Не этих сынов чужих охромоша от стезь своих (Пс.17:46), дышащих безумием и убийством, подлинно плотских и сынов одной только плоти, чуждых благодати, бог которых - чрево, и слава их - в сраме (Флп.3:19), память о неверии которых погибе с шумом (Пс.9:7), но, как я сказал, верного и духовного Израиля, видящего Бога через веру, собранного от всех народов по избранию благодати (Рим.11:5), людей, взятых в удел, народ святый, царственное священство (1Пет.2:9), и обещал Бог пророчественно через Ангела Деве дать Того, Кто родится от Нее, во Спасителя всем. Всё это по самому ходу вещей получило себе подтверждение, когда Господь исполнил обетования, [данные] отцам, благословил и усыновил в духовном Аврааме все народы,поставил самого Авраама в духе и через веру отцом всех народов, воссел на духовном престоле Давида и царствует над верным домом Иакова во веки, Царством, не имеющим предела.   ВОПРОС XXIV. Что значит сказанное о Петре в Деяниях: Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам (Деян.12:10)? ОТВЕТ. Верный и деятельный ум, будучи схвачен, подобно Петру, Иродом, или " кожаным законом " , - ибо Ирод толкуется как " кожаный " , - то есть мудрованием плоти, запирается под двумя стражами и за одной железной дверью, подвергаясь борению от действенного проявления страстей и от сознательной склонности воли к страсти. Пройдя их, словно стражи или заставы, благодаря учению деятельного любомудрия, как при помощи Ангела, он приходит к железным воротам, ведущим в город, то есть к твердой, суровой и непреоборимой привязанности чувств к чувственным [вещам]. Ее открывает учение естественного созерцания в духе, само собой и без страха отсылающее ум, свободный от неистовства Ирода, к сродному умопостигаемому бытию.   ВОПРОС XXV. Что значит: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или ОТВЕТ. Нужно знать, что божественный Апостол, сказав, что Христос есть глава всякого мужа, показал, что Христос есть глава мужа верного, [усердного] в делании божественных заповедей и созерцании благочестивых догматов, а поэтому обобщающее значение этого слова не включает неверных мужей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

О несчастье Иова узнали три друга его и пришли, чтобы утешить его. Увидав его, они возвысили голос свой, зарыдали, разорвали на себе одежды свои и в продолжение семи дней и ночей не могли произнести ни одного слова. Наконец Иов прервал молчание. Он в своих словах к друзьям высказывал всю тяжесть своих страданий, которая увеличивалась еще от того, что он не сознавал за собою вины. Тогда стали отвечать ему друзья, думая, что Бог всегда награждает добрых, а злых наказывает, они говорили ему, что он справедливо наказан, что у него есть тяжкие грехи, и убеждали его раскаяться в них. Огорченный их подозрениями, он защищался, говорил, что не знает за собою никаких грехов, и что Бог поступает так, как угодно Его воле. Друзья не верили ему. Тогда Иов молил Бога, чтобы Он Сам засвидетельствовал о невинности его. Бог явился Иову в вихре и указал, что для человека много непонятного в мире и что он не может проникнуть в тайны Божии и разгадать, почему Он поступает с людьми так, или иначе. После этого Бог высказал Свой гнев на друзей Иова за их неправильные суждения и простил их после того, как он помолился за них. Господь наградил Иова за его терпение и благословил его. Богатство его увеличилось вдвое более против прежнего. У него опять было семь сыновей и три дочери. После болезни он прожил еще 140 лет и видел детей и внуков до четвертого рода. Такова история многострадального Иова. Пример Иова, братие, научает нас, как мы должны вести себя во время несчастий. Мы не должны жаловаться и роптать на Бога, но терпеливо переносить все невзгоды, подобно праведному Иову, который во время несчастий говорил: «Господь дал, Господь и взял: да будет имя Господне благословенно». Известно также, что и Апостолы, претерпевая гонения, радовались, что удостоились пострадать за имя Христово ( Деян.5:41 ). Апостол Павел, как говорит св. Иоанн Златоуст , «претерпевая бесчисленные злые, кораблекрушения, брани, гонения, напасти, беды от разбойников, и прочие злострадания, от коих почти на каждый день он умирал, не только не сокрушался духом, и не роптал, но еще более радовался, хвалился ими и говорил: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас, и восполняю недостаток во плоти моей скорбей Христовых» ( Кол.1:24 ) и еще: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» ( Рим.5:3 . Сборн. Окт. 21 день).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Познакомившись с главными моментами борьбы (в период управления Ипатия Потея) церковных братств с —52— католическо-униатской силой, задумавшей проповедовать «своё» христианство среди людей, просвещённых Христовым учением уже свыше 600 лет, – остановим наше внимание на внутренней работе наших братств, направленной к укреплению христианской жизни и к распространению братских начал среди православного общества. А. Папков Соколов В.А. О соединении церквей 113 : [Публичное чтение, произнесённое 3 декабря в Москве в зале синодального училища]//Богословский вестник 1898. Т. 1. 1. С. 53–74 (2–я пагин.) —53— Когда прощается с нами перед смертью дорогой нашему сердцу человек, каждое слово его прощальной беседы глубоко западает нам в душу и запечатлевается там неизгладимыми чертами. Никогда не можем мы забыть этого слова; храним его, как священный завет, и преступным кажется нам не исполнить эту последнюю волю. Перенесёмся теперь мыслью в очень далёкое прошлое. В пасхальную ночь, в одной из горниц Иерусалима Христос-Спаситель, совершив вечерю со своими избранными учениками, обращается к ним с трогательным словом наставления. Он говорит им: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил сам, так и вы да любите друг друга. По тому узнают, вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). А заключая свою беседу, он возводит очи на небо и молится: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое. Освяти их истиною Твоею. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино» ( Ин.17:11, 17, 20–23 ). Вот священный завет и молитва нашего Господа: чтобы мы, верующие во имя Его, любили друг друга и все были едино. Это завет самого дорогого для нас человека, ибо то был Спаситель наш и Богочеловек. И завет тот – прощальный, потому что земной путь нашего Господа из горницы Иерусалимской шёл —54— прямо в Гефсиманию и оттуда на беззаконный суд, на страдания и крестную смерть. Что же? Помнят ли, хранят ли христиане этот священный завет? Было время, когда действительно, по свидетельству священного дееписателя, «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? ( – 13, 14). Поглощена смерть победою (Ис. XXV:8).    Примеч. Что такое ад? Ад, по-еврейски шеол, означает такое место, которое всех требует к себе, всх поглощает, ничем не насыщается (Притч. XXVII, 20; Авв. II:5); греческое слово ад (a_i="" part_52652 " > Шестой член символа веры    (Верую в Господа нашего Иисуса Христа) и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. 1. Событие вознесения Иисуса Христа на небо, предсказанное пророками.    И. Христос в 40-й день после воскресения Своего, как повествует евангелист Лука, вывел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и поднялся в глазах их от земли, и облако взяло Его из вида их (Лук. XXIV, 50, 51; Деян. I:9). Вознесся И. Христос человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. О вознесении И. Христа на небо предсказывал еще пророк Давид. Возьмите, восклицал он, врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Цар славы – (Пс. XIII, 7 – 10). Пророк Захария предсказал даже о горе, с которой Иисус Христос имел вознестись на небо. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима, с востока, говорит он (Зах. XIV:4). Сам Иисус Христос пророчествовал о Своем вознесении: узрите, сказал Он, Сына человеческого восходяща, идеже бе первее – (Иоан. VI:62). Никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, Сый на небеси, говорит Господь Никодиму (Иоанн. III, 13). Истину вознесения И. Христа на небо прославляет апостол Павел, говоря: сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. IV:10).   2. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа    Господь наш И. Христос, по Своем воскресении, „неоднократно являлся апостолам и учил их тайнам царствия Божия. В сороковый день Он явился им в последний раз в и в последний раз прошел по улицам этого несчастного города, вышел за его ворота и направился к горе Елеонской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Так что здравомыслящий православный христианин, который знает пророчества в Св. Писании относительно последних дней, находит слабое утешение в том, что протестантский пастор-»харизматик» говорит ему: «Иисус может творить нечто чудесное, когда мы открываемся Ему. Не удивительно, что люди разных вероисповеданий могут теперь молиться вместе» (Гарольд Бредезан, в журнале «Логос», янв.–февр. 1972, стр. 24); или католик-пятидесятник заверяет, что последователи всех вероисповеданий отныне «начинают заглядывать поверх этих разделяющих стен, только чтобы узнать друг в друге образ Иисуса Христа» (Кевин Ранаган, в журнале «Логос», ноябрь–дек. 1971, стр. 21). Что это за «Христос», ради которого во всем мире развернута ускоренная не только психологическая, но и физическая подготовка? Это ли наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос, Кто основал Церковь, в лоне которой люди могут обрести спасение? Или это лжехристос, который  придет во имя свое  (Ин. V, 43) и объединит всех, кто отвергает или извращает учение единственной Церкви Христа, Православной Церкви? Наш Спаситель Сам предостерег нас:  Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого  (Мф. XXIV, 23–27). Второе пришествие Христа будет несомненно: оно будет внезапным, с небес (Деян. I, 11); и оно положит конец этому миру. Для него не может быть никакой «подготовки», кроме православной христианской подготовки — покаяния, духовной жизни, бдительности. Те, кто «подготавливается» к этому любым другим путем, кто говорит, что Он где-то «здесь» — особенно «здесь», в Иерусалимском храме, — или кто проповедует «скорый приход Христа», не предупреждая о великом заблуждении, которое должно предварить Его пришествие, это явные пророки антихриста, лжехриста; он должен прийти первым и прельстить весь мир, в том числе и «христиан», которые не являются или не станут истинно православными христианами. Не будет грядущего «тысячелетия». Для тех, кто может принять его, апокалипсическое «тысячелетие» уже настало; жизнь в благодати Православной Церкви на целую «тысячу лет между первым пришествием Христа и временем антихриста» , то, что протестанты ожидают «тысячелетия» в будущем, — только признание того, что они не живут в нем сейчас, то есть что они находятся вне Церкви Христовой и не знают Божественной благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Завет бо в мертвых известен есть: понеже ничесо же может, егда жив есть и завешаваяй»; Гал. 3:15 ; у ветхозаветных и свящ. писателей в таком значении на греч. – διαϑκη, на еврейск. – berith не употребляется (см. Delitzsch – Comment. zum Brief, an d. Hebr. S. 405. Leipz. 1857); б) союза, договора, условия (διαϑκη συνoμωσα νικς – Hesycb; διαϑκη συνϑκη – Svida); в таком значении оно весьма часто встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете; в) торжественного, ненарушимого обетования (Свида: διαϑκη Θεο πρς βραμ κα τоς λoιπoς πρoπτoρας γενoμνη παγγελα); ср. Быт. 9:9. 11 ; Лев.26:42 ; Лук. 1:2 ; Деян. 3:25 . Гал. 3:17 ; Рим. 9:27 ; г) заповеди, повеления (νμος), в частности – десяти заповедей, данных на Синае чрез Моисея: Деян. 7:8 :κα δωκεν ατ διαϑκη περιτoμς ; cp. Исх. 19:5; Иер. 34:18; Исх. 24:7 ; Втор. 4:13 ; Рим. 9: 4 . Значение слова – διαϑхη в приложении его именно к религиозному союзу Бога с человеками, прекрасно объясняет св. Исидор Пелусиот (Epist. 196): «Договор, т.е. Обетование, Божественное Писание называет Заветом (διαϑκην) по причине его твердости и ненарушимости, потому что договоры (σηνϑκαι) часто нарушаются, а законные завещания – никогда». См. Joh. Casp. Sviceri Thesavrus Ecclesiasticus, Amstelaed. 1728. t. I. col. 855; cf. Joh. Fried. Schleusneri-Novum Lexicon graeco-latinum in N. T. Lips. cd. 4, 1718. t. I. Pag. 598 – 600. 111 Cp. 4Цap. XXIII, 2, 21 ; Сир. XXIV. 25; 1 Макк. I, 57. Обыкновенным, впрочем, названием для состава ветхозаветных книг у древних евреев было не sepher или siphre – книги, но ketob, hammiktob, hammiktobim – γραφ, γραφα, γρμματα (писания – Мф.22:9; Ин. 19:36 ; Иосиф Фл. Antiquit. Jud. V, 1, 17), – название, восходящее ко временам Моисея (Исх. 32:16). У И. Сирахова – Prolog: νμoς κα α προφται κα τ λλα (πτρια) ββλα; νμoς, α προφητεαι κα τ λoιπ τν βιβλων; ср. Лк. 24:44 ; Деян.28:23 ; Рим. 1:2 ; 2Тим.3:15 и др. Из позднейших раввинских названий известны: sepher haarbaim veesrim, esrim vearbaa, hammikra, bet mikdasch, mikdascheah (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Гносис имел роковое влияние на употребление слова αρεσις; со времени гностицизма αρεσις (αρω — беру, избираю) стало являться чем-то низким, недостойным, ересью в нашем смысле слова. Напротив, для истинных греков αιбыло не только не предосудительным, но даже желательным явлением. В этом смысле ап. Павел в послании к Коринфянам говорит, что «подобает быти между вами (христианами) ересям, дабы явлены были искусные» — οι δκιμοι, т.е. представители чистых правильных воззрений (1 Кор. XI:19). Выбор, αρεσις, между различными воззрениями необходим, чтобы отличить настоящую монету от фальшивой, поддельной. Сам ап. Павел до обращения в христианство жил, по его словам, «в строгой фарисейской ереси» (Деян. XXVI:5), «ревнитель сый отеческих преданий» (Гал. I:14). В иудействе были различные αιρσεις — фарисеи, саддукеи,— и принципиально иудей не мог смотреть на их существование как на беззаконное. Это походит на то обстоятельство, как в конституционном государстве различные партии ведут борьбу между собою за преобладание, но при этом все они имеют одинаковое право на существование. Ап. Павел заявляет, что он проповедует «путь», а не ересь (Деян. XXIV:14). Путь один, который ведет к известной цели, месту, но на пути иногда приходится делать объезды. Это понятно всякому, кто знаком с проселочными дорогами. Предстоит выбор, какая дорога скорее приведет к цели, и останавливаются обыкновенно на лучшей. В дождливую погоду, например, более удобна горная дорога, между тем как в сухую — преимуществует дорога низменная. С этой точки зрения, и αι— вполне закономерный прием, но выбирать можно лишь между равноправными, в принципе одинаково хорошими величинами. Гносис также выбирал, но выбирал не из лучшего, а из худшего. Гностики принимали все системы, которые удовлетворяли их субъективному ведению. Достойно замечания, что αρεσις, понимаемое в истинном смысле, прилагалось даже и к христианству. Константин Великий назвал последнее «кафолической ересью», каковая была одною из равноправных религий в греческом государстве [Eus.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

—417— ведливо: порукой в том – мой собственный опыт. Только на этот раз советовал бы я вам прочитать (и по возможности выполнять) статейку, помещённую в «Москов. Ведомостях» за нынешний год 58–61): «О повиновении в деле воспитания». Она так понравилась мне, что я не излишним почёл её даже списать». В продолжение июня происходили у нас обычные экзамены. В промежутке между устными испытаниями писались экспромты. Так 17 числа мы писали латинский экспромт на тему: «Num verba Apostoli in ipso vivimus, movemur et sumus ( Деян.17:28 ) favent opinioni spinozistarum, – Deum esse animam mundi? – 22 числа дана была русская тема: «Справедливо ли говорят, что обетование Божие, изображённое в псалме 131, ст. 13 и 14, но не исполнившееся, противоречит неизменяемости Божией?». 27 июня писал я в Горицы о. Василию Сапоровскому: «По заведённому обычаю, следовало бы мне извиниться перед вами в том, что я так долго не отвечаю на ваше довольно подробное и откровенное письмо от 30 марта: но извините, если я на этот раз не подчинюсь принятому обычаю, и объяснюсь вам откровенно, что я потому именно и не спешил ответом на ваше письмо, чтобы и вас на будущее время освободить от подобных извинений, по крайней мере, в отношении ко мне. По моему мнению, отвечать слишком скоро на письмо приятеля без особой нужды, значит побуждать или даже обязывать его к тому же самому: но это уже будет не свободная дружеская беседа, а какая-то официальная скучная корреспонденция. Впрочем, может быть, я и заблуждаюсь... Вы жаловались, что жизнь ваша, при настоящей должности, исполнена постоянными трудами и заботами: правда, но зато есть в ней и другая довольно выгодная сторона: это – всегдашнее разнообразие. Если не каждый день, по крайней мере, очень часто встречаются вам новые лица, новые живые предметы для разговоров, новые, хотя и не всегда, правда, приятные случаи для деятельности. Ничего такого нет в моей настоящей жизни. Жизнь моя течёт так однообразно, что, если поподробнее описать вам —418— один день, это значит описать вам несколько недель, а может быть и месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

руку твою ...и виждь» (Иоан. XX:27), «яко дух плоти и кости не имать» (Лук. XXIV:39), так точно и тогда Он покажет раны и крест, дабы доказать, что Он есть тот, который был распят.5. Но не только крест, и самые слова, сказанные на кресте, являют неизреченное Его человеколюбие. Распинаемый на кресте, подвергаясь при этом осмеяниям, поруганиям и заплеваниям, Он говорил: «Отче, отпусти им грех: не ведят бо, что творят» (Лук. XXIII:34). И распинаемый молится за распинателей, хотя те напротив говорили: «аще Сын еси Божий, сниди со креста; ...и веруем в Тебя» (Матф. XXVII:40, 42). Но потому-то именно, что Он Сын Божий, Он и не сходит со креста, так как для того Он пришел, чтобы быть распяту за нас. «Сниди, — говорят, — со креста... и веруем в Тебя». Это слова и отговорка неверия, потому что восстать из гроба, к которому привален был камень, было гораздо более великим делом, чем сойти со креста; извести из гроба четверодневного мертвого Лазаря, повитого пеленами, (также) было гораздо более великим делом, чем сойти со креста. Итак, они говорили: «аще Сын еси Божий, спасися Сам». Он делал все, чтобы спасти поносящих Его, говоря: «отпусти им грех,.. не ведят бо, что творят». Что же? Отпустил им грех? Отпустил, если они хотели каяться, а если бы Он не отпустил им греха, то Павел не сделался бы апостолом; если бы не отпустил им греха, то не уверовали тотчас ни три тысячи, ни пять тысяч, ни бесчисленное множество. А что уверовало бесчисленное множество иудеев, послушай, что говорят апостолы Павлу: «видиши ли, брате, колико тем есть иудей веровавших» (Деян. XXI:20)? Итак, будем подражать Господу и молиться за врагов. Опять обращаюсь с этим увещанием: сегодня (уже) пятый день беседую с вами об этом предмете, не потому, чтобы я заметил невнимательность с вашей стороны, — да не будет, — а главным образом в надежде, что вы убедитесь (моими советами). А если есть (между вами) жестокосердые, гневливые, злопамятные, которые не внемлют сказанному о молитве (за врагов), то может быть они, устыдившись числом дней отложат как-либо свою вражду и злобу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3348...

63 Отметим интересную попытку интеллигентной защиты традиционных поисков «преобразования»: G. W. H. Lampe, The Reasonableness of Typology, in: Studiea in Biblical Theology No.l 1 Oxford, 1957, p. 9–38. 65 Известная аббревиатура ( ), составленная из первых букв слов «Тора», «Пророки» (Невиим) и «Писания» (Кетувим), является нормальным обозначением Библии в еврейском обиходе. 68 К понятию диглоссии см. G. Hüttl-Folter, Диглоссия в Древней Руси, Wiener Slavistisches Jahrbuch, Bd. XXIV, 1978; Alexander Issatschenko, Geschichte der russischen Sprache. I. Band. Von den Anfangen bis zum Ende des 17. Jahrhunderts, Heidelberg, 1980; Б. А.Успенский . К вопросу о семантических взаимоотношениях системно противопоставленных церковнославянских и русских форм в истории русского языка. Wiener Slavistisches Almanach, Bd. XXII, 1976; его же, История русского литературного языка (XI-XII вв.). München, 1987 (Segners Slavistische Sammlung, Bd. 12); его же, Краткий очерк истории Русского литературного языка (XI-XIX вв.) Москва, 1994. 69 Как известно, не владельца по отношению к рабу, но, например, главы семьи по отношению к ее членам, опекуна по отношению к тому, кто состоит под его опекой, и т. п. 70 Интересно, что цитата из второго псалма, приводимая апостолом Павлом в синагоге Антиохии Писидийской ( Деян. 13:33 ), в целом ряде старых и авторитетных рукописей Нового Завета дается со ссылкой на первый псалом; для отразившейся в этом факте традиции псалом 2 был Псалмом 1. Это значит, что Псалом 1 либо не включался в счет, как стоящий вне ряда и его предваряющий, либо соединялся с псалмом 2 в единый текст. 72 Эта литературоведческая констатация сама по себе не предрешает вопроса об употреблении псалма 1 в древнем богослужении Иерусалимского храма. 74 Сопоставление с Псалмом 14/15 особенно показательно ввиду сходства его топики с топикой Псалма 1; тем отчетливее выступает различие, вносимое контекстом, который задан молитвенным обращением в начале Псалма 14/15. 75 Этимологический смысл первого слова псалма 1, открывающего всю Книгу Псалмов как целое, является весьма спорным, но его контекстуальное значение достаточно ясно (ср. Втор. 33и Пс. 127 "/128; см. Lexicon in Veteris Testamenti libros, ed. L Koehler. Leiden, Brill, 1985, p. 98). Отметим, во-первых, что с точного греческого эквивалента этому слову, зафиксированного еще Септуагинтой, начинается в Евангелии от Матфея 5Нагорная проповедь Иисуса Христа; во-вторых, слово это – aš e re – само начинается с первой буквы еврейского алфавита. Если иметь в виду чрезвычайную чувствительность еврейского восприятия к символике букв, перенесенную в Новом Завете на греческий алфавит (ср. Откр. 22:13 ), все вышеназванное очень трудно счесть случайным. Творились особые легенды для того, чтобы объяснить, почему Книга Бытия (и тем самым Пятикнижие в целом) начинается не с буквы «алеф», а с буквы «бет». С первой буквы греческого алфавита (открывающей, к тому же, слово ρχ – «начало») начинается Евангелие от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010