Павел и Сила молчаливо терпят всенародное поругание, хотя могли бы моментально избежать его, сославшись на свое право римских граждан, освобождавшее их от телесного наказания. Однако они предпочитают молчание, радуясь этому бесчестию во славу Божию, за имя Христово (ср. Деян.5:41 ) и отложив объявление своих прав для окончательной победы своей. Деян.16:24 .  Получив такое при­ка­за­ние, он ввергнул их во внутрен­нюю темницу и ноги их забил в колоду. Деян.16:25 .  Около по­луночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Деян.16:26 .  Вдруг сделалось великое землетрясе­ние, так что по­колебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Исполняя приказание – крепче стеречь узников, темничный страж ввергает их «во внутреннюю темницу», где содержались особенно важные преступники, и ноги их забивает «в колоду» – большой и тяжелый деревянный чурбан с отверстиями. Но – «чем строже заключение, тем славнее чудо!» (Златоуст). «Вдруг сделалось великое землетрясение» – не как обычное явление природы, а как чудо, сотворенное Господом для прославления Своего Имени и избавления Своих Служителей – апостолов. Чудесность землетрясения проявилась именно в том, что не только у Павла и Силы, но и у всех остальных узников темницы «ослабели узы», что давало полную возможность всем тотчас удалиться через открытые землетрясением двери темницы. Чудесно и то, что это землетрясение не простерлось, по-видимому, далее района темницы. Деян.16:27 .  Темничный же страж, про­будив­шись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. «Хотел умертвить себя» – из страха наказания за побег узников. Деян.16:28 .  Но Павел воз­гласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. «Все мы здесь». Пораженные чудом, узники, только что умиленно слушавшие молитвы и песнопения апостолов, были далеки от мысли о бегстве – хотя бы потому, что не успели опомниться от непонятного им потрясения. Деян.16:29 .  Он по­требовал огня, вбежал в темницу и в трепете при­пал к Павлу и Силе,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После видения Петр пребывал в недоумении, не зная, как истолковать его. Тем временем дом Симона кожевника разыскали посланники Корнилия-сотника. Подойдя к дому, они спросили: Здесь ли Симон, называемый Петром? (Деян. 10, 18). Одновременно с этим апостолу Петру вновь был глас – Дух Святой сказал: Вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (Деян. 10, 19–20). Петр тотчас же спустился вниз и сказал: Я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? (Деян. 10, 21). Посланные ответили ему так: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих (Деян. 10, 22). Петр пригласил слуг и воина к столу и угостил их. На следующий день Петр и несколько иоп-пийских христиан вместе с посланниками Корнилия отправились в Кесарию. Там их уже ждал Корнилий. Он собрал родственников и друзей, дабы и они могли выслушать проповедь о спасении. Увидев Петра, Корнилий, приветствуя его, упал на колени, но Петр поднял его и сказал: Встань; я тоже человек (Деян. 10, 26). Когда же Петр вошел в дом Корнилия, он неожиданно оказался перед большим собранием язычников, пришедших послушать проповедь. До этого Петр, проповедуя о Христе, обращался только к своим соплеменникам, поэтому он сказал: Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? (Деян. 10, 28–29). В ответ Корнилий рассказал о своем видении и прибавил: Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога (Деян. 10, 33). Ответ Корнилия убедил Петра, что позвавшие его язычники действительно жаждут услышать слово Божие. Кроме того, для него самого было откровением, что язычники, живущие праведно, не менее дороги в очах Божиих, чем сыны закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Тут прокуратор Фест прервал Павла; возмутившись «безумными речами», он воскликнул: Безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия (Деян. 26, 24). Подобно афинянам, некогда слушавшим апостола, Фест мог принять учение о Боге, о Священном Писании и естественном откровении, но никак не мог принять воскресения мертвых. Нет, достопочтенный Фест, – ответил апостол, – я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило. Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь (Деян. 26, 25–27). Агриппа – иудей, выросший в Риме и впитавший эллинистическую культуру, был изумлен твердостью веры Павла. Он воскликнул, обращаясь к апостолу: Ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином (Деян. 26, 28). Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз (Деян. 26, 29), – с неколебимой убежденностью в истине ответил Павел. После этих слов апостола было уже невозможно ни спрашивать, ни спорить о чем-либо. Оставив судилище, прокуратор Фест, царь Агриппа и Вереника отошли в сторону, дабы обсудить все – они видели, что Павел ни в чем не виновен. Агриппа даже был за то, чтобы отпустить Павла, но поскольку апостол требовал суда кесарева, было решено отправить его в Рим. Путешествие в Рим Вскоре прокуратор Фест поручил Павла и некоторых других узников центуриону Августова полка Юлию дабы он со своими солдатами конвоировал их в Рим. Юлий, видя невиновность апостола, проникся сочувствием к нему. Он разрешил Луке и Аристарху сопровождать его. Корабль, на котором поместили узников, плыл не в Италию, а в приморские города Малой Азии. Центурион воспользовался им по причине недостатка кораблей, плывущих в Рим, в надежде, что в каком-нибудь порту по пути следования найдется корабль, идущий в Италию. Во время остановок в различных портах центурион разрешал Павлу встречаться с местными христианами и получать от них помощь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Деян.5:19. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: Деян.5:20. идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.     «Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы…» — чем сильнее становится преследование новоустрояющейся Церкви, тем явственнее чудесная помощь Божья гонимым. По повелению Ангела, Апостолы сейчас же по освобождении их из темницы, безбоязненно начинают проповедовать открыто в храме. Замечательная смелость и мужество, которые ничем объяснить нельзя, как только укреплявшей естественные силы Апостолов благодатью Святого Духа, делавшей их безбоязненными. Деян.5:26. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.    Тогда Апостолы были приведены на суд в синедрион, но, как подчеркивает Дееписатель, «не с нуждою», то есть без принуждения, из опасения, чтобы народ не вступился за них и не вышло бы побоища: столь велико, следовательно, было сочувствие народа Апостолам. Деян.5:27. Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: Деян.5:28. не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.     «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» — допрос начинается формальным обвинением первосвященника. Характерно, что об освобождении Апостолов из темницы — ни слова. Очевидно судьи догадывались о чуде, но намеренно игнорировали его.     «Хотите навести на нас кровь Того Человека» — желаете представить нас достойными кары Божьей за пролитую кровь человека того, как невинно-убитого. Они словно забыли, как сами кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). В словах первосвященника как будто слышен голос упрекающей совести, сознание собственной действительной виновности или, по крайней мере, тяжелое томительное чувство ложного положения представителей народных в отношении ко всему этому делу. Деян.5:29. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.     «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» — опять Петр от лица всех Апостолов говорит то же самое, что было сказано и в первый раз на предшествующем заседании синедриона; только еще сильнее и решительнее: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» и далее с силой свидетельствует о Божестве Христовом, почти в тех же самых выражениях, что и раньше, подчеркивая виновность иудеев в убиении посланного к ним Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

– Палестинские события 56 – 58 гг. так-же не дали римским властям определенного результата в смысле выяснения отличия христианства от иудейства ( Деян.21, 26–30, 32 ). Иерусалимские иудеи отнеслись к ап. Павлу в высшей степени враждебно: «метали одежды и бросали пыль на воздух» ( Деян.22:23 ); вопияли: «смерть ему! не должно ему жить»! Больше сорока человек составили заговор на жизнь Павла. Начальник иерусалимского гарнизона счел своею обязанностью спасти апостола от заговорщиков и под прикрытием сильного конвоя отправил его в Кесарию. Но эта интенсивная вражда к апостолу была явлением решительно непонятным в глазах римлянина; на лицо были какие- то «спорные вопросы в их законе» – и начальник гарнизона имел возможность собственными глазами видеть, как синедрион, судивший Павла и готовый разорвать его, перессорился между собою из-за этих вопросов, так что одна часть его членов уже «ничего худого не находила в этом человеке». И Клавдий Лисий со своей стороны тоже полагал, «что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков» ( Деян.23:29 ). Прокуратор М. Поркий Фест, которому пришлось сразу по прибытии в Палестину пересматривать дело апостола, находился в положении несравненно менее благоприятном, чем Феликс, его предшественник, женатый на иудеянке. Страстное озлобление иудеев против Павла; вопли: «не должно ему более жить!» и – никакого понятного римлянину crimen на деле. Фест признал заявление апостола: «я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря» ( Деян.25:8 ) вполне доказанным. В остальном – какие-то ζητ ματα об их δεισιδαιμον α «и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив» ( Деян.25:19 ). 14 – И действительно в характере этих ζητ ματα нелегко было разобраться человеку даже более сведущему, чем Поркий Фест. С одной стороны апостол утверждал, что «он ничего не говорит, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили» ( Деян.26:22 ); что «на пути», который он проповедует, он «служит Богу отцов своих»: его Бог , его вера, его надежда – те же самые, что и у иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

17. На ком видимое знамение благоволения Божия ( Деян.10:11–13 ), того отвергать мы не можем без опасности быть противниками Богу ( Деян.5:39 сл.). Господь наш И. Христос есть Бог Иудеев и язычников ( Рим.3:29 ), и сим последним Он ниспосылает такой же дар, как и первым: все сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал.3:26 ). Кто может противиться Богу? Кто может противиться Иисусу Христу ( Деян.9:5 )? 18. И язычники могут иметь покаяние в жизнь ( Рим.2:15 ), только бы не хвалились своими делами перед Богом ( Рим.3:20 ): но будущая жизнь язычников, живущих по разуму ( Рим.2:14 ), и при этом совсем не подобна жизни верующего во Христа, Спасителя от всех грехов ( 1Кор.2:9 ). По вере во Христа и язычники могут иметь покаяние в жизнь вечную ( 1Кор.2:9 ). 24. Добрые дела предуготовляют нас к приятию дара Духа Святаго и к вере в Господа Иисуса. Есть добродетель естественная, и есть добродетель благодатная; кто имеет сию последнюю, тот делает добро по вере в спасающую благодать И. Христа. С кем рука (благодать) Господня ( Деян.11:21 ), тот, горя духом веры, многих обращает к Господу Богу. 26. В церкви (λησα) бывает немалое число людей, а верующих не меньше двух или трех ( Мф.18:20 ). Христианская церковь состоит из Христиан, наученных не человеческой мудрости, но вере во Христа, как духовной силе ко спасению ( 1Кор.2:4–5 сл.). 27–28. Пророчество, оправдываемое событием, есть предсказание Духа Святаго устами Пророка ( 2Пет.1:21 ). 29–30. Бог производит в нас и хотение на добро и действие, по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). 30. Благотворения и пожертвования в пользу Церкви идут через руки Священников к церковным Старостам. Гл. 12. Ст. 1. Поднять руки на кого иногда означает – гонение: никогда не поднимай ни на кого рук ( 1Пет.3:11 ), и не убивай. 2. Мученическая смерть подобна святому крещению ( Мф.20:23 ), но не все крещаются сим крещением, а только те, которым назначено запечатлеть веру свою в Бога кровию. Кому Бог назначил нести особенный Крест, тот помышллй о том, как бы донести его до могилы ( Откр.2:10 ; Мф.24:13 ), а не о том, чтобы прежде совершения крестного пути вступить в царствие небесное ( Мф.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Святые люди любили посещать храм 1Пет.2:5 . «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом». Объясн. Этими словами выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душой есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в нём почил Дух Господень; однако такие люди Божии храм усердно посещали, как, например, пророк Давид: Пс.5:8:26:4 , апостол Павел: Деян.22:17:24:18 . 1Кор.3:16–17 . «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы». Объясн. Эти слова нельзя приводить против учения Церкви о рукотворенном храме, который также именуется домом Божиим и у Самого Христа, и у учеников Его: Мф.21:13 ; Ин.2:17 ; Деян.7:47 . В таких храмах Господь обитает для услышания молитв, приносимых собранием верующих: Мф.18:19 ; 3Цар.8:29 , и для таинственного общения с ними: Деян.22:17–18 . 1Кор.6:19–20 . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Объясн. Некоторые праведники были храмами Святого Духа, однако храм, дом молитвы, они усердно посещали: Пс.5:8 ; Деян.22:17 . Не отрицается, а подтверждается здесь необходимость телесного поклонения Богу как в храмах, так и вне их: если мы людям оказываем честь посредством определённых движений и действий (снятие фуражки, поклон, рукопожатие, лобзание и т.п.), то и телесное прославление Бога должно происходить также через определённые движения и действия (преклонение колен, воздеяние рук и проч.): Лк.22:41 ; 1Тим.2:8 . Отсюда возникают разные виды внешнего богопочитания, определяемые святой Церковью. Евр.3:6 . «А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца». Объясн. Правда, что мы – дом Божий, но этот дом, состоящий из людей, верующих в Бога и уповающих на Него, столь обширен и велик, что заключает в себе не только нас, но всех ветхозаветных и всех новозаветных чтителей Бога истинного, и эти чтители Божии усердно посещали храмы рукотворенные: Пс.5:8:26:4 ; Деян.22:17:24:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но, повергаясь перед неизреченным милосердием Христа, дающего верующим Плоть и Кровь Свою для оставления их грехов и получения вечной жизни, помни и ты, православный христианин, слова св. ап. Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ). «Тягчайшему наказанию, говорит ап. Павел повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, Которой освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10:29 ). 1) Христос обещал установить таинство св. Причащения: Иоан. 6 гл. и установил его: Мф. 26:26–28; 1Кор. 11:23–25 . 2) В Причащении верующие, под видом хлеба и вина, а) вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для прощения грехов, и получения вечной жизни: Иоан. 6:51–54 ; Мф. 26:26–28; 1Кор. 10:15–16 и 17 ст.; 1Кор. 11:27–29 ; б) а также и для воспоминания о земной жизни, страданиях и смерти Христа: Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24–26 . 3) Причащаться должно, приготовившись: 1Кор. 11:27–30 . 4) Право совершать Причащение имеют только законные пастыри Церкви 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–12 , которые будут совершать его до второго пришествия Христа: 1Кор. 11:26 . 5)  Кто не причащается Тела и Крови Христа, тот не получит вечной жизни со Христом: Иоан. 6:53–54 . О Святом Покаянии или Исповеди «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:22–23 ). «Многие же из уверовавших приходили (к ап. Павлу), исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). Покаяние, или исповедь, есть такое таинство, в котором законный пастырь Церкви Христовой властью, данной ему от Бога через святительское рукоположение, прощает кающемуся грешнику его грехи и очищает от них благодатью Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Глава 26 Защитительная речь Павла пред собранием во главе Агриппы и Феста (1–29). Мнение Агриппы и собрания о деле Павла (30–32) Деян.26:1 .  Агриппа сказал Павлу: по­зволяет­ся тебе говорить за себя. Тогда Павел, про­стерши руку, стал говорить в свою защиту: Как царь и почетный гость прокуратора Агриппа первенствует в собрании, открывая и закрывая заседание. Знаменательно при этом, что, открывая собрание разрешением Павлу вести защитительную речь, Агриппа, воспитанный при дворе римском, обнаруживает такую деликатность по отношению к прокуратору, выражаясь безлично при обращении к Павлу: « «позволяется» (а не: позволяю) тебе говорить». «Простерши руку». Ораторский прием для усиления торжественности минуты и произносимой речи, в данном случае имевший особую силу и значение. Простертая рука, на которой висела цепь, – какой сильный символ несвязуемости внутренней духовной свободы и правды дела! «Слово Божие не вяжется!». Речь Павла по существу не представляет ничего нового, чего он не говорил прежде. Особенность ее в том, что она является победоносною торжественною защитою не столько самого Павла, сколько всего христианства, как истинно Богооткровенной религии. Исходным пунктом речи служит мысль о тесной связи Ветхого Завета с Новым. Выходя из этой мысли, Павел объявляет, что его вина состоит разве только в том, что он верил в исполнение обетования, непреложность которого признавали и сами иудеи, хотя и не считали его исполнившимся. Деян.26:2 .  царь Агриппа! по­читаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед­ тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, Деян.26:3 .  тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мне­ния Иудеев. Посему про­шу тебя выслушать меня великодушно. «Почитаю себя счастливым». Павел, без сомнения, совершенно искренно говорил и мог говорить так. Он выражает вполне естественно свою радость, что имеет случай защищать себя, во-первых, пред царем, и, во-вторых, пред таким царем, которому лучше других известны «все обычаи и спорные мнения Иудеев» и который, следовательно, лучше, чем другие (например, прокураторы Иудеи), мог судить о невинности его и высшей правде его дела. Такие случаи – излагать это правое дело, имеющее всеобщее значение, пред такими именитыми слушателями – представлялись нечасто, зато особенным образом служили к славе имени Христова и к оправданию христианства в глазах целого мира. Вот почему вполне естественно, что «Павел с дерзновением начинает говорить и называет себя счастливым не из ласкательства, но потому, что говорит пред человеком, которому все известно» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объяснение. Апостол Павел выступил с проповедью после. Господь Сам явился ему и сказал: иди в город и сказано будет тебе, что надобно делать (ст.6), а затем о Павле Господь сказал Ананию: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями» (ст.15), следовательно, исключительное посланничество на проповедь апостола Павла не может служить примером и основанием для выступления на пастырское служение для тех, которые проповедуют, не будучи посланы: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 ; 2Кор.2:17 . Деян.10:42–43 . «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых; о Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Объяснение. Это говорил апостол Пётр, которому Самим Господом сказано: Мф.16:18 ; а не посланным на проповедь говорится: Рим.10:15 ; Евр.5:4 . Деян.18:13 . «Говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону». Объяснение. Это говорили не уверовавшие во Христа Иудеи, обвиняя апостола Павла в том, что он учит чтить Бога не по закону иудейскому, т.е. Моисееву, а между тем и этот закон пророчески говорил о Христе – Мессии: Быт.3:15 ; стало быть, на сердцах ослеплённых Иудеев, при чтении Ветх. Завета, лежало неснятым покрывало: 2Кор.3:14–16 , а относительно посланничества на христианскую проповедь читай: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 ; Евр.5:4 . Деян.26:20 . «Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния». Объяснение. Об апостоле Павле Сам Господь сказал, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями»: Деян.9:15 ; стало быть, он не сам собою проповедовал всей земле Иудейской и язычникам, о самозваных же учителях в Писании говорится: Иер.23:21 ; Ин.10:1 ; 2Пет.2:1 . Рим.1:8 . «Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всём мире». Объяснение. Римляне, как жители, имеющие свою осёдлость, сами не могли возвещать веру по всему миру, и не им сказано Господом: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие»: Мк.16:15 , а апостолам (ст.14); стало быть, здесь говорится не о проповедничестве Римлян другим народам, а о том, что вера их во Евангелие «возвещается», т.е. для всех составляет предмет разговоров, как вера примерная: 1Пет.1:7 ; Рим.10:15–17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010