Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

ПослИер.1 глава . В этой главе пророк Иеремия предостерегает евреев, шедших в вавилонский плен, от вавилонского идолопоклонства, от поклонения рукотворенным предметам, и заповедал поклоняться единому истинному Богу. Объясн. Но тот же пророк пред ветхозаветным храмом сам благоговел и оплакивал разрушение святого Сиона. Из опасения, чтобы язычники не поругались над священными предметами, Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению... скинию, Ковчег, жертвенник кадильный скрыл в одной пещере, неведомой ни для кого: 2Мак.2:4–8 . Ион.2:2–3 . «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой». Объясн. Если Иона молился во чреве кита (конечно по необходимости) и Господь его молитву услышал, то это не значит, что Иона отрицал необходимость существования храма, напротив, Иона и во чреве кита свой молитвенный взор устремлял к храму: Ион.2:8 . Значит, пример Ионы не служит доказательством равнодушного отношения его к храму. Храмы не есть обычные жилища людей Мф.21:12–13 . «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ). Объясн. Господь выгнал торжников и менял, превративших храм в бойкий рынок для собственной наживы. Торговля свечами беспорядка не производит и идёт в пользу самого храма – «дома молитвы»: Мф.21:13 , для пребывания верующих людей: Лк.24:53 ; Деян.3:1:22:17–18 ; храм не есть жилище обыкновенных людей, а жилище Самого Бога: Мф.23:21 ; 3Цар.8:13 ; здесь Бог открывается людям: Исх.25:22 . Лк.2:49 . «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». Объясн. Что разумеет здесь Божественный Отрок под тем, что принадлежит Отцу Его? Несомненно храм: Лк.2:46 . Господь всегда любил посещать храм; Лк.19:46–47 ; следовали Его примеру и апостолы; Деян.5:42 ; здесь различаются дома от храмов. Храм иногда назывался «церковью»: Деян.11:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ). Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав ( 2Кор.5:15 ), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15 ). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил.2:6–7 ). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Около сего времени, когда до слуха Апостолов дошло достоверное известие, что некоторые из рассеявшихся во время гонения, бывшего после Стефана, прошли и принесли слово спасения даже до Финикии, Кипра и Антиохии Сирийской, и многих обратили ко Христу, святые Апостолы послали Варнаву в Антиохию для утверждения в вере новообращенных последователей Иисуса Христа. Прибыв в Антиохию, и увидев благодать Божию, Апостол Варнава утешал верующих словом Господним, и убеждал их пребывать в Господе неотступно, и держаться Его всем сердцем; и, так как он был муж благочестивый, исполненный Святого Духа и веры, и обладал особенным даром научения и убеждения; то множество народа, вняв проповеди такого учителя, приложилось к Церкви Господней ( Деян.11:19–24 ). Поскольку же духовная жатва в Антиохии была столь обильна и богата, что требовала не одного, а многих делателей; то святой Варнава, зная отличные дарования Павла и его пламенную ревность по вновь принятом им учении, а, может быть, и провидя его назначение – быть учителем язычников, оставив на время Антиохию, отправился в Тарса, – отечество Павла, и, здесь нашедши его, привел с собою в Антиохию, где целый год они собирались с тамошней Церковью, поучали парод, сходившийся к ним во множестве, и учеников Антиохийских первых нарекли Христианами ( Деян.11:25–26 ). Проведши в таких занятиях целый год в Антиохии, ревностные проповедники Евангелия, заблагорассудили возвратиться в Иерусалим с тем намерением, чтобы возвестить прочим Апостолам о своих успехах в Антиохии. Но, так как в это время свирепствовал в Иудее голод, предсказанный Пророком Агавом 40 , то Антиохийские Христиане, руководимые духом любви Христианской, решились, каждый смотря по своему достатку, послать пособие живущим в Иудее братьям: что, действительно, и исполнили, послав собранную милостыню к Пресвитерам через Варнаву и Савла (ст. 28–30). Прибывши в Иерусалим, святые Апостолы обрадовали и утешили Церковь Иерусалимскую, как приятным повествованием о своих успехах в обращении язычников, так и принесенною им милостыней. По окончании своего дела в Иерусалиме, Варнава и Павел, взяв себе в спутники Иоанна Марка, родственника Апостола Варнавы , снова возвратились в Антиохию, где, впрочем, кроме них были еще и другие некоторые Пророки и учители, как то: Симеон, называемый Нигер, Луций Киринеанин и Манаим, совоспитанник четверовластнику Ироду: и вот, в одно время, когда все сии мужи пребывали в пощении, молитве и служении Господу, Дух Святый сказал им: отделите, Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Послушные небесному избранию, святые мужи, совершив пост и молитву, и возложив на избранных руки, отпустили их, как избранных самим Духом Божиим, на дело предназначенного им служения ( Деян.13:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Дальнейшие слова апостола это и разъясняют «...как бы имеющий в чем либо нужду. Сам дая всему Жизнь и дыхание и все» (ст. 25). Язычники же думали, что их богов необходимо питать телесной пищей (смотр. Дан. 4:6–11 ). Если же рассуждать по сектантски, что здесь идет речь о строении храма, то тогда руками, выходит, нельзя творить никакого доброго дела, нельзя брать в руки Евангелия, нельзя руками подавать милостыню, оказывать помощь больному и т. п. Все это служение рук человеческих, которого Бог не требует. Вот до какой нелепости можно дойти, если согласиться с сектантским лжемудрованием. в) Да, апостол Павел требовал, чтобы люди молились на всяком месте ( 1Тим. 2:8 ), воздевая (поднимая) руки без гнева и сомнения. И св. Православная Церковь учит, что люди должны молиться везде и всюду. Но из слов апостолов Павла и Иоанна нельзя делать того вывода, что они отвергают вещественный храм. Сам ап. Павел приходил в Иерусалим, в храм для поклонения и молился в нем ( Деян. 24:11, 22:17 ). Апостол Иаков, говоря о новозаветном храме, свидетельствует, что он (храм) будет пребывать в Новозаветной Церкви. «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» ( Деян. 15:16–17 ). Ветхозаветный храм был разрушен и на его месте воссозданы новозаветные храмы, в которых собираются народы и славят Господа. «Целый год, читаем мы об апостолах, собирались они в церкви и учили немалое число людей: и ученики Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян. 11:26 ). Под церквами нужно разуметь храмы, а не простые, жилые дома, ибо апостол Павел запрещает в церквах даже разговаривать женщинам. Такого запрещения апостол не делал бы, если бы храмы были простыми домами ( 1Кор. 14:34, 35 ). Храмы Божии будут существовать на земле до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, как об этом предсказывает св. апостол Павел: «В храме Божием сядет он (антихрист), как Бог выдавая себя за Богу» (2 Фесал.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

В связи с этим стоит позднейшее сообщение (в похвальном слове Апостолу Варнаве Кипрского монаха Александра – не раньше VI века), что Варнава был учеником Гамалиила и имел соучеником Савла. Спустя некоторое время, когда в Иерусалиме получено было известие о распространении Христианства между Антиохийскими язычниками, Варнава, по поручению Апостолов, отправился в Антиохию. В виду необычайного успеха миссии ( Деян. 11:21–24 ) Варнава пошел в Тарс, разыскал там Савла и пригласил его в Антиохию в качестве сотрудника: «целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11:25–26). После путешествия в Иерусалим Варнава и Савл, по повелению Святого Духа, Антиохийскою Церковью были отделены на Апостольское служение ( Деян. 11:30; 12:25; 13:2–4 ) и, вместе с племянником Варнавы – Иоанном Марком, отправились в великое благовестническое путешествие (около 45 года). Во время этого путешествия Варнава в повествовании Дееписателя (13–14 главы) отступает на задний план и именно с того момента, когда он начинает именовать Савла Павлом (13:9): собственно Павел является проповедником-миссионером, почему в Листре называли Варнаву Зевесом, а Павла – Ермием, так как он начальствовал в слове (14:12). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава собрали Церковь и поведали, как Бог отверз дверь веры язычникам. «И пребывали там не малое время с учениками» (14:28). Когда в Антиохии пришедшими из Иудеи был возбужден вопрос об обязательности закона Моисеева для христиан, обращенных из язычества, Павел и Варнава сначала в Антиохии, а потом и в Иерусалиме – на Апостольском Соборе – выступили на защиту христианской свободы ( Деян. 15:2 далее). Но когда в Антиохии же Апостол Петр неожиданно стал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных», то даже Варнава был увлечен лицемерием Петра и последовавших за ним христиан из иудеев, в чем все были обличены Апостолом Павлом ( Гал 2:11 далее). По истечении некоторого времени Павел пригласил Варнаву посетить братьев, которым они проповедовали слово Господне. Варнава хотел взять с собою Иооанна Марка, но Павел не согласился на это, напомнив, что во время первого путешествия он из Пергии возвратился в Иерусалим и не пошел с ними на дело, на которое они были посланы. «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братией благодати Божией» (15:36–40), во Второе великое благовестническое путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Сектанты – рационалисты на словах обычно требуют выполнения «повелений» (ср. Деян.1:2 ) Писания. И на беседе с ними по правилу «бых всем вся» миссионеру приходится приспособляться к ним. Поставим такой вопрос: где сказано в новом завете, что христиане, a не иудеи и в доме христианских собраний, a не в синагоге, – собирались бы – в период по воскресении Господа – в день субботний для священных собраний, проповеди? 24 Нигде. Поставим еще другой вопрос: есть ли в новозаветном Писании заповедь о праздновании 1-го дня недели воскресного? – Есть. Апостол Павел пишет; «Если кто почитает себя пророком, или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» ( 1Кор.14:37 ); в другом месте Апостол говорит: «будьте подражателями мне, как я Христу») ( 1Кор.11:1 ). В книге Деяний св. апостолов сказано: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться на следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи»... «Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до разсвета, и потом вышел» ( Деян.20:7–11 ). Здесь мы видим, что собрались не иудеи в синагогу, a ученики Христовы для преломления хлеба и проповеди в первый день недели – т. е. в воскресенье. Кто не подражает им, тот не исполняет заповедей Господних, тот не имеет «права на древо жизни» и не войдет «в город воротами» ( Откр.22:14 ). Бедные адвентисты – погибли! В первый день недели христиане Галатии и Коринеа занимались добрым делом, благотворением по совету Апостола: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает y себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я прийду» ( 1Кор.16:1–2 ). Если бы Апостол разумел под 1-м днем будни, он бы сказал: «в какой либо из 6-ти дней»... Тайнозритель нового завета, св. Иоанн Богослов был удостоен откровения от Бога «в день воскресный» ( Откр.1:10 ) 25 . Свидетельство книги Деяний ( Деян.20:7 ) адвентисты думают ослабить тем рассуждением, что это (беседа св. Павла и преломление хлеба) было вечером в субботу – по их мнению. Полагать и рассуждать так – напрасный и неблагодарный труд. Св. Павел, беседовал и преломив хлеб в первый день недели, отправился на заре в путь, «в следующий день» (Ст. 7). В какой? по счету принятому y всех здравомыслящих людей за первым днем недели следует второй, Во второй день недели Апостол вышел в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010