Будем подражать и тем, которые скитались в козьих и овечьих кожах, проповедуя о пришествии Христовом: разумеем пророков Илию, Елисея и Иезекииля, также и тех, которые получили прекрасное свидетельство в Писании. Авраам получил великое свидетельство, и назван другом Божиим: но, взирая на славу Божию, со смирением говорит: «я земля и пепел» ( Быт. 18, 27 ). Далее и об Иове так написано: Иов был праведен и непорочен, истинен и благочестив, и удалялся от всякого зла ( Иов.1:1 ). Но он, сам себя осуждая, сказал: никто не чист от скверны, хотя бы и один день была жизнь Его ( Иов.14:4–5 ). Моисей назван верным во всем доме его, и Бог чрез его служение совершил суд над Египтом посредством мучений и казней: но и он, столько прославленный, не величался, но, когда из купины было к нему Божественное слово, сказал: кто я, что Ты меня посылаешь? Я заика и косноязычен ( Исх. 3:11, 4:10 ). И опять говорит: я пар из котла 32 . Глава XVIII. Давид – пример смирения Что же скажем о прославленном Давиде, о котором сказал Бог: «Я нашел человека по сердцу Моему, Давида сына Иесеева, милостью вечною Я помазал его» ( Пс. 88, 21 ; Деян.13:22 )? Но и он говорит Богу: «помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Еще более – омой меня от неправды моей, и очисти меня от греха моего, ибо я знаю неправду свою и грех мой всегда предо мною. Тебе одному согрешил я и пред Тобою сделал зло, чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда станут судить Тебя. Ибо в беззакониях зачат я и во грехах родила меня мать моя. Ты возлюбил истину: сокровенные тайны премудрости Твоей Ты открыл мне. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега. Слуху моему дай радость и веселие: и сокрушенные кости мои возрадуются. Отврати лицо от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Создай во мне сердце чистое, Боже, и дух правый обнови в утробе моей. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения Твоего, и укрепи меня духом владычным. Научу грешников путям Твоим и нечестивые обратятся к Тебе. Избавь меня от пролития крови, Боже, Боже спасения моего. Язык мой воспоет правду Твою. Господи, открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Если бы Ты восхотел иной жертвы, я принес бы; но всесожжения тебе не угодны. Жертва Богу дух сокрушенный; сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит» ( Пс. 50, 3–19 ). Глава XIX. Подражая этим примерам, мы должны искать мира

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Буквальная точность оказывается неважна там, где совпадает главное. Видимо, именно по этой причине мы спокойно относимся к тому, что все четыре Евангелия, канонизированные Церковью , были написаны совсем не на том языке, на котором общались Иисус и апостолы. Новозаветная Церковь начинает свою жизнь с события Пятидесятницы, когда преодолен был языковой барьер, возникший еще при вавилонском строительстве, и было восстановлено свободное общение между народами. Но как именно он был преодолен? Человечество вовсе не заговорило на одном-единственном языке, как можно было бы ожидать, и люди разных народов не обрели способность понимать некий священный, общий для них язык. Напротив, апостолы говорили на привычном им арамейском, но все, кто собрался на праздник в Иерусалим, услышали речь на своем родном языке: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критянеи Аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» ( Деян. 2:8–11 ). Лука, по-видимому, специально перечисляет так много разных народов и даже отдельных групп людей, чтобы нельзя было сказать, будто апостолов понимали только иудеи, или только эллины, или только носители родственных языков, или только люди определенной культуры и т. д. Нет, проповедь Евангелия стала открытой для всех людей без исключения, и, что принципиально важно, для каждого она звучит на его родном языке. Идеал Пятидесятницы навсегда сохранился в Церкви, хотя на практике, разумеется, далеко не всегда христиане старались ему следовать. Например, в начале XIX в. президент Академии наук и министр народного просвещения (!) адмирал А.С. Шишков настаивал на том, что Библия в принципе не должна переводиться на языки народов империи, включая русский, – вместо этого все желающие ее прочесть должны в достаточной степени овладеть церковнославянским 37 . Этот проект был абсолютно утопичным (если «друзья степей калмыки» и «ныне дикие тунгусы» не владели тогда даже русским, кто бы обучил их славянскому?), но тем яснее становится, насколько неприятной для адмирала была сама идея, что невежественные инородцы услышат Евангелие на родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Видимо, именно по этой причине, мы совершенно спокойно относимся к тому, что все четыре Евангелия, канонизированные Церковью, были написаны совсем не на том языке, на котором общались Иисус и апостолы. Само звучание имени сильно различается на двух языках: Йешуа, Иисус – так что нет ничего удивительного в том, что и сегодня люди разных народов выговаривают его по-разному. Даже старообрядцы, отстаивавшие свое собственное начертание этого имени, с одной буквой и, ратовали не за точность оригинального произношения, а, как раз, за свое право произносить это имя так, как принято именно в русской традиции. Новозаветная Церковь начинает свою жизнь с события Пятидесятницы, когда преодолен был языковой барьер, возникший еще при вавилонском строительстве, и было восстановлено свободное общение между народами. Но как именно он был преодолен? Человечество вовсе не заговорило на одном-единственном языке, как можно было бы ожидать, и люди разных народов не обрели способность понимать некий священный, общий для них язык. Напротив, апостолы говорили на привычном им арамейском, но все, кто собрался на праздник в Иерусалим, услышали речь на своем родном языке: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» ( Деян. 2:8–11 ). Лука, по-видимому, специально перечисляет так много разных народов и даже отдельных групп людей, чтобы нельзя было сказать, будто, апостолов понимали только иудеи, или только эллины, или только носители родственных языков, или только люди определенной культуры и т.д. Нет, проповедь Евангелия стала открытой для всех людей без исключения, и, что принципиально важно, для каждого она звучит на его родном языке. Идеал Пятидесятницы навсегда сохранился в Церкви, хотя на практике, разумеется, далеко не всегда христиане старались ему следовать. Например, в начале XIX в. президент Академии наук и министр народного просвещения (!) адмирал А.С. Шишков утверждал, что Библия, в принципе, не должна переводиться на языки народов Империи, включая русский – вместо этого, все, желающие ее прочесть, должны в достаточной степени овладеть церковнославянским 654 . Этот проект был абсолютно утопичным (если «друзья степей калмыки» и «ныне дикие тунгусы» не владели тогда даже русским, кто бы обучил их славянскому?), но, тем яснее становится, насколько неприятной для адмирала была сама идея, что невежественные инородцы услышат Евангелие на родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Глава 1. Источники и хронология Настоящая глава имеет вводный характер. В ней рассматриваются основные источники, с которыми мы будем работать на протяжении всей книги, а также сведения, касающиеся хронологии событий жизни Павла. 1. Источники Основным источником биографических сведений о Павле является книга Деяний апостольских. Она включает подробное описание того отрезка биографии Павла, который начинается его обращением и заканчивается его прибытием в Рим. Другим важным источником являются послания Павла. В них он лишь эпизодически касается деталей своей биографии, основное внимание уделяя богословским и нравственным вопросам. Тем не менее в ряде случаев два источника являются взаимодополняющими. В совокупности они дают нам достаточно полное представление о жизни и учении апостола. Наконец, имеется ряд дополнительных источников, на основании которых можно с некоторой долей вероятности восстановить события последних лет жизни Павла. Книга Деяний Книга Деяний апостольских представляет собой вторую часть дилогии, первой частью которой является Евангелие от Луки. Обе книги обращены к одному и тому же неизвестному адресату. Первая открывается следующим прологом: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» ( Лк. 1:1–4 ). Вторая книга мыслится как прямое продолжение первой: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1:1–3 ). Относительно времени написания книги Деяний в науке высказывались самые разные точки зрения. В эпоху расцвета рационалистической критики Нового Завета (вторая половина XIX – начало XX века) некоторые ученые датировали книгу II веком. 5 Затем время написания было сдвинуто к концу I века; тем не менее многие ученые доказывали, что книга была написана

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евангелие от Петра в основном описывает страдания Христа, практически ничем не отличаясь от канонических Евангелий и ничем особенным их не дополняя. Евангелие от Филиппа насквозь проникнуто гностицизмо 42 и к апостолу Филиппу никакого отношения не имеет. Ученики Христовы не были обучены всей этой эллинской премудрости и в простоте проповедовали то, что видели во Христе. Этот апокриф, появившийся в конце I или во II веке, понадобился гностикам исключительно для того, чтобы обосновать свое учение. В то время в Церковь пришли аристократы и ученые, привнесшие в христианство элементы эллинизма и смешивавшие библейское повествование с собственными представлениями. Так в наше время приверженцы оккультизм 43 пытаются совместить различные философские системы с Евангелием. Эклектика вообще всегда ценилась и ценится в интеллектуальной среде. В конце XIX столетия был обнаружен фрагмент «Изречения Иисуса», каждое изречение которого начинается со слов: «Иисус сказал». Этот документ интересен тем, что в значительной степени соответствует каноническим Евангелиям, при этом некоторые изречения приводятся в несколько иной редакции, подчеркивающей другие смысловые нюансы. Таков образ Иисуса апокрифического, который хотя в определенной мере и соответствует образу Иисуса евангельского, но все же никогда не дорастает до Его высоты. Иисус апокрифический – плод порой просвещенных, а порой и наивных человеческих размышлений, а, точнее говоря, мудрствований. Это и неудивительно: Господь пришел в мир, и это потрясло всех. О Нем заговорили, зашумели, загалдели… Можно себе представить, насколько трудно было апостолам возвещать Евангелие на фоне всевозможных домыслов о Христе! Читая апостольские Послания, мы видим, как они иногда резко, а иногда скорбно пишут об этом: Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых ( 2Кор.1:8 ). Ибо я знаю, что, по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада… ( Деян.20:29 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Ему все возможно — Ср.: «Услышавши это, ученики его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. XIX, 25–26). 183 Фарисеи — набожные иудеи, тщательно выполнявшие все предписания церкви. 184 Мытари — сборщики налогов, люди в еврейском обществе презираемые и отверженные. 185 сэр Бедивер — согласно легенде, один из рыцарей Круглого стола, единственный соратник короля Артура, уцелевший в последней битве. 186 Наставление ученикам не брать с собою ни золота, ни серебра — См. Мф. X, 9–10. 187 Взять крест свой — имеется в виду текст: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. XVI, 24). 188 Святой Симеон Столпник (390–459) — аскет, много лет проживший на узкой площадке на столпе; внизу столпа стояли его почитатели. 189 Данте по его просьбе похоронили в одежде францисканцев. 190 Жонглеры — странствующие комедианты и музыканты средних веков, скоморохи. 191 «Vita nova» — «Новая жизнь» (1292) — повесть Данте, посвященная встрече с Беатриче, дочерью Фолько Портинари, (1265– 1290). 192 Битва при Гастингсе (1066) — сражение, в результате которого норманны овладели Англией. По преданию, Тайефер, спутник Вильгельма Завоевателя, пел о смерти Роланда, жонглируя мечом. Роланд — французский национальный герой, племянник Карла Великого, погиб в битве с маврами, ему посвящена «Песнь о Роланде». 193 Жонглер Богоматери — персонаж народной легенды. Ремесло жонглера казалось греховным, близким к язычеству. Один жонглер в старости ушел в монастырь, но там он не мог служить Богу принятым в монастыре способом, так как не умел, как другие монахи, переписывать книги и не знал молитв. Однажды, оставшись один, стоя перед иконой Богоматери, он решился порадовать Ее своим искусством. Сбежавшиеся монахи возмутились, увидев, как жонглер кувыркается перед иконой, но тут сама Богоматерь сошла к выбившемуся из сил старику и утерла ему пот. 194 Обращение святого Павла — до своего обращения Павел (тогда он звался Савлом) был одним из наиболее яростных гонителей христианства. На пути в Дамаск, куда он шел, чтобы изловить членов местной христианской общины, «внезапно осиял его свет с неба; Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. IX, 3–4). В Евангелии ничего не сказано о коне, с которого упал Савл, но Честертон со своей любовью к деталям дорисовывает эту сцену — не пешком же «шел» Савл в Дамаск. 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Женщин в обмороке выносят». Эосфор (греч.) — то же, что Люцифер (дат. «светоносец»), одно из прозваний сатаны; в русской традиции — Денница. Героиня «Русалки» не имеет имени: она — «дочь», «любовница», а не Маша или (как в опере Даргомыжского) Наташа. Имеется в виду диалог «Феаг», который в течение веков приписывался «раннему Платону», но в XIX столетии был объявлен неподлинным. Ныне он считается, по определению А. Ф. Лосева, «сомнительным, но близким к полной не подлинности» (Лоссе А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы.— В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986. С. 37). Мемуары Е. Д. Францевой публиковались в журнале «Русское Обозрение» в 1890 г. 1–3). В науке они считаются малодостоверными. «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Арбитр изящного (лат ). Выражение «Неизвестному Богу» восходит к эпизоду из «Деяний апостолов», где ап. Павел говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедую вам» ( Деян. 17:22-23 ). Слова «Иисусу Неизвестному» навеяны названием работы Д. С. Мережковского «Иисус Неизвестный» (в 3х тт., Белград, 1932 —1934). «Наука любви» (лат.). Стихотворение «Дружба» (1825). П. Мериме неоднократно — и в статье «Александр Пушкин» (1868), и в разговорах с И. С. Тургеневым, на которые русский писатель ссылался в своей Пушкинской речи 1880 г.,— высказывал мысль о том, что Пушкин был продолжателем эллинских традиций в литературе. Имеется в виду стихотворение «Когда сожмешь ты снова руку» (1818). Начало стихотворения 1816 г. Подразумевается элегия «Я видел смерть; она в молчанье села» (1816). Неточная цитата из «Песни» («Мой друг, хранитель-ангел мой», 1808); у Жуковского: «Любовь мне жизнь…». Послание В.Ф. Раевскому «Ты прав, мой друг,— напрасно я презрел» (1822). «Итак, выпьем» (лат.). Феофан Тамбовский (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815—- 1894), известный более как Феофан Затворник ,— в 1863–1866 гг.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

И мы читаем далее: «И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» ( Откр.16:7 ). И вот истолкование Андрея Кесарийского : «Жертвенник иногда означает Христа, ибо в Нем и чрез Него приносятся Отцу словесные службы и жертвы живые, приносить которые мы научены Апостолом ( Рим.12:1 : Евр.13:15 ), иногда же и Ангельские силы, которые возносят наши молитвы и духовные службы, так как они посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 )». Здесь Андрей Кесарийский рассуждает о том, что жертвенник символизирует Христа, Который возносит Свои молитвы за нас к Отцу Небесному. Он ходатайствует за нас в Своем истинном Человечестве. Вы знаете, что все святые обращаются в молитвах не к Богу Отцу, а к Богу Сыну. Когда мы оканчиваем молитвы святым, мы говорим: «Молите Христа Бога спастися душам нашим». Я читал про одного индийца, который жил в конце XIX века в брахманской семье – это семья священнослужителей языческих богов – он был очень богатый, этот некто Сундрах Сингх, и он ненавидел христианских миссионеров, которые иногда приезжали в ту местность, где он жил. Однажды он в деревне увидел христианского миссионера, подошел, вырвал у него Евангелие, разорвал, бросил и сказал: – Нам не надо Евангелия, это Бог белых людей, у нас, у индийцев, свои боги. А потом чудесным образом он поверил во Христа. Этот язычник, Сундрах Сингх, сел в комнате, где он всегда молился своим богам, и стал просить их открыть ему, кто такой Иисус Христос и как с Ним расправиться. Он молился, молился – и вдруг все заполнилось каким-то золотистым светом, и он ощутил какое-то тепло, нежность, которая струилась со всех сторон. И он спросил: – Кто ты, Господи? Как некогда Савл спрашивал: «Кто Ты, Господи?» ( Деян.9:5 ). И ему было сказано: – Я Иисус, Которого ты гонишь. И вот этот Сундрах Сингх полностью отказался от языческих богов, он исповедал веру в Иисуса Христа и решил отправиться в христианскую миссию, чтобы креститься. А его родственники, узнав об этом, страшно разозлились и дали ему в дорогу отравленную пищу, после которой он стал умирать. Нашли его английские инженеры, которые строили там какую-то дорогу. Его привезли в христианскую миссию, там его покрестили, и он стал проповедовать Евангелие по разным деревням, которых так много в джунглях Индии. И однажды язычники бросили его в яму. У них яма – это самое страшное наказание. Я был в Индии, я знаю: там столько разных насекомых, какие-то пауки невероятных размеров… И вот в этих ямах всё копошится – пауки, тарантулы, змеи. И вот его бросили в такую яму в жару. Измученный жаждой, он начал молиться. И вдруг увидел, как из стены этой ямы высовываются руки и держат воду. Он стал пить эту воду и увидел, что эти руки с ранами, и раны были большие, потому что римскими гвоздями были пробиты. Он понял, чьи это руки –руки Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иисус в евангелии Матфея (XIX, 21) говорит богатому юноше: «если хочеше быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». В Деяниях апостольских (IV, 32, 34) первая община в Иерусалиме описывается следующим образом: «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Как известно, Бог покарал Ананию и Сапфиру смертью за то, что они хотели утаить часть своих денег от общины (ср. также Дeяh. II, 44–47 ) 7 . – Выясняя свой взгляд на устройство жизни в первохристианской общине, Каутский продолжает: «Имущие должны были сохранить и пользоваться принадлежавшими им средствами производства, особенно же землею: но все средства потребления, принадлежавшие им, или приобретенные ими: пища, одежда, жилища и деньги для покупки их, должны представляться в распоряжение христианской общины. Следовательно, резюмирует свое воззрение К. Каутский словами И. А. Фогеля 8 , общность имущества была только общностью пользования. По братскому соглашению каждый христианин имел право на имущество всех членов всей общины и, в случае надобности, он мог требовать, чтобы имущие члены общины уделили ему своего имения столько, сколько нужно было для удовлетворения важнейших потребностей. Каждый христианин мог пользоваться имуществом своих братьев и богатые не имели права отказать своим нуждающимся братьям в пользовании и употреблении своего имущества. Так, напр., христианин, не имеющий жилища, мог требовать помещения у другого, имеющего два или три дома» 9 . Не входя в детальное рассмотрение только что изложенного воззрения так называемого научного социализма на устройство жизни первых христианских общин по кн. Деян. 10 , мы отметим лишь общую, несомненно утверждаемую социализмом мысль, что общение имуществ в Иерусалимской церкви, хотя бы только в форме потребления, носило юридически-обязательный, принудительный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Итак, «великая скорбь» будет предшествовать Пришествию Сына Человеческого. По учению сектантов ее только еще предстоит испытать и это, несмотря на то, что… Второе Пришествие, согласно их учению, уже свершилось! Иеговисты называют Иисуса Христа перворожденным Ангелом, а 144 тысячи искупленных от земли праведников получили от Бога бесценный дар – жизнь «в самих себе», или, иначе говоря, абсолютное бессмертие. Все остальные смертны. «Рожденные свыше» составляют тело Христово, его святую Церковь . Отметим, что на этом утверждении строится один из догматов кальвинистской доктрины об абсолютном предопределении, поскольку число «рожденных свыше» якобы заранее оговорено в Писании. Это вопиющая ложь, ибо Священное Писание свидетельствует совсем другое, что «рождение свыше» есть удел каждого христианина. И только тот, кто не родится от воды и Духа, не сможет войти в Царствие Небесное.   Нигде в Священном Писании мы не встретим указания на разделение людей на разные избранные категории, но «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян. 2:21 ). Двери в Царствие Небесное открыты для всех истинно верующих во Христа. Раздел VIII. Второе воскресение и тысячелетнее царство «Творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». ( Втор. 5:10 ) «Ты являешь милость тысячам и за беззакония отцов воздаешь в недро детям их после них». ( Иер. 32:18 ) «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». ( 2Петр. 3:8 ) «Тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний». ( Пс. 89:5 ) Учение хилиастов (от греч. chilias – тысяча) о тысячелетнем царстве избранников Христа можно найти едва ли не во всех протестантских деноминациях, возникших в прошлом веке. В конце XIX в. хилиастические изыскания буквально захлестнули многоликий протестантизм Европы и Америки, в недрах которого шли весьма энергичные поиски «подлинного библейского Откровения», в отсутствии коего они упрекали представителей католицизма и традиционного протестантизма. Наибольший разброс мнений наблюдался в вопросе о тысячелетнем царстве Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010