Деян.13:6. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, Деян.13:7. который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. Деян.13:8. А Елима волхв (ибо тó значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.    Из Саламина они пошли далее на запад и прошли весь остров до г. Пафа, лежавшего на западном побережье. Это был главный город — местопребывание римского проконсула, правителя Кипра. Там они нашли некоего волхва, в том же смысле, в каком этим именем назывался самарянский Симон-волхв, по имени Вариисуса (что, собственно, значит «сын Иисуса»). Дееписатель клеймит его именем лжепророка. Сам же Вариисус был иудеянин, хотя и носил почему-то арабское имя «Елима», быть может, потому, что был родом из Аравии, или просто присвоил себе это имя, дабы слыть за восточного мудреца. Видимо, этот волхв имел влияние на проконсула «Сергия Павла», которого Дееписатель называет «мужем разумным», и используя это влияние пытался отвратить его от веры во Христа. Можно полагать, что проконсул этот не удовлетворялся языческой религией и держал при себе Иудейского волхва, надеясь в его мудрости и учении найти себе удовлетворение, но не найдя этого, пожелал обратиться к проповедникам нового учения, пришедшим в его город. Елима, что в переводе и значит «волхв», воспротивился им, боясь потерять свое влияние на проконсула. Деян.13:9. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, Деян.13:10. сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? Деян.13:11. И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.     «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды», и поразил его слепотой. Это обличение волхва, соединенное с чудесным знамением, произвело такое впечатление на проконсула, что он, уже без колебаний, уверовал во Христа. Здесь замечательно то, что отныне «Савл» перестает называться этим именем, а именуется далее уже «Павлом» — имя, с которым он и вошел в историю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.15:4 .  По при­бытии же в Иерусалим они были при­няты церковью, Апостолами и пре­свитерами, и воз­вестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. «Были приняты Церковью , апостолами и пресвитерами», т. е. в особом торжественном собрании верующих, имевшем все свойства и условия собора, как высшего и авторитетнейшего решителя важнейших дел, могущих касаться всей Церкви Христовой. «Возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам...» Посланные не ставят прямо вопроса Церкви относительно возможности принятия язычников, а просто возвещают все об обращении через них язычников (ср. Деян.14:27 ), предоставляя поставить такой вопрос лишь тем, кто не способен увидать его Божественное решение. Таковыми и оказались тотчас же «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие». Деян.15:5 .  Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовав­шие и говорили, что должно обрезы­вать язычников и заповедо­вать соблюдать закон Мо­исеев. В требованиях иудействующих христиан, приходивших в Антиохию ( Деян.15:1 ) и сейчас высказывавшихся в Иерусалиме, замечается весьма значительная разница. Там иудействующие учили о необходимости для верующих из язычества собственно только обрезания, между тем как здесь они высказываются еще решительнее о необходимости соблюдения вообще «закона Моисеева». Это объясняется тем, что тут выступали наиболее строгие ревнители закона Моисеева, чувствовавшие в Иерусалиме более силы и крепости, чем в Антиохии. Деян.15:6 .  Апостолы и пре­свитеры собрались для рас­смотре­ния сего дела. Решение поставленного вопроса было предметом особого другого собрания, в котором дееписатель упоминает только апостолов и пресвитеров, как предстоятелей или представителей Церкви. Из дальнейшего, однако, видно ( Деян.15:12, 22, 23 ), что участие в рассмотрении, совещании и решении дела принимали и простые члены общества, быть может – в оказавшемся налицо составе всей Иерусалимской Церкви. К участию в этом деле всякого не могла не побуждать и величайшая важность и живой интерес поставленного на обсуждение вопроса: Закон или Евангелие? Моисей или Христос? благодать или дела Закона? иудейство или христианство? Апостольский собор окончательно размежевал эти две области, указав их настоящее место и значение и установив самодовлеющую силу Христовых заслуг и Христовой благодати, которым, в случае победы иудействующих, грозила совершенная гибель от растворения в иудействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.17:6 .  Не найдя же их, по­влекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные воз­мутители при­шли и сюда, Деян.17:7 .  а Иасон при­нял их, и все они по­ступают про­тив по­веле­ний кесаря, по­читая другого царем, Иисуса. Не нашедши в доме Иасона апостолов, вероятно, заблаговременно удалившихся, толпа влечет на суд самого Иасона с некоторыми верующими братьями, обвиняя в том, что он дал приют «возмутителям» вселенной – преувеличение, выражающее крайнее возбуждение толпы и ненависть к проповедникам Евангелия и ко всем христианам. Для лучшего успеха своих обвинений, озлобленные иудеи окрашивают их в политическую окраску – прием, так успешно примененный на Иисусе ( Ин.19 и парал.) – заявляя, что христиане чтут царем не кесаря римского, а Иисуса. Деян.17:9 .  Но сии, по­лучив удостовере­ние от Иасона и про­чих, отпустили их. «Но..., получив удостоверение» – κα λαβντες τ ικανν, – слав.: «вземше же довольное» – взяв довольно, т. е., по-видимому, денег в качестве залога или штрафа, а еще правильнее – получив достаточные сведения о том, что обвиняемые вовсе не преступники против царского величества, а самые мирные люди. Деян.17:10 .  Братия же немедлен­но ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они при­быв, по­шли в синагогу Иудейскую. Все же, братия отправляют Павла и Силу ночью в Верию, ввиду того, что возбуждение могло возгораться каждую минуту с новой силой. Верия – город к юго-западу от Фессалоники, в третьей части Македонии (главным городом которой была Пелла) и на самой южной ее границе. Деян.17:11 .  Здешние были бла­гомыслен­нее Фессалоникских: они при­няли слово со всем усердием, ежедневно раз­бирая Писания, точно ли это так. «Здешние были благомысленнее Фессалоникских...» – греч.: οτοι δ σαν ευγενστεροι, – слав.: «благороднейши» – благороднее, по характеру и настроению духа. «Точно ли это так...», т. е., как проповедовал Павел. Деян.17:14 .  Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.19:3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Деян.19:4. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Деян.19:5. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, Деян.19:6. и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Деян.19:7. Всех их было человек около двенадцати.    Из Антиохии в Ефес самая краткая и наименее трудная дорога была морем, но святой Апостол Павел предпочел более трудный сухопутный путь по гористым провинциям Малой Азии, так как хотел посетить основанные им там прежде церкви.    В то время, когда Аполлос уже был в Коринфе, Павел, пройдя Галатийскую страну и Фригию, прибыл в Ефес. Ефес — свободный город империи, построенный на берегах реки Кайстра между Милитом и Смирной, знаменитый своей торговлей, своим храмом Дианы и своей ревностью к культу «его великой богини», был митрополией проконсульской Азии. Жители Ефеса были пристрастны к удовольствиям и к магии, и трудно было найти в другом месте больше фанатизма и суеверия. Первое пребывание святого Павла в этом городе, при возвращении его из второго миссионерского путешествия было непродолжительно (Деян. 18:19—21), но Апостол возвратился туда скоро и пребывал там два года и несколько месяцев, то есть более продолжительное время, чем в каком-нибудь другом месте. Основанная Апостолом Павлом в Ефесе церковь сделалась потом знаменитой христианской митрополией, дав целый ряд славных епископов, и там четыре столетия спустя происходил третий вселенский собор, низложивший Нестория.    Апостол Павел, занимаясь по прежнему своим ремеслом, мог присоединиться к своим сотрудникам из Коринфа, дом которых также сделался мало-помалу местом собрания верующих (1 Кор. 16:19). Здесь Апостол нашел учеников Иоанновых, вероятно, иудеев, недавно переселившихся в Ефес. Они держались вместе с христианами, и Павел, заметив в них неполноту ведения пути Господня, установил, что они крещены только крещением Иоанновым, то есть лишь подготовительным «крещением покаяния», и крестил их крещением христианским, после чего возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Святого Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.3:6 .  Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. «Что имею, даю тебе». Еще до совершения чуда Апостол имеет полную уверенность в его совершении Эта уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях Господа апостолам ( Мрк. 16, 18 ; Лук. 9, 1 , Иоан. 14, 12 и др.) и чувствовалась в ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею, даю». «Во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Не своею силою, но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает это чудо. Деян.3:7 .  И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и коле­ни, «Взяв его за правую руку, поднял». К слову Апостол присоединяет и внешнее действие, как некогда поступал и Сам Господь. Деян.3:8 .  и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. «Ходя и скача» – выражение восторженно-радостного настроения души исцеленного. Деян.3:9 .  И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; «И весь народ», т.е. собравшийся и собиравшийся во дворах храма, «видел его», т.е. уже не хромым, а здоровым и веселым. Деян.3:11 .  И как исцелен­ный хромой не отходил от Петра и Иоан­на, то весь народ в изумле­нии сбежал­ся к ним в при­твор, называемый Соломонов. «Притвор, называемый Соломонов» – обширная крытая галерея, чрез которую и вели в храм красные ворота. Здесь столпился народ после того, как с быстротою молнии пронеслась весть о чуде, лучшею проверкою которого служил всем так хорошо известный бывший хромой, восторженно прославлявший Бога, не отходя от Апостолов. Деян.3:12 .  Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израиль­ские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благо­честием сделали то, что он ходит? В ответ на недоумение и изумление народа Петр держит снова речь, сходную с первою (в день Пятидесятницы), доказывая народу, на основании свидетельств Ветхого Завета, Мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждая народ к покаянию и вере в Него. Но прежде этого он рассеивает неправильное понимание народом причин чуда. Удивленный взор народа, устремленный на Апостолов, как бы вопрошал: что за силу имеют в себе эти люди, совершая столь великие чудеса?, или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь дивными знамениями?... Апостол устраняет разом оба таких объяснения: «это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию»... (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.3:6. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.    Как и в других случаях, от имени остальных, говорит Петр: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» — этими словами Апостол прямо разрушает надежду хромого получить от него денежную милостыню, но зато вселяет в него надежду на получение иного — высшего дара, которого хромой, конечно, не мог ожидать. Примечательно, что Апостол говорит с полной уверенностью в возможности совершения чуда. Эта уверенность основана несомненно на тех обетованиях, которые дал Господь Своим Апостолам (Мк. 16:18; Лк. 9:1; Ин 14:12), а вместе с тем и на ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею».     «Во Имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи» — Апостол совершает чудо Именем Господа Иисуса Христа, удостоверяя сим наглядно, что распятый и умерший Иисус жив и что Он есть «источник исцелений для людей». Деян.3:7. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, Деян.3:8. и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. Деян.3:9. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; Деян.3:10. и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. Деян.3:11. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.    Для возбуждения еще большей энергии веры в хромом, Апостол берет его за руку и поднимает. Исцеленный пошел не домой, но в храм, чтобы возблагодарить Бога за свое исцеление. Весь народ, собравшийся также на молитву в храм в этот вечерний час, узнав хорошо всем известного хромого, исполнился ужаса и изумления. Исцеленный же, в чувстве благодарности к исцелителям не отходил от Петра и Иоанна, громко прославляя Бога и, очевидно, и их. Это, конечно, привлекло к Апостолам и исцеленному общее внимание. Они находились в это время в обширной крытой галерее, через которую вели в храм красные ворота и которая называлась притвором Соломоновым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.9:4 .  Он упал на землю и услы­шал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Видение, прекращенное ослеплением Савла, продолжается слышанием голоса Явившегося: «что ты гонишь Меня?» Это по толкованию Златоуста, как бы говорило: «За какую обиду от Меня, великую или малую, ты это делаешь?...» При этом дается понять, что в гонении последователей Господа Сам Он претерпевает гонение (ср. Лк.10 и паралл.). Деян.9:5 .  Он сказал: кто Ты, Го­с­по­ди? Го­с­по­дь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти про­тив рожна. Вопрос Савла к Явившемуся – «кто Ты?» – ясно показывает, что явление ему Господа и все событие его обращения к Христу было делом совершенно неожиданным для него, что оно не было подготовлено какой-либо внутренней борьбой в Савле прежних иудейских его убеждений с новыми впечатлениями от христианства, благоприятными для него, – борьбой, которая бы могла погрузить его в особенное состояние духа, в коем субъективный образ его фантазии мог быть принят им за объективное ему явление. Из рассказа о событии видно, напротив, что Савл даже и не думал в это время об Иисусе, иначе едва ли бы он не понял сразу и имел нужду спрашивать, кто этот явившийся ему? И вообще подобную внутреннюю борьбу не представляется возможным предположить в Савле в то время, когда он, преследуя христиан, слишком был уверен, что ратует за дело Бога Иеговы (ср. Деян.22:3 ; Гал.1:14 ). Наконец, и сам Павел рассказывает об этом событии, как о совершенно неожиданном для него и ничем с его стороны не подготовленном ( Деян.22 и Деян.26 , ср. Гал.1:14–15 ). «Трудно тебе идти против рожна...» – народное присловие, выражающее тщету условий против силы неодолимой, тщету притом опасную, грозящую поражением идущего против этой силы, в данном случае силы Божественной, всемогущей. Деян.9:6 .  Он в трепете и ужасе сказал: Го­с­по­ди! что по­велишь мне делать? и Го­с­по­дь сказал ему: встань и иди в город; и ска­за­но будет тебе, что тебе надобно делать. Объявший Савла и повергший его на землю страх пред небесной славой Явившегося, превратился, по открытии ему Имени Иисуса, в ужас и трепет, и он смиренно признает Явившегося Господом, а себя – Его рабом, готовым на все Его повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян. 8, 27 И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения. Если он приезжал в Иерусалим на поклонение истинному Богу, то, очевидно, был чтитель Его. Посему и скоро откликнулся на зов благодати Божией. Деян. 9 Деян. 9, 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Так могли говорить только кротость и величие. Но удивительно и смирение апостола (6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать), не проявившего и тени строптивости или противоречия. 7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Были в оцепенении, ибо их связывала Божественная сила. Так присутствие Божие в добрых людях освобождает живущее в них добро и усиливает его, а в злых связывает зло, которым они живут, а с ним и их самих. Так должны действовать на нас и Святые Таинства, в которых мы приходим в теснейшее общение с Богом. Посему по действию их на человека суди о нем самом. Деян. 10 Деян. 10, 12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. Это люди, в которых дух действует чрез естество (звери), или со способностью проникать в духовную область (птицы), или совершенно естественные, но лишь подчиняющиеся духовному (пресмыкающиеся). Это язычники, то есть плотские, земные, душевные люди. Однако Бог соделал естество их чистым, чуждым греху и способным возвыситься до возможности быть совершенным орудием духа. Деян. 10, 13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Прими их по естеству в теснейшее общение с собою и духом своим действуй в них и чрез них во Христе. Заколи и ешь, то есть духом умертви их деяния плотские или умертви для земно-душевной жизни, а потом приими в теснейшее общение по душе и телу. Духовный человек пользуется добродетелями и свойствами душевных людей, освященными Св. Духом, которыми они ему служат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Из Слова Божия мы видим, что Сам Иисус Христос непосредственно основал Свою Церковь . Он говорит: «ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести, и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один пастырь» ( Ин.10:16 ). Иисус Христос повелевает: «скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Апостолу Петру Иисус Христос говорил: «паси овец Моих» ( Ин.22:16 ). В притчах Иисус Христос учит о царствии Божием, которое пришел Он основать на земле ( Мф.13 ). Он уподобляет Свою Церковь «городу, стоящему на верху горы», «светильнику на подсвечнике», «зерну горчичному», «закваске», «полю, приносящему добрые и худые плоды» и т. д. После вознесения Иисуса Христа на небо, мы видим уже вполне основанную Церковь , к которой через десять дней присоединяется 3000 человек ( Деян.2:41 ). Об этой церкви уже говорится: «и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Святые Апостолы говорят уже о Церкви Иисуса Христа и считают себя ее служителями: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своей» ( Деян.20:28 ). Св. Апостол Павел плачет о том, что он был гонителем Церкви христовой ( 1Кор.15:9 ); к этому же Апостолу относились слова: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня»? ( Деян.9:4 ), хотя Апостол Павел преследовал только Его церковь . На вопрос Ап. Павла: «Господи, что повелишь мне делать»? Иисус Христос указал ему на Церковь в Дамаске: «встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян.9:6 ). Также Корнилий, чудесно обращенный к Богу, был причислен к Церкви ( Деян.10 ). Наконец, если Иисус Христос назначил Свое учение для всех времен и всех людей, то Он должен быль основать и Церковь , которая была бы так же вечна, как Его учение, сохраняясь из рода в род, которая распространяла бы и сохраняла Его учение в неизменности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Имя Божие есть основа богослужения, его сердце, а здесь, в свою очередь, сердцем сердца является Имя Иисусово. Ибо в связи с Ним и по силе Его имеем мы и пресвятое и великолепное Имя Отца и Сына и Святого Духа, откровение Святой Троицы, Имя Матери Божией и всех святых. Если только гипотетически устранить эту силу Имени Иисусова, рассыпается всё богослужение, всё тайнодействие. Всё оно вырастает из Имени Божия как своего зерна. Поэтому-то Господь даёт апостолам, а в лице их всей Церкви Своё Имя как силу и власть: «Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы» и далее ( Мк. 16:17 ; ср. Лк. 10:17 : «Господи, и бесы повинуются о имени Твоём», ср. Деян. 16:18 : («Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из него»). И первое чудо исцеления, явившее власть апостольскую, было совершено Петром и Павлом над хромым: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» ( Деян. 3:6 ; ср. Деян. 4:10 ). «Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ). «И ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете» ( Деян. 3:16 ). И этот реализм имени был ясен и для ефесских язычников, о которых говорится: «и напал страх на всех их, и величаемо было Имя Господа Иисуса» ( Деян. 19:17 ). Посему и говорит евангелист, что «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ) или же: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа» [...] Формулу «Имя Божие есть Бог», ни в коем случае нельзя рассматривать даже как попытку вероучительного определения Имени Божия, ибо здесь даётся лишь самое общее учение, которое, по надлежащему понятое, конечно, правильно и отнюдь не вызывает в таком понимании тех упрёков в имябожии, какие, по-своему даже справедливо, против него выдвигались, это общее учение должно быть выполнено в том, например, что должно быть выяснено, в каком именно смысле есть Бог, то есть божественно Имя Божие. Итак, в нашем понимании и в нашем толковании формула «Имя Божие есть Бог» означает только, что Имя Божие божественно, входит в сферу Божества, Его энергий [...]

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010