Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

– Не в рукотворенных храмах живет: по высшей идее вседовольного и всеблаженного Бога, не имеющего нужды ни в чем человеческом; см. прим. к Деян.7:48–50 и Пс.49 . Примечательно это решительное противопоставление: перед лицом апостола и слушателей возвышается великолепный храм Тезея, изукрашенный всеми чудесами человеческого искусства, – гордость и украшение Афин, – а апостол говорит, что Бог, проповедуемый им, Творец неба и земли, не в рукотворных храмах обитает; среди многочисленных жертвенных алтарей, на которых приносились бесчисленные жертвы, апостол говорит, что Бог, им проповедуемый, не требует служения рук человеческих, как например принесения жертв и т. п. «Как? Разве Бог не обитал в храме иерусалимском? Нет, но только действовал. Разве Он не принимал служения от рук человеческих у иудеев? Не от рук, но от души и этого требовал не потому, чтобы имел в том нужду» (Злат.). Напротив, Он сам дает всему (собственно – всем людям, по связи речи) жизнь и дыхание: первое слово означает жизнь саму в себе как жизненную силу, жизненность; второе – продолжение жизни через дыхание, поскольку жизненная сила действует через дыхание. – И все: что необходимо для жизни. – Как далеко возвышается это учение апостола о Боге не только над язычеством вообще, но и над всякой философией языческой, которая никогда не могла возвыситься до идеи свободного Творца мира! 26. От одной крови Он произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27. Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас: 28. Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из наших стихотворцев говорили: мы Его и род. Изложив учение о Боге, апостол излагает далее учение о человеке и человеческом роде. Он представляет все человечество единым целым, которое сотворено также Единым Творцом всего мира, происходит от одной крови и расселено Богом для обитания по всему лицу земли, и, следовательно, Бог управляет судьбами всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Поэтому сам Спаситель, возносясь на небо, повелел ученикам Своим, как ещё не готовым к трудным подвигам всемирной проповеди, оставаться в Иерусалиме, до укрепления их, силой Всесвятого Духа: Се Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалиме, дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). 2 . Но после сошествия Святого Духа, Апостолы делаются как бы совершенно иными людьми; ибо Дух Божий, согласно обетованию Иисуса Христа, наставил их на всяку истину ( Ин.16:13–14 ). Облекшись силою свыше, они ясно постигают и проповедуют тайны Божии; уже не соблазняются словом крестным, но торжественно повсюду проповедуют его, как Божию силу и Божию премудрость ( Деян.2:14 и след., Деян.3:12 и след). Как предсказал Иисус Христос о Святом Духе: Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам... и грядущая возвестит вам; так и было. Св. Евангелисты, под руководством Святого Духа, изобразили жизнь, дела и учение Спасителя, хотя в разные времена и в разных местах, но совершенно согласно между собой. Апостолы в своих посланиях повторяют, объясняют, к разным обстоятельствам прилагают и восполняют то, что предложено в Евангелии. Ибо не от себя говорили они, но Дух Бога Отца говорил устами их. Отселе высота, премудрость и сила их учения! Отселе удивительное их согласие между собою! Здесь причина их чудного изменения! Теперь являются они мужественными и непоколебимыми среди всех трудных подвигов, и опасностей; проповедуя о пострадавшем и воскресшем Спасителе ( Деян.4:13, 18–22, 33, 5:40–41 ), уже не боятся ни суда, ни угроз, ни казней, и ради Христа Спасителя готовы на всё ( Деян.4:8 и след., Деян.7:55 и след). Вся жизнь их представляет явные знамения осенения и укрепления свыше: ибо в делах их открывается нам образец всех добродетелей. во всём они показывают совершенное благочестие, глубокое самоотвержение, чистоту жизни, крепкую любовь к ближним; всё обращают к славе и чести единого Бога Отца и Господа Иисуса Христа, всегда заботятся о спасении ближних, словом и примером своей жизни руководствуя их на истинный путь к блаженству. Ради славы Христа Спасителя и ради спасения ближних, они мужественно и с радостью переносят все нужды и скорби. Ап. Павел говорит о сих подвигах: мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники: зане позор быхом миру и Ангелом и человеком... До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем ( 1Кор.4:9, 11 ), и скитаемся и труждаемся, делающе своими руками (Слич. Деян.20:34 ); укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, молим; якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе ( 1Кор.4:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Но мы не знаем, присовокупляют отцы собора, как он решился это сделать. Ибо ему, яко единожды приявшему на себя священноначальственное попечение, подобало удерживать оное с духовною крепостью, как бы вооружаться на труды, и охотно преносит пот, обещающий воздаяние» 40 . Вообще надобно заметить, что в древней Церкви и отречение от внешних должностей церковного служения не допускалось: так что упорные в этом отречении лишались и церковного общения (деян. 36. антиох. 17). А тем более не допускалось оставление самого сана священного. По государственным законам греческой империи, лица, произвольно слагавшие с себя священный сан, лишались всех прав звания и состояния в гражданском быту, в который они переходили, а сопричислялись только к сословиям податным; или, по другим законам, – такие даже против воли возвращаемы были в духовное звание, только с лишением всех церковных степеней и с подчинением строжайшему надзору начальства 41 . По распоряжениям начальства, судебным порядком, священнослужители лишаются сана за пороки и преступления, противные необходимым для него качествам и обязанностям. Так лишение сана положительно определяется в древних церковных правилах: 1) за неправильное, т. с. противное установленным правилам, получение священного сапа вообще (I всел. 2. 9. 10. и пр.), и в особенности за симонию (ап. 29. IV всел. 2. и пр.); 2) за нарушение церковных уставов в священно- служении, особенно в таинствах (ан. 2. 49. 90. VI всел. 52, и пр.); 3) за важные, неисправимые пороки, как то, пьянство, лихоимство, и проч. (деян. 42. 44. и пр.); 4) за уклонение в ересь (III всел. 4); 5) за духовное общение с еретиками и неверными (деян. 45. 46. 65. 70. и пр.); 6) за отпадение от веры, хотя бы и исправленное покаянием (деян. 62. I всел. 10. и пр.); 7) за важнейшие преступления, хотя бы и однократно совершенные, как то, любодеяние, клятвопреступление, кражу, и т. п. (деян. 26. неокес. 1. и пр.); 8) не только за убийство, хотя бы даже невольное, но и за биение других собственными руками (деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

    13:44. Когда известные ораторы (напр., Дион Хризостом) приходили в какой-нибудь город, послушать их собирались почти все его жители. Слухи о появлении нового оратора в синагоге Антиохии распространились быстро, и Павел, который чувствовал себя более уверенно в разъяснении Писаний, чем в произнесении речей в греческом стиле, был представлен как некий оратор или философ.     13:45,46. Ответ Павла и Варнавы иудеям имеет не один ветхозаветный прецедент (ср.: Лк. 4:24—27; Ам. 9:7), но миссионеры идут даже дальше. Благословение язычников в Аврааме всегда входило в Божьи замыслы(Быт. 12:3), но приверженность людей религии своих предков, составляющей часть культурной традиции, общеизвестна; лишаясь своего уникального этнического компонента, национальная религия становится привлекательной для других народов, но вместе с тем отчуждается от своих собственных приверженцев.     13:47. Здесь они ссылаются на миссию раба из Ис. 49:6. Вне всякого сомнения, в 49:3,4 этот раб — Израиль, а в 49:5—7 — тот, кто, исполняя миссию раба, страдает ради Израиля (как в 52— 53:12) и кого первые христиане отождествляли с Иисусом. Как последователи Иисуса, Павел и Варнава берут на себя часть миссии раба, ту ее часть, которая открывала путь спасения язычникам.     13:48,49. Поскольку евреи верили, что они предопределены к спасению по праву своего происхождения от Авраама, мысль о том, что многие язычники «предуставлены к вечной жизни», была для них оскорбительной, но именно это подразумевается в Ис. 49(см.: Деян. 13:47).     13:50. Древние источники сообщают, что многие знатные женщины интересовались иудаизмом (отчасти потому, что богатство оставляло им много свободного времени на размышления, отчасти потому, что в отличие от мужчин, они не сталкивались с проблемой обрезания, если всерьез задумывались об обращении); кроме того, эти женщины могли оказывать влияние на своих мужей. Местная знать составляла лишь небольшую часть населения, но сосредоточивала в своих руках огромное богатство и властные рычаги; из этих кругов выходили декурио-ны (члены городского совета), а их противостояние могло привести к изгнанию из города любых неугодных им людей. Но их власть носила локальный характер, и, направившись в Иконию, Павел и Варнава ушли из-под их юрисдикции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Но рассмотрим и слова молитвы, какую цель они имеют: «Господи! не вмени им греха сего» ( Деян.7,60 ). Не о том молится он, как думают некоторые злонамеренные люди, – чтобы преступление врагов его осталось ненаказанным и безответственным; ибо это было бы явным противлением божественным предначертаниям и нарушением суда и закона правды, определяющего человекоубийцам достойные казни. Но что говорит? – «Господи! не вмени 22 им греха сего», то есть: дай (им) умилительный страх, приведи дерзновенных к покаянию, не попусти умереть в обрезании, привлеки через покаяние к познанию Тебя, зажги в сердцах пламень Духа. Если таким именно образом они улучшатся, то очевидно, что тогда не вменит греха; но, банею благодати смыв с себя Твою и мою кровь, они сделаются свободными от обвинения за преступления. Вот что было, и так кончилось это дело. И воинства ангелов радовались, удивляясь подвигу (первомученика) и с великою стражею почетную возводя Стефана в назначенный ему удел. Диавол же отступил ни с чем, в ужасном затруднении; но, чтобы употребить мне некоторое более чувственное выражение о духе воздушном, подражая пророческому слову: «с лицом аки опаление горнца» ( Иоил.2,6 ; Наум.2,10 ), – устроив противное тому, что ожидал, – и чрез что думал уменьшить христиан, чрез то самое увеличив число мучеников. Но что же сказать о Павле священном? Ведь и он был одним из убийц, истый Вениамин волк хищник ( Быт.49,27 ) 23 . И если сам он не побивал камнями, то все же стерег одежду убивающих и был служителем смертоубийственной толпы ( Деян.7,58 ). Впрочем, теперь преисполненного сил и дышащего дикою яростию немного после я увижу тебя, подобно какой-нибудь старухе немощной, ведомого за руку, когда тебя, вкусившего истину, подобало привести к Анании ( Деян.9,8 ). Сладко порадуюсь я также и тогда, когда услышу тебя повествующего о мучениях за Евангелие и между другими опасностями говорящего: однажды я был побит камнями ( 2Кор.11,25 ). Посредством камней подобало тебе оправдаться за камни и испытанием того же самого разрешить вину греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010