О реальности другого Я могу хвалить атеиста за его добрые поступки — но для этого я должен признавать существование объективного добра и зла 29 сентября, 2015 Я могу хвалить атеиста за его добрые поступки — но для этого я должен признавать существование объективного добра и зла Диалог о вере, неверии и отношении верующих людей к атеистам, начатый на страницах «Правмира» Натальей Холмогоровой, продолжает Сергей Худиев. Сергей Худиев Недавняя статья Натальи Холмогоровой «Че там у атеистов?» очень важна как пример благожелательного диалога. Она поднимает ряд вопросов,  которые стоит рассмотреть подробнее. Да, бывает, что верующие полагают атеистов людьми ущербными в моральном отношении. Это очень легко — считать другого человека ущербным. Но предположение, что неверующие — непременно аморальные люди, просто противоречит Писанию. Существует всеобщая благодать, простирающаяся на весь человеческий род, которая является источником всего добра, истины и красоты в мире. Апостол Павел (процитированный Натальей) об этом и говорит, но то же утверждают и другие места Писания. «Мною [премудростью Божией] цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прит.8:15,16) Священное Писание неоднократно говорит о людях, которые не принадлежали к народу Божию, но поступки которых заслуживают одобрения — например, египтянки-повивальные бабки,  саботировавшие приказ фараона убивать новорожденных еврейских мальчиков (Исх.1:15-21), языческий царь Кир, оказавший благодеяния народу Божиему (Ис.45:1-5), причем о царе Кире прямо сказано: «Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня» (Ис.45:5). В Новом Завете Писание отмечает римского сотника Юлия, который поступал с Апостолом Павлом человеколюбиво (Деян.27:3), и жителей острова Мелит, куда Павла и его спутников выбросило кораблекрушение: «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас» (Деян.28:2). В склонности видеть вне общины верных сплошной ад есть нечто сектантское — тем более, что очень скоро те же люди начинают видеть тот же ад и в Церкви. Полагать, что неверующие — непременно дурные и аморальные люди — значит противоречить и Писанию, и здравому смыслу.

http://pravmir.ru/o-realnosti-drugogo/

Подпишитесь на наш Телеграм Продолжаем разговор о Таинстве миропомазания. Что привносит в нашу жизнь Святой Дух? Святой Дух. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. XI-XIII века. Человек может познавать Бога только в Духе Святом. Человек может побеждать грех только Духом Святым. Человек может уподобиться Христу только силой Святого Духа. Эти три действия Третьего Лица Святой Троицы и определяют Его роль в нашей жизни. Он – единственный «Посредник» между нами и Богом. Дух Святой – мост, раскинутый над пропастью первородного греха, некогда разделившей человека с Творцом; мост, по которому мы переходим из состояния вины, греха, стыда и страха (см. Быт 3) в состояние сыновних и близких отношений с Богом. В Духе Святом наш Господь открывается и переживается как Отец (Рим 8:15). Именно поэтому для ранней Церкви было очевидно и наглядно, что сыновья и дочери Божии суть те, кто в своей жизни «водимы» Духом Святым; а «тот, кто Духа Христова не имеет – тот и не Его» (Рим 8:9). Ежедневное руководство Духом Святым должно было переживаться на практике (см. Деян 8:29). Без Духа Святого Церковь была бы всего лишь одним из множества религиозных институтов нашей планеты, а каждый христианин – всего лишь адептом этой религиозной организации. К сожалению, именно такой взгляд на христианство предопределил его «кризис» в современном обществе. Без «узнавания» таинственного действия Святого Духа в Церкви, без прислушивания к Его голосу, без следования Его руководству верующие теряют ту самую «соль», которая одна только и делает христианство новой Жизнью, радостной Вестью, а не еще одной «человеческой, слишком человеческой» системой. Церковь – это община учеников Христа, исполненная и постоянно исполняемая Святым Духом. Церковь – это семья детей Божьих, тех, кто доверился Ему и кого Дух берет за руку, ведя через всю жизнь к полному и совершенному уподоблению Христу в Царстве Небесном (в Вечности). Такой Церковь задумана, такой она создана. Исторический же путь Церкви из столетия в столетие – это тернистый путь, в ходе которого предательства и отступления от первоначального Замысла постоянно и терпеливо врачуются, исцеляются той же благодатью Святого Духа, что неизменно пребывает в самом сердце Церкви.

http://blog.predanie.ru/article/duh-svya...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Суббота, 20 января 2024 г. (7 января ст.ст.) Седмица 33-я по Пятидесятнице Глас 7, Поста нет Попразднство Богоявления . Суббота по Богоявлении . Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. прп. Пахомия Кенского, игумена (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Субботы по Богоявлении: Лит.: Ап.- Еф.6:10-17 Ев.- Мф.4:1-11 Предтечи: Лит.: Ап.- Деян.19:1-8 Ев.- Ин.1:29-34 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. Предтече и Крестителю Господню Иоанну Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь. Кондак Собору Иоанна Предтечи, глас 6

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

В Германии отпраздновали память сщмч. Илариона Троицкого Лер, 29 декабря 2018 г. 28 декабря, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, архиепископ Подольский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией и архиепископ Гаагский и Нидерландский Елисей совершили Божественную Литургию в храме во имя священномученика Илариона в г. Лере (Нижняя Саксония), расположенном на границе с Голландией. Преосвященным архипастырям сослужили и.о. настоятеля храма иеромонах Серафим (Станхардт), протоиерей Александр Берташ (Бремен), протоиерей Олег Никифоров (Бремен, РПЦЗ), протодиакон Виталий Садаков, диакон Иоанн Вельдмейер, клирик Свято-Никольского собора г. Амстердама, диакон Адриан Роодвутс (Гаагская епархия). Богослужение совершалось на славянском, немецком и голландском языках. По окончании Литургии было совершено славление святителю Илариону. Затем архиепископ Тихон произнес проповедь об исповедническом и мученическом подвиге священномученика Илариона: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Жизнь Церкви Христовой от времен апостольских и до наших дней, братия и сестры, наполнена примерами святости и благочестия. И во времена гонений на христиан первых веков, и после них, когда в ограду церковную вторглись лжеучители не щадящие паствы (Деян. 20, 29), разного рода еретики и раскольники, пытавшиеся изнутри поколебать Церковь, и в годы воинствующего безбожия и всякого рода страданий верных даже до смерти (Флп. 2, 8), как то было в минувшем XX веке в нашем Отечестве, Господь утверждал верных в непреложной истине, что никакие силы ада не одолеют Церковь (ср. Мф. 16, 18). В удостоверение этого Он посылал в годину испытаний духовно сильных людей, словом и примером подвига которых утверждалась вера, укреплялись слабые, падшие обращались к покаянию, Церковь как бы восставала из небытия, Истина светила ярче, чем прежде. К числу угодников Божиих, утверждавших святостью своей жизни веру в людях, относится священномученик Иларион, архиепископ Верейский, небесный покровитель этого храма.

http://pravoslavie.ru/118315.html

Патриаршее приветствие к 10-летию возрождения Белгородской Православной Духовной семинарии 29 вересня 2006 р. 10:00 Высокопреосвященному Иоанну, архиепископу Белгородскому и Старооскольскому , начальствующим, учащим и учащимся Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в эти дни в Белгороде для участия в праздновании знаменательной даты — 10-летии возрождения Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Миссионерское служение в Русской Православной Церкви имеет богатую историю. Эта миссия развивалась и процветала благодаря самоотверженным трудам многих подвижников, которые свою жизнь посвятили апостольскому служению. Оставаясь верными традиции Древней Церкви и продолжая дело апостолов, они свидетельствовали о Христе Распятом и Воскресшем «даже до края земли» (Деян. 1:8). Первое упоминание о возникновении духовной школы на Белгородчине восходит к 20-м годам XVIII столетия, но основателем Белгородской духовной семинарии является выдающийся иерарх нашей Церкви Преосвященный Феоктист (Мочульский), Архиепископ Белгородский и Обоянский. Созданная им в 1790 г. семинария по своей программе была одновременно духовным и общеобразовательным учебным заведением. В ней на протяжении XVIII-XIX столетий преподавались не только богословские, но и светские дисциплины. Из стен Белгородской семинарии вышли многие выдающиеся сыны Церкви и Отечества: историк Церкви митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), 8 архиереев Русской Православной Церкви, профессор Московского Государственного Университета Алексей Михайлович Иванцов-Платонов, доктор медицинских наук Петр Саввич Платонов, профессора Санкт-Петербургского и Харьковского университетов. Воссоздание Белгородской Духовной семинарии уже в наше время стало важным шагом на пути возрождения миссионерского служения Русской Православной Церкви, необходимость которого была вызвана не только внутренней потребностью Церкви, но и сложными духовно-нравственными процессами, происходившими в нашем обществе. В условиях, когда активизировалась деятельность религиозных сект и движений, главой заботой Церкви, в противодействие этому деструктивному влиянию, было формирование четких и ясных ответов новым вызовам времени, возрождение и развитие православного миссионерства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203711...

Свеча церковная 25 июля, 2015 Откуда произошел обычай возжигания свечей? Как ставить свечи в храме? Что символизирует церковная свеча? История обычая Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера . Но не в греческих церквях возник этот обычай. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37). Ветхозаветная служба в скинии (шатре). Греция; XVI в. местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат Источиник: http://www.ruicon.ru В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы — возжигал светильники на всю ночь. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия . «Ты, Господи, светильник мой», — восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). «Слово Твое — светильник ноге моей»,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105). Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники. Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников » (Деян. XX, 8).

http://pravmir.ru/svecha/

7-го числа Собор св. Предтечи и Крестителя Иоанна Св. Креститель Иоанн Предтеча В следующий день после праздника Крещения Господа Церковь прославляет св. славного Его Предтечу и Крестителя. Ибо достойно почтить празднеством того, который послужил таинству Божественного Крещения и Богоявления, возложив десницу свою на главу Владычню и погрузил Господа в водах Иордана, а по крещении Спасителя всенародно исповедал Его Сыном Божьим и на другой день после сего паки узрев Его и указуя на Него, возвестил ученикам своим: се Агнец Божий ( Ин.1:34–36 ). Итак в наутрие праздника Крещения Господня Церковь собирается для празднования Крестителю, называя это празднование собором Предтечи, т. е. собранием верующих в храме на славословие Божие, в честь и похвалу великого Иоанна Предтечи и Крестителя. Православная Церковь совершает Собор в честь Предтечи с древних времён. В IV веке на день этого Собора можно находить указание в поучении Иоанна Златоустог о, произнесённом в похвалу Крестителя. В этом поучении святитель говорит: «прославим Крестителя. Но увенчаем ли его по усердию? Ибо не восстал в рождённых жёнами более Иоанна Крестителя, по слову Самого Господа». В день Собора Церковь прославляет Иоанна, как пророков честнейшего, «яко и в струях сподобился крестити Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющего грех мира и подающего нам велию милость». Церковь призывает Предтечу, да молит он Владыку Христа, чтобы нам по смерти своей быть в Церкви торжествующих, во храме нерукотворном, вечном, на небеси, и там слышать глас Святых и им сопраздновать Богоявление вечное, в небесной славе и блаженстве. В Апостоле на литургии в день Собора в честь Предтечи Церковь упоминает о крещении Иоанновом: Иоанн крести крещением покаяния, людем глоголя, да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса ( Деян.16:1–8 ); в Евангелии – об исповедании Иисуса Христа от Иоанна Агнцем Божьим, Который вземлет на Себя грехи мира, Который первее Иоанна был, и о свидетельстве Иоанна, что он видел Духа сходяща, яко голубя с небесе, и пребысть на Нем. Той есть Крестяй Духом Святым: Сей есть Сын Божий ( Ин.1:29–34 ). Перенесение Десные руки Крестителя из Антиохии в Константинополь

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Лиддская В городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лиддский храм, они увидели на одном из опорных столпов нерукотворный образ Пресвятой Богородицы дивной красоты. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу. Во время правления императора Юлиана Отступника (361–363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру, в Лидду стали стекаться многочисленные верующие для поклонения нерукотворному образу Богоматери. В VIII веке по приказу Константинопольского патриарха Германа с него был сделан список, который чудесным образом оказался в Риме и также получил чудотворную силу (празднование 26 июня). Этот список получил наименование Римского. Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32–35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией. Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829–842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912–959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.

http://pravicon.com/info-102

Митрополит Хабаровский Игнатий о работе и итогах Архиерейского собора Минувший Архиерейский собор имел особенности, и главные из них, на мой взгляд, три: актуальность, очень высокий уровень организации и подготовки, соборное единство в любви. 8 февраля, 2013 Минувший Архиерейский собор имел особенности, и главные из них, на мой взгляд, три: актуальность, очень высокий уровень организации и подготовки, соборное единство в любви. В работе Архиерейского Собора, который завершил свою работу 5 февраля, приняли участие 280 иерархов Русской Православной Церкви.  Члены Собора приняли ряд  документов, касающихся как церковной жизни, так и актуальных общественных вопросов. Своими впечатлениями делится митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. — Владыко, какое особое значение Архиерейского собора этого года для всей Церкви и Вашей митрополии Вы отмечаете? Каждый собор — это ответ Церкви на те вызовы, которые предлагает ей время, мир и история. А то и князь мира сего. И каждый из них имеет свою значимость и особенности. Соборы формулировали богооткровенные истины и канонические правила повседневной жизни; утверждали концепции, точно определяющие сложную палитру взаимоотношений Церкви с обществом, и конкретные рекомендации внутрицерковного служения. Они по-разному были организованы, по-разному протекали. Минувший Архиерейский собор — не исключение. Он тоже имел особенности, и главные из них, на мой взгляд, три: актуальность, очень высокий уровень организации и подготовки, соборное единство в любви. Мы не принимали концепций и не одобряли учений, но занимались вопросами канонического устроения текущей церковной жизни: определили процедуру избрания Патриарха, уточнили полномочия Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили создание митрополий и новых епархий. Внесли соответствующие поправки в устав. Архиерейский собор откликнулся на те сомнения и тревоги, которые волнуют церковных людей, и нас, дальневосточников, в том числе. Это учет и обработка персональных данных. В соответствующем документе Церковь призывает государство не применять таких технологий, которые могут помешать нам свободно исповедовать Христа. Христиане не могут поддерживать те постановления и законы, которые несовместимы с христианским образом жизни. «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5,29).

http://pravmir.ru/mitropolit-xabarovskij...

Новости Обнародовано Послание Папы Франциска на Всемирный день коммуникаций 25.01.2022 14:07 Ватикан, 25 января. 24 января, в праздник святого Франциска Сальского, небесного покровителя журналистов, Папа Франциск обнародовал Послание на 56-й Всемирный день социальных коммуникаций. Он будет отмечаться 29 мая. В этом году его тема – «Слушать ушами сердца», сообщает Vatican News . Папа напоминает, что в прошлом году темой Дня и темой послания была необходимость «пойти и увидеть» реальность, чтобы сообщать о ней исходя из увиденного. Теперь же Папа ставит в центр размышлений необходимость слушать: этот глагол является «решающим для грамматики коммуникации», подчеркивает понтифик. В сфере информации и коммуникации аспект слышания приобретает все большее значение, о чем свидетельствуют многочисленные подкасты и аудиочаты. Это подчеркивает, что слышание остается существенным аспектом человеческого общения. Желание быть услышанными, нередко скрытое, - это вызов тем, кто призван к воспитанию и наставничеству, родителям, педагогам, пастырям, работникам сферы информации и всем, кто несет общественное и политическое служение. Слышание – это не просто «восприятие на слух»: оно тесно связано с диалогом между Богом и человечеством. Первую заповедь Бога предваряют слова «Слушай, Израиль» (Втор 6,4). Эти слова вновь и вновь звучат в Священном Писании, а святой апостол Павел утверждает, что «вера – от слышания» (Рим 10,17). Действительно, инициатива исходит от Бога, Который говорит и Которому мы отвечаем, слушая Его. Среди пяти чувств Бог предпочитает именно слух, отмечает Папа: именно он отвечает «смиренному стилю Бога», позволяя Ему явить Себя как Того, кто, словом создав человека по Своему образу, слушает его и признает Своим собеседником. Человек же, напротив, стремится убежать от этих отношений и «замкнуть уши». Отказ слушать ведет к агрессии, как это произошло с теми, кто, услышав диакона Стефана, «затыкали уши свои» (Деян 7,57). Итак, с одной стороны – Бог, Который всегда открывает Себя бескорыстно, с другой – человек, который должен слушать Бога, находясь с Ним «на одной волне». Иисус увещевает Своих учеников задуматься о том, как именно они слушают: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете» (Лк 8,18), - говорит Господь, рассказав им притчу о сеятеле и тем самым пояснив, что недостаточно слушать, - нужно делать это хорошо.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010