63. (1) Итак, справедливо, - следуя столь великим и многим примерам, - склонить выю и занять место послушания, дабы успокоившись от суетного волнения, достигли мы во истине предлежащей нам цели без всякого позора. (2) Ибо вы доставите нам радость и веселие, если послушаетесь написанного нами чрез Святого Духа и пресечете несправедливый гнев ревности вашей, сообразно увещанию к миру и согласию, нами обращенному к вам в этом послании. (3) Послали же мы мужей верных и мудрых, от юности до старости обращавшихся непорочно среди нас, которые и будут свидетелями между нами и вами. (4) А поступили мы так, дабы знали вы, что вся забота наша и была и есть - чтобы в скорости достигли вы мира Перевод по изданию SC 167, р. 192202, с привлечением греческого текста в исследовании Приселкова. " Великая молитва " , ввиду ее торжественности и объема, переведена на церковнославянский язык, с некоторыми упрощениями однако и с приближением по возможности лексики к русскому языку. Опущено в Иерус. рук. и у 70, имеется в лат., сирийск. переводах и у Клим. Алекс. Притч. 1, 3233 (здесь и далее цитаты по тексту 70). Втор. 33, 12,28. Ср. Откр. 6, 11; Пост. Апост. VIII. 22, 3. Опущено в Иер. рук. Деян. 26, 18; 2 Петр. 2, 9. Ср. Ис. 42, 16. Ср. Пост. Апост. VIII, 11, 2. Ср. Еф. 1, 18. Ср.Ин.17, 3. Ср. Ис. 57, 15. Ср. Ис. 13, 11. Ср. Пс.32, 10. Ср. Иов 5, 11; Ис. 10, 33; Иез. 17, 24; 21, 31. Ср. 1 Цар. 2, 7. Втор. 32, 39. Ср. 1 Цар. 2, 6; 4 Цар. 5, 7. Числ. 16, 22; 27, 16. Дан. 3, 55. Ср. Есф. 5, 1. Иудифь 9, 11. Ср. Амос 4, 13; Иов 10, 12. Ср. Ин. 12, 26; 17, 17. В Иер. рук. опущено. Пс. 118, 114; Иудифь 9, 11. Ср. Пост. Апост. VIII, 10, 1415; 12, 45 и ектении литургии св. Марка. Опущено в лат., сир. и копт. переводах. Ср. Иез. 34, 16. Ср. Иов 4, 4. Ср. 3 Цар. 8, 60; 4 Цар. 19, 19; Ис. 37, 20; Иез. 36, 23; Ин. 17, 4. Пс. 78, 13. Ср. Прем. 7, 17; Пост. Апост. VIII, 22, 3. Втор. 7, 9. " полезный " лат., сир., копт. переводы. Иоил. 4, 13; Сир. 2,11. Ср. Устав IV, 21 (с. 39); Ин. 17, 17. Пс. 39, 3; 118, 133.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

2) Описание засухи ( Иоил.1:17–20 ). Вслед за описанием опустошения страны саранчой, пророк изображает другое бедствие – засуху. Он говорит, что, вследствие сильного зноя, посеянный хлеб не взошел; житницы стоят пустыми ( Иоил.1:17 ); домашние и дикие животные томятся голодом и жаждою, так как вся трава на лугах и пастбищах выгорела, а потоки вод иссохли ( Иоил.1:18–20 ). 3) Саранча и засуха как предвестники дня Господня ( Иоил.2:1–11 ). От бедствий, постигших страну иудейскую, пророк переносится своим взором к будущему бедствию, – дню Господню. О скором наступлении этого дня он повелевает возвестить трубою ( Иоил.1:1 ). День этот будет днем страшных бедствий. Образом и предвестником его служат постигшие Иудею несчастья (саранча и засуха). На землю иудейскую напал народ сильный и бесчисленный (саранча). Земля впереди его – рай сладости, а позади – голая пустыня ( Иоил.1:2–3 ). Он быстр, как конница, и наводит на всех ужас. Бодро идет он на стены; проникает в город и взлезает в дома ( Иоил.1:4–9 ). Таков предвестник дня Господня. Еще страшнее будет последний. Пред наступлением его поколеблется небо и земля, померкнут все светила небесные ( Иоил.1:10 ); и тогда явится Иегова со Своим великим воинством. „Да, – говорит пророк, – велик день Господень и страшен весьма и кто выдержит его!“ ( Иоил.1:11 ). 4) Увещание обратиться к Иегове с молитвою о помощи ( Иоил.1:12–17 ). Но еще и теперь, говорит Иоиль, есть средство избавиться от столь великих бедствий, как настоящих (саранча и засуха), так и грозящих в будущем (день Господень). Нужно обратиться к Иегове всем сердцем – в посте, плаче и сетовании ( Иоил.1:12–13 ). Может быть, Иегова и избавит Свой народ ( Иоил.1:14 ). Пусть же назначен будет всеобщий пост и все, без исключения, соберутся во храме ( Иоил.1:15–16 ). Пусть, во время этого собрания, священники, стоя между притвором и жертвенником, воззовут к Иегове от лица всего народа: „помилуй Господи народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, в насмешку народам; зачем будут говорить народы: где Бог их?“ ( Иоил.1:17 ). Этими словами оканчивается первая речь Иоиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Вторая речь, как мы сказали, отделяется от первой историческим замечанием, что Иегова избавил Свой народ от постигших его бедствий ( Иоил.2:18–19 а). Речь эту можно разделить на следующие четыре части. 1) Возвещение народу о прекращении постигших его бедствий и о плодородии земли ( Иоил.2:19 b–27). От лица Иеговы пр. Иоиль возвещает народу, что Господь подаст земле плодородие (см. 19 b), а саранчу истребит ( Иоил.2:20 ). Пусть же, говорит пророк, радуется вся земля, все звери, поля и чада Сиона: Господь пошлет благовременный дождь и на пастбищах произрастет трава, деревья принесут обильные плоды, гумна наполнятся хлебом, а точила будут переполняться виноградным соком и елеем ( Иоил.2:21–26 ). Тогда сыны Израилевы узнают, что Иегова не оставит Своего народа и не допустит людей Своих до посрамления ( Иоил.2:27 ). 2) Излияние Святого Духа на всякую плоть ( Иоил.2:28–32 ; Евр.3:1–5 ). Милость Господа к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничилась дарованием только земных благ ( Иоил.2:19 b–27). Народу Божию дается и духовное обетование. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть, без различия пола, возраста и состояния ( Иоил.2:28–29 ; Евр.3:1–2 ). Тогда же наступит и день Господень, которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле ( Иоил.2:30–31 ; Евр. 3:3–4 ) и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне ( Иоил.2:32 ; Евр.3:5 ). 3) Суд над народами ( Иоил.3 ; Евр. 4:1–15 ). Когда настанет день Господень, Иегова возвратит пленных евреев в их отечество и произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками за то, что они притесняли народ Божий ( Иоил.3:1–3 ). Таковы были финикияне и филистимляне. Скоро им будет воздаяние за то, что они разграбили серебро, золото и драгоценности евреев, а пленников продавали в рабство грекам (ст. 4–6). За это и их сыны и дочери будут проданы в рабство в страны отдаленные (ст. 7–8). Но от этого суда над отдельными народами взор пророка переносится к суду над всеми язычниками. Пророк повелевает народу Божиему готовиться к великой священной войне и возвестить всем языческим народам, чтобы они собрались на долину Иосафатову (ст. 9–12). Там Иегова воссядет и произведет Свой суд над ними. Страшное наказание постигнет их. Тогда-то и настанет день Господень (ст. 13–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Итак, возражения Меркса против предположения, что Иоиль проходил свое пророческое служение при Иоасе, не имеют достаточной силы. Повод к произнесению Иоилем пророческих речей; их число и время произнесения, содержание и разделение Во дни пр. Иоиля страшное бедствие постигло царство Иудейское: продолжительная засуха и налетевшие во время ее громадные полчища саранчи совершенно разорили страну. Это и послужило для Иоиля поводом произнести свои пророческие речи. Их две. В одной пророк описывает печальное положение страны и призывает народ к плачу и обращению к Иегове с молитвою о помощи, говоря, что настоящее бедствие есть предвестник будущего, страшного дня Господня ( Иоил.1:2:17 ). В другой же речи он сначала говорит, что скоро прекратятся бедствия, постигшие страну иудейскую, а потом возвещает, что придет время, когда излиется Дух Божий на всякую плоть, и наступит день Господень, страшный для язычников, потому что тогда произойдет суд над ними, но не для Израиля, потому что Иегова будет его защитою и обороною ( Иоил.2:19 b до конца книги). Между этими двумя речами в книге пр. Иоиля находится историческое замечание о том, что „Иегова возревновал о земле своей и пощадил народ Свой, и ответил Господь и сказал народу Своему ( Иоил.2:18–19 а)“. Это замечание предполагает (см. ниже толков. этого места), что народ еврейский внял голосу пророка (первая речь) и обратился к Иегове с молитвою о помощи, вследствие чего Иегова и „пощадил народ Свой“. Таким образом, несомнительно, что первая речь произнесена пр. Иоилем во время бедствия, а вторая – после обращения евреев к Иегове. Ту и другую речь можно разделить на несколько частей. Так, первая разделяется на следующие четыре части. 1) Описание опустошения, произведенного саранчой, и призыв народа к плачу и обращению к Иегове с молитвою ( Иоил.1:1–16 ). Пророк, после краткого надписания своей книги ( Иоил.1:1 ), обращается с речью ко всем жителям страны иудейской. Обратите внимание, говорит он, на постигшее вас бедствие, подобного которому не бывало прежде, не будет и после: чего не съела газам, то поела арбе, а оставшееся от этой истребили иелек и хасиль ( Иоил.1:2–4 ) 36 . Время образумиться беззаботным и невоздержным, ибо на Иудею напал враг сильный и бесчисленный, с зубами львиными. Он опустошил виноградники и обгрыз смоковницы, так что ветви сделались белыми ( Иоил. 1:5–7 ). Пусть же плачет страна, как плачет невеста по умершем своем женихе ( Иоил.1:8 ). Плачьте, священники, потому что в дому Божием не приносится хлебных приношений и не совершается возлияний ( Иоил.1:9 ). Плачьте, земледельцы, потому что опустошены поля, и не стало жатвы ( Иоил.1:10–12 ). Вместо светлых одежд облекитесь во вретища, назначьте пост, соберитесь все во храм и обратитесь с молитвою к Иегове, ибо „близок день Господень“ ( Иоил.1:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Наибольшее число аллюзий на Книгу прор. Иоиля в НЗ связано с текстами эсхатологического и апокалиптического содержания: 1) звук трубы, сопровождающий наступление дня Господня (Иоил 2. 1), становясь предвестником наступления последних времен (1 Кор 15. 52), сопровождает явление Господа в Его Второе пришествие (1 Фес 4. 16) и открытие печатей 7 ангелами Апокалипсиса (Откр 8. 6 - 11. 19); 2) использование эпитета «близко» или «близок» (γγς) по отношению ко дню Господню (Иоил 1. 15; 2. 1; 3. 14) повторяется в евангельской притче о смоковнице в схожем контексте (Мф 24. 32-33; Мк 13. 29); 3) слова из Иоил 2. 26 «и до сытости будете есть и насыщаться» перефразированы и дополнены в заповеди Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк 6. 21) - и в рассказах о насыщении множества (Мф 13. 13-21; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-14); 4) описание Суда над народами (Иоил 3. 1-14) отражается в словах о последнем Суде Сына человеческого над народами, к-рый отделит праведников от грешников (Мф 25. 31 сл.); 5) космические катаклизмы - знамения на небесных светилах (Иоил 2. 30-31) - становятся знамением последних времен в Мф 24. 29, Лк 21. 25 и Откр 8. 12, а содрогание неба и земли от гласа Господня (Иоил 3. 16) цитируется в послании к Евреям ап. Павла (Евр 12. 26); 6) призыв И. пустить «в дело серпы» (Иоил 3. 13) для снятия жатвы в пришествие дня Господня перефразируется в евангельской притче о посеве и всходах (Мк 4. 29; ср.: Откр 14. 14-16). В контексте этих стихов собирание жатвы с виноградников в Книге прор. Иоиля трансформируется в сбор зерна, при этом в евангельском варианте снимается негативный оттенок, присущий Иоил 3. 13, к-рый, однако, затем появляется в более устрашающих образах в Откр 14. 17-20, где виноградная жатва бросается в великое точило гнева Божия, полное крови; 7) сравнение саранчи с конями (Иоил 2. 4-5) используется в изображении апокалиптического войска саранчи, к-рое настигнет людей в последние времена; описание приобретает более демонические и устрашающие черты (Откр 9. 7-9): в Книге прор. Иоиля это устрашающее полчище оказывается войском Господним (Иоил 2. 11), в Откровении Иоанна Богослова оно возглавляется ангелом бездны - Аваддоном (Откр 9. 11). Книга пророка Иоиля в раннем иудаизме

http://pravenc.ru/text/578234.html

Понеже язык взыде на землю Мою (Иоил. 1:6); это — Сеннахиримово войско, оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. Утрезвитеся, пиянии… и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино (Иоил. 1:5). Таинственный смысл этих слов в том, что у людей грешных отнимется божественная радость, представленная здесь в образе вина. Восплачися… как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем (Иоил. 1:8). Бывает иногда, что при вступлении новобрачной в брачный чертог жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав её. И изсше вино , погибли маслины. Посрамишася земледелателе , возрыдали виноградари (Иоил. 1:10–11). Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели, но это не принесло плода. Вся древа… изсхоша , потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим (Иоил. 1:12). Посрамишася земледелателе (Иоил. 1:11), и нет пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова Благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, но по своей лукавой воле пошли во тьму кромешную к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом пророк именует древо жизни, — Святой Крест, принесший роду человеческому плод нетления. Положи виноград Мой в погубление и смоквы Моя в сломление (Иоил. 1:7). Виноград есть образ синагоги, а смоквы  — тайна всего человечества. Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила , потому что при наступлении голода прекратились десятины и жертвоприношения (Иоил. 1:17). Отъяся от дому Господня семидал и возлияние (Иоил. 1:13). Словами: отъяся… семидал, — пророк означает, что утратилась чистота нравов, а словами: отъяся …возлияние , — дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения из-за недостатка духовного разумения. И паствы овчыя погибоша… восплакашася стада волов (Иоил. 1:18), стада овец погибли, яко не бе пажити им . Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Это было как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в это время Вавилоняне осадили Иерусалим и опустошили все окрестности), так и с обоими царствами Израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во времена царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол Самарийский, а второй причинил много бедствий Иудее. В таинственном же смысле стоны волов означают воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих, ибо божественный Павел говорит, что тварь повинуся суете не волею (Рим. 8:20). А то, что пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, то этим изображается еще более жестокий голод перед пришествием Господа нашего, мучивший все человечество из-за скудости небесного хлеба, и, наконец, утоленный и прекращенный Евангельской проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

III. Особенности 1) Был тихого и умеренного духа, и не жестокими, как прочие пророки, поношениями, но жалобами, особливо умолением, радостнейшими обещаниями и кроткими словами слушателей своих к покаянию и к непорочности жизни привесть старался. – в) Слог имеет красноречивый и сильных побуждений исполненный. – 3) Пророчество его, находящееся в Иоил.3:1 , есть первым свидетельством, которое приводит апостол Петр в первой проповеди по сошествии Духа Святого. Деян.2:6 . IV. Случай Четырех родов насекомые, всякий злак поддающее, напали на Иудейскую землю, и как они были предвозвестниками и предшественниками глада и убийства, которым Бог Иудею для ее нечестия восхотел наказать чрез Халдеев; то Иоиль увещевает народ Иудейский к истинному покаянию, дабы чрез то всех зол, которые они иначе должны были претерпеть, избегнуть. V. Содержание Смотри в разделении. VI. Намерение Чтоб народ Израильский наступающими бедствиями и благодеяниями, которые они чрез истинное покаяние получить должны, также и сильными увещаниями побудить к покаянию, и чтоб объявить грядущую благодать Мессии и блаженное состояние Нового Завета, чтоб утвердить благочестивых в вере в Мессию, и показать приближающееся врагам Израильского народа бедствие. VII. Пророчество о Христе Иисусе Иоил.3:1,3,5 . VIII. Разделение Разделяется на три части: В первой части содержится описание наступающего глада и неплодства, как предвозвестников дня Господня, – Иоил.1; 2:1–18 , где: а. Поражение насекомыми, призывание к плачу и образ плача. Иоил.1 . б. Страшное нападение неприятелей, увещание к покаянию. Гл. 2, от ст. 1 до 18 ( Иоил.2:1–17 ). Во второй части благодать Божия и излияние Святого Духа. Иоил.2 :18с до конца. В третьей части обещание свобождения от плена, суд на языков, благополучие Сиона. Иоил.3 . VII. Места особливого примечания достойные Иоил.2:12–14,23–26; 3:1,2,5 . § 38. О Книге пророка Амоса I. Надписание От имени писателя как у евреев, так и у греков надписывается, Амос. II. Писатель Амос. – Ам.1:1; 7:1–5,7,8; 8:1,2; 9:1,3 ; где примечается:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В талмудическом предании И. в основном отождествляли со старшим сыном прор. Самуила (1 Цар 8. 2), а его отца Вафуила - с Самуилом (Мидраш Шэмуель. 1. 6; Бамидбар Рабба. 10. 5), время его служения могли относить к правлению иудейских царей Манассии (Сэдэр Олам. 20) или Иеровоама (Таанит. 5а). Первая часть книги истолковывалась в основном буквально-исторически, 2-я ч. рассматривалась в мессианском ключе. Так, слова о вторгшемся народе (Иоил 1. 6) истолковывались в качестве указания на вторжение войск Сеннахериба (Вайикра Рабба. 5. 3), а Иоил 2. 20 - в качестве отсылки к мессианскому времени (Сукка. 52a). Дарование Духа (Иоил 2. 28) соотносилось с др. обетованиями - о благодатных дарах (Зах 12. 10; Иез 39, 29), которые противопоставлялись излияниям божественного гнева (Ис 42. 25; Иез 9. 8 - Мидраш Эха. 2. 4; 4. 11). Предзнаменования последних времен из Иоил 2. 30 считались указаниями, направленными против Эдома (или Рима) (Пэсикта Рабба. 17. 8; Танхума. 14. 4) ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 25. S. 615-617), а знамения из Иоил 2. 31 используются в апокрифе «Вознесение Моисея» при описании наступления последних времен, когда Господь отомстит врагам Израиля (10. 5). Иосафатова долина понимается как место страшного суда (Мидраш Мишле. 10). Таргум Ионафана добавляет эсхатологические определения к понятию дня Господня (Иоил 2. 11; 3. 4, 14), согласно к-рым он «придет от Господа» ( Merx. 1879. S. 208; Cathcart K. J., McNamara J. M. The Aramaic Bible. Edinb., 1989. Vol. 14. P. 63-73), также в этом таргуме неприятель, «пришедший» от севера (Иоил 2. 20), становится «народом с севера», а 4 вида насекомых заменены «народами и языками, властями и царствами» ( Merx. 1879. S. 208 f.). Мотив обитания верных с Господом на Сионе (Иоил 3. 17, 21) указывает не непосредственно на Господа, а на Его Божественное присутствие - шэхину среди верных ( Stark. 1998. Sp. 393; см. подробнее: Merx. 1879. S. 215-305; Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1946. Vol. 6. P. 229, 314, 373; Neusner J. Micah and Joel in Talmud and Midrash: A Sourcebook. Lanham, 2007). Книга пророка Иоиля в экзегезе древней Церкви

http://pravenc.ru/text/578234.html

Глава 1 «Слово Господне, е же бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву» ( Иоил.1:1 ). Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во времена четырех царей их, которых представляет в образе четырех казней Египетских. Одно зло служит образом другого, подобного ему, зла. На Египет насылались саранча и другие язвы, а здесь один за другим следовали цари. «Останок гусениц поядоша прузи» (род саранчи) крылатые, налетевшие на синагогу Израильскую, ибо в землю Израильскую вторгались разные войска из Ассирии и Вавилона, под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелласар, это гусеницы; второй – Салманассар, это " прузи крылатые»; третий – Сеннахирим, это мшицы, четвертый – Навуходоносор, это сиплеве. Поэтому смысл пророчества таков: «останок гусениц», то есть оставленное Феглаффелласаром, «поядоша прузи», то есть Салманассар, «останок пругов поядоша мшицы», то есть Сеннахирим, «и останок мшиц поядоша сиплеве», то есть Навуходоносор ( Иоил.1:4 ). «Понеже язык взыде на землю Мою» ( Иоил.1:6 ); это – Сеннахиримово войско, оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. «Утрезвитеся, пиянии... и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино» ( Иоил.1:5 ). Таинственный смысл этих слов в том, что у людей грешных отнимется божественная радость, представленная здесь в образе вина. «Восплачися... как невеста препоясанна я во вретище по мужи своем девственнем» ( Иоил.1:8 ). Бывает иногда, что при вступлении новобрачной в брачный чертог жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее. «И изсше вино, погибли маслины. Посрамишася земледелателе, воз рыдали виноградари» ( Иоил.1:10–11 ). Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели, но это не принесло плода. «Вся древа... изсхоша», потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим ( Иоил.1:12 ). «Посрамишася земледелателе» ( Иоил.1:11 ), и нет пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова Благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, но по своей лукавой воле пошли во тьму кромешную к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом пророк именует древо жизни, – Святой Крест, принесший роду человеческому плод нетления.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

3. Обетование об излиянии Св. Духа (Иоил 2. 28-32). Стих Иоил 2. 28 является наиболее часто употребляемой цитатой в традиции древней Церкви, поскольку его интерпретация как пророчества относительно снисхождения дара Св. Духа на апостолов уже была задана в Деян 2. 17-21. Соотнесение с кн. Деяния св. апостолов отсутствует только в комментариях свт. Ефрема Сирина, к-рый истолковывает смысл пророчества как избавление от Синахериба во времена царя Езекии или от рабства сатаны через Иисуса Христа ( Ephraem Syr. in Joel. 2. 28), так же эти слова понимает Исихий Иерусалимский ( Hesychius von Jerusalem. Scholien zum Propheten Joel//JAC. 1994. Bd. 37. S. 42). Тертуллиан первым в христ. письменности соотносит Иоил 2. 30 с Лк 21. 27-28, демонстрируя преемственность эсхатологических обетований ВЗ и НЗ ( Tertull. Adv. Marcion. IV 39. 9-11). На основании цитирования Иоил 2. 28 в НЗ св. отцы акцентируют внимание на универсальном, вселенском характере излияния Св. Духа, дар Которого отныне доступен не отдельным пророкам, а всякому верующему во имя Спасителя. При этом «…не всякий, кто получил Духа Святого, тотчас же будет иметь и благодать Духа, но через излияние Духа Святого получит различные дары» ( Hieron. in Joel. 2. 28-32). Дар Св. Духа предназначен для «всех вообще достойных принять» ( Суг. Alex. In Joel. 2. 28). Свт. Климент Александрийский приводит Иоил 2. 28, чтобы продемонстрировать превосходство христианства над языческой философией: хотя языческие философы и считали разум, данный человеку, божественным дарованием, христиане получили сверх него дар Св. Духа ( Clem. Alex. Strom. V 88). Выражение «всякая плоть» (Иоил 2. 28) подчеркивает всеобщий характер этого обетования и указывает в соответствии с его библейским словоупотреблением на все человечество и на все народы, а не только на иудеев ( Iren. Adv. haer. III 12. 1; Tertull. Adv. Marcion. V 17. 8-9; Orig. De princip. II 7. 2; Athanas. Alex. Or. contr. arian. III 30), но ни в коем случае не относится к миру животных ( Суг.

http://pravenc.ru/text/578234.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010