Бог неизреченно присутствует в творении и наполняет его (см. Иер. 23:24; Мф. 5:34-35); содержит все «словом силы Своей» (Евр. 1:3); все оживотворяет (см. 1 Тим. 6:13); печется о Своих творениях (Мф. 5:45; ср. Лк. 6:35); непрестанно действует в мире (см. Ин. 5:17); «все Им стоит» (Кол. 1:17); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов. 12:10); все живет и движется Им (Деян. 17:28); от Него зависит время жизни всего (см. Деян. 17:26; Пс. 103:8-9, 118:90-91), Он дает жизнь, дыхание и все потребное для жизни (Мф. 6:25-34; Пс. 90:116; Деян. 17:25; Рим. 11:36; 1 Кор. 12:6); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф. 10:30); Он надзирает надо всем творением (см. Неем. 9:6; Иов. 28:24; Притч. 15:3; Пс. 32:14; Евр. 4:13). Он дает силу растениям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф 6:28-29). Не только творение, но и сохранение творения совершается по воле Божией: «И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем. 11:25-26)». Одним из способов выражения веры в промысл Божий в Ветхом Завете было использование понятия «судов» (ед. число τ κρμα «суд», «приговор», «решение»), или, по-церковнославянски «судеб» Божиих. Как пишет об этом понятии свт. Игнатий (Брянчанинов): «Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определений Божиих» . Это библейское понятие чрезвычайно близко к понятию промысла Божия, как он понимался в святоотеческий период. «Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его (τ κρματα ατο)» (Пс. 104:7), – проповедует Псалмопевец; он же: «Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе» (Пс. 18:10); «Бог, возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви» (Пс. 147:8); «Не сотвори Бог тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им » (Пс. 147:9); «Судьбы Твоя – бездна многа» (Пс. 35:7), ср. также Пс. 17:22, 23 . Суды-судьбы Божии, согласно Ветхому Завету, имеют великое педагогическое, направляющее и исправляющее и наказующее действие: «Судьбам Твоими, Господь мой, научи мя» (Пс. 118:108.); «Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея» (Пс. 118:7). Пренебрежение заповедями Божиими равносильно отвержению управления Бога миром и промысла Божия о мире (ср. Пс. 9:25, 26). Таким образом, понятие судеб Божиих близко к тому, что вкладывается в понятие промысла. Вера в личный промысл Божий, то есть промысл об отдельном человеке, в Ветхом Завете выражается и в таких словах Псалмопевца: «От лица Твоего, Господь мой, судьба моя изыдет (κ προσπου σου τ κρμα μου ξλθοι)» (Пс. 16:2).

http://bogoslov.ru/article/6166589

Мертвии о Христе воскреснут первее ( 1Сол.4:16 ). Воскресение есть то действие всемогущества Божия, посредством которого умершее и разрушившееся тело оживет и соединится с душой в той личности человеческой, какая некогда была в здешней жизни. Григорий Нисский пишет: «Чтó иное есть воскресение, как не совершенное восстановление в прежнее состояние» ( Григорий Нисский . Точное истолкование Екклезиаста Соломонова, беседа 1). Иисус Христос в ясных словах возвещает воскресение. Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. И изыдут сотворшии благая в воскресение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин.5:28–29 ; сл. Ин.6:40 ; Мф.10:28, 12:41–42, 22:29–32 ). В своем собственном воскресении Он даровал залог воскресения всех. Апостолы указывают на воскресение тел как на следствие воскресения Христа, а на воскресение Христово как на основание общего воскресения. Аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша ( 1Кор.15:12–19 ; Деян.4:2, 17:18, 32 ; Евр.6:2 ; 2Тим.2:18–19 ). Воскреснут все люди от Адама до того, который умрет последний ( 1Кор.15:20 ). Воскреснут люди всех веков и вероисповеданий, не только добрые, но и злые ( Деян.24:15 ). Те, которых второе пришествие Иисуса Христа застанет живыми, не умрут, но изменятся, т. е. тела их получат вдруг вид подобный прочим телам воскресшим ( 1Кор.15:51 ; Ин.5:29 ). Ветхозаветные несомненно ожидали воскресения мертвых. Так, например, Иов ( Иов.19:25 ), Давид ( Пс.15:8–11 ; сл. Деян.2:25–32 ), Мария, сестра Лазаря ( Ин.11:24 ). Сам Спаситель доказательства воскресения мертвых заимствует из Ветхозаветных книг Св. писания ( Мф.22:31 ; сл. Исх.3:6 ; Дан.12:2 ; Ис.26:19 ; Евр.11:15–16 ). Вера Церкви в воскресение мертвых выражается в Символе веры , в сказаниях о страданиях мучеников, в постановлениях вселенских и поместных соборов и в учении отцов Церкви. Отцы Церкви воскресение мертвых признают основанием учения об уповании, а отвержение оного дьявольским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Ангелы являются слугами Божиими, которым поручается защищать праведных (см. Пс. 90, 11–13; Евр. 1, 14), расстраивать козни демонов (см. Тов. 8, 3), возносить молитвы людей к Богу (см. Тов. 12, 12), отводить душу в загробную жизнь (см. Лк. 16, 22), отделять добрых от злых на последнем Страшном Суде (см. Мф. 13, 49). К каждому из людей приставлен Ангел для помощи ему в добрых делах; такой Ангел обыкновенно называется Ангелом Хранителем. Вера в Ангела Хранителя была уже у первых христиан: когда апостол Петр, чудесно освобожденный из темницы, явился к христианам, то они удивлены были и говорили друг с другом, что это Ангел (см. Деян. 12, 15). Каждый народ также имеет своего особого Ангела, который служит его хранителем. В книге Даниила упоминается об Ангеле греков и Ангеле персов (см. Дан. 10, 13, 21). Кроме того, по переводу 70-ти, Бог разделил землю на народы по числу Своих Ангелов (см. Втор. 32, 8). Ангел народа иудейского был Михаил (см. Дан. 10, 13, 21; 12, 1; Иуд. 1, 9), который теперь является особым покровителем Церкви Вселенской (см. Откр. 12, 7). Верование в Ангелов Хранителей не было особенностью иудеев и христиан; оно существовало у персов, греков и других народов. Стефан первомученик (см. Деян. 7, 53) и апостол Павел (см. Евр. 2, 2; Гал. 3, 19) говорят, что закон и откровение Моисеевы были даны иудеям через Ангелов. Хотя в Священном Писании рассказывается о явлении Ангелов людям в человеческом виде, однако не утверждается, что им свойственно иметь тело. Иов говорит, что Ангелы не имеют, подобно людям, тел, составленных из земли (см. Иов. 4, 18, 19). Ангелы невидимы (см. Кол. 1, 16), только по видимости они принимают пищу, которую предлагают им люди (см. Тов. 12, 19). Ангелы составляют неисчислимое множество (см. Евр 12, 22; Откр. 5, 11). Иаков (см. Быт. 32, 2) встретил их целое воинство. Пророк Даниил говорит, что миллионы («тысячи тысяч») Ангелов служили Ветхому Деньми и миллиарды («тьмы тем») находились в Его присутствии (см. Дан. 7, 10). Спаситель говорил апостолам, что мог бы получить от Своего Отца более двенадцати легионов Ангелов (см. Мф. 26, 53).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Суть вышесказанного была кратко сформулирована Асой: «Если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» ( 2Пар. 15,2 ). Сосредоточивая внимание на рассмотренных здесь проблемах народа Божиего, царя и храма, благословения и суда Божиих, летописец имеет в виду и укрепление упования Израиля на грядущего Мессию. Непосредственный его интерес заключался в восстановлении общины после возвращения из плена. Но в свете Нового Завета очевидно, что рисуемый им идеал восстановленного царства полное свое воплощение получил во Христе обетованном Сыне Давидовом. Во Христе осуществились надежды, которые летописец питал в отношении народа Божиего. Подобно возвратившимся из пленения, те, кто последовал за Ним, являются наследниками обетовании, данных Израилю ( Гал. 3,14.29; 4,28 ; Еф. 2,11–22 ). Церковь Его распространилась за пределы Израиля, вобрав в себя и язычников ( Лк. 2,32 ; Деян. 9,15; 11,1.18 ). В день Его второго пришествия все избранные Богом объединятся под властью Христа ( Еф. 2,11–22 ). Восстановление и утверждение трона Давидова, столь важное для летописца, также воплотилось во Христе. По плоти Он был потомком Давида и наследником заключенного с ним завета ( Лк. 1,32 ; Рим. 1,3 ; Откр. 22,16 ). Положенное потомкам Давида служение Он понес в полной мере ( Рим. 5,19 ; Флп. 2,8 ; Евр. 5,7–10 ). Во Христе в высшей степени воплотилось и все то, что летописец говорил о храме. Ибо, предавшись на крестную муку, Он явил Собой совершенное искупление за грех человеческие ( 1Пет. 3,18 ; 1Ин. 2,2 ; Евр. 9,11–28 ). Он ходатайствует о нас в небесном чертоге Бога ( Евр. 3,1; 4,14–16; 6,20; 7,26; 8,1 ). Вторым пришествием Он откроет всему Своему народу благословенное присутствие Божие ( Ин. 14,1–4 ; 1Фес. 4,16.17 ). Предощущением свершенного Христом явилась и разработка летописцем темы Божиих благословения и суда. Христос предупреждал Свою Церковь о необходимости хранить верность Божественным заповедям ( Мф. 5,17–20 ). Страдание и смерть на кресте Он принял, дабы избавить нас от Божиего суда ( Рим. 3,21–26 ). Он дарует нам новую жизнь, и потому мы можем быть уверены в том, что наградою за послушание станет благословение в вечности ( Ин. 3,16 ; 2Пет. 3,13 ; 1Ин. 2,25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Отдельные изречения Книги Псалмов, объясняемые об Иисусе Христе священными писателями Нового Завета и святыми Отцами и учителями Церкви, с достаточной полнотой и обстоятельностью изображают как самое Лицо Спасителя, так и разные события искупительного служения Его. Он есть истинный Бог (17, 32; 49, 3; 117, 26–27), Сын Божий (2, 7; ср. Евр. 1, 5 ; Пс. 109, 3 ), Отчее Слово (32, 6; 106, 20). Во многих псалмах предуказывается пришествие Его к человекам (13, 2, 7; 17, 10; 52, 2; 66, 2; 79, 2; 101, 20) во плоти (45, 5), прикровенное (96, 2), славословимое Ангелами (88, 6; 96, 6), для добровольного исполнения воли Божией о спасении людей (39, 7–9; ср. Евр. 10, 5–9 ; Пс. 67, 25 ). Возвещается также, что по плоти Он произойдет из колена Иудина (77, 68), от рода Давидова (17, 51; 88, 4–5; 30, 36–38; 131, 17), и будет истинным человеком (86, 5) и сыном человеческим (8, 5–6; ср. Евр. 2, 6 ; Пс. 79, 16 ). Приписываются Ему многозначительные имена, как то: муж десницы Божией (79, 18; 89, 12; 97, 1), Спаситель (13, 7; 61, 3; 129, 6), Законоположник (9, 21), Источник Жизни (35, 10), Краеугольный камень (117, 22), Первенец, высокий паче царей земных (88, 28), Великий Учитель правды и истины (39, 10–11), Сама правда (93, 15), Истина (84, 11), Свет (4, 7). Слово Евангелия (147, 4) Он будет предлагать в притчах (48, 5; 77, 2; ср. Мф. 13, 3 ; Ин. 16, 25 ) и распространит учение Свое через апостолов во всем мире (18, 3–6; ср. Рим. 10, 18 ). Особенно же много указаний в псалмах на последние события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: предсказываются вход Его в Иерусалим (8, 3; ср. Мф. 21, 15 ; Пс. 117, 26 ), злоумышление иудеев (2, 1–2; ср. Деян. 4, 24–25 ; Пс. 11, 2–5; 40, 6–9; 108, 3–5 ), предательство Иуды (7, 15–16; 37, 12; 40, 7, 10; ср. Ин. 13, 18 ; ; ср. Деян. 1, 20 ). Обстоятельства страданий Иисуса Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и Креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Помимо уникального и ни с чем не сравнимого события В. Христова в НЗ упоминаются иные В., типологически сопоставимые с повествованиями в ВЗ и в межзаветной лит-ре. Ранняя Церковь во многом сохраняет ветхозаветные представления о В. в связи с посмертной участью души. Согласно Откровению Иоанна Богослова, души убиенных за слово Божие находятся «под жертвенником» на небесах, где ожидают отмщения (Откр 6. 9-11). Праведным уготована вечная жизнь (Мк 9. 42-48; Мф 10. 32-33=Лк 12. 8; Мф 25. 46; Деян 13. 48; Ин 3. 16; 14. 1-3; Рим 6. 23; Кол 3. 1-4; 1 Тим 1. 16; Евр 12. 22-23; Иак 1. 12; 1 Петр 1. 4; 2 Петр 1. 4; 1 Ин 5. 11; Иуд 21; Откр 20), их воскресение в большинстве случаев соединяется с В. или осмысляется как восхождение на небеса (1 Фес 4. 13-18; Откр 7. 9-17). Ап. Павел наряду с ветхозаветной метафорой смерти как успения (1 Фес 4. 13; 5. 10; 1 Кор 15. 18-20) использует образ немедленного посмертного В. на небеса (Фил 1. 21-24; 2 Кор 5. 1-10). В Деяниях святых апостолов встречаются описания, напоминающие В. пророков (напр., в Деян 8. 39 ангел Господень «восхитил» ап. Филиппа). Опыт, описанный ап. Павлом в 2 Кор 12. 2-4, отличен от того, что произошло с ним на дороге в Дамаск (Деян 9. 1-9; 22. 6-11; 26. 13-19). В первом случае он слышал слова, к-рые запрещено пересказывать, во втором, наоборот, получил поставление на служение и свидетельство о Христе. Причины обращения апостола к визионерскому опыту связаны с полемикой в Коринфе. Возможно, в служении ап. Павла не было тех видимых проявлений (экстаза, глоссолалии и т. п.), к-рые для коринфских христиан являлись признаком истинного апостольства. Павел, хотя и намекал на то, что обладал подобным опытом, не отступил от своего правила и не стал подкреплять свой авторитет ссылкой на видения. Указание на «третье небо» можно рассматривать в контексте космогонических представлений того времени (ср.: 2 Енох 8. 1-8; Apoc. Mos. 40. 2). Впосл. интерес к подробностям происшедшего вызвал появление ряда апокрифических текстов (напр., «Апокалипсис ап. Павла»).

http://pravenc.ru/text/155106.html

Хотя нет ближе к Богу Ангелов, ибо они всегда видят лице Отца небесного ( Мф.18:10 ) и получают от Него особенные откровения: но время кончины мира и второго пришествия Христова от них сокрыто. Гл. 14. Ст. 7. Странников, о которых не можем сомневаться ( Ин.5:31 ), должно предпочитать нищим; потому что сим последним мы можем всегда благотворить, когда ни захотим. 24. Христос Первосвященник будущих благ (ходатай нового завета – Евр.9:15 ), пришед с совершеннейшею, лучшею скиниею, нерукотворенною (т. е. в теле плоти Своея), и не с кровию козлов и тельцов, но с Своею собственною кровию, вошел единожды во святилище (небо), приобретши искупление вечное ( Евр.9:11–12 ). Все почти по закону (ветхого и нового завета) очищается кровию, и без пролития крови не бывает прощения грехов ( Евр.9:22 . Сл. Рим.6:3 ). 24–25. Виноградное вино, употребляемое в Таинстве Причащения ( Мк.14:22, 23 ), образует кровь Христову, истекшую из ребра, по смерти Его ( Ин.19:34 ). Кто в Таинстве Причащения крови Христовой не недостойно ( 1Кор.11:29 ) пьет от плода виноградного, тот будет пить его (вино) со Христом снова в Царствии Божием; ибо если мы соединены с Ним подобием смерти, то будем соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). 49. Кому предназначено страдать, тому предопределено Богом и самое время страдания. Гл. 15. Ст. 11. Неправедный судья прибегает к низости – инушать другому обидное и противозаконное. Горе глаголющим лукавое доброе (называющим зло добром), и доброе лукавое, полагающим (почитающим) тьму свет (светом), и свет тьму, полагающим (изменяющим) горькое (на) сладкое, и сладкое горькое. Ис.5:20 . 14–15. Не ищи места судии, если не можешь защищать невинного ( Мф.27:24 ), или боишься сильного ( Сир.7:6 ); а если ты уже судия, то помни, что надобно больше повиноваться Богу, нежели людям ( Деян.5:29 ). 32. Кто имеет несчастие быть присужденным к наказанию, тот не осуждай другого в подобной участи, чтобы не увеличить преступления своего на Божием суде. Гл. 16. Ст. 3–4. Человекам многое невозможно, но кто при великой для себя трудности и крайности взирает на Бога очами веры, для того Бог все делает возможным ( Мф.19:25–26 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Енох (Иуд 14 — «Бывшие от века святые пророки»; Лк 1.70, Деян 3.21) Авраам (Быт 20.7 ср. Пс 105.14–15) Моисей (Втор 34.10; Чис 12.01–8; Ос. 12.13) Мариам (Исх 15.20) Елдад, Модад и семьдесят (Час 11.24–29) Девора (Суд 4.4) «Человек Божий» (Суд 13.6) Б. Эпоха монархии Самуил (1 Цар 3.1) Гад (2 Цар 22.5) Нафан (2 Цар 12.1) Ахия (3 Цар 11.29) Саул (1 Цар 10.10) Давид (1 Цар 16.13) Соломон (3 Цар 3.5) Асаф, Еман и Идефун (Ефан) (1 Пар 25.1) Иоиль прозорливец (2 Пар 9.29) В. Эпоха от разделения монархии до Ассирийского периода Самей (3 Цар 12.22) Ананий прозорливец (2 Пар 16.7) Иуй, сын Анания (3 Цар 16.1) Илия (3 Цар 17.1) Елисей (3 Цар 19.16) Михей, сын Иемвлая (3 Цар 22.8) Иозиил и Елиезер (2 Пар 20.14, 37) Захария (2 Пар 24.20) Неназванный пророк (3 Цар 20.13) Неназванный пророк (4 Цар 9.4) «Сыны пророческие» (3 Цар 19.10) Одед (2 Пар 28.9) Полный список упоминания ветхозаветных пророков в Священном Писании Имя пророка Цари, правившие в это время в Книги Ветхого и Нового Завета Израиле Вавилоне/Персии Самуил 71075- 1035 1      Цар 1.1–28.20; 1 Пар.9.19- 23, 11.1–3, 26.25–28, 29.29–30; (Samuel) 2      Пар 35.1–19; 2 Езд 1.1–22; Пс 98.5; Сир 46.16–23; Иер 15.1; 3 Езд 7.33–41; Деян 3.12–24, 13.16–20; Евр 11.32–40 ок. 1000- 960 Давид, Соломон 2 Цар7.1–17, 12.1–25; 3 Цар 1.1–46; 1 Пар 17.1–15, 29.29; 2 Пар 9.29, 29.25; Пс 50, Сир 47.1 (Nathan) Гад (Gad) ок. 1000- 960 Давид, Соломон 1 Цар 22.5; 2 Цар 24.1–25; 1 Пар 21.1–30, 29.29; 2 Пар 29.25 ок.870- 850 Ахав, Охозия 3 Цар 17.1–4 Цар 2.18; 4 Цар 9.36–37, 10.10–17; 2 Пар 21.4–15; Сир 48.1–12; Мал 4.4- 6; 1 Мак 2.58; 3 Езд 7.36–39; Мф 11.12–15, 16.13–16, 17.1–13, 27.45–50; Мк 6.14–15, 8.27–29, 9.1–13, 15.34–37; Лк 1.13–17, 4.23–30, 9.7–9, 18–20, 28–36, 51- 56; Ин 1.19–27; Иак 5.16–18; Рим 11.1–5 (Elijah) Иосафат Елисей ок.850- 785 Иософат, Иорам, Ииуй, Иоахаз, Иоас 3 Цар 19.1 — 4 Цар 13.21; Сир 48.12–16; Лк 4.23–30 (Elisha) Иорам, Охозия, Гофолия, Амасия 810(?) — 750 Иоахаз, 4 Цар 11.1–15.7; 2 Пар 9.29; 3 Езд 1.38–40; Деян 2.16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

1 Деян. 17:28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2 Официальное, так сказать, название этого поста „Святая Четыредесятница»; „великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3 На кн. Бытия бес. 2. 4 Евр. 4:12 5 Типик. гл. 32 и passim 6 Тип. гл. 35. 7 Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. „Посредника». Москва 1906г. 8 Похвала 25-я. 9 Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10 Taanith, III,5 11 Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12 Стихотворение „На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу „по евангельским и апостольским преданиям». 13 Слово 34 14 Слово 11 15 На ев. Матфея, бес. 47 16 4, 10—11. 17 „Наблюдаете " - (подстерегать, сторожить). 18 Деян. 20:16. 1 Кор. 16:8. 19 Рим. 14:5. 6. 20 Деян. 20:7. Апок. 1:10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: „мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21 Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22 „Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23 „Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу „установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24 Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25 Пис. к Луц. 26 Послания гл. 7. 27 Гл. 3. 28 Do jejun. с. XIV. 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте „Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице („Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30 Гл. 6, 7 и 8. 31 , гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 32 Там же, S. 225— 237. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе „Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Небольшая книга М. Н. Скабаллановича: Нынешняя форма поста; Продолжительность поста в историческом развитии; Образ пощения в историческом развитии Группа Вконтакте Facebook группа Великий пост. Очерк из истории и статики христианского обряда Очерк из статики и истории христианского обряда Содержание 1. Деян. 17, 28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2. Официальное, так сказать, название этого поста «Святая Четыредесятница»; «великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3. На кн. Бытия бес. 2. 4. Евр. 4, 12 5. Типик. гл. 32 и passim 6. Тип. гл. 35. 7. Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. «Посредника». Москва 1906г. 8. Похвала 25-я. 9. Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10. Taanith, III,5 11. Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12. Стихотворение «На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу «по евангельским и апостольским преданиям». 13. Слово 34 14. Слово 11 15. На ев. Матфея, бес. 47 16. Гал.4:10–11. 17. «Наблюдаете " - παρατηρει(подстерегать, сторожить). 18. Деян. 20, 16; 1Кор. 16, 8. 19. Рим. 14, 5. 6. 20. Деян. 20, 7. Апок. 1, 10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: «мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21. Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22. «Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23. «Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу «установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24. Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25. Пис. к Луц. 26. Послания гл. 7. 27. Гл. 3. 28. Do jejun. с. XIV. 29. Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте «Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице («Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30. Гл. 6, 7 и 8. 31. Τετρδα α παρασευν, гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25.

http://predanie.ru/book/220857-velikiy-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010