В дальнейшем апостол Павел будет строго следовать принципу братской взаимопомощи, и основанные им церкви в разных местах империи будут материально поддерживать нуждающимся церквам Иудеи. Эта помощь символизировала единство во Христе бывших иудеев и бывших язычников, «ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном» ( Рим.15:27 ). – Не напоминает ли это нам не так уж давно пережитые нами материальные трудности, когда тысячи и тысячи добросердечных братьев и сестер в разных странах делали сборы и присылали к нам в Россию то, что стало принято называть «гуманитарной помощью»? Прекрасный пример и урок всем нам! 7я Неделя по Пасхе, 5 июня 2011 г. ( Деян.29:16-18, 28-36) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 16  Павел спешил по возможности успеть в Иерусалим ко дню Пятидесятницы, и потому, чтобы не задерживаться в Асии, решил плыть без остановки в Ефесе.  17  Но пресвитеров Ефесской церкви он позвал к себе, послав за ними из Милита.  18  И когда они пришли к нему, он сказал им: «Вы знаете, как я все это время жил среди вас, с первого дня, когда я пришел в Асию. … 28  Будьте внимательными и к себе и ко всему стаду, епископами которого вас поставил Святой Дух, чтобы вы пасли Церковь Божию: Он приобрел ее Себе ценою собственной крови.  29  Ибо я знаю, что после моего ухода к вам придут лютые волки, которые щадить стада не будут.  30  Даже из вас самих появятся некие люди, которые все извратят своими речами, чтобы увлечь за собою учеников.  31  Поэтому будьте бдительны и помните, что каждого из вас я непрестанно и со слезами вразумлял целых три года, и днем и ночью.  32  И вот сегодня я вверяю вас Богу и Слову Его благодати, которое обладает силой взрастить вас и ввести в наследство вместе со всеми освященными.  33  Я ни от кого не домогался ни серебра, ни золота, ни одежды.  34  Вы и сами знаете, что о моих нуждах и о нуждах моих спутников позаботились вот эти мои руки.  35  Всем этим я показал вам, что надо так трудиться, чтобы помогать слабым и помнить слова, сказанные Самим Господом Иисусом: “Блаженнее давать, чем брать”».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Возбуждая и возмущая народ: не видно, чтобы они успели уже произвести открытое возмущение народа (именно – толпы); они, вероятно, только еще ажитировали толпу, подготовляя ее к открытому возмущению, и именно, возмущению против Павла только направленному, почему братия верийские и отпустили его и – возмущения не произошло, хотя Сила и Тимофей оставались тут. «Они отпускают только Павла, потому что за него опасались, чтобы он не потерпел чего-нибудь, так как он был их главою. Так, не везде действовала благодать, но оставляла им действовать и самим по-человечески, возбуждая их и располагая к бодрствованию и вниманию» (Злат.). – Верийские христиане, как видно, хорошо понимали, против кого именно направлялось подготавливавшееся возмущение, а потому при первых признаках его тотчас отпустили Павла как будто идущего к морю: точнее – отпустили Павла (из города) чтобы он шел к морю и, предполагается, совершил дальнейшее путешествие на корабле. Что он совершил дальнейшее путешествие в Афины на корабле, это вероятнее всего. Если бы он, отпущенный учениками верийскими как будто к морю, на самом деле продолжал путешествие сухим путем до Афин, то, вероятно, он не совершил бы такого длинного пути, не останавливаясь в каких-либо попутных городах для проповеди, и дееписатель не умолчал бы об этом, но он ничего не говорит о сем. Притом иудеи – враги Павла – видимо, преследовали его всюду по пути; лучшим средством избавиться от их преследований и скрыть от них на время след свой было морское путешествие, каковое, вероятно, и предпринял Павел, пойдя из Верии к морю. – Тимофей, остававшийся, кажется, в Филиппах ( Деян.16:40 ), присоединился к апостолу или в Верии или на пути в этот город. Павел в Афинах и речь его в Ареопаге (15–34) 15. Сопровождавшие Павла проводили его до Афин, и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. 16. В ожидании их в Афинах, Павел возмутился духом при виде города сего, полного идолов. 17. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Д. Богдашевский Кутепов Н.И. Разбор возражений мнимо-духовных христиан против православного учения о церковной иерархии 34 //Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 16–30 4) Мнимодуховные христиане, доказывая мысль о принадлежности всем христианам права проповедовать людям евангельское учение, ссылаются при этом на следующие места св. Писания: у пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне ( Ин.6:45 ; Ис.54:13 ). И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши… И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего ( Деян.2:17–18 ; Иоил.2:28–29 ). Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию ( 1Кор.14:26–31 ; Кол.3:16 ). Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа ( Флп.1:15 ). Наставляйте друг друга каждый день ( Евр.3:13 ; Мф. 11:25 ; Мк.9:38–39 ; Евр.8:11 ). Указывают еще и на то, что никто из рукоположенных в ветхозаветной церкви учителей не последовал за Христом, или не уверовал Ему во время Его проповеди на земле. Относительно всех вышеуказанных мест Св. Писания нужно, во-первых, сделать общее замечание, что ни в одном из них ничего не сказано о праве всех христиан заниматься делом общественной проповеди евангельского учения подобно тому, как занимались этим делом апостолы и преемники их служения, рукоположенные пастыри и учителя. В словах этих из Евангелия Иоанна о научении всех от Бога Отца Христос, говорит, что в царстве Мессии, или истинной Церкви Христовой, будет всеобщее распространение Боговедения, во-первых, – непосредственное благодатное просвещение духа человеческого от Бога, во-вторых, – посредственное чрез проповедь евангельского учения Самим Единородным Сыном Божиим, апостолами и продолжателями апостольского служения, пастырями и учителями ( Мф.28:19–20 ). О непосредственном благодатном просвещении духа человеческого от Бога в царстве Мессии у пророка Иеремии мы читаем следующее: после тех дней, говорит Господь, вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом ( Иер.31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. от Духа, не может войти в Царство Божие». Существует и другое толкование этого стиха: «Никодим никак не мог понять намек на еще не существующее таинство. Трудно допустить, что Иисус говорил так, что Его слова не могли быть поняты» 36 . Таким образом здесь вообще речь не идет о крещении. «Подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). Богословы что в этом стихе благодатность крещения отрицается, оно спасает только как «обещание Богу». «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). Под «баней возрождения» богословы понимают очищение и прощение грехов, а не крещение. Таким же образом толкуются и другие отрывки из Священного Писания о крещении. 2. 3. 6. 2. Крещение младенцев Возникновение Радикальной Реформации в шестнадцатом веке и распространение баптистских общин в Англии в семнадцатом веке ознаменовано отрицанием традиционной практики крещения младенцев. Богословы Радикальной Реформации считают, что в Новом Завете нет ясных указаний на крещение младенцев, и такая практика появилась в Церкви где-то в III-IV веке. В настоящее время существует два противоположных мнения на крещение младенцев. Первое предполагает крещение младенцев, и последователи этого учения называются «педобаптистами». Согласно второму, крестить младенцев нельзя – это «баптисты». Этот богословский термин, характеризующей общины Радикальной Реформации вне зависимости от деноминации. Рассмотрим некоторые тексты, которые приводят в защиту педобаптизма и их толкование «баптистами». Мф. 19:13–15 , Мк. 10:13–16 , Лк. 18:15–17 . В этих отрывках говорится о том что апостолы не разрешали приносить ко Христу младенцев. Это принесение детей и означает крещение младенцев. «Баптисты» отвергают такое толкование и говорят, что «в этих отрывках крещение не упоминается» 37 . Деян. 11:14, 10:48, 16:15, 31–34, 18:8 1Кор. 1:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

– Итак охотно принявшие слово его, – прибавляет дееписатель, – крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:41 ). Так окончилось событие Сошествия Святого Духа на апостолов – полным торжеством Святого Духа над неверовавшими! И исполнились здесь впервые слова Господа, что Его ученики вследствие и в силу Его отшествия к Отцу, совершат большие дела, чем какие совершил Он Сам во дни Своего уничижения 107 (см.: Ин.14:12 ). Сошествие Святого Духа на апостолов есть окончательное установление нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 ). Дух Святой – Дух истины ( Ин.16:13 ), Дух премудрости и откровения ( Еф.1:17 ), сшедший на апостолов, начертал вместо синайского, новый сионский закон, о котором предсказал пророк Исаия (см.: Ис.2:3 ), не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных ( 2Кор.3:3 ). Место гласа синайского заступила благодать Святого Духа, законополагающего 108 , подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати (см.: Рим.5:16 ). «Святую Пятидесятницу прияхом от еврейских книг, – говорит Синаксарь на этот праздник, – яко же бо евреи Пятидесятницу празднуют, почитающе седьмое число и зане по Пасце пятьдесят дний прешедше закон прияша, тако и мы по Пасце пятьдесят дний празднующе, Всесвятаго Духа приемлем, законополагающаго и наставляющаго на всякую истину, и угодная Богу повелевающаго» 109 . «Иже древле, – поет Церковь , – закон начертав Моисею, Нового Завета величия и Закон благодати излагает ясно, в апостольских сердцах написав» 110 . Блаженный Иероним пишет: «Законоположение синайское и сионское было в пятидесятый день по Пасхе. На Синае от землетрясения колебалась гора: на Сионе сотрясся дом апостолов. Там посреди пламени и сверкающих молний раздавались громы и глас бурный: здесь с огненным видом языков бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, это состояние уподобляется тому, которое будет испытывать приглашённый злой гость и отвергнутый озлобленный раб. «Тьма внешняя», т. е. та тёмная ночь, которая так ужасна после прекрасного светлого чертога брачного или царского дворца. Здесь ужасны не от вне наносимый страдания, а состояние отринутости от общей радости, которая стала совершенно недоступна только этим несчастным за то, что они сами пренебрегли ей и пытались внести в неё свою злобу, омрачить её своим беспричинным ожесточением. Что значит плач и скрежет зубов? Обозначается ли этими словами только невыносимо тяжкие страдания или иное что? О приточном богаче не сказано, что он скрежетал зубами, а только мучился в пламени сем. Какой же честнейший смысл этого выражения? Выражаются ли в скрежете зубов именно страдания? Нет, скрежет зубов – это признак напряжённой злобы и борьбы. Так скрежещут зубами злые псы, бросаясь на врагов и вообще хищные животные. В Библии зубовный скрежет определяет напряжённую злобу и угрозу, часто бессильную злобу грешников на праведника. «Собирались ругатели против меня; не знаю, за что поносили и не переставали. С лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими» ( Пс.34:16:17 ). Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним» ( Пс.36:12:13 ); то же значение в Плач.2:16 . Но особенно характерно смысл этого явления – скрежета зубов – выразился в неправедной казни первого Христова мученика Стефана. Когда этот блаженный юноша свидетельствовал непорочность своей веры согласно закону и пророкам и с великим помазанием обличил пророкоубийц и христоубийц, имея сам лицо, «как лице ангела», то враги его, что испытывали? «Слушая это, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» ( Деян.7:59 ). Не то же ли испытывают и все вообще злодеи, охваченные злобой и сознанием своего бессилия бороться с истиной? Если же бессилие это таково, что они не только не могут посрамить её, но и нанести ей физического зла: то к скрежету зубовному присоединяется и плач бессильной злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Как является Христос любящим Его душам? Когда во плоти на земле жил и проповедовал слово Свое, всем Себя являл, друзьям и врагам Своим. Но по воскресении Своем показывал Себе одним друзьям, как читаем. Показал Себя с небес Стефану святому, когда тот о Нем свидетельствовал перед врагами его (Деян. 7:55-56). И это есть видимое явление Христово. Духовно же является друзьям Своим, когда в сердца их входит через Святого Своего Духа и просвещает, утешает и радостотворит их. Явится же всем любящим Его, когда придет в страшной славе Своей, и призовет их в вечное Свое царство, говоря: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Явится тогда и врагам Своим, но иным образом, то есть как страшный Царь и грозный Судья, от гнева Которого пожелают скрыться в пещерах и расщелинах каменных (Откр. 6:16), и отринет их от Себя в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). Отверзем и мы, христианин, сердца Любящему нас Иисусу, дабы и нас человеколюбием Своим посетил превожделенный Гость Сей. Он ко всякому хочет прийти, кто не затворит перед Ним дома своего: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Отверзем Ему ныне двери сердец наших, дабы тогда и Он отверз нам двери царствия Своего. 3) Еще говорит Христос: Придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Смотри, христианин, чего благодатью сподобляется любящий Христа: домом и жилищем Пресвятой Троицы бывает! Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святой Дух благодатно в нем изволит обитать! За великое почитают люди царя земного в дом свой принять, сколь несравненно большее преимущество есть Царя Небесного в дом сердца своего принять, и не только принять, но и живущим иметь, как говорит: Придем к нему и обитель у него сотворим. Блаженно воистину таковое сердце. Что там иное может быть, как только мир, покой, радость и веселье? Царствие Божие внутри его есть (Лк. 17:21). Оно еще в сей юдоли плачевной чувствует радость, которая изобильно изливается в сердца избранных в вечной жизни. Оно поистине вкушает, сколь благ Господь (Пс. 33:9). Возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием, – увещевает нас апостол (2 Кор. 7:1). Ибо не обитает Господь в сердцах, нечистою мира сего любовью оскверненных. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6:14). Ибо Бог наш есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5), мира же сего любовь есть тьма, ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:16). Хотящие царя земного принять в дом очищают дом, тем более хотящему принять Царя Небесного должно очистить дом сердца своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

После того, как один из серафимов прикоснулся к устам пророка горящим углем, тот услышал голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» ( Ис. 6:8 ). О том, что Бог, Существо бесконечно мудрое и всемогущее, не станет, по свидетельству Священного Писания ( Ис. 40:14 ; Рим. 11:34 ), совещаться со своими слугами-ангелами, мы уже говорили выше. Поэтому ясно, что здесь снова описывается совет Лиц Пресвятой Троицы. Об этом говорит и троекратное «Свят, Свят, Свят», возносимое серафимами. По свидетельству Апостола Иоанна Богослова Сам Господь Иисус Христос открыл ученикам, что пророк Исаия в момент предстояния пред престолом Господа «…видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин. 12:41 ). А слова, которые пророк услышал от престола были, по утверждению Апостола Павла ( Деян. 28:25 ), сказаны Духом Святым, третьим Лицом Пресвятой Троицы. Описывая видение пророка Исаии, святитель Василий Великий делает следующий вывод: «Пророк вводит лицо Отца, в которого веровали иудеи, Евангелист – лицо Сына, Павел лицо Духа, все же согласно именуют Виденного единым Господом Саваофом. Делится у них слово об Ипостаси, но нераздельным пребывает в них мудрствование об едином Боге» 261 . Через пророка Исаию было открыто Словом Божиим и Его будущее спасительное воплощение: «…Я был там, и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (..κε μην κα νν (либо εος) κριος (либо κυρου) πσταλκν με κα τ πνεμα ατο) ( Ис. 48:16 ). В этих стихах мы видим действия всех трех Божественных Лиц. Слово Божие посылается на спасение людей согласным действием Бога Отца и Духа Святого. В новом завете учение о Пресвятой Троице прослеживается с совершенной ясностью. Уже в момент крещения Господа на Иордане от св. Предтечи и Крестителя Иоанна мы видим действие в мире всех трех лиц: «и, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, который сходил как голубь, и ниспускался на него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение» ( Мф. 3:16–17 = Мк. 1:10–11 = Лк. 3:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Приняв такую власть от Господа и право рукополагать епископов и пресвитеров, Апостолы везде учреждали Церкви, предписывая верным полное повиновение: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Апостолы дали уставы Церквям не только написанные в посланиях их, но также изустные, сохранённые в священном предании их учениками. Эти священные Преданья имеют начало от самого Иисуса Христа, научавшего тайнам царствия своих Апостолов по воскресении. В последней беседе, перед Страстью, Господь сказал ученикам: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:12–13 ), «научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). Апостол же Павел об этом предмете пишет к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). И к Солунянам: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал… Прочее устрою, когда приду» ( 1Кор.11:23:34 ). По этому можешь видеть ясно, что многое, принятое от Христа, было передано устно Апостолами верным ученикам своим. Следовательно, священные предания равную имеют силу со св. Писанием. Достоверность же священных преданий утверждается тем, что вся Соборная Церковь , по тщательном рассмотрении, приняла их. А Церковь Соборная заблуждаться не может, потому что она есть, по слову Апостола, «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). А Церковь создана «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:20 ), и имеет обетование Господне, что «врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Когда Церковь верных сделалась многочисленна, тогда почувствовалась необходимость соборного обсуждения дел касающихся Веры и Богослужения. Первый Собор Апостольский ( Деян.15:6 ) послужил примером Вселенским Соборам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

Сектант Объяснение православного 1) Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:14 и 7:26–28). 1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» 1Тим. 2:6 ), «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе ( Рим. 8:34 ); на небе же и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26–27 ), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Итак, Христос – единый Ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей. 2) На земле все христиане равны, все и священники: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 и Откр.1:6, 5:10 ). 2) И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:6 ). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником, а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» немногие лица, взятые из одного лишь колена Левина ( Исх.28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто-либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти ( Числ.3:10 гл. 16-я и 18:7 и др.). Так и в Новом Завете «никто сам собою не приемлет сей чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон». ( Евр.5:4 ). Если священников не нужно в Церкви потому, что христиане называются «священниками», то не нужно и царей, ибо христиане именуются в Писании ( Откр.1:6 и 5:10) и «царями». А между тем в той же второй главе первого послания апостол Петр учит: «Бога бойтесь, царя чтите» (2:17), а в пятой главе пишет христианам: пастырей ваших умоляю я «сопастырь и свидетель страданий Христовых»...(5:1) и апостол Павел учит, что сам Христос «поставил иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11–12 ). Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его, и если он «царь» на земле, то где принадлежащее ему царство?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010