Деян.13:46 и парал.). Цель сего посланничества Павла к иудеям и язычникам – открыть глаза их – образное выражение понятия открытия их внутреннего смысла для познания истины Божией, то же что – просветить их светом истины (ср. прим. к Мф.4:16 ). Цель же этого открытия глаз их та, чтобы они обратились; обращение это характеризуется двумя соотносительными противоположностями: с одной стороны – тьма и царство сатаны, с другой – свет и Бог; от первых, к которым они теперь обращены – отвратиться и обратиться к последним, от коих теперь они отвращены. Тьма и свет – образы духовного омрачения и просвещения; состоящие в этом духовном омрачении и в отчуждении от истины Христовой находятся под властью сатаны – врага Божия, который как князь мира сего владычествует над ними ( Ин.12 :31и прим.); просвещенный истиной Христовой переходят из-под власти этого князя мира под благодатную власть Бога – Отца светов. Конечная цель этого обращения от тьмы к свету и от сатаны к Богу – прощение грехов по вере в Господа (см. прим. к Деян.2:38 ; Деян.3:19 и парал.), и принятие жребия с освященными (ср. Деян.20:32 и прим.), т.е. блаженство в вечном царстве Божьем со всеми святыми. 19. Посему, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению; 20. Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом на всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы покаялись, и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. 21. За сие схватили меня Иудеи в храме, и покушались растерзать. 22. Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет. 23. То есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестит свет народу (Иудейскому) и язычникам. Потому, что это явление было небесное, столь поразительное и убедительное, столь ясное и необычайное, я не воспротивился воле Господа, выраженной так, не отринул призвания, а покорился ему от всего сердца, – не воспротивился, как казалось иудеям, что должен был воспротивиться и не покоряться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Изображению сего посвящены первые 12 глав книги Деяний 28 . Правда, и здесь имеются отдельные рассказы и о проповеди Апостола Петра, Филиппа и Варнавы язычникам (см. гл. 3, 5–40; 10; 11, 19–26), но далее (13–28 главы) преимущественно повествуется о проповеди среди язычников, в особенности Апостола Павла: в Дамаске, Антиохии, Малой Азии, Греции, Македонии и наконец в Риме. Проповедуя Евреям в Риме, Апостол Павел от утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием, приводя свидетельства об Иисусе Христе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались, а другие не верили ( Деян.28:23–24 ). Тогда Апостол сказал: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, – и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:9–10 ). Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» ( Деян.28:25–28 ). Здесь, с одной стороны, указывается на универсальное значение христианства, ради достижения которого и пришел Павел в Рим, как всемирную столицу, а с другой – на исторический порядок призвания народов ко спасению. Этот порядок состоял в первоначальном призвании верующих из Евреев и в отвержении неверующих, а потом в призвании язычников, что и получило завершение в Риме, как столице всего известного тогда мира. Нередко говорили об этом порядке Евангельского благовестия и другие Апостолы ( Деян.2:23; 3:14 ), ибо такова была заповедь и Самого Спасителя ( Деян.1:8 ), ср. ( Лк.24:46–48 ). Посему можно сказать: в этом была самая существенная мысль Дееписателя, которому, как сотруднику Апостола Павла, была весьма приятна та мысль его, что христианство есть сила Божия во спасение всякому верующему, Иудею же прежде и Еллину ( Рим.1:16 ). А так как он сам был Еллин, а Павел – Апостол языков, то это спасение о Христе язычников было ему и еще приятнее. А потому оно, как говорится, и проходит красною нитью во всей книге, как существенная ее идея, так ясно выраженная Апостолом Павлом Евреям в Риме, чтобы они, зная это, не совершенно отложились от Христа, но возревновали бы хотя тогда, когда восполнится число верующих из язычников ( Рим.11:11 ) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Тоже самое нужно сказать и об учениках Иоанна Крестителя. Встретив их в Эфесе, ап. Павел «сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились в Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый» ( Деян. 19:2–6 ). Что касается Корнилия, получившего дары Святаго Духа раньше Крещения и без руковозложения, то необходимо заметить следующее. Благодать Святаго Духа всеми верующими получается обычным, Богом установленным порядком, именно – чрез святые таинства Церкви. Но по Своей воле в исключительных только случаях Господь Сам избранным Своим подает благодать Святого Духа необычайным путем. Так св. Апостолы получили Святого Духа в день Пятидесятницы в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4 ). И Корнилия удостоил Бог получить Святого Духа без возложения рук Апостольских и раньше Крещения, чтобы убедить наглядно и окончательно ап. Петра, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян. 10:35 ), что и для язычников открыты двери Церкви Христовой и спасения ( Рим. 3:29, 9:24 ), что «Бог нелицеприятен» (ст. 34), и потому чтобы ап. Петр «не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (ст. 28), хотя бы он был и язычник, как Корнилий. Вот почему Корнилий необычным порядком, без возложения рук и раньше Крещения, получил Святого Духа. Это было особое чудо Божие, что подтверждается и тем, что как св. Апостолы в день Пятидесятницы, так и Корнилий, получив Духа Святого, стали говорить на иных языках ( Деян. 2:4 и 10:46). Сектанты же не получают, подобно Корнилию, Духа Святого, ибо на иных языках не могут говорить. Очевидно, что для них, как и для всех людей, можно получить благодать Святаго Духа только обычным для всех порядком, то есть чрез таинство св. Миропомазания, которое они, вопреки слову Божию, отвергают. Сравнивать же себя с св. Апостолами и другими избранниками Божиими могут только люди, впавшее в духовную гордость, или самообольщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) Сам Христос, по человечеству, повиновался Ей: Лк. 2:51 , исполнял Ее просьбы: Иоан. 2:1–10 заботился о Ней: Иоанн. 19:26–27. 3) Пресв. Богородица – Приснодева: Исаия 7:14; Мф. 1:18–24; Лк. 1:34–35 ; Иезек. 44:2. 4) Наименование «жена» не всегда означает «замужняя», как и «муж» – «женатый»: Исаия 7:14 снеси Гал. 4:4 ; Иоан. 20:13 ; Пс. 1:1 ; Деян. 1:10–11 ; См. ч. 2 п. 4–й. 5) «Братья Господни» – двоюродные Ему и сыновья Марии Клеоповой, сестры Божьей Матери: Иоан. 19:25 ; Мф. 27:55–56; Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 . 6) «Первенец» означает и «единственный»: Исх. 4:22; 13:2 ; а «дондеже» – «после того, как» Исаия 46:4; Быт. 8:7  и Пс. 109:1 . 7) Богоматерь спасает нас Своим ходатайством перед Богом: Иер. 31:22–23 , за что мы и все христианские народы должны всегда ублажать: Лк. 1:46–49 и умолять Ее о заступничестве перед Богом: Пс. 44:13 . О почитании св. мощей и других останков угодников Божьих «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:20–21 ). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор. 6:19–20 ).                         Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божьих, части их тел или же их кости и частицы костей, через которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, например, риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, через которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу. Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последних, по повелению Господню, произвели земля и вода ( Быт. 1:20  и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лицо его дыхание жизни» ( Быт. 1:26–27; 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О Богослужении вообще Начало и важность Богослужения Служение Богу есть непременная, высокая и священная обязанность человека и особенно Христианина. К этому мы призваны, как творения, созданные Богом, а тем более как рабы Христовы, купленные кровью Господа ( 1Кор.6:20; 7:22–23 ). Начало Богослужения положил Сам Творец седьмым днем покоя по создании мира. В последствии законом, данным Моисею на Синае, Господь распространил его. Сын Божий, сшедший на землю творить волю Отца Своего, и св. Апостолы своим примером и учением показали важность и необходимость Богослужения, участвуя в нем сами и внушая верующим не оставлять Священных собраний ( Мф.18:20 ; Лк.2:46,49 . Ин.2:13; 5:1 ; Деян.2:46 ; Евр.10:25 ) 85 . Начало и основание Христианского Богослужения указал Господь Иисус Христос установлением св. таинства Причащения и повелением творить сие таинство в Его воспоминание. Исполняя заповедь Иисуса Христа и неуклонно следуя примеру и учению Его и св. Апостолов, Христианская Церковь от первых времен своих непрерывно совершает Богослужение, назидая и освящая им верующих. Побуждения к Богослужению По указанию Божественного Откровения и Православного Богослужения, состоящего в славословии, прошении и благодарении Господа и Святых, сильнейшие для нас побуждения к непрестанному и искреннему служению Богу заключаются в чувстве благоговения к Нему, необходимо рождающемся при созерцании бесконечных Его совершенств, в чувстве наших немощей, невольно обращающем нас к надежде на помощь Всемогущего, и в чувстве благодарности к Всевышнему Виновнику неисчислимых и незаслуженных благ, свыше нам ниспосылаемых. Чувство благоговения Высочайшая премудрость, благость и всемогущество Бога Творца и Промыслителя видны всюду в необъятном творении Божием, не только для Христианина, но и для язычника, непросвещенного чистым Боговедением. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (и язычниках) потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сам Христос Спаситель с благоговением относился к храму и признавал формы общественного богослужения ( Ин.2:12; 5:1; 5:2,10,14 ; Лук.22:7–8, 15 ). Придя однажды на праздник в Иерусалим, Он выгнал из храма всех продавцов и сказал: «дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Лук.19:45–46 ; ср. Ин.2:13–16 ). В той же нагорной проповеди Он говорил между прочим: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Ясно, что Спаситель признавал и особое место молитвы и особые формы общественной молитвы. А, следовательно, в Мф.6:6–7 Он мог говорить только против показной лицемерной молитвы. Что такое именно полемическое или обличительное значение имели слова Спасителя, это доказывает и апостольская история. Апостолам, конечно, лучше было знать, что заповедует и чему учит Спаситель. А они сразу после Его отшествия собираются вместе и «все единодушно пребывают в молитве и молении» ( Деян.1:12–14; 2:1,46 ) и если запирались в комнате, то не в одиночку, а все вместе. И в апостольское время, несомненно, были богослужебные формы, хотя и не такие обильные, как в настоящее время 94 . Что касается слов: «молясь не говорите лишнего», то эти слова явно направлены против языческого многословия, почему и сказано: «не говорите лишнего, как язычники». Не говорите лишнего (μ βαττολογσητε) значит: не говорите того, что к делу не относится, или: не говорите вздор, не болтайте. А говорить в молитве не относящееся к делу или болтать, значит обращаться к Богу с молитвой, которая не достойна Его, или просить о том, что не служит на пользу человеку 95 . Виноваты в этом грехе именно язычники. У них были длинные молитвы с большим перечнем имен богов и прилагаемых к ним иногда ласкательных эпитетов. А в молитвах заключались прошения о земных предметах, часто о том, что не угодно Богу. Это и теперь наблюдается у магометан и индийских факиров 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

   б) апостолы, которым Господь сказал: ...сядете на престолах — судить двенадцать колен Израилевых (Лк.22:30);    в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор.6:2).    Последний суд будет носить всеобщий характер (см.: Деян.17:31). В качестве подсудимых на этом суде будут выступать:    а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово (2 Кор.5:10);    б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах... на суд великого дня (Иуд.1:6).    Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (см.: 1 Кор.6:3) с участием святых.    Предметом суда и основанием для осуждения будут:    а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор.5:10);    б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф.12:36-37);    в) намерения сердечные (Евр.4:12), которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке (1 Кор.4:5).    Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (см.: Лк.12:48) и с учетом внешних условий его жизни (см.: Мф.11:21-23), ибо нет лицеприятия у Бога (см.: Рим.2:11).    Приговор (см.: Мф.25:32-46) будет приведен в исполнение ангелами (см.: Мф.13:42, 50).    Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер (см.: Мф.25:46).    Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:    а) исследование правоты или виновности подсудимого;    б) произнесение над ним приговора.    Бог, как всеведущий Судия, не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. Согласно «Пространному катихизису», «совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела... но и все сказанные слова, тайные желания и помышления».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В библейской традиции дело обстоит гораздо сложнее. В Ветхом Завете, действительно, иногда говорится о том, что болезнью поражает человека сатана ( Иов.2:7 ). Однако именно Бог всецело властен над болезнью и может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.) ( Исх.4:11, 15:26 ; Втор.28:21–22, 35:58–61 ; Ис.19:22, 45:7 ; Ам.3:6 ). Первый аспект получил развитие в межзаветной литературе. Например, в «Апокрифе книги Бытия», найденном в Кумране, рассказывается, как Бог по молитве Авраама послал злого духа на фараона, чтобы этот дух поразил его и весь его дом болезнью (1QapGen 20. 12–29). В «Завете Соломона» (III в., но памятник содержит более древние слои) подробно перечисляются демоны, которые причиняют те или иные болезни (Завет Соломона 18–36). Связь между нападением демонов и появлением болезней отмечается в Книге Юбилеев (10. 7–13) и у Иосифа Флавия (Древности 8. 2. 5. 44–46). Эти представления нашли отражения в Новом Завете (например, в Лк.13:16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет, и проч.). В еврейской среде существование демонов, возможно, не признавали саддукеи (Деян.23:8: «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа»). В любом случае, для традиционных культур насущным был вопрос не о том, какой вирус вызвал данное заболевание, а, кто виноват в том, что человек болен – он сам, его родители, Бог или демоны (ср. Ин.9:1–3: «И, проходя, (Иисус) увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но (это для) (того), чтобы на нем явились дела Божии»). Связь концепта «здоровья» с «чистотой» и «святостью» Кроме того, для этих культур характерно признание прямой зависимости между болезнью и грехом (нечистотой) и возможности распространения греха (нечистоты) на всю общину или народ . Например, в книге Левит устанавливается прямая связь между болезнью и ритуальной нечистотой ( Лев.13–14 ). Для сохранения святости народа Божия требуется исключение из него всех тяжело больных, как несущих в себе грех (Лев.13:45–46: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его»). Изолируя таким образом прокаженных, люди боялись не распространения инфекции, а нарушения Божиего веления «быть святыми» (Лев.11:45: «будьте святы, потому что Я свят»).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

17-18; Лк 22. 7), претерпел страдания и смерть (Мф 26. 37-38, 50, 59-67; 27. 11-50; Мк 14. 33-46, 55-65; 15. 1-37; Лк 22. 41-54, 63-71; 23. 1-37, 46; Ин 18. 3-12, 19-24, 28-40; 19. 1-18, 28-30). И. Х. Сам называл Себя «Человеком» (Ин 8. 40) и «Сыном Человеческим» (Мф 24. 27, 30, 37; 25. 31; Мк 9. 12; Лк 6. 22; 9. 56; 11. 30; Ин 1. 51; 3. 13-14 и др.). Сопоставляя И. Х. и Адама, ап. Павел пишет: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор 15. 47). Говоря о Посреднике «между Богом и человеками», он указывает, что таким Посредником является «человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). В проповеди, с к-рой ап. Павел выступил в афинском ареопаге, он называет И. Х. «Мужем», Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 17. 31). Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Как истинный человек И. Х. имел духовно-телесную природу. Его тело пред смертью было помазано драгоценным маслом (Мк 14. 3-9); после смерти оно погребается в пещере (Мф 27. 58-60; Мк 15. 43-46; Лк 23. 50-55; Ин 19. 38-42). Воскресает И. Х. также с телом, хотя для Его учеников это чудо оказалось столь необычным, что они долго не верили в него, а при встрече с Воскресшим думали, что «видят духа» (Лк 24. 37). Он укорял их за это: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк 24. 38-40; ср.: Ин 20. 27). Как истинный человек И. Х. имел и душу, о чем свидетельствуют Его слова: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26. 38); и: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23. 46). По словам ап. Павла, «первый человек Адам стал душою живущею», а последний Адам (т. е. И. Х.- Авт.) есть дух животворящий» (1 Кор 15. 45). Употребляемые в данных случаях понятия «дух» и «душа» обозначают духовную составляющую человеческой природы. Как человек И. Х.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

1 . «Будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» ( Деян. 10, 42 ; 1Петр. 4, 5 ; 2Тим. 4, 1 ). 2 . «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей.... и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф. 25, 31–46 ). 3 . О пшенице и плевелах: «Так будет при кончине века сего» ( Мф.13, 24–30; 36–43 ) 4 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5, 10 ). 5 . «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим. 14, 10–12 ). 6 . «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3, 13 ). В дополнение к этим отрывкам, которые безоговорочно определяют будущий Суд автор Послания к Евреям заявляет: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9, 27 ). Эти слова являются для любого неадвентиста окончательным свидетельством того, что никакой суд над верующими в настоящее время не проходит. В Послании к Евреям 4, 13 также приводятся слова, не стыкующиеся с концепцией «Суда- расследования»: «И нет твари, сокровенной от Него, ко все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». Если наш Господь обладает знанием о делах каждого, то в чем того состоит необходимость Суда – расследования? Мы уверены, что Священное Писание не дает никаких поводов к существованию подобных доктрин. Завершая анализ концепции о Суде – расследовании, укажем на то, что воздаяние верующим будет произойдет после Второго Пришествия Господа или в «воскресение праведных» для воскресения к жизни ( Ин. 5, 29 ; Лк. 14, 14 ). Даже адвентисты признают то, что суда над грешниками не будет до конца этого мира ( Откр. 20, 11–12 ; Мф. 25, 31–46 ). Еще раз мы можем убедиться в том, что теория о Суде- расследовании вступает в конфликт с библейским учением о суде как над праведниками так и над грешниками. По мнению автора, глубочайшим заблуждением и ошибкой учений о святилище и Суде- расследовании является посылка о том, что грехи, исповеданные христианами не исчезают без следа, но остаются до вынесения приговора Суда – расследования, чего абсолютно не следует из текстов Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010