Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению. Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать ( Ин.1:17 ), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» ( Быт.17:12 ). А обрезание, как мы знаем – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «Никакой необрезанный не должен есть ее» ( Исх.12:48 ), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» ( Мк.10:14 ). Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним во Крещении» ( Кол.2:11-12 ). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте. В Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов читаем: «Услышав это, они (жители Иерусалима) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» Петр же сказал им: «Покайтесь»…» ( Деян.2:37-38 ).

http://azbyka.ru/deti/podrastet-i-sam-re...

Этот именно смысл выражен в позднейшей речи Петра к иудеям: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от святого и праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» ( Деян. 3:13–15 ). Весь суд Пилата над Иисусом есть ряд попыток его освободить Иисуса. Требуя от Пилата смерти Иисуса, иудеи были вынуждены ( Ин. 18:29–31 ) выставить против Него такое обвинение, которое было достаточным основанием смертного приговора с точки зрения римского судопроизводства: они обвинили Его в присвоении царского титула и в возмущении народа против власти кесаря ( Лк. 23:2–3 ; Ин. 18:33 ; Мф. 27:11 ; Мк. 15:2 ). Пилат, узнав из допроса Иисуса, что Он царь в духовном смысле, как проповедник истины ( Ин. 18:34–37 ), объявил иудеям, что признает Его невинным ( Ин. 18:38 ; Лк. 23:4 ). Затем, услышав из продолжавшегося обвинения иудеев, что Иисус из Галилеи, области Иродовой, Пилат отослал Его к Ироду Антипе, бывшему в эти дни также в Иерусалиме. Тот, обманувшись в надежде увидеть от Иисуса чудо, уничижив Его и насмеявшись над Ним, возвратил Его в светлых одеждах к Пилату, не найдя Его достойным смерти, о чём Пилат снова объявил иудеям ( Лк. 23:6–15 ). Далее Пилат хотел воспользоваться пасхальным обычаем отпускать народу одного узника, которого хотели. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: «не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Евангелие не из тех книг, авторы которых интересуются женскими снами по пустому любопытству; но евангелисты не забывают даже такой мелкой черты, чтобы не опустить ничего из побуждений Пилата и его стараний освободить Иисуса Христа. Но народ, возбуждённый первосвященниками и старейшинами, просил правителя отпустить известного узника Варавву, который во время мятежа сделал убийство, а Иисуса погубить ( Мф. 27:15–23 ; Мк. 15:6–13 ; Лк. 23:17–21 ; Ин. 18:39–40 ). Далее Пилат отдал Иисуса на биение и поругание воинам, которые возложили на Него терновый венок, одели Его в багряницу, дали Ему в правую руку трость, и приветствовали Его царем, и били тростью по голове; осмеянного и избитого, в терновом венце и багрянице, Пилат вывел Его к народу со словами: «се, человек», надеясь вызвать в народе сострадание и жалость к Нему. Но первосвященники и служители, и весь народ, увидев Его в таком уничижении, с великим криком требовали, чтобы Он был распят ( Ин. 19:1–6 ; Лк. 23:16, 22–23 ; Мф. 27:27–30 ; Мк. 15:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

12. Ин. 14:12 . Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. Мк. 11 д.; Мк. 16:17 ; Ин. 4:37, 14:38, 16:1 д.; Деян. 2:41, 5:15 . 13. Ин. 14:13 . И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Ин. 15 д.; Ин. 5:23 . 14. Ин. 14:14 . Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю. Ин. 16 д.; 1Ин. 5 д. Истинно, истинно говорю и пр.: ответ Филиппу с назиданием и всем ученикам окончен, и с новым уверением – истинно, истинно говорю вам Господь снова возвращается к мысли о близком Своём отшествии к Отцу (с которой начиналась эта речь, – 13:33) и к утешению учеников относительно этого отшествия, дабы не смущалось сердце их (14:1). Он обращает взор их на то, что по отшествии Его от них они не только не останутся бессильными для продолжения Его великого дела – распространения и утверждения Царства Его на земле, но получат необычайные силы для совершения этого дела, и именно потому получат, что Он идёт от них к Отцу. – Верующий в Меня: по связи со ст. 11 и 13, кажется, надобно полагать, что это относится собственно к апостолам – первым продолжателям Его дела на земле, а потом в соответственной вере степени – уже ко всем прочим верующим, и – кажется – вера разумеется в частном смысле – чудодейственная ( 1Кор. 13:2 ). – Дела, которые Я творю: разумеются, как и во всех подобных изречениях, дела необычайные, и в частности чудеса. – И больше сих сотворит: больше – не в смысле многочисленности только, но в смысле величия их и важности. Это говорится в том же смысле, в каком некогда Господь говорил Своим ученикам по случаю удивления их силе слова Его, когда Он проклял смоковницу: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете – поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:21–22 ; см. примеч. к 17 и прим.), так как верующему всё возможно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1Кор.15:4—8)? Ничто так не огорчает воскресшего Спасителя, как сомнение Апостолов в подлинности Его человеческого тела; ведь когда Он всем им является, а они помышляют, что видят духа, Он с укоризной им говорит: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:37—39). По Своем Воскресении Спаситель многими и истинными знамениями явил Себя живым как истинного человека, являясь Своим Апостолам сорок дней и говоря им о Царствии Божием. А в сороковой день по Воскресении Он вознесся на небо как истинный человек, причем святые Ангелы изрекли обетование, что сей Иисус при Втором Своем Пришествии вновь придет на землю как непреложный Сын Человеческий (Деян.1:3, 9—11; Мк.16:14—19; Лк.24:50—51).    Новый Завет есть, собственно говоря, история жизни Спасителя во плоти, равно как и следствие этой многозначительной истории. Всё здесь прямо или косвенно свидетельствует о том, что Господь Иисус Христос был настоящим, подлинным человеком во все моменты Своей земной жизни. Иисус Назарянин есть истинный человек — вот вывод, к которому должно прийти, если беспристрастно изучить Новый Завет. Краткая формула новозаветного учения о Господе Иисусе Христе как истинном человеке дана в сильном и содержательном слове святого Иоанна Богослова: «Слово стало плотью» (Ин.1:14). В этом слове новозаветный реализм достигает своей вершины. Как и любой истинный человек, Господь Иисус Христос носит в своей человеческой душе и в своем теле все человеческие чувства и состояния, только без примеси греха. По Своей плоти Он чувствует потребность в пище и питии, отдыхе и сне (Мф.4:2; Лк.4:2; Мф.21:18; Мк.11:12; Ин.4:7; Мк.4:38); ощущает голод (Лк.4:2; Мф.4:2, 21:18), жажду (Ин.19:28; Мф.27:48), усталость (Ин.4:6); Он скорбит и плачет (Ин.11:33, 35), огорчается и сожалеет (Лк.7:13; Мф.9:36, 14:14, 15:28, 20:3, 34; Мк.6:34, 8:2; Ин.13:21), чувствует и проявляет особую любовь к известным лицам (Ин.11:5, 13:1, 21:7, 20, 18:23), проникается радостью и выражает ее по-человечески (Мф.11:25; Лк.10:21; Ин.11:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4:10). Видишь, как истина сама себя раскрывает, не нуждаясь в человеческих мудрованиях? Но сами предстоящие Господу всей земли (ст. 14). Захария называет Спасителя Господом всей земли в виду Его спасительного воплощения. Петр, глава апостолов, в беседе с Корнилием говорит: мы знаем как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета (Деян. 10:37, 38). И опять он же: Он послал сынам Израилевым слово , и: Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех (ст. 36). Пророк называет Господом земли , проповедник евангелия — Петр — Господом всех : Сей есть Господь всех , всем — и небесным, и земным, и преисподним, и видимым, и невидимым: Сей есть Господь всех . В один голос с апостолом взывает и Иоанн, говоря: приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3:31). Здесь необходимо поставить вопрос прямо и отразить суемудрие еретиков. С дурным намерением ухватившись за приведенное выше апостольское слово и поняв его не благочестиво, но превратно и нечестиво, дети еретиков думают, что в награду за крестные страдания приобрел Спаситель достоинства быть выше всех, и что за эти страдания, за понесение креста Бог превознес Его. Они следуют апостольскому голосу, не уразумев его силы, остановились на словах апостола, не возвысившись до его созерцания. Вот как они рассуждают: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Фил. 2:8, 9), — вследствие страданий, в награду за страдание даровал Ему возвышение. Правильно говоришь ты, еретик: и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (ст. 9, 10). Видишь, говорит, после креста Он превознесен? Видишь, говорит, после страданий Он удостоился возвышения как награды? Итак, если после креста он возвышен, как вы говорите, то почему Иоанн Креститель прежде страданий и прежде креста говорил: Идущий за мною сильнее меня , а не «становится» только? Потому же, почему и Иисус в беседе с иудеями говорил: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Архив Пн Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии 29 марта 2013 г. 19:02 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . При наречении архимандрит Ферапонт обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на великое архиерейское служение. Это высокое призвание «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28) вызывает во мне два чувства — радость и трепет. Радость, ибо я призываюсь в сонм архипастырей Святой Церкви, наследников апостолов Христовых, и святой Павел учит, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Трепет, ибо, как пастырь должен буду, по слову Священного Писания, полагать «душу свою за овец» (Ин. 10:11), а в пакибытии буду «обязан дать отчет» (Евр. 13:17) о вверенной пастве. Оглядываясь сегодня на прошедшие годы моей жизни, вижу, что Всеведущий Бог, по Своей неизреченной милости, направлял мои стопы. Приняв крещение уже в сознательном возрасте, я поступил в один из костромских монастырей и совершал свое церковное служение на Костромской земле, где сейчас призываюсь к продолжению служения уже в сане епископа. Мне довелось быть монастырским послушником, сотрудником епархиального управления, настоятелем прихода, наместником монастыря. Все эти пройденные послушания помогли приобрести опыт, необходимый для предстоящих трудов в должности викарного епископа. Приступая со страхом и ответственностью к архипастырскому служению, сознаю трудность задач, стоящих сегодня перед епископом. В наше время тот мир, в котором «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) сильнее, чем прежде, увлекает людей от следования по путям Господним. Противостоять мирским соблазнам, донести спасительное учение Христово до каждого сердца, способного принять это учение, дать почувствовать окружающим радость благодатной жизни в Святой Церкви сегодня особенно актуально. Чтобы достичь этого, епископу требуется активизировать катехизаторскую и миссионерскую деятельность, другие виды церковного служения. А для этого нужно привлечь людей, способных нести другим слово Божие, потому что и сегодня, как и два тысячелетия назад, актуальны слова Пастыреначальника Христа: «жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). При этом пастырь должен и сам быть образцом для духовных овец, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1 Пет. 5:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2877670.ht...

В книге Исаии имеются примеры того, как пророк нарекал личные имена, чтобы подчеркнуть особые обстоятельства или исторические события: одному своему сыну по повелению Божию он даёт имя Магер шалал хаш баз ( ), «спеши на добычу, беги на разграбление», чтобы обозначить приходящие вскоре бедствия Дамаска и Самарии ( Ис. 8:3 ), а другому – Шеар йашув ( ), «остаток спасётся», чтобы предсказать сохранение и покаяние Иуды после полного уничтожения северного Израильского царства и ассирийского нашествия 701 г. до Р.Х. ( Ис. 7:3 ). Пророк Осия подобным образом использует символические имена своих детей для указания на события в Израильском царстве ( Ос. 1 ). Эти лица своими именами указывали на события, которые должны были случится независимо от них, а имя Эммануил указывало на те события, участником которых будет Сам Мессия: Его вочеловечение и рождение от Девы, великие дела Его земной жизни и славное воскресение. Наименование Мессии с указанием на Его свойства имеются и в других местах Священного Писания ( Пс. 71:5, 7, 17, 88:37 , Иер. 23:6, 33:15, 16 , Зах. 6:12 , Ис. 61:2, 62:4 , Иез. 48:35 ). «Если, таким образом, имя Эммануил не есть чьё-либо собственное имя, но одно из наименований, относящихся к Мессии , то ясно, что пророк этим возвещает, что некогда среди избранного народа родится от Девы Мессия и явится Бог среди людей. Таким образом, здесь Исаия, в сущности, предвозвестил тоже самое, что евангелист Иоанн сказал уже о явившемся на земле Богочеловеке: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его. славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ), и что говорил об Иисусе из Назарета св. ап. Пётр: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был. с Ним» ( Деян. 10:38 )» – замечает один из комментаторов 256 . Свт. Иоанн Златоуст так объясняет имя Эммануил: «говоря о рождении, пророк нарицает и имя имеющему родиться – не то, которое Ему будет дано, а то, которое сообразно с делами . Подобным же образом он называет Иерусалим градом правды, хотя он и не назывался этим именем, но ради великого изменения к лучшему и защите правды. Когда называет он Иерусалим блудницей, это не означает, чтобы он имел это имя, но даёт ему такое имя по причине пребывания в сем грехе. Точно также и Христу даёт он имя от дел . Ибо когда Он явился на земле и жил с человеками, тогда он по преимуществу стал с нами Бог. Ибо не ангел, не архангел был с нами, но Сам Господь, который Сам сошёл и воспринял на себя всё дело исправления, когда беседовал с блудницами, возлежа с мытарями, ходил в дома грешников – всё просветил и преобразовал. Это самое предвозвестил пророк в настоящем пророчестве» 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Г. Также иеговисты отвергают церковные Таинства. И в этом отношении проявляется их протестантское происхождение. Спасение человека зависит, по их мнению, не от единения верующего со Христом, но от решения посвятить себя Христу, которое принимает человек, и от его нравственного улучшения. Те, кто знаком с историей религий, и в особенности с историей европейской мысли, обнаружат здесь философский гуманизм=человекоцентризм (кантианство и т.п.), который полагает, что достаточно нравственного усовершенствования человека для его оправдания, без спасающей Божией благодати, которая [на самом деле] пребывает только во Христе и в Теле Христовом – Церкви. Иеговисты отвергают все Таинства, даже те основные Таинства, которые в некотором смысле в той или иной степени принимают их духовные предки – протестанты. Крещение иеговисты не признают необходимым. Они говорят, что крещение – символическое. Тот, кто посвятил себя Христу, не нуждается в Крещении. Они отличают водное крещение от действительного «погружения и крещения во Христа» 12 . Такое различение «иеговисты делают потому, что говорят, что нам следует сначала умереть для греха и уж затем – креститься» 13 . Вот опять человекоцентризм. Человек не нуждается в Крещении для того, чтобы получить Божественную благодать и чтобы она помогала ему бороться для умерщвления его грехов. Сначала человек умерщвляется [для грехов] своими собственными силами, а затем принимает крещение, чтобы дать «свидетельство перед свидетелями», «но грехи не омываются в крещении» 14 . Но чему, однако, учит Священное Писание? Апостол Петр отвечает тем, кто спрашивал в день Пятидесятницы, что следует им делать, чтобы спастись: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:37–38 ). Сам же Господь заповедует Своим ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Причастие относится к образу действия. То есть: «Делайте учениками (=христианами) тем, что вы крестите их». Другими словами, Крещение есть условие, предпосылка, врата ученичества, то есть вход в христианство . Господь также заверил их, что кто будет веровать и креститься – спасен будет ( Мк.16:16 ). Никодиму же Он сказал: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ) 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

е. через Которого ныне начнет открываться Моя милость к людям. Действительно, в описании Евангелистами крещения Господня представлены все моменты посвящения: ниспослание Духа Святаго, засвидетельствование Самим Отцом пред миром достоинства посвящаемого (как в обыкновенном посвящении ξιος – «достоин») и молитва ( Лк.3:21 ), напоминающая молитву архиерея хиротонисующего, как и молитву Самого Господа Иисуса Христа во время Тайной вечери о Своих учениках и вместе – преемниках ( Ин.17:17 ). Знаменательно для данного момента, что пастырская деятельность Иисуса Христа началась непосредственно после крещения (если не считать сорокадневного пребывания в пустыне) ( Лк.3:21–23 ); крещение с сопровождавшими его явлениями было актом, предварившим эту деятельность. Отсюда пасторалисты заключают, что Иисус Христос как человек при крещении получил полноту Св. Духа, необходимую для его богочеловеческого служения – пастырского. В крещении Богочеловек Иисус получил посвящение на пастырское служение. «Я видел, – свидетельствовал Иоанн, – Духа, сходящего с неба как голубя (σωματικ εδει – в телесном виде, по свидетельству Лyku III, 22 ) и пребывающего (μεινεν π ατν) на Нем» ( Ин.1:32 ). «Дух Святый, – объясняет Эбрард, – вступил при крещении в новое отношение к Иисусу Христу, чем в каком был доселе к Нему 108 , подобно тому как тот же Св. Дух, данный еще при жизни Господа Его ученикам, в день Пятидесятницы вступил к этим последним в новое отношение». При крещении Дух Святый как дух служения сошел на Иисуса Христа. Об этом неоднократно, хоть и косвенно, упоминают и сам Иисус Христос и св. Апостолы. «Вы знаете, – говорил ап. Петр в доме Корнилия, – происходившее по всей Иудее начиная от Галилеи после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым помазал Иисуса из Назарета и Он ходил, благотворяя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом , потому что Бог был с Ним» ( Деян.10:37–38 ). В Назаретской синагоге Иисус Христос свидетельствовал о Себе словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, ибо Он 109 помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым – прозрение, отпустить измученных на свободу» ( Лк.4:18 ). Это свидетельство получает определенное значение указания на посвящение при крещении, когда мы примем во внимание другое свидетельство Иисуса Христа перед посланным Иоанном вопросить Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Иоанну, бывшему свидетелем посвящения Иисуса и тогда, может быть, не уразумевшему вполне всю чрезвычайность совершившегося пред его глазами события, Иисус Христос теперь словами пророка Исаии через посланных свидетельствует ( Мф.11:2–5 ) о последствиях помазания, провиденных еще прор. Исаиею ( Ис.39:18 ; Ис.35:5 ), чтобы Предтеча теперь окончательно убедился, что помазаный на его глазах Духом Святым и теперь силою этого Духа совершающий мессиански-пастырские дела есть действительно Мессия-Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Евангелие: “Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж…”(Мф. 24, 37–38.) Толкование Златоуста: в подтверждение истинности Своих слов Он приводит рассказ о потопе, бывшем во дни Ноевы. В то время как Ной непрестанно взывал: “Покайтесь!” — люди, издеваясь, смеялись над постройкой ковчега, пока не пришла вода и не погубила всех их; так и теперь некоторые смеются над словами о конце. И еще здесь показывается, что к приходу антихриста сластолюбивые похоти умножатся в людях, и они бесстыдно будут склоняться к чревоугодию и блуду. И еще, подобно тому, и святой апостол Петр говорит: “Придет же день Господень, как тать ночью”(2 Пет. 3, 10.). А великому Иоанну Богослову Господь Сам говорит в Откровении: “Се, иду как тать”(Откр. 16, 15.). И великий апостол Лука говорит в Деяниях: “Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти”(Деян. 1, 6–7.). Если даже апостолам, которым Сам говорил: “Вы — свет мира”(Мф. 5, 14.), — Он не разрешил об этом расспрашивать, то нам, исполненным многих страстей (В рукописи Соловецкой библиотеки после этого добавлено: “и всегда согрешающим против Бога”.), тем более не подобает спрашивать о том, о чем Бог не велел. И в Священном Писании можно найти еще много высказываний о том, что спрашивать о судьбах Божиих противно воле Божией и совершенно запрещено. Но еретики, мудрствующие по-жидовски (я имею в виду Алексия протопопа, и Дениса попа, и всех, которые таким же образом думают и говорят), утверждают обратное: якобы святые отцы написали, что семь тысяч лет — здешнего жития, а восьмая тысяча — будущего века; ныне же семь тысяч лет прошло, а конца нет, значит, святые отцы солгали, и подобает их писания сжечь огнем. Но у нас есть свидетельства Священного Писания о том, что слова святых отцов истинны — потому что они согласуются с пророческими и апостольскими словами. И мы докажем, основываясь на Священном Писании, что те, кто говорят: “Писания святых отцов ложны”, — являются устами отца своего — сатаны: не желая потрудиться над обширным Священным Писанием и поискать в нем сокровенных тайн Божественного Духа, они дерзают говорить, что святые отцы солгали. Но святые и божественные отцы наши и учители любомудрствовали и говорили нам и о многом другом, чему нет числа; и все, о чем они говорили и учили, — все сказано и написано согласно с пророческим, евангельским и апостольским учением. И о том, что мы рассматриваем теперь, они тоже написали согласно пророческим и евангельским словам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010