Из того, что Христос есть Первосвященник ( Евр. 7:26–28 ), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мф. 18:17, 28:19–20 , Ин. 20:21–23 , Деян. 8:14–17, 14:23, 20:28 , Иак. 5:14 , 1Пет. 5:1–5 , Рим. 10:15 , 1Кор. 3:9–12, 4:1–2, 4:15, 12:12–31 , Гал. 1:1 , Еф. 4:11–16 , 1Фес. 5:12–13 , 1Тим. 4:14, 5:17–18, 5:22 , 2Тим. 1:6–7, 4:13 , Тит. 1:5–10 , Евр. 5:4, 10:25, 13:7, 17 ]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело. О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви», помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали ( Деян. 14:23 ). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» ( Иак. 5:14 ). Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» ( 1Тим. 5:17–19 ). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою», – учил ап. Павел ( 1Фес. 5:12–13 ). Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других. О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» ( Деян. 6:2 ). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов ( Фил. 1:1 ). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства ( 1Тим. 3:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:51, 53—55).    Не менее очевидно Господь Иисус являет Себя как единую Личность и тогда, когда перед Иудеями нарицает Себя и Сыном Божиим, и Сыном Человеческим; как Сын Божий Он существует вечно и безначально, а как Сын Человеческий — подвержен человеческому страданию и смерти (Ин.8:23, 25, 28, 35, 40, 42, 58); как Сын Божий Он — безгрешность и истина, освобождающая от греха и смерти (Ин.8:46, 32—36, 24), а как Сын Человеческий — находится в опасности быть убитым (Ин.8:40, 59; ср.: Ин.10:32—33; Мф.16:16—23). Когда на Тайной вечери непостижимый и загадочный Спаситель сказует ученикам тайну Своей единой, неделимой, неизменной Личности, то говорит: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин.16:28). Каким по существу и Личности (Лицу) пришел Спаситель от Отца в мир, таким и возвращается Он к Отцу, сочетав с Собою и совершенное человеческое естество в нераздельное единство Своей Личности. Таким и ушел Он из сего мира, таким и остался навсегда: неделимым, неизменным, одним и единственным Господом нашим Иисусом Христом (ср. Деян.1:11, 7:55; Евр.13:8).    Просвещенные Духом Апостолы единодушны в чувстве, сознании и исповедании того, что Иисус Христос — одна-единственная Личность, нераздельная и непреложная. Никогда, нигде и ни в чем не делят они Господа Иисуса на два существа, или на две личности, или на Иисуса-человека и на Иисуса-Бога. Один [и Тот же] Иисус и пострадал, и воскрес; а не то, что-де один Иисус умер, а другой воскрес. Всё свидетельство святых Апостолов сводится именно к утверждению о том, что это — одно и То же Лицо: ««Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели»» (Деян.2:32; ср.: Деян.2:22—24, 3:13—16, 5:30—32). Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Слово — стала плотью (Ин.1:14; ср.: Мф.16:16), оставаясь во всем Себе тождественной, неизменной и вечной Ипостасью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На поставленный вопрос может быть дан только утвердительный ответ. Так на Господа нашего Иисуса Христа тотчас после Его крещения во Иордане сошел Дух Святой видимым и торжественным образом в виде голубя ( Мк.1:10 , Лк.3:21–22 ); кроме этого высочайшего примера есть еще и другие примеры: так на царедворца эфиопской царицы ( Деян.8:35–40 ) тотчас же по Крещении сошел Дух Святой; на тех 12 человек, которых крестил Павел в Ефесе ( Деян.19:1–6 ), нисшел Дух Святой и тотчас же после Крещения; самаряне, принявшие слово Божие и крестившиеся во имя Господа Иисуса. Христа, тотчас же после Крещения получили Духа Святого ( Деян.8:17 ). В. Историческая справка о происхождении внешней формы Таинства Миропомазания Замена возложения рук помазанием мира в Миропомазании совершилась еще в апостольское время. Что это действительно так, для подтверждения имеются сравнительно ясные свидетельства в самом Священном Писании . В первом послании Иоанна мы читаем: „вы имеете помазание от Святаго и знаете все; помазание, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: то самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно“ ( 1Ин.2:20 ; 1Ин.2:27 ). Подобно этому апостол Павел в Послании к коринфянам говорит: „утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши“ 8 . Употребляемое здесь выражение „χρισμα“ , как известно, в православной и римско-католической догматике относится к Миропомазанию или, по-западному, к конфирмации. Уж одно это дает понять, что в приведенных нами местах Писания идет речь именно о помазании в рассматриваемом Таинстве. Но это более получает вероятия, если обратить внимание на тот факт, что древние отцы и учители Церкви оба приведенные текста объяснили именно в смысле апостольских свидетельств о Миропомазании – в последующей форме его совершения 9 . Правда, нельзя отвергать того, что апостолы говорят здесь преимущественно о внутреннем действии Таинства, чрез которое преподается Дух Святой; но, с другой стороны, вполне естественно думать, что для выражения этого внутреннего действия они, желая быть понятными христианам, употребляли слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого 10 . Последнее предположение тем более возможно, что апостолы говорят здесь о помазании от Святого и запечатлении, как о вещи обыкновенной, всем известной и понятной, не требующей даже объяснения 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не сами христианские общины поставляли себе священнослужителей, но Апостолы поставляли их, как видно из слов книги Деян. Св. Апостолов, «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян.14:23 ), или со слов Апостола Павла: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ), еще: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостолы ясно высказывают, что не все Апостолы, но только они одни; «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ). «Все ли Апостолы? Все ли Пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Значит, им одним исключительно принадлежит иерархическая власть. Положительно ниоткуда из Слова Божия не видно, чтобы Иисус Христос иерархическую власть передал христианской общине, а последняя передала бы ее Апостолам, как уполномоченным от нее. А если сама христианская община не получала этих прав, то она не могла передать их и другим. Известно, что Иисус Христос Сам, без посредства других, призвал и установил Апостолов в их Апостольском достоинстве. Это видно из следующих слов: Он увидел двух братьев, Симона и Андрея... и говорит им: идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последователи за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев Иакова Заведеева и Ионна и призвал их. И они последовали за Ним» ( Мф.4:18–22 ). У Евангелиста Марка мы читаем такие слова: «потом взошел на гору, и позвал к Себе, кого Сам хотел, и пришли к Нему. И поставил из них 12, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь (3:13–14). В Евангелии Инна Богослова Иисус Христос Апостолам говорит: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил» (15–16). Только об одних Апостолах и не о ком другом говорит Иисус Христос, когда говорить о сообщении власти ( Мф.16–19, 28:19 ; Ин.20:21 ). Известно также, что Святые Апостолы Матфей и Павел избраны Самим Иисусом Христом, а не общиной ( Деян.1:24, 9:4–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Приговор к распятию на кресте, чего требовали фарисеи, прямо вытекал из данной линии обвинения, поскольку подобная казнь применялась, как правило, именно к политическим преступникам. Такое представление о Христе сохранялось в иудейском обществе и после распятия, свидетельством чего служит обвинение в адрес апостолов в том, что они «поступают против повелений кесаря, почитая другого царем (курсив мой. — А. Ф. ), Иисуса» (Деян. 17:7). В этом не было ничего удивительного, ведь, по замечанию Р. Хейза, «во времена Иисуса понятие “Царство Божие имело мощный политический смысл. Если человек проповедовал Царство, то в его словах слышали весть о восстановлении Израиля после угнетения другими народами» . Уместно вспомнить, что и сами апостолы, услышав о грядущих страданиях и воскресении Спасителя, понимают под этим будущее наступление долгожданного господства Бога и заранее просят у Мессии: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?», — вопрошают воскресшего Христа ученики (Деян. 1:6). Первой новозаветной христианской общине Христос представлялся подобным не только пророку Моисею, но и военачальнику Иисусу Навину . Согласно Его мессианской проповеди, Царство уже наступило для всех, кто принял Его как Царя. Ученики Христа были убеждены в царском достоинстве Христа, Которому дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18). Все силы и власти существуют лишь с дозволения Христа, поскольку все они были побеждены на Кресте и теперь повинуются Его воле (Деян. 28:31; 2 Кор. 10:4–5; Рим. 8:38 и сл.; 1 Кор. 3:22 и сл.; Кол. 1:15–20; 2:15), ведь Иисус победил мир (Ин. 16:33), и теперь всякое колено должно преклониться перед Христом и исповедовать его как Кириоса (Фил. 2:11). Очень показательно, что в данном случае апостол Павел употребляет это греческое слово, означавшее в переводе «господин» и относившееся, как правило, к кесарю. В изображении апостола Матфея Иисус приходит для суда над народами «с силою и славою великою» (Мф. 24:30), когда, добавляет апостол Павел, Им будет убит беззаконник «духом уст Своих» (2 Фес. 2:8).

http://bogoslov.ru/article/6177764

Так, когда Корнилий поклонился ап. Петру «падши к ногам его», то последний «поднял его, говоря: встань, я тоже человек» ( Деян. 10:25–20 ); когда ап. Павел «пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему», тот сказал: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» ( Откр. 19:10 ): когда же апостол в другой раз пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему, то он опять сказал: «смотри, не делай сего, ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (–22: 8– 9). – Но ап. Петр отклонил поклонение Корнилия или по своему смирению, или потому, что последний, как язычник, считал его за высшее существо в образе человека (см. Деян. 14:11–13; 28:5–6 ), хотел воздать ему божеское поклонение, чего апостол, конечно, не мог допустить и сказал: «встань, я тоже человек». Равным образом и ангел не допустил тайновидца Иоанна воздать ему поклонение не потому, что считал, это поклонение незаконным, – иначе, после сделанного запрещения, не стал бы кланяться ему вторично,– а потому, что последний в то время сам был пророком-провозвестником откровений Божиих,– значат, не ниже ангела, как об этом говорит сам ангел «я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам». В других случаях ни святые, ни ангелы не отвергали воздаваемого им поклона. Так, прор. Елисей не отверг поклона пророческих учеников ( 4Цар.2:15 ) и вдовы Сонамитянки (–4:37), прор. Илия – поклона Авдия, вельможи Ахава ( 3Цар. 18:7 ), ап. Павел и Варнава – поклона темничного стража ( Деян. 16:29 ), а архистратиг Михаил, приняв поклон Иисуса Наввина, повелел ему снять и обувь, «ибо место, заметил он, на котором ты стоишь, свято» ( Нав. 5:14–15 ). 596 в) молитвенном призывании св. ангелов и угодников Божиих. Почитая св. ангелов и угодников Божиих, православная Церковь обращается к ним с молитвами, прося их ходатайства и предстательства перед Богом. «Мы призываем, учит она, святых в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас, но призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Таково в общем рационалистическое объяснение «видения от Господа», бывшее Савлу на пути его в Дамаск. Теперь спрашивается: тот ли это действительный Савл, который лично сам оставил о себе подлинно – непреложное свидетельство в своих апостольских посланиях, и нравственный образ которого как до обращения его ко Христу, так и после обращения мы знаем по первоисточникам, именно – по тем же апостольским посланиям самого Ап. Павла и по книге Деяний Апостолов, написанной спутником Ап. Павла в его благовестнических трудах – ев. Лукою, или это будет Савл – сочиненный, измышленный и вероломно подменяющий собою личность действительного Савла? По собственному слову Ап. Павла – он, до своего чудесного обращения ко Христу, «был еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной непорочный» ( Флп.3:5–6 ); «он преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде его; будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий, он жестоко гнал Церковь Божиих и опустошал ее» ( Гал.1:13–14 ), ибо «он думал (γ δοξα μαυτ был убежден в себе, имел определившееся в себе решение воли), что ему должно много действовать против имени Иисуса Христа, это он и делал в Иерусалиме; получив власть от первосвященников, он многих заключал в темницы и, когда убивали их, он подавал на то голос; по всем синагогам он многократно мучил их и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах; тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Богу, он до смерти гнал, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин; он шел в Дамаск, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание» ( Деян.22:3–5; 26:9–11 ), ибо «он дышал угрозами и убийством на учеников Господа» ( Деян.9:1 ), и «одобрял убиение Стефана» ( Деян.8:1 ). И ко всему этому мы имеем свидетельство самого Ап. Павла о том, что именно на пути в Дамаск Савл по преимуществу «дышал угрозами и убийствами на учеников Господа»; что самое «видение от Господа» воспоследовало именно в моменты наибольшего укрепления в душе Савла мысли и решения его воли послужить тому замыслу, ради которого он шел в Дамаск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Таковым явилось решительное обращение ап. Павла к проповеди языкам (впервые в Антиохии Писидийской, Деян. 13 ), для которой он не имел прямого «водительства», 340 подобного данному Петру в видении и велении Духа ( Деян. 11, 12 ). Б). Дар пророчества. Следует особо отметить дар пророчества и появление пророков в первенствующей Церкви. После прекращения ветхозаветного пророчества с его особым призванием и служением возникает пророческое служение новозаветное, которое хотя и не определяется в своем особом характере, но от ветхозаветного, конечно, отличается, как существующее по боговоплощении, как дар продолжающейся Пятидесятницы. 341 Дар пророчества не был общим даром, который подавался при возложении рук апостольских (кроме как в исключительных случаях – как в Ефесе: Деян. 19, 6 ), но являлся нарочитым, свойственным лишь определенным лицам (Агаву и другим, пришедшим из Антиохии: 11, 27–28; Иуде и Силе: 15, 32; далее следуют «пророки и учители», действовавшие в Иерусалиме: Варнава и Симеон, нарекаемый Нигер, и Луций Киринеянин и Манаил: 13,1; «ученики» в Тире: 21,4, и четыре дочери Филиппа благовестника «пророчествующие» – в Кесарии: 21, 8–9). Этому соответствует и то место, которое занимает дар пророчества в общем перечислении даров Св. Духа у апостола Павла: 1Кор. 12, 28 , – непосредственно после апостольского: «все ли апостолы, все ли пророки, все ли учители?» (ср. Еф. 2, 20 : «бывши утверждены на основании апостолов и пророков»; также Еф. 4, 11 : «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» и т. д.). Вообще пророчество является как бы нормальным служением в первенствующей Церкви и в этом смысле перечисляется Павлом в числе даров Духа ( I Kop. 12,10 ), к чему и относится слово его: «духа не угашайте, пророчества не уничижайте» ( 1Фес. 5, 19–20 ), – и его же увещание: «ревнуйте о (дарах) духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» ( 1Кор. 14,1 , ср. 39), и см. далее сопоставление пророчества с другими дарами (4–6, 22–25, 29–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Это говорит Павел – «Еврей от Евреев, по учению фарисей» ( Фил.3:5 ), «воспитанный при ногах Гамалиила» ( Деян.22:3 ), который никогда бы не дерзнул говорить о «духовной пище» и «духовном питии», если бы не был уверен, что именно этот смысл передал ему Законодатель, которому известно истинное учение. А так как он убежден и осмеливается говорить о смысле чистой и нечистой пищи, то он прибавляет, что исполнять это установление должно не по букве, но по духу, и говорит: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» ( Кол.2:16 ). Итак, ты видишь, как все, что Моисей говорит о пище и питии, Павел, наученный в этом лучше тех, которые гордо именуют себя учителями, называет «тенью будущего» (ср. Кол.2:17 ). Поэтому, как мы сказали, должно нам взойти от этой тени к истине. Это говорит христианин христианам, для которых авторитет апостольского слова должен быть непререкаем. Если кто-то, исполнившись гордости, презрит или отвергнет эти апостольские слова, это его дело. «А мне благо приближаться к Богу» ( Пс.72:28 ) и Господу нашему Иисусу Христу, к Его апостолам и понимать Божественное Писание согласно их преданию. Апостол Петр во время своего пребывания в Иоппии «взошел на верх дома помолиться» (ср. Деян.10:9 ). Я убежден, что о том, что он не захотел молиться внизу, но «взошел на верх», сказано не случайно. Решение взойти «на верх», чтобы помолиться, апостол принял не просто так, но, насколько я могу судить, оно показывает, что Петр, умерший «со Христом» (ср. Рим.6:8 ), помышляет о горнем, где «Христос сидит одесную Отца», а не о земном (ср. Кол.3:1–2 ). Вот Петр и взошел на эту кровлю, на эту вершину, о которой и Господь говорит: «Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего» ( Мф.24:17 ). И для того, чтобы знал ты, что нет ничего подозрительного в том, что Петр «взошел на верх», посмотри, что следует далее, и ты с этим согласишься. Сказано: «Петр взошел на верх дома помолиться, и видит отверстое небо» ( Деян.10:9,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Факт из жизни Господа, Воскресение Его, служит главным основанием проповеди апостольской и веры христианской. Сам Иисус Христос есть краеугольный камень, хотя «пренебреженный зиждущими, но сделавшийся главою угла ( Деян. 4:11 ; Пс. 117:22 )». Как же без понятия о лице, жизни и деятельности Христа могла быть авторитетна проповедь учения Его и прочно созидание Его церкви? Если апостолы должны были крестить верующих во имя Отца и Сына и Св. Духа, то ужели они не принуждены были рассказывать новообращенным о том, кто это был Сын Божий, как Он жил и что делал? «Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иоссий, и Симон, и Иуда?» ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3) – вот вопросы удивления, смысл которых должен был в таких или иных выражениях повторяться в устах всех, кому впервые приходилось слышать проповедь о Христе, как об истинном Мессии или Сыне Божьем. Еще при жизни самого Господа иудеи требовали от Него знамения, того же они требовали по смерти Его и от апостолов ( 1Кор. 1:22 ). И, по мнению Эвальда, новообращенные были первыми, которые поддерживали желание знать обстоятельства и дела Господа, составлять о них рассказы, хотя бы для того приходилось путешествовать по селениям и городам… Почему это так? Потому, что тогда был великий интерес в такого рода розысках. Поэтому-то понятно, что и ап. Петр в своей устной речи к иудеям, знавшим Иисуса, говорил о Нем, как о Муже, засвидетельствованном перед ними от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди них, как сами они знали это ( Деян. 2:22  и д.). И, вообще, в первое время было обыкновение составлять краткие рассказы, как то прежде доказывал Эвальд, ссылаясь на Книгу Деяний апостольских (гл. 10, стихи 37, 38 и 99). Почему же один из первых трудов был совсем без биографических сведений о Христе? Несомненный факт, что ев. Лука, имея целью передать Феофилу твердое основание учения, в котором тот был наставлен, по порядку исследовал все, что делал Иисус Христос ( Лк. 1:1–4 ), не ограничиваясь некоторыми фактами, а приводя главнейшие все.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010