Деян.14:6 .  они, узнав о сем, [удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, Деян.14:7 . и там благовествовали. «В Ликаонские города, Листру и Дервию». «Ликаония» – не столько политически, сколько этнографически составляла особую область Малой Азии, с городами – «Листрой» – к юго-востоку от Иконии, и «Дервией» – к юго-востоку от Листры. Деян.14:8 . В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Деян.14:9 .  Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, «Увидев, что он имел веру» – увидев проницательным взором Богопросвещенного апостола. Деян.14:10 . сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Деян.14:11 .  Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. «Говоря по-ликаонски». Что это за ликаонское наречие, сказать трудно: одни считают его за наречие, родственное ассирийскому, другие – за тождественное каппадокийскому, третьи – за испорченное греческое. Деян.14:12 .  И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, по­тому что он началь­ствовал в слове. «И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием». Почему именно этих богов видел народ в Варнаве и Павле, объясняется частью местной фригийской сказкой о явлении именно этих богов в человеческом виде (у Овидия, Metamorph, VIII), частью – тем, что близ города был храм или идол Зевса, а Эрмий, как красноречивый истолкователь богов, считался обязанным сопровождать Зевса, когда он сходил с Олимпа к смертным. Намек на это последнее дается и самим дееписателем, по которому Павла сочли Эрмием, «потому что он начальствовал в слове»... Возможно, что и самый внешний облик апостолов имел здесь свое значение: Павел, как юноша ( Деян.7:58 ), отличавшийся живостью характера, отражавшеюся во всех его речах и действиях, легко мог быть отождествлен с Эрмием, коего представляли нежным, живым, благообразным юношей, тогда как Варнава своею степенностью вполне мог напоминать язычникам «Зевса» (Златоуст: «мне кажется, что Варнава имел и вид достопочтенный»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.7:35 .  Сего Мо­исея, которого они отвергли, ска­за­в: кто тебя по­ставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явив­шегося ему в терновом кусте, по­слал начальником и избавителем. Деян.7:36 .  Сей вывел их, сотворив чудеса и знаме­ния в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в про­долже­ние сорока лет. Исх.7:11, 14 .: Деян.7:37 .  Это тот Мо­исей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воз­двигнет вам Го­с­по­дь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. «Сего Моисея». Лжесвидетели говорили, что Стефан произносил хульные слова на Моисея ( Деян.6:11 ). Устраняя совершенно это обвинение, Стефан начинает далее в сильных чертах изображать величие сего Моисея, как избавителя, чудотворца, пророка, законодателя и посредника между Богом и народом, указывая при сем резкие черты непослушания народа Моисею и Богу, несмотря на величие Моисея. На это усиление речи указывают частые повторения выражений: сего Моисея, сей Моисей... (ст. 35, 36, 37, 38). «Которого они отвергли» – именно, как начальника и судию, бывшего таковым для всего народа в силу последующего Божественного избрания. Этот факт грубого отвержения одним евреем вмешавшегося в его дело Моисея Стефан обобщает, относя к целому народу, в том смысле, что слова одного были как бы выражением неблагодарного и жестоковыйного настроения духа целого народа. «Чрез Ангела», εν χειρ αγγλου рукою Ангела, т.е. силою Ангела, укрепляющего, охраняющего, помогающего, силою Сына Божия, прообразованного Моисеем (см. к Деян.7:30 ). Деян.7:38 .  Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорив­шим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который при­нял живые слова, чтобы перед­ать нам, Моисей представляется здесь «в собрании» – среди собрания народа – «в пустыне», у подошвы горы Синая, для принятия Закона Божия обращающимся с одной стороны «с Ангелом» и принимающим от него слова жизни, с другой стороны – «с отцами», т.е. всем тогдашним народом еврейским, которому он и передает те живые слова. «С Ангелом» – изречение Закона Моисею в кн. Исход приписывается самому Иегове; Стефан же, вместе с LXX, приписывает его Ангелу, т.е., что Бог изрек и даровал Моисею Закон при посредстве Ангела или Ангелов (см. прим. к Деян.7:53 ). Так же точно представляется дело, по-видимому, у Ап. Павла ( Гал.3:19 ; Евр.2:2 ), а из светских толкователей древности – у Флавия (Арх. XV, 5, 3). Возможно, что Стефан называет здесь Ангелом Самого Бога, как выше при призвании Моисея ( Деян.7:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ о к-ром известно как из автобиографического сообщения ап. Павла в Гал 2. 1-10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян 15. 2-21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла , Петра , Иакова , брата Господня, и, согласно Гал 2. 9, Иоанна . Цель встречи - обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христ. Церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян 15. 23-29. Большинство исследователей придерживаются традиц. т. зр., что в 15-й гл. кн. Деяния святых апостолов и у ап. Павла в Гал 2 речь идет об одном и том же событии, а именно об И. С. а. В таком случае И. С. а. состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в Деяниях св. апостолов и в Галатам Послании , привело к возникновению альтернативных т. зр.: отождествляется сообщение ап. Павла о его посещении Иерусалима (Гал 2) с сообщением Деян 11. 27-30 или с Деян 18. 20-22. Эти не менее гипотетичные т. зр. не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату И. С. а. Поводом И. С. а. были события в Антиохийской Церкви, описанные в Деяниях св. апостолов. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14. 27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15. 1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15. 5). Они настаивали на необходимости твердого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян 15. 5-6).

http://pravenc.ru/text/293796.html

«Севши разговаривали с собравшимися женщинами». По-видимому, иудейское общество в Филиппах было очень немногочисленно (почему, может быть, и не было синагоги) и состояло преимущественно из женщин, вероятно, вышедших в замужество за язычников ( Деян.16:1 ). Деян.16:14 .  И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговав­шая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Го­с­по­дь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. «г. Фиатиры» – Македонская колония в Малоазийской провинции Лидии (см. прим. к Деян.16:6–8 ) «Торговавшая багряницею» – πορφυρπωλις порфиропродальница, торговавшая тканями, одеждами и нарядами багряного или красного цвета. Именно в Лидийской провинции и в Фиатрах производство этого рода предметов процветало, по свидетельствам древних. «Чтущая Бога», т. е. прозелитка (см. прим. к Деян.13:16 ). Деян.16:16 .  Случилось, что, когда мы шли в молитвен­ный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом про­рицатель­ным, которая через про­рицание доставляла большой доход го­с­по­дам сво­им. «Когда шли в молитвенный дом» – πορευομνων ημν εις προσευχν – точнее слав.: «идущим нам на молитву» ( Деян.16:13 ), т. е. на обычное место, для нее назначенное. Это было, вероятно, в одну из следующих суббот (ср. Деян.16:17 ). «Одержимая духом прорицательным», слав.: «имущая дух пытлив», греч.: χουσα πνεμα Πθωνος – дух Пифона, Пифийского змия, Пифийского божества, способность прорицания, прозрения того, что скрыто для обыкновенных людей, и предсказания будущего. Деян.16:17 .  Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые воз­вещают нам путь спасе­ния. «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» – невольное со стороны пытливого духа исповедание величия Божия, проповедуемого апостолами, подобно Мк.1:23–24 . Св. Златоуст изобличает в сем особое лукавое намерение демона: «почему бес говорил это, а Павел запретил ему? Тот делал злонамеренно, а этот поступил мудро, ибо хотел, чтобы к тому не имели доверия. Если бы Павел принял свидетельство его, то он, как ободренный, прельстил бы многих и из верующих; потому он и решился возвещать о их делах, чтобы устроить свои, и снисходительностью Павла воспользоваться для погибели других...»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Божия любовь и праведность. Библия указывает, что Бог справедлив ( Пс. 32:4–5 ). Он не смотрит на лица. «Ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим. 2:11 ). Авраам восклицает: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» ( Быт. 18:25 ). Далее, Бог есть любовь. Он возлюбил весь мир и ради его спасения отдал на смерть Своего единородного Сына ( Ин. 3:16 ). Ибо «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ). Исходя из этих атрибутов любви и праведности, некоторые христианские апологеты доказывают, что такой Бог не осудит на погибель тех, кто никогда даже не слышал евангелия Христова. Для обоснования этой точки зрения ссылаются на ряд мест в Священном Писании: Деян. 10:35 . Пётр говорит Корнилию, язычнику, никогда не слышавшему Благой Вести, что «во всяком народе боящийся Его [Бога] и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 10:35 ). В контексте указывается, что Корнилий – «боящийся Бога» ( Деян. 10:2 ) и угоден Ему, хотя ещё ни разу не слышал христианской проповеди. Деян. 19:2–6 . В Деян. 19:2–6 рассказывается о верующих, которые были спасены через много лет после служения Христа, хотя ещё не приняли Святого Духа. Павел спросил их: «приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Они же отвечали: «мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». Поэтому Павел наставил их на истину, и, «услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса» ( Деян. 19:5 ). Однако они были названы «учениками» (верующими) ещё до того, как Павел благовествовал им ( Деян. 19:1 ). Рим. 2:6–7 . Павел учит, что Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную» ( Рим. 2:6–7 ). Это сказано в контексте рассуждений о «язычниках, не имеющих закона» ( Рим. 2:14 ). Однако это подразумевает, что язычники могут получить «жизнь вечную», не зная частного откровения, Божьего закона. Гал. 3:8 . Как указывает Павел, «Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы " » ( Гал. 3:8 ). Однако в той благой вести, которая была возвещена Аврааму, не говорилось прямо, что Христос, Сын Божий, умрёт за грехи наши и воскреснет из мёртвых. И когда Авраам уверовал, об этом сказано лишь: «[Господь] вывел его вон, и сказал: посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» ( Быт. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Деян 16:27. Темничный же страж, про­будив­шись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. «Хотел умертвить себя» — из страха наказания за побег узников. Деян 16:28. Но Павел воз­гласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. «Все мы здесь». Пораженные чудом, узники, только что умиленно слушавшие молитвы и песнопения апостолов, были далеки от мысли о бегстве — хотя бы потому, что не успели опомниться от непонятного им потрясения. Деян 16:29. Он по­требовал огня, вбежал  в темницу  и в трепете при­пал к Павлу и Силе, «В трепете припал к Павлу и Силе». Страх потерять узников перешел у него теперь в страх держать их, так как он почувствовал, что имеет дело не с преступниками, а любимцами богов. Деян 16:30. И, выведя их вон, сказал: государи  мо­и ! что мне делать, чтобы спастись? «Выведши их вон…» — во внешнюю темницу (Деян 16:23), или, может быть, во двор темничный, а еще вероятнее — в свое помещение при темнице, где апостол мог проповедать слово Господне не только самому темничнику, но и « всем бывшим в доме его»  (Деян 16:32). Деян 16:33. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедлен­но крестил­ся сам и все  домашние  его. «Омыл раны их», нанесенные им палками на площади, стараясь облегчить их страдания и как бы загладить вину побивших, или — по толкованию Златоуста — омыл, «воздавая этим благодарность и оказывая им честь». Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе.(Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Беседа о людях, приводящих других в суды, и о самих судиях. В 6-ю неделю по Пасхе. (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. Об истинном духовном прозрении (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение)

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о поклонении Богу Ин.4:23–24 . «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Объяснение. Если бы сказано было поклоняться в одном духе и не было бы добавлено ещё и истине, то, конечно, телесные движения в деле молитвы были бы излишни; но ведь поклоняться в духе и истине значит без притворства и лицемерия: 1Ин.3:18 . Не духом, а только телом можно лицемерить, а что истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях, об этом нам свидетельствует и Слово Божие: 1Кор.6:20 ; Мф.28:9 ; Лк.22:41 ; Ин.13:15 ; Рим.12:1 . Деян.17:25 . (Бог)... «Не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё». Объяснение. Бог не требует служения, как нуждающийся в нём, но требует его как всеблагий Отец, создавший людей для блаженства и вечной жизни, которых они не могут иначе обрести, как только чрез служение Богу: Мф.4:10 . Не требует Бог жертвы для своего блага, но требует для нашего блага и потому ставит в пример вдовицу, пожертвовавшую всё, что она имела: Лк.21:2–4 . Не отрицается, а утверждается Священ. Писанием прославление Бога не одной душой, но и телом в молитве: 1Тим.2:8 ; 1Кор.6:20 . Деян.28:8 . «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошёл к нему, помолился и, возложив на него руки (свои), исцелил его». Объяснение. Отсюда видно, что было в обычае у апостолов возлагать руки на больных для сообщения им исцеляющей благодати Святого Духа. Сопоставляя это место с другими местами кн. Деяний, приходим к заключению, что в апостольские времена в Церкви Христовой возложение рук употреблялось для сообщения трояких даров: 1) общих всем верующим (без различия между мирянами и духовными): Деян.8:17; 2 ) свойственных различным ступеням священства, например, диаконам: Деян.6 :б; или пресвитерам: Деян.14:23 ; и 3) потребных для исцеления от болезней тела: – Деян.28:8 , но всё сие производит один и тот же Дух: 1Кор.12:11 . В этом же 8 ст. говорится, что святой апостол Павел помолился, да и вообще в книге Деяний часто молитва сопровождалась внешним, телесным действием – преклонением колен: Деян.7:60:9:40:20:36:21:5 ; отсюда вразумление тем, кто отвергает нужду и значение телесного поклонения: 1Кор.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

137 Аз есмь Пастырь добрыи: Пастырь добрыи душу Свою полагает за овцы ( Ин.10:11 ). 138 Аз есмь Пастырь добрыи: и знаю Моя, и знают Мя Моя, ( Ин.10:14 ). 139 Аз есмь Воскрешение и живот, веруяи в Мя, аще и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). 140 Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мои будет: и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мои ( Ин.12:26 ). 141 Дондеже свет имате, веруите во свет, да сынове света будете ( Ин.12:36 ). 142 Да не смущается сердце ваше: веруите в Бога, и в Мя веруите ( Ин.14:1 ). 143 Веруите Мне, яко Аз во Отце и Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми ( Ин.14:11 ). 144 Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне (Ин.14:1З). 145 Да не смущается сердце ваше, ни устрашает ( Ин.14:27 ). 146 Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон ( Ин.15:6 ). 147 Аще пребудете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам ( Ин.15:7 ). 148 О сем, прославися Отец Мои, да плод мног сотворите, и будете Мои ученицы ( Ин.15,8 ). 149 Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моеи: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви. Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится ( Ин.15:10-11 ). Апостольские послания Деяния 1 Несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своеи власти ( Деян.1:7 ). 2 Покаитеся, и да крестится кииждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). 3 Не на лица зрит Бог, но во всяцем языце бояися его и делаяи правду приятен ему есть ( Деян.10:34,35 ). 4 Повеле нам проповедати людем и засвидетелствовати, яко тои есть нареченныи от Бога Судия живым и мертвым. О Сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь ( Деян.10:42,43 ). 5 Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие ( Деян.14:22 ). 6 Разумна от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). 7 Внимаите убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святыи постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян.20:28 ). Послание ап. Иакова

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Глава 25 Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1–6). Апостол на суде Феста (7–12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13–27) Деян.25:2 .  Тогда первосвящен­ник и знатней­шие из Иудеев явились к нему с жалобою на Павла и убеждали его, «Первосвященник» – Измаил, сын Фаби, которого Феликс поставил на место смещенного им Анании ( Деян.23:2 ; Флав. Археол. XX, 8, 8 и 11). «Знатнейшие из иудеев» – οι πρτοι τν Ιουδαων – первые из иудеев – знатнейшие, именитейшие люди. Вероятно, этим обозначается, что тут были не только члены Синедриона, но и другие знатнейшие по своему должностному и общественному положению светские особы, что указывает на значительное усиление вражды к Павлу, мнимому врагу народной религии. По-видимому, эти жалобщики явились к новому прокуратору собственно для поздравления его и представления ему, но тут же не замедлили принести ему и жалобу на Павла, представив дело его, как дело целого народа, важнейшее национальное дело текущей минуты, не терпящее отлагательства. Деян.25:3 .  прося, чтобы он сделал милость, вызвал его в Иерусалим; и зло­умышляли убить его на дороге. Из дальнейшего видно ( Деян.25:15 ), что иудеи прямо «требовали» осуждения Павла. Но Фест благоразумно отклонил их домогательство ( Деян.25:16 ). Деян.25:5 .  Итак, сказал он, которые из вас могут, пусть пойдут со мною, и если есть что-нибудь за этим человеком, пусть обвиняют его. «Сильные между вами...», – т. е. имеющие власть, облеченные правами или полномочиями от имени народа иудейского или синедриона. Деян.25:6 .  Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней, воз­вратил­ся в Кесарию, и на другой день, сев на судейское место, по­велел при­вести Павла. Образ мыслей и действий нового правителя обнаруживает его решительность и справедливость, соединенные с важною строгостью, столь уместною для римского правительственного чиновника, имевшего творить суд правый, скорый и милостивый. Как жалка рядом с этим достоинством язычника низость народного правительства иудейского, униженно вымаливавшего, под видом милости, возможности вероломного убийства узника на дороге к правосудию!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 28 Окончание путешествия Апостола Павла в Рим – от Мальты до Рима (1–14). Прибытие в Рим (15–16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17–29). Заключение книги Деяний Апостольских (30–31) Деян.28:1 .  Спасшись же, быв­шие с Павлом узнали, что остров называет­ся Мелит. «Узнали» – очевидно, от жителей острова о его названии «Мелит» – нынешняя Мальта, около 100 верст к югу от Сицилии и верстах в 350 от Африканского берега. До сих пор здесь сохраняется предание о пребывании апостола (губа св. Павла), тесно связанное с дальнейшим рассказом Деяний ( Деян.28:3–6 ). Деян.28:2 .  Иноплемен­ники ока­за­ли нам немалое человеко­любие, ибо они, по причине быв­шего дождя и холода, раз­ложили огонь и при­няли всех нас. «Иноплеменники» – βρβαροι, как называет их дееписатель, впрочем, не за грубость нравов (этому противоречил бы и дальнейший рассказ об их человеколюбии), а по общепринятому обычаю греко-римлян – именовать так всех, не говоривших по греко-римски. Поселенцы Мальты, по всей вероятности, были пунического происхождения (финикийско-карфагенского) и говорили на своем пуническом диалекте. Деян.28:3 .  Когда же Павел набрал множе­с­т­во хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, по­висла на руке его. «Ехидна» – порода змей, ядовитейшая (см. к Мф.3:7 ). При холоде она впадает в оцепенение, из которого выходит немедленно при соприкосновении с теплом. Деян.28:4 .  Иноплемен­ники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Деян.28:5 .  Но он, стряхнув змею в огонь, не по­терпел никакого вреда. Деян.28:6 .  Они ожидали было, что у него будет воспале­ние, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, пере­ме­нили мысли и говорили, что он Бог. Спастись от кораблекрушения и умереть минуту спустя от укушения змеи для язычников казалось ясным доказательством, что человек сей совершил величайшее преступление, которое Божественное Правосудие ( δκη – justitia, богиня суда, дочь Юпитера) не оставляет безнаказанным. Но когда увидели, что Павел спокойно стряхнул ехидну в огонь и «не потерпел никакого вреда», то начали говорить, что он – бог. Истинный Бог, для прославления своего служения, позволил ему доказать на себе действительность написанного о безвредности змей для верующего. Ныне на о. Мальте нет более ядовитых змей. По поверию туземцев, их не стало с тех пор, как произошло описанное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010