4. Разнообразный смысл и значение слова «церковь» Слово « церковь » употребляется в Св. Писании и у отцов церкви в чрезвычайно разнообразных значениях. В виду этого представляется необходимым, указав различные значения слова « церковь », точнее определить понятие церкви Христовой или, что тоже, церкви спасающей. Слово « церковь », по переводу с греческого языка (κκλησα), означает собрание, соединение, общество. Так изъясняет это слово и св. Златоуст в первой беседе на 1-е послание к Коринфянам: «Церкве имя, – говорит он, – не разделения, но соединения и согласия есть имя». Но так как собрание, или общество может быть неодинаково как по числу, так и по достоинству своих членов, то и слово « церковь » может употребляться и в более широком и в более узком значениях, в приложении к людям благочестивым и людям нечестивым. Так, прежде всего, «церковь» означает совокупность всех разумносвободных существ, «яже на небесех и яже на земли», соединенных под единою Главою, Господом Иисусом Христом ( Еф. 1:10 ; ср. Еф. 1:20–23 ; Кор. 1:17–20). Это – самое широкое понятие церкви. Менее широкое, но вместе с тем наиболее употребительное в слове Божием то понятие церкви, по которому в состав ее входят все истинно-верующие, пребывающие здесь на земле. О такой церкви – речь в послании к Рим. 12:4, 5 ; 1Кор. 12:13 , ср. ст. 1Кор. 12:27, 28 ; Еф. 5:23–27 ; Кол. 1:24 и др. Далее церковию называется общество верующих одной какой-либо местности, града, даже дома или семейства. Так – в слове Божием упоминается церковь Иерусалимская ( Деян. 8:1 ), Антиохийская ( Деян. 13:1 ), Лаодикийская ( Кол. 4:16 ), Солунская ( 1Сол. 1:1 ; 2Сол. 1:1 ), домашняя церковь Акилы и Прискиллы ( 1Кор. 16:19 ), церковь Нимфана ( Кол. 4:15 ) и др. Иногда церковию именуются одни только пасомые или одни только пастыри. В первом смысле слово « церковь » употреблено, например, в гл. XX «Деян. Апостольских» ( Деян. 20:28 ), где ап. Павел увещевает Ефесских епископов быть внимательными в деле спасения «церкви Господа Бога» (Ср. 1Тим. 3:4, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Раздел II. Каноническое устройство Глава I. Каноническая структура мирового Православия 1. Формирование канонической структуры Православной Церкви. Принцип канонической территории Православная Церковь сознает себя единой Святой, Соборной (Кафолической) и Апостольской Церковью, распространенной по всей вселенной. В настоящий момент приходы и епархии Православной Церкви имеются во всем мире, на всех континентах. Однако вплоть до начала XX века Православная Церковь была географически ограничена рамками христианского Востока, почему ее нередко называли «Восточной Церковью». Понятие «Восток», генетически связанное с Константинополем и Восточно-Римской империей (в противовес Риму и Западно-Римской империи), в данном контексте включало в себя Ближний Восток и некоторые страны Восточной Европы и Азии. Православную Церковь называли также «Греко-восточной» или «Греко-кафолической». Каноническая структура Православной Церкви складывалась на протяжении почти двух тысячелетий. Своеобразие современной структуры Церкви коренится в тех исторических перипетиях, с которыми было связано ее развитие в первые века, в византийскую и послевизантийскую эпоху. Матерью всех христианских Церквей – и восточных и западных – была Церковь Иерусалимская, то есть община учеников Спасителя в Иерусалиме. Однако уже в I веке, благодаря миссионерской деятельности апостолов, христианские общины стали возникать вне Иерусалима – в частности, в Антиохии, Александрии, Риме, Карфагене, других городах Римской империи. Каждую общину возглавлял епископ, или пресвитер. В Деяниях и Посланиях Павла термины «епископ» и «пресвитер» нередко употребляются в качестве синонимов (см.: Деян. 20:17–18,28 ; Тит. 1:5–7 ). В рассказе об апостольском Соборе в Иерусалиме епископы вообще не упоминаются: многократно употребляется лишь выражение «апостолы и пресвитеры» (см.: Деян. 15:2,4,6 ). Именно «апостолы и пресвитеры» составляли тот коллегиум, который вместе со всею Церковью (см.: Деян. 15:22 ) принимал решения. С другой стороны, апостол Павел говорит о «епископах и диаконах» (см.: Флп. 1:1 ), не упоминая о пресвитерах. Из этого можно заключить, что служение епископа на ранних этапах развития Церкви не отличалось от служения пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Комментарии Женевской Библии на Деяния апостолов Введение Автор Согласно традиции, принято считать, что Деяния святых апостолов написаны Лукой врачом, сопутствовавшим Павлу на некоторых этапах его второго и третьего миссионерских путешествий, а также сопровождавшим его в Рим. Церковь сохранила множество свидетельств II-IV вв. по Р.Х. в пользу авторства Луки. С этим были согласны Ириней Лионский (130–202 гг.), Климент Александрийский (150–215 гг.) и Евсевий Кесарийский (ок. 325 г.); авторство Луки отмечено и в каноне Муратори (ок. 170 г.). Свидетельства самой книги Деяния, ведущие к такому заключению, можно вывести, главным образом, из примечательных «мы» в разных местах второй части книги (16,10–17; 20,5–15; 21,1–18; 27,1 28,16). Из них видно, что автор сопровождал Павла из Троады (Малая Азия) в Филиппы (Европа), затем обратно из европейских Филипп в малоазийскую Троаду и далее в Палестину. Наконец, он же сопровождает Павла из Палестины в Рим. Автор был образованным эллином, о чем свидетельствуют стиль Евангелия от Луки и Деяний и безукоризненный греческий язык, на котором они написаны. Кроме того, методический подход автора к излагаемой теме и его исследовательские приемы ( Лк. 1,1–4 ) тоже говорят о том, что это высоко образованный человек. В Послании к колоссянам (4,14) Павел отмечает, что ему сопутствует «Лука, врач возлюбленный». Некоторые ученые, особенно в конце XIX и начале XX вв., утверждали, что медицинские термины в текстах, написанных Лукой, и явный интерес автора к теме болезней ( Лк. 4,38; 8,43.44 ; Деян. 3,7; 12,23; 13,11; 20,7–11; 28,3.8 ) указывают на то, что автор был врачом. Однако этому имеются возражения, поскольку многие писатели древности свободно пользовались медицинскими терминами, которые собственно таковыми еще и не были. Так что этот факт нельзя использовать как доказательство, что автор медик. Тем не менее, внимание к вопросам медицины в Деяниях только усиливает вероятность того, что ее автором был действительно врач Лука. Время и обстоятельства написания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Павел. Фреска придела апостолов Петра и Павла собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Основным источником биографических сведений о П. является кн. Деяния святых апостолов (Далее везде кн. Деяний.) Она включает подробное описание той части биографии П., к-рая начинается его обращением и заканчивается прибытием в Рим. Др. важным источником являются Послания П. В них он лишь эпизодически касается деталей своей биографии, основное внимание уделяя богословским и нравственным вопросам. Тем не менее в ряде случаев эти источники являются взаимодополняющими. Также имеется ряд дополнительных источников, на основании которых можно с долей вероятности восстановить события последних лет жизни П. Книга Деяния святых апостолов Книга Деяния святых апостолов представляет собой 2-ю часть дилогии, 1-й частью к-рой является Евангелие от Луки (см. в ст. Лука , ап. и евангелист). Обе книги обращены к одному и тому же адресату (ср.: Лк 1. 1-4; Деян 1. 1-3). Относительно времени написания кн. Деяний высказывались самые разные т. зр. В эпоху расцвета рационалистической критики НЗ (2-я пол. XIX - нач. XX в.) нек-рые ученые датировали книгу II в. (в частности, представители т. н. тюбингенской школы в XIX в.; в ХХ в.- лишь очень немногие, напр.: Burkitt. 1911. P. 105-110; O " Neill. 1961. P. 21, 26). Затем датировка была сдвинута к кон. I в., тем не менее мн. ученые доказывали, что книга написана после разрушения Иерусалима в 70 г. (напр.: Fitzmyer. 1998. P. 54-55; Bornkamm. 1995. P. XX; Левинская. 1999. C. 32). Такая датировка по-прежнему преобладает среди ученых (см.: Keener. 2012-2015. Vol. 1. P. 383-400 (обзор мнений), 400-401 (автор статьи поддерживает мнение о том, что кн. Деяний была написана после 70 г.); о дискуссии по данному вопросу см. в ст. Деяния святых апостолов ). В то же время все большее признание получает мнение о том, что книга была написана в 60-х гг. I в. (см., напр.: Kistemaker. 1990. P. 22-24; Köstenberger , Scott Kellum, Quarles. 2009. P. 331, 333-334; Williams. 1990. P. 13; Schnabel. 2012. P. 27-28).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы «Российской газеты» 14 червня 2005 р. 12:08 Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы «Российской газеты» — Ваше Святейшество! 10 июня — день Вашей Интронизации. Вы 15 лет на Патриаршем престоле. Как Вы оценили бы это время? В какую формулу оно укладывается, какого афоризма достойно? Какое событие  за  годы Вашего  Патриаршего  служения  было  самым горьким, а какое — самым радостным? Какую самую главную задачу Вы перед собою ставили, вступая на путь Патриаршего служения, и что удалось сделать? — Ко  времени  моего  избрания Поместным  Собором Русской Православной Церкви я много лет был занят в церковном управлении и поэтому весьма отчетливо представлял   себе, сколь тяжек крест Патриаршего служения. Это служение сопряжено с великой ответственностью за судьбы Церкви и народа Божия, за спасение человеческих душ, за то, каково будет место Церкви в нравственной жизни общества и личности. Таким образом, главная задача остается неизменной во все времена, на протяжении всей истории Церкви: «право править слово Христовой истины»,  как это выражено в молитве, возносимой за литургией, и полагать все свои силы, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением» (Деян. 28, 31). В день избрания на Патриарший престол перед моим мысленным взором прошли труды великих Всероссийских Патриархов XX века, служение которых мне суждено было продолжать. С глубоким душевным трепетом я мысленно обращался к дорогой для меня памяти святителя Тихона, сочетавшего в себе христианское милосердие и доброту с твердостью стояния в вере, готовность умереть за Христа — с неослабным попечением о том, чтобы научить паству жить во славу Божию. Я вспоминал приснопоминаемого Патриарха Сергия, жертвенно полагавшего все свои силы на то, чтобы сохранить для будущего почти уже разгромленную богоборческой властью Церковь, дабы не пресеклось в нашем Отечестве совершение Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых — Божественной литургии. Я с благодарностью и благоговением вспоминал и Патриарха Алексия I, небоязненно свидетельствовавшего всему миру о том, что Русская Церковь, прошедшая через горнило невиданных в истории гонений, сохранила неповрежденный залог веры и великую духовную силу. Я вспоминал своего непосредственного предшественника — Святейшего Патриарха Пимена, человека глубокой веры и преданности Церкви Христовой, молитвенника и непоколебимого ревнителя церковного Предания. Их пример и поныне вдохновляет меня.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201519...

Скачать epub pdf Памяти архимандрита Бориса (Холчева) , подвижника XX века Я дошел до неразумия, хвалясь тем, что якобы что-то знаю, но в этом не моя вина, ибо вы меня к сему принудили ( 2Кор. 12:11 ). Откровенно признаюсь, что не для себя собираюсь исследовать я то, что для души моей не приносит пользы. Ибо чего требует наша душа? Лишь одного – внимать себе ( Деян. 20:28 ) и вникать в себя ( 1Тим. 4:16 ), исследуя себя внимательно ( Соф. 2:1 ). Я знаю точно, что такая исследовательская работа больше всего приносит пользу душевную. Заниматься же иными научными изысканиями хотя и позволительно, но не всегда бывает полезно, потому что не все, что мы исследуем, назидает нас ( 1Кор. 10:23 ). К вещам неполезным, например, относится то, что научает считать себя мудрым настолько, чтобы быть способным судить то, что тебя не касается ( Мф. 7:1 ) или то, что вызывает словопрения, которые нимало не служат к пользе ( 2Тим. 2:14 ). Впрочем, всего этого можно избежать, не только отказавшись от занятий словесных, но и при постоянном в них пребывании, если при этом всю свою заботу обратить на то, чтобы искать пользы других ( 1Кор. 10:23 ). Пусть и мои слова послужат исканию не своей пользы, но пользы многих ( 1Кор. 10:33 ). Если же выражаться конкретней, то пусть то, что я вам скажу, послужит для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, насильно принуждая принять мою точку зрения, но чтобы вы сами, узрев для себя пользу от моих доводов, благочинно и непрестанно служили бы единому Господу без развлечения суетными предметами и делами ( 1Кор. 7:35 ). И в качестве основания для своих рассуждений я взял пример из жизни архимандрита Бориса (Холчева) , имя которого почитается не только среди духовенства и верующих людей, но и в научном мире, где его знают как научного психолога. Впрочем, наукой как таковой архимандрит Борис занимался достаточно непродолжительное время. Известно только то, что в начале 20-х годов он занимал должность научного сотрудника и проводил научно-исследовательскую работу по благословению преп. Нектария Оптинского , говорившего, что ему это сейчас необходимо. Но когда работа по написанию диссертации была окончена, преп. Нектарий вдруг неожиданно сказал ему: «А теперь оставь все это и посвящайся в диаконы». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Еврейский (древнееврейский) язык Еврейский (древнееврейский) язык – язык израил. народа. Весь ВЗ ( 4Цар. 18:26.28 ; 2Пар. 32:18 ; Ис. 36:11.13 ), за искл. некоторых фрагментов, изложенных на ⇒ арамейском , написан на Е.Я. Из семитских языков, родственных евр., известны угаритский (по текстам Рас-Шамры, обнаруженным в сев. Сирии), финикийский, отчасти ханаанский и моавитский (по надписи на ⇒ камне Меши ). Вместе эти языки образуют группу сев.-зап. семитских языков, к которым относится и арамейский. Считается, что Е.Я. возник из сплава арам. и ханаан. языков и что Авраам перенял его еще в Ханаане. Во всяком случае, это тот самый язык, на котором говорили Иаков и его семейство во время переселения в Египет. См. также Быт. 31:47 , где Лаван называет холм из камней по-арам., а Иаков дает ему соотв. евр. название. Вероятно, Е.Я. с самого начала имел и письм. форму. Алфавит, созданный на основе финик., состоит из 22 согласных; значки, которыми в совр. текстах обозначаются гласные, были добавлены масоретами, иуд. учеными, в 600–800 гг. по Р.Х., сделавшими это в соответствии с установившейся практикой чтения. Кроме ВЗ, существуют и другие памятники письменности. Самые значит. среди них – календарь из Гезера (ок. 900 г. до Р.Х.), керамич. черепки (остраки) из Самарии (VIII в. до Р.Х.), надпись в Силоамском туннеле, относящаяся ко времени царя Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.), послания из Лакиша (Лахиса), написанные незадолго до разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.), и ⇒ рукописи Мертвого моря . Если письм. евр. язык развивался на единой основе, то в живом разговорном языке, вероятно, возникали различные диалекты, на которых говорили представители разных колен. Примером этому могут служить варианты произношения одного и того же слова в Суд. 12 («шибболет» – «сибболет»). Во время вавил. плена и после него на Е.Я. все большее влияние оказывал арам. язык, который постепенно стал средством международного общения (каким во II тысячел. до Р.Х. был аккад.). В ВЗ, кроме отдельно встречающихся арам. слов, на арам. частично написаны Книга Даниила и Книга Ездры. Позднее евр. язык стал преимущ. языком богослужений и ученых. Ко времени Иисуса и апостолов языком повседневного общения в Палестине стал арам. Он всегда подразумевается там, где в НЗ говорится о Е.Я. или упоминаются евр. имена собственные ( Лк. 23:38 ; Ин. 5:2 ; Ин. 19:13.17.20 ; Деян. 21:40 ; Деян. 22:2 ; Деян. 26:14 ; Откр. 9:11 ; Откр. 16:16 ). Там, где авторы НЗ прибегают к транслитерации, напр. в Мк. 5:41 ; Мк. 7:34 ; Ин. 20:16 , они во всех случаях передают арам. слова. В Деян. 6:1 делается различие между иудеохристианами, говорящими на арам. и греч. языках. В конце XIX – начале XX вв. под влиянием движения сионизма на основе древнеевр. языка возник совр. евр. язык, устный и письм. (новоевр., или иврит), который в настоящее время является официальным языком государства Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В Германии отпраздновали память сщмч. Илариона Троицкого Лер, 29 декабря 2018 г. 28 декабря, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, архиепископ Подольский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией и архиепископ Гаагский и Нидерландский Елисей совершили Божественную Литургию в храме во имя священномученика Илариона в г. Лере (Нижняя Саксония), расположенном на границе с Голландией. Преосвященным архипастырям сослужили и.о. настоятеля храма иеромонах Серафим (Станхардт), протоиерей Александр Берташ (Бремен), протоиерей Олег Никифоров (Бремен, РПЦЗ), протодиакон Виталий Садаков, диакон Иоанн Вельдмейер, клирик Свято-Никольского собора г. Амстердама, диакон Адриан Роодвутс (Гаагская епархия). Богослужение совершалось на славянском, немецком и голландском языках. По окончании Литургии было совершено славление святителю Илариону. Затем архиепископ Тихон произнес проповедь об исповедническом и мученическом подвиге священномученика Илариона: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Жизнь Церкви Христовой от времен апостольских и до наших дней, братия и сестры, наполнена примерами святости и благочестия. И во времена гонений на христиан первых веков, и после них, когда в ограду церковную вторглись лжеучители не щадящие паствы (Деян. 20, 29), разного рода еретики и раскольники, пытавшиеся изнутри поколебать Церковь, и в годы воинствующего безбожия и всякого рода страданий верных даже до смерти (Флп. 2, 8), как то было в минувшем XX веке в нашем Отечестве, Господь утверждал верных в непреложной истине, что никакие силы ада не одолеют Церковь (ср. Мф. 16, 18). В удостоверение этого Он посылал в годину испытаний духовно сильных людей, словом и примером подвига которых утверждалась вера, укреплялись слабые, падшие обращались к покаянию, Церковь как бы восставала из небытия, Истина светила ярче, чем прежде. К числу угодников Божиих, утверждавших святостью своей жизни веру в людях, относится священномученик Иларион, архиепископ Верейский, небесный покровитель этого храма.

http://pravoslavie.ru/118315.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Сосипатр ап., еп. Иконийский Описания иконы Сосипатр ап., еп. Иконийский - житие Святой апостол Сосипатр. Касательно этого апостола, равно как и Иасона, возникает недоразумение. Один ли Сосипатр или Сосипатр был в числе спутников и учеников ап. Павла или два? В послании к Римлянам ап. Павел приветствует Римских христиан от лица Сосипатра, называемого как и Иасон сродником (XVI, 21) и в числе спутников ап. Павла от Асии до Троады упоминается Сосипатр Пирров из Берии (Деян. XX, 4). Послание к Римлянам написал в 59 (или 58) ап. Павел, находясь в Коринфе, где, в то время как видно, находился и Сосипатр (XVI, 21), но он, говорят в тоже время (58 и 50 г.), не мог быть спутником ап. Павла в Иерусалиме, куда направлял путь свой ап. Павел, (Деян. XX, 16). Далее, Сосипатр, сопутствовавший ап. Павлу до Троады (а может быть и далее — Деян. XX, 5), был родом из Берии (Верия: «Беритянин или Веритянин»), а между тем, как Сосипатр, сродник ап. Павла, говорят, должен быть из Тарса (или вообще из Киликии) а Тарс и Бериа находятся между собою в большом разстоянии (Migne. Dictionna[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10208.jpg:   Размер: 732x1200, 0.88 MPix, 170 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (115) , (0) . Описание: [Афон. XV.] Апп. Иасон и Сосипатр. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10210.jpg:   Размер: 567x1200, 0.68 MPix, 126 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (96) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 52 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10211.jpg:   Размер: 440x1200, 0.53 MPix, 90 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (98) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 28 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10212.jpg:   Размер: 362x1200, 0.43 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (98) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2930

Деян.11:27 .  В те дни при­шли из Иерусалима в Антиохию про­роки. «Пришли.. пророки». Между разнообразными дарованиями духовными, коими была так богата первенствующая Христова Церковь , проявлялся в то время в некоторых верующих и дар пророчества, т.е. предсказания будущих событий, недоступных для естественного человеческого ведения ( 1Кор.12:10 ). Один из таких пророков и был Агав, о котором упоминается еще раз после ( Деян.21:10 ). Деян.11:28 .  И один из них, по име­ни Агав, встав, пред­воз­вестил Духом, что по всей вселен­ной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. «Возвестил Духом...» – εσμανε δι το Πνεματος – слав.: «назнаменаше Духом», т. e. возвестил при посредстве некоего знака, внешнего образного действия, символически то, что ему было внушено Св. Духом (ср. Деян.21:10 ). «По всей вселенной... великий голод» – усиленное выражение, означающее наступление великого голода повсюду (ср. Лк.2:1 ), повсеместно, во многих местах вселенной, причем, может быть, и не одновременно, а в течение целого ряда лет, и по районно, а не сразу везде. Дееписатель замечает, что таковой голод «был при Клавдии кесаре». Это был преемник Калигулы, правивший империею 41–54 год. по Р. Х. За все это время голод свирепствовал то там, то здесь в областях Римской Империи, причем около 44 года был великий голод по всей Палестине (Археолог. И. Флавия, XX, 2, 6; 5, 2; Евсев. Церк. Ист. II, 11). Около 50 года голод был в самой Италии в других провинциях (Тацит. Летоп. XII, 43). Деян.11:29 .  Тогда уче­ники по­ложили, каждый по достатку своему, по­слать по­собие братьям, живущим в Иудее Τν δ μαθητν καθς ηυπορετ τις ρισαν... – буквально: из учеников же, сколько кто мог, решили... Это было, очевидно, уже при наступлении голода в Иудее. Тогда-то впервые и выразилась столь трогательная братская любовь и единение отдельных христианских обществ в отношении друг к другу. Деян.11:30 .  что и сделали, по­слав собран­ное к пре­свитерам через Варнаву и Савла. «К пресвитерам...» Первое упоминание в апостольской истории о пресвитерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010