На человеческую природу Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. В Быт. (12, 103 2-3; 22, 18) о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом, а также как о семени Исаака (Быт. 26, 4) и Иакова (Быт. 28, 14). В книге пророка Иеремии Мессия назван потомком Давида (23, 5, 6). В Новом Завете в Евангелии от Луки (3 гл.) и Евангелии от Матфея (1 гл.) приводятся родословия Господа Иисуса Христа, где указаны его предки по плоти. Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии человеком и Сыном человеческим. Например, Ин. 8, 40: " Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину " ; Мф. (8, 20): " Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " . Само выражение " Сын Человеческий " — это не простое наименование, а мессианский титул, восходящий к ветхозаветной книге пророка Даниила, применительно ко Христу упоминается в Свщ. Писании Нового Завета около 80 раз. Апостолы также называли Христа человеком — например, апостол Павел (1 Тим. 2, 5). В Деян. (17, 31) Господь Иисус Христос назван Мужем. В 1 Кор. (15: 45, 47, 49) Господь Иисус Христос назван Вторым Адамом. Свщ. Писание совершенно недвусмысленно говорит нам о реальности человеческой природы Спасителя и его единосущии нам по человечеству, причем, природы как телесной, так и духовной. Многократно в Свщ. Писании говорится о теле Спасителя. Некая жена помазала тело Спасителя миром перед погребением (Мк. 14, 8). Апостол Петр в 1 Пет. (2, 24) говорит, что Господь вознес наши грехи на теле Своем. Иосиф Аримафейский просил у Пилата тело Иисусово (Мф. 27: 58, 60). Кроме того, Спасителю усвояются различные части тела, как, например, глава, руки, ноги, голень, персты, ребра, а также плоть и кровь (Деян. 20, 28). Приписываются различные телесные отправления. Так, тело Спасителя было обрезано (Лк. 2, 21), имело нужду в пище и питье, подвергалось усталости (Ин. 4, 6), требовало сна (Мк. 4, 38), было способно к болезненным ощущениям (Лк. 22, 41-44 и Ин. 19, 30) и, наконец, вкусило смерть. Так же усвояется Спасителю в Свщ. Писании человеческая душа или дух.

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Стих 5. В силе и Дусе Святе и извещении мнозе. Проповедь апостола отличалась от проповеди других лиц тем, что она состояла не в слове только, но и в силе, под которой нужно разуметь частью силу убеждения, действовавшую на сердца слушателей, частью – силу чудес, сопровождавших проповедь ( Мф.7:22; 11:20–21 ). Здесь под Духом Святым разумеется та Божественная сила, которую возжигал Дух Святый в сердцах самих апостолов и которая управляла устами их при проповеди и руками при совершении чудес, и которая изливалась обильными духовными дарованиями на принимающих проповедь. Многое извещение ( πληροφορα – полнота) может относиться не столько к полноте самой проповеди, сколько к полной уверенности самого апостола, что его проповедь не останется бездейственной на сердца солунян. Такая уверенность тем скорее могла возникнуть в сердце апостола, что, по замечанию святого Луки, Дух Святый не допустил его проповедовать ни в Асии, ни в Вифинии, а призывал на проповедь в Македонию ( Деян.16:6–9 ). Стих 6. Подобницы бысте нам и Господу. Величайшая похвала для солунян в том, что они подражали апостолу и Самому Господу, потому что с радостью переносили страдания за слово Божие ( Деян.5:41 ). И радость та была радостью от Духа Святого. Стих 7. Быти вам образ. Солунские христиане, с радостью страдавшие за Христа и не терявшие своего упования, сделались образцом для всех верных в Греции. [В Македонии и Ахаии. Так делилась Греция под римским владычеством. Македония включала в себя области: собственно Македонию, Илларию или Эпир и Фессалию. Греция обнимала собственно Грецию и Пелопонез]. Стих 9. Работати Богу живу и истинну. В противоположность бездушным идолам и всем так называемым богам, апостол называет Бога живым и истинным. Обращая свою речь к христианам из язычников, он поставляет для них сущность обращения в служении Богу истинному и живому. Стих 10. Воскреси из мертвых. Чтобы показать силу Бога живого, апостол говорит о том, что Он воскресил Сына Своего от мёртвых. Для христиан из иудеев, которых здесь мог иметь ввиду апостол, ожидание грядущего с Небес Сына Божия должно было служить побуждением обратить свой взор от мысли о земном царстве Мессии к Царству Небесному. Деятельность апостола Павла в Солуне (2:1–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Верующие должны радоваться а) о Господе: Возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем ( Лк.1:47 ). [Св. Павел наставляет:] радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь ( Флп.4:4 ); б) при богослужении: Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием ( Пс.99:2 ). Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень ( Пс.121:1 ); в) в богохвалении: Радостным гласом восхваляют Тебя, Боже, уста мои ( Пс.62:6 ). Радостно пойте Богу, твердыне нашей ( Пс.80:2 ); г) в псалмопении: Веселитесь и пойте, пойте Господу с гласом псалмопения ( Пс.97:4–5 ). Весел ли кто из вас, пусть поет псалмы ( Иак.5:13 ); д) в сорадовании ближнему: Радуйтеся с радующимися ( Рим.12:15 ); е) и среди скорбей: Церкви Македонские среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью ( 2Кор.8:2 ). Нас огорчают, а мы всегда радуемся ( 2Кор.6:10 ). Я преизобилую радостью при всей скорби нашей ( 2Кор.7:4 ); ж) в великодушном терпении: Возрастая в познании Бога, укрепляйтесь во всяком терпении и великодушии с радостью ( Кол.1:10–11 ). Плод духа: любовь, радость, мир, ( Гал.5:22 ); з) среди несчастий и искушений: С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения ( Иак.1:2 ). Силою Божией чрез веру вы соблюдаетесь ко спасению, готовому открыться в последнее время: о сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений ( 1Петр.1:5–6 ); и) в гонении: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Лк.6:22–23 ). Расхищение имения вашего вы приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее ( Евр.10:34 ); к) видя себя удостоившимися претерпеть за имя Христово: Апостолы [после биения] пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян.5:41 ). Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы почивает на вас. Только бы не пострадал кто из вас, как злодей, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ( 1Петр.4:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При изложении предметов в книге Деяний св. Лука строго держится хронологического порядка и располагает свою книгу сообразно тому определению Спасителя, которое изложил в начале оной, т. е. что апостолы имели явиться свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и в Самарии и даже до последних земли ( Деян.1:8 ). Посему в книге Деяний главные три части. I. В первой части излагается основание и утверждение Церкви в Иерусалиме (1:1–7, 60), а именно, показывается, что апостолы, по вознесению Господа на небо, возвратились в Иерусалим, и, вместе с прочими последователями и Богоматерью, пребывали в горнице, составляя общество числом сто двадцать человек (1:1–15); там, по предложению Петра, жребием избран Матфей и причтен к лику апостолов (1:15–26). Там же, в день Пятидесятницы, Дух Святой в виде огненных языков сошел на учеников Христовых (2:1–5) и проповедью Петра обращено три тысячи (2:6–41). Множество совершаемых апостолами чудес навело страх на всех; верующие составили истинно-братское общество, принося свое имение в общее распоряжение, и народ любил их (2:42–47). Исцеление хромого или, лучше сказать, безногого, Петром и Иоанном у красных ворот, в храме, привлекло к ним множество народа (3:1–11); проповедь Петра в этом случае приобрела Христу пять тысяч верующих, хотя сами проповедники и были заключены под стражу (3:12; 4:4). На утро вместе с исцеленным привели их в синедрион и потребовали объяснения, каким именем сотворено чудо. Петр с твердостью отвечал, что исцеление хромого сотворено о имени Иисуса распятого, присовокупив, что нет другого имени под небом, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (4:5–12). Дерзновение Петра, личное присутствие исцеленного и известность чуда удержали членов синедриона от насильственных мер: они только с угрозой приказали апостолам впредь не проповедовать (4:13–22). Но Апостолы, испросив, у Господа помощь, начали проповедовать с большим дерзновением (4:23–31). Верующие, несмотря на многочисленность, продолжали составлять истинно-братское общество; нищих между ними не было, так как имение вновь обращавшихся, подобно имению Варнавы, поступало в общее распоряжение (4:32–37); а постигшая Ананию, по слову Петра, внезапная смерть, за утайку некоторой части цены, предотвратила могущие последовать злоупотребления (5:1–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа. Заблуждение 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком». Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного ( Быт.18:14 ; Лк.1:37 ). И Библия ясно излагает эту истину. Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь … приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…» Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком: В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно ( Лк.2:40,52 ). Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено ( Мф.4:2; 8:24 ; Лк.22:44 ; Ин.4:6-7; 19:28-42 ). После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу ( Лк.24:39-43 ; Ин.20:27-29 ; Деян.10:41 ). Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике: Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы ( Мф.8:23-27; 14:22-33 ), прощал грехи ( Мк.2:1-12 ), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе ( Ин.5:17-18 ), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно ( Ин.5:19-23 ).

http://azbyka.ru/troica

Вопрос. Что значит, когда Василий Великий говорит в малых епитимиях: Пусть будет удален от благословения в меру падения? Ответ. Значит, лишить кого либо того благословения, которое преподается в церкви. Церковные благословения ( κκλησιαστικαι εολογιαι), упоминаемые здесь, это благословения, даваемые епископами и пресвитерами, для молитвы или для подкрепления верных Божией помощью; а потому этих благословений более или менее лишается тот или другой грешник в меру греха, в который впал 4 . Малыми же епитимьями называются те, которые Василий предписал для небольших грехов и которые находятся в числе прочих общих епитимий Василия Великого под номерами с 11 по 60 (по изданию Migne) 5 . Правило 10. Вопрос. Может ли вкушать от принесенных на жертвенник просфор тот, кому воспрещено причащаться? Ответ. В житии св. Феодора Сикеота говорится, что таковым это возбранено. (Ап. 3, 4, 38, 41; Гангр. 7, 8; Лаод. 14; Карф. 37). Св. Феодор Сикеот, в житии которого говорится, что не может получать антидора в церкви тот, кто недостоин св. причастия, – был архимандритом нескольких монастырей в Галатии и епископом анастасиопольским. Прославился он многими чудесами и умер в 613 году 6 . Правило 11. Вопрос. Нужно ли подлежащих лиц подвергать епитимии по Каноникону Постника? Ответ. Означенный Каноникон, своим чрезмерным снисхождением, многих погубил; а посему те, которые знают, что добро и от добра удаляются, да исправляются. Об этом правиле мы упоминали в толковании 3-го правила св. Иоанна Постника и видели, что, несмотря на столь беспощадное осуждение, Каноникон Постника все же вошел во всеобщее употребление в восточной церкви, и на основании этого Каноникона, главным образом, составлен Номоканон при нашем Б. требнике. Различные канонические предписания. 1. Какое же зло потерпели мы? Разве то одно огорчительно, что ничего не потерпели, не признаны и достойными страданий за Христа ( Деян.5:41 ). Если же печалит вас то, что другой владеет домом молитвенным, а вы на открытом воздухе поклоняетесь Творцу неба и земли, то разсудите, что одиннадцать учеников заключены были в горнице, а распявшие Господа совершали иудейское богослужение в пресловутом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Но известно, что такая чистота возможна не для тех, которые по нерадивости, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, которые с сокрушением и постоянной ревностью исправляют порчу, причиненную грехами, и всей силою души взывают к Богу: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего» ( Пс.31:5 ); «слезы мои были для меня хлебом день и ночь» ( Пс.41:4 ); они удостоятся слышать: «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако» ( Ис.44:22 ); «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ), и, освободившись от уз грехов своих, коими всякий связывается ( Притч 5:22 ), с благодарностью воспоют Господу: «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» ( Пс.115:7–8 ). Глава 8. Разными способами можно достигнуть очищения грехов Грехи можно заглаживать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается не только раскаянию, о котором говорит апостол Петр: «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ); Иоанн Креститель и Сам Господь говорят: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ); но еще «любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ). Милостыней также врачуются язвы души нашей, потому что как «вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи» ( Сир.3:30 ); «и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Пс.6:7 ), далее говорит, что он не напрасно проливал их: «удалитесь от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего» ( Пс.6:9 ). Также заглаживаются грехи исповеданием их: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ); еще: «припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» ( Ис.43:26 ); и скорбью душевной и телесной приобретается отпущение грехов: «призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» ( Пс.24:18 ). Особенно уничтожаются грехи исправлением нравов наших: «удалите злые деяния ваши от очей Моих;...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением). Навечерие Богоявления Канун праздника — 5 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова. В Сочельник Богоявления 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает. Особенности богослужения в Навечерие праздника Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение. Великие часы и их содержание Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25). Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя— трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

Юные же между вами пусть приводят себе на память семь мужественных и благодушных Маккавеев, и пусть взаимно поощряют один другаго, т. е. брат брата, пока претерпят мученичество, и таким образом соделаются в храме Божием как бы светлыми столбами. Подобно сему и матери пусть увещавают детей своих, подражая матери Маккавеев, которая увещавала чад своих не в припадке безумия или ослепления, но дабы ввесть их в царство небесное, и вселить вместе с собою. Если бы преследовали вас враги, и желали вашей погибели; то довольно для вас знать то, что тело ваше соделалось храмом Божиим. Вспомните об Апостолах, которые некогда гонимы и ввергаемы были в темницу, и которые однакож радостно благодарили Бога за то, что сподобились «за имя» Его «принять безчестие» (Деян. 5:41). Вспомните и о великом множестве святых мучеников, с которыми так жестоко поступали, что или совершенно выкалывали им очи, или оставляли с одним глазом: но и в сем состоянии сердце их ведало Бога, и им точно приличествовали слова Спасителя: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Матф. 5:8). Напротив, ныне есть такие люди, кои явно обнаруживают, что они не могут переносить скорбей и огорчений, и в особенности по трем причинам, т. е. по причине сребролюбия, удовлетворения плотских пожеланий пищею и питием, и наконец, по причине тщеславия или властолюбия, и страха человеческаго.    Сие написал я для увещания вашего; впрочем для всякаго назначена своя мера, смотря по образу жизни его. Посему каждый из вас должен стараться приобресть себе друга, высшаго себя. Ибо Писание говорит: «на всякое время друг да будет тебе: братия же в нуждах полезни да будут: сего бо ради раждаются» (Прит. 17:17). Таким образом всякий, кто только будет подражать мужам, выше нами указанным, соделается и сонаследником их, и будет иметь их друзьями в случае нужды. Если ты Пресвитер; то подражай Тимофею, который добре пресвитерствовал, который приобрел себе и высокий сан и многое дерзновение о Христе. Если ты диакон; подражай оным седми мужам, на которых вместе с Стефаном возложена была сия служебная должность, и кои были верны и исполнены Духа Святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(Бог. Мак. т. I, стр. 486). «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцов благодать Божья», говорит Августин, (там же стр. 486). «Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, говорит св. Злат., они (Адам и Ева) ощущают и чувственную наготу». (Злат. т. IV, Быт., б. 16, стр. 133). 60 «Верую и в Духа Святаго Господа животворящаго» (8 чл. сим. в.) «Святым Духом всяка душа живится», поёт церковь (антиф. 4 гл.) «Дух святит, животворит», говорит св. Василий вел. (ч. 4, б. 15 о вере стр. 224–5). «Той бо, т. е. Дух Св., источник животу», читаем в Благовестнике (Мр. л. 50). «Дух не только живёт Сам по Себе, но сообщает жизнь и другим существам», говорит Св. Злат. (т. VIII, Иоан. б. 15, стр. 163). «Поэтому таковые (т. е. не имеющие Св. Духа) и названы Господом мертвецами ( Лук. 9:60 ), ...потому что не имеют Духа Св., оживляющего человека», пишет св. Ириней Лион. (кн. V. гл. 9, стр. 462; снес. Прилож. I) A так, как только епископам предоставлено право раздавать дары Св. Духа ( Деян. 8:14–17 ), то ясно, что не имеющие епископа, не имеют и Духа Св., a без Духа Св. таковые есть мертвецы. «Егда несть ту архиерея таковем не дается Дух Св.«», говорит Никон Черног. (Такт. л. 41 об.). «А не иметь в себе Духа Св., по слову св. Златоуста, есть смерть, вражда на Бога, невозможность угодить Его законам, невозможность принадлежать Христу»» (т. IX, Рим б. 13, 650). Так. обр. не напрасно епископ сравнён с головой тела, потому что он так же необходим для жизни церкви, как голова необходима для жизни тела. 61 «Дух, выходя из головного мозга, не просто сообщает, посредством нервов, чувствительность всем членам, но сообразно с каждым из них... Этот дух, распределяющийся по членам от головы, прикасаясь к каждому из них, так обр. производит на них своё действие... Сердце (есть корень) духа, печень – крови, селезёнка – желчи, и другие органы – других элементов; но все они зависимы от головного мозга... Так апостол есть самый удобный сосуд тела (т. е. церкви Христовой), принимающий от него всё.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010