Но имеется одно измерение, где человеческий авторитет стоит в каком-то смысле выше Церкви как условие самого ее существования: функция свидетельства о Воскресении Христовом, предписанная Самим Иисусом группе учеников, Им избранных, в особенности – Двенадцати: «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ; ср. Лк.24:28 и т.д.) Никакая Церковь невозможна без веры, но: «Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:14–15 ) Так как христианская вера основывается на историческом факте, она покоится на апостольском свидетельстве – уникальной и ненаследуемой привилегии тех, кто в самом деле видел Воскресшего Господа. Избрание Матфея, с тем чтобы заменить Иуду, ясно показывает: избрание нового члена коллегии Двенадцати предполагало, что кандидат был «свидетелем Воскресения Его» ( Деян.1:22 ). Церковь , созданная и утвержденная событием Пятидесятницы ( Деян.2 ), была, следовательно, основана и на авторитете «свидетелей», и на водительстве Святого Духа. Оба этих авторитета взаимно друг друга предполагали: было бы непостижимо, чтобы Дух Святой противоречил апостольскому свидетельству или чтобы апостольское свидетельство передавалось вне рамок действия Святого Духа в общине. Несколько противоречащие друг другу миссии Петра и Иакова, с одной стороны, и Павла – с другой, осуществлялись не только от их собственного имени, но также и от имени Иерусалимской и Антиохийской Церквей соответственно. Эта изначальная полярность в ранней христианский экклезиологии между личным авторитетом апостолов и «авторитетом» Святого Духа, ведущего общину, создает возможность установления преемственности между апостольским и послеапостольским периодами. Осуществляется эта преемственность, конечно, общиной, а не через личное свидетельство. Симптоматично, что после смерти одного из Двенадцати, отмеченной в Деяниях: «Ирод... убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» ( Деян.12:2 ), – не последовало никакого нового избрания: Иуда, предатель, нуждался в замене, но Иаков, мученик, – нет. Как «коллегия» Двенадцать исторически перестают существовать после смерти Иакова, а вскоре исчезнут и все ее члены. Задача общины будет затем состоять в сохранении апостольского свидетельства в его первоначальной чистоте и в продолжении – без живых апостолов – их миссионерского и пастырского служения. Это стало возможным не столько из-за личных поручений, дававшихся отдельным последователям отдельными апостолами, – даже если такие поручения время от времени и давались (см. Пастырские послания), – сколько из-за сакраментального тождества между Церковью в Иерусалиме, принявшей Духа Святого в Пятидесятницу, и любой Церковью, собранной где бы то ни было во имя Христово. |
После трехлетнего обучения Он дунул на Апостолов, чтобы символически изобразить передачу Своего Духа, Своей власти: «дунул и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ). Таким образом, Иисус Христос от верующих в Него отделил особых лиц, которым предоставил особые права и этим положил начало церковному устройству и разделению христианской общины на две части–клир и миряне. Хотя Иисус Христос и других 70 учеников Своих отправил на проповедь ( Лк.10:1 ), но никогда Он не давал им полномочий, касающихся устройства Церкви. Это право принадлежало исключительно Апостолам. Из Слова Божия мы видим, что сами Апостолы смотрели на себя как на призванных Иисусом Христом и на слуг Христовых, но не общины Христианской ( Рим.15:16 ), «призванных к Апостольскому служению и избранных к благовестию Божию» ( Рим.1:1 ), «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых ( Гал.1:1 ). Поэтому не община избирает нового Апостола, но Апостолы молятся, чтобы Сам Бог через жребий определил, кого Он избирает ( Деян.1:24 ). Поэтому Апостолы желают, чтобы люди смотрели на них, как «на служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ). «Мы посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает через нас». ( 2Кор.5:20 ). Сам Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». ( Еф.4:11 ). Апостол Павел укоризненно спрашивает Коринфян: «есть ли апостолы? есть ли пророки? есть ли учители? есть ли чудотворцы? ( 1Кор.12:29 ). История христианской Церкви нам свидетельствует, что Апостолы всегда и везде действовали, как получившие духовную власть от Самого Иисуса Христа, а христианские общины всегда смиренно подчинялись им. Апостолы основывают христианские Церкви, поставляют пресвитеров ( Деян.14:23 ); сообщают благодатные дары ( Деян.8:15 ); делают предписания касательно церковного устройства ( Деян.15:28 ); повелевают общинам ( 1Кор.11:34 ); угрожают общинам ( 1Кор.4:21 ; 2Кор.13:10 ); назначают наказание и освобождают от него ( 1Кор.5:5 ); отлучают от Церкви и принимают снова ( 2Кор.2 ); они испытывают, во всем ли послушна община ( 2Кор.2:9 ). |
2 . Израильтяне и их начальники предали И. Христа на смерть по неведению. Таково убеждение ап. Петра ( Деян.3:17 ). После этого было бы весьма естественно встретить в евангелии Петровом слова Распятого: «Отче! прости им; ибо не знают, что делают». Но они читаются в евангелии от Луки (23:34). Вообще история страданий Христовых если и не представляет важных препятствий к отождествлению евангелия Петрова с евангелием от Марка, то во всяком случае не представляет данных и в пользу этого отождествления. Д. Деян.10:40 . «Сего (Иисуса) Бог воскресил в третий день, и дал ему являться (δωκεν ατν μφανη γενσθαι text. rec.=сделаться явным) 41. не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (οτινες συνεφγομεν κα συνεπομεν ατφ μετ τ ναστηναι ατν κ νεκρν). Весь вопрос относительно точного смысла этого слова заключается в том, к какому предложению следует отнести слова: «по воскресении Его». Если отнести их к предложению: «дал Ему являться», то слова: «которые ели и пили с Ним» будут иметь тот же смысл, что и Деян.1:21 ; если же отнести слова: «по воскресении Его» к непосредственно предшествующему предложению,– что представляется более естественным, – то слова «которые пили и ели с Ним» будут иметь значение одного из тех «многих верных доказательств» ( Деян.1:3 ), которыми Воскресший удостоверил действительность Своего воскресения. Подобные 1106 описываемому ап. Петром факты упоминаются в Лк.24:41–43 и Ин.21:12–15 , но евангелие от Марка о них умалчивает. Вообще нельзя категорически утверждать ни того, что ев. Марка согласно, ни того, что оно не согласно в данном пункте с проповедью ап. Петра. Е. 42. «И Он велел наи проповедывать людям, что Он есть определенный от Бога судия живых и мертвых». Если это повеление Господь дал, – как, по-видимому, следует заключить из контекста,– по воскресении Своем из мертвых, то оно (повеление) опущено во всех евангелиях. Ж. 1Пет.3:22 . (Иисус Христос), «восшедши на небо, пребывает одесную Бога». |
42. Сие сделалось изветсным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. Петр выслал всех вон (ср. Мф.9:24–25 ; Мк.5:40 ; Лк.8:54 ): чтобы не смущаясь никакими внешними впечатлениями предаться молитве о воскрешении умершей (ср. Злат.). Бог услышал его молитву, и Тавифа, по его слову, воскресла. Естественно, что слух об этом необычайно великом чуде пронесся по всей Иоппии, и тамошнее христианское общество увеличилось многими новыми членами. У Симона кожевника: по всей вероятности, христианина. По раввинским правилам ремесло кожевника считалось нечистым; но апостол Симон Петр и Симон кожевник христианин стояли, без сомнения, выше таких предрассудков. Глава 10 Корнилий сотник, явление ему ангела и посольство от него к Петру (1–8) 1. В Кесарии был некоторый муже, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2. Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. В Кесарии: см. прим. к Деян.8:40 . – Сотник из полка, называемого Италийским: полка, состоявшего из природных италийцев, в отличии от воинов, набиравшихся в римскую службу из туземных жителей. Кесария была резиденцией римского прокуратора, правителя Палестины, и при нем был полк из природных римлян или итальянцев, как людей вполне надежных. Вероятно, и Корнилий, сотник из этого полка, был природный римлянин или итальянец. Из дальнейших сказаний о нем видно, что он не был иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй религиозно-нравственной настроенности (ст. 28, 34 и т.д. Деян.11:1 ; Деян.11:18 ; Деян.15:7 ). Этим объясняется та великая важность, какую видимо придает дееписатель этому событию, излагая его с большой подробностью и повторяя его (гл. 11) почти буквально с той же подробностью. Это был первый в апостольской истории пример, что язычник прямо, безо всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, переходил в христианство при видимом Божьем благоволении, это была эпоха в истории апостольской церкви и ввиду этого дееписатель так рельефно выставляет на вид такое событие. |
апостол пригласил сюда из Ефеса и, вероятно, из других мест " пресвитеров Церкви " , чтобы дать им последние наставления и проститься с ними. Это прощание было чрезвычайно трогательным. " Вы знаете, — говорил им апостол, — как я с первого дня, в который пришел в Асию, всенародно и по домам учил вас, и не пропустил ничего полезного, и не упускал возвещать вам всю волю Божию — покаяние пред Богом и веру в Господа, нашего Иисуса Христа. Ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там будет со мною; только по всем городам Дух Святый свидетельствует, что меня ждут там узы и скорби. Но я не дорожу жизнью, лишь бы как следует совершить мне служение, которое я принял от Господа Иисуса Христа — проповедать Евангелие благодати Божией. Вы более не увидите лица моего. Внимайте себе и всему стаду, в котором вас Дух Святый поставил епископами пасти Церковь Господа и Бога, которую стяжал Он Своею Кровью. После меня войдут к вам волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди суемудрые, которые будут отвлекать от истины. Бодрствуйте же, памятуя, что я три года день и ночь со слезами учил каждого из вас " (Деян 20:18-31). После молитвы они с плачем проводили апостола до корабля и простились с ним (Деян. 20:36-38). Тем кончились личные сношения св. Павла с ефесянами, но не кончились заботы его о них, как свидетельствует об этом его послание. Павлом из уз, ибо в послании он не раз называет себя " узником Иисуса Христа " (3:1), " узником в Господе " (4:1), говорит, что исполняет посольство в узах (6:20). Известно, что св. Павел находился в узах в Кесарии Палестинской, где он был под стражей у правителя Феликса два года, пока не потребовал суда кесарева, вследствие чего его отправили в Рим (Деян. 23:35; 24:27; 25:10-11), а затем в Риме (Деян. 28:16). В Риме обыкновенно различаются первые узы и вторые узы, между которыми, как полагают, был известный промежуток. Древние подписи на послании к Ефесянам относят его к узам римским, но так как в нем св. апостол ничего не говорит о приближающейся кончине, как делает это, например, в позднейшем и несомненно написанном из Рима послании к Тимофею (2 Тим. |
В Новом Завете критика концепта храмового поклонения Богу высказывалась не один раз. Иоанн Креститель, будучи сыном священника, отверг предназначенное ему право служить в Иерусалимском храме в качестве священника, а Господь Иисус прямо предсказал, что от «здания храма… не останется камня на камне; все будет разрушено» (Мф 24:1–2). Первомученик Стефан в своей проповеди пред смертью на многочисленных примерах показал, что Бог путешествует и пребывает со Своим народом в любом месте, а не ограничен границами стационарного храма: «Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею… Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет (Деян 7:44, 48). Вероятно, что противники христиан подмечали в их проповеди некоторые указания на окончание ветхозаветного строя: «мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян 6:14). Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что св. Стефан «опровергает их мнение и этими словами несомненно доказывает, что и сам храм, и обычаи — ничто, а Бог всегда творит и устрояет все, что кажется невозможным… Бог очевидно не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма». В своем толковании святитель последовательно подчеркивает, что в древности у верных Господу людей не было храма и жертвоприношений и они тем не менее обрели пред Богом благодать: «не было ни храма, ни жертвоприношения, но Авраам сподобился Божественного видения… Еще не было нигде ни храма, ни жертвоприношения, хотя уже совершилось столько действий (Промысла Божия); и был он (Моисей) воспитан в доме языческом. «По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста» (Деян 7:30). И где является? В пустыне, а не в храме. Видишь ли, какие совершаются чудеса, и еще нигде не было ни храма, ни жертвоприношения? Храма нет, и, однако, это место свято. Оно даже чудеснее места во святом святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом… «Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам» (Деян 7:38). Опять (это происходило, когда) еще не было ни храма, ни жертвоприношения… Вот была и первая скиния, но еще не было храма. Давид молил обрести благодать пред Богом, — молил и не создал (храма). Следовательно, храм не составлял чего-нибудь важного». |
Деян.3:13 . Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. «Бог Авраама, Исаака и Иакова» подчеркивает большую виновность иудеев в отношении к возлюбленному Сыну Его – Мессии Иисусу. Вместе с тем указывает истинного виновника совершенного чуда, а также и цель совершения – прославление Иисуса (срв. Иоан. 17:1, 4–5, 13:31–32 ). «Отрока своего», ( τν παδα αυτο) – наименование Мессии, взятое из пророчеств Исаии (гл. XL-LXXVI). «Которого вы предали и от Которого отреклись», см. Иоан. 19, 14–15 ; Лук. 23, 2 и пар. места. Сжатое изложение обстоятельств страданий Спасителя вполне согласно с Евангельским изложением и представляет, так сказать, драгоценные выдержки «пятого» Евангелия «от Петра». «Два обвинения, – говорит здесь Златоуст, – и то, что Пилат хотел отпустить, и то, что, когда он хотел, вы не захотели... Он как бы так говорил: вместо Его вы просили о разбойнике. Представил их поступок в самом страшном виде... Вы – говорит – просили отпустить того, кто убивал других, а Того, Кто оживотворяет убитых, не захотели». Деян.3:15 . а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. «Начальника жизни убили» – необыкновенно сильное выражение, противопоставляющее два столь резких контраста. Понятие жизни здесь берется в полном и совершеннейшем смысле ( Иоан. 1, 4 ), означая не только высшую духовную жизнь и вечное спасение, получаемые верою во Христа, но и всякую вообще жизнь, которой Христос есть основной источник, начальник и совершитель. «Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели». См. Деян.2:24–32 . Деян.3:16 . И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. «Ради веры во Имя Его» – веры чьей? Не ясно. Веры ли Апостолов, или веры больного? Впрочем, во всяком случае, причина чуда – сила веры, – веры, надо сказать, и Апостолов, и исцеленного, – веры именно в Господа Иисуса воскресшего. |
Дионисий, как свидетельствует предание, стал преданнейшим учеником святого Апостола Павла, поставлен был епископом афинским, проповедовал Евангелие в Галлии и мученически скончался в Париже. Память его Церковь празднует 3 (16 н. ст.) октября. Не обильным плодом кончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: так мир своею мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей (1 Кор 1:21). Глава восемнадцатая Павел в Коринфе (1—17). Отплытие его в Иерусалим через Эфес (18—23). Начало третьего апостольского путешествия (22—23). Проповедь Аполлоса (24—28). Апостол Павел в Коринфе (Деян. 18:1—17) Деян.18:1. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; Оставив Афины, Павел пришел в Коринф. Этот, известнейший в древности по своей обширной торговле, богатый город лежал на перешейке между Эгейским и Ионийским морем, имел две гавани на восточной и западной стороне и был в то время столицей римской провинции Ахаии, включавшей в себя Пелопоннес и Элладу, то есть почти всю нынешнюю Грецию. Жители его жили в роскоши и поисках удовольствий. Деян.18:2. и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним; Деян.18:3. и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Желая поселиться надолго в Коринфе, как важном центральном пункте для проповеди, Павел, с целью обеспечить себе материальную возможность существования работая своими руками, поселился у некоего Акилы, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии и его жены Прискиллы, которые, как и Павел, имели ремеслом делание палаток. Об упомянутом здесь изгнании иудеев из Рима, которому подверглись Акила и Прискилла, говорит римский историк Светоний, сообщая, что причиной этого были возмущения иудеев, производимые каким-то иудейским возмутителем, присвоившим себе имя Христа. Вероятнее всего, что Светоний не понял хорошо всего этого дела, а причиной изгнания было неспокойствие между иудеями, спорившими с христианами, которых в ту пору в Риме было уже много. |
Затем, между «некоторыми пророками и учителями» в антиохийской церкви упоминается и «Луций киринеянин» (а, может быть, и «Симон, так называемый Нигер» происходил также из Африки) ( Деян.13:1 ). Наконец, мы видим, что среди самарян, происшедших через смешение иудеев с язычниками, является «некоторый муж, именем Симон, который волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого, так что ему внимали все от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия» ( Деян.8:911 ). Об этом Симоне известно, что он обучался философии в Александрии (Clem Hom. 2). По обращении ко Христу он не оставил своей прежней наклонности к волхованию: он «не отходил от Филиппа, видя совершавшиеся великие знамения и чудеса», и когда увидел, что через возложение рук апостолов подаются дары Св. Духа, то предлагал апостолам дать ему за деньги дар их ( Деян.8:13, 1819 ). В виду первых зачатков ферапевтизма среди верующих апостольской церкви могло произойти и то, что в Евангелии Матфея ( Мф.19:1012 ), приведены слова Господа о значении брака и безбрачия и что в повествовании об обстоятельствах рождества И. Христа упоминается о волхвах с востока и виденной ими звезде и в сказании об искушении Господа в пустыне указывается на служение Ему ангелов. Более же важным представляется то, что в церкви Коринфской происшедшее разделение между верующими было таково, что кроме партии, прикрывавшихся авторитетом Кифы и Павла, была еще партия, которая прикрывалась авторитетом Аполлоса ( 1Кор.1:12, 4:6, 3:5 ). Об Аполлосе же известно, что он был «иудей, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писании» ( Деян.18:24 ). Очень возможно, что ставшие на его сторону христиане были из ферапевтов: разделяя вместе с саддукействующими христианами стремление к мудрости и красноречию, они тем не менее стали вне крайностей как христиан прикрывавшихся авторитетом Петра, так и христиан прикрывавшихся авторитетом Павла. Можно по крайней мере положительно сказать, что именно партией Аполлоса был возбужден между коринфскими христианами вопрос о безбрачии – вопрос существенно важный для ферапевтов ( 1Кор.7:140 ). |
И Ап. Варнава именует воскресный день » осьмым« (посл. Ап. Варн. 15 гл.). Также учит и Св. Василий Великий , называя «день воскресения» днем осьмым (прав. 19) недели и проводить его в «мире» Божием, а не в суетных, житейских делах. «Мир» или покой не только для Христа, но и »вам», т. е. всем христианам в первый день недели. По вознесении Своем на небо Христос снова от имени Бога-Отца запечатлел святость первого дня недели. Апостолы, по вознесении Христа, должны были остаться в Иерусалиме, доколе не облекутся силою Св. Духа, Которого Христос обещал послать на них от Отца Своего ( Лк.24:49 ; Деян.1:4 ). На вопрос учеников о времени этого события Христос отвечал: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый»... ( Деян.1:6–8 ). И вот это сошествие Св. Духа на Апостолов, давшее им силу быть проповедниками Христа по всей земле ( Деян.1:8 ), случилось в день Пятидесятницы ( Деян.2:1 ), которая в тот год праздновалась в первый день недели. Итак, первый день недели и есть то время, которое Сам Бог Отец избрал и которое освятил ниспосланием Св. Духа на Апостолов и других христиан. – А по-вашему, Пятидесятница, когда Св. Дух сошел на учеников Христа, приходилась в субботу, – заметил, обращаясь ко мне, Петр. – Ведь Пасха в тот год была в субботу и, если со дня субботы отсчитать пятьдесят дней, то и Пятидесятница была в субботу. – Ошибаешься, Петр. То правда, что Пасха в тот год пришлась в субботу ( Ин.19:14–31 ). Но дни Пятидесятницы исчисляются по закону не от первого дня Пасхи, а от второго, как сказано: «отсчитайте себе от первого дня после праздника... семь полных недель»... ( Лев.23:15 ). Следовательно, счет пятидесятницы в год воскресения Христова должно вести с первого дня недели, потому что праздник Пасхи был в тот год в субботу. А тогда «семь полных недель» кончатся в субботу, и 50-й день, или Пятидесятница падет, именно, на первый день недели. Итак, все примеры, приведенные мною из жизни Иисуса Христа, ясно и неопровержимо свидетельствуют о том, что христиане должны свято хранить, и праздновать первый день недели, как день воскресения или покоя Христа. |
| |