Но имеется одно измерение, где человеческий авторитет стоит в каком-то смысле выше Церкви как условие самого ее существования: функция свидетельства о Воскресении Христовом, предписанная Самим Иисусом группе учеников, Им избранных, в особенности – Двенадцати: «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ; ср. Лк.24:28 и т.д.) Никакая Церковь невозможна без веры, но: «Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:14–15 ) Так как христианская вера основывается на историческом факте, она покоится на апостольском свидетельстве – уникальной и ненаследуемой привилегии тех, кто в самом деле видел Воскресшего Господа. Избрание Матфея, с тем чтобы заменить Иуду, ясно показывает: избрание нового члена коллегии Двенадцати предполагало, что кандидат был «свидетелем Воскресения Его» ( Деян.1:22 ). Церковь , созданная и утвержденная событием Пятидесятницы ( Деян.2 ), была, следовательно, основана и на авторитете «свидетелей», и на водительстве Святого Духа. Оба этих авторитета взаимно друг друга предполагали: было бы непостижимо, чтобы Дух Святой противоречил апостольскому свидетельству или чтобы апостольское свидетельство передавалось вне рамок действия Святого Духа в общине. Несколько противоречащие друг другу миссии Петра и Иакова, с одной стороны, и Павла – с другой, осуществлялись не только от их собственного имени, но также и от имени Иерусалимской и Антиохийской Церквей соответственно. Эта изначальная полярность в ранней христианский экклезиологии между личным авторитетом апостолов и «авторитетом» Святого Духа, ведущего общину, создает возможность установления преемственности между апостольским и послеапостольским периодами. Осуществляется эта преемственность, конечно, общиной, а не через личное свидетельство. Симптоматично, что после смерти одного из Двенадцати, отмеченной в Деяниях: «Ирод... убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» ( Деян.12:2 ), – не последовало никакого нового избрания: Иуда, предатель, нуждался в замене, но Иаков, мученик, – нет. Как «коллегия» Двенадцать исторически перестают существовать после смерти Иакова, а вскоре исчезнут и все ее члены. Задача общины будет затем состоять в сохранении апостольского свидетельства в его первоначальной чистоте и в продолжении – без живых апостолов – их миссионерского и пастырского служения. Это стало возможным не столько из-за личных поручений, дававшихся отдельным последователям отдельными апостолами, – даже если такие поручения время от времени и давались (см. Пастырские послания), – сколько из-за сакраментального тождества между Церковью в Иерусалиме, принявшей Духа Святого в Пятидесятницу, и любой Церковью, собранной где бы то ни было во имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

После трехлетнего обучения Он дунул на Апостолов, чтобы символически изобразить передачу Своего Духа, Своей власти: «дунул и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ). Таким образом, Иисус Христос от верующих в Него отделил особых лиц, которым предоставил особые права и этим положил начало церковному устройству и разделению христианской общины на две части–клир и миряне. Хотя Иисус Христос и других 70 учеников Своих отправил на проповедь ( Лк.10:1 ), но никогда Он не давал им полномочий, касающихся устройства Церкви. Это право принадлежало исключительно Апостолам. Из Слова Божия мы видим, что сами Апостолы смотрели на себя как на призванных Иисусом Христом и на слуг Христовых, но не общины Христианской ( Рим.15:16 ), «призванных к Апостольскому служению и избранных к благовестию Божию» ( Рим.1:1 ), «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых ( Гал.1:1 ). Поэтому не община избирает нового Апостола, но Апостолы молятся, чтобы Сам Бог через жребий определил, кого Он избирает ( Деян.1:24 ). Поэтому Апостолы желают, чтобы люди смотрели на них, как «на служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ). «Мы посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает через нас». ( 2Кор.5:20 ). Сам Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». ( Еф.4:11 ). Апостол Павел укоризненно спрашивает Коринфян: «есть ли апостолы? есть ли пророки? есть ли учители? есть ли чудотворцы? ( 1Кор.12:29 ). История христианской Церкви нам свидетельствует, что Апостолы всегда и везде действовали, как получившие духовную власть от Самого Иисуса Христа, а христианские общины всегда смиренно подчинялись им. Апостолы основывают христианские Церкви, поставляют пресвитеров ( Деян.14:23 ); сообщают благодатные дары ( Деян.8:15 ); делают предписания касательно церковного устройства ( Деян.15:28 ); повелевают общинам ( 1Кор.11:34 ); угрожают общинам ( 1Кор.4:21 ; 2Кор.13:10 ); назначают наказание и освобождают от него ( 1Кор.5:5 ); отлучают от Церкви и принимают снова ( 2Кор.2 ); они испытывают, во всем ли послушна община ( 2Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

2 . Израильтяне и их начальники предали И. Христа на смерть по неведению. Таково убеждение ап. Петра ( Деян.3:17 ). После этого было бы весьма естественно встретить в евангелии Петровом слова Распятого: «Отче! прости им; ибо не знают, что делают». Но они читаются в евангелии от Луки (23:34). Вообще история страданий Христовых если и не представляет важных препятствий к отождествлению евангелия Петрова с евангелием от Марка, то во всяком случае не представляет данных и в пользу этого отождествления. Д. Деян.10:40 . «Сего (Иисуса) Бог воскресил в третий день, и дал ему являться (δωκεν ατν μφανη γενσθαι text. rec.=сделаться явным) 41. не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (οτινες συνεφγομεν κα συνεπομεν ατφ μετ τ ναστηναι ατν κ νεκρν). Весь вопрос относительно точного смысла этого слова заключается в том, к какому предложению следует отнести слова: «по воскресении Его». Если отнести их к предложению: «дал Ему являться», то слова: «которые ели и пили с Ним» будут иметь тот же смысл, что и Деян.1:21 ; если же отнести слова: «по воскресении Его» к непосредственно предшествующему предложению,– что представляется более естественным, – то слова «которые пили и ели с Ним» будут иметь значение одного из тех «многих верных доказательств» ( Деян.1:3 ), которыми Воскресший удостоверил действительность Своего воскресения. Подобные 1106 описываемому ап. Петром факты упоминаются в Лк.24:41–43 и Ин.21:12–15 , но евангелие от Марка о них умалчивает. Вообще нельзя категорически утверждать ни того, что ев. Марка согласно, ни того, что оно не согласно в данном пункте с проповедью ап. Петра. Е. 42. «И Он велел наи проповедывать людям, что Он есть определенный от Бога судия живых и мертвых». Если это повеление Господь дал, – как, по-видимому, следует заключить из контекста,– по воскресении Своем из мертвых, то оно (повеление) опущено во всех евангелиях. Ж. 1Пет.3:22 . (Иисус Христос), «восшедши на небо, пребывает одесную Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

42. Сие сделалось изветсным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. Петр выслал всех вон (ср. Мф.9:24–25 ; Мк.5:40 ; Лк.8:54 ): чтобы не смущаясь никакими внешними впечатлениями предаться молитве о воскрешении умершей (ср. Злат.). Бог услышал его молитву, и Тавифа, по его слову, воскресла. Естественно, что слух об этом необычайно великом чуде пронесся по всей Иоппии, и тамошнее христианское общество увеличилось многими новыми членами. У Симона кожевника: по всей вероятности, христианина. По раввинским правилам ремесло кожевника считалось нечистым; но апостол Симон Петр и Симон кожевник христианин стояли, без сомнения, выше таких предрассудков. Глава 10 Корнилий сотник, явление ему ангела и посольство от него к Петру (1–8) 1. В Кесарии был некоторый муже, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2. Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. В Кесарии: см. прим. к Деян.8:40 . – Сотник из полка, называемого Италийским: полка, состоявшего из природных италийцев, в отличии от воинов, набиравшихся в римскую службу из туземных жителей. Кесария была резиденцией римского прокуратора, правителя Палестины, и при нем был полк из природных римлян или итальянцев, как людей вполне надежных. Вероятно, и Корнилий, сотник из этого полка, был природный римлянин или итальянец. Из дальнейших сказаний о нем видно, что он не был иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй религиозно-нравственной настроенности (ст. 28, 34 и т.д. Деян.11:1 ; Деян.11:18 ; Деян.15:7 ). Этим объясняется та великая важность, какую видимо придает дееписатель этому событию, излагая его с большой подробностью и повторяя его (гл. 11) почти буквально с той же подробностью. Это был первый в апостольской истории пример, что язычник прямо, безо всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, переходил в христианство при видимом Божьем благоволении, это была эпоха в истории апостольской церкви и ввиду этого дееписатель так рельефно выставляет на вид такое событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

апостол пригласил сюда из Ефеса и, вероятно, из других мест " пресвитеров Церкви " , чтобы дать им последние наставления и проститься с ними. Это прощание было чрезвычайно трогательным. " Вы знаете, — говорил им апостол, — как я с первого дня, в который пришел в Асию, всенародно и по домам учил вас, и не пропустил ничего полезного, и не упускал возвещать вам всю волю Божию — покаяние пред Богом и веру в Господа, нашего Иисуса Христа. Ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там будет со мною; только по всем городам Дух Святый свидетельствует, что меня ждут там узы и скорби. Но я не дорожу жизнью, лишь бы как следует совершить мне служение, которое я принял от Господа Иисуса Христа — проповедать Евангелие благодати Божией. Вы более не увидите лица моего. Внимайте себе и всему стаду, в котором вас Дух Святый поставил епископами пасти Церковь Господа и Бога, которую стяжал Он Своею Кровью. После меня войдут к вам волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди суемудрые, которые будут отвлекать от истины. Бодрствуйте же, памятуя, что я три года день и ночь со слезами учил каждого из вас " (Деян 20:18-31). После молитвы они с плачем проводили апостола до корабля и простились с ним (Деян. 20:36-38). Тем кончились личные сношения св. Павла с ефесянами, но не кончились заботы его о них, как свидетельствует об этом его послание. Павлом из уз, ибо в послании он не раз называет себя " узником Иисуса Христа " (3:1), " узником в Господе " (4:1), говорит, что исполняет посольство в узах (6:20). Известно, что св. Павел находился в узах в Кесарии Палестинской, где он был под стражей у правителя Феликса два года, пока не потребовал суда кесарева, вследствие чего его отправили в Рим (Деян. 23:35; 24:27; 25:10-11), а затем в Риме (Деян. 28:16). В Риме обыкновенно различаются первые узы и вторые узы, между которыми, как полагают, был известный промежуток. Древние подписи на послании к Ефесянам относят его к узам римским, но так как в нем св. апостол ничего не говорит о приближающейся кончине, как делает это, например, в позднейшем и несомненно написанном из Рима послании к Тимофею (2 Тим.

http://sedmitza.ru/lib/text/430631/

В Новом Завете критика концепта храмового поклонения Богу высказывалась не один раз. Иоанн Креститель, будучи сыном священника, отверг предназначенное ему право служить в Иерусалимском храме в качестве священника, а Господь Иисус прямо предсказал, что от «здания храма… не останется камня на камне; все будет разрушено» (Мф 24:1–2). Первомученик Стефан в своей проповеди пред смертью на многочисленных примерах показал, что Бог путешествует и пребывает со Своим народом в любом месте, а не ограничен границами стационарного храма: «Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею… Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет (Деян 7:44, 48). Вероятно, что противники христиан подмечали в их проповеди некоторые указания на окончание ветхозаветного строя: «мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян 6:14). Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что св. Стефан «опровергает их мнение и этими словами несомненно доказывает, что и сам храм, и обычаи — ничто, а Бог всегда творит и устрояет все, что кажется невозможным… Бог очевидно не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма». В своем толковании святитель последовательно подчеркивает, что в древности у верных Господу людей не было храма и жертвоприношений и они тем не менее обрели пред Богом благодать: «не было ни храма, ни жертвоприношения, но Авраам сподобился Божественного видения… Еще не было нигде ни храма, ни жертво­приношения, хотя уже совершилось столько действий (Промысла Божия); и был он (Моисей) воспитан в доме языческом. «По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста» (Деян 7:30). И где является? В пустыне, а не в храме. Видишь ли, какие совершаются чудеса, и еще нигде не было ни храма, ни жертвоприношения? Храма нет, и, однако, это место свято. Оно даже чудес­нее места во святом святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом… «Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам» (Деян 7:38). Опять (это происходило, когда) еще не было ни храма, ни жертвоприношения… Вот была и первая скиния, но еще не было храма. Давид молил обрести благодать пред Богом, — молил и не создал (храма). Следовательно, храм не составлял чего-нибудь важного».

http://blog.predanie.ru/article/kto-zhal...

Деян.3:13 .  Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, про­славил Сына Своего Иисуса, Которого вы пред­али и от Которого отреклись перед­ лицом Пилата, когда он по­лагал освободить Его. «Бог Авраама, Исаака и Иакова» подчеркивает большую виновность иудеев в отношении к возлюбленному Сыну Его – Мессии Иисусу. Вместе с тем указывает истинного виновника совершенного чуда, а также и цель совершения – прославление Иисуса (срв. Иоан. 17:1, 4–5, 13:31–32 ). «Отрока своего», ( τν παδα αυτο) – наименование Мессии, взятое из пророчеств Исаии (гл. XL-LXXVI). «Которого вы предали и от Которого отреклись», см. Иоан. 19, 14–15 ; Лук. 23, 2 и пар. места. Сжатое изложение обстоятельств страданий Спасителя вполне согласно с Евангельским изложением и представляет, так сказать, драгоценные выдержки «пятого» Евангелия «от Петра». «Два обвинения, – говорит здесь Златоуст, – и то, что Пилат хотел отпустить, и то, что, когда он хотел, вы не захотели... Он как бы так говорил: вместо Его вы просили о разбойнике. Представил их поступок в самом страшном виде... Вы – говорит – просили отпустить того, кто убивал других, а Того, Кто оживотворяет убитых, не захотели». Деян.3:15 .  а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. «Начальника жизни убили» – необыкновенно сильное выражение, противопоставляющее два столь резких контраста. Понятие жизни здесь берется в полном и совершеннейшем смысле ( Иоан. 1, 4 ), означая не только высшую духовную жизнь и вечное спасение, получаемые верою во Христа, но и всякую вообще жизнь, которой Христос есть основной источник, начальник и совершитель. «Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели». См. Деян.2:24–32 . Деян.3:16 .  И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеле­ние сие перед­ всеми вами. «Ради веры во Имя Его» – веры чьей? Не ясно. Веры ли Апостолов, или веры больного? Впрочем, во всяком случае, причина чуда – сила веры, – веры, надо сказать, и Апостолов, и исцеленного, – веры именно в Господа Иисуса воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дионисий, как свидетельствует предание, стал преданнейшим учеником святого Апостола Павла, поставлен был епископом афинским, проповедовал Евангелие в Галлии и мученически скончался в Париже. Память его Церковь празднует 3 (16 н. ст.) октября. Не обильным плодом кончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: так мир своею мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей (1 Кор 1:21). Глава восемнадцатая Павел в Коринфе (1—17). Отплытие его в Иерусалим через Эфес (18—23). Начало третьего апостольского путешествия (22—23). Проповедь Аполлоса (24—28). Апостол Павел в Коринфе (Деян. 18:1—17) Деян.18:1. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;    Оставив Афины, Павел пришел в Коринф. Этот, известнейший в древности по своей обширной торговле, богатый город лежал на перешейке между Эгейским и Ионийским морем, имел две гавани на восточной и западной стороне и был в то время столицей римской провинции Ахаии, включавшей в себя Пелопоннес и Элладу, то есть почти всю нынешнюю Грецию. Жители его жили в роскоши и поисках удовольствий. Деян.18:2. и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним; Деян.18:3. и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.    Желая поселиться надолго в Коринфе, как важном центральном пункте для проповеди, Павел, с целью обеспечить себе материальную возможность существования работая своими руками, поселился у некоего Акилы, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии и его жены Прискиллы, которые, как и Павел, имели ремеслом делание палаток.    Об упомянутом здесь изгнании иудеев из Рима, которому подверглись Акила и Прискилла, говорит римский историк Светоний, сообщая, что причиной этого были возмущения иудеев, производимые каким-то иудейским возмутителем, присвоившим себе имя Христа. Вероятнее всего, что Светоний не понял хорошо всего этого дела, а причиной изгнания было неспокойствие между иудеями, спорившими с христианами, которых в ту пору в Риме было уже много.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Затем, между «некоторыми пророками и учителями» в антиохийской церкви упоминается и «Луций киринеянин» (а, может быть, и «Симон, так называемый Нигер» происходил также из Африки) ( Деян.13:1 ). Наконец, мы видим, что среди самарян, происшедших через смешение иудеев с язычниками, является «некоторый муж, именем Симон, который волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого, так что ему внимали все от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия» ( Деян.8:911 ). Об этом Симоне известно, что он обучался философии в Александрии (Clem Hom. 2). По обращении ко Христу он не оставил своей прежней наклонности к волхованию: он «не отходил от Филиппа, видя совершавшиеся великие знамения и чудеса», и когда увидел, что через возложение рук апостолов подаются дары Св. Духа, то предлагал апостолам дать ему за деньги дар их ( Деян.8:13, 1819 ). В виду первых зачатков ферапевтизма среди верующих апостольской церкви могло произойти и то, что в Евангелии Матфея ( Мф.19:1012 ), приведены слова Господа о значении брака и безбрачия и что в повествовании об обстоятельствах рождества И. Христа упоминается о волхвах с востока и виденной ими звезде и в сказании об искушении Господа в пустыне указывается на служение Ему ангелов. Более же важным представляется то, что в церкви Коринфской происшедшее разделение между верующими было таково, что кроме партии, прикрывавшихся авторитетом Кифы и Павла, была еще партия, которая прикрывалась авторитетом Аполлоса ( 1Кор.1:12, 4:6, 3:5 ). Об Аполлосе же известно, что он был «иудей, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писании» ( Деян.18:24 ). Очень возможно, что ставшие на его сторону христиане были из ферапевтов: разделяя вместе с саддукействующими христианами стремление к мудрости и красноречию, они тем не менее стали вне крайностей как христиан прикрывавшихся авторитетом Петра, так и христиан прикрывавшихся авторитетом Павла. Можно по крайней мере положительно сказать, что именно партией Аполлоса был возбужден между коринфскими христианами вопрос о безбрачии – вопрос существенно важный для ферапевтов ( 1Кор.7:140 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

И Ап. Варнава именует воскресный день » осьмым« (посл. Ап. Варн. 15 гл.). Также учит и Св. Василий Великий , называя «день воскресения» днем осьмым (прав. 19) недели и проводить его в «мире» Божием, а не в суетных, житейских делах. «Мир» или покой не только для Христа, но и »вам», т. е. всем христианам в первый день недели. По вознесении Своем на небо Христос снова от имени Бога-Отца запечатлел святость первого дня недели. Апостолы, по вознесении Христа, должны были остаться в Иерусалиме, доколе не облекутся силою Св. Духа, Которого Христос обещал послать на них от Отца Своего ( Лк.24:49 ; Деян.1:4 ). На вопрос учеников о времени этого события Христос отвечал: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый»... ( Деян.1:6–8 ). И вот это сошествие Св. Духа на Апостолов, давшее им силу быть проповедниками Христа по всей земле ( Деян.1:8 ), случилось в день Пятидесятницы ( Деян.2:1 ), которая в тот год праздновалась в первый день недели. Итак, первый день недели и есть то время, которое Сам Бог Отец избрал и которое освятил ниспосланием Св. Духа на Апостолов и других христиан. – А по-вашему, Пятидесятница, когда Св. Дух сошел на учеников Христа, приходилась в субботу, – заметил, обращаясь ко мне, Петр. – Ведь Пасха в тот год была в субботу и, если со дня субботы отсчитать пятьдесят дней, то и Пятидесятница была в субботу. – Ошибаешься, Петр. То правда, что Пасха в тот год пришлась в субботу ( Ин.19:14–31 ). Но дни Пятидесятницы исчисляются по закону не от первого дня Пасхи, а от второго, как сказано: «отсчитайте себе от первого дня после праздника... семь полных недель»... ( Лев.23:15 ). Следовательно, счет пятидесятницы в год воскресения Христова должно вести с первого дня недели, потому что праздник Пасхи был в тот год в субботу. А тогда «семь полных недель» кончатся в субботу, и 50-й день, или Пятидесятница падет, именно, на первый день недели. Итак, все примеры, приведенные мною из жизни Иисуса Христа, ясно и неопровержимо свидетельствуют о том, что христиане должны свято хранить, и праздновать первый день недели, как день воскресения или покоя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010