В этом же смысле говорит о земной жизни человека как времени для покаяния и святой апостол Павел, написавший в своем послании такие слова: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» ( Рим. 2:4 ). Об этом же повествует и евангелист Иоанн Богослов: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1 Ин. 1:8,9 ). Итак, мы видим, что по Евангельскому учению покаяние необходимо всем без исключения живущим на земле людям. Не случайно именно со слова «покайтесь» начинали свою проповедь святой Иоанн Предтеча ( Мф. 3:2 ), Сам Спаситель ( Мф. 4:17 ; Мк. 1:15 ) и святой апостол Петр ( Деян. 2:38; 3:19 ). Покаяние, к которому призывает Евангелие, — это в первую очередь таинственный переворот в душе человека, перемена ума, сердца и образа жизни как следствие осознания своей греховности и неправоты перед Богом. Покаяние — это таинство смирения ума и сокрушения духа перед Богом как основа для усвоения и действия всех других таинств, ибо тот, кто не кается, тот и не смирился перед Богом, но идет «против рожна» ( Деян. 9:5 ). Как говорит Писание: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ; 1 Пет. 5:5 ). Покаяние — это прочная и необходимая основа для приобретения всех других добродетелей. Любое покаяние искупается жертвой, которая принципиально удостоверяет Бога в серьезности намерений кающегося, понимающего важность и необходимость покаяния. В Ветхом Завете, по слову апостола: «Все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» ( Евр. 9:22 ). В Моисеевом Законе были определены даже специальные жертвы за грех ( Исх. 29:14 ; Лев. 4:21–24 ), которые непременно нужно было приносить в определенные моменты за грехи народа. Часто им предшествовали пост и молитва. Однако такое покаяние, по слову апостола, не могло «сделать в совести совершенным приносящего» ( Евр. 9:9 ), но было установлено «только до времени исправления» ( Евр. 9:10 ). Не было жертвы, способной искупить грехи всех и навсегда. Все ветхозаветные жертвоприношения не могли изменить в должной степени греховное состояние человека ни онтологически, ни психологически, они также не способны были исправить его отчужденное положение по отношению к Творцу.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Исх.21:6 . «Пусть господин его приведёт его пред Богов, и поставит его ко двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». Объясн. В Ветхом Завете «богами» назывались богоизбранные судьи ( Пс.81:1–2:6 ), потому что они, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1 ; следовательно, это место относится к тем, к которым было Слово Божие, а именно – к судьям; к вопросу же об иконопочитании оно никакого отношения не имеет. Лев.19:4 . «Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе». Объясн. Под страшной угрозой высказывается запрещение производить и поклоняться кумирам или идолам, какой бы вид они ни имели, напр.: – мужчины: Деян.14:11–13 , женщины: Деян.19:35 , скота: Деян.7:41 и т.п. и из какого бы материала и каким бы способом они ни были сделаны, напр.: Исх.32:4 ; Иер.10:2–5 . Святая икона изображает не ложных богов, в виде перечисленных выше, а действительные явления истинного Бога, в Троице славимого: Лк.3:22 . Прем.13 глава повествует об изготовлении идолов из обрезков дерева и о поклонении им. Люди-идолопоклонники называются суетными по природе. Объясн. В 13 главе Премудр. Соломона говорится об идолах, которым Русский народ ещё при святом Владимире, приняв крещение, перестал кланяться и свергнул их в Днепр. Только в ожесточении сердца и в духовном ослеплении можно приравнивать иконы к идолам и не отличать священное от несвященного и чистое от нечистого: Лев.10:10 . Мы знаем, говорит апостол, что идол в мире ничто: 1Кор.8:4 , но об изображениях Иерусалимского храма апостол так не отзывался. Ковчег завета для евреев был образом Самого Господа Бога: Чис.10:35–36 , и Бог избрал его местом Своего особого присутствия: Исх.25:21–22 . Изображения херувимов говорили людям о носителях славы Божией – святых ангелах: Иез.9:3 . Медный змей тайно указывал на Иисуса Христа, распятого на Кресте: Ин.3:14–15 . Перед этими ветхозаветными иконами молились: Прор. Моисей, Аарон: Чис.20:6 , Иисус Навин и старейшины Израилевы: Нав.7 :б, Царь Давид: Пс.5:8:16:15 . Иисус Христос осматривал всё в Иерусалимском храме: Мк.11:11 , т.е. изображения херувимов, кланялся пред ними: Ин.4:22 , и храм, наполненный священными изображениями, назвал домом молитвы для всех народов: Мк.11:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   В молитве они прежде всего соприкасались и соединяли свою жизнь со всей той областью Духа (Царства Божия), которая для них раскрылась со времени крещения Духом. Молитвою они прежде всего раскрывали, созидали, расширяли то напоение Духом, ту жизнь во Христе, во свете, благодати и Истине, которую разные Апостолы обозначали разными именами, но которые все говорили об одном, бесконечно богатом факте, — о жизни в Боге и с Богом, раскрывшейся на земле. Но молитвою не только освящались и просвещались все проявления их земной жизни. В молитвах и в Таинствах они обретали Самого Христа и Бога, исполнялись Духом Святым, слышали Его указания, исполнялись Его мудростью, светом, силой, любовью, всеми дарами благодати — словом, жизнью Христовою, вечною, и, наконец, Сам Господь Иисус давал им Себя видеть и слышать в непосредственном явлении (Деян. 1:14; 2, 1—4; 4, 31; 8, 15—17; 10, 9—20 и т. д.; ср.: Иак. 4:8; 5, 13—18; 1 Пет. 1:13; 4, 11, 14, 19; 5, 7).    Молится Апостол Петр и приходит в исступление, и ему открываются судьбы язычников, принимаемых отныне в Церковь. Молится Апостол Павел в храме Иерусалимском и видит Господа Иисуса и беседует с Ним (Деян. 22:17 и далее).    «Они исполнились Духа», «Дух Святой сказал», или: «они не были допущены Духом Святым проповедовать» — вот обычные выражения Книги Деяний. Таковы близость и участие Божие в жизни Церкви.    Церковь не напрасно получила обетование Христово: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Слова Христова Евангелия, что Господь посреди двоих или троих, собранных во Имя Его, были хорошо знакомы Иерусалимской Церкви, ибо для евреев и по-еврейски Евангелие от Матфея было прежде всего написано.    Так в молитве и в Таинствах они соприкасались с Господом, среди них невидимо пребывающим Своей благодатию, со всем миром — духовным небом, Иерусалимом Небесным, святилищем Нерукотворенным, «куда предтечею... вошел Иисус», сделавшись для новой Церкви «Первосвященником вовек» (Евр. 6:20).    Эта близость Божия и руководство Христово со времени сошествия Святого Духа сказывались во всей жизни нового Израиля. Об этом говорит почти каждая страница Книги Деяний. Дух Божий, Дух Христов исполнил и научил их, «некнижных и простых», с такой силой исповедовать Христову Истину, что они приводили в удивление и к молчанию мудрецов синедриона. «...Собрались в Иерусалим начальники их, и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр; и прочие из рода первосвященнического, и, поставив их (Апостолов. — С. М.) посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им... Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись... видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки» (Деян. 4:5—8, 13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Коринфской церкви вошло в обычай, что женщины, как у язычников при их молениях, начали являться в церковные собрания с открытыми головами, а мужчины с покрытыми, как у язычников и иудеев. Св. Апостол, желая уничтожить языческо–иудейский обычай, «предлагает» мужчинам молиться с открытыми, а женщинам с покрытыми головами. О    священниках же здесь не говорится ни слова, ибо по закону, установленному самим Богом, ветхозаветные первосвященники и священники молились в кидарах (то же, что митры) и в головных повязках ( Исх. 28:4,40 ) «для славы и благолепия» ( Лев. 8:9,13 ). Пророк Захария возложил золотой венец на голову великого иерея, Иисуса сына Иеседекова ( Зах. 6:11 ); и даже на небе св. Иоанн видел старцев, славящих Господа, «которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» ( Откр. 4:4 ). Что касается ношения священниками длинных волос, то в этом обычае они подражают назореям, как люди, подобно им, посвятившие себя на служение Богу ( Чис. 6:5 . Суд. 13:5 ). Сам Христос, как Назорей ( Деян. 22:8 ), носил длинные волосы, что подтверждается не только историей, но и изображениями Христа, сохранившимися и найденными в древних христианских катакомбах, или подземных кладбищах, где, гонимые язычниками, христиане хоронили тела мучеников и совершали тайное богослужение 2 . Несомненно, и ап. Павел носил длинные волосы, которые однажды «остриг» в Кенхреях «по обету» ( Деян. 18:18 ). Есть указание, что и некоторые христиане, очевидно, по обету носили длинные волосы ( Деян. 21:24 ). Нося длинные волосы, служители Церкви Христовой подражают назореям, Христу и апостолу Павлу. 14) Мы не признаем ваших священников, ибо они такие, которых молитвы, жертвы и служение Богу не угодны: «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного» ( Евр. 8:4–5 ). 14) Нужно читать 5–й стих приводимого места до конца тогда будет понятно, что слова: «здесь такие священники» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В новозаветное время постились Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей пред выступлением на общественное Свое служение (ср. Мф.4:2 ). Этим примером Он освятил и установил пост для Своих последователей. «Познай и научись, – говорит святой Иоанн Златоуст , – что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому то и Сам Христос постился, – не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения». 569 Святой Иоанн Предтеча был строгим постником: пищею его были акриды и дикий мед ( Мф.3:4 ). Пророки и учителя Антиохийской церкви постились ( Деян.13:2 ). Апостолы Павел и Варнава помолились с постом ( Деян.14:23 ). Апостол Павел пишет о себе: «усмиряю и порабощаю тело мое» ( 1Кор.9:27 ). «Здесь он показывает, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – что они и преданы чревоугодию, и не обуздывают этой страсти, и под предлогом совершенства удовлетворяют ей, о чем он и выше ( 1Кор.6:13 ) с сожалением говорил: «пища – для чрева, и чрево – для пищи... Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Если же Павел, учитель столь многих, опасался этого даже после того, как распространил проповедь, сделался благовестником и получил господство над вселенной, то что должны сказать мы? Не думайте, говорит, будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам». 570 «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении... в бдениях, в постах » ( 2Кор.6:4–5 ); «много раз был... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (11:26–27). В апостольское время христиане постились : «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ; Деян.27:9 ). Свидетельства святых отцов «Аще кто, епископ или пресвитер или диакон или иподиакон или чтец или певец, не постится в святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, – да будет извержен. Аще же мирянин, – да будет отлучен» (Апост. 69 правило). 571

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Апостолам преемствовали епископы ( Деян.20:28 ; 1Тим.3:14–15, 5:22 ). Последние, по примеру и наставлению Апостолов, рукополагали пресвитеров и усвояли им часть своих прав, дабы они были их помощниками ( Тит.1:5 ). Диаконы были избираемы и рукополагаемы тоже в помощь епископам и пресвитерам ( Деян.6:1–7 ). Второй разряд лиц в Церкви составляли миряне – паства, подчиненная иерархии в духовном отношении ( 1Пет.5:2–5 ; Деян.20:28 ). 17 Апостолы, поставляя себе преемников и помощников: епископов, пресвитеров и диаконов, им одним предоставили права учить, священнодействовать в Церкви и управлять ею; а людям, не облеченным этими правами, они строго воспретили восхищать то или другое право и в отдельности, и в их совокупности. Так, относительно проповедания, или учения о вере апостол Павел пишет: как проповедовать, если не будут посланы ( Рим.10:15 )? Такое же предостережение относительно самозванного присвоения прав на учительство, священнодействие и управление в Церкви апостол Павел высказывает и в другом месте. Упомянувши о различных названиях лиц, учительствовавших в Церкви, Апостол говорит: Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? ( 1Кор.12:29 ). Ту же мысль апостол Павел высказывает и еще в другом месте. Сказавши об обязанностях служения первосвященника, Апостол присовокупил: никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом как и Аарон ( Евр.5:4 ). Так как, по слову Христа, кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник ( Ин.10:1 ), то никто не должен по своей воли, вопреки установленному Христом и Апостолами порядку, присвоят себе звание первосвященника, которое установлено Богом, находилось под особым покровительством Божиим ( Чис.16:9–10 ; 2Пар.13:9, 29:16–21 ) и судом Божиим было ограждено от оскорблений. Подобно современным сектантам, некогда Корей, Дафан и Авирон восстали на Моисея и Аарона, говоря: Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь, почему же вы ставите себя выше народа Господня ( Чис.16:1–3 )? И за это строго наказал их Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всё искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением имени Божия: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришёл с неба глас: и прославил, и ещё прославлю» ( Ин. 12:28 ): «Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира» ( Ин. 17:6 ): «Отче Святый! соблюди их во имя Твоё; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое» ( Ин. 17:11–12 ). Искупление людям придёт только лишь через имя Божие. «И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Деян. 2:21 ): «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ): «но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). Именем Бога совершается таинство ( Мф. 28:19 ; Иак. 5:14 ). Только имя Божие прощает долги, и только оно одно достойно поклонения ( Флп. 2:10–11 ); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во имя Бога ( Кол. 3:17 ; Деян. 3:6; 4:29–30 и т. д.) Деяния Апостолов вообще – книга о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4:16–18, 29–30; 5:28, 40–41; 8:12–16; 9:13–16; 9:21, 27–28; 10:43, 48; 14:10; 15:17, 25–26; 16:18; 19:5, 13–17; 21:13; 22:16; 26:9). Само греческое выражение «именем» (εις ονομα или εν ονοματι) доказывает, что имя является определённым местопребыванием божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нём всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего. в) Это мистическое обоснование имяславия остаётся в Церкви непоколебленным в течение столетий. Представителями этого учения были составлены тысячи трактатов, начиная с апостола Ермы («имя Сына Божия велико и невыразимо и неизмеримо. Оно содержит в себе целый мир»), а затем – Иустином Мучеником , Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием Великим , Григорием Нисским , Кириллом Александрийским , Исихием Иерусалимским , Феодором Студитом , Максимом Исповедником , Григорием Синаитом и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Когда говорится, что у Бога есть руки, это означает Его деятельную силу, могущество, сокрушающее всякого врага. Сказано: «Его крепкую руку и высокую мышцу его» ( Втор.11:2 ). Гнев означает то, что Бог ненавидит зло, что Он его отторгает, не приемлет ни в каком виде. В этом смысле можно сказать, что у Бога есть бесстрастный гнев – не как страсть, а как отторжение и неприятие, нежелание примиряться в каком-то случае со злом. Сидение означает Его постоянство, движение – Его проявляющееся действие. Сон означает, что мы не видим, как Бог нам помогает. Пробуждение – что Бог явил свою мощь так, что мы почувствовали ее. Это же означает воспоминание, что Бог не забыл о нас, а явил Свою силу понятным для нас образом. Крылья означают заботливый покров Бога о нас. И Слово Божие говорит: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его [народ Его]» ( Втор.32:11–12 ); «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья» ( Мф.23:37 ). Именно в этом смысл антропоморфизмов. Они очень хороши, но их нельзя понимать буквально. Это символы, делающие понятным необъяснимое. Молитвенное созерцание Божественных имен Существует особый вид духовного делания – созерцание Божественных имен, которое очень советует святитель Феофан Затворник . Его практиковали многие древние святые: Дионисий Ареопагит , Максим Исповедник . Это – использование Божественных имен в молитве. Обращаясь к Богу по имени во время молитвы, мы обращаемся к Нему, как к Богу, Который явил Себя именно таким образом. Если вы помните эпизод с Савлом, когда он шел в Дамаск, чтобы преследовать христиан, то он увидел с неба свет ярче полуденного солнца и услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). Савл пал ниц и сказал: «Кто Ты, Господи?» ( Деян.9:5 ), то есть он поинтересовался, с каким именем Господь ему явился. Савл не был многобожником, и он знал, что боги других народов – это бесы, и обращать на них внимание нельзя. Он понял, что ему явился истинный Бог, и интересовался о Его имени, чтобы узнать Откровение Бога. Бог ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). Он открывает Себя с именем Иисус, что в переводе с еврейского означает: «Яхве, пришедший спасти», т.е. это тот Бог, который являлся в терновом кусте, а теперь пришел людей спасти. Впоследствии Савл стал Павлом, стал апостолом и написал, что «перед именем Иисуса всякое колено преклонится небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Поэтому ап. Иаков и утверждает, что «много может усиленная молитва праведного». Но, если во время жизни своей на земле угодники Божии были нашими молитвенниками: то как же они могут забыть о нас, представ пред престол Божий после блаженной кончины своей? Думать это могут только люди, не верующие в бессмертие души человеческой и в загробную жизнь, т. е. переставшие быть христианами. Впрочем, угодники Божии уверяли верующих, что они и по кончине своей не перестанут быть их предстателями пред Богом. Так, ап. Петр пишет, что и после смерти своей он не прекратит своих попечений о верующих ( 2Пет. 1:13–15 ). Наконец, в слове Божием есть ясные указания на то, что, как Ангелы, так и св. угодники Божии, действительно, молятся за нас. Так, перед роковой битвой Иуда Маккавей удостоен был чудного видения: «Он видел (давно умершего) Онию – бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, крепкого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели – видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: «это – братолюбец, который много молился о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божии» ( 2Мак. 15:12–14 ). Св. Апостол Иоанн удостоился подобного же видения: «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святым» ( Откр. 5:8 ). О таких же молитвах святых пред престолом Божиим тайновидец говорит еще и в другом месте: Откр. 8:3–4 . Впрочем, в своем рационалистическом отрицании молокане заходят слишком далеко: в своих молитвах, из которых несколько находится даже и в приведенном нами их «Вероисповедании», они ни разу не обращаются даже к Самому Господу нашему Иисусу Христу: но это противоречит уже всему Св. Писанию Нового Завета, хотя для молокан, отрицающих Божество Иисуса Христа, и не может быть иного последовательно проведенного вывода из их посылок. В опровержение учения Православной Церкви о почитании Божией Матери, Ангелов и св. угодников Божиих, молокане и другие, родственные им, сектанты указывают множество мест в различных книгах Ветхого и Нового Заветов, а именно: Иер. 44:17 ; Мф. 12:48–50 ; Лк. 8:21 ; Втор. 4:19 ; Иер. 19:13 ; Деян. 7:42 ; Кол. 2:18 ; Евр. 1:14 ; Исх. 20:3 ; Пс. 107:13; 117:8–9; 140:3 ; Ис. 42:8 ; Иер. 17:5 ; Мф. 4:10 ; Лк. 16:27–31 ; Деян. 10:25–26 ; 1Ин. 2:1 ; Рим. 8:26–27, 34 ; 1Тим. 1:17; 2:5 ; Евр. 7:24; 9:15; 12:24 ; Откр. 2:6, 15; 6:9–10; 19:10; 22:9 . Но из всех этих мест достаточно остановить внимание только на двух: Деян. 10:25–26 и Откр. 19:10 ; сравн. 22:9, – потому что эти места могут представляться некоторым затруднительными для понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава 4 Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5–12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 – 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 – 31). Внутреннее состояние первенствующей Церкви (32–37) Деян.4:1 .  Когда они говорили к народу, к ним при­ступили священ­ники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2 .  досадуя на то, что они учат народ и про­поведуют в Иисусе воскресе­ние из мертвых; Деян.4:3 .  и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. «Когда они говорили», следовательно, речь Апостолов была «прервана» священниками. «Приступили священники и начальники стражи», ο ιερες κα ο στρατηγς το ιερο... Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на определенных священников, проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лук. 1, 8 ). Священники вступаются здесь из досады на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме. «Начальник стражи», состоявшей из Левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник. «Саддукеи» – участвуют во взятии Апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали. Хотя в качестве «первой» меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, – однако, на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, «наложили» на Апостолов «руки» и «заключили под стражу до утра». Это заставляет думать, что деятельность и личность Апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд. «Уже был вечер». Апостолы шли на молитву в час 9-ый (по нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано – заключить под стражу до утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010