Если тьма устраняется в первый день и за один день, а безвидность начиная со второго дня в течение двух (второго и третьего), то пустота устраняется с третьего дня и в течение трех (третьего, четвертого и пятого): в третий день на земле, в четвертый на небе и в пятый день в море. От нас не должна укрыться ни мерность дней, ни строгая симметрия порядковых и количественных числительных — отсчет дней творения (особенность, которая в канонических книгах обнаруживается лишь в первой главе книги Бытия) на языке чисел призван раскрыть красоту и упорядоченность мироздания, где одно не теснит другое (Сир 16:28), ибо Творец все расположил мерою, числом и весом (Прем 11:21). Прежде чем продолжить разговор о композиции Шестоднева, я хотел бы привлечь внимание к одной древней вероисповедальной формуле. На скрижалях синайского Завета торжественно возвещается о том, что Господь в шесть дней создал небо и землю, море и все, что в них (см. Исх 20:11). Апостолы Павел с Варнавою, проповедуя в Листре, возвещают о Боге Живом, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них (Деян 14:15). Эта формула может быть выражена более развернуто, как, например, в Откровении: Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем (Откр 10:5–6). Или предельно сжато: Бог, сотворивший мир и все, что в нем (Деян 17:24). Но всякий раз она является кратким изложением истории творения мира, о котором Господь устами Псалмопевца говорит: Моя вселенная и все, что наполняет ее (Пс 49:12). Вселенная Библии охватывает три стихии — воздушное пространство (небо), землю и воды (моря), и несложно заметить, что каждой из них соответствует свой день творения: 1-й день — вода, и Дух Божий носился над водою (Быт 1:2). 2-й день — небо, и создал Бог твердь и назвал Бог твердь небом (Быт 1:7–8). 3-й день — земля, Да явится суша и назвал Бог сушу землею (Быт 1:9–10). Но и все, что наполняет Вселенную, то есть небо, землю и воду, распределяется, как мы уже знаем, также по трем дням творения:

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились 82 . О воскресении Христа из мертвых предсказал Давид, который от имени Сына Божия говорит: Не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления ( Пс.15:10 ). Ты не оставишь души Моей во аде, и не дашь Святому Твоему увидеть тления. Эти слова Давидовы приводит ап. Петр в своей речи, обращенной к иудеям и прозелитам 83 в день сошествия Св. Духа ( Деян.2:27 ). В св. Писании Ветхого Завета есть указание и на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Пророческий образ сего представлен в пророке Ионе: И бе Иона во чреве китове три дня и три нощи ( Ион.2:1 ). И был Иона во чреве кита три дня и три ночи. На этот ветхозаветный прообраз указал Сам Спаситель в беседе с иудеями, когда они просили у Него знамения 84 . О шестом члене Символа веры Шестой член Символа веры читается: (Верую в Господа Иисуса Христа) и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Общее содержание шестого члена . В этом члене содержится учение о том, что Господь Иисус Христос вознесся от земли на небо и возсел одесную Бога Отца. Вознесение Спасителя на небо . В сороковой день после Своего воскресения Господь последний раз явился апостолам в Иерусалиме, Он вывел их из города до Вифании и, подняв Свои руки, благословил их. И когда Христос благословлял апостолов, стал отделяться от них и возноситься на небо, и облако скрыло Его из вида их. Вознесшись на небо, Спаситель возсел одесную Бога ( Мк.16:19 ; Лк.24:50 ; Деян.1:4–12 ). Изображение вознесения Господня в шестом члене Символа веры заимствовано из следующих изречений св. Писания: Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая ( Еф.4:10 ). Нисшедший (с неба на землю) Он же есть и восшедший превыше всех небес (то есть превыше всех высших небесных существ), чтобы наполнить все (Своею святостью, славою и могуществом). Такова имамы Первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех ( Евр.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Почему пальцы пригибаете? Господь велит важнейшие заповеди навязать в знак на руку ( Втор. 6:8 ) исправляя древний обычай ( Евр. 9:10 ), мы крест кладем знаком на руке и на всем теле. Слагаем пальцы во имя Троицы и во имя Богочеловечества Иисуса – это важнейшие заповеди. Сын мой, навяжи их на персты твои ( Притч. 7:3 ). Это ничуть не помогает! Опыт пустоты, нечувствия всегда ущербнее положительного. Если вы чего-то не чувствуете, это не значит, что этого нет. Атеисты с той же позиции отрицают бытие Бога. Пост Пост не заслуга, не ублажение Бога, а средство смирения плоти ради воспитания духа. Принцип православного поста: Все мне позволительно, но не все полезно ( 1Кор. 6:12 ). Календарность: Секта: Если Я желаю – Я пощусь, когда Я хочу и как Я хочу и т.д. Но, календарностью поста исправляется самое главное в нас – наше «я». Евреи держали 4 календарных поста в году: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Иудина веселым торжеством; только любите истину и мир ( Зах. 8:19 ). Апостолы тоже: прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел ( Деян. 27:9 ). Постились по-разному: Давид: колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука ( Пс. 108:24 ). Ездра: Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев ( 1Ездр. 10:6 ). Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан.10:2–3 ). Анна пророчица не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк. 2:37 ), Иоанн (Креститель) имел одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на своей пояснице, а его пищей были саранча и дикий мед ( Мф. 3:4 ). Важность: Пост для христиан: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься ( Мф. 9:15, 6:16 ). Вся наша жизнь – борьба с диаволом, а с ним борются только молитвой и постом ( Мк. 9:29 ). Когда они служили Господу и постились… совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их ( Деян. 13:2–3, 14:23 ). Мы всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор. 6:4–5 ). Много раз был… в труде и в изнурении… часто в посте (ст. 26–27). Семейным парам Павел заповедал, дабы иногда, по согласию, уклонялись друг от друга на время, для упражнения в посте ( 1Кор. 7:5 ) («для упражнения», т.е. регулярно, чтобы духовно не зачахнуть).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

LX. О различных религиозных вопросах Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при разговоре о различных религиозных вопросах 1) О Божестве Иисуса Христа Мф.13:55–56 . «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?». Объясн. Это говорили те, кто «соблазнялся о Нём» (Иисусе Христе), а кто не соблазнялся, тот громко исповедовал Христа Сыном Бога Живого: Мф.14:33:16:16 ; Ин.16:30 ; да и Сам Иисус Христос говорил: «Я и Отец одно»: Ин.10:30:8:58 . Ин.1:4 . «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков». Объясн. И сам Господь говорил о Себе, что Он имеет жизнь в Себе самосущую: Ин.5:26 ; называет Себя жизнью: Ин.11:25 , и жизнью вечной: 1Ин.5:20 ; о Нём мы живём и движемся и существуем: Деян.17:28 , соединяемся и срастаемся с Ним: Рим.6:5 , как розга с лозой: Ин.15:5 . Ин.10:34–35 . «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» ( Пс.81:6 )? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание». Объясн. В Ветх. Завете «богами» назывались богоизбранные судьи и начальники народа: Исх.22:28 (см. славянский текст). Иисус Христос не равняет их с Собой, а только обличает злобу фарисеев, изыскавших повод к хуле на Него в том, что Он называет Себя Сыном Божиим, тогда как и на самом деле Он был единосущен с Отцом: Ин.10:30:36 . Следовательно, к нам, смертным и грешным людям, это место Писания относить не приличествует: Пс.115:2 . Ин.14:9 . «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца?». Объясн. Не нравственное только единение и общение Господа Иисуса с Богом Отцом разумеется здесь, а единство по существу: Ин.10:38:17:21 ; так как во Христе обитает вся полнота Божества телесно: Кол.2:9 , то даже самый совершеннейший христианин не может и не должен сказать о себе, что видевший его (христианина), видел и Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

98 . Исследуй – и ты найдешь, что многое свершилось через Отца. Разве Отец слабее, если свидетельств о даровании или о происхождении «из Сына» мы встречаем часто, да и «через Отца» не меньше? 99 . Часто мы читаем в Писании о совершившемся через Духа, например: А нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:10 ), и в другом месте: Храни добрый залог Духом Святым ( 2Тим. 1:14 ), и к ефесянам: Крепко утвердиться Духом Его ( Еф. 3:16 ), и к коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости ( 1Кор. 12:8 ), и еще: А если Духом умерщвляете дела плотские, то живы будете ( Рим. 8:13 ), и выше: Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ). 100 . Если наши противники скажут: покажи нам строки, явно говорящие, что «всё от Сына» или «всё от Духа», то я тоже попрошу их показать мне, где говорится, что «всё через Отца». Но так как мы уже доказали, что все предлоги приложимы и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу и их использование не вводит никакого различия в божественную власть, несомненно, мы должны понимать, что «всё из Того, Которым всё», и «всё Тем, из Которого всё», и, наконец, «всё из Того и Тем, в Котором всё» 60 . Всякое творение происходит из воли, через действие и в силе Троицы, как написано: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) – и в другом месте: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – вся сила их ( Пс. 32:6 ). 10 101. Едино не только действие Отца, Сына и Святого Духа, но у Них одна и та же воля, одно призывание и одно учение. Это ясно открывается в великой и спасительной тайне Церкви. Отец призвал язычников в Церковь : Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною ( Рим. 9:25 ) 61 , и в другом месте: Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис. 56:7 ). Господь Иисус говорит Анании, что Павел был избран Им созвать и собрать Церковь : Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами ( Деян. 9:15 ). 102 . Итак, Отец призвал Церковь , призвал ее и Христос. Как призвал ее Христос, так призвал ее и Дух: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли Селевкию ( Деян. 13:2–4 ). Не только по велению Христа, но и по велению Святого Духа Павел, приняв апостольство, поспешил собрать язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

7) Поэтому святым и Ангелам должно покланяться: 3Цар. 18:7 ; 4Цар. 1:13; 2:15; 4:37 ; Дан. 2:46 ; Деян. 16:29 ; Чис. 22:31 ; Иис. Нав. 5:14–15 . Суд. 13:20 ; 1Пар. 21:16 ; Дан. 10:9–10 . 8) Их должно ублажать и просить о ходатайстве за нас перед Богом: Иак. 5:10–11 ; Рим. 13:7 ; Иак. 5:16 ; Пс. 33:16 . О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Иса. 7:14). «Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, Дщерь, и смотри, и преклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего... И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое» ( Ис.44:10–16 ). «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1:48 ). Святая Церковь Христова чтит Пресвятую Богородицу выше всех святых, выше бесплотных сил небесных, почитает и величает Ее, как «честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов», родившую нам Богочеловека Христа, воплотившегося от Нее и Духа Святого Спасителя мира, – и, исповедуя Ее Приснодевой, в рождестве и по рождестве девство сохранившей, ублажает Ее, как Матерь Господа и умоляет Ее о помощи и заступничестве перед престолом Ее Сына за весь грешный мир. О приснодевстве Богоматери и Ее преимущественном величии предсказано было еще ветхозаветными пророками, «движимыми Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ). Так, св. пророк Исаия за много веков предсказал, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы, на каковое пророчество об этом чудесном рождении указывает и евангелист Матвей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Иса. 7:14). Пророк же Иезекииль предсказал, что пресвятая Дева и после рождения Христа пребудет навсегда девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» ( Иез. 44:2 ). Величие Мессии Христа и величие Его Матери пророчески так воспевается в 44 псалме: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего. И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он Господь Твой и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю, за Ней ведутся к Тебе девы, подруги Ее; приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки» ( Пс. 44:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2:14). Он же Сам есть и простый, незлобивый и не имеющий коварства голубь: ибо «не было лжи в устах Его» , как написано (Ис. 53:9). Он также есть и трехлетняя «телица» , равно как предызображается и в других животных. Ибо Господь всесовершен. Совершенный возраст животных превосходно указывает как бы на совершенство в Божестве Единородного. Далее, животные делятся на части, потому что рассекаются. Пара же птиц остается не рассеченною. Какое основание к сему? Поскольку Единородный — Слово Божие «стало плотию» (Ин. 1:14), Он как бы подвергся рассечению, и речь о нем исходит от двоякого созерцания. Ибо мы то умопредставляем Его Божественное и неизреченное рождение от Отца, а то говорим о тайне вочеловечения, едва не раскрывая глубину домостроительства и едва не исследуя эту глубину, для познания ее теми, которые не ведают ее. Но хотя речь о Нем и стала как бы двоякою, однако Сам Он есть один и тот же во всяком случае, не разделяемый надвое, после соединения с плотию. Он не рассекается на двоицу сынов: Христос един и неразделим. Ясным образом сего служит то, что птицы не рассекались: ибо «птиц... , — сказано, — не раздели» (Быт. 15:10). И как сущий от земли по человечеству, Он знаменуем был в тельце, а также в козе и овне, но с другой стороны, умопредставляется и как сущий с неба и свыше (так как Он есть Бог) в образе птиц. А что хотя Он и потерпел за нас вольное заколение, однако «плоть Его не видела , — как написано, — тления» (Деян. 2:31; ср.: Пс. 15:10), и что, согласно слову Псалмопевца, «Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его» (Пс. 88:23), это может показать, и очень ясно, как бы в прообразе опять божественный Авраам, отгонявший хищных птиц от рассеченных частей животных. Когда же предвозвещено было Аврааму имевшее быть по времени в Египте потомкам его, то есть Израилю, притеснение и чудесное избавление, то сказано, «зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченным» . Ибо прежде исполнения обетованного воссиял данный чрез Моисея закон, заключавший в себе для слушателей его длинные повествования о рабстве израильтян и об искуплении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Всемогущим и вездесущим Божественным Словом спланирован и создан мир, непрестанно поддерживается порядок и гармония во всем мироздании. Об этом прекрасно говорят святые Отцы и Учители Церкви. «Посмотрите на природу видимых творений, на их положение, порядок, стояние, движение, соразмерность, пользу, красоту, разнообразие, изменение, приятность… Посмотрите на то промышление Божие, которое является в каждой части мира, – говорит блаж. Феодорит. – Как от долговременности не терпит никакой перемены, хотя имеет природу, способную изменяться, по учению блаженного Давида ( Пс. 101:27-28 )? Имеет оно изменчивое и тленное существо, но доселе пребывает таким, каким создано, потому что поддерживается силой Создателя. Ибо создавшее его Слово сохраняет его и управляет им, сообщая ему постоянство и твердость, доколе Ему будет угодно». 48 «Естество творений, как произведенное из ничтожества, само по себе изменчиво, непрочно, смертно…; посему, чтобы все созданное, по своему состоянию изменчивое и разрушимое, действительно не разрушилось, и мир не обратился в прежнее ничтожество, Создавший все Своим вечным Словом и давший естество тварям не предоставил их самим себе, дабы не обратились в прежнее ничтожество, но по доброте своей, хранит их и управляет ими Словом Своим, которое Само есть Бог, – учит св. Афанасий Великий. – … Всемощное и святейшее Слово Отца, обтекая все, и повсюду проявляя силы Свои, и освещая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничего не оставляет непричастным силы Своей, но все и чрез все, каждое существо порознь, и все существа вместе, оживляет и сохраняет». 49 Как уже говорилось, Божественное Слово вечно. Об этом многократно говорит Писание: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин. 8:58 ); И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ( Апок. 22:12-13 ). Божественное Слово неизменно: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же ( Пс. 1:10-12 ); Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же ( Евр. 13:8 ). Божественное Слово обладает всеведением, ибо в Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания ( Кол. 2:3 ); Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ; Ин. 10:15 ); Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел ( Ин. 16:30 ). Я есмь испытующий сердца и внутренности ( Апок. 2:23 ). Божественное Слово всесвято, именуется Святым и Праведным ( Деян. 3:14 ), Святым и Истинным ( Апок. 3:6,7 ), Святым ( Апок. 15:4 ).

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Какой добродетельный человек, стремящийся быть тем, чем он должен быть, не чувствует себя обязанным как можно чаще отказываться от чувственных удовольствий, ограничивать земные радости, жертвовать земными благами? Потому что те, кто любит деньги и имущество, почести и славу, радости и удовольствия более добродетели и благочестия, тот не может быть добродетельным; не может достигать и вечного счастья, завещаемого Спасителем. Апостол Иоанн увещевает христиан: « не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей… И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек » (1 Иоан. 2:15.17). Таким образом, самая совершенная и угодная Богу та добродетель, которая, через самоотвержение в бедствиях, очищается от греховной (чрезмерной) привязанности к материальным благам мира сего, укрепляется в страданиях и остается твердой во всевозможных искушениях. Но если Иисус Христос требует от людей совершенной добродетели, то Он не может предлагать к их услугам земного счастья в понимании людей неверующих. « Все желающие жить благочестиво », так или иначе, но неизбежно « гонимы будут ». При этом остаются совершенно истинными слова Спасителя: « ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (необходимое для достаточного материального существования) приложится вам. » (Мф.6:33). Итак, не будем роптать, если мы ради благочестия терпим гонения, если мы, как христиане, должны отвергаться самих себя и нести свой крест. Христос, пострадав за нас, оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2:21). А если со Христом страждем, то с Ним и прославимся. Скорби и гонения составляют неизбежный удел благочестивого христианина «Все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы» (ст.12). Нерадостную истину возвещает нам апостол в дневном чтении. Не то же ли самое говорит Иисус Христос (Мат. 10:34 и др. Иоан. 16:20 )? Так должно быть: 1. Потому что он благочестивый христианин. Конечно, и грешник имеет свое горе (Пс. 31:10), но оно часто служит к его стыду и посрамлению. Он по своей собственной вине нередко делается притчей во языцех. Но благочестивый человек невинно терпит скорби и огорчения. «Возьми крест свой» (Лук. 9:23; Деян. 14:22 )! Если мы — христиане, то должны также и страдать с Христом. Когда страдает Глава, то чувствует страдание и каждый член. Захотим ли мы покоиться на розах и предоставить терния одному Иисусу Христу? Злой мир не может не питать ненависти к благочестивому человеку (Иоан. 15:19; Иак. 4:4 ). Овцы и волки. Но как иначе, если крест исходит из руки Божьей (Пс.37:3)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Посмотри и на каждое животное земли, на дерево, на цвет сельный, на былие травное. Не видишь ли и тут опять Его же премудрого, преблагого, облеченного в красоту и велелепоту, благоуханного, сладчайшего, пречистого, всесовершенного? Если бы ты углубился внутрь земли, и там увидел бы Его же зиждительную руку, воздвигающую вещество и связующую тело земли водными жилами. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя ( Пс.138:7-10 ). Везде Ты единый, всё животворящий, всем правящий, всех радующий! К Адаму Ты приходишь во время прохлады дня ( Быт.3:8 ), Аврааму знаменуешь Себя мраком ( Быт.15:12 ), с Моисеем беседуешь в облаке ( Исх.24:18 ), с народом Израильским — в гласе трубном, огне и дыме ( Исх.19:18-19 ), Илии являешься в веянии тихого ветра ( 3Цар.19:12 ), на апостолов сходишь в сильном ветре и огне ( Деян.2:2-3 ), Павла облиставаешь светом ( Деян.9:3 ), всех нас возрождаешь водой, запечатлеваешь елеем святым, питаешь хлебом жизни, освящаешь Древом Крестным. Везде виден Ты светлому и чистому взору богомыслителя! Не отвращай же никогда Лица Твоего от отроков Твоих! Пусть мы видим Тебя, Вездесущего, повсюду! Пусть неблагодарное мудрование, отнимающее у Тебя славу ближайшего и непосредственного мироправления и предпочитающее Тебе дело рук Твоих, отрокам Твоим кажется и неправдой, и безумием, и хулой на Тебя, на мир и на собственное их достоинство! Даже и не только в глубине нашего существа может быть зрим его Создатель, но и во внешнем нашем составе, который есть образ образа Божия. Наше зрение, простирающееся до изумительной отдаленности, укажет в себе черту Бога Всевидца. Наш слух, открывающий в простом законе чуждого ему вещества бесстрастное и самое глубокое наслаждение, дает намек на чистейшее, полнейшее, блаженнейшее вседовольство Божие. Устройство тела нашего также указывало некоторым богомудрым мужам в себе образ Божий. Словом, на какую бы сторону нашего существа мы ни обратили богомысленное внимание, везде мы увидим Бога; человек с тем и создан по образу Божию.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010