Так, в “первом пришествии крылошан” 726 , гл. 8–20, Зиновий приводит до 11-ти доказательств догмата о св. Троице исключительно из Моисеевых книг. Из всех этих доказательств особенно выдаются по своей философской постановке первые два. В одном из них из понятия о Боге “живом” (т. е. личном) выводится, что Отец имеет Слов и Дух: если Бог – жив, то Он не может быть “бессловесным и бездушным” (гл. 8). Другое доказательство основывается на тексте Быт. 1:26 : “сотворим человека по образу нашему и по подобию” 727 . Здесь после объяснения слова “сотворим” (из того, что сказано “сотворим”, в форме совета, а не “сотворите” в форме повеления, Зиновий заключает, что Бог обращется к равночестным Себе) Зиновий обращает внимание на слово “образ”: образ Божий проявляется в человеке, рассуждает он, в трех видах – в “уме”, “слове” и “духе”, следовательно и в Боге – ни меньше ни больше как только три Лица, следовательно и Бог в данном случае советовался со Словом и Духом 728 . Эти два доказательства могут служить примером умозрительного раскрытия богословских доказательств Зиновия. Вообще философский элемент в труде Зиновия находится гораздо в больших размерах, чем в “Просветителе”: В этом между прочим заключается прогресс первого труда перед последним в отношении к данному догмату. Другое, в чем обнаруживается прогресс труда зиновия перед “Просветителем” состоит в том, что в нем полемический элемент находится в большем объеме, чем у Иосифа Волоцкого : возражения Косого против божества Христа, делаемые им на основании текстов – Деян. 2:36 : “да разумеет весь дом израилев, яко и Господа и Христа сотврил есть Бог сего Иисуса, его же вы распясте” и 1Тим. 2:5 : “един бо есть Бог и един ходатай Богу и человеком, человек Христос Иисус”, 729 специально опровергаеются в третьем “пришествии крылошан”, гл. 22-й 730 ; текст, на основании которого Косой отрицал догмат о троичности Лиц в Боге, Втор. 6:4 : “слыши, Израилю, Господь Бог твой Господь един есть” 731 в опровержение его же объясняется в первом “пришествии крылошан” гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Имею потребность сердца сказать о своей глубокой признательности нашему духовенству за его подвижнический труд на всех направлениях церковного служения, в том числе и просветительского. Ведь наши батюшки помимо своих непосредственных обязанностей в храмах, где они совершают богослужения, активно вовлечены в благотворительную, образовательную, молодежную работу. И никто из них не жалуется, что нет времени или сил недостает: это поистине подвижнический труд. Спасибо вам, братья сопастыри. Мне представляется, что складывающаяся атмосфера конструктивного и уважительного взаимодействия Церкви и школы, причем, прежде всего между рядовыми их тружениками, — является нашим серьезным достижением. Это подтверждает правильность принятого в свое время Лидией Николаевной решения активно развивать сотрудничество с Московской епархией. Тогда, изначально, это было движение сверху. И стали появляться учебники и программы, многочисленные совместные мероприятия, которые теперь всем хорошо знакомы, нет нужды их вновь перечислять. Но вряд ли вся эта работа была бы успешной, если бы не поддержка снизу. И я от всего сердца благодарю подмосковное учительство за ваш энтузиазм, за вашу самоотверженность, за вашу любовь к детям и стремление помочь им стать настоящими людьми и достойными гражданами России. Сегодня перед учителем непочатый край работы. Необходимо объяснить молодым, что полноценная человеческая самореализация невозможна без любви, честности, правдивости, самоотверженности и жертвенности. Все эти нравственные качества связаны со способностью человека сделать нечто для других, не ожидая ничего взамен. В книге Деяний апостольских цитируются такие слова Иисуса Христа: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Глубокая заинтересованность самого преподавателя в тех вопросах, которые он обсуждает на уроках с детьми, является важнейшей предпосылкой успеха как обучающего, так и воспитательного процессов. Здесь важен взгляд на православие изнутри, причем не как на этнографический феномен (а такая тенденция тоже имеет место), но как на слово истины, на духовное наследие веков, которое и доныне, несмотря на исторические испытания, продолжает питать и поддерживать наш народ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1329171...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Бог сотворил врача вместе со всеми его лечебными средствами, и поэтому действие их должно быть целиком приписано ему, если мы хотим дойти до высшей, теоретически нам непонятной первоосновы. Или можно это действие целиком приписать врачу, если мы прослеживаем его в цепи мировых причин, согласно порядку природы. Во-вторых, такой образ мысли делает неэффективными все принципы оценки. Но в морально-практическом отношении (которое целиком направлено на сверхчувственное), например в вере, что Бог, хотя бы и непостижимыми для нас средствами, восполнит недостаток нашей собственной справедливости, если наши намерения были чистыми (мы должны, следовательно, ничего не упускать в стремлении к добру), понятие божественного concursus вполне уместно и даже необходимо; при всем этом, однако, само собой разумеется, что никто не должен пытаться объяснить таким образом хороший поступок (как событие в мире). Это будет мнимо теоретическим познанием сверхчувственного, а следовательно, нелепостью. 146. «Провидение основательно: приказывает однажды, но поддерживает „постоянно " » (лат.). Кант ссылается на Августина, но в сочинениях Августина эта фраза не найдена. 147. Грифов запрягать вместе с лошадьми (лат.). Неточная цитата из Вергилия (Eclog, VIII, 27). 148. Одной причины недостаточно (лат.). 149. Из всех укладов охотничий, без сомнения, больше всего противоречит цивилизованному устройству: семьи, которые при этом вынуждены жить разобщенно, быстро становятся чуждыми, а затем, рассеявшись по необъятным лесам, и враждебными друг другу, поскольку каждая нуждается в большом пространстве, чтобы прокормить и одеть себя. Установленный Ноем запрет крови (I. Бытие. IX. 4–6) – этот запрет потом часто повторялся, христиане из иудеев даже сделали его, хотя и с другой целью, условием обращения язычников в христианство (Деян. Апост., XV, 20, XXI, 25) – первоначально, вероятно, был не чем иным, как запретом охотничьего уклада: ведь при этом часто приходилось есть мясо сырым, запрет одного означал одновременно запрет другого.

http://predanie.ru/book/221422-k-vechnom...

25. Под " временами и сроками " я понимаю не чувственно воспринимаемые [времена и сроки], но некие протяжения ведения, возникающие благодаря умному Солнцу. Ибо надлежит, чтобы молитва Владыки нашего исполнилась. Иисус же молится так: Дай им, чтобы и они были единое с Нами, как Я и Ты, Отче, единое (Ин.17:21). Ведь Бог, будучи Единым, соединяет всех, когда оказывается в каждом, а поэтому с пришествием Единицы исчезает число. 26. Что касается меня, то это я уразумел, вторично обратившись к рассмотрению [указанного] изречения. Если же кто-нибудь скажет лучше или благочестиво исправит сказанное мной, то пусть говорит и исправляет, и Господь воздаст ему за меня [сторицей]. Ведь во мне нет никакой зависти, потому что к исследованию речений [Священного Писания] я обратился не из любви к спорам и не из тщеславия, но ради [духовной] пользы братии, чтобы глиняные сосуды, содержащие в себе сокровище Божие (2Кор.4:7), не сокрушились бы людьми с каменным сердцем (Иез.36:26) и необрезанными, облачившимися в доспехи мудрости [мира сего], превратившейся в безумие (1Кор.1:20). VIII 27. Еще, согласно мудрому Соломону в Притчах, [Христос] создается. Ибо говорится: Господь созда Мя (Притч.8:22). И Он называется " Началом путей евангельских " , ведущих нас к Царству Небесному, став не тварью по сущности, но Путем по Домостроительству Божиему. Ведь одно и то же означают [слова] " стать " и " быть сотворенным " . Поэтому Он стал " Путем " (Ин.14:6), " Дверью " (Ин.10:7), " Пастырем " (Ин.10:11), " Ангелом " (Ис.9:6), " Овцой " (Деян.8:32), а также " Первосвященником " (Евр.2:17) и " Посланником " (Евр.3:1) - все эти названия прилагаются к Нему соответственно различным точкам зрения [на Него]. 28. Опять, что скажет еретик о Боге непокорном и ради нас соделавшемся грехом (2Кор.5:21 )? Ибо написано: Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1Кор.15:28). Не устрашаешься ли ты, о человече, что Бог через тебя назван " непокорным " ? Ведь твою покорность Он соделал Своей и, поскольку ты сопротивляешься добродетели, то Он назвал Себя " непокорным " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/736/...

1613 При таком объяснении устраняются искусственные толкования древних и новых, как то: „ученики“ стоят синекдохически вместо „Иуды“ (Иероним), хотя Господь ответ свой обращает к ученикам, а не к одному Иуде, – или: ученики говорили друг другу, а Иуда обратился прямо к Господу (Августин, Феофилакт), – или: ученики только думали про себя, а Иуда говорил вслух и под. 1614 Сир. син. у Мегх’а нет „мне“, а в издании Bensly-Harris Burkimm’a 14–16 стихи помечены звёздочками. 1617 Разуметь римского военачальника, как некоторые древние и новые, невозможно, ибо он жил не в храме, где жили первосвященники и стражи, а в крепости Антония Antiq. 20, 8, 11. Да Иуде, увлечённому национально-религиозной идеей, и не могло быть никакого дела до римского прокуратора и римских солдат. 1618 По Schürer " y Geschichte des Jüdischen Volks zum Zeit Jesu. 3-fe Aufl. 1, 243, – 2, 51–56. 58 Anm. 51, – 254, Anm. 31 и у Riehm " a в Hand Wörterbuch des Biblischen Altertums, – Art. „Sekel“. – Winer " y Biblisches Realwörterbuch, Artt. „Seke“, „Geld“, „Denar.“ Другие определяют стоимость в меньших размерах: 60 марок 85 франков и др. Ср. Benzinger в Realenzyklopädie für Prot. Theologie und Kirche, 3-te Aufl. Art. „Geld“, – Kennedy в Hasting " s Dictionary, Art. „Monney“, 761–765, прил. IV, – Vigouroux, Dictionnaire de la Bible, Art. „Argent“, – специальная литература указана у Schürer " a, в § 2-м. 1619 Раздача Иродом перед смертью по 50 драхм каждому воину (Jos. Antiq. XVII. 6. 5 Niese IV. р. 101 § 172) и стоимость сожжённых в Ефесе ( Деян.19:19 ) чародейских книг в 50,000 драхм не представляют ничего для определения ценности награды Иудиной. 1620 Торговля поля на аукционе от 10 – до 50 селаимов (Арахии VIII, 2 Переф. V. 300) конечно только примерна, а не означает действительную стоимость, так как цены земли очень разнообразятся от места (Акелдама близ многолюдной столицы иудейской Иерусалима и поле где-нибудь в провинции): это видно из IX, 2 Переф. 306, где продажные цены поля выставлены уже совсем другие: мина и двести мин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 Корень ανγκη – ak – достигать, идти (Van.11) – nak (nessese, ibid. 421)=nau – стеснять (ge-nau, Noth, Kluge 134, 273 ср. Grimm VII, 905)=нуд (agere: нудити, нуж-да, отъ-нюд-ь Mikl .58), Гектор именем ανγκη назвал будущую жестокую судьбу своей жены, Андромахи, в предстоящем аргосском плену (II. VI, 458). У Гезихия ανγκη= δικαστικ κλεψδρα (судебные водяные часы), ναγκαον=δεσμωτριον (132). 16 ομαι – var (Εερυ, Ερυ) хранить, оберегать=vereri (Van. 899, 901). Другим корнем, но хорошо передает смысл этого глагола н. retten освобождать от веревки, оков (кр. hrad из krath=санс. çrath, Kluge 301, Grimm VIII, 826). Обыкновенно ρομαι переводится лтн. – libero : lubh, libh – тянуьт к себе, Van. 852), н. erlösen (корень неизвестен, но значение=frei machen Grimm Ш, 906), сл. из-бав-ити (санс. bhu – быть=быти, из – быток, за-быти, про-бавити=. пол., zbaw Mikl. (6 срав. Dubrow.). В. Н. Завете этим глаголом выражается избавление от лукавого ( Mф. VI, 18 ), крестных страданий (Мо. XXVI, 48), рук врагов ( Лyk. I, 74 , власти темной ( Koл. I, 13 ). Трояне убитого Гектора называют хранителем Трои ( τε μιν ατν ρσυ Л. XXIV, 730). 19 В сл. тексте одним словом «молитвы» передаются три, весьма различные греческие понятия: τς ντεξες (Npiuмu и наша въ час сей молитвы), δ εχν (молитвами свв. отецъ) и πρεσβεσαις (Воскресый изъ мертвых, молитвами Пречистыя своея матере...). Между тем ντευξις самая убедительная просьба (кр. tak – ваять, приготовлять, τεχω, τυγχνω – достигать цели, Van. 275; ντεξεις χλικα – народные речи (у Платона, Раре) ср. I Тим. II, 1: ντεξεις=прошения, interpellationes, Fürbitte), εχ – обет Богу (van – желать, любить, εχυμα – обещать, ναξ, venia, Van. 881 – 883 срав. Деян. ΧVIII,18: εχε γς ευχν = обрекся, votum, Gelübde), πρεσβεσα – дело старейшего и уважаемого посла (ga рождать, πρςγυς=πρςβυς Van. 186 ср. Лyk. XIV, 32 : πρεσβεαν=моление=(?)=legatis missis=Botschaft). – «Ce женихъ»... «Иже нас ради рождейся»... 20 Мол. св. И. Дамаскина: «Владыко Господи И. Христе»...; «Тя благословим вышний Боже» (повседневная полунощница).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

Антиохия на Оронт или Антиохия Епидафна (т.е. близо до храма и гората на Дафна) – древен град с особено важно значение за християнската църква, като първа християнска църква от езичниците и второ след Иерусалим средище на християнството. Основан 300 г. пр. Р.Хр. от сирийския цар Селевк Никатор на р. Оронт преди вливането й в Средиземно море. При сирийските царе и римските императори била един от най-оживените центрове на езическата култура и поразявала с великолепието си. В продължение на 15 км градът пресичала алея, украсена с два реда колони, представляващи покрит ход от двете страни на открит каменен път. В първите години след Христа, след убийството на архидякон Стефан, много християни напуснали Йерусалим и намерили убежище в Антиохия. Тук възникнала първата християнска мисия, след като от Иерусалимската църква било поръчано на апостолите Варнава и Павел да утвърдят вярата там; те «поучаваха доста народ, и учениците в Антиохия бидоха наречени християни» ( Деян. 11:20–26 ). Апостол Павел оттук извършвал своите мисионерски пътешествия; църквата в Антиохия управлявал и апостол Петър. След падането на Иерусалим Антиохия заела първо място в азийската църква и по значение била равна на Рим, Константинопол и Александрия. В Антиохия процъфтявала знаменитата богословска школа, която дала много видни учители на църквата; там ставали много събори на пастирите на църквата по време на еретическите разпри. В XIII в. Антиохия била напълно разрушена от египетския султан. Антиохийският патриарх заема от древност до днес изключително важно място сред патриарсите на източната църква и носи титула «патриарх на целия Изток». Извън речника: Антиохия. Антипасха (гр. «вместо Пасха») – първата неделя след Възкресение Господне, наричана още «Томино възкресение» или «Томина неделя». Антифон (Antiphon) – общо название на химни или на части от Псалтира. Думата «антифон» е гръцка и означава «противозвучащ, пеещ отсреща, отговарящ на гласа на другия». Антифоните са песнопения, възпяващи въплътилия се Божи Син, който дойде на земята, за да даде мир. Пеят се от двата клироса или от два хора едновременно ­ единият хор започва да пее дадено песнопение, а другият го довършва. Първоначално така се наричало последователното пеене на стихове от псалмите (91, 92, 94; виж също катизма). Певците били разделени на две групи. На Литургията се пеят три вида антифони: всекидневни, изобразителни и празнични. През VIII век в обикновените дни се пеели псалмите 91, 92 и Пс. 94 «Спаси ни, Сине Божий, во святих дивен Сий...».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

«Прилежащие же добре пресвитеры, говорит ап. Павел, сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиеся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). Он же говорит; «На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или трёх свидетелех» ( 1Тим. 5:19 20 ). «Како же проповедят, аще не послани будут»? ( Рим. 10:15 ). «Решительно никого ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковного чина, не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю». (IV вс. соб., 6 пр.). «Проповедники, говорит св. Златоуст, должны быть посланы» (т. IX. Рим. б. 18, 721). «Пресвитеры учат только по поручению епископов», говорит Вальсамон в толков. 58 апост. пр. «Пресвитеры не имеют места учителя», читаем в Синт. М. Власт. (сост. 5, гл. 29, стр. 217. Читай ещё наставление святительское иерею, ниже в гл. VIII). Таким образом из сказанного видно, что вообще пресвитеры самостоятельными учителями не могут быть и не должны, потому что это дело им ни Христом, ни апостолами, ни соборами не поручено. Если же где в писании пресвитеры и называются учителями, то потому, что они действительно есть учителя, так как учат, но учат вместо епископа и по его поручению. (Вальс.). Но у безпоповцев дело касательно учительства обстоит ещё хуже, чем у беглопоповцев и австрийцев, потому что эти хотя на самом деле и не имеют истинных пастырей, но по крайней мере считают необходимым иметь их, а те предоставляют право учительства избранному ими более других ловкому говоруну и мастеру перетолковывать вкривь и вкось писание, вроде Худошина, Коновалова и др. Какие же они могут указать тому основания, что и мирянин может быть учителем, если, как мы выше видели, Христос учителями поставил только 12 Своих ближайших учеников, не дав тех же прав 70 ученикам, не говоря о прочих, до тех пор, пока, они не были рукоположены во епископов? ( Деян. 13:4–5 ). А апостолы своё право учительства передали своим преемникам-епископам, о чём было сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Благословение (освящение) нового креста. Гравюра. Нач. XIX в. Благословение (освящение) нового креста. Гравюра. Нач. XIX в. Хотя все христиане - «царственное священство» (1 Петр 2. 9), однако уже в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) Б. рассматривается как исключительная обязанность священников (II. 57; III. 20; VIII. 28), мирянам же и низшим клирикам (чтецам, певцам, привратникам и проч.) благословлять запрещается (III. 3. 10), поскольку это апостольский дар, к-рый передается только епископам и пресвитерам через возложение рук (Деян 8. 16-20). Неправильно рукоположенные или запрещенные в служении иереи также не могут и благословлять (27-е прав. Васил.- Ep. 199//PG. 32. Col. 723D). Тем более запрещено принимать Б. от еретиков, не имеющих апостольского преемства (32-е прав. Лаодик.), а «благословлять языческими богами - все равно, что проклинать Именем Божиим» ( Tertull. De idololatr. 22//PL. 1. Col. 693). Кроме Б. в составе служб в церковной практике широко распространены Б. верующих по их просьбе священниками и епископами, а также Б. родителями своих детей. На Руси издавна существовал благочестивый обычай передавать Б. потомкам через родовые святыни (обычно кресты и иконы); такое Б. обычно преподается при вступлении детей в брак или на смертном одре. На Западе термин «Б.» применяется в том же смысле, что и на Востоке, но здесь также существует целый ряд чинопоследований Б. различных предметов (напр., церковных сосудов, новых строений и т. п.) либо к.-л. начинаний людей (путешествия, начала нового дела и т. п.) (см. Сакраменталии ). Католич. богословие противопоставляет такое Б. (benedictio) освящению (consecratio), к-рое употребляется только по отношению к важнейшим священнодействиям - Евхаристии, рукоположениям и проч. Кроме того, католич. богословы различают Б. конститутивные, влекущие за собой изменение в отношениях вещи или человека с окружающим миром (напр., освящение евхаристических сосудов или принесение монашеских обетов), и инвокативные (Б. пищи, больных и т. п.), действие к-рых ограничено временем и пространством (CIC. Canon 1148. 2; см.: Darragon. P. 642-643; Кунцлер. Т. 1. С. 284). Особым обрядом считается торжественное епископское Б. во время службы, преподаваемое в определенные дни; впервые оно появилось в галликанском обряде . Одним из проявлений важной для католич. духовности практики поклонения (adoratio) Св. Тайнам вне мессы является Б. Св. Дарами.

http://pravenc.ru/text/149325.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010