ты Творец неба и земли, что Ты премудрый Вседержитель и Правитель всех созданий, видимых и невидимых, что Ты благий Отец всех человек. Все должны знать и исповедовать Твое имя и, именуя Тебя Богом и Отцом, благоговейно прославлять Твои величайшие совершенства, Твое неизмеримое величие, Твое всемогущество и премудрость, Твою всесовершенную святость и беспредельную благость. Все должны знать и исповедовать, что Ты, Благий, велишь восходить солнцу Своему над злыми и добрыми и посылаешь дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), что Ты отверзаешь руку и все исполняешь дарами Своей благости ( Пс.103:28 ), что Ты Отец щедрот и всякой утехи, и щедроты Твои на всех делах Твоих ( Пс.144:8, 9 ), что Ты даешь всем жизнь и дыхание и все, и Тобой живем мы и движемся и существуем ( Деян.17: 25, 28 ). Отче небесный! Да святится имя Твое в нас, так чтобы святы мы были по образу Твоей всесовершенной святости и всегда всеми своими делами прославляли Твое всесвятое имя. «Сия бо есть воля Твоя святость наша» ( 1Сол. 4:3 ), – к этому Ты призываешь всех, когда говоришь: «будити святи, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш» ( Лев. 11:44 ). Отче небесный! Молим Тебя, да освятится имя Твое не только в нас, но и в ближних наших. Даруй, благий Боже, да каждый из нас святит имя Твое перед ближними своими и возбуждает их к святости и прославлению имени Твоего словом, примером, властью – кто как может.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

там же). Мф.22:43–44 . Говорит им: кáк же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? «По вдохновению»: от Духа Святого ( 2Пет.1:21 ; ср. Деян.2:30 ; 2Цар.23:2 ), следовательно, истинно и непреложно. – «Сказал Господь Господу моему» и пр.: слова взяты из Пс.109 , в котором изображается могущество и вечная слава Мессии. Сказал Бог Отец (Иегова) Господу моему, Сыну Своему в вочеловечении (Господу Иисусу Христу). – «Седи одесную Меня»: сидеть по правую руку царя означает благоволение царя к сидящему и могущество сего последнего (ср. прим. к Мф.20:21 ). – «Положу врагов Твоих» и пр.: образ, показывающий господство Мессии над всеми врагами Своими духовными, а вместе с тем и над всем миром (ср. Пс.2:9,12 ; 1Кор.15:25 ; Евр.10:13 ). Мф.22:45–46 . Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. «Если Давид называет» и пр.: как примирите вы то, что Давид сына своего называет своим Господом? Слово Господь указывает высшее достоинство в сыне Давида, чем в самом Давиде. Если Мессия должен быть просто только потомком Давида, как и другие; если должен Он быть просто человеком, как думаете вы, иудеи; если Он не существовал еще тогда, когда Давид писал о Нем: как он мог называть Его своим Господом? А если Он был Господом Давида, если Он уже существовал в то время, то как же Он мог быть потомком его? – На вопрос этот фарисеи ответить не могли. Ответ должен быть таков: по человеческому происхождению Своему Мессия – сын или потомок Давида, но по божеству Своему, как воплотившийся Сын Божий, Он – Господь Давида. Но фарисеи не понимали этого двоякого отношения Мессии к Давиду, не понимали или утратили понимание тайны лица Мессии, как Богочеловека. «Таким образом нанесен был им столь решительный удар, что они уже не отважились более нападать на Него, ибо сказано: «с того дня никто уже не смел спрашивать Его»» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   Возлюбленный христианин! О важном деле здесь говорится, в котором или вечное спасение, или вечная погибель состоит. О прощении грехов говорим мы, о котором каждый день к Богу воздыхаем, но воздыха­ние и даже слезы нам бесполезны, если ближ­ним нашим не оставляем согрешений. Ибо в этом лукавство и неправда сердца человечес­кого кроется. Хочет человек милость у Бога получить, но сам не хочет подобному себе ми­лость сделать. Хочет, чтобы Бог простил ему грехи, но сам простить не хочет. Видишь, как лукаво и неправо сердце такого человека?    Но это ли только повелено нам, христиа­нин? Нам сказано Господом нашим: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). Не достаточно христианину любящих себя лю­бить, ибо это и язычники делают, которые ис­тинного Бога не знают и Христа не принима­ют. Так говорит Господь: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари ? И если вы приветствуете только друзей ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники» (Мф 5:46—47)? Христианам должно превосходить язычников в любви, и превосходство и совер­шенство (своей веры) на себе показывать. По­скольку христиане святым Крещением воз­рождены и обновлены для вечной жизни и но­вой святой жизни, то не только друзей, но и врагов своих им должно любить. Ибо из этого истинная христианская душа познается. Так и Отец Небесный делает: «повелевает солнцу Сво­ему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). Ему христиане, как чада отцу, должны подра­жать, по увещанию апостольскому: «Подра­жайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф 5:1).    Знаю, что мне возразят: невозможно, мол, любить врагов и делать им добро. Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о по­гибших врагах своих — Сауле и Авессаломе (2 Цар 1:17). Ибо плач о погибели врагов — это явный знак любви к врагам. Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, побивающих его камнями, молился: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян 7:60). Возможно было и всем святым. Потому возможно и те­бе. Ты человек, и они людьми были. Ты немо­щен, и они такую же немощь имели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010