А эти слова имеют такое значение: не заботьтесь нисколько об этой пище, но – о той духовной. Но так как некоторые из людей, желающих жить праздно, злоупотребляют этими словами, как будто бы Христос отвергал в них трудолюбие, то теперь благовременно ответить и им. Они порочат целое, так сказать, христианство и подвергают его осмеянию за праздность. Но прежде надобно обратиться к изречению Павла. Что же он говорит? Поминайте слова Господа, сказавшего: " блаженнее давать, нежели принимать " . (Деян.20:35. Но из чего было бы давать тому, кто сам ничего не имеет? Как же Марфе сказал Иисус: " ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть " (Лук.10:41,42), – и еще: " не заботьтесь о завтрашнем дне " (Матф.6:34)? Необходимо теперь все это разрешить не только для того, чтобы отвратить людей праздных, если только захотят, но и для того, чтобы показать, что слова Божии не противоречат между собою. Вот и в другом месте апостол говорит: " умоляем же вас, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело], чтобы вы поступали благоприлично перед внешними " (1Фесс.4:10-12); и еще: " кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся " (Еф.4:28). Здесь Павел заповедал даже не просто заниматься делом, но с таким трудом, чтобы было из чего подать и другому. И в другом месте опять он же говорит: " нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии " (Деян.20:34). И в послании к Коринфянам говорил: " За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую безмездно " (1Кор.9:18). И когда он был в том городе (в Коринфе), то находился у Акиллы и Прискиллы, и трудился (Деян.18:2,3): " ибо ремеслом их было делание палаток " . Все это, по-видимому, находится в большом противоречии с сказанным, и потому необходимо представить на это разрешение. Что же нам ответить? Что не печься не значит не трудиться, но – не привязываться к вещам житейским, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Акила и Прискилла были вынуждены покинуть Рим из-за этого эдикта ( Деян. 18:2 ) Гатри, еп. Кассиан). На Пятидесятницу проповедь ап. Петра слушали в числе других «и пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ). Тогда уверовали и крестились около трех тысяч человек ( Деян. 2:41 ). Среди них могли быть и римляне (архиеп. Аверкий, Гатри). Предание римской церкви говорит, что Римская Церковь была основана ап. Петром и он долгое время управлял ею до своей смерти ок. 67 г. Однако следует признать, что к моменту написания Послания к римлянам ап. Петр в Риме не был. Ап. Павел нигде в послании не упоминает первоверховного апостола и говорит, что старается «не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). «Предание же о том, что Римская Церковь основана святым Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого апостола Петра и, естественно, считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме святой апостол Петр. принял мученическую кончину» (архиеп. Аверкий). Состав Римской Церкви Римскую Церковь , вероятно, составляли и христиане из иудеев и христиане из язычников. Язычники: Я многократно намеревался прийти к вам Чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов» ( Рим. 1:12 ; «языческих народов» – пер. сп. Кассиана). Иудеи: Акила и Прискилла, Мариам, сродники ап. Павла Андроник и Юния. Четкие указания на иудейскую проблему. Главный предмет его содержания (Послания к римлянам) – единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея, в Господе Иисусе Христе (архиеп. Аверкий). Время и место написания На основании данных самого Послания к римлянам можно с точность установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его ( 1Кор. 1:14 и 2Тим. 4:20 ) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфа – Коринфской пристанью со стороны Эгейского моря ( Рим. 6:1 ) (архиеп. Аверкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если бы Он не ходил по морю (Мф.14:25), то не явил бы Себя Владыкою моря. Если бы Он не запретил ветру (Мф.8:26, Мк.4:39, Лк.8:24), не показал бы Себя Влады­кою ветров. Вот почему, являя Себя человеком, Он чрез чудеса давал познавать и прославлять Себя как Бога. Спаси­тель привел в изумление учеников, и они говорили: «кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мк.4:41). Он предварительно по­казал, что Ему повинуются стихии, а потом уже изъяснил словом, что все произошло через Него. Если бы Он не по­казал наперед, что Ему повинуются твари, то не заслуживал бы веры Евангелист Иоанн, когда говорит: «Все чрез Него начало быть» (Ин.1:3). Как могли бы оказаться достойными веры апостолы, говорившие простым языком, когда проповедовали о Боге Слове, Творце, Спасителе, всемудром Учителе? Но язык апо­столов творил чудеса, устами апостолов воскрешался мертвый, ходил хромой. А что вера следует за чудесами, об этом свидетельствует Писание, говоря: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса, ...и все изумлялись и дивились, ...верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян.5:12, 14, 2:7). Наперед сияли чудеса, а за ними следовало учение. Так и во времена закона предшествовали чудеса, совершенные в Египте, которые доказывали, что Бог — Творец. Бог же, будучи благ, не восхотел прославлять только Себя одного, но разделил славу с Моисеем. Когда Бог явил Себя чрез дела Свои, явился и Моисей с дарованною ему славою. Когда он сошел (с горы) с законом, то чтобы не смотрели на него, как на простого человека, Бог испол­няет лице его славою (Исх. 34:29), желая восполнить избытком благодати немощь природы, потому что видевшие уразумевали, что просла­вленное лицо не чуждо для Бога. Так и Спаситель исполнил сиянием лицо первомученика Стефана. Для чего именно Он сделал лицо Стефана сияющим? Так как его собирались по­бить камнями как богохульника за слова: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56), то Бог на­перед увенчал его лицо ангельским образом (Деян.6:15), чтобы убедить неблагодарных, что побиваемый не был бы прославлен, если бы был богохульником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

– Заколи и ешь! Но Петр ответил: – Нет, Господи, я никогда не ел ничего нечистого. Тогда в другой раз он услышал голос Бога: – Что Бог очистил, того не считай нечистым. Петр недоумевал, что это может означать, как вдруг перед домом остановились двое прохожих и стали спрашивать, не тут ли живет Симон-кожевник, у которого остановился человек по имени Петр. Это были слуги римского офицера Корнилия , начальника римского военного гарнизона в этом городе. Корнилий не был евреем, но он был известен как добрый и сострадательный человек, и евреи его любили. Ему тоже было непонятное видение и сказано было найти в Иоппии человека по имени Петр, который и скажет ему, что следует делать. Тогда Петр сразу встал и пошел к Корнилию. Придя к нему, он понял, что и этому римлянину было особое видение, как и ему самому, и что в этом есть глубокий смысл. Он начал вдохновенную проповедь , возвещая этому нееврейскому дому весть об Иисусе Христе, о Его жизни и учении, о Его смерти и Воскресении. Пока он еще говорил, на слушавших сошел Святой Дух, так же как в свое время Он в виде огненных языков сошел на Апостолов. На это Петр сказал: – Кто может запретить крестить водой тех, кто, как мы, получил Святого Духа? И Корнилий и все его домашние были тут же окрещены ( Деян.10:9–48 ). Действие Петра в этот день определило судьбу христианской проповеди. Сначала другие Апостолы упрекали Петра за его проповедь неевреям. Петру пришлось вернуться в Иерусалим и рассказать Апостолам о полученном им видении и о том, что произошло. Обсудив положение, Апостолы одобрили действия Петра и прославили Бога, говоря: – Видно, и язычникам дал Бог покаяние ради жизни ( Деян.11:1–18 ). Новые испытания. Но церковь в Иерусалиме вскоре постигли тяжелые испытания. Около 41 г. Ирод Агриппа I (умер в 44 г.), носивший титул царя, получил от императора Клавдия власть над всей Палестиной, включая Иудею. Он выказывал перед иудеями внешнее благочестие и, желая им угодить, начал преследовать последователей Иисуса Христа. Первым делом он схватил Апостола Иакова Заведеева , которого обезглавил ( Деян.12:1–2 ). Затем во время празднования еврейской Пасхи по его приказу был схвачен Апостол Петр, которого Ирод Агриппа I намеревался судить перед народом после окончания праздника. При этом Петр находился в тюрьме, будучи прикованным цепями к двум стражникам, которые его постоянно охраняли. Но вот ночью явился Ангел Господень, разбудивший Петра и велевший ему следовать за ним. И тотчас у Петра с рук упали цепи, и он, следуя за Ангелом, беспрепятственно миновал все посты стражи, охранявшей тюрьму. Таким образом, Петр вернулся к членам иерусалимской церкви, которые были несказанно удивлены этому чуду. Так Господь избавил из рук преследователей Своего служителя, которому еще предстояло много потрудиться, распространяя весть о Христе и созидая церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Крещение благодатно: Все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом ( 1Кор. 12:13, 6:11 ). Он будет крестить Духом ( Мф. 3:11 ). Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:16 ); Это баня возрождения и обновления Святым Духом ( Тит. 3:5 ). Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш ( Деян. 2:38–39 ) (речь об обетовании Святого Духа и воскресения). Дети способны принимать благодать: Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк. 10:14, 16 ). Иоанн Креститель исполнился Святого Духа еще от чрева матери своей ( Лк. 1:15 ). О Иеремии: прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя ( Иер. 1:5 ). Крещение – обрезание: В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ( Кол. 2:11 ), а обрезание в Ветхом Завете делали на 8-й день ( Быт. 17:12 ; Лк. 2:21 ); посвящали Господу на 40-й ( Исх. 13:2, 2:22 ). Между тем как Авраам знак обрезания он получил, как печать праведности чрез веру, которую имел в необрезании ( Рим. 4:11 ). Вера приносящих: Иисус, видя веру их. говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои ( Мк. 2:5 ). По вере родителей Господь исцелял детей их: хананеянка ( Мк. 7:25 ); Иаир ( Мк. 5:41 ); лунатик ( Мк. 9:27 ); благословлял ( Мк. 10:13–16 ). По вере сотника исцелен слуга ( Мф. 8:6–13 ). Все сравнения не исключают детей: все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие ( 1Кор. 10:1–4 ); погребение ( Рим. 6:4 ); потоп ( 1Пет. 3:20–21 ); баня ( Тит. 3:5 ). Крещение домашних: крестилась она (Лидия) и домашние ее ( Деян. 16:15 ); темничный страж крестился сам и все домашние его (ст. 33). Павел крестил дом Стефаниев ( 1Кор. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Марфа и Мария выделяются среди прочих женщин – последовательниц Иисуса. Евангелист Иоанн отмечает: Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря ( Ин. 11:5 ). Христос в доме Марфы и Марии. Г. И. Семирадский. 1886 г. За несколько дней до смерти Иисус был приглашен в Вифанию, где приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его ( Ин. 12:2–3 ). О других женщинах мы узнаём гораздо меньше. В течение всего евангельского повествования (это касается всех четырех Евангелий) женщины как бы держатся в тени; они выступают на передний план только в заключительных главах Евангелий – в рассказах о смерти Иисуса на кресте и событиях, последовавших за этим. Обратим внимание на слова Луки о том, что среди них были те, которых Иисус исцелил от злых духов и болезней. Слово «многие» по отношению к женщинам в окружении Иисуса употребляют все три евангелиста-синоптика ( Мф. 27:55 ; Мк. 15:41 ; Лк. 8:3 ). Однако лишь немногие из женщин входили в тот ближний круг, который Лука обозначил словом «некоторые». Именно этот круг женщин – учениц Иисуса занимает существенное место в повествованиях о событиях, связанных с Его смертью и воскресением. Мария Магдалина. В. М. Васнецов. 1899 г. Мария Клеопова ( Ин. 19:25 ); Иоанна ( Лк. 8:3; 24:10 ); Саломия ( Мк. 15:40; 16:1 ); Сусанна ( Лк. 8:3 ). Итого девять имен (или восемь, если считать Марию, мать Иосифа и Иосии, одним лицом с «другой Марией»), из них пять (или четыре) – с именем Мария. Как явствует из списка, Мария Магдалина упоминается чаще других женщин, следовавших за Иисусом, и только она упомянута во всех четырех Евангелиях. В Деяниях, перечислив имена одиннадцати апостолов, Лука говорит: Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:14 ). Смерть и воскресение Иисуса объединили тех, кто был связан с Ним при жизни в единую общину числом около ста двадцати человек ( Деян. 1:16 ). В нее вошли апостолы, родственники Иисуса по плоти, включая Его Матерь, и те самые «некоторые жены», служившие Ему еще в Галилее. В дальнейшем повествовании Деяний апостольских эти женщины более не упоминаются, и первая же речь Петра, хотя и произносилась в присутствии женщин, начинается словами мужи братия ( Деян. 1:16 ), обращенными к апостолам-мужчинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Она не была плодом образования и обучения, но единственно даром Духа Святого; всякий обладавший этим даром говорил на том языке и так, якоже Дух даяше провещевати ( Деян. 2, 4 ; 1Кор. 12, 7, 10 ). Речь на незнакомом языке выражалась или в форме молитвы ( 1Кор. 14, 14 ; Деян. 2, 8 ), или же в пении священных гимнов ( 1Кор. 14, 15 ). Предметом этой молитвы или песнопения всегда было хваление и благодарение Бога ( 1Кор. 14, 18 ; Деян. 2, 11; 10, 46 ). Замечательно, наконец, то, что дар языков не всегда соединялся в одном человеке с даром истолкования языков, вследствие чего говоривший на неприродном языке получал назидание только себе, говорил только Богу ( 1Кор. 14, 2, 4 ). Он в глубине духа своего ясно сознавал то, чтó в нем происходит и чтó он выражает пред Богом, но не мог то же самое переложить на родной язык, передать на последнем свое душевное состояние; тогда он молился и пел духом, но не умом (14, 15). Мы не знаем, всем ли верующим в день Пятидесятницы дарованы были не только дар языков, но и дар сказания языков. Но поскольку между собравшимися около них были люди различных языков, то речь каждого из них была понятна кому-либо из народа, вследствие чего дар языков здесь и является особенно знаменательным (14, 22). На основании всего сказанного мы можем теперь составить такое понятие о даре языков: это было такое особенно возбужденное и возвышенное Духом Божиим состояние души, не нарушавшее, однако, нормального хода душевной жизни и, следовательно, сознательное и свободное, в котором дух верующего восторгался всем существом своим к Духу Божию, и, преисполненный глубокого сознания и самого живого ощущения величия Божия, неудержимым потоком изливался в молитве и песнопениях на разных языках, якоже Дух даяше провещевати. 6. Первая апостольская проповедь и обращение ко Христу около трех тысяч человек (2, 14–41) 14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Правильно ли рассуждают скопцы, когда говорят, что под крещением должно разуметь оскопление [кастрацию]?   Нет, не правильно, потому что из Деян 8 гл., ясно, что Ап. Филипп евнуха крестил в воде, а не оскоплял; кроме того, евнуха скопца и оскоплять-то незачем было, а в крещении-то он нуждался. Крещение детей Над кем совершается таинство крещения?   Священнодействие крещения должно совершать над всеми кто обращается «от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18), кто отрекся от сатаны и его царства и переходит в Царство Божие, в общество Христово, в Церковь Его. Нет ли какого-либо другого средства, или священно действия, которым можно было бы войти в Церковь?   Нет, потому что и Спаситель сказал: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5). Поэтому и выясняется в Писании, что крещение есть как бы дверь, которою входят в Церковь; крещение есть священнодействие, присоединяющее к Церкви; так и говорится о крестившихся в день Пятидесятницы, что их «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). Посему обо всех христианах сказал Ап. Павел: «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13), «которое есть Церковь» (Кол. 1:24). Кого же можно принимать в Церковь Христову?   Всех, приходящих ко Христу, — и взрослых и детей. «Приходящего ко мне не изгоню вон», — сказал Спаситель (Ин. 6:37). Неужели и детей должно приводить ко Христу?   Должно, и никто не может воспрепятствовать этому. Еще до прославления Своего Господь выяснил это следующим обстоятельством. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк 10:13—15). Допускают ли сектанты детей ко Христу через крещение?   Нет, не допускают, хотя Спаситель ясно сказал, что не должно препятствовать детям приходить ко Христу. Все сектанты, за исключением одной-двух молоканских сект, отвергают христианское крещение детей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Разве не трусость беречься от болезней и других напастей?» Посмотрим на пример апостолов Петра и Павла 6 мин., 12.07.2020 Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение : эти знаменитые слова апостола Павла (Фил. 1:21) давно стали эталоном христианского отношения к смерти. Похожие по смыслу строки есть и у Петра: Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь (1 Пет. 4:12-13). Значит ли это, что сами апостолы не считали нужным беречься от напастей и легко шли навстречу смерти? Давайте разберемся. Апостолы были отважные люди, разве нет? Несомненно. Особенно отважными они стали после того, как в день Пятидесятницы Господь послал им Свои благодатные дары для укрепления в предстоящем апостольском служении. Но и до этого они были не робкого десятка. Когда Христос приглашал учеников пойти с Ним в Иудею, где фарисеи и законники уже давно грозились Его убить, то апостол Фома воскликнул: Пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). («С ним» — это с недавно усопшим Лазарем, «пробудить» которого как раз собирался Христос.) Потом — уже после того, как Господь воскрес и вознесся, — апостол Петр не раз заявлял в лицо иудейским народным начальникам — фарисеям и первосвященникам, — что дóлжно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). А после того, как апостолов избили, желая положить конец их проповеди об Иисусе, они шли домой, как сказано в Писании, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян 5:41). Значит ли всё это, что ученики Христовы совсем не думали о собственной безопасности? Нет, не значит. И что же заставляло их остерегаться? Апостолы стояли перед лицом вполне реальной угрозы: языческие власти преследовали их общину, стремились уничтожить ее, что называется, на корню. Многие из апостолов стали мучениками. Но самым важным для них было не уйти поскорее из жизни, а исполнить дело, порученное им Господом. Создать как можно больше христианских общин. Найти и поставить во главе этих общин верных людей. Передать новообращенным христианам собственное свидетельство о Христе, свидетельство очевидцев — ведь они видели Его собственными глазами, говорили с Ним, касались Его руками! Апостолы должны были непрестанно проповедовать, вновь и вновь рассказывать о Христе, чтобы прилагать спасаемых к Церкви (Деян 2:47).

http://foma.ru/razve-ne-trusost-berechsj...

   г) духовными, т. е. более тонкими и легкими в сравнении с нынешними телами, или, по словам ап. Павла, небесными (см.: 1 Кор.15:48-49). Они сделаются непричастными по крайней мере некоторым телесным потребностям (см.: Мф.22:30; Лк.20:36) и явятся послушными орудиями своих душ, обладая значительно большей свободой в отношении природной необходимости по сравнению с нынешними душевными, грубо-вещественными телами. 2.6. Всеобщий суд 2.6.1. Действительность всеобщего суда    Частный суд, которому подвергается всякий человек после своей смерти, не является полным и окончательным. Эта неполнота и незаконченность выражаются в том, что после частного суда    а) мздовоздаяние получает только душа, без всякого участия тела;    б) как праведники, так и грешники находятся в состоянии лишь предначатия или предвкушения того блаженства или мучения, которое они заслужили;    в) для грешников, по крайней мере некоторых, сохраняется возможность облегчения своей участи и даже полного освобождения от уз ада по молитвам Церкви.    Указанные выше обстоятельства убеждают в том, что в будущем будет иметь место иной суд, уже полный и окончательный.    Божественное Откровение говорит о том, что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную (Деян.17:31). В Священном Писании этот день прямо называется днем суда (Мф.11:22, 24, 12:36; 2 Пет.2:9, 3:7). Ап. Павел определяет этот день как день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:5). В Священном Писании окончательный суд связывается со Вторым пришествием Господа Иисуса Христа: ...приидет Сын Человеческий... и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27; ср.: Иуд.14-15). 2.6.2. Образ и содержание всеобщего суда    Образ будущего суда достаточно подробно представлен в Священном Писании.    Совершителем Последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо Отец... весь суд отдал Сыну (Ин.5:22), и Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян.10:42).    В осуществлении суда будут участвовать также    а) ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф.13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф.13:49);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010